Алексеево-акатов монастырь

Литература

  • Болховитинов Е. А., Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, Воронеж, 1800, 66-69.
  • Иларион (Боголюбов), архим., Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря, Воронеж, 1859.
  • Яворский Ф. К., «Алексеевский Акатов монастырь,» Воронежские ЕВ, 1869, № 9, 373-382; № 10, 410-424; № 11, 448-464; № 12, 481-497; № 13, 517-528; № 14, 558-570.
  • Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1884, вып. 1, 44-45; вып. 2, 207-213.
  • Зверев С. Е., «Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря,» Воронежские ЕВ, 1892, № 21, 842-847.
  • , «Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»,» Воронежская старина, 1909, вып. 8, прил., 183-213.
  • Успенский Ю. И., Старый Воронеж, Воронеж, 1922, 30-32.
  • Акиньшин А. Н., Храмы Воронежа, Воронеж, 1994, 103-113.
  • Мирошкина В., «Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление,» Воронеж-Липецк православный, 1997, № 8 (8), 3.

Как добраться до женского монастыря в Воронеже

Существует несколько способов добраться до женского Алексеево-Акатового монастыря. С центра можно дойти пешком до набережной, при этом сооружение святыни вы увидите издалека.

Можно воспользоваться услугами общественного транспорта. В направлении монастыря едут автобусы № 6м, 6, 52, 62, 41, 90, 60б, 79, 68а, 120а, 101. Выходить нужно на остановке «Манежная». Автобус № 58в курсирует другим маршрутом. Если ехать им, необходимо внимательно следить за остановкой «Освобождение Труда».

К монастырю едут маршрутные такси №37а, 77к, 312а, 386. Выходить нужно на остановке «Манежная». Есть возможность воспользоваться услугами троллейбуса №8 (та же остановка).

Контактные данные

Для связи с монастырем при уточнении интересующих вас вопросов наводятся контактные данные:

  • адрес – город Воронеж, улица Освобождение Труда, 1;
  • телефон – 55 18 24;
  • электронная почта –

Возрождение

В 80-х годах храм стали возрождать. Его вернули под юрисдикцию Воронежской епархии в 1989 году. Сначала была отреставрирована старая колокольня и некоторые уцелевшие постройки, но кладбище с надгробными памятниками было варварски уничтожено. Следом заново возвели двухэтажную церковь. Надвратную колокольню не стали достраивать до ее прежней 50-метровой высоты, а оставили только второй ярус и увенчали пятью главами. Заново были отстроены кельи, хозпостройки, часовня для освящения воды. Были перезахоронены останки владык.

С 4 ноября 1990 года на праздник в честь иконы Казанской Богородицы был открыт женский монастырь. До 1992 года настоятельницей монастыря была игуменья Любовь, а после пришла игуменья Варвара.

Из Покровского собора в Алексеево-Акатов монастырь перенесли резиденцию епархии из Покровского собора, где пребывает митрополит Воронежский Сергий (Фомин). В резиденции находится домовая церковь с иконой Пресвятой Матери именуемой «Знамение».

Одной из самых почитаемых икон в монастыре является образ Божией Матери «Живоносный источник».

История воронежского Кафедрального собора

История Кафедрального собора берет свое начало с XVI века. Когда после крепости возник город, построили деревянную церковь (1586 г.). Но часто из-за набегов татар, половцев, других внешних врагов храм загорался. Его тушили, снова восстанавливали. После образования Воронежской Епархии было принято решение строить новый храм (1682 г.).

До нас дошли скупые очертания того первого храма. Известно, что его стены были высокие и прямые, окна располагались в два ряда, крыша была пятиглавая с крестами. Иконостас располагался в шесть ярусов, а наиглавнейшие иконы и Царские врата были отделаны мастерами серебряными и позолоченными окладами. Вскоре храм стал разрушаться, так как стоял у рва.

При митрополите Пахомии (Шпаковском) построили каменный храм. Стройка велась 1718-1735 годы. Событие 1836 года – это открытие Митрофановского монастыря. С 1913 года управлять Воронежской епархией поставили митрополита Тихона (Никанорова). Благовещенский кафедральный собор просуществовал десять лет (до 1929), после закрытия властями Митрофановского монастыря (в 1919).

Во время оккупации немцами города произошло разрушение собора (1942-1943). Прихожанам открыли Покровский собор, но он не заменял прежнего. Власти совместно с духовенством приняли решение о строительстве Благовещенского собора (1998). Проект исполнил архитектор Владимир Петрович Шевелев.

Создание первого собора

Создание первого собора историки оценивали неоднозначно. Е.А. Болховитинов определил дату строительства – 1620 год. Исследователь Н.И. Поликарпов считал, это ближе ко времени основания крепости (1585). Тогда же в пригороде построили церковь.

Было два престола: Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца. После набега черкас в 1590 году была сожжена крепость, пострадал собор, восстановленный в 1594 году, его перенесли в черту города.

В 1625 году вновь построили деревянный собор, 13 сентября 1628 года храм сгорел. В июле 1629 года указом царя было дано разрешение восстановить собор в Воронеже. (1634). Он избежал огня, просуществовал до создания Воронежской епархии (1682), которую возглавил епископ Митрофан (Соколов). Владыко славно потрудился, помогая возрождению Воронежского края. Он собирал средства, помогая Петру I при постройке кораблей.

Благовещенский храм стал Кафедральным собором в 1682. Вскоре построили каменный храм (1690), здесь с 1682 года была резиденция Архиерея, с 1745 до 1822 года – Духовная семинария Воронежа.

Строительство нового Кафедрального собора в Воронеже

Первый камень при строительстве заложен 28 августа 1998 года. Закладка освящена 15 ноября 1998 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Через три года подняли купол. В период с марта 2002 по декабрь 2003 был поднят на звонницу главный колокол, и завершено строительство колокольни, а также поднят крест со шпилем.

В мае 2003 г. открыли выполненный из бронзы памятник святителю Митрофану (его скульптор И.П. Дикунов). Также в его честь в августе 2003 г. был создан «Фонд святителя Митрофания». Денежные средства, собранные с помощью этого фонда, предназначались для завершения строительства собора. По радио, телевидению и в газетах были объявления о сборе средств в этот фонд. Горожане перечисляли деньги, кто сколько мог, на строительство собора.

Говоря о строительстве, нельзя не отметить, что стройка была общегородская. Многие предприятия приняли участие в его строительстве. Например, Воронежское предприятие “Вера” делал колокола, а ООО “Восток-сервис” возводил стены собора. Многие организации и частные лица перечисляли крупные суммы денег на строительство собора, например, бывший губернатор области Иван Шабанов.

7 апреля 2004 года во временном нижнем храме была совершена литургия, со следующего дня стали ежедневно совершаться богослужения. 6 декабря 2009 состоялось открытие Благовещенского собора. 18 сентября 2011 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита освятил собор, передал в дар икону с Руденским образом Божией Матери.

Основание монастыря и происхождение названия

Алексеево-Акатов женский монастырь — одна из старейших православных святынь в Воронежской области. Располагается в городе Воронеже, неподалеку от Чернавского моста, на берегу реки Воронеж. Возводили монастырь по обету жителей города, благодарных Господу за то, что была одержана победа над казачьими отрядами, состоявшими на службе у Польско-Литовского государства, и над литовским войском. Данное знаменательное происшествие совместилось с датой поминовения святителя Алексея. Первую часть своего наименования монастырь получил от имени этого первого святого, которого почитали в православной церкви на Руси. Вторая часть носит название местности, где в 1620 г. монастырь был выстроен. Это Акатовая (Окатова) поляна на безлюдном, поросшем деревьями, холме на берегу реки. Поэтому храм получил двойное название.

Алексеевский мужской монастырь, г. Воронеж, архивное фото

Некоторое время после строительства воронежский монастырь звался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца», это наименование упоминается в одном из исторических документов. И позиционировался он как пустынножительский. В дальнейшем здесь ввели общежительный устав. С момента основания в обители пребывало небольшое количество насельников, в пределах 30 душ. Во времена правления Екатерины Второй храм был отнесен ко второму классу среди подобных. Находился он в ту пору на государственном обеспечении, на его содержание из казны выделялось 713 рублей 94 коп. В документах минувших лет монастырь значился как пустынь, а после 1634 г. получил собственного настоятеля и звание монастыря.

Времена забвения

А дальше на протяжении нескольких десятилетий новая власть святую обитель разоряла и предавала на поругание. Все монастырское имущество было уничтожено, богослужебная утварь и чудотворный образ Божией Матери Троеручницы бесследно пропали, библиотека и архив были изъяты.

Все здания будущего женского Акатова монастыря Воронежа были использованы для различных нужд и зачастую использовались самым неподобающим способом. Здесь были и квартиры, и склады, и художественные мастерские, и конюшни. Надругательства были и над могилами монастырского кладбища. В дальнейшем его сровняли с землей, на которой все заросло бурьяном. Осталась только одна колокольня, печально и одиноко возвышающаяся над скорбной картиной опустошенной обители. Уже только в 70-х годах колокольню взяли под охрану как исторический памятник и частично отреставрировали в 1986 году.

Монастырское кладбище

В южной части церковного двора расположено кладбище. В старину здесь хоронили монахов обители и знатных дворян. В 1772 вошел в силу запрет о захоронениях возле приходских церквей. Из-за этого кладбище Алексеево-Акатового монастыря стало быстро увеличиваться.

На территории кладбища похоронен Воронежский губернатор (зима 1773), о чем свидетельствует надпись на памятнике. В 1784 состоялось погребение педагога монастырской семинарии отца Палладия.

Использование кладбища продолжалось и в 19-20 веках. Вечный покой здесь обрели Тулинов (предводитель губернии), Лабзин (земский секретарь), Цвет (ученый) и другие. В рамках антицерковной политики кладбище снесено Советскими властями. В начале 90-х годов на территории разрушенной святыни был создан символический некрополь.

Основание монастыря и происхождение названия

Алексеево-Акатов женский монастырь — одна из старейших православных святынь в Воронежской области. Располагается в городе Воронеже, неподалеку от Чернавского моста, на берегу реки Воронеж. Возводили монастырь по обету жителей города, благодарных Господу за то, что была одержана победа над казачьими отрядами, состоявшими на службе у Польско-Литовского государства, и над литовским войском. Данное знаменательное происшествие совместилось с датой поминовения святителя Алексея. Первую часть своего наименования монастырь получил от имени этого первого святого, которого почитали в православной церкви на Руси. Вторая часть носит название местности, где в 1620 г. монастырь был выстроен. Это Акатовая (Окатова) поляна на безлюдном, поросшем деревьями, холме на берегу реки. Поэтому храм получил двойное название.

Алексеевский мужской монастырь, г. Воронеж, архивное фото

Некоторое время после строительства воронежский монастырь звался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца», это наименование упоминается в одном из исторических документов. И позиционировался он как пустынножительский. В дальнейшем здесь ввели общежительный устав. С момента основания в обители пребывало небольшое количество насельников, в пределах 30 душ. Во времена правления Екатерины Второй храм был отнесен ко второму классу среди подобных. Находился он в ту пору на государственном обеспечении, на его содержание из казны выделялось 713 рублей 94 коп. В документах минувших лет монастырь значился как пустынь, а после 1634 г. получил собственного настоятеля и звание монастыря.

Основные моменты

Поляна, на которой стоит монастырь, называется Акатовой (или Окатовой). Архитектурный ансамбль монастыря выполнен в византийско-русском стиле. В наши дни к монастырю примыкает резиденция воронежского епископа, включающая домовый храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы и Введенскую церковь.

При Акатовом монастыре находится резиденция епархии, перенесенная от Покровского собора из-за строительства здания академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Резиденция построена по проекту Станислава Гилева, выполнена из красного кирпича и находится на улице Освобождения Труда. В резиденции пребывает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). При резиденции также находится домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери.

Женский монастырь в Воронеже на Манежной: адрес, как доехать

Он находится в частном секторе рядом с водохранилищем возле Чернавского моста. Гостиницы в обители нет. Однако по предварительному согласованию на ночлег монастырь может вместить до 25 паломников, предпочтительно женщин. Также по согласованию принимаются и трудники.

Сегодня это райское место находится в покое под покрывалом Матери Божией. Много людей съезжается в женский монастырь Воронежа. Расписание служб здесь почти всегда одинаковое. По будням ранняя Литургия начинается в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники совершаются две Литургии: утренняя первая в 6.30 и вторая в 8.30. Вечерняя служба летом начинается в 17.00, а в зимнее время — в 16.00.

Тем, кто интересуется, как попасть в женский монастырь Воронежа по адресу: г. Воронеж, ул. Освобождение Труда, 1В, надо подсказать, что добраться до остановки на Манежной можно на автобусе под номерами 6, 8, 62, 52, 79, 98, 101, а также на троллейбусе номер 8 или маршрутном такси 20, 77к, 104, 386.

Интересные факты и легенды

На территории Митрофановского монастыря, в комплекс которого некоторое время входил Благовещенский собор, был построен странноприимный дом. Он сохранился до сих пор. В нем жили богомольцы-паломники, останавливались нищие, пришедшие к монастырю за подаянием, и трудники. Среди постояльцев странноприимного дома летом 1891 года жил Алексей Пешков (Максим Горький).

После революции Благовещенский собор закрывали дважды. Впервые храм был закрыт в 1919 году, но через 3 года священнослужители объявили его «обновленческим». Это оппозиционное движение в русском православии, поддерживаемое некоторое время большевиками для разрушения канонической церкви и ослабления ее влияния на людей, внесло временный раскол в духовенство.

Открытый храм проработал до 1929 года, потом вновь был закрыт. Первомайский сад, где ныне возвышается величественный собор, как «символ веры, единства и покаяния», во все времена был любимым местом отдыха воронежцев. Открытый в 1840 году, он встречал гостей зимой катком, летом – выступлением артистов. В 30-е годы XX века здесь построили театральное здание, расположился цирк.

Страшная история сада стала известна после закладки Благовещенского собора. Оказалось, что здесь в тридцатые годы содержались арестанты перед отправкой в лагеря. Здесь были и «политические» узники, и осужденные «за веру». Многие умирали, не доживая до перевозки к месту заточения. Земля, где поставлен храм, была полита кровью людей.

Говоря о новом Благовещенском соборе, необходимо помнить, что его история пока еще коротка, но здесь уже зародились интересные обычаи и традиции:

  1. В Благовещенском соборе есть традиция: ежегодно отмечается международный праздник «День пожилого человека». Согласно светскому календарю празднование приходится на 1 октября. Церковь примкнула к хорошему начинанию и по окончании Божественной литургии поздравляет пожилых людей, приходящих на церковные службы. Для них накрывается праздничный стол с чаем и выпечкой, за которым ведутся разговоры о жизни.
  2. Принимая участие в нравственном воспитании детей, миссионеры Благовещенского собора проводят занятия в учебных заведениях города. Занятия в рамках «Недели добра» помогают ребятам сформировать правильное представление об этих двух категориях, грань между которыми в наши дни, к сожалению, стирается.
  3. При соборе работает воскресная детская школа. Помимо прохождения образовательной программы ребята участвуют в театральных постановках, совершают паломнические поездки, принимают участие в городских мероприятиях. Воспитанники воскресной школы и их родители в День города (21 сентября) организовали акцию «Белый цветок». В «торговых» рядах с выпечкой и лакомствами дети раздавали за небольшие пожертвования самодельные белые цветы – символ доброго дела и милосердия.

В Воронежской епархии работает «Телефон доверия» – (473)-255-38-12 (с 10 до 17 часов).

Святая пустынь

Расположенный в городе Воронеже женский монастырь, фото которого представляют его во всем своем великолепии и благодатном благоухании, дополнили тем, что в 1999 году к нему отошла Введенская церковь. Она — одна из красивейших церквей города. В настоящее время в женский монастырь Воронежа приезжает много богомольцев, которые хотят поклониться воронежским новомученикам и святыням.

Что же касается истории, то первым настоятелем был назначен игумен Кирилл, который в 1600 году основал монастырь Успения Пресвятой Богородицы.

Найденный старинный документ о нем свидетельствует о том, что сначала на его территории были построены деревянные постройки — церковь, келья игумена и несколько келий для старцев.

Открытие монастыря

В 90-х годах начались восстановительные работы на территории всего монастыря, когда по благословению российского патриарха Алексия II его передали в Воронежскую епархию, а затем открыли здесь женский монастырь. В день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1990 года) в храме наконец-то начали звучать молитвы Божественной литургии. В начале января 1992 годы десять сестер приняли первый постриг. Среди них была монахиня Варвара (Сажнева), которая вскоре стала настоятельницей, возведенной в сан игуменьи (апрель 1993 г.).

В настоящее время в монастыре служат и трудятся во Славу Божию уже полсотни сестер. Еще несколько постоянно живут недалеко на подворье обители, где ухаживают за хозяйством – коровами, телятам и разной домашней птицей. Сестры также обрабатывают и землю во время сезонных работ. С 1994 года монастырь в своей воскресной школе обучает детей от 5 до 15 лет Божьему Закону, церковно-славянскому языку, церковному пению и основам живописи.

Настоящее Алексеево-Акатова монастыря

Воссоздание обители пришлось на 80-е годы двадцатого столетия. Первоначально восстановили наиболее старинную колокольню, спроектированную архитектором Т.И. Полещуком. Навеки потеряны кладбище и надгробные памятники. В конце 80-х монастырь передали Воронежской епархии, а церковь была отстроена заново всего за пару лет.

Разрушенная часовня на территории монастыря до реставрацииВосстановление Алексеево-Акатова монастыря в Воронеже

Решили не реставрировать надвратную колокольню, а превратить ее в церковь. Воссоздали ее только до второго этажа и украсили 5-ю главами. Наново построили все комнаты, хозпостройки, 2 часовни — предназначенную для освящения воды и простую. С кладбища Коминтерна перезахоронили в 1993 г. останки владык XVIII-XIX столетий, поставили надмогильный знак ботанику-физиологу, биохимику М.С. Цвету.

В 1990-м обитель была перепрофилировали в женскую, а игуменья Любовь стала ее настоятельницей. Через пару лет пришла на ее место игуменья Варвара. Здесь же расположилось перемещенное от Покровского собора представительство епархии. В нем обретается митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

Картина «Акатов монастырь», худ. Ю.Ф. Внодченко, холст, масло, 1999 г.

Костомаровский Спасский монастырь

Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.

На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.

История

К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.

Престольные праздники

Алексеево-Акатов женский монастырь почитает следующие престольные праздники:

  • 25 февраля – преставление Алексея Московского святителя;
  • 2 июня – обретение, а также перенесение мощей Алексея святителя;
  • 3 июня – иконы Матери Божьей Владимирской (памяти спасения города Москва при ханском нашествии 1521 года);
  • 6 июля – иконы Матери Божьей Владимирской (памяти спасения города Москва при ханском нашествии 1480 года);
  • 8 сентября – Сретение иконы Матери Божьей (спасение при нашествии 1395 года);
  • 18 октября – Московских святителей Собор: Алексия, Ермогена, Ионы, Филиппа, Петра;
  • 12 августа – Воронежских исповедников и новомучеников.

История обители

В 1620 г. отечественные воины отбили атаки литовцев и не дали врагу захватить город. В честь этого знаменательного события было решено заложить первый камень храма, освященного во славу Киевского митрополита Алексия. Название церкви обусловлено тем, что именно в день памятования о святителя (12 февраля) русские войска победили иноземных врагов.


Алексеево-Акатов женский монастырь в Воронеже

Для воздвижения Алексеевского храма выбрали заросшее растительностью место, недалеко от Воронежа, — территория эта называлась Акатовой. По первоначальной задумке, монастырский комплекс основывался в качестве уединенной пустыни.

  • Первым настоятелем обители назначили игумена Кирилла, который известен как основатель Успенского собора в Воронеже. В первые годы создания монастырю принадлежала небольшая Алексеевская церковь и несколько келий для здешних старцев. Спустя время вокруг центрального храма воздвигли жилые дома.
  • В XVII столетии обители принадлежали земельные угодья, участки для рыболовства, сенокосы, а также крепостные крестьяне. В 1674 г. на доходы от собственного ремесла небольшая община комплекса смогла построить на территории каменный храм, заменивший деревянный.
  • В 1700 г. Акатову обитель объединили с Успенским собором со всеми его вотчинами. Настоятель разбогатевшего и укрепившего свое положения монастыря отныне становился архимандритом. Постепенно выросло и число прихожан, в храмах службу несли священники из белого духовенства. Братии здесь было не более 20 человек.
  • В первые годы XVIII столетия архимандрит Никанор привез в Акатову обитель список образа Богоматери «Троеручицы», который создали в Новоиерусалимском монастыре в Истре. Спустя время икону официально признали чудотворной. В середине XVIII столетия при настоятельстве преподобного Ефрема построили второй этаж Алексеевского собора. Здесь разместили церковь, освященную во славу Владимирского образа Богоматери. Во время строительных работ с алтарной стороны полностью переделали фундамент в связи с ненадежностью старого. Спустя несколько лет в центральном соборе устроили приделы Антония Печерского и его ученика Феодосия.
  • В период правления Екатерины II Акатова обитель получила второй класс значимости, её переделали в штатный монастырь и содержали на финансирование государства. Во владениях церковного комплекса было озеро и несколько земельных десятин. При святителе Самсоне на территории построили, трапезную, монашеские кельи, настоятельский корпус, а также каменную изгородь вместе с тремя башнями, одна из которых являлась жилой. В 1796 г. началась полноценная реконструкция Алексеевского собора, работы продолжались в течение двух лет.

На заметку! В свое время на территории Акатова монастыря проживали прославленные христианские угодники. Десять лет здесь жил и трудился иеросхимонах Агапит Задонский, известный своим даром прозорливости и умением вести строго-разумную монашескую деятельность. В этих стенах начинал свой подвижнический путь преподобный Тихон (Кривской), который впоследствии взял на себя обязанности насельника Тихоновского скита, что рядом с Задонским монастырским комплексом.

Подвижники веры

Поблизости находился дом, который есть и по сей день. В нем жил священномученик Петр (Зверев). Он недолго там жил, около года, но его служение в городе вписало яркие страницы в историю города. В монастыре Владыка часто проводил Богослужения и проповедовал. Послушать его собиралось много верующего люду, который любил архиепископа Петра, как истинного служителя православной веры, ее уставов и канонов. В то время монастырским настоятелем был архимандрит Иннокентий (Беда). Он был очень близким человеком для Владыки, его сотаинником и келейником. Их вместе и арестовали, а потом сослали в Соловецкий лагерь, где они погибли. Сначала в 1927 году — священномученик Петр, а в 1928 – архимандрит Иннокентий.

Основание монастырской пустыни

Изначально это достаточно нелюдимое место основывалось на пустынножительстве и имело название по старинному документу «Новая пустынь митрополита московского Алексия Чудотворца».

Игумен Кирилл стал первым настоятелем обители. С самого начала ее создания будущему Алексеево-Акатову монастырю Воронежа принадлежала церковь, собранная из «древен клецки», в которой было всего пять келий для игумена и четырех старцев. Их имена и доселе известны: игумен Кирилл, монахи-старцы Феодосий, Савватий, Авраамий, Лаврентий, Никон. Рядом с новообразованной деревянной обителью со временем стали поселяться люди, которые рядом строили свои дома. К XVII веку у монастыря были свои сенокосы, земли, крепостные крестьяне и рыбная ловля. В 1674 году на доходы от промыслов братией было решено построить первую каменную церковь, а старую деревянную разрушить.

В 1700 году к монастырю присоединили Успенский храм, и вместе с ним к нему отошли земли Успенки.

Храм в честь победы над врагами

Монастырь находится рядом с Воронежским водохранилищем в частном секторе рядом с Чернавским мостом. Когда-то очень давно в пустынной лесной чаще на Акатовой поляне в двух верстах от города было решено построить храм. Свое название он получил в честь памяти первого русского святого Митрополита Московского Алексия. В 1620 году враги (литовцы и черкасы) пришли на эту землю. Жители, отразив нападение, в честь победы заложили на этом месте церковь. Этот день как раз выпал на день памяти святителя Алексея. Вот так и получил свое название Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже (с расписанием богослужений в нем можно ознакомиться ниже).

Святыни монастыря

Наиболее чтимым из находящихся в Алексиево-Акатовом монастыре святынь является образ «Живоносный источник», изображающий Богородицу, выступающую из воды и держащую на руках маленького Христа. Эту святыню передали в 1991 г. из Воронежского Покровского федерального собора. Первой раз лик замироточил в 1992-м, в начале сентября. Образ великомученика и целителя Пантелеймона, признан еще одной святыней, он замироточил в 1997 г. Этот же год знаменит и тем, что чудесно обновился образ святителя Питирима Тамбовского, а на следующий день — замироточил.

Изливает миро с 1997 г. и еще один образ обители — св. Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, а еще — изображение Матери Божьей «В скорбех и печалех Утешение» (изливает миро с 1999-го). Аналогично ведет себя и касперовский лик Пресвятой Богородицы.

Помимо вышеупомянутых чудесных святынь здесь хранятся образа с частичками мощей пр. Харитона Исповедника, священномученика Петра.

История

Основание монастыря состоялось в 1620 году. Строительство было своеобразной благодарностью жителей города за победу в сражении с Черкассами и Литовцами. В начале братство монастыря (вместе с настоятелем) состояло из 7 человек. Со временем число послушников увеличивалось, при этом росло и количество сооружений.

Феодосий (игумен монастыря Успенского) по просьбе настоятеля Кирилла, служившего в Алексеево-Акатовой обители, отдал часть земли во владение новой братии. Сам Феодосий с еще несколькими послушниками перебрался в стены сооруженной недавно обители.

В 1630 в монастырском владении находился еще один храм – Матери Божией Владимирской. В его стенах было установлено предел, названный именем покровителя монастыря.

Со дня основания в монастырских владениях находилась деревня Рожка (сегодня Отрожка), расположенная за рекой Воронеж. В 1634 владения расширились: сюда вошли села Мамон Верхний и Нижний. С 1629 территория начала заселятся крестьянами. Первоначально в окрестностях деревень насчитывалось лишь 4 двора. В 1676 их число выросло до 45.

Царским указом Петра 1 1700 года с целью освобождения территории для государственных нужд монастырь Успения был присоединен к Алексеево-Акатовому. В 1742 управление монастырем возлегло на плечи Острогожских (епископов викарных). С 1796 настоятель выполнял обязанности ректора духовной семинарии при монастыре.

Екатерина 2 в 1764 забрала монастырские вотчины для пополнения казны государства. Некоторые монастыри оставили за собой право получения окладов, размер которых зависел от класса, присужденного святыне. На территории Воронежа такой чести были удостоены лишь девичий Покровский и Алексеево-Акатов монастыри.

В 1784-1812 состоялось сооружение церкви из камня высотой в 2 этажа. В 1812 освящен нижний храм (иконы Матери Божьей Владимирской), в 1819 – верхний (Алексея святителя). В стенах церкви свершаются богослужения и в наши дни.

В конце 19 века (1879-1880) в северо-западной части монастыря была возведена колокольня, состоявшая из 4 ярусов. С приходом советской власти новая колокольня была разрушена, а в использование возвратилось старое сооружение.

В период активного закрытия православных храмов на территории государства (20-е годы 20 века) именно Алексеево-Акатов монастырь стал центром духовного возрождения Воронежа. Здесь проводились богослужения, собрания православного духовенства, функционировала школа.

Монастырь был закрыт в 1931 году. Нижние этажи главной церкви служили гаражом. В разное время здесь размещались мастерские художественного искусства, склады продовольствия, жилые помещения и даже конюшни.

Колокольня (как старинный исторический памятник) в конце 70-х годов была взята под охрану. В 1986 на ее территории проведены реставрационные работы. Через 3 года (1989) все сооружения монастыря были переданы в собственность Воронежской епархии.

Весной 1990 начались реставрационные работы в стенах монастыря. Восстановление проводилось по фотографиям и старинным чертежам, поскольку здание фактически полностью было разрушено вандалами. В июне 1990 Патриарх Святейший Алексей 2 благословил открытие женского Алексеево-Акатового монастыря. Первое богослужение в стенах обновленного монастыря состоялось осенью того же года.

В январе 1992 в монастыре приняли постриг первые 10 сестер обители. Среди них была и монахиня Варвара, ставшая в апреле 1993 игуменьей. В 1999 монастырю передана церковь Введения, располагающаяся неподалеку.

Происхождение названия

Монастырь назван именем первого православного святого земли Русской – Алексея. День памятного сражения и победы над племенами, в честь чего и был сооружен монастырь, был так же днем памяти Алексея Святого.

Строительство монастыря заложено на Акатовой поляне (лесистой безлюдной территории в двух верстах от города). Отсюда и пошло такое название монастыря, как Алексеево-Акатов.

Богородичная икона «Троеручница»

С именем архимандрита Никанора связано появление в будущем женском монастыре Воронежа святыни монастыря — чудотворной иконы Богородицы «Троеручница», представляющей список с древнего образа. Ее привезли из Новоерусалимского Воскресенского монастыря, откуда архимандрит начинал свое монашество, где был настоятелем в последние годы. Эта икона особенно любима воронежцами, они всегда верили в ее чудотворную силу.

Но в период царствования императрицы Екатерины Великой из-за ее церковных реформ число монастырей поубавилось. Алексеевский монастырь был отнесен ко второму классу. В его штат могли входить лишь 17 человек. Монастырю были оставлены 8 десятин земли и озеро для ловли рыбы.

Настоящее Алексеево-Акатова монастыря

Воссоздание обители пришлось на 80-е годы двадцатого столетия. Первоначально восстановили наиболее старинную колокольню, спроектированную архитектором Т.И. Полещуком. Навеки потеряны кладбище и надгробные памятники. В конце 80-х монастырь передали Воронежской епархии, а церковь была отстроена заново всего за пару лет.

Разрушенная часовня на территории монастыря до реставрацииВосстановление Алексеево-Акатова монастыря в Воронеже

Решили не реставрировать надвратную колокольню, а превратить ее в церковь. Воссоздали ее только до второго этажа и украсили 5-ю главами. Наново построили все комнаты, хозпостройки, 2 часовни — предназначенную для освящения воды и простую. С кладбища Коминтерна перезахоронили в 1993 г. останки владык XVIII-XIX столетий, поставили надмогильный знак ботанику-физиологу, биохимику М.С. Цвету.

В 1990-м обитель была перепрофилировали в женскую, а игуменья Любовь стала ее настоятельницей. Через пару лет пришла на ее место игуменья Варвара. Здесь же расположилось перемещенное от Покровского собора представительство епархии. В нем обретается митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

Картина «Акатов монастырь», худ. Ю.Ф. Внодченко, холст, масло, 1999 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector