Геллеспонт

Предпосылки к сражению

Вдохновитель операции Уинстон Черчилль

Во второй половине 1914 года стало ясно, что Турция примет сторону Германии и Австро-Венгрии в начавшейся 28 июля 1914 года Первой мировой войне. 2 августа 1914 года был подписан германо-турецкий договор, согласно которому Турция обязуется вступить в войну при условии вступления в войну России. 10 августа 1914 года в Дарданеллы прорываются германские крейсера SMS Goeben и SMS Breslau, а 23 сентября 1914 года главнокомандующим турецким флотом назначается немецкий адмирал Сушон (нем. Wilhelm Anton Souchon).

Еще до окончания месяца Турция закрывает для стран Антанты черноморские проливы, лишая Англию поставок продовольствия, а Россию — поставок вооружения. В это же время Германия обещает предоставить Турции заем в 100 миллионов франков и 26 октября 1914 года переводит первую его часть.

В это время на Западе начинает образовываться устойчивая линия фронта и война переходит в позиционную фазу

Внимание британского Адмиралтейства обращается к Проливам. Адмирал Карден (англ

Sackville Hamilton Carden) получает приказ о бомбардировке турецких фортов, защищающих вход в Дарданеллы, с целью «проверить эффект воздействия орудий на крепостные укрепления и береговые батареи». В соответствии с ним 3 ноября 1914 года Карден на своем флагмане HMS Indefatigable при поддержке линейного крейсера HMS Indomitable, а также французских броненосцев Suffren и Verite произвел короткий обстрел фортов Кум-Кале и Седд-аль-Бахр. Интересно, что война Турции со стороны Великобритании и Франции была объявлена только через два дня — 5 ноября 1914 года.

По итогам бомбардировки подавление фортов с моря признали возможным. Адмиралу Кардену было поручено разработать план операции по выходу через Дарданелльский пролив в Мраморное море и захвату Константинополя. Стратегическими целями операции были: выведение Турции из войны, открытие проливов для восстановления снабжения, выход союзников на Балканы. Одним из самых горячих сторонников проведения операции был Уинстон Черчилль (англ. Winston Churchill), занимавший в то время пост Первого лорда Адмиралтейства. На военном совете 28 января 1914 года при его активной поддержке было принято решение о начале операции.

История названия

В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».

Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.

«Великодержавный мираж» Сталина

Турки не на шутку перепугались — размещение советской военной базы на Босфоре (то есть фактически в Стамбуле) ставило крест на турецком суверенитете, превращая Турцию в вассала Кремля. Ответ официального Стамбула на это предложение Молотова был резко отрицательный. Смелости туркам придавал и тот факт, что между недавними союзниками (СССР с одной стороны, а Англией и США — с другой) уже начался разлад, который в скором времени превратит бывших друзей в заклятых врагов. То, что позднее назовут «холодной войной», уже маячило на горизонте. Ни Лондону, ни Вашингтону было совсем не по душе такое усиление Советского Союза в черноморском регионе. Поэтому сначала тайно и втихомолку, а потом все более открыто — они стали поощрять турок на сопротивление. А Сталин упорно гнул свою линию, хотя более осторожный Молотов понимал, что «продавить» нужное решение в этом вопросе Советскому Союзу вряд ли удастся. Но вождь страны-победительницы тогда был одержим идеей собирания растраченного наследия Российской империи. Сталин хотел войти в историю России как лидер, который собрал всё, что растеряли цари. Тот же мотив двигал генсеком и в вопросе проливов. Мол, цари бились-бились за то, чтоб получить доступ к проливам, — и ничего не добились. А вот Сталин смог достичь того, о чём до него безуспешно мечтали веками!

Чем заняться

Живописное ущелье пользуется огромной популярностью у туристов, которые едут сюда, чтобы насладиться скалистыми пейзажами и впечатляющими видами на горную реку сверху. С хребта открываются красивейшие панорамы, а из крутых склонов тянутся вверх причудливые скалы-останцы, напоминающие руины древних замков и башен. Не менее живописны спускающиеся к реке россыпи «каменных рек» — курумники.

Раскиданные по склонам каменные столбы и останцы имеют свои народные названия. Здесь есть останцы «Сторожевая Башня», «Зуб Бабы Яги», «Зуб Кощея Бессмертного», «Замок Луны», «Замок Принцессы Дарданеллы», «Замок Змея Горыныча», столб «Голова Спящего Рыцаря», «Площадка инопланетян». Прогулка по ущелью не требует наличия специальной подготовки и опыта, маршрут осилят даже дети, естественно, в сопровождении взрослых. Несмотря на простоту маршрута, будет лучше, если в прогулке вас будет сопровождать опытный проводник или экскурсовод.

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

1 / 8

«Щеки Дарданеллы» – довольно известное и популярное место у любителей водного отдыха. Прорезающее ущелье река Тигровая является традиционным местом открытия сплавного сезона в Приморье, а добротная часть водного маршрута пролегает сквозь «Щёки».

Первые сплавы здесь проводятся возможен во время весеннего половодья, когда тающие на окрестных сопках снега питают Тигровую талой водой. Летом уровень воды в реке падает, однако сильные дожди во время летних тайфунов снова возвращают на Тигровую спортсменов-водников. На участке реки, где проходят сплавы, встречаются препятствия 1 и 2 категории сложности — прижимы, перекаты, шиверы (каменные россыпи в русле), пороги.

География

Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?

Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв

Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение(мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.

На ту же тему Угнаться за прогрессом: реформы флота великого князя Константина Николаевича

Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.

Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.

Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование.Шарлемань»(машина в 120 лошадиных сил) сВальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабльСанспарейль»(500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный(650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегатГомер» отбуксировалИену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкорНаполеон»(450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагманВиль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.

Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже безнагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование дляНаполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.

Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы(по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.

Как добраться

Ущелье находится между двумя селами Партизанского района — Бровничами и Хмельницким, зайти в него можно и с первого, и со второго. До сел можно добраться как на автомобиле, так и общественным транспортом. Например, автобусом «Владивосток-Преображение».

В случае с заходом со стороны Бровничей необходимо по трассе «Новая Москва — Партизанск» добраться до поворота к селу, далее доехать до моста через Тигровую. За мостом нужно повернуть налево и ехать около километра по лесной дороге. Оставив машину на берегу, нужно перейти на другую сторону вброд, после чего продолжить путь по широкой тропе. Дальше вас ждет относительно несложный подъем по курумнику наверх к лесной поляне, с которой открывается шикарный вид на ущелье.

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

1 / 6

Если вы решили заходить с Хмельницкого, то вам нужно повернуть в саму деревню и двигаться вглубь до заброшенного здания, около которого будет грунтовая развилка. Необходимо повернуть направо и ехать до базы отдыха «Ущелье Дарданеллы».

У базы отдыха установлен указатель «Ущелье Дарданеллы», который указывает дальнейший путь в ущелье.

Турция должна «заплатить высокую цену»

Во время войны Турция формально оставалась нейтральной, но фактически подыгрывала гитлеровской Германии — особенно в первые годы, когда победа немцев казалось весьма вероятной. Так, в 1942 и 1943 годах турки — невзирая ни на какие конвенции — пропустили через проливы в Чёрное море германские десантные баржи, которые затем использовались в операциях на советском черноморском побережье. Советскому Союзу приходилось держать значительные силы на черноморском направлении и в Закавказье, так как резонно нужно было опасаться открытого выступления Турции на стороне Гитлера. Турки уже давно зарились на советскую Армению и Грузию, так что их вступление в войну на стороне стран «Оси» было вполне вероятным. Правда, великая победа в Сталинграде охладила авантюрные настроения турецкой верхушки. Но в Москве не забыли коварного поведения турок. И когда окончательная победа уже была близка — решили призвать Стамбул к ответу. Турки — по мнению советского руководства — должны были «заплатить высокую цену» за своё двурушничество. И этой «ценой» должны были стать именно проливы…

Примечания

  1. ↑ Дарданеллы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Дарданеллы // Гоголь — Дебит. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 7).
  3. Яновский А. Е. Дарданелльский пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. X. — С. 137—139.
  4. Harry Thurston Peck. // Harpers Dictionary of Classical Literature and Antiquities. — New York: Harper and Brothers, 1898.
  5. Геллеспонт // Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык с означением их корней / Сост. Михельсон А. Д.. — М.: Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. — 718 с.
  6. Гидрология Средиземного моря / И. М. Овчинников, Е. А. Плахин, Л. В. Москаленко и др.; Под ред. д-ра геогр. наук В. А. Буркова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 375 с.
  7. ↑ . meduza.io (2 ноября 2016). Дата обращения: 11 декабря 2018.
  8. . mk-turkey.ru. Дата обращения: 11 декабря 2018., 20 марта 2017
  9. . www.trend.az. Дата обращения: 11 декабря 2018., 6 марта 2017
  10. . k-window.com. Дата обращения: 11 декабря 2018.
  11. . posmotrim.by. Дата обращения: 11 декабря 2018.

История пролива

В древние времена пролив назывался Геллеспонтом (Море Геллы). Согласно древнегреческой мифологии, Гелла спасаясь от мачехой Ино вместе со своим братом Фриксом, упала со спины летающего барана с золотой шерстью в водах пролива и утонула. Позже пролив получил новое название от имени Дарданоса, сына Зевса, основателя города Дардания на горе Ида находящейся недалеко от пролива. Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны. Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов. Позже, в мае 334 г. до н. э. Александр Македонский, преодолел Геллеспонт, высадившись в районе легендарной Трои и начал свой знаменитый поход в Азию.

  • Дарданеллы и город Чанаккале – вид с Галлиполийского полуострова
  • Пролив Дарданеллы (Геллеспонт) на карте

Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива, Мехметом II. Завоевателем,  были построены две крепости. Крепость Чименлик – на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре). Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе “замок моря”) построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя “Нусрет” который швартован рядом с крепости у музейного причала.

  • Крепость Килитбахир расположена на европейском берегу
  • Крепость Чименлик и минный заградитель “Нусрет”

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

Дарданеллы и основные сражения

Первые военные операции за эту территорию относятся к временам Троянской войны (предположительно XII в. до н.э.). Её причины до сих пор являются предметом спора историков, а развалины легендарного города, находящиеся у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.

V в. до н.э. характеризуется как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл для возведения своеобразных мостов из кораблей. Для перехода его войск в Грецию были выставлены в ряд в двух местах пролива по 300 судов, по ним воины Ксеркса перебрались на сушу.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский именно здесь положил начало своим знаменитым свершениям в Азии, перейдя пролив на кораблях из Греции.

XV век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 г. (взятие Константинополя — современного Стамбула) происходит укрепление османов и рождение новой империи. В 1462-1467 гг. на берегах Дарданелл возводятся две крепости – Чименлик и Килитбахир, — призванные отразить возможную атаку со стороны венецианцев.

В 1833 г. Россия выступила на стороне Османской империи во время Турецко-Египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение Ункяр-Искелесийского соглашения, дающего России право без препятствий проходить через Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход судов других стран со стороны Средиземного моря. В 1841 г. в Лондоне была подписана конвенция, лишившая Россию этого права, только турецким судам разрешался проход через Дарданеллы. Во время Первой Балканской войны османы неоднократно были разбиты у проливов, но в дальнейшем они уже не теряли здесь своего преимущества.

Первая мировая война вновь втянула Турцию в битвы за Дарданеллы. В 1915 году операция по захвату пролива планировалась лично английским премьер-министром Черчиллем. Он был блестящим политиком и оратором, но не обладал талантом полководца. После поражения на море им было принято решение о высадке войск на Галлипольский полуостров. В результате затянувшихся сражений странами-участниками операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) было потеряно свыше 300 тыс. человек. Османская армия победила, а Черчилль был вынужден уйти в отставку.

Не последнюю роль Дарданеллы сыграли и в трагическом участии России в Первой Мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала перебросить войска с других направлений не раньше 1917 года. Британские власти пообещали в случае успеха операции отдать русским и оба пролива, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.

Экономическое значение

В международных отношениях Турция известна как центральный район планеты; то есть сердце мира. Это потому, что он находится прямо на перекрестке между крупнейшими континентами западной культуры.

Поэтому было бы хорошо рассмотреть проливы Дарданеллы и Босфор в качестве двух основных артерий центральный район

Тогда пролив Дарданеллы имеет жизненно важное значение для экономического и коммерческого развития региона.

Чтобы понять экономическую важность Дарданелл, необходимо знать узкую турецкую систему (TSS для ее сокращения на английском языке). Через проливы Босфор и Дарданеллы эта система соединяет смежные районы Эгейского, Мраморного и Черного морей.

Тогда транзит по этому маршруту с коммерческой точки зрения жизненно важен для более быстрого и безопасного присоединения региона. Узкая турецкая система представляет собой сложную динамическую систему, обеспечивающую воду, массу, тепло и материалы между этими областями.

Дарданеллы и военные действия

В течение двадцатого века турецкие проливы были свидетелями двух мировых войн и напряженности холодной войны.

Точно так же почти 30 лет назад советский военно-морской флот Черного моря был главной угрозой альянсу НАТО по стратегической безопасности вокруг этих вод. Тем не менее, после распада Советского Союза, увеличение энергопередачи способствовало через эти каналы.

Основные грузы судов состоят из энергетических ресурсов, таких как нефть и природный газ из российского порта Новороссийск.

 Кроме того, имеются положения танкеров, полных сырой нефти, проходящих через проливы к северо-западу от Черного моря, которые ищут рынки Украины, Беларуси и Польши..

Помимо энергетических ресурсов, есть также много продуктов, таких как зерно и сталь, которые экспортируются из прибрежных стран в Черное море. Фактически, эти суда составляют большинство транзитных судов, проходящих через проливы..

опасность

Именно из-за объема трафика, генерируемого этим шагом, он влечет за собой ряд угроз и негативных последствий как для людей, так и с точки зрения окружающей среды..

Интенсивное движение было одной из самых серьезных угроз для Проливов, поскольку это затрагивает безопасность прибрежного населения и сохранение морской среды.

Есть также сильные токи; иногда они превышают скорость в 6 узлов. Кроме того, есть противоток, ветры, туман и штормы; эти явления сочетаются с узкими проходами и с острыми изменениями адреса из-за критических поворотов. Все это делает Дарданело одним из самых опасных каналов в мире.

В 2003 году турецкое правительство приняло меры предосторожности, чтобы избежать несчастных случаев. В частности, министерство транспорта создало сложную транспортную систему, которая охватывает проливы Дарданелло, Босфор и Мраморный

Его цель — облегчить проход судов через пролив.

В дополнение к опасностям, которые вызывают несчастные случаи, вы также должны оценить влияние загрязнения от морского движения в ограниченном пространстве, например проливов..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector