Августовский канал

Круизы

Начало водным прогулкам было положено в начале XX века, когда по каналу начали курсировать 2 колесных парохода. Эстафету приняли теплоходы «Ольга Соломонова», берущая на борт до 100 человек и «Неман», грузоподъемность которого вполовину меньше. Прогулка на большом теплоходе рассчитана на 1 день, за это время он проходит около 20 км., путешествие начинается от Гродно. Во время поездки можно в деталях рассмотреть мосты, шлюзы, дома смотрителей, станции обслуживания.

«Неман» арендуется для часовых прогулок, на нем часто проводятся экскурсии по каналу, сопровождаемые яркими и образными рассказами гидов о видах животных и птиц, тонком балансе, на котором держится равновесие экосистемы заказника «Гродненская пуща». Стоимость часовой прогулки около 70-80 руб.

Также туристы могут арендовать катамаран, водный велосипед, пройти по пешеходным маршрутам и отдохнуть в мини-гостинице. Самыми популярные водными маршрутами для байдарок, яхт и прогулочных катеров считаются:

  • Августовское колечко;
  • Неизвестная Европа;
  • Августовский канал – Беловежская пуща.

Они разные по протяженности, сложности и стоимости, но каждый из них дает уникальную возможность увидеть нетронутую природу, бережно сохраняемую для потомков.

В Святске работа кипит

Августовский канал хорош во все времена года. Здесь можно отдохнуть семьёй или компанией и провести время на природе вдали от людской суеты. Доедешь и на машине, и на автобусе. Для любителей покрутить педали организовали веломаршрут «Августвело» с парковками и местами для отдыха.

По пути на канал сворачиваем с основной магистрали на новую дорогу к дворцово-парковому комплексу Святск. Здесь продолжается реконструкция. На территорию комплекса вход и въезд запрещены. Однако прогуляться по аллее вековых деревьев у водоёма — пожалуйста. Оттуда видно, как кипит работа в Святске, как возводят бровар и конюшни. Видны обновлённые забор и въездные ворота, фасад дворца и оранжевая черепица.

Кстати, дороги к каналу наконец привели в порядок. Новый асфальт проложили от Святска до Немново через Василевичи, так что ездить комфортно.

Инфоцентр, отель, велодорожки

В Сопоцкине, который находится рядом с каналом, в прошлом году заработал инфоцентр, где каждый турист может взять карты с маршрутами. Рядом обустроили прокат велосипедов. С этим помогли польские партнеры. Западная соседка на туристические нужды в местечке планировала затратить 114 тысяч евро.

Ночлег для туристов предоставляет Дом милосердия благотворительной организации «Каритас» при местном костеле. Реконструкцию здания под отель закончили в 2018 году. Гостиница рассчитана на 50 мест. Здесь принимают группы за пожертвования. 

В Сопоцкине работает кафетерий. Традиционно организуют выездную торговлю рядом с самим каналом, а питание по предварительной записи – близлежащие агроусадьбы «Соничи», «Радзивилки», «Тартак». 

Напомним, что рядом с деревней Черток собираются построить гостинично-ресторанный комплекс. По заявке, объект включает 25 посадочных мест и 12 домиков для проживания. За реализацию проекта взялось ООО «Августовская инвестиционная компания», зарегистрированное в СЭЗ «Гродноинвест» в конце прошлого года. Компания оценивает объект в сумму около 400 тысяч евро и обещает завершить работы в 2024 году.

К концу лета планируют сдать часть дворцово-паркового комплекса «Святск». В княжеских покоях должна разместиться здравница. Появятся ресторан и даже мини-броварня. Какую территорию откроют в ближайшее время, не уточняется.

Туристы могут воспользоваться веломаршрутом, который обкатали в прошлом году. Эта международная трасса начинается в Польше и проходит через ПП «Лесная – Рудавка». У нас 50-километровый путь начинается на Августовском канале и заканчивается в Гродно. 

По маршруту обустроили три стоянки с беседками, велопарковками и биотуалетами. Зоны отдыха для велосипедистов разместили в деревнях Домбровка, Крулевщина, Заречанка. Работы финансировал МИД Польши. Объект обошелся в 90 тысяч евро. Сегодня устно договорились продолжить проект, сделав прокат велосипедов в Сопоцкине и обустроив места их обслуживания.

С 2018 года на Августовском канале можно посетить экспозицию старинных предметов сельского быта. Для выставки собрали более сотни аутентичных вещей: от прялки и повозки до саней и молотилки. Здесь можно узнать, как жили сельчане окрестностей, ведь предметы обихода предоставили местные жители. Экспозиция «прописалась» в помещении возле дома смотрителя, что на шлюзе Домбровка. Сосед новой выставки – музей истории канала, в котором собрано более 200 иллюстраций с макетом шлюза и даже рыболовными снастями. Стоимость входного билета – 3 рубля. 

К слову, в прежнем режиме планирует работать военный экскурсионный музей, который включает оборонительные доты и форты. По-прежнему открыты двери частной экспозиции в собственном доме Зажецких на шлюзе Немново. Там можно увидеть шкалу для измерения глубины, втулку и даже лопату, которой пользовались при строительстве канала в XIX веке. Кроме этого, в Сопоцкине открыт Музей писанки.

Августовский канал сегодня

Сегодня на белорусской части старинного канала действуют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза – Немново, Домбровка, Волкушек и Кужинец.

Самый большой шлюз Августовского канала – четырехкамерный Немново, длина которого – 9, 6 м. Перепад воды составляет почти 10 м, а шлюзование занимает около часа.

Августовский канал – прекрасное место для активного отдыха, водного, пешеходного и велотуризма. Удивительная красота природы привлекает сюда тысячи гостей.

Канал пролегает по территории республиканского ландшафтного заказника «Гродненская пуща». Это не только одно из самых экологически чистых мест Беларуси и континента, но и эталон равнины в Центральной Европе.

В сердце заказника – Августовская пуща – один из крупнейших лесных массивов Европы, расположенный на территории трех стран (Беларуси, Польши и Литвы) и претендующий на статус трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО.

На белорусской земле (10 % пущи) насчитывается около 800 видов растений, что соизмеримо с Беловежской пущей и Березинским биосферным заповедником. Возраст некоторых деревьев достигает 250 – 300 лет.

В 2011 году на территории, прилегающей к знаменитому водному пути и руслу Немана, создан туристско-рекреационный парк «Августовский канал» площадью 5 750 га.

Здесь в распоряжении любителей активного отдыха:

  • прогулки на теплоходе и катание на катерах – со шлюзованием и без;

  • прокат катамаранов и лодок;
  • сплавы на байдарках (в Гродно формируются группы, которые отправляются в увлекательное путешествие по каналу);

  • пешие и велосипедные прогулки (вдоль русла обустроена велодорожка в экоформате);

  • оборудованные места отдыха, домики смотрителя и мини-гостиница.

Теплоход «Неман» отправляется от причала у шлюза Домбровка. Удобнее выбрать путешествие с экскурсионной группой: туроператоры заранее бронируют судно, выбирают маршрут с возможностью понаблюдать за шлюзованием. В выходные дни для желающих проводятся прогулки по расписанию (длительность – около часа). 

На канале и его притоках разработано более 10 водных маршрутов. Один из самых протяженных – трансграничный водно-велосипедный маршрут «Августовский канал – Беловежская пуща» (272, 4 км).

В 2014 году после реконструкции последнего шлюза на польской стороне открылся водный маршрут для моторных яхт Августов – Гродно – Друскининкай.

План развития парка «Августовский канал» предусматривает много интересных проектов. В ближайшее время в распоряжении туристов будут причалы для малых судов, уютные зоны отдыха и навигационная GPS-карта. А для успешного прохождения по фарватерам уже сейчас можно воспользоваться услугами лоцмана.

В окрестностях канала строятся туристический комплекс «Рынковцы»  (кемпинговые места и стоянки, кафе, сцена и площадки для развлечений) и спортивно-рекреационный комплекс «Песчаны» (отель, зона отдыха, стрелковый комплекс для спортинга и стрельбы из лука).

Кроме того, на берегах судоходной артерии появятся специальные зоны для отдыха и купания в летний сезон.

История Августовского Канала

Удивительно, хоть Августовский канал и проходит по живописным местам, но первоначально был построен не для туризма, а по политико-экономическим причинам. Он стал первым искусственным водным путём в Европе и напрямую связал две большие реки — Вислу и Неман.

Сама идея создания канала родилась еще в 70-е годы 18 века, во времена правления короля Станислава Августа Понятовского. Однако строительство началась только в 19 веке, после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов через Балтийские порты. Инициатором же выступил министр финансов Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий, а разработкой проекта занимались военные инженеры во главе с Игнатием Прондзинским.

Проект Августовского канала одобрил император Александр І в 1824 году, а само строительство заняло около 15 лет. За это время было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов и 24 объекта для обслуживания канала.

Интересный факт: по тем временам стоимость сооружения Августовского канала обошлась в весьма солидную сумму 1,5 миллиона серебром.

Однако его история, в качестве важного транспортного пути для сплава древесины и товаров, была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок

Однако, протекая по живописным природным местам, Августовский канал стал пользоваться популярностью у туристов.

Интересный факт: в 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия,  а позже открылся первый конный маршрут.

Во время Первой мировой войны канал значительно пострадал, в том числе из-за оборонительных сооружений, возведенных здесь в конце ХІХ – начале ХХ вв.

В 1920 – 1939 годах Августовский канал вновь принимал путешественников: здесь курсировали два колесных парохода, развивался байдарочный туризм, работали яхт-клубы, а в районе шлюза Домбровка каждый год проходил популярный  «Праздник моря». Также в это время был издан первый туристический путеводитель по Августовскому каналу.

В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе был разрушен.

В 2004 – 2006 годах белорусский участок канала, который составляет 22 км, отреставрировали. Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения.

Шлюзы, деревянные колонны, разводные мосты, мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков  – всё это реставрировалось вручную и сохранило аутентичный вид.

Ближайшие заезды для сборных групп

Предлагаем Вам ознакомиться с ближайшими сборными экскурсиями, посетив которые Вы сможете увидеть достопримечательности из выбранной Вами индивидуальной экскурсии

08:00 23-Марта Гродно — Лида — Коробчицы (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 05-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 06-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 12-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 13-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 13-Апреля Гродно — Лида — Коробчицы (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 19-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 20-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 26-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 27-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа

География

Августовский канал находится в правом нижнем углу карты.

Канал использует послеледниковую депрессию и многочисленные долины в районе Мазурских озер , сформированные ледниковым периодом плейстоцена . Многие из окружающих холмов являются частью морен, а многие из озер — это озера с моренными дамбами . Он расположен в длинной естественной цепи Августовских озер и прилегающих рек. Качество ландшафта позволило идеально интегрировать канал с окружающей средой на его длине 101,20 км. Площадь водораздела канала на польской стороне границы составляет 74,25 км 2, а на белорусской стороне — 8,42 км 2, всего 82,67 км 2 .

Канал соединяет семь естественных озер с моренными дамбами: Нецко, Бяле, Студзеничне, Орле, Панево, Кшиве и Микашево; и 11 рек: Бебжа , Нетта , Чарна Ханьча, Клоновница, Пласка (Суха-Жечка, Сервянка), Микашувка, Перкуция, Шламица, Волкушанка, Осташанка и Неман. Естественные водные пути соединены между собой вырубками и гидравлическими установками с шлюзами и плотинами , в том числе путями вдоль берега канала и системой дорог, мостов и зданий. Резервуар воды, питающей канал, обеспечивается из-за пределов буферной зоны озерами Сайно, Сервы и Вигры , все в пределах охраняемой территории. Шесть исторических шлюзов , Пшевенж, Панево, Перкуч, Сосновек, Тартак и Кудринки, легко доступны по зеленой тропе, используемой туристами и велосипедистами.

Сплав на байдарках по каналу

Сегодня Августовский канал – это прекрасное место для активного отдыха, особенно водного.

На белорусской части канала действуют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза – Немново, Домбровка, Волкушеки Кужинец. Немново – самый большой четырехкамерный шлюз Августовского канала. Его длина составляет 9,6 метров, перепад воды – почти 10 м, а шлюзование занимает примерно час.

На канале и его притоках разработано более 10 водных маршрутов. Один из самых протяженных – трансграничный водно-велосипедный маршрут “Августовский канал – Беловежская пуща” (272, 4 км).

Например, маршрут «Августовский шлях» предлагает несколько дней плавания по каналу и таким рекам как: Черная Ганьча и Марыха.

Одним из самых популярных водных маршрутов считается трансграничный: «Неизвестная Европа» (по Польше, Беларуси и Литве). Перейти границу не займет много времени и сделать это можно не выходя из байдарки, а пограничники тратят не более трех минут на каждого туриста.

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «берлины», против течения их вели по «тягловым» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Августовский канал в Польше

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На шлюзе Домбровка (польск.) ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ с. ш. 23°40′17″ в. д.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.

Стоимость для корпоративных групп

  • цены в белорусских рублях / цены в российских рублях / цены в евро
2-7 чел.   1028,46 BYN   от 146,92 BYN   заказать экскурсию   
8-19 чел.   1331,58 BYN   от 70,08 BYN   заказать экскурсию   
20-52 чел.   1850,16 BYN   от 35,58 BYN   заказать экскурсию   
53-68 чел.   2054,32 BYN   от 30,21 BYN   заказать экскурсию   

В стоимость включено:

  • другие услуги катание на теплоходе 1 час
  • услуги аттестованного экскурсовода
  • транспортные услуги

Дополнительно оплачивается (Взрослые/дети):

питание — обед

*Туристское предприятие оставляет за собой право изменять график поездки, а также вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения количества и качества предоставляемых услуг.

Примерное расстояние в обе стороны

Туристическая жизнь Августовского канала Беларуси

Августовский канал приобрел новое значение в ХХ веке. Возведение происходило в красивых природных зонах, поэтому он стал одним из самых посещаемых объектов. В 1909 году вдоль русла впервые прошла смотровая поездка. Спустя немного времени, была проложена и конная тропа.

В конце XIX – начале ХХ века канал был дополнительно оборудован военными строениями, которые сыграли роковую роль в сохранности канала. За 1914-1918 гг. русло значительно пострадало.

В межвоенный период (1920-1939 гг.) канал вновь стал активно принимать туристов. Развитие получил туризм на байдарках, начали работу яхт-клубы, по каналу курсировали два колесных парохода. А на территории желоба Домбровка проводились «Праздники моря». Для удобства путешественников был напечатан путеводитель по Августовскому каналу.

Во время Великой Отечественной войны вдоль канала размещались военные доты, так называемая «линия Молотова», поэтому его конструкции подверглись частичным разрушениям, а один из шлюзов (Черток) был уничтожен полностью.

Часть (длина 22 км), протекающая в современной Беларуси, в 2004-2006 гг. была восстановлена. Инженеры смогли реставрировать русло, которым не пользовались с 1950-х гг. Также были восстановлены древние гидротехнические конструкции, подмытые или обрушенные части.

Августовский канал в Гродно сегодня

На сегодняшний день Августовский канал – это отличное место для любителей активного отдыха разного рода. Здесь есть пешеходные, водные и велосипедные трассы.

Экозона Беларуси «Гродненская пуща»

Августовский канал входит в состав ландшафтного заказника «Гродненская пуща», что привлекает тысячи туристов. «Гродненская пуща» – экозона Беларуси и всей Центральной Европы.

В центре заказника находится один из самых огромных европейских лесов – Августовская пуща. Площадь леса простирается через три современные страны: Беларусь, Литву и Польшу. Августовская пуща – претендент на биосферный резерват ЮНЕСКО.

Для путешественников Августовская пуща предлагает:

  • водные прогулки на катере или теплоходе — со шлюзованием и без;
    прокат лодок или катамаранов;
  • байдарочный туризм по каналу (сбор туристов в Гродно);
  • велосипедные трассы (предусмотрена специальная велодорожка), а также прогулки пешком;
  • мини-отель, места для отдыха и домики для смотрителей.

Памятные места и фото Августовского канала

Местность вдоль этого сооружения богата разнообразными историческими и архитектурными памятниками Беларуси.

В деревне Немново можно посетить древний домик, в котором проживал смотритель шлюза (построен в 1830 г.). В здании бывшей корчмы открыт музей, экспозиция которого насыщена старинными картами местности и чертежами по строительству канала. Здесь сохранились рукописные документы и фотографии, а также предметы быта XIX века.

В поселке Сопоцкин сохранилось несколько исторических памятников. Среди них часовни, древнее еврейское кладбище (1278 г.), костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича. Также в поселке расположена улица Иоанна Павла II – единственная в Беларуси.

Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск

В деревне Святск возвышается дворцово-парковый ансамбль Воловичей, строительство которого проходило по проекту архитектора Джузеппе де Сакко (Италия). Существует легенда, что здесь обитает призрак дочери, которую отец заживо замуровал в дворцовую колонну – о, времена!

Деревня Радзивилки также богата памятниками истории, среди которых усадьба Друцких-Гурских, водная система XIX века и парк с уникальной растительностью.

Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы»

В непосредственной близости от канала расположены комплексы «Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы» и «Партизанский лагерь» – популярный среди туристов край.

Где остановиться у Августовского канала

Выбор гостиниц возле самого Августовского канала пока что невелик. Ближайшие отели находятся в Гродно.

Если вы хотите пожить в Гродненской пущие, рекомендуем обратить внимание на одну из местных усадеб. Они рассчитаны на небольшое количество человек, так что при планировании поездки сразу забронируйте ночлег

Ещё один вариант — домики смотрителей шлюзов XIX века. Однако любителей аутентики порой бывает слишком много, так что лучше и в этом случае забронировать место заранее.

Если вы проголодаетесь, то знайте, что с кафе и ресторанами у Августовского канала дела идут не очень. Ближайшие точки питания — в Гродно. В Сопоцкине работает три магазина, где вы можете купить продукты или мясо для шашлыка. Возле канала есть мангалы, так что с приготовлением проблем не возникнет.

Августовский канал — отличный вариант времяпрепровождения на выходные. Приезжайте и убедитесь в этом сами. 

Экономика

Августовский шлюз — пятый шлюз на канале.

После завершения строительства Августовский канал оставался внутренним водным путем местного значения, который использовался для коммерческого судоходства и транспортировки древесины к реке Висла и Неман и обратно . Канал использовался для транспортировки муки, соли, зерна, мела, гипса и т. Д. В Августове был построен большой порт в дополнение к нескольким буксирным путям, по которым лошади буксировали баржи вверх по течению. Канал был рассчитан на проход судов длиной до 40 м, шириной до 5 м и способными перевозить до 10 тонн груза.

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть, например, рядом с железнодорожной веткой Санкт-Петербург — Варшава , начала заменять канал в качестве основного средства транспортировки товаров. Канал постепенно пошел в упадок, с 1852 года по нему сплавлялись только лесоматериалы, а с середины 1860-х годов русло канала было забито.

С конца 1920-х годов канал впервые стал туристической достопримечательностью. Это был живописный туристический маршрут, предоставляющий прекрасные возможности для занятий спортом для каноистов, моряков и яхтсменов. После Второй мировой войны польская часть канала была восстановлена.

В настоящее время канал предлагает множество достопримечательностей и туристических достопримечательностей. Его непревзойденная красота проистекает из природных качеств ландшафта с хвойными лесами и озерами, особенно вокруг рек Бебжа и Нетта, и он проходит через Августовский первобытный лес с запада на восток. Самым большим развлечением является плавание по водному пути на каяке, каноэ, рыбацкой лодке или моторной лодке. Также можно посетить часть канала и Августовские озера на пассажирском теплоходе.

Экскурсии по Августовскому каналу в наше время

Сейчас белорусский участок канала, пролегающий по живописным местам Гродненщины и протяженностью более двадцати километров, полностью восстановлен. Здесь все бесперебойно работает, начиная с гидротехнических сооружений и шлюзов и заканчивая массивными колоннами и симпатичными мостиками. Августовский канал отлично подходит не только для водного, но и для пешего туризма. Регулярно сюда съезжаются тысячи желающих покататься на теплоходе «Неман» и прогуляться пешком, вдыхая полной грудью чистый воздух здешних мест. Во время долгих прогулок обязательно бросится в глаза огромное количество местечек, имеющих историко-культурную ценность, с которыми будет приятно познакомиться. Есть здесь и уютный Домик смотрителя, и музей канала на месте старой корчмы с фотографиями тех лет,  пожелтевшими маршрутными схемами и бытовыми предметами проживавших здесь когда-то людей. Пролегающее на пути следования теплохода местечко Сопоцкин похвастается красивейшим католическим храмом, старенькими часовнями и древнейшим погостом, где были похоронены евреи. Деревенька Святск с удовольствием покажет величественный дворец Воловичей, выстроенный в былые времена приезжим итальянцем. Рядом с каналом обязательно покажется полюбившийся всеми агротуристический комплекс «Коробчицы»…

Эти достопримечательности входят в программу экскурсий с посещением Гродно

Августовский канал – место, которое в составе экскурсии по Беларуси стоит посетить каждому ценителю прекрасного!

Возврат к списку

Как добраться из Минска и Гродно

Расстояние от Минска до Августовского канала – 327 км. Удобнее всего добираться на личном автомобиле в направлении Воложин – Лида – Скидель. Время в дороге, примерно, составит 4 часа.

Но если такого нет в наличии, то общественным транспортом со станции Минск-Центральный (маршрутка, автобус, поезд) до Гродно, а далее на автобусе. К сожалению, прямого транспорта до Августовского канала из Гродно нет: доехать до него можно ежедневно автобусом Гродно – Немново, Гродно – Горячки, Гродно – Калеты, и сойти на остановке «Соничи» или «Августовский канал».

Часы работы канала: ежедневно с 8-00 до 22-00

Это был наш полный путеводитель по отдыху на Августовском канале. Надеемся, что вы решитесь туда отправиться и насладиться тишиной и красотой белорусской природы. обзор самых красивых рек и озер Беларуси. Хорошего отдыха!

Текст и фото автора: Дронина Инесса

Как бабушки остановили губернатора

Так же тихо и на другой стороне канала, в деревне Немново, столице водного туризма района. На речке Осташанке несколько раз в год собираются водники, чтобы пройти по реке. Нынешней весной сплав не состоялся, его перенесли на более поздний срок. Однако на базе отдыха работает прокат байдарок и велосипедов, можно попариться в полевой бане, устроить пикник и полетать над речкой на тарзанке.

Местные жители рады тому, что массовых мероприятий пока нет.

В Немново нет магазинов, два раза в неделю приезжает автолавка. Продукты в ней, говорит женщина, дорогие. Вторая ездит на другую сторону канала. Сюда не заезжает, так как не может переехать шлюз, да и жителей в деревне осталось немного — всего два дома. Автобус тоже не ходит.

На днях в гости приехала сестра. Женщины говорят, что свежий воздух — лучшая защита от коронавируса.

Уникальная экосистема

Гродненская область — это места потрясающей красоты. Здесь проживают десятки видов животных, которые больше нигде не встречаются. Растения, животные, рыбы и птицы — здесь открывается целый мир, доступный для обозрения во время неспешной прогулки. Августовский канал (Гродно) обрамляется знаменитым лесом. Он носит название Гродненская пуща. Для прогулок он подходит плохо, это густая, труднопроходимая чаща. К тому же эта территория отмечена как особо охраняемая. Многим деревьям здесь более 200 лет, это настоящий реликтовый лес.

В нем обитают рыси и кабаны, косули и бобры, олени и лоси, не обошлось и без волков. Птиц, живущих здесь, особенно черного аиста, мало где можно встретить, кроме этих мест. Воды канала полны рыбой, здесь живут хариус, форель и усачи, занесенные в Красную книгу.

Программа — Экскурсия Августовский канал

Беларусь — страна с первозданной природой. Однако время не стоит на месте. На фоне чарующих просторов возводились не только дворцы и храмы, но и мощные гидротехнические сооружения. Августовский канал – вот воплощение гениальной инженерной мысли. Вы своими глазами увидите уникальное решение – крупнейший в Европе рукотворный канал, который не только не нарушил пейзажи, но и великолепно дополнил природный ландшафт. Сейчас грандиозное сооружение претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Сбор группы

  • Переезд в Святск (300 км)

  • Святский дворец Волловичей (внешний осмотр)

    Усадебно-парковый комплекс в деревне Святск – родовое имение графов и дворян Волловичей. Его изящный дворец с изысканными ландшафтами парков еще помнит радушных хозяев и частых гостей – всего два столетия назад здесь звучала музыка и кружили балы. Сейчас творение итальянского архитектора Джузеппе де Сакко переживает новый период возрождения. Будут восстановлены великолепные парки и сам дворец, который так часто сравнивают с французским Версалем. О богатом прошлом, о наполненном легендами и преданиями настоящем, о перспективном будущем Вам предстоит узнать.

  • Переезд в Сопоцкин (5 км)

  • Сопоцкий костел Вознесения Девы Марии (внешний осмотр)

    Теолин – красивое название, не правда ли? Предместье Теолин именовано в честь жены белорусского магната Антония Волловича. Чем она примечательна и чем примечательно местечко? Об этом лучше узнать от экскурсовода. Сегодня городской поселок узнаваем как Сопоцкин, а его визитка – костел Вознесения Девы Марии. История храма полна загадок и сомнений. Одно мы точно знаем – прекрасный пример архитектуры заслуживает Вашего внимания.

  • Переезд в Наумовичи (17 км)

  • Форт №2 (внешний осмотр)

    В окрестностях Августовского канала и города Гродно можно найти немало всевозможных сооружений оборонного типа. Ведь в начале прошлого века, когда появилась необходимость в основательном и мощном укреплении города, царская Россия выделила лучших инженеров и колоссальные средства – было построено 13 основных фортов и большое количество вспомогательных поменьше. Один из 13 – Форт №2 – Вы увидите. Он довольно хорошо сохранился, но обрел трагичную славу как место расстрелов мирных жителей во время II Мировой войны.

  • Обед

  • Переезд в Домбровка (22 км)

  • Августовский канал — шлюз Домбровка

    Августовский канал — первый искусственный водный путь в Европе. Он связывает напрямую две большие реки – Вислу и Неман и в свое время обеспечивал связь с Чёрным морем. 102,2 км. водной глади, в том числе 22 на территории Беларуси, включают в себя многочисленные шлюзы и разводные мосты, что привлекает множество туристов. Ведь здесь можно узнать историю грандиозного сооружения и вдохнуть свежий воздух природы, полюбоваться живописными видами и сделать прекрасные фото. Но если Вы хотите ощутить всю прелесть Августовского канала – обязательно уточните о желании прогуляться на теплоходе со шлюзованием – незабываемые впечатления гарантированы. Путь пройдет по руслу канала среди нетронутых чарующих лесов Августовской пущи.

  • Переезд в Минск (310 км)

  • Окончание экскурсии

По желанию группы и за дополнительную плату возможна прогулка на теплоходе по Августовскому каналу. Если Вы желаете организовать прогулку на теплоходе: со шлюзованием или без него, предупредите, пожалуйста, об этом специалиста при бронировании экскурсии.

Отправить заявку на экскурсию

Велосипеды и беседки

В этом году рядом с Августовским каналом проложили новый международный велосипедный маршрут. Его обозначили указателями и обустроили места стоянок. Он начинается в Польше под названием «Грин вело». Теперь велосипедисты смогут пересечь границу в пункте пропуска «Лесная — Рудавка» и продолжить путь до Гродно. Протяженность велосипедной дороги по гродненскому региону — 50 километров.

По словам главного специалиста отдела физической культуры и туризма Гродненского облисполкома Матвея Свиркова, по маршруту обустроили три стоянки с беседками, велопарковками и биотуалетами. Зоны отдыха для велосипедистов разместили в деревнях Домбровка, Крулевщина, Заречанка. Работы финансировал МИД Польши. Объект обошелся в 90 тысяч евро. Сегодня устно договорились продолжить проект, сделав прокат велосипедов в Сопоцкине и обустроив места их обслуживания.

Пока велосипеды в аренду можно взять на Августовском канале:

  • прокат велосипеда на 1 час (всего их 10 штук) — 5 рублей.
  • аренда беседки на 1 час — от 3 до 6 рублей,
  • суточная аренда комнаты отдыха стоит 20 рублей на человека.

Туалеты на Августовском канале пока установят в прежнем виде. Шесть биотуалетов должны привезти в ближайшее время. Раньше обсуждалось строительство стационарных туалетов, но сейчас склоняются к постройке мобильной уборной с душем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector