Парламент франции

Пятая республика во Франции (1958 г. — наши дни)

Падение Четвертой республики

К 1957 г. назрел кризис власти, вызванный отсутствием политического согласия, непоследовательностью правительства в осуществлении планов социально-экономического развития страны (неспособность противостоять усилению монополизма, интенсификация труда), а также косностью в решении колониальных проблем, что выразилось в поражении во Вьетнаме в 1946—1954 гг. и потере всего Индокитая, Марокко и Туниса, затяжная война в Алжире (в 1954—1962 гг.) вверг Францию в омут неразрешимых проблем и поставил перед реальной угрозой гражданской войны.

Противники Конституции 1946 г. сплотились вокруг генерала Ш. де Голля, возглавлявшего в то время алжирский экспедиционный корпус. Де Голль получил от парламента неограниченные полномочия на создание проекта новой конституции Франции.

Конституция Франции 1958 г.

Эта Конституция, закрепившая основы жесткой президентской республики, принцип существования которой сформулирован как «правление народа, народом и для народа», резко сузила права парламента и наделила обширными полномочиями президента и премьер-министра.

Конституция была направлена прежде всего на стабилизацию политической системы четким разделением и уравнением властей между собой.

Первоначально президент как гарант равновесия властей избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. стал избираться путем референдума. Будучи юридически неответственным в своей деятельности перед народом и парламентом, он на весь семилетний срок наделялся широкими полномочиями, в числе которых:

  • подписание и обнародование законов; передача законопроекта в Конституционный суд;
  • предложение о вынесении законопроекта на референдум;
  • принятие актов, не требующих одобрения парламента;
  • роспуск нижней палаты парламента;
  • принятие решения о применении чрезвычайных мер для обеспечения независимости государства, целостности его территории или выполнения им международных обязательств;
  • назначение главы правительства и членов кабинета министров, принятие их отставки;
  • руководство вооруженными силами и др.

Правительство определяет и осуществляет «политику нации», распоряжается администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр несет ответственность за оборону страны, обеспечение исполнения законов, издает акты в порядке регламентарной власти, назначает на военные и гражданские должности.

Парламент республики в настоящее время играет относительно небольшую роль среди иных высших органов государственной власти. Он состоит из практически равноправных Национального собрания и Сената, в котором представлены интересы французских территорий.

В полномочия палат парламента входит принятие законов, объявление войны, установление срока осадного положения и др. Вместе с тем, полномочия парламента всячески ограничиваются прерогативами президента и правительства. Однако в противовес этому парламенту дано право контроля за деятельностью правительства с возможностью вынесения вотума недоверия («резолюция порицания»).

Для контроля за правильностью процедуры избрания президента, депутатов и сенаторов, проведения референдума был создан Конституционный совет. В его состав входят девять членов, три из которых назначаются президентом, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената. Конституционный совет избирается на девять лет, но каждые три года обновляется на 1/3. Бывшие президенты республики входят в него пожизненно.

Гарантом независимости судебной власти является президент. При нем действует Высший совет магистратуры, возглавляемый министром юстиции. Высший совет магистратуры осуществляет высший надзор за судьями и прокурорами. По его инициативе или заключению назначаются кандидатуры членов судов высшей инстанции и чиновники прокуратуры; он выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей и прокуроров.

показать содержание

Местное управление

Усиление централизованного регулирования коснулось и местного самоуправления вместе с территориальной администрацией. Политическая линия реорганизации заключалась в обеспечении исполнения вместо оппозиции, постоянным источником которой были выборные власти. Новая организация местной власти (с сохранением в главном сложившейся административно-территориальной структуры) была установлена законом 17 февраля 1800 г. Согласно общим началам реорганизации, коллегиальность местных властей подавлялась и заменялась единоначалием, местная автономия заменялась централизацией, выборность уступала назначению, низовые административные органы превращались в исполнительные, лишаясь прав решать что-либо значительное. Произошло и частичное видоизменение структуры: уезды переименовывались в округа, одинаковые для городского и сельского управления.

Главной фигурой департаментской администрации стал префект. Его назначал персонально Первый консул (затем император), и ему передавалась вся исполнительная власть. В качестве помощников при нем действовали генеральный секретарь, коллегиальный генеральный совет и исполнительный совет. Советы назначал также глава государства, руководствуясь выборным департаментским списком нотаблей. В округе аналогичное положение занял супрефект. При нем действовал окружной совет из 11 членов – для вотирования некоторых исполнительных решений. В низовых коммунах управление поручалось мэру (в коммунах с населением до 5 тыс. жителей его назначал префект, в более значительных – непосредственно глава государства). У мэра были заместители, а также муниципальный совет – в 10, 20 или 30 членов; членов советов выбирал префект согласно коммунальному выборному списку.

По-особому было преобразовано управление Парижа – с тем чтобы изжить революционно-коммунальные традиции. Городу с окрестностями был придан статус департамента, и он был разделен на 11 округов во главе с мэрами и двумя заместителями (их выбирал глава государства лично). Центральное управление было поделено между префектом департамента и префектом полиции, которые обладали непересекающимися полномочиями и отчасти контролировали друг друга.

Со временем выборность местных советов все более была заменена назначением, состав коллегии выборщиков был сделан пожизненным (1802), а затем вовсе – зависящим от усмотрения императора, который присвоил право определять в местные органы любых, по своему усмотрению, «достойных лиц» (например, членов Почетного легиона).

Система местного управления, сформированная в период Консульства и Империи, оказалась едва ли не самым долгоживущим установлением Империи и не претерпела значительных изменений (кроме выборности советов с 1870 г.) до XX века.

Легитимная монархия: хартия 1814 г.

После краха империи Наполеона I в 1814 г. во Франции была реставрирована монархия Бурбонов. Реставрация осуществлялась на почве временного компромисса между дворянством, желавшим сохранить остатки феодального строя, и верхушкой буржуазии, стремившейся сохранить богатства и преимущества, полученные в ходе революции и правления Наполеона. Политическим выражением реставрации являлась октроированная королем (изданная единолично монархом, как бы дарованная им народу) Хартия 1814 г. Она установила во Франции конституционную монархию. В Хартии содержались ссылки на «божественное провидение» и декларировалось, что «вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля». Прежде всего, Хартия подчеркивала невозможность передела собственности: «Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной» В Хартии нашли свое выражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати о недопустимости преследования за политическую деятельность.

Исполнительная власть осуществлялась королем (он назначал министров), а законодательная – делилась им с палатой пэров и палатой депутатов. Законодательная инициатива принадлежала только королю (осуществлялась путем издания королевских ордонансов). Монарх утверждал и обнародовал законы, от его имени осуществлялось правосудие, им же назначались судьи. Несмотря на это, нельзя было говорить о восстановлении королевского абсолютизма дореволюционного образца. Палата пэров целиком назначалась королем, пэры могли быть как пожизненными, так и наследственными. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Король созывал палаты на сессию, мог объявлять перерывы в их работе, распускать палату депутатов. Избирательное право носило «сверхцензовый» характер. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет. уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (таковых было не более 15 тыс. человек). От депутата требовалось достижение 40 лет, уплата прямого налога в 1 тыс. франков (таких лиц на всю страну набиралось не более 5 тыс.). Таким образом, в выборах участвовала лишь аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывал Людовик XVIII Вместе с тем «легитимная монархия» Бурбонов сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.

После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. произошла «вторичная» реставрация монархии и власти стали проводить политику полного восстановления абсолютизма. В 1820 г. был принят Закон «О двойном вотуме», который предоставлял право крупным налогоплательщикам иметь два голоса при выборах в палату депутатов. Закон о выплате эмигрантам, потерявшим в ходе революции земли, компенсации, вызвал недовольство королевской политикой. Правительство Карла X было свергнуто в июле 1830 г. Карл X бежал из Франции, престол был передан герцогу Луи Филиппу Орлеанскому. Государственный строй Франции после июльской революции – «июльская монархия».

Краткий конспект лекций по курсу


ЛЕКЦИЯ 14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ФРАНЦИИ

Конституция Франция.

Правовое регулирование общественных объединений.

Высшие органы государственной власти Франции.

1. Конституция Франция

Французская республика является высокоразвитым европейским государством. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственного устройства — сложное унитарное государство.

Конституция Франции состоит из Основного закона 1958 г., Декларации прав человека 1789 г., преамбулы конституции 1946 г.

Конституция Франции не велика по объему.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности.

Право предлагать поправки к Конституции принадлежат Президенту, который должен делать это по предложению правительства.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение происходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими парламентами. Затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат).

Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть данного органа назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената, председателем Национального собрания.

2. Правовое регулирование общественных объединений.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии. Во Франции действует несколько десятков политических партий. Они постоянно изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия.
Наиболее крупными из них являются: Французская социалистическая партия, Французская коммунистическая партия, Объединение в поддержку республики, Республиканская партия, Национальный фронт.

Во Франции действуют предпринимательские союзы, которые имеют различные формы: национальные, отраслевые, торгово-промышленные, союзы работодателей и др.

Профсоюзы во Франции организованы в основном по производственному принципу.

Во Франции действует избирательный кодекс, кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г.
Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие 18 лет.

3. Высшие органы государственной власти Франции.

Законодательная власть в стране осуществляется парламентом. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополий и 22 — от заморских территорий) и Сената (321 чел.). Французский парламент имеет свободный мандат. Каждая палата имеет бюро, постоянные и специальные комиссии.

Исполнительная власть Франции бицефальная (двойственная), т.е. состоит из двух элементов: Президента республики и правительства. Президент избирается на 5 лет гражданами страны (с 2000 года). Президент обладает большими полномочиями,

которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрасигнатуры Премьер-министра.

Во Франции пять различных ветвей осуществления правосудия:

  1. Общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями — медиаторами.
  2. Иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела, дело рассматривает либо один судья, либо несколько профессиональных судей.
  3. Различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.).
  4. Иерархическая система административных судов.
  5. Особое звено судов присяжных.

4. Местное самоуправление и управление.

Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена (кроме округов) считаются территориальными коллективами, т.е. в них имеются выборные органы управления.

В регионах, объединяющих 3-8 департаментов (всего26 региона) избирается региональный совет. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель.

В департаментах (их 96) избирается генеральный совет на шесть лет по мажоритарной системе. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета.
Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это региональный префект. В департаменте — префект департамента. В округе — супрефект.

>

литература

  • Конституция Française: La Documentation Française No. 1.04. Париж 2005, ISBN 978-2-11-005490-6 (французский).
  • Жорж-Марк Бенаму : Французская комедия — Choses vues au coeur du pouvoir . Fayard, Париж, 2014 г., ISBN 978-2213678450 (французский).
  • Удо Кемпф: От де Голля до Ширака. Французская политическая система , Westdeutscher Verlag, Opladen 1997, ISBN 3-531-12973-2 .
  • Адольф Киммель : Конституционный текст и живые конституции , в: Мариелуиз Кристадлер и Хенрик Утерведде, изд .: Country report France.

    снова в Kimmel & Uterwedde, Ed .: Country Report France. История, политика, экономика, общество. VS Verlag , 2 отл. Издание Висбаден 2005 г., ISBN 3-531-14631-9 , стр. 247-267.

    Серия публикаций Федерального агентства гражданского просвещения, Том 360, Бонн, 1999.

  • Адольф Киммель: Законодательство во французской политической системе . В: Вольфганг Исмайр (ред.): Законодательство в Западной Европе. Страны ЕС и Евросоюза. VS Verlag, Висбаден 2008, стр. 229-270.
  • Николаус Марш, Йоан Вилен, Матиас Вендел (редакторы): французское и немецкое конституционное право. Springer, Берлин / Гейдельберг, 2015 г., ISBN 978-3-642-45053-2 .
  • Требование Йорга: Франция с 1945 года . UTB, Геттинген 2011, ISBN 978-3825235369 .

О стране

  • Общая информация

    • Аренда автомобиля

    • Валюта и банки

    • География

    • Государственное устройство

    • Государственные символы

    • Евротоннель

    • Климат

    • Международные аэропорты Парижа

    • Население

    • Национальные черты французов

    • Поезда во Франции

    • Религия

    • Французская кухня

    • Шоппинг

    • Языки

  • Советы путешествующим

    Возврат TAX FREE

Государственное устройство

По государственному устройству Франция представляет собой республику, в которой смешиваются черты президентской и парламентской форм. Главой правительства является президент, во Франции его выбирают на семь лет с помощью всеобщего голосования, состоящего из двух туров. Если первый тур не показывает абсолютное большинство голосов за одного из кандидатов, назначается второй тур. 

Функции французского президента обширны: он может назначать премьер-министра и министров без разрешения Парламента, руководить вооруженными силами, назначать выборы, распускать Национальное собрание.

Национальное собрание – одна из двух палат французского парламента. Известная также как Национальная ассамблея, это нижняя палата, располагающаяся в Бурбонском дворце в столице. Собрание включает в себя 577 депутатов, избирающихся с помощью выборов на пять лет. Их функции – принимать новые законы и контролировать действия правительства. Президент имеет право распустить нижнюю палату по результатам консультации с премьер-министром и представителями парламента. 

Верхняя палата парламента Франции – Сенат. Это также законодательный орган, который состоит из 348 сенаторов. В отличие от Национального Собрания, Сенат преимущественно консервативный, так как закрепилась традиция предпочитать представителей аграрных департаментов страны. Кроме того, президент не может распустить Сенат, что гарантирует стабильность работы этого органа. Смена состава в нем происходит каждые 3 года, при этом около половины депутатов заменяются. Сенат может использовать право «вето» на внесение поправок в Конституцию, но в остальных случаях последнее слово всегда остается за Национальным собранием.

Законодательная власть Парламента значительно ограничена конституцией, которая предписывает определенный круг задач для этого органа. Остальные вопросы должно решать правительство. 

Исполнительная власть во Франции принадлежит президенту и Правительству, которое носит название Совет Министров. Нельзя быть одновременно членом Правительства и Парламента, то есть иметь в руках законодательную и исполнительную власть. Национальное собрание может объявить вотум недоверия правительству большинством голосов. 

Во Франции действует специальный орган контроля Конституции – Конституционный совет. Он был создан в 1958 году, когда была принята действующая сегодня Конституция Пятой республики. В его составе всего 9 человек, среди которых обязательно должны быть бывшие президенты Франции. Конституция во Франции имеет длительную историю, впервые ее приняли в 1791 году, в результате Великой французской революции. Современная конституция была создана по инициативе Шарля де Голля, она учредила пост Президента и Премьер-министра, превратив Францию в смешанное государство из парламентского. Премьер-министр Франции обязан следить за выполнением законов, назначать некоторые должности, нести ответственность за национальную оборону. 

При правительстве также работает консультативный орган – Экономический и социальный совет, который выносит заключения по законопроектам экономической и социальной направленности. Никаких решений он принимать не может, и его консультации не носят обязательный характер.

Несмотря на долгий опыт страны в качестве империи, сегодня Франция – чисто унитарное государство с децентрализованной властью. Территория разделена на 96 департаментов, каждый из которых также поделен на коммуны. Также в стране есть 22 области. В этих административных единицах действуют свои органы самоуправления – так называемые генеральные или муниципальные советы. Особой единицей является Корсика, в которой есть свои законодательный и исполнительный органы. Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.

Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.

Далее: Государственные символы ›

Аренда лучших шале для роскошного горнолыжного отдыха и встречи Нового Года в Альпах ФранцииМы подобрали для вас самые эксклюзивные варианты шале и апартаментов в Куршевеле, Мерибеле, Межеве и Валь-д-Изере.

Государственный строй первой империи

В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию.

Новая конституция (Конституция Наполеона) была принята на плебисците 24 декабря 1799 г. По этому акту исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула – Н. Бонапарта. Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями. Особенность переворота: осуществлен посредством заговора политической «верхушки» при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов государственной власти.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Он был фактически диктатором, так как назначал и смещал министров, членов Государственного совета, весь командный состав армии и флота. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Законопроекты предлагались от имени правительства первым консулом, редактировались Государственным советом, обсуждались Трибунатом (одна из законодательных палат) и принимались или отвергались целиком без прений Законодательным корпусом (триста «немых») – вторая из законодательных палат. Государственный совет в количестве 30–40 человек назначался первым консулом, Законодательный корпус (300 депутатов старше 30 лет) и Трибунат (100 трибунов старше 25 лет) формировался Охранительным сенатом (24 сенатора, пожизненно избираемых, старше 40 лет) – органом, который осуществлял высший надзор за конституционностью законов, а в дальнейшем получил право изменять конституцию сенатус-консультами. Законодательный корпус и Трибунат формировались следующим образом: все французы старше 21 года (за исключением лиц, служивших по личному найму) выбирали 1/10чи» ела граждан каждого коммунального округа (коммунальный список); граждане, вошедшие в этот список избирали из своей среды 1/10 часть в окружной список; из этого списка тем же самым способом составлялся департаментский список. Из департаментского списка 1/10 попадала в национальный список, и из него Охранительный сенат подбирал членов Законодательного корпуса и Трибуната. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало центральное правительство.

По итогам плебисцита 1802 г. Н. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии. 18 мая 1804 г. был принят органический сенатус-консульт XII года. Франция называлась «республикой», управление которой вверялось Наполеону I с титулом императора французов. Наполеон заключил конкордат с римским папой, по которому католицизм признавался религией большинства французов.

Роль референдумов

Президентско-парламентская форма правления Франции в отличие от монархии допускает прямой способ волеизъявления народа в виде плебисцита. Если поправка к какому-нибудь закону, уже принятую двумя палатами парламента, то граждан страны могут попросить его ратифицировать путём учредительного референдума (статья 89).

Конституция предусматривает проведение законодательных референдумов, в соответствии с которыми президент республики уполномочен представлять законопроект, связанный с общей организацией государства, на рассмотрение членов общества (статья 11). Эта процедура успешно использовалась дважды при решении алжирского вопроса о независимости:

  1. Сначала в январе 1961 года, чтобы утвердить самоопределение в Алжире (когда за него проголосовало 75 процентов).
  2. И снова в апреле 1962 года, одобрив Эвианское соглашение, которое дало Алжиру независимость. от Франции (когда 91 процент проголосовал за).

Использование процедуры плебисцита для внесения поправок в Конституцию без прохождения предварительной фазы получения парламентского одобрения является конституционно сомнительным, но оно привело к значительному результату, когда в октябре 1962 года выборы президента по всеобщему голосованию были утверждены 62 процентами из тех, кто голосовал. Однако в апреле 1969 года на референдуме, касающемся преобразования Сената в экономический и социальный совет и реформы региональной структуры Франции, менее половины проголосовали за, что привело к отставке президента де Голля.

В конце ХХ-го века национальные референдумы были встречены низкой явкой избирателей. Процедура использовалась в 1972 году для расширения Европейского экономического сообщества (ЕЭС) путём предлагаемого добавления Дании, Ирландии, Норвегии и Соединённого Королевства; в 1988 году за предполагаемый будущий статус заморской территории Новой Каледонии; и в 1992 году для утверждения Маастрихтского договора, в соответствии с которым был учреждён Европейский союз.

В 1995 году, когда в Конституцию были внесены незначительные изменения, рамки использования референдума было расширены, и в него было включено предлагаемое законодательство, касающееся экономической и социальной жизни страны. Референдум 2000-го года сократил президентский срок с семи до пяти лет.

Заморские территории

Статус многих заморских территорий Франции — пережитков Французской империи — изменился в 1970-х годах. Независимость была провозглашена в 1975 году архипелагом Коморских островов в Индийском океане, за исключением острова Майотта, который предпочёл остаться в рамках французского правления. В 1977 году Джибути на Африканском Роге; и в 1980 году англо-французским Тихоокеанским кондоминиумом Новых Гебридских островов под именем Вануату.

Майотта была повышена до статуса территориального коллектива в 1976 году, а в Северной Америке островная территория Сен-Пьер и Микелон была повышена до того же статуса в 1985 году. Франция также предоставила Майотте, известной как департаментский коллектив с 2001 года, статус заграничного департамента в 2011 году. Единственными местами, сохраняющими статус заморских территорий, являются Французская Полинезия (со столицей в Папеэте на острове Таити), Новая Каледония, острова Уоллис и Футуна в Тихом океане и претензии на земли Адели в Антарктиде.

Эти территории обладают значительной автономией, за исключением вопросов, касающихся дипломатии и обороны. Они управляются через различные административные структуры, обычно с участием выборного совета и исполнительного директора, подчиняющихся представителю Французской Республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector