Население города хабаровск по данным росстат

Пол и возраст

Для изучения демографической ситуации важно выяснить состав населения Хабаровска по полу и возрасту. Количество женщин превышает число представителей мужского пола

Согласно официальной статистике, на 1000 мужчин приходится 1113 женщин. Неравномерное распределение прослеживается еще с 1941 – начала Великой Отечественной Войны. Много мужчин не вернулось с фронта. Меньшая доля мужского населения обусловлена высоким рейтингом преждевременной смертности среди мужчин.

Средний возраст населения города постепенно увеличивается. Численность детей, подростков составляет 18,8 процента, на 0,2% больше, чем 2021. Количество жителей трудоспособного возраста составляет 58,2 процента. Прослеживается постепенное снижение численности. Сегодня четверть хабаровчан находится в пенсионном возрасте.

Промышленные предприятия и экономика

Заводы Хабаровска составляют основную часть промышленного города. Насчитывается 86 главных предприятий индустрии. Основные виды деятельности:

  • производство по обработке;
  • распределение и производство воды, электроэнергии и газа;
  • связь и транспорт;
  • машиностроение;
  • обработка металла;
  • деревообрабатывающая и топливная промышленность;
  • строительство;
  • предоставление услуг общественного питания и торговля;
  • развита деятельность в сфере недвижимости.

Так как город нуждается в развитии современной инфраструктуры и в строительстве жилищных комплексов, в городе существует механизм по привлечению инвестиционных вложений на долговременной основе. В 2008 году было привлечено около 46 млн рублей инвестиций на строительство.

Здесь функционируют около 28 муниципальных предприятий, которые работают в 7 отраслях хозяйства. Они составляют сектор экономики административного центра. Суммы их активов равняются 13,1 млрд руб.

Администрация города Хабаровска разработала стратегический план развития до 2020 года. Приготовлено 60 целевых программ, большая часть которых направлена на экономическое и социальное развитие. Для реализации необходимо:

  • создание хороших, безопасных условий для горожан;
  • создание научно-технического центра в регионе;
  • формирование торгово-транспортной логистики в регионе;
  • улучшение работы административно-политического центра РФ на Дальнем Востоке.

Актуальная статистика

Согласно официальным данным, предоставленным Росстатом, население города Хабаровск уменьшилось, по сравнению предыдущим периодом. На 2021 год количество горожан насчитывало 617 473. Статистика на 2021 год показывает численность населения Хабаровска: 616 372 горожан.

Важным параметром для демографического анализа является плотность населения. Параметр определяет число жителей на 1 км2. Значение напрямую зависит от площади города. В городе Хабаровск на 2020 плотность составляет 1596,82 жителя на км2.

При оценке демографической ситуации ключевую роль играет естественный прирост населения города. Параметр отображает соотношение количества родившихся/умерших.

Рождаемость за первый квартал 2021 – 5 415 единиц. Населенный пункт занимает 18 позицию по Российской Федерации, 5 место среди субъектов Дальнего Востока. Смертность за указанный период насчитывает 7 182 единицы. Показатель естественной убыли числа обитателей составил -3,3/1000 лиц. Значение – меньше среднего по Российской Федерации: -3,7.

Мост «Амурское чудо»

Хабаровский мост, он же «Амурское чудо» и бывший Алексеевский мост, перекинут через реку Амур. Построен он был более сотни лет назад, как исключительно железнодорожный (со временем над железной дорогой появился ярус автомобильной дороги) и до 2009 года имел статус самого длинного моста России. Сейчас он находится на 8 месте – после Крымского, Владивостокского, двух Питерских и других.

До 1917 года мост носил имя царевича Алексея (наследника царя Николая II) и звался «Алексеевским» или «Царским». Автором колоссального для того времени проекта стал профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. На Всемирной выставке, проходившей в 1908 году в Париже, проект Амурского моста (вместе с Эйфелевой башней) получил золотую медаль.

Амурский мост, соединивший два берега реки Амур, стал венцом в строительстве Транссибирской магистрали и автомобильной трассы «Амур», ведущей от Читы до Хабаровска. До 1975 года, когда был возведен мост недалеко от Комсомольска-на-Амуре, Амурское чудо было единственным связующим звеном этих частей России.

В 90-х годах прошлого века мост подвергся реконструкции – арочная часть и пролетные строения к этому времени весьма износились. Однако старый мост не пропал бесследно – одна из его частей является ценнейшим экспонатом, открытого здесь же музея Амурского моста. Помимо прочего, в музее можно узнать историю всего пути постройки от Алексеевского моста до Амурского чуда. Однако записываться сюда стоит заранее – зачастую места на экскурсии занимают на недели вперед.

Железнодорожный транспорт

На Дальнем Востоке активно развивается железнодорожное строительство. История городского вокзала еще начинается с правления великих Романовых. По историческим данным, именно они заложили первый камень туда, где сейчас проходят крупнейшие железнодорожные трассы, перевозящие огромные грузы и большое число пассажиров.

В 1891 году построили Уссурийскую железную дорогу, а уже в 1897 году была проложена дорога между Хабаровском и Владивостоком. Сооружение Амурского участка Транссиба превратило город в крупный транспортный узел. Так появился ЖД вокзал Хабаровск-2. Впоследствии был построен крупный Железнодорожный район.

ЖД вокзал Хабаровск-1 — это пассажирская железнодорожная станция, которая впечатляет всех приезжих своей оригинальной архитектурой. Была открыта в 1905 году. Расположен вокзал в центре самого города. На свой сто десятый год вокзал был полностью обновлен за счет средств городского бюджета, при участии местных меценатов. От прежнего вокзала остался нетронутым только известный памятник Е. П. Хабарову, который стоит на привокзальной площади.

География

Географическое положение

Хабаровский край расположен в восточной части Российской
Федерации, в Дальневосточном федеральном округе. На севере граничит с Магаданской
Областью и Республикой Саха (Якутия), на западе с Еврейской автономной областью,
а также Китаем, на юге с Приморским краем, с севера-востока и востока омывается
Охотским морем, с юго-востока — Японским морем. От острова Сахалин отделяется проливами
Татарский и Невельского. Помимо основной, континентальной части, в состав края
входят несколько островов, среди них самые крупные — Шантарские. Общая
протяжённость береговой линии — около 2 500 км, включая острова — 3 390 км.

Территория края простирается с юга на север на 1 800 км, с запада на
восток — на 125—750 км. Общая площадь территории края составляет 788 600
км², это 4,5 % всей территории страны.

Климат

Климатические условия меняются при движении с севера
на юг, зависят также от близости к морю и от формы и характера рельефa.

Зима в крае — продолжительная, малоснежная, суровая.
Средняя температура января от −22°C на юге и до −40°C на севере, на
побережье от −18°C до −24°C. Абсолютный минимум температуры даже на
юге края достигает −50°C. Лето жаркое и влажное. Средняя температура июля
на юге +20°C,
на севере около +15°C.

Годовая сумма осадков колеблется от 400—600 мм на
севере и до 600—800 мм на равнинах и восточных склонах хребтов. На юге края до
90 % осадков выпадает с апреля по октябрь, особенно много их в июле и августe.

Часовой пояс

Весь Хабаровский край находится в часовом
поясе, обозначаемом по международному стандарту как Vladivostok Time Zone
(VLAT/VLAST). Смещение относительно UTC составляет +10:00 (VLAT, зимнее
время) / +11:00 (VLAST, летнее время), так как в этом часовом поясе
действует переход на летнее время. Относительно Московского времени часовой
пояс имеет постоянное смещение +7 часов и обозначается в России соответственно
как MSK+7. Владивостокское время отличается от поясного времени на один час,
так как на территории России действует декретное время.

Аэропорты

В Хабаровске функционируют два аэропорта — «Новый» и «Малый». Первый является аэродромом федерального значения, имеет статус международного. Аэропорт «Малый» используется для перелетов по Хабаровскому краю, в частности — до населенных пунктов Аян, Чумикан, Херпучи и Новокуровка (время от времени пункты назначения добавляются или исключаются). В основном, на «Малом» обслуживаются легкие самолеты типа Ан-28, а также различные модификации вертолетов Ми-8.

Международный аэропорт «Новый» имеет большое значение для России, т.к. находится в центре пересечения воздушных путей Китая, Японии и Кореи. Основные количество зарубежных вылетов в основном приходятся на эти страны. География полетов по территории России охватывает как европейскую, так и азиатскую части страны. Прямые вылеты совершаются до Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Якутска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Анадыря и по другим межрегиональным направлениям.

До хабаровского аэропорта из города ходит общественный транспорт — автобусы, маршрутные такси и троллейбусы.

Утес

На территории набережной находится одна из визитных карточек города – утес. Задолго до появления в здешних землях русского народа здесь жили дауры, нивхи, дючеры и другие малочисленные племена. В середине 17 века подножие утеса занимало стойбище Бури, где селились гольды – предки нанайцев. Они прозвали скалу «Мама хурээни», т.е. «Старухина гора». По их преданиям на утесе находилось жилище шаманки. По одной из легенд у шаманки на горе был волшебный бубен, который мог ответить на абсолютно любой вопрос или исцелить от страшных болезней.

Здание на утесе

Для Хабаровска утес сыграл стратегическое значение – на протяжении практически всей истории города скала служила смотровой площадкой. Одна из самых известных легенд города связана именно с этим местом – 5 сентября 1918 года здесь расстреляли и сбросили вниз с обрыва австро-венгерских военнопленных музыкантов. Долгое время на здании, построенном на утесе, висела мемориальная доска, напоминавшая жителям о трагической истории (сейчас табличка хранится в фондах Градековского музея).

На сегодняшний день существует несколько версий о причине столь жестокой расправы с музыкантами – одни говорят, что на параде в честь взятия города казаками белогвардейского атамана Калмыкова музыканты вместо «Боже, Царя храни!» исполнили «Интернационал», за что и поплатились. Другие предполагают, что казаки приревновали к музыкантам местных женщин – изрядно подвыпив в одном из кафе, калмыковцы сначала разгромили заведение (в нем давали выступление музыканты), а затем схватили австро-венгров и потащили их к утесу.

Ограждение вокруг памятника Муравьеву-Амурскому

Здание, спроектированное архитектором Петром Стариковым, на вершине утеса появилось в период Великой Отечественной войны. Основная цель осталась все та же – башню здания использовали как военный пост для наблюдения за воздушным пространством. В последствии здание сменило немало хозяев и функций – здесь располагалась морская школа ДОСААФ, несколько разных кафетериев – пока в 2013 году его не передали Хабаровскому краевому музею.

Напротив здания на утесе, на пригорке находится памятник Муравьеву-Амурскому, окруженный толстой якорной цепью продетой через пушечные рымы. Интересно, что о возведении этого монумента просили горожане Благовещенска – они даже выбрали место, куда стоило бы установить памятник. Однако что-то пошло не так, и фигура генерал-губернатора была установлена в Хабаровске. Памятник стал самым крупным по размерам монументов в дореволюционной России – его высота достигала 16 метров. Кстати, именно он тот самый «дядька с 5-тысячной купюры».

Какая река в Хабаровске протекает

Амур – это самая крупная река на всём Дальнем Востоке. Протекает эта река в Хабаровске, Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре. Самыми крупными её притоками являются Бурея, Зея, а также частично протекающие по территории Китая Уссури и Сунгари. Кроме того, к основным притокам относят Анюй, Горин, Амгунь, Гур, Аргунь, и другие. Площадь водосбора этой могучей дальневосточной реки составляет более двух миллионов квадратных километров. А водосток составляет 11 тыс. куб. м. в секунду. Среди крупнейших водных потоков Российской Федерации Амур (река в Хабаровском крае) занимает почётное четвёртое место, уступив пальму первенства лишь таким исполинам, как Лена, Енисей, Обь.

Эта река образуется при слиянии Шилки и Аргуни, протекает по территории Дальневосточного края до впадения в Сахалинский залив. Если считать длину реки от слияния до устья, получится 2,8 тысяч км. Вместе с Шилкой эта длина составит 4,5 тыс. км. Это при том, что около трёх тысяч километров русла Амура является государственной границей между Россией и Китаем.

Максимальная ширина реки наблюдается у села Троицкое (5 километров), а самая большая глубина – на участке реки возле мыса Тырский (56 метров).

История Хабаровска в XX веке

Дореволюционная история Хабаровска увенчалась строительством Амурского моста. Грандиозный даже по нынешним меркам проект стал заключительным звеном Транссибирской магистрали. «Стальная стрела из прошлого в будущее» установила прямое железнодорожное сообщение между двумя берегами великой реки.

Первые полвека истории Хабаровска население росло медленно. Так, к переломному 1917 году оно составляло немногим более 50 тыс. человек. К концу Гражданской войны это число сократилось вдвое и восстановилось только к 1926-му.

История
Хабаровска. Революция и Гражданская война

Большое число достопримечательностей Хабаровска
связано с событиями Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской
войны.

Революционные преобразования в Хабаровске, как провинциальном городе, проходили мирно. Все ограничилось массовыми митингами на Николаевской площади в поддержку сначала буржуазной революции, а затем и социалистической.

Однако начавшаяся вскоре Гражданская война, отягощенная иностранной интервенцией, не обошла стороной столицу Приамурья. Как и по всей России, на Дальнем Востоке началась резня между красными и белыми. Черные колониальные войска вступили в Хабаровск. Город несколько раз переходил из рук в руки, а большая часть хозяйства была разрушена либо разграблена.

  • Американские солдаты идут парадным строем по ул. Муравьева-Амурского. Март 1920-го
  • По главной улице города маршируют японские экспедиционные войска

5 сентября 1918 года в Хабаровск входят войска атамана Калмыкова. Белоказаков поддерживают 12-ая японская дивизия и силы Чехословацкого корпуса. Пребывание белых продолжалось до февраля 1920-го и все это время сопровождалось выслеживанием большевиков и им сочувствующих, жестокими пытками и расправами.

Памятник партизанам поставлен над оврагом, где в 1918-1920-е гг. подчиненные Калмыкова расстреляли и закопали тысячи хабаровчан

После антиколчаковского переворота во Владивостоке направил революционные войска Приморья освободить Хабаровск. В феврале 1920 года партизаны красного командира Булгакова-Бельского выбили калмыковцев из города.

5 апреля 1920 г. произошло нападение японцев на Хабаровск. В 9 часов утра начался артиллерийский и минометный обстрел мирного города. Днем японская пехота и кавалерия ворвались на улицы. Хабаровск превратился в арену боев между силами Японской императорской армии и стоявшими в городе красными партизанскими отрядами.

, где стоял состав с боеприпасами для частей Народно-революционной армии. Оборонявшая военное имущество полурота моряков-амурцев во главе с Николаем Хорошевым заняла круговую оборону. Под шквальным огнем японской артиллерии и непрекращающихся атаках железнодорожники успели перегнать со станции Хабаровск-1 на левый берег Амура 88 груженных вагонов. Почти все оборонявшие вокзал моряки пали в том бою. Погиб и коммунист Хорошев.

Многие матросы и солдаты, защищавшие Советский Дальний Восток в те лихие годы, похоронены на братской могиле в Краснофлотском районе города. В 1932 на этом месте поставили обелиск с памятной надписью и именами захороненных бойцов.

Мемориал матросам Амурской речной флотилии

В 1921 году ситуация в Дальневосточной Республике осложняется. Хабаровск вновь занимают белогвардейские отряды. На этот раз генерала Викторина Михайловича Молчанова. Москва производит замену военного руководства. Главнокомандующим НРА ДВРНародно-революционная армия
Дальневосточной республики назначают В. К. Блюхера.

Решающее сражение между частями НРА и войсками генерала Молчанова произошло на сопке Июнь-Корань в феврале 1922-го. Оно закончилось победой красных и стало переломным в Гражданской войне на Дальнем Востоке. Боясь быть отрезанными от японских союзников, «молчановцы» бросили Хабаровск. И красногвардейцы без боя вошли в город. На этом Гражданская война для Хабаровска закончилась.

В 1956-м на Комсомольской площади благодарные потомки установили памятник героям Гражданской войны 1918-1922 гг. А в 1975-м в Хабаровском краеведческом музее открыли панораму «Волочаевская битва».

История
Хабаровска во время Великой Отечественной войны

Ряд достопримечательностей Хабаровска посвящен Великой Отечественной войне. В 1975-ом страна отмечала 30-летие Победы. В связи с этим в Хабаровске открылось несколько памятников и мемориальных комплексов.

На Урядовском утесе в начале улицы Ленина появилась первая очередь площади Славы. Кроме того, в разных частях города в качестве памятников поставили реально воевавшую технику:

  • танк Т-34 на ул. Лермонтова;
  • истребитель Су-7Б на Восточном шоссе;
  • речной бронекатер в северной части города;
  • артиллерийское орудие ЗИС-3 на территории завода Дальдизель.

О городе

Город Хабаровск – крупнейший на Дальнем Востоке. Площадь города составляет 386 км². Расположен на правом берегу реки Амур, в центре пересечения транспортных путей.

Территория современного населенного пункта являлась спорной до середины позапрошлого века. Продолжительный период из-за нее вели споры Российская и Цинская империи. 1858 – территория отошла России. Днем основания поселка считается 31 мая (по старому стилю) 1858. Первое название созданного поселения – Хабаровка. Трудно установить, сколько лет Хабаровску – вначале основали поселение, расширившееся позже.

Полноценная застройка поселения началась в 1864. Вскоре число постоянных обитателей Хабаровки насчитывало 1294 единицы. Большинство – солдаты, офицеры русской армии. По состоянию на 1880 поселение было крупным, количество жителей насчитывало 2036. Спустя 13 лет было официально принято нынешнее название, началось строительство железной дороги.

В период гражданской войны проходили ожесточенные бои между Красной армией и войсками Временного правительства, происходили наступления вооруженных сил Японской армии. Гражданская война закончилась победой большевиков.

В конце 1922 в городе окончательно укрепилась власть Советов. В 1938 присвоили статус центра Хабаровского края. Постепенно развивалась промышленность, транспорт, возводилась архитектура В период Великой Отечественной Войны в городе находилась ставка командования Дальневосточным фронтом, населенный пункт носит статус «Города воинской славы».

Населенный пункт разделен на 5 административных районов: Центральный, Краснофлотский, Кировский, Железнодорожный, Индустриальный. Cогласно исследованию журнала Forbes, город занял второе место по благоприятному климату для ведения бизнеса в Российской Федерации. Первенство досталось Краснодару.

На территории современного населенного пункта действует множество высших учебных заведений, научных организаций, объектов культуры: кинотеатров, театров, филармоний. Существует множество Средств Массово Информации, работающих в городе. Например, газета «Амурский меридиан», Телеканал «Губерния», радиостанция “Восток России”. Доступно вещание многих федеральных каналов и радиостанций.

В городе базируется Министерство по развитию Дальнего Востока, штаб Восточного Военного округа, администрация Хабаровского района.

9 июля 2021 года начались массовые протесты, политические митинги. Причина – задержание губернатора Сергея Фургала по обвинением в организации заказных убийств. Исполняющим обязанности губернатора назначен председатель комитета Государственной Думы Михаил Дегтярев. Кандидатура вызвала волну недовольства митингующих. 25 июля 2021 г. – уличные протесты, демонстрации, пикеты продолжаются. Политическая ситуация нестабильна.

Экологические проблемы

На какой реке стоит Хабаровск и многие другие города Восточной Сибири? Это знаменитая на весь мир река Амур. Однако от степени ее загрязнения во многом зависит и экологическое состояние территории. За последние десятилетия Амур столкнулся с серьёзными проблемами экологического характера. Основная причина – густонаселённые китайские территории вдоль рек Уссури и Сунгари. В этом регионе проживает около 100 млн. жителей, что не может не сказаться на уменьшении популяции рыб, животных и сокращении ареала их обитания. Огромное влияние на экологическую обстановку оказывают промышленные отходы, сбрасываемые как с российской, так и, в особенности, с китайской стороны. Негативное влияние на гидрологический режим этого водного объекта оказывают гидроэлектростанции на Зее, Бурее, Сунгари. Конечно, если брать в расчет, на какой реке стоит Хабаровск и другие города Дальнего Востока, то проблему нужно обязательно как-то решать.

Доклад №2

Река Амур (от слова “дамур” и – большая река)протекает по России, Китаю и Монголии и является самой большой рекой на дальнем востоке. Амур также является и одной из круйпнейших рек Китая.

Длина реки составляет 2824 километра, площадь бассейна же составляет 185 000 квадратных километров. Невообразимые размеры делают Амур четвертой по крупности рекой в России и десятой во всём мире. Большая часть реки находится на территории России – 54%, на долю Китая приходится 44.2%, Монголии же остаётся всего лишь 1.8%.

Река Амур формируется за счёт сливания двух рек: Шилка и Аргунь. Об устье же реки трудно сказать наверняка – одни ученые считают, что Амур впадает в Охотское море, в то время как другие ученые склоняются к мнению, что река впадает именно в Японское море.

В пределах бассейна реки находятся 4 физико-географических зоны: степная, лесная, лесостепная и полупустынная. Отличительной особенностью Амура являются большие перепады в уровне воды. Подобное поведение реки вызвано сезонными дождями – среднее количество осадков составляет от 250 до 300 миллиметров. В спокойное время колебания в русле составляют 7-16 метров, а во время обильных осадков – 10-25 километров.

Флора и фауна реки действительно разнообразна. В Российской части бассейна реки обитает более 20 видов рептилий, 60 видов млекопитающих, 350 видов птиц и более 2800 тысяч видов растений. Близ реки также обитают и исчезающие виды животных, такие как японский журавль и дальневосточный аист. В водах же реки плавают караси, сазаны, щуки, горбуши, сомы и другие – общее число пресноводных рыб в реке составляет более 100.

Экологическое же состояние реки оставляет желать лучшего – из-за большого количества сбрасываемых в реку отходов, экология с каждым годом ухудшается. В реке содержится большое количество нитратов и солей тяжелых металлов – в результате воду ни в коем случае нельзя пить, летом же не стоит даже купаться в ней.

У реки есть немалое количество достопримечательностей – на Амуре есть древние храмы, подвижные пески, дюны. На правом берегу реки, в селе Сикачи-Аляна, присутствуют наскальные рисунки – на этих рисунках изображены животные и быт древних людей. По оценкам ученых, возраст подобных рисунков составляет более трех тысяч лет – они являются ровесникам великих египетских пирамид.

Сейчас на реке активно развивается туристический бизнес – туристам предлагает поплавать по Амуру на самых разных видах водного транспорта – от плотов до больших паромов. Большой интерес река представляет и для любителей рыбалки за счёт обильного количества редкой рыбы в реке. А за счёт своего богатого культурного наследия, река сможет предложить отдых любому желающему.

Для 2, 3, 4, 6 класса, окружающий мир

Транспорт города

Хабаровск имеет большое международное и региональное значение в транспортной коммуникации с севера на запад страны. Город связывает между собой федеральные точки автотрасс «Уссури», «Амур», «Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре» и «Восток». Еще в 1893 году был построен автовокзал, который мог поддерживать пассажиропоток в пятьсот пассажиров в час. Международные автобусы соединяют центральный и восточный край.

С помощью Амурского речного пароходства осуществляются пассажирские и грузовые перевозки по реке Амур. Судами осуществляются морские перевозки (как грузовые, так и пассажирские) в отдаленные районы Дальневосточного края. В городе работает грузовой речной порт, для пассажиров — речной вокзал, функционирует Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота. Вниз по реке пассажиры передвигаются с помощью теплоходов «Метеоры», а вверх по реке Тунгуска ходит серия скоростных судов «Заря». В советское время по реке Амур ходили круизные теплоходы. В настоящие время такие теплоходы уже отменили, однако, вполне возможно, что круизные маршруты вернутся в будущем.

Хорошо развит авиационный транспорт Хабаровска. Авиаперевозки осуществляются через Малый и Большой аэропорты, которые находятся в десяти километрах от центра Хабаровска. Кроме того, в городе работает база по ремонту авиационных судов. Через зону авиадиспетчеров проходят авиаперелеты Япония — Европа. Здесь расположены военные аэродромы Центральный и Динамо.

По городу курсируют трамваи, троллейбусы, маршрутные такси и автобусы. Протяженность внутригородских транспортных линий составляет около 500 километров. Из-за сложных сетей подземных рек и горного рельефа в городе не был построен метрополитен. Такое строительство угрожало бы Хабаровску, который при любом огрехе мог уйти под землю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector