Люди химба

Образ жизни

Химба — кочевое племя. Их основное занятие и ценность — скот. В нем они видят свой капитал, за его счет живут. Заботой о скоте занимаются мужчины племени. На женщинах же забота о детях, и семейный быт, в условиях полупустыни достаточно жестокий.

Племя живет небольшими деревнями, построенными недалеко от водоема, вокруг центрального загона со скотом. Их дома построены из глины, навоза и грязи, закрепленных на деревянном каркасе.

Для химба характерно билатериальное наследование — когда род матери и отца равны по силе. Сыновья зачастую остаются в доме отца, в то время как дочери переходят в клан мужей. У одного мужчины может быть до 4 жен. Впрочем, связи в племени не ограничиваются, а дети от чужого мужчины воспринимаются мужем с радостью. Ведь с появлением детей здесь связана отдельная традиция.

Верования

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнём (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей» (Henrica von der Behrens 2003: 64).

Сама религия Химба относится к монотеистической религии, где верховным божеством является Мукуру, также важную роль играют духи предков, считается, что если Мукуру только благословляет, то предки могут и благословлять и проклинать. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней, таким образом, чтобы семья не утеряла связь с предками, которые по поверьям Химба выступают представителями Мукуру, так как тот почти всегда занят и пребывает в потустороннем мире.

Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли. Некоторые химба верят, что смерть всегда вызывается вследствие омити, которое было использовано против жертвы из корыстных целей, также, что жертвой часто может избираться близкий родственник или любимый человек. Часто Химба для выявления источника омити обращаются к местным знахарям.

Как питаются в племени Химба

Корова – главное животное, почитаемое представителями племени. Ее молоко и кисломолочные продукты являются основным рационом у этого народа. Мясо в племени едят очень редко. Полезные вещества представители племени ищут в травах, корнях, цветах и других растительных компонентах. Овощи и фрукты представители племени едят редко, считая буквально диковинкой – сухая каменистая почва выращивать полноценный урожай попросту не дает возможности. Из зерновых племя потребляет кукурузу и просо.

Возможно, именно в таком виде питания и заложен секрет красоты женщин племени Химба. Также именно благодаря питанию они отличаются крепким здоровьем и физической силой.

Сила, к слову, представительницам племени нужна. Нет, речь не идет о защите собственной безопасности и жизни своих детей, как бывает в других африканских племенах. Попросту в племени Химба именно женщина является главной исполнительницей всех домашних обязанностей – строительство дома, выращивание культур, уход за детьми и за мужем возлагаются на ее плечи.

Традиционное жилище

Физические нагрузки позволяют представительницам племени оставаться всегда стройными и подтянутыми – о таком теле даже спортивные европейки могут только мечтать.

Благодаря сохранению многовековой культуры и некой первобытности племя служит буквально магнитом для туристов. Мужчины едут полюбоваться на прекрасных женщин, а женщины с надеждой узнать несколько секретов красоты.

История племени

Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.

Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.

В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.

Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.

Вера

Следует сказать, что душа – это основное понятие в верованиях народа. По представлению Химба, мир создан высшим существом Мукуру, который наделил сверхъестественной силой души умерших предков племени, получивших возможность помогать своим потомкам.

Любое начинание всегда должно сопровождаться разрешением умерших. Поэтому каждое утро, чтобы пообщаться со своим Божеством, представители племени зажигают священный огонь Окуруво, который располагается между Краалом (вольером для скота) и главной хижиной вождя.

Когда дым устремляется к небесам, вождь клана получает возможность «поговорить» со своими предками через Высшее Существо Мукуру. Из животных к костру допускаются только собаки.

Гигиена

Женщины племени Химба, фото которых поражают своей красотой, не используют воду в гигиенических целях (моются в воде только мужчины)

Однако все, кто имел возможность с ними общаться, обращали внимание на то, что их тела довольно хорошо пахнут (отсутствуют всякие неприятные запахи). Это связано с традиционным способом ухаживать за собой

Из-за малого количества воды в местах их проживания, женщины принимают «дымовые ванны». Для этого на тлеющие угли раскладывают молодые веточки и листья комми́форы (лат. Commiphora) и ждут появления дыма.

Фото девушки племени химба натирающей себя специальным гигиеническим средством

Склонившись над тлеющими душистыми углями и укрывшись одеялом, женщина начинает интенсивно потеть. При этом тело отлично очищается потом, дезинфицируется и приобретает приятный запах.

Следующий этап – втирание в кожу мази otjize. В ее состав входят охра (природный пигмент, получаемый из пластинчатого редкоигольчатого гематита), ароматический компонент (смолы otjize, комми́фору) и животный жир. Эта смесь тщательно втирается в кожу, придавая ей красновато-коричневый оттенок. Паста защищает кожу от внешних неблагоприятных воздействий. Даже у пожилых кожа выглядит молодо.

Неудивительно, что многие европейцы, впервые увидев женщин племени с их гладкой кожей под красноватой краской, волосами, уложенными в причудливые, но привлекательные прически, признавали их самыми красивыми в мире.

Образование

Народ Химба всеми силами сопротивляется вторжению в их жизнь извне. Они не умеют писать, читать и мало что знают об окружающем мире. В 80–90-х годах XX века, когда в стране шла война (да к тому же разразилась сильная засуха), у Химба пало 90% крупного рогатого скота.

Племя оказалось на грани вымирания (их оставалось не более 5 тыс.). Тогда многие искали помощи и защиты у намибийского правительства, которое обеспечивало их гуманитарной помощью.

В связи с этим часть беженцев отказалась от своих традиций. Они стали носить европейскую одежду, ходить в церковь, отправлять своих детей в школы. Но большинство Химба вернулось к своему привычному образу жизни, который делает их счастливыми.

По мере того, как цивилизация продолжает вторгаться в повседневную жизнь уникального племени, возрастает и риск исчезновения культуры Химба. Но этот процесс может занять десятилетия, поскольку их полукочевая жизнь и сильная привязанность к традициям не дает укорениться новым веяниям цивилизованного мира.

Как живет народ химба

Племя химба всегда вели полукочевой образ жизни, и сейчас не отступают от самобытной культуры, традиционных обычаев, обрядов и свято чтут заветы предков. Они не хотят покидать привычные, но суровые условия проживания и категорически отказываются от всех благ цивилизации. Численность населения химба менее 50 тысяч человек. Проживает племя в сухой и каменистой пустыне Каоколанд, хижины строят из жердей, которые вкапывают в землю, для прочности скрепляют кожаными ремешками и обмазывают глиной.

В хижинах пол земляной, мебели нет, на полу матрасы, набитые соломой. У входа в жилище расположен очаг, в котором постоянно поддерживается огонь.

Дела семейные

К 12-14 годам у каждого члена племени недостаёт четырёх нижних зубов. Это следствие обряда инициации. Зубы выбивают камнем. Хочешь быть взрослым — терпи. К 14 годам молодым людям разрешается вступать в брак, но свадьбы случаются нечасто, так как за невесту надо платить большой выкуп. Свадебный обряд весьма оригинален. Новобрачные ночуют в хижине семьи невесты. Утром они в сопровождении подруг будущей жены покидают родительский дом, выбираясь на улицу непременно на четвереньках. Затем все поднимаются на ноги и, взяв друг друга за набедренные повязки, направляются в сторону «священного огня», где для совершения церемонии молодых уже ожидает вождь. Если кто-то из процессии оступится, обряд придётся повторить, но не ранее чем через несколько недель. Участники церемонии усаживаются вокруг огня, а вождю подносят три сосуда с молоком — по одному из хижин жениха, невесты и самого вождя. Он снимает пробу, после чего к сосудам по очереди прикладываются остальные члены племени. После этого все присутствующие направляются к хижине вождя, где молодожёнам предстоит провести три дня. Чтобы первая брачная ночь прошла успешно, перед хижиной жених и невеста снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки. Самая опасная змея Африки — капская кобра. Её яд парализует жертву, и она умирает от удушья. Даже если мужчина и женщина химба состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. Каждый мужчина может иметь столько жён, сколько в состоянии прокормить. Жёнами можно меняться, а если мужчина отправляется в дальнее путешествие, то пристраивает свою супругу жить с кем-то из знакомых. Такая свобода нравов беспокоит местные власти. Более 20% населения Намибии больны СПИДом, так что химба — своего рода группа риска. Однако в племени к медицинским проблемам относятся философски. Боги дают жизнь, они же её могут и забрать, говорят химба. А вообще, они долгожители: почти все доживают до 70 лет, а некоторые и до ста. Интересна и система правосудия химба. Если, к примеру, муж убивает жену или кого-то из её родственников, то должен выплатить компенсацию в 45 коров. Если жена или кто-то из её родственников убивает мужа, то никакой выкуп не предусмотрен. Власти Намибии убийц никак не наказывают, считая все это внутренним делом племени.

Химба в фокусе реальной жизни

Редко какое поселение химба — полукочевого народа — существует долго на своем месте. Эта деревня — не совсем типичная. На это место племя перебралось около десяти лет назад, забрав с собой кучу детей, как мы бы сказали — из неблагополучных семей, у спившихся соплеменников.

Поэтому здесь много детей, а мужчин почти совсем нет. Их работа — пасти скот, так что они уходят со стадами далеко и надолго. В последние годы мужчины стали уходить в поисках работы также во внешний мир. Подвергшихся его влиянию членов племени легко узнать по западному стилю одежды. Тут мы более пристально глянули на своего проводника. Да, он тоже химба.

Мы вошли в деревню, оглядывая круг крытых соломой глиняных хижин семьи с утоптанной землей перед ними. Бегают и ползают дети, бродят козы и куры, хозяйки готовят завтрак. Утро — на него приходится самая горячая пора у женщин-химба. Повседневных дел у них много: утром надо подоить коров, взбить масло в сосуде из высушенной тыквы, прибраться в доме, сходить за водой, приготовить еду, ну и себе любимой нужно посвятить пару часов для ухода за красотой.

Понятно, конечно, что если деревня открыта для каждодневного посещения незнакомых, и не всегда деликатных, людей, то сделано это с намерением зарабатывать деньги. Но вот сколько в представленном действительного и сколько от шоу для туристов? Поразительно, но, разговаривая и наблюдая за химбами, мы пришли к выводу, что тут никакой постановкой и не пахнет.

Женщины не обращают на нас никакого внимания. Одна — намибийская мадонна с длинным плетением волос, светясь красно-коричневым оттенком, в теньке своей хижины кормит грудного младенца. Крошечный мальчик держится за нее рукой, рядом играют еще два ребенка.

Обычно головки малышам выбривают, но у более старших детей оставляют пучок волос расти на голове.

У мальчиков этот пучок заплетается в одну косу, идущую к спине. У девочек плетут две косички, их направляют в сторону лица. Толстенькие косички свисают на глаза, мешают смотреть, однако косых девчушек не наблюдается.

На голове матери свой убор — нечто, похожее на корону. Это украшение называется Erembe, оно сделано из кусочка кожи и символизирует… Догадались? Ну, конечно, рога коровы — самого ценного и прекрасного существа в глазах потомственных скотоводов.

Для женщин как сама жизнь, так и ее уклад — ничем не отличается от того древнего, который вели их прапрабабушки, разве что добавились современные ножи и аксессуары из пластиковых бутылок. Не изменилась у них и одежда: они по-прежнему ходят в коротких юбках из мягкой кожи и бессчетном количестве украшений на шеях, запястьях, поясе и лодыжках.

Украшения на лодыжках женщин-химба — своеобразная версия обручального кольца, которая может рассказать даже о количестве детей у нее. На представительницах прекрасной половины всех возрастов без исключения тяжелыми килограммами висят браслеты и ожерелья из железа и меди, бесчисленные бусы из стекла, бисера, проводков, семян, подвески с камнями и ракушками, какие-то сухие плоды на ремешках.

Ребятишки постарше одеты в джинсы и футболки, малыши прикрыты кусочками шкуры на тугом ремешке вокруг пояса, у тех кто еще меньше весь наряд составляет излюбленная национальная паста otjize цвета красной охры.

Традиции племени Химба

Поселения Химба строят по кругу. В центре располагают загоны для скота, который окружают своими жилыми постройками. Их дома очень похожи на юрты.

В качестве строительных материалов используют молодую древесину, из нее формируют каркас будущего дома, который затем облепляют грязью и навозом, вся это конструкция великолепно засыхает и закрепляется под лучами жаркого африканского солнца.

До наших дней у племени Химба существует культ предков. Также они проводят ритуалы, в которых используют окорува (священное пламя), т.к. оно является символом неразрывной связи мира живых с миром мертвых. 

Окорува горит постоянно, пока жив старейшина. Когда же он покидает мир живых, его жилище подлежит уничтожению, а само пламя тушиться. Члены семьи старейшины обязаны всю ночь совершать танцевальный ритуал.

Говоря о племени Химба необходимо отдельно остановиться на их внешнем виде

Это племя, как и представители племени Ватуси огромное внимание уделяют своей внешности и уходу за ней

Химба не упускают ни единой мелочи: прическа, разнообразные украшения, одежда – за всем этим тщательно следят, ведь это часть многовековых традиций Химба. Даже только, что появившемуся на свет младенцу одеваются украшения из жемчуга.

Представительницы прекрасной половину Химба ярко выделяются на фоне остальных племен, проживающих на территории Намибии. Это высокие стройные женщины, имеющие красноватый оттенок кожи и особо не обремененные одеждой.

Отсутствие нарядов компенсируется многочисленными украшениями из меди, ракушек, жемчуга и т.д. Украшения носят на руках, ногах, шее, в общем, всюду, где их можно приспособить.

Стоит отметить, что таким образом они не только декорируют себя, но и защищают. Например, браслетами на ногах, от змей, которых в избытке в области Кунене. Также у женщин этого племени великолепная осанка, которая формируется в результате постоянного ношения на голове емкостей с водой.

Вообще женщины Химба весьма привлекательны: стройные фигуры, тонкие черты лица и миндалевидный разрез глаз.

Традиционно Химба покрывают все свое тело, а также лицо и голову своеобразной мазью, в состав которой входит жир, охра и пепел. Поэтому их кожа и имеет красный оттенок.

Также, таким образом, они предохраняют свою кожу от палящего африканского солнца. Кроме того эта смесь обладает своеобразным косметическим эффектом и придает коже эластичность и блеск.

Женщины Химба не имеют привычки мыться, все гигиенические процедуры связаны с этой смесью.  

Традиционными женскими прическами народа Химба являются различные косички, в зависимости, от вида которых можно понять замужем ли девушка. Мужские и детские прически также весьма разнообразны. Кроме того мужчины, состоящие в браке, носят головной убор – тюрбан.

Из-за сложных климатических условий Химба редко контактируют с цивилизованным миром. Поэтому все, что взяло это племя от современных благ цивилизации – это полиэтиленовые пакетики и бутылки из пластика. В них они хранят свои многочисленные украшения и бытовые предметы.

Химба, как и многие другие африканские племена, в частности племя Водаабе серьезно пострадали в период колониального освоения Африки. Этот маленький народ подвергся беспощадному геноциду (массовому уничтожению) в 1904 году.

Его осуществлял представитель немецкой колониальной машины Лотар фон Трот, он же руководил массовыми убийствами и других племен населяющих территорию Намибии, некоторые из них были полностью стерты с лица земли (например, Гереро).

К счастью, Химба удалось избежать подобной участи, однако численность этого племени резко сократилась.

История племени

Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.

Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.

В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.

Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.

Тайна песен племени Химба

Вся жизнь этого народа наполнена песнями. Они — часть их быта и культурное наследие одновременно. У каждого человека в племени есть своя, уникальная песня.

Ее создает мать, когда решает, что хочет забеременеть. Она идет в тихое место и прислушивается, пока не услышит нужную мелодию. Эту мелодию она поет мужчине, который будет отцом ребенка. Ей она обучает повитух, чтобы пели при рождении младенца.

Песня сопровождает человека во всей его жизни. Если ребенок расстроен и плачет, ее поют, чтобы успокоить. Если преуспевает в чем-то — песня звучит как одобрение. С ней мальчики проходят инициацию. Ее же поют, если человек провинился, совершил зло. Все племя собирается вокруг виновного в круг и поет его песню, веря, что так они поселят в его душе мир.

Когда же кто-то из химба заканчивает свой жизненный круг, все поселение собирается, чтобы исполнить его песню в последний раз.

Как появились химба

Первые упоминания о племени можно проследить с XVI столетия, когда оно перешло границу нынешней Анголы и выбрало Каоколенд в качестве новой родины. В то время еще не существовало даже самого слова «химба», поскольку они еще не отделились от племени гереро.

В конце XIX века Намибия сталкивается с безжалостной эпидемией поголовья скота. Большинство животных, от которых зависела жизнь и быт людей, погибли. Племя столкнулось с большим кризисом. Впоследствии люди двинулись на юг и приступили к освоению других регионов, чтобы повысить шансы на свое выживание.

Тем не менее, часть племени решила остаться и вступить в борьбу с безжалостной природой на обжитых локациях. Тогда и произошел раскол между двумя племенами, и химба появилось на свет как таковое.

Забавно, но само слово «химба» в переводе означает нищий. Почему так случилось, что они унаследовали такое нелицеприятное название? Потому, что после раскола многие из тех, кто остались, бродили по огромным просторам Каоколенда в поисках скота и посевов, прося соплеменников о помощи.

Дикие африканские племена, обычаи

Большинство племен живут обособленной жизнью, отрицают дары цивилизации, соблюдают сложившиеся веками устои. Основные занятия, это скотоводство, земледелие, собирательство, рыбалка и охота. Заключение браков происходит только внутри этнической группы, браки межплеменные встречаются очень редко. Родившийся ребенок обречен жить той же жизнью, что и его родители. Каждое племя отличается от множества других верованиями, обычаями, традициями и системой ограничений. Некоторые племена используют одежду, но многие из них ходят голые, иногда прикрывая только нижнюю часть тела.

Племя Мурси в Африке самое интересное

Люди племени выглядит дрябло и болезненно, со свисшими животами и грудью, с сутулыми спинами. Всем девочкам в детстве делают прорезь в нижней губе, чтобы вставить распорку, с каждым годом размер распорки увеличивают. Таким образом губа оттягивается и в нее можно поместить круглую глиняную тарелку

Дело в том, что при выборе невесты, обращают внимание на размер тарелки, чем она больше, тем и выкуп за невесту больше. Еще одна не адекватная традиция – украшения из фаланг пальцев мужской части племени, которые чем-то провинились

У некоторых женщин на такое украшение уходит от 5 до 6 мужски кистей.

Волосы на голове у женщин отсутствуют, поэтому они стараются украсить свою голову различными плодами и листьями.

Племя считается очень воинственным, у многих мужчин есть огнестрельное оружие – автомат Калашникова, которое доставляется из Сомали. Кроме этого, мужчины племени постоянно находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, из-за чего становится еще больше агрессивным.

Хамар африканское племя интересное

Племя насчитывает 40 000 чел., проживает рядом с рекой Омо. Хамар занимается разведением коз, заготовкой зерна, которое хранят в своих хижинах. Когда наступает пора женится юноше, он должен пробежать по спинам быков четыре раза. Только после этого ему разрешено вступать в брак. Если попытка окончилась неудачей, такая возможность предоставляется только через год.

Мужчины племени ночуют в ямах, присыпав себя землей, охраняют территорию и занимаются охотой. Связь с женой разрешена только для продолжения рода. Женщины живут вместе с детьми в хижине, где имеется только спальное место и очаг. Девочек отдают замуж по достижении 12 лет, в день свадьбы невесте одевают ошейник из металла и кожи, который снять просто невозможно. В ошейнике есть отверстие для прута из тростника, которым муж избивает свою жену до крови, Что интересно, обоим эта порка доставляет удовольствие.

Женщинам разрешено между собой вступать в связь, мужчинам иметь 4 жены. Ошейник из металла носит первая жена, последующие жены одевают железные, по количеству можно определить номер жены. Для хамар характерна остановка в развитии, их представители никаких чувств к друг другу не испытывают.

Племя Масаи интересное кратко

Племя постоянно находится в поиске новых пастбищ, из-за чего не редко пересекает границы государств. Масаи заселили саванну на юге Кении и северную часть Танзании. Они многоженцы, для каждой жены муж обязан построить отдельную хижину.

В раннем детстве представители племени прокалывают уши, растягивая их при помощи бамбука, в образовавшиеся прорези вставляют различные мощные украшения. Но, венец красоты, это выбитые зубы, у девочек выбивают два передних нижних зуба, у мальчиков – наверху один зуб.

Татуировки, еще один тренд племени, которые делают с помощью надрезов, которые долго не заживают и гниют в течении месяца. В результате на теле появляются образования в виде рисунка. Это важный момент в жизни каждой девушки, чем больше таких рисунков, тем красивее. Кроме этого, по количеству татуировок определяется выкуп за невесту. Но, это еще не все! Существует традиция предков, которую выполняют женщины по сегодняшний день, они бреют головы и брови. Мужчинам же, наоборот, разрешено отращивать волосы и, даже, заплетать их в косички.

Питание масаев достаточно специфично, они пьют кровь коров, которую пускают, протыкая острой палкой артерию животного на шее. Так же, кровь может смешиваться с молоком, иногда добавляется мука. Мясо масаи едят редко, так как берегут свои стада, используют навоз для строительства хижин.

Глава племени

В социальном плане Химба придерживаются родоплеменной структуры. Каждый является представителем двух кланов: отцовского и материнского. Получается, что деревня представляет собой одну большую семью.

Власть принадлежит главе семейного клана. Главенство обычно передается по женской линии, причем не от матери к дочери, а от бабушки к внучке или от тети к племяннице. Главой племени может быть и старейший мужчина.

Старейшина умеет разговаривать с душами предков. В этом ему помогает священный огонь, который связывает живых и мертвых родственников клана. Вождь следит за тем, чтобы огонь не погас и не прервалась невидимая нить между двумя мирами. На ночь угольки из костра уносят в хижину старейшины. Утром ими воспользуются, чтобы разжечь священный огонь, если тот был ослаблен ночным ветром.

Антропологические исследования

Восприятие цвета и зрение

Названия цветов на языке химба

Несколько исследователей изучали восприятие цветов OvaHimba. OvaHimba использует четыре названия цвета: zuzu обозначает темные оттенки синего, красного, зеленого и пурпурного; вапа белый с некоторыми оттенками желтого; буру — несколько оттенков зеленого и синего; а дамбу — это еще несколько оттенков зеленого, красного и коричневого.

Как и у многих традиционных обществ, химба обладают исключительно острым зрением, которое, как считается, происходит от их выращивания крупного рогатого скота, и им необходимо распознавать признаки каждой коровы.

Тайна песен племени Химба

Вся жизнь этого народа наполнена песнями. Они — часть их быта и культурное наследие одновременно. У каждого человека в племени есть своя, уникальная песня.

Ее создает мать, когда решает, что хочет забеременеть. Она идет в тихое место и прислушивается, пока не услышит нужную мелодию. Эту мелодию она поет мужчине, который будет отцом ребенка. Ей она обучает повитух, чтобы пели при рождении младенца.

Песня сопровождает человека во всей его жизни. Если ребенок расстроен и плачет, ее поют, чтобы успокоить. Если преуспевает в чем-то — песня звучит как одобрение. С ней мальчики проходят инициацию. Ее же поют, если человек провинился, совершил зло. Все племя собирается вокруг виновного в круг и поет его песню, веря, что так они поселят в его душе мир.

Когда же кто-то из химба заканчивает свой жизненный круг, все поселение собирается, чтобы исполнить его песню в последний раз.

Где живет племя Химба

Намибия – относительно небольшая страна с невероятно разнообразной культурой. Здесь проживает чуть более 2 млн. человек, что в среднем составляет всего 3 человека на кв. км. При этом на данной территории насчитывается 12 (только основных) различных этнических групп, включающих множество племен, говорящих на 30 уникальных языках.

Химба – одно из таких самобытных племен, обосновавшихся в Каоколéнде, северо-западной области Нимибии. Предположительно, в стране проживает от 2 до 5 тыс. представителей данного народа. Более точные цифры получить трудно, поскольку Химба населяют отдаленную и малодоступную часть мира

Историю племени можно проследить, начиная с XVI века, когда гереро (народ, от которого Химба ведут свое происхождение) пересек границы Анголы, избрав Намибию своей новой родиной.

Народ был часто на грани вымирания:

  • в середине XIX века гереро были разорены племенем Нама и распались на отдельные группы (примерно в тот период и появилось обидное название «Химба»);
  • в начале XX века их истребляли немецкие колонизаторы, устроив геноцид под руководством генерала Дитриха Лотара фон Трота;
  • в 80-х годах прошлого столетия Химба чуть не исчезли навсегда из-за сильнейшей засухи, уничтожившей их главный источник существования – крупный рогатый скот.

Сейчас ситуация не такая плачевная и численность Химба увеличивается. Однако и сегодня жизнь племени все еще под угрозой. В XXI веке туземцы погибают от гепатита и СПИДа. Эту ситуацию провоцирует полигамность мужчин и женщин. Удивительно, но только благодаря свободе нравов несмотря на высокую смертность с рождаемостью у Химба все в порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector