Дхарма

Содержание:

Великие идеи, стоящие за Дхармой

Но, несмотря на сказанное выше, есть такие определения Дхармы, которые столь фундаментальны, что они дают точку отсчета для нашего понимания. Пока мы сами не получим непосредственное переживание не выразимой словами Истины, нам нужны эти понятия, чтобы согласовывать нашу жизнь и практику с природой реальности, как ее рассматривают те, у кого есть такое непосредственное переживание. Нам нужно понять и сохранять в уме великие идеи, которые лежат в основе того, что буддисты называют «верным воззрением». Если мы не сделаем это, нашей жизнью будут управлять обычные бессознательные и не вызывающие сомнения верования, ценности и взгляды на мир, которыми мы обусловлены, поскольку усвоили их благодаря нашей семье, образованию, группе, культуре и определенному историческому периоду, в который нам довелось жить. А поскольку эти верования зачастую не согласуются с реальностью, они будут приводить нас к неудовлетворенности, а не к росту и чувству удовлетворения.

Так каковы же некоторые из этих великих идей, этих фундаментальных определений Дхармы? Любой список, вероятно, начнется с учения о взаимозависимом возникновении и его следствия, закона кармы. Затем, вероятно, последуют Четыре благородные истины, а также Три Лакшаны, знаки или характеристики обусловленности явлений. В этой сессии мы попытаемся получить первоначальное понимание основ Дхармы в кратком изложении, и мы не можем рассмотреть все эти идеи настолько глубоко, чтобы отдать им должное. Взаимозависимое возникновение – тонкое понятие со множеством смыслов, которое мы исследуем позже в этом базовом курсе, а более детально – в последующие годы курса митр. Три Лакшаны также обсуждаются позднее в этом курсе. Здесь мы сосредоточимся на Четырех благородных истинах, учении, которое было достойно того, чтобы именно оно стало первой попыткой Будды передать другим свое видение в словах.

Дхарма как учение Будды

Прежде всего, это широкое понятие используется для обозначения проповедей и учений Будды об истинной природе Вселенной. Свою первую проповедь он произнес на окраине города Варанаси, в Оленьем парке под названием Сарнатх. Она представляет собой обзор страдания, пути выхода из него и называется «Четыре Благородные Истины». 

Вот они: 

1. Жизнь включает в себя страдание.

Будда говорил о трех типах страданий/неудовлетворенности.

  • Во-первых, это обычное страдание от душевной и физической боли.
  • Во-вторых, существует неудовлетворенность, связанная с переменами, тем фактом, что все вещи, включая чувства и эмоции — непостоянны, как и сама жизнь.
  • В-третьих, существует страдание, вызванное неспособностью осознать, что никакое «Я» не существует отдельно, все в мире взаимозависимо.

2. Страдание вызвано желанием и цеплянием. 

Из-за постоянного изменения всего того, что мы называем «реальностью», попытка удержать ее обречена на неудачу, как и попытка цепляться на любые вещи материального и нематериального мира.

3. Выход из страдания.

Это и есть благая весть о Дхарме. Можно положить конец страданиям и достичь свободы от вечного чувства неудовлетворенности. Для этого служит Четвертая Истина и привычки для тех, кто следует по пути Дхармы.

4. Чтобы развить свободу от страданий, человек должен практиковать особенные привычки, которые включают в себя:

Правильное понимание. Знание того, что плохие поступки и мысли имеют последствия, так же как и хорошие.
Правильное намерение. Осознание того, что действия формируются привычками гнева и эгоизма или привычками сострадания, понимания и любви.
Правильная речь. Признание морального подтекста речи, правдивость.
Правильное действие. Соблюдение пяти заповедей, лежащих в основе всякой морали: не убивайте, не воруйте, не лгите и не затуманивайте ум интоксикациями.
Правильные средства к существованию. Зарабатывать себе на жизнь способами, созвучными основным заповедям.
Усилие

Культивировать этот образ жизни с вниманием, терпением и настойчивостью, которые требуются для закрепления хороших привычек.
Внимательность. Развивать «присутствие ума» через медитации, внимание к дыханию, мыслям, эмоциям, телесным ощущениям.

Еще одно простое понятие, Дхарма — это то, что есть в нашей жизни, нравится нам это или нет. Внезапная болезнь, разрыв отношений или неожиданная смерть — все это выражения Дхармы в житейском смысле.  А то, как мы на нее реагируем — это вопрос нашего духовного выбора. 

Например, заболев, мы можем ощутить страх, гнев, отрицание, будем обвинять всех вокруг. Или же можем видеть в этой Дхарме указание и путь. Первый подход ведет к еще большему смятению, негативной карме и страданию. Второй подход ведет к постепенному растворению страдания и очищению кармы. 

5. Бхакти — йога.

Пятый аспект, когда живое существо
полностью очищает свое вожделение от материальных примесей, и эта
кама-шакти трансформируется в такое понятие, в изначальную природу,
которая называется Бхакти-шакти. Бхакти означает – чистая, любовная преданность Богу.
И когда живое существо попадает из духовного мира в материальный мир,
то оно оскверняется этими материальными желаниями и вот
это желание любви к Богу – превращается в любовь ко всем материальным
объектам или продуктам деятельности, и это называется вожделением. Когда живое существо проходит все эти этапы очищения, оно
высвобождается от этих материальных примесей и получает свою изначальную
природу — Бхакти-шакти. И этот уровень называется
Бхакти-йога. Чистое, немотивированное, любовное преданное служение. 

Определения

Перевести слово «дхамма» на русский язык достаточно сложно из-за его многозначности. Под ним обычно подразумевают:

  • учение Будды, открывшего важнейший закон космоса и передавшего его людям;
  • отдельные тексты учения Будды;
  • частица потока человеческого познания.

В общем виде это учение означает «мораль», «нормы социального и нравственного поведения», «систему взглядов на мир», «законы развития общества и мира». Именно поэтому сфера, которую охватывает дхамма, включает в себя и мораль, и религию, и право.

Как космический закон, суть дхармы – это долг человека, следование справедливости, выполняемые по совести обязанности, – это закономерность развития мира. Следовать ему – значит познать смысл жизни.

В буддизме существует достаточно близких этой системе знаний по смыслу понятий: «заслуга» (пунья), «истина» (сатья), «естественный порядок вещей» (рита), «благо» (шреяс).

Дхарма в индуизме

Историческое развитие концепции дхармы в индуизме

См. также: Рита (Веды)

В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты

, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло.

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. В Бхагавадгите введены понятия «чужой» и «своей» дхармы:

Лучше своя дхарма, несовершенная, чем успешно исполненная чужая. Лучше смерть в своей дхарме — чужая дхарма опасна.

В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма

сводится к пяти обобщённым принципам:ахимса — ненасилие,сатья — правдивость,астея — неворовство,шауча — чистота,индрия-ниграха — обуздание чувств.

Дхарма как одна из пурушартх

См. также: Пурушартхи

Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти)

Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни

Бог дхармы

См. также: Яма (индуизм)

Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дэва, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на тринадцати дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также мудреца Нара-Нараяны.

В «Махабхарате» Видура описывается как воплощение Ямы. Также Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).

Сыновья Дхармы («Долг»)
Лакшми (Счастье ) Дхрити (Устойчивость ) Тушти (Удовле- творённость ) Пушти (Процветание ) Медха (Умственная энергия ) Крийя (Ритуальное действие ) Буддхи (Сознание ) Ладджа (Скромность ) Вапус (Тело ) Шанти (Умиро- творённость ) Сиддхи (Совершенство ) Кирти (Слава )
14 сыновей Кама (Желание ) Дарпа (Гордость ) Нияма (Сдержанность ) Сантоша (Довольство ) Лобха (Алчность ) Шрута (Предание ) Данда (Власть ) Ная и Виная (Благое поведение иПослушание ) Бодха (Озарение ) Виная (Послушание ) Вьявасая (Настойчивость ) Кшема (Безмятежность ) Сукха (Счастье ) Яшас (Почёт )

«Вишну-пурана», глава VII

В специальной литературе

В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма

также означает «собственность», адхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, какшабдо нитья (shabdo ‘nityaḥIAST ) — «звук вечный», «звук» является носителем качества «постоянности». Подобным же образом, во фразеиха гхатах (iha ghataḥIAST ) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».

Употребление слова

В священном тексте индуизма — «Ригведе» — слово употребляется в варианте дхарман IAST: dhárman- и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарваведе» и классическом санскрите — IAST: dhárma (деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма»: у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

Интерпретация вышеуказанного понятия

Его можно расшифровать как комплекс укрепившихся годами соответствующих норм и определенных правил, которые необходимо соблюдать для сохранения космического баланса. В индийской культуре дхарма, так сказать, не имеет себе равных. В определенном контексте можно увидеть другую трактовку рассматриваемого понятия. В частности, дхарма – это нравственные устои, праведный путь, общезначимый закон бытия.

Священным символом данного индийского термина выступает «колесо дхармы», а «вечным слогом» является ОМ, который еще интерпретируется как АУМ и СОХАМ. Он широко применяется в индуистских и буддистских религиозных церемониях, в частности, в начале каждой молитвы.

Вопросы, оставшиеся без ответов[править | править код]

Теории о Проекте ДХАРМА см. на странице Дхарма/Теории
  • Когда сотрудники Проекта впервые прибыли на Остров?
  • Почему Проект выбрал именно эти области исследований?
  • Сколько всего станций построено?
  • Где источник электроэнергии для построек? Предположительно использовались геотермальные генераторы, об этом говорил Саид в первых сериях второго сезона, но далее этому подтверждения не было.
  • Каким образом сотрудники ДХАРМА перевезли на Остров такое огромное количество оборудования? Скорее всего, как описано выше оборудование было доставлено самолётами и сброшено с парашютами, как и запасы продовольствия, в середине второго сезона.
  • Насколько много персонал ДХАРМА знал об истории Острова?
  • На чём было основано перемирие с Другими?
  • Какие события привели к Чистке?
  • Кто ещё из сотрудников присоединился к Другим?
  • Почему официально проект был закрыт в 1987 году?

История Проекта[править | править код]

Поиски Островаправить | править код

Один из выживших после крушения корабля «Черная скала» забирает с собой судовой журнал и каким-то образом покидает Остров. Журнал затем оказывается в семье Хансо, и много лет спустя был выкуплен Чарльзом Уидмором на аукционе.

В 1960х годах семья Хансо начала искать Остров, описанный в судовом журнале. Одному ученому пришла идея, что надо искать не где находится Остров сейчас, а где он будет в будущем. Этот человек предположил, что Остров постоянно перемещается и спроектировал маятник, который позволил ему определить его будущие координаты — «окно». Они построили в Лос-Анджелесе станцию Фонарный столб над одним из уникальных «карманов энергии». Станция замаскирована под подвальное помещение церкви. Так как Остров — это другой «карман», они смогли найти его и сформировали на нём небольшую коммуну, названную Проектом ДХАРМА.

Финансирование проектаправить | править код

осуществлялось путем спонсирования Церкви «фондом Хансо». Церковь направляет полученные деньги на закупку у различных подставных компаний оружия, пищи, психотропных препаратов, лекарств, одежды, труб, электрооборудования, телевизоров и пр. На всех счетах размещены логотипы Дхармы. (Бонус ролик 5 сезона «загадки вселенной: Дхарма»

Используя логистические мощности компаний Хансо на основании заказов, посылки с пищей и товаром доставлялись воздушным путем по установленным заранее координатам острова и катапультируется с парашютом после достижения самолетом цели. Работники склада Дхарма не знали о целях проекта и даже о том, что груз направляется на один и тот же остров, т.к. координаты доставки постоянно менялись . Несмотря на закрытие проекта в 1987 году, финансирование поставок продовольствия прекратилось только после 2007 года, после посещения склада логистики Бенджамином Лайнусом (Бонус ролик 6 сезона «Новый лидер»)

Цели проектаправить | править код

Согласно обучающим фильмам, Проект ДХАРМА был основан в 1970 году семейной парой Джеральдом и Карен ДеГрут, которые были докторантами университета Мичигана. Он был поддержан датским промышленником Альваром Хансо и его фондом. Объявленной целью Проекта, как показано в , было «создание крупномасштабного исследовательского общества, в котором ученые со всего мира могли бы проводить исследования в области метеорологии, психологии, парапсихологии, зоологии, электромагнетизма и утопического социализма (возможная трактовка — «построение социальной утопии»)».

В , также говорится о том, что миссия Проекта — изучение уникальных свойств Острова для улучшения человечества и продвижения мира во всём мире.

В течение двух десятилетий в проект набирались учёные и рабочие. Жили они в специально построенных казармах. Наиболее важные исследования проводились на построенных на Острове научных станциях, точное количество которых до сих пор неизвестно.

Чисткаправить | править код

Главная статья: Чистка

Сотрудники Проекта ДХАРМА заключили некий договор с уже жившими на Острове людьми, которых считали его уроженцами и называли Врагами. Конфликт, вероятно, произошёл из экспансии Проекта на их территории или злоупотребления свойствами Острова. Результатом этого стала разработка стратегий по защите от Врагов, включая системы мониторинга и службу безопасности. Несмотря на утопический характер сообщества, Проект начал завозить на Остров оружие.

Конфликт перешёл в решающую стадию в декабре 1992 года, когда Враги направили облако ядовитого газа на бараки и, возможно, станции Проекта, которое убило почти весь персонал ДХАРМА. Тела людей были сброшены в открытую братскую могилу.

Текущее положениеправить | править код

Однако, сотрудники Проекта ДХАРМА работали на Острове ещё пять лет после прекращения финансирования, кроме того главные цели проекта всё ещё исследуются в неком новом воплощении благодаря Томасу Миттельверку. Персонал станции Лебедь получал регулярно еду, по крайней мере, до декабря 2004 года. Келвин Инман присоединился к Проекту в 1991 году.

История

В Pali канон «s Сутта Питаке , это второе из факторов Семь Пробуждения ( сатт bojjha ˝n˝ gå ). Этому предшествует установление внимательности ( сати ) и приводит к энергии / усилию ( вирия ). Вместе внимательность, различение и усилие успокаивают ум и уступают место наступлению джхан , которые характеризуются оставшимися четырьмя факторами: пробуждение, а именно восторг ( пити ), спокойствие ( пассаддхи ), сосредоточение ( самадхи ) и невозмутимость ( упеккха )

Согласно « Самьютта-никае» , этот фактор следует развивать, постоянно уделяя пристальное внимание ( йонисо манасикара бахуликаро ) следующим состояниям ( дхамма ): здоровому и неблагому ( кусала-акушала ); безупречный и непорочный ( саваджжа-анаваджжа ); низшие и высшие ( Хина-ра N ITA ); а также зло и добро ( ка ṇ ха-сукка ). Альтернативное объяснение в никаях состоит в том , что этот фактор возникает из-за «различения этой Дхаммы с мудростью» ( таṃ дхамма ṃ панняйа павичинати ).

Абхидхамма «s Dhammasa нган я еще сильнее связывает дхамма vicaya с Panna (мудрость) в своем перечислении благих состояний ( кусала дхамма ):

Что в этом случае есть способность мудрости ( паншиндрия )?
Мудрость, которая существует в этом случае, — это понимание, поиск, исследование, поиск Истины …

где «в поисках истины» — это перевод дхаммавикайо, сделанный CAF Рисом Дэвидсом .

В более поздних Абхидхамме текстов и в пост- канонической литературы (например, те , в 4 — м века CE индийского ученый Васубандху ), дхамма vicaya относится к изучению дхаммы как физические или психические явления , которые представляют собой абсолютную реальность (Пали: paramattha ; санскр .: парамартха ).

Литература

на русском языке
  • Андросов В. П. Дхарма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 219—221. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
  • Андросов В. П. Что такое «Дхарма» в буддизме? // Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 35—41. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Вигасин А. А., Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с.
  • // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3.
  • Кутасова И. М. // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз.
  • Лучина В. П. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Рыскельдиева Л. Т. Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с.
  • Торчинов Е. А. Дхарма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 60—64. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Шохин В. К. Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках

Джайнизм

Джайнизм — религиозно-философское учение, распространенное в Индии и Шри-Ланке. Оно возникло примерно одновременно с буддизмом, а возможно, и на пару столетий раньше. В основе этого верования — постоянное самосовершенствование души. Последователей джайнизма не так много, по сравнению с тем же индуизмом или буддизмом — не более 10 млн в мире.

В понимании джайнов дхарма — это истинное знание, которое не пребывает в мире постоянно. Оно то угасает и скрывается, то вновь становится проявленным. Тех, кто вновь открывает миру дхарму, называют “хранителями переправы” — тиртханкарами.

Когда тиртханкар проходит этапы своего становления и очищает карму, он переходит в статус Бхагавана — высшего божества. Джайны считают, что всего таких Бхагаванов, вышедших из простых смертных, существовало 24 на протяжении истории.

Универсальные законы дхармы, касающиеся непосредственно самой дхармы

Универсальные законы, касающиеся самой дхармы – это те правила, которые человек должен соблюдать по отношению своей дхармы и те границы, которые он должен соблюдать. Так, человеку запрещено исполнять чужую дхарму под каким-либо предлогом, начиная желанием помочь, заканчивая необходимостью. Исполняя чужую дхарму, пусть даже совершенным образом, человек не только теряет возможность исполнить своё предназначение, но и забирает возможность исполнить предназначение другому человеку.

Итак, первый в этом
разделе закон – запрет на исполнение
чужой дхармы. Занятие чужим делом
разрешено в случае экстренных обстоятельств
в целях выживания. Правила о том, какими
делами разрешено заниматься в таких
ситуациях, а какими нет, для представителя
каждой дхармы свои, и они будут описаны
в специфических законах.

Второй закон – следование
своей дхарме вне зависимости от
обстоятельств. Обстоятельства могут
складываться удачно и неудачно. Люди
могут как поддерживать человека на его
пути, так и препятствовать, но это не
должно влиять на исполнение дхармы
человека. Не следует поддаваться на
общепринятое мнение о дозволенности
нарушения тех или иных морально-нравственных
принципов, иначе это поставит дхарму
человека под серьезный удар.

Трудности на пути
исполнения дхармы, фактически, являются
топливом для человека, поскольку не
только дают возможность испытать себя
на прочность, но и развивают его
способность следовать своей дхарме, а
потому встречать трудности надо спокойно.
Награда – это также испытание, опасность
которого в том, чтобы ради полученного
счастья не бросить своей путь. На этом
пути следует оставаться твердым,
решительным и оставаться спокойным и
в радости и в горе. При бедах и успехах
человеку следует оставаться одним и
тем же.

Третий закон – дхарма определяется исходя из качеств человека, а не его происхождения, занятия или социального статуса.

Четвертый закон –
выполнение дхармы не из стремления к
плодам труда и стремления наслаждаться
своим положением, а из чувства долга.
Таким образом, награда для исполняющего
долг должна быть не самоцелью, а побочным
продуктом, который человек может
использовать по своему усмотрению.
Именно чувство долга, как наиболее
устойчивый ориентир, должен сохраняться
в виде мотива исполнения дхармы.

Пятый закон – признание главенства Верховного Господа. Верховный Господь создает и поддерживает дхарму каждого человека, а потому является господином дхармы.

Шестой закон – несмотря
на иерархичность системы варнашрамы,
человек не должен злоупотреблять своим
положением по отношению к тем, кто
обладает более низким положением и
вынуждать их действовать в своих
корыстных интересах.

Как называется индуизм на санскрите?

Данная религия возникла на индийском субконтиненте. Ее историческим названием на санскрите является санатана — дхарма. Перевод трактуется как «вечная религия», «вечный путь» либо «вечный закон».

Индуизм сопряжен с ведической цивилизацией, вследствие чего его относят к древнейшим мировым религиям. Приблизительный возраст — пять тысяч лет. Данная религия не имеет конкретного основателя. Она базируется на древнем священном писании — Ведах. Впоследствии они стали по-разному истолковываться, что повлекло за собой появление различных школ и ветвей. В этих священных писаниях заключена вся сущность ведической религии. Согласно преданиям, тому, кто изучит Веды, откроется безграничная мудрость, потому что там содержатся все знания о мире. Из всех имеющихся в индуизме священных писаний лишь Веды и Упанишады имеют первостепенное значение.

Рассматриваемая религия занимает третье место в мире по количеству последователей. Индуизм исповедуют свыше миллиарда человек.

Чем полезна

Польза от Дхарма Марга для духа и тела человека очевидна, но познать её дано не каждому, так как йог должен быть физически готовым для выполнения достаточно сложных упражнений. Польза от боевой йоги очевидна.

Сюда относятся:

  • развитие и закрепление физической силы организма;
  • увеличение выносливости;
  • повышение глубины самопознания через выполнение сложных упражнений;
  • приобретение навыков обращения с древним оружием;
  • возможность защитить себя при физической опасности;
  • совмещение контроля за дыханием с двигательной активностью.

Важно! Достичь мастерства в этом учении достаточно сложно, так как упражнения энергоёмкие, и не все могут выполнить предлагаемые комплексы в этой практике

Убеждения

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

  1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.
  2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.
  3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.
  4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.
  5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Будда и дхарма

Следует помнить, что даже в древние времена, начиная с эпохи Вед за несколько тысяч лет до нашей эры, Будда, дхарма, Сангха в буддизме считались неизменным универсальным законом, подобным законам гравитации, математики и гидродинамики. Поскольку гравитация считается универсальным законом, независимо от того, что она называет на разных языках, дхарма также считается универсальным законом, независимо от того, что она называет в разных религиях.

Самые ранние сочинения о дхарме (из Вед) подразумевали, что только мудрецы могут испытать это, и должны передать его мирянам через мантры и другие действия.

Те, кто знаком с буддизмом, знают, что дхарма была главным центром медитации Будды. Это были основные характеристики дхармы:

  • А именно, что она была бесконечна и охватывала как материальные (мирские), так и духовные (сверхземные) миры.
  • Дхарму можно рассматривать как ментальный «смысл». То есть, в то время как глаз имеет вид, а ухо имеет звук, а нос имеет запах, у ума есть дхарма.
  • Дхарма была носителем добра и пользы, и, таким образом, слово дхарма хорошо использовалось, чтобы подразумевать здравый смысл, в то время как слово адхарма имело бы плохой смысл.
  • Дхарма была обязанностью человека, те действия, которые были бы пригодны для выполнения в соответствии с их обязанностями.
  • Дхарма — это постоянная универсальная истина, в том числе законы природы и природа законов.

Именно через медитации Будды он пытался понять истинный смысл дхармы. Именно благодаря медитации озарения Будда дал указание, чтобы миряне могли сами реализовать дхарму. Будда учил, что прямая реализация на индивидуальном уровне превосходит предположения или традиционные убеждения.

Для просвещения человек должен пройти 8 шагов Восьмеричного пути. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.

Дхарма в индуизме

Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.

Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает

  • Кодекс нравственных законов, стремясь к выполнению которых, можно достичь нирваны,
  • Основные моральные догмы и внутренняя самодисциплины,
  • Столб веры — все то, что создано Богом для облегчения верующим его учения.

Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.

Для женщины это, прежде всего, служить  желаниям мужа, быть верной и преданной,  уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.

Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.

4 вида дхармы

Дхарма — это всеобъемлющее явление, ее принято делить на несколько уровней, а именно: 

Рита дхарма – это универсальный закон Вселенной;

Варна-дхарма – главный закон социума;

Ашрама-дхарма – этапы развития личности;

Свадхарма – это индивидуальная дхарма личности. 

Рассмотрим каждый из уровней и то, по какому принципу действуют законы дхармы.

Рита-дхарма или Вселенский закон 

Можно сказать, что Рита-дхарма, это мелодия, под которую кружится наша Вселенная. Рита упорядочивает космос, время, все планеты и звезды, потому что представляет собой замысел Бога Творца. Этот вид дхармы не что иное, как судьба Вселенной, если мы (люди) живем в гармонии с космическими законами, то находимся в созидательном потоке Риты.

Рите подчиняются процессы созидания и разрушения миров, наступление новых эпох, круговорот рождений и смертей, путешествие душ из одного тела в другое. Этот вселенский порядок поддерживают полубоги, выступающие хранителями стихий и законов природы: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Сома, Варуна, Сурья, Агни, Дхарма, Кубера. 

Варна-дхарма – закон построения общества 

Как я написал в начале статьи, дхарма распространяется на все и на всех в этом мире. Общество – не исключение. Варна-дхарма объясняет, как следует жить каждому человеку с учетом его позиции в социуме

Законы дхармы подразумевают общественные отношения в рамках семьи, нации, религиозного сообщества и человечества в целом.  Важно уважать свою дхарму, придерживать моральных норм и законов социума, в котором мы живем. Качественное исполнение дхармы ведет к духовному росту, более того, развиваются и люди, которые находятся рядом с вами. 

Есть еще один интересный закон дхармы – если человек чувствует, что проживает не свой жизненный сценарий, то дхарму рекомендуется поменять, но сначала избавиться от долгов «прежней жизни». 

Ашрама-дхарма: этапы взросления 

Этот аспект дхармы, возможно, не слишком применим к современному обществу. Но все же следует упомянуть и о нем. Ашрама-дхарма описывает конкретные этапы, которые переживает душа в физическом теле. Подразумевается рождение, взросление, зрелость, старость и уход из мирской жизни. В ведическом обществе личность проходит 4 основных этапа взросления:

  • Ученичество (с 12 до 24 лет);
  • Семейственность (с 24 до 48 лет);
  • Удаление от дел (с 48 до 72 лет);
  • Религиозное отшельничество, аскеза (с 72 лет).

Свадхарма (свой путь, индивидуальная дхарма)

И вот мы пришли к самому интересному – индивидуальному пути личности, который называется свадхарма. Это выбор, который обуславливает движение индивидуума по жизни. Такая дхарма – это свобода воли, внутренний закон, которым человек руководствуется в своих поступках. 

Свадхарма зависит от «плохой» и «хорошей» кармы, от соотношения проступков и добрых дел. Каждый человек, как вы понимаете, индивидуален с точки зрения свадхармы. Более того, на индивидуальную дхарму влияют и три вышеуказанные дхармы – вселенская, общественная и человеческая. У свадхармы есть задача – указывать на закономерности развития человека, в зависимости от его кармы. Тут можно провести параллель с флорой: из семени вырастает дерево, которое покрывается цветами, дает плоды и новые семена. 

Зная свою дхарму и следуя по пути ее реализации, человек обретает счастье. Таким образом, страдания, разочарования и беды – это не что иное, как следствие несоблюдения дхармы либо проживания не своей дхармы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector