История петербургского дацана «гунзэчойнэй»

1. Предыстория

Полное название храма

По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства Петропавловской крепости, с которой, как известно, и началась новая столица России. Это были волжские калмыки — подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости (после 1706 года). Жили они неподалеку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII — середины XIX веков, однако, нет упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы.

Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 г., в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910—184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).

Буддийский “Дацан Гунзэчойнэй” в Петербурге

Дацан Гунзэчойнэй в Петербурге — самый северный в мире буддийский храм, один из самых удивительных иноверческих храмов города. Но мало кто знает о нем, и еще меньше людей в нем бывали. Каждый камень Дацана, каждая статуя или элемент декора наполнены особым смыслом, непонятным непосвященному. Колыхающиеся на ветру разноцветные флажки, загадочные красные барабанчики — что все это значит? Во время нашей экскурсии вы узнаете об этом и о многом другом.

Юлия гид по Санкт-Петербургу Проводит 7 экскурсий Обычно отвечает в течение 12 часов. С командой гидов разрабатываем и проводим необычные экскурсии по Петербургу. Мы знаем, как бывает порой трудно найти интересную экскурсию, рассчитанную на путешественника с детьми, а также на того, кто от перечисления бесконечного множества дат и фамилий архитекторов начинает неудержимо зевать :)) Стараемся делать так, чтобы на наших прогулках было не скучно

УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: экскурсии проводят НЕСКОЛЬКО ГИДОВ, я (Юлия) – только один из гидов и автор большинства маршрутов. Проводит 7 экскурсий

Строительство

Памятная доска об освящении дацана 21 февраля 1913 года

Северный фасад

Вид с Елагина острова

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. Строительство храма началось после слов императора: «Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла»[источник не указан 353 дня]. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер и др.

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой VI. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построен из колотого гранита.

Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.

4. Настоящее время

Буддизм в России

Калмыкия • Тыва • Бурятия

Персоналии
Заяев • Бадмаев • Ульянов
Доржиев • Тёпкин • Итигэлов

Цыденов • Тыниссон • Цыбенов Дандарон • Жалсараев

Омбадыков • Нидал • Аюшеев
Джампа Тинлей • Еше Лодой Самаев • Санников • Поздняков

Организации
ДУБ СССР • ДУБР • БТСР • ОБК Майдар • УКЛРТ • РАБШКК • ДО

Храмы и монастыри

Иволгинский • Тамчинский
Ацагатский • Анинский
Хойморский • Кыренский

Элистинский • Городовиковский

Петербургский • Иркутский
Читинский • Качканарский
Буддавихара • Дальма-са

Титулы, термины, понятия
Пандито Хамбо-лама
Камбы-лама • Шаджин-лама
Хамбо • Ринпоче • Тулку • Лама

Дацан • Хурул • Субурган

Отечественная буддология

Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн
Рерих • Рудой • Торчинов

В 1991 г. храм получил свое нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени данного ему при освящении. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды («мандорла») украшали изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Регистрация буддийской общины и возвращение храма верующим способствовали дальнейшему распространению буддизма в возрождаемом Санкт-Петербурге. К началу 2000 г. в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, буддийские традиции.

Санкт-Петербургский дацан — это не только место «поклонения Будде», но и центр буддийского образования — «монастырская школа». Под его сводами приезжающие в Петербург тибетские и западные учителя читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения буддистам-мирянам, проводят медитационные ретриты, которые по вероучению буддистов являются сильной практикой для накопления благих заслуг и в то же время прекрасным способом самопознания. К 2007 г. в храме постоянно проживала группа из 10 лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойкорлинг. Эти монахи регулярно совершают молебны в дацане — за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут прием астрологи и врач-тибетолог, специалист в области традиционной тибетской медицины.

2. Строительство

Представитель Далай-ламы в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в столице в 1900 году. Деньги на строительство были пожертвованы Далай-ламой XIII, Агваном Доржиевым, а также собраны буддистами Российской империи. Храм был построен архитектором Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Для научного руководства строительством был создан комитет ученых-востоковедов, куда вошли В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер. В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные храмы, в лучшем случае — монолитные или кирпичные, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали серьезных финансовых и материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом. Художник изобразил на них восемь благих буддийских символов

16 марта 1909 г. Доржиев приобрел на северной окраине Петербурга, в Старой Деревне, участок земли площадью 2940 м² (648,51 кв. саженей), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Архитектурный проект храма был разработан студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским (1909) — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. рублей), Далай-ламой XIII (50 тыс.), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151694 руб.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, Первое буддистское богослужение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия российской династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.

Прихрамовая территория Буддийского храма Дацан СПБ

На территории при храме установлены вращающиеся красные цилиндры, или молитвенные барабаны. В тибетской традиции принято крутить эти барабаны в молитве, придавая духовному содержанию физическое подкрепление.
Но и люди, неразделяющие взгляды буддизма на мир, неищущие помощи, поддержки или удачи, найдут, чем заняться в Дацане Петербурга. Ещё с 60-х годов прошлого века здание признано архитектурным наследием Петербурга, а недавно храм пополнил Белую книгу – перечень зданий, составляющих гордость Петербурга, так что храм может принести и исключительно эстетическое наслаждение.
Тёмные стены из гранитного камня, прямые рубленые линии, тяжеловесное строение на первый взгляд давит и довлеет над окружающим пространством. Подойдя ближе, можно заметить яркую отделку Дацана, характерные орнаменты вдоль крыши и яркие многоцветные флажки, связывающие деревья на храмовой территории с самим зданием.
Во дворе живут устрашающие львы и стоят ярко-красные молитвенные барабаны, которые оживят соцсети самого привередливого посетителя. Внутреннее убранство погружает зрителя в совершенно другую реальность. Пройдя за тяжёлые двери Буддийского храма в Петербурге, легко забыть, что находишься в северном городе. Чувственно-яркие краски, многоцветные полотна и фрески украшают стены высокого здания, а во время служений монах читает молитвы, погружая слушателей в некий транс.
Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй в Санкт Петербурге СПБ находится на берегу реки Большой Невки. Добраться до него удобнее всего пешком от станции метро Старая Деревня – достаточно пройти железнодорожные пути и спуститься на насколько сотен метров по Липовой аллее. Пропустить это необычное сооружение при всём желании сложно.

Почему ушёл Гребенщиков?

В годы перестройки особенно популярен буддизм стал среди актеров и музыкантов. Им увлекались Виктор Цой, Александр Башлачев, Сергей Курехин, Майк Науменко, Сергей Шнуров. Еще один из известных приверженцев ‒ Борис Гребенщиков. Он даже встречался с Далай-ламой. Лидер «Аквариума» входил в крупнейшую подшколу тибетского буддизма ‒ Карма Кагью. Но когда его духовный учитель Оле Нидал потребовал следовать только практикам Карма Кагью, музыкант был категоричен. «Это не буддизм, а КГБ», ‒ ответил Гребенщиков и ушёл.

Сегодня его можно встретить как в буддийских храмах, так и в православных церквях. А составлением чудотворных икон России поэт и композитор занимается так же увлеченно, как и переводит священные буддийские тексты и поёт молитву-мантру «Ом мани падме хум», которая написана на ритуальных барабанах у входа в дацан Гунзэчойнэй.

Двери петербургского храма открыты не только для верующих. В его стенах врачуют и дают советы и составляют гороскопы каждому. Помнить стоит лишь несколько правил: не входить в головном уборе, с оголенными частями тела, не шуметь и не поворачиваться спиной к статуе Будды.

Настоящее время

Внутри Санкт-Петербургского буддийского храма

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды (мандорла) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Табличка на стене храма

Надвратная табличка

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. Однако надо отметить, что в ранний период (90-е годы) отношения с иерархией гелуг в Индии не были восстановлены, монашеская община (гелонги) не была сформирована. Первое руководство Дацана занимало во многом традиционную для буддизма в СССР негативную позицию по отношению к местным буддистам-европейцам, иностранным буддологам, а так же и к тибетским ламам, вплоть до ограничения посещения ими Дацана. Реакцией на это было недовольство самых широких слоев общественности, в дальнейшем такая противоречивая политика послужила поводом для фактически силового захвата Дацана в 1998 г. небольшой оккультной группой, состоящей в основном из жителей Калининграда, и удерживание ими храма на протяжении нескольких лет, с проживанием в нем, проведением загадочных ритуалов, а также коммерческого использования здания и прилегающей территории. В результате долгих судебных разбирательств, обвинений обеих сторон в самых разных нарушениях, и т. п., храм был вновь возвращен буддистам, с многочисленными долгами и утратами.

К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции. Отношения между ними и руководством Дацана стали нормализовываться.

В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины, также в храме проводятся экскурсии и читаются лекции по философии и истории Буддизма.

Биография

Будущий настоятель дацана родился 16 июля 1961 года. Его родное село – Нижний Бургалтай Джидинского района в Бурятии.

В 80-е годы прошлого века, будучи юношей, Буда Бальжиевич жил в Санкт-Петербурге (на то время – в Ленинграде), где окончил Индустриально-педагогический техникум. В 1991 году он стал послушником дацана Гунзэчоийнэй, а в 1993 году принял монашество.

Его духовную карьеру можно назвать довольно стремительной: еще четыре года спустя сам Пандито Хамбо Лама назначил его на пост ширээтэ родного монастыря в Санкт-Петербурге.

Однако в это время начались тяжелые для монастыря времена. Его здание и территорию нелегально захватили представители одной из городских сект, а чиновники и правоохранительные органы не предпринимали ничего в пользу законных хозяев.

Смутное время продолжалось долгих пять лет. Настоятеля иногда преследовали, вследствие чего ему приходилось скрываться. Одновременно с этим он готовил документы для судебных слушаний, но заседания постоянно откладывались, поэтому движение дела происходило очень медленно.

При этом монахи и прихожане в монастырь не допускались, за несколько лет образовалась задолженность за жилищно-коммунальное хозяйство. И хотя представители всех религиозных направлений в России поддерживали позицию буддистской сангхи, журналисты почти не реагировали на эти события.

Наконец в середине 2002 года суд вынес положительное решение в пользу буддистов, а к концу года дацан вновь распахнул свои ворота для посетителей, там заново начали проводиться службы. Стараниями ширээтэ монастырь вновь взял курс на возрождение и расширение географии буддийской мысли в Российской Федерации, восстановил былую мощь и славу. Более того, с тех пор Гунзэчоийнэй стал главным храмом буддизма в европейской части России, воплотившим духовную силу и символизм традиционной буддийской архитектуры.

Одновременно с тяжелым периодом монастыря в 2000 году ширээтэ успешно окончил обучение в Буддийском университете Даши Чойнхорлин, который находится в знаменитом Иволгинском дацане в Бурятской республике. Пять лет спустя он стал доктором философии буддизма, а еще через год удостоился аналогичной степени по мировому стандарту Оксфордской системы образования.

Благодаря настоятелю внешний фасад и внутренние покои монастыря стали реставрировать. 23 августа 2015 года был отмечен первый по-настоящему значимый юбилей – 100-летие дацана. Также Гунзэчоийнэй стал сотрудничать с важными культурными учреждениями Петербурга, в числе которых:

  • Эрмитаж;
  • Музей истории религии;
  • Музей Николая Рериха;
  • организации, непосредственно связанные с наукой.

Сегодня в самом дацане проводятся многочисленные экскурсионные программы, лектории. Настоятель сам ведет лекции для посетителей об основах буддизма. Кроме того, он написал и выпустил книгу «Лекции по философии и практике буддизма».

Здесь же, в монастыре, все желающие могут прийти к местным ламам на лечение с помощью традиционной медицины Тибета. Главнейший среди эмчи-лам, конечно же, сам Буда Бальжиевич.

В конце 2016 года он стал членом Общественной палаты Санкт-Петербурга. Надо сказать, он вообще довольно публичный человек и открыт к диалогу с прессой и общественностью. Его часто приглашают на радио, берут интервью известные печатные и интернет-издания.

Поддержите Буддавихару

Буддавихара культовое место Петербурга и известна далеко за пределами России. Это кусочек солнечного и яркого Таиланда, где можно отдохнуть от суеты и пыли мегаполиса. Многие здесь соприкоснулись с опытом буддийской медитации и познакомились с собой и со своим умом. Для кого-то этот храм стал домом, для кого-то школой, кто-то здесь обрёл спокойствие, а кто-то новые силы и вдохновение. Есть и те, кто обрёл здесь любовь и семью. Аджан Чатри неустанно делится с нами своими знаниями, опытом медитации и помогает советами. Двери этого места открыты для всех. Здесь регулярно проходят ретриты и лекции учителей различных буддийских традиций. 

За 14 лет Аджан Чатри провёл более полутысячи ретритов и практически все они были организованы в формате свободного подношения. Нас лишь просили захватить овощей и немного риса к обеду.

Сейчас ситуация складывается так, что без нашей поддержки существование храма находится под вопросом. Назрела необходимость серьёзного ремонта потолка и кровли, также нужно выплатить остаток долга за землю. Но в первую очередь необходимо покрывать текущие расходы и коммунальные платежи. 

Ежемесячные расходы на содержание храма — 10000 ₽ на газ — 3000 ₽ электроэнергия — 1000 ₽ водоснабжение — 1000 ₽ интернет — 2000 ₽ налоги на землю и автомобиль — 15000 ₽ на текущий ремонт и хоз. расходы 

Всего 32000 рублей в месяц, а значит до конца года необходимо 256000 (с учётом мая). Такую сумму можно собрать, если каждый из прошедших ретрит внёс бы всего по 10 рублей. Так что любая посильная сумма имеет значение. Для переводов открыт специальный счёт: https://www.tinkoff.ru/collectmoney/crowd/khemapandkha.pkhra_chatri1/wgC1F72865/

PayPal https://www.paypal.me/buddharussiaДругие варианты для перевода средств доступны на сайте.

Лайк, репост или комментарий тоже помощь, ведь так больше людей узнает о сборе средств. А если ваши друзья тоже посещали Буддавихару или знакомы с Аджаном Чатри, то вы можете переслать им этот пост лично.

Пост или фейсбуке.

Копкхун кап! Спасибо!

Буддийские храмы в Москве

Сегодня в Москве проживают около 20 тысяч человек, исповедующих буддизм. Однако у них нет своего храма, а есть только религиозные центры. К 2015-му году в столице планируется возвести два буддийских храма. Первый будет расположен на Поклонной горе, а второй – в Отрадном.

Оба храма будут строиться на пожертвования. Они дополнят собой уже имеющиеся в тех местах религиозные комплексы, которые состоят на данный момент из православных храмов, иудейских синагог и исламских мечетей.

Первый храм, который будет располагаться на Поклонной горе, будет посвящен буддистам, погибшим в Великой Отечественной войне. На первом этаже планируется построить молельню для монахов, а на втором – организовать выставку, посвященную героям Отечественной войны.

А при чем тут Рерих?

Для возведения северного дацана создали научную комиссию, в ряду востоковедов был и Николай Рерих.

Известный художник создал для северного храма эскизы цветных витражей в световом потолке и деревянном поясе, ограждающем молитвенный зал.

Несвойственный дацанам элемент мастер украсил восемью буддийскими «символами счастья»: зонт, две золотые рыбы, ваза, наполненная напитком бессмертия, цветок лотоса, закрученная спиралью вправо раковина, узел, не имеющий начала и конца, штандарт (знак победы), колесо с восьмью спицами.

Супруги Рерихи, как и многие в среде художественной интеллигенции, увлекались буддизмом. Отсылки к этой религии и вообще восточные мотивы можно встретить в их творчестве. Однако буддистами они не были.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector