Обзор знаменитых мостов через босфор в стамбуле

Легенда о Босфорском мосте

Как и любая постройка необычайной красоты, Босфорский мост имеет легенду, связанную с его появлением. Итак, если верить древнему турецкому мифу, властелин Олимпа Зевс всей душой полюбил земную красавицу Ио, и тайком от жены-богини Геры он частенько спускался с небес для встреч со своей возлюбленной. Однако Гера узнала об измене мужа и задалась целью жестоко отомстить разлучнице. Желая хоть как-то спасти любовницу от разгневанной супруги, Зевс превратил Ио в белую корову. Но и тут Гера показала свою божественную силу, узнав в животном прекрасную Ио, и наслала на нее слепней. Спасаясь от жалящих насекомых, белая корова помчалась к проливу и нашла брод. По нему она смогла перебраться на другой берег и там же нашла и убежище. Сегодня это местечко называется Кадыкей, а находится оно в азиатской части Стамбула. Этой легендой и объясняется название пролива «Босфор», так как в переводе с турецкого языка это слово означает «коровий брод». Как бы там ни было, а первая идея строительства настоящего моста принадлежит Дарию.

Мосты Золотого Рога

Через бухту перекинуто пять мостов:

  1. Галатский мост.
  2. Мост Халич.
  3. Мост Ататюрка.
  4. Метромост.
  5. Старый Галатский мост, который уже не эксплуатируется.

Галатский мост (Galata köprüsü)

Галатский мост называют символом Стамбула. Причина его строительства — соединение старой и новой частей города, а именно районов: Каракёй и Эминёню. Это разводной мост, имеющий два этажа. В нижней части расположились кафе и рестораны, верхняя — зона для транспорта и пешеходов.

Галатский мост. Вид со стороны Золотого рога от пристаней Эминеню

Длина моста — 484 метра, ширина — 142 метра. Высота разводной части — 80 метров.

Мост Халич (Haliç köprüsü)

Мост Халич. Вид с восточной стороны

Мост Халич в переводе с турецкого: «Мост Золотого Рога». Это автомобильная переправа, по которой проходит автомагистраль О-1, которую называют внутренней кольцевой дорогой Стамбула. С помощью него соединены районы города: юго-западный — Айвансарай и северо-западный — Халыджиоглу.

Строительство велось с 1971 по 1974 год немецкими фирмами. В 1974 году он был введен в эксплуатацию.

Длина составляет — 995 метров, ширина — 32 метра и высота над уровнем моря — 22 метра.

Мост Ататюрка (Atatürk köprüsü)

Этот мост автомобильный, обеспечивает сообщение между районами Фатих и Бейоглу, пешеходной зоны не имеет.

Atatürk köprüsü

Мост Ататюрка, являющийся продолжением бульвара Ататюрка, соединяет районы Фатих и Ункапаны с районом Бейоглу. За всю жизнь он имел несколько версий и названий.

В 1973 на месте старого моста открыли новый и дали ему имя Ататюрка.

Метромост (Metro köprüsü)

Metro köprüsü (Метромост). Вид с восточного берега. Слева видны купола и минареты мечети Сулеймание

Метромост тянется между округами Сарыер (станция метро «Хаджиосман») и Фатих (станция метро «Йеникапы»). На ней расположена линия M2. Кроме рельсов обустроены пешеходные зоны.

При возможности – обязательно прогуляйтесь по этому мосту. Он самый высокий из мостов Золотого рога и отсюда можно сделать отличные панорамные фото.

Протяженность — 936 метров, ширина — 12 метров.

История

Галатский мост имеет богатую многовековую историю. Деревянный прообраз был построен еще римлянами при императоре Юстиниане. В 1453 году в битве за Константинополь турецкий флот использовал поставленные вплотную корабли как плавучий мост. Необходимость соединения двух берегов была очевидной, и султан Баязет в 1502–1503 годах рассматривал самые разные варианты, в том числе проекты Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Первый настоящий Галатский мост, тоже деревянный, появился в 1845 году и был назван Мост Валиде в честь матери султана Абдула-Меджида Безмиалем Валиде Султан. За проход по новому мосту была установлена оплата. В 1863 году, ожидая визита в Стамбул Наполеона III, султан Абдул-Азиз засомневался в прочности сооружения, повелел перестроить и укрепить его. Так появился второй мост. В 1875 году, после очередной реконструкции длина уже третьего моста составила 480, а ширина — 14 метров. Он по-прежнему был деревянным и платным, но благополучно простоял до начала ХХ века.

Четвёртый Галатский мост, длиной 466 и шириной 25 метров, был детищем немецкой фирмы «MAN», и верно служил с 1912 до пожара в 1992 году

На его месте стараниями турецкой компании STFA за два года вырос новый, пятый мост, который сегодня является важной транспортной артерией. Здесь практически не бывает пробок, что большая редкость для Стамбула

Туристы облюбовали Галатский мост для пеших прогулок. Тысячи людей ежедневно любуются видами города и бухты, фотографируют, отдыхают в кафе и ресторанах на нижнем уровне.

Атмосфера Галатского моста и пристани Эминоню (видео):

Что посмотреть

Бухта Золотой Рог прекрасна сама по себе. Можно часами гулять по набережной и наслаждаться окружающей природой. По заливу курсируют небольшие паромы и яхты, которые предлагают увлекательные экскурсии. С бухты открывается изумительный вид на великолепные дворцы, величественные мечети и синагоги, средневековые постройки, а также шумные улицы и живописные парки.

Небольшие паромы и прогулочные яхты, Илья Смирнов

С парома прекрасно видны укрепления на берегу античного Константинополя. За ними возвышается церковь Богоматери Влахернской. Незабываемое впечатление производят Девичья башня, железная церковь Святого Стефана и древний храм Святой Федоры. В основном экскурсии длятся на протяжении двух часов, и этого времени вполне достаточно, чтобы рассмотреть все окрестности бухты.

Также в районе бухты есть много достопримечательностей, которые привлекают внимание гостей Стамбула. С северной стороны находится потрясающий парк «Миниатюрк», который расположен под открытым небом

С западной стороны гордо возвышается величественный дворец Топкапы. Особенно поражает Галатская башня — гордость и символ Стамбула. Недалеко от бухты раскинулся комплекс Сулеймание, включающий знаменитую на весь мир мечеть с роскошными садами, шикарным рестораном и террасой, с которой открывается восхитительный вид на бухту Золотой Рог.

Разводной метромост, Вячеслав Левченко

Где в Стамбуле находится Босфорский мост и как до него добраться

Босфорский мост одним своим концом «упирается» в район Ускюдар, а другим — в Эминёню. Добраться до этой достопримечательности Стамбула можно на автобусе. Подойдут маршруты №№ 40 Т и 42 Т. Ехать надо до остановки Ортакёй, а затем пройти к причалу под тем же названием. От него до моста рукой подать. Поскольку проезд по-этому подвесному мосту платный, то придется раскошелиться приблизительно на 3-4 турецкие лиры (около 2-х евро). Но это только в том случае, если вы следуете из европейской части города в его азиатскую часть. Обратная дорога будет бесплатной.

Первый Босфорский мост на карте Стамбула:

Мост султана Мехмеда Фатиха

Ещё один мост назван в честь султана Мехмеда Фатиха-завоевателя. Пущен 29 мая 1988 года, когда в Турции праздновали 535-лет со дня завоевания Константинополя и переименования его в Стамбул.

Строительство осуществляла японская фирма. Бюджет скромнее предыдущего — 130 000000 долларов. Его протяжённость более полутора тысяч м., в ширину 39 м.

Пропускная способность — 150 000 автомашин в сутки. Проезд платный. Пешеходного движения нет.

Чтобы попасть к нему с европейской части города, нужно добраться на автобусах под номерами 25 Е, 22, 22 RE, 40,40 T, 42 Т до остановки Румели Хисары.

Оба моста очень похожи между собой. Однако ночью, когда включаются тысячи огней, освещающих эти грандиозные сооружения, явственно видны отличия. Первый Босфорский поддерживают зигзагообразные тросы, второй — вертикальные.

Операция и дорожные сборы [ править ]

Мост в 1973 году

Мостовое шоссе восьмиполосное. Каждое направление обслуживается тремя стандартными полосами движения, одной аварийной полосой и одной пешеходной полосой. По утрам в будние дни большая часть пригородных поездов направляется на запад в Европу, поэтому четыре из шести полос движения идут на запад и только две на восток. И наоборот, по вечерам в будние дни четыре полосы движения предназначены для движения на восток, а две полосы — для движения в западном направлении.

Первые три года пешеходы могли ходить по мосту, достигая его с помощью лифтов внутри башен с обеих сторон. Сегодня по мосту не могут ездить пешеходы или коммерческие автомобили, например грузовики .

Сегодня в обоих направлениях ежедневно проезжает около 180 000 автомобилей, из которых почти 85% составляют легковые автомобили . 29 декабря 1997 года по мосту проехал миллиардный автомобиль . При полной загрузке мост прогибается примерно на 90 см в середине пролета.

Это платный мост , а рядом с мостом на азиатской стороне находится пункт взимания платы с 13 пунктами взимания платы. Плата взимается за проезд из Европы в Азию, но не за проезд в обратном направлении.

С 1999 года некоторые из пунктов взимания платы (№ 9 — № 13), расположенные слева по мере приближения автомобилистов, не обслуживаются и оснащены только системой удаленной оплаты (турецкий: OGS ), чтобы не задерживать движение. В дополнение к OGS, в 2005 году на отдельных пунктах взимания автодорожного сбора была установлена еще одна система оплаты дорожных сборов со специальными бесконтактными смарт-картами (турецкий: сом ).

С 3 апреля 2006 года в пунктах взимания платы за проезд не принимаются наличные, кроме наличных денег или сомов. Устройство OGS или карту KGS можно получить на различных станциях перед тем, как добраться до платных площадок автомагистралей и мостов. В 2006 году плата за проезд составляла 3 турецких лиры или около 2 долларов.

С апреля 2007 года компьютерная система светодиодного освещения с изменяющимся цветом и узором, разработанная Philips , освещает мост в ночное время.

В 2012 году KGS был заменен новой системой HGS, в которой используется технология радиочастотной идентификации (RFID) .

В 2017 году проезд вырос почти на 50% с 4,75 до 7 турецких лир .

Через 21 месяц в конце 2019 года плата за проезд выросла еще на 20% до 10,50 турецких лир (в настоящее время около 1,40 доллара США).

Чтобы не отставать от высокой инфляции цен производителей, дорожные сборы необходимо повышать почти каждый год .

Строительство [ править ]

С апреля 2007 года компьютеризированная система светодиодного освещения освещает мост в ночное время.

Решение построить мост через Босфор было принято в 1957 году премьер-министром Аднаном Мендересом . Для структурной инженерной работы, был подписан контракт с британской фирмой Freeman Fox & Partners в 1968 году мост был разработан британскими инженерами Гилберт Робертс , Уильям Браун и Майкл Парсонс, который также разработал Хамбер мост , Северн мост , и Мост Форт-Роуд . Строительство началось в феврале 1970 года, в церемонии приняли участие президент Джевдет Сунай и премьер-министр Сулейман Демирель . Мост построила турецкая фирма.Enka Construction & Industry Co. вместе с соисполнителями Cleveland Bridge & Engineering Company (Англия) и Hochtief AG (Германия). Над проектом трудились тридцать пять инженеров и 400 человек.

Строительство моста было завершено 30 октября 1973 года, через день после 50-летия основания Турецкой Республики , и его открыли президент Фахри Корутюрк и премьер-министр Наим Талу . Стоимость моста составила 200 миллионов долларов США (1,15 миллиарда долларов в долларах 2019 года ).

После открытия моста, многое было сделано из его является первым мостом между Европой и Азией с понтонного моста в Ксеркса в 480 году до нашей эры. Этот мост , однако, проходил через Геллеспонт ( Дарданеллы ) на некотором расстоянии от Босфора и был вторым мостом после вышеупомянутого моста, построенного императором Дарием I Великим через Босфор в 513 году до нашей эры.

Конструкция и особенности

Босфорский мост включает восемь автомобильных полос. По утрам в будние дни бóльшая часть перевозок следует в Европу, поэтому четыре из шести полос задействованы под движение в западном направлении. По вечерам ситуация обстоит наоборот.

Первые три года по мосту могли передвигаться пешеходы. Они пользовались лифтами, установленными внутри башен с обеих сторон. Сейчас объект открыт только для гражданских перевозок. По обеим сторонам дежурят полицейские.

Согласно последним подсчётам, ежедневно по мосту проезжает около 180 тысяч транспортных средств, причём 85% приходится на автомобили. В час пик бетонная конструкция «прогибается» примерно на 90 см в центральной части.

Проезд по Босфорскому мосту обойдётся в 7 лир. Налог взимается только за передвижение из Европы в Азию. Обратное направление не оплачивается.

С апреля 2007 г. мост оснащён компьютеризированной светодиодной системой освещения. Она меняет цвета и создаёт эффектные узоры согласно заданной программе.

Вячеслав Левченко

Красивая легенда

В настоящее время максимальная ширина пролива равна 3,7 км., самое узкое место — 0,7 км. Протяжённость Босфорского пролива составляет почти 30 км.

Когда-то на этом месте была долина реки. В четвертичный период её затопило морем. Название Босфор (коровий брод) является отражением красивой легенды о том, как Зевс спасал земную красавицу от гнева супруги. Любвеобильный правитель Олимпа влюбился в дочь аргивского царя Ио. Красавица очень рисковала, встречаясь с громовержцем.

Дело в том, что Гера, законная супруга Зевса жестоко расправлялась со своими соперницами. Чтобы спрятать Ио от преследования Геры, Зевс превратил её в белую корову. Но мстительную супругу Зевса провести было не так просто. Она поняла, что в образе коровы заколдована девушка и напустила на неё кровожадных слепней. Спасаясь от укусов, Ио добежала до воды, переправилась через пролив и укрылась в месте, где сегодня находится азиатская часть Стамбула, в районе Кадыкёя. Эта история кончилась счастливым концом — Зевс и Ио вновь встретились в Египте и провели там чудесные дни.

В 6 веке до н.э. Персидский царь Дарий отдал распоряжение соорудить переправу через Босфор, которая предназначалась для его воинов. Сотни судов связали корабельными канатами и получился понтонный мост. Но он быстро пришёл в негодность. Поэтому веками через Босфор переправлялись на судоходном транспорте. В ХХ веке были возведены сразу два моста, а в начале XXI века ещё один. Эти события ознаменовали новую эру в развитии инфраструктуры Стамбула.

Полезные ссылки

Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?

Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales

Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана

Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru

Рестораны, меню и цены в 2020 году

Один из ярусов Галатского моста занимают рестораны и кафе

Как уже отмечалось, ресторанов и кафе на нижнем ярусе моста достаточно много: Saray Restaurant, Sembol Balık Restaurant, Üstad Bar & Restaurant, Üstad Bar & Restaurant, Osmanlı Balık Restaurant, Marmara Balık Restaurant и многие другие. Концепция у многих ресторанов примерно одинаковая – это, так называемые, meyhane – ресторан, где обязательно есть алкоголь и вкусная еда.

Меню у ресторанов и кафе достаточно разнообразное – здесь не только большой выбор морепродуктов, но также различные мясные блюда, в основном на местный, турецкий манер.

От заведения к заведению незначительно различается меню и цены, а также внутреннее оформление.

Тем, кто первый раз приехал в Стамбул (именно в Стамбул, а не в Турцию), обязательно стоит попробовать морепродукты. В Стамбуле, в отличие от курортных городов, можно попробовать то, как готовят рыбу именно под местных посетителей. Обычно, получается она очень вкусной. Поэтому выбирайте в меню такую рабу, как: сибас (levrek), лещ (çipura), анчоус (hamsi), ставрида (istavrit), лаос (laos). Эту рыбу в турецких ресторанах готовят хорошо, а порой и восхитительно.

Меню всех ресторанов переведено на несколько языков, в том числе и русский, поэтому вам будет удобно и комфортно выбрать понравившееся блюдо.

Сверху располагаются рыбаки, снизу – кафе с посетителями

Цены в ресторанах Галатского моста на 2021 год следующие:

Горячие и холодные закуски: от 20 до 80 турецких лир

Салаты: от 20 лир

Морепродукты: лещ с зеленью и овощами от 45 лир, сибас с зеленью и овощами от 55 лир, кальмары в панировке от 50 лир, креветки в сливочном масле от 55 лир, хамса от 30 лир, королевские креветки от 80 лир.

Десерты и фруктовые тарелки от 20 лир.

Напитки: чай от 5 лир, турецкий кофе от 12 лир, каппучино от 14 лир, свежевыжатый сок от 15 лир.

Алкогольные напитки (стакан/рюмка): ракы (rakı – турецкий традиционный алкогольный напиток) от 50 лир, пиво от 20 лир.

Босфорский мост – жизненная артерия Стамбула

Сравнительно с византийской эпохой, нынешний Стамбул разросся по количеству жителей, увеличились территория и плотность населения. Мегаполису под 15 миллионов населения необходима развитая инфраструктура, быстрый доступ во все его районы. Именно для этого возвели Босфорский мост, потом еще два, плюс два подземных тоннеля. Эти путепроводы, охватывающие все виды сухопутного транспорта, соединяют многие мировые магистрали. Лишь пешеходам заказан переход пролива по здешним мостам, во избежание суицидов.

Однако возможность такая все же предоставляется, это доступно при проведении ежегодного Стамбульского марафона. Забег стартует в Азии, финиширует в старинном европейском квартале Султанахмет в разных его местах. Соревнуются бегуны на нескольких дистанциях, от классического марафона (42 км 125 м, расстояние от города Марафон до Афин) и меньше, плюс гонки колясочников. Осеннее воскресенье, когда проводится марафон, — единственный день, когда Босфорский мост открыт для пешеходов и свободен от автомобилей.

Конструктивное исполнение

По конструкции Босфорский мост относится к висячим, он не имеет установленных на дно пролива элементов. Дорожное полотно крепится к железобетонным опорам на берегах природного канала толстыми канатами из высококачественной стали. Основные укреплены в анкерных опорах на уровне проезжей части, проходят через верхушки несущих мачт, укреплены и в центре пролета. От них зигзагом спускаются тросы меньшего диаметра, поддерживающие дорожное полотно, выполненное в виде коробчатой фермы.

Общая длина моста составила 1560 метров, пролет между опорами – 1074 метра. Высота опорных конструкции равна 165 метрам, расстояние от низа полотна до воды 64 метра. Цифры не самые рекордные, но достаточно солидные, первый Босфорский мост может пропускать любые корабли. На западном берегу пролива ориентиром служит мечеть Ортакёй (по названию района), или Большая мечеть Меджида. От нее до моста около 350 метров, но фото с разных ракурсов визуально демонстрируют ее чуть ли не под полотном.

Не имеющий абсолютно никаких декоративных элементов, висячий Босфорский мост – памятник инженерного искусства. Его запуск к 50-летию Турецкой республики обставили в 1973 году как событие международного значения. Второй мост на Босфоре появился в 1988 году, дату пуска подобрали символическую – 535 лет взятия Константинополя. Соответственно назвали именем победителя Византии, султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя). Параметры сооружения близки первому мосту, конструктивное отличие – прямые тросы поддержки полотна, здесь – наклонные.

Висячие мосты считаются наименее затратными в финансовом плане, не самыми сложными технически. Существенным недостатком этих сооружений является невозможность выполнения железнодорожных перевозок. Разовая нагрузка от тяжелого локомотива превышает пределы прочности на разрыв поддерживающих тросов. Однако для полноценного восстановления в новом качестве Великого Шелкового пути железная дорога была необходима. Со спорами и трудностями, но в 2016 году новый мост севернее Стамбула был открыт.

Виды на мост

Если просто посмотреть на первый мост через Босфор, то ничего, кроме металла и бетона, и не увидишь. Чтобы оценить всю красоту ваяния, необходимо знать, откуда именно его лучше рассматривать. Если вы гуляете днем, то прекрасные виды на мост открываются из корабля, курсирующего по проливу. Издалека его видно как на ладони, и он напоминает тоненькую нитку. Существует поверье, что если загадать желание, проплывая под мостом, можно быть уверенным в том, что оно непременно сбудется.

Однако воистину прекрасен мост Ататюрка ночью или вечером. Присядьте с бокалом красного вина в одном из ресторанов на берегу пролива Босфор и наслаждайтесь великолепными пейзажами. Когда темно, мост начинает светиться разноцветными переливающимися огнями. Зрелище стоит того, чтобы ему посвятили хотя бы одну-единственную ночь.

Особенности «Султан Мехмед Фатих»

Внешне оба моста очень похожи, отличие заключается в тросах: на Босфорском они идут зигзагом, на втором они расположены в вертикальном направлении. Особенно хорошо отличие заметно в ночное время, когда включается иллюминация.

Ежедневно в обе стороны проезжает 150 тыс. транспортных средств, проезд платный, предназначен исключительно для автомобилей. Условия и размер оплаты те же, что и при проезде по первому, плата взимается только при проезде из Европы, стоимость зависит от категории транспортного средства. Протяженность конструкции составляет 1560 м., ширина – 39 м., он расположен рядом с генуэзской крепостью в 5 км к северу от первого моста.

Об открытие нового моста в Стамбуле читайте далее.

Как добраться до телебашни Чамлыджа в Стамбуле

Как добраться до телебашни из Султанахмет

Если вы остановились в старом городе Султанахмет, тогда садимся на трамвай Т1 или идем пешком до пристани Эминёню. Садимся на паром до Ускюдар (Üsküdar). Выйдя на пристани Ускюдар, проходим к остановке, что напротив мечети и садимся на автобусы 11M, 11L, 11Y или 11ST и доезжаем до Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu), оттуда идем 10 минут пешком по направлению к башне.

Как добраться до телебашни из Таксим

Вы можете спуститься пешком до пристани Каракёй (от Галатской башни идти около 12-15 минут вниз). На пристани садимся на паром до Ускюдар. Идем до остановки, что возле пристани (Üsküdar Camii Önü) и садимся на автобусы 11M, 11Y, 11L, 11ST и выходим на остановке Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu). Идем до телебашни пешком.

Как добраться от Кадыкёй

От пристани Кадыкёй, до которой вы также можете доплыть от Эминёню или Каракёй, можно добраться до телебашни несколькими автобусами. Например, от остановки, что недалеко от пристани паромов Турйол (Turyol), можно уехать автобусами 15ТК, 14DK 15BK до остановки возле станции метро Булгурлу (Bulgurlu metro). От нее до телебашни Чамлыджа придется идти около 15-17 минут.

На автобусе под номером 14, остановка недалеко от пристани паромов Турйол (Turyol) вы можете доехать до остановки Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu), а далее пройти к телебашне пешком.

Как добраться из Ускюдар

На остановке транспорта, что рядом с пристанью и мечетью – Üsküdar Camii Önü, садимся на автобус 11Y, 11L, 11M или 11ST и доезжаем до остановки Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu). От остановки пешком идем около 10 минут.

Выводы

Обязательно загляните на Галатский мост! Пройти мост, не торопясь, пешком можно за полчаса. Вместе с обедом, конечно, дольше. Самый большой минус — это дороговизна в заведениях на мосту. Но можно найти хороший ресторан на берегу с видом на мост — и сэкономить. Притом, что сам мост с вечерней подсветкой — великолепен!

Большой исторической ценности мост не несет, здесь главное — особая атмосфера морского порта — чайки, рыбаки, уходящие вдаль кораблики… Романтика, одним словом! Правда, лучше идти на мост рано утром — только так можно избежать толп туристов.

Кстати, если вы только собираетесь в Стамбул, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать один из этих отелей с хорошим рейтингом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector