Абхазская религия

Содержание:

Христианство доминирует в Абхазии

Абхазия или Апсны по-грузински — это регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Исторически в её состав входило и входит 7 областей: Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга.

В настоящее время Абхазия считается частично признанной Республикой Абхазия. Грузия считает Абхазию частью своей территории и согласно документам ООН она признается Абхазской Автономной Республикой.

Новоафонский монастырь в ходе реконструкции 2014 года. Новоафонский монастырь считается одной из главных святынь Абхазии, где большинство н7аселени себя считают христианами. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство населения Абхазии признает себя христианами. Именно поэтому можно достаточно легко ответить на вопрос: какая религия у абхазцев. При этом по состоянию на 2003 год среди жителей Абхазии:

  • 64 % — христиане, как правило, православные;
  • 14 % — мусульмане, как правило, сунниты;
  • 8 % — атеисты;
  • 3 % — приверженцы абхазской религии;
  • 3 % — язычники;
  • 2 % — прочие конфессии;
  • 6 % затруднились ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности.

64%
столько абхазов считает себя христианами

Институтом Востоковедения РАН в 1994 — 1998 годах, были проведены исследования, которые показали, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами. На это указывает то, что христиане в Абхазии редко посещают церкви.

Абхазские мусульмане едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Мало кто из верующих читает Библию или Коран. Кроме того, исследователи отмечают, что религиозные праздники христиане, мусульмане и представители традиционной абхазской религии отмечают совместно религиозные праздники.

Анцва, абхазский Бог — Творец всего сущего. Большинство абзазов, наряду с исповеданием христианства и ислама, придерживаются национальной религии Абхазии. Фото: ic.pics.livejournal.com

Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Религиоведы говорят о том, что абхазская религия — это уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества Поэтому её можно признать реликтом, дожившим до наших дней.

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов, два монастыря. Также в стране иметься, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви, синагога. В любом случае большинство абхаз — это христиане или мусульмане.

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

См. также: Народное христианство

Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику

Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.

В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.

Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.

2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

Ислам

Мечеть в Сухуме

По данным социологического опроса 2003 года, мусульманами считают себя 16 % жителей Абхазии. Активными мусульманами назвали себя около 250 участников опроса, 130 из которых проживают в Гагрском и Гудаутском районах.

Действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по повышению влияния ислама и репатриации зарубежных абхазов, большинство из которых — мусульмане. В Духовном управлении мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщили, что получали жалобы на дискриминацию мусульман при найме на работу, были случаи, когда их необоснованно привлекали к уголовной ответственности, избивали.

Состоявшийся 3 декабря 2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.

Кому молятся в абхазском монотеизме?

Абхазы, религия которых подразумевает наличие единого творца для всего, что окружает человека, верят в бога Анцэа. Именно он, согласно местным религиозным учениям, является божеством, сотворившим мир и в принципе создавшим все сущее, в том числе и саму землю, и человека.

Это весьма схоже с библейской историей созидания мира и жизни. На данном моменте сходство не прекращается. У божества Анцэа есть помощники. Это высшие создания, представляющие Бога как на земле, так и в небесах, и помогающие ему справляться со всем происходящим. Называются они апаимбарами. Помимо дел небесных, апаимбары бродят среди людей, по земле, название которой – Абхазия. Вероисповедание абхазов утверждает, что эти высшие существа догладывают Богу обо всем, что происходит в сотворенном им мире.

Сходство функций апаимбаров и самого факта их наличия с сонмом ангелов не вызывает сомнений даже у далеких от тонкостей религиозных верований людей, склонных к скептицизму. Но богами, к которым обращаются с молитвой или служением, эти существа не являются. Бог в вере абхазов только один – Анцэа, а апаимбаров много. Самым почитаемым среди них является Дыдрыпш.

Какие фильмы снимались в Абхазии

Абхазия — любимое место советских и российских кинорежиссеров. Великолепная природа и многочисленные достопримечательности Апсны — Страны Души — не раз становились естественными декорациями для киносъемок. В 1930-е гг. руководство республики даже разработало проект строительства в Гудауте большого киногорода, однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Вот лишь наиболее примечательные кинокартины, некоторые сцены или эпизоды которых снимались в Абхазии.

  •  «Веселые ребята» (1934) — Гагра.
  •  «Кащей Бессмертный» (1944) — Юпшарский каньон.
  •  «Алые паруса» (1961) — Пицундский сосновый бор.
  •  «Время счастливых находок» (1969) — Сухум.
  •  «Бархатный сезон» (1969) — Сухум.
  •  «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Смертельная схватка» (1980) — Гегский водопад.
  •  «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1980) — Сухум, Новоафонская пещера.
  •  «Приключения принца Флоризеля» (1981) — Пицунда, ресторан «Гагрыпш».
  •  «Любовь и голуби» (1984) — Пицунда.
  •  «ТАСС уполномочен заявить…» (1984) — Сухум.
  •  «Завещание профессора Доуэля» (1984) — Сухум, Новый Афон.
  •  «Зимний вечер в Гаграх» (1985) — Гагра.
  •  «Дама с попугаем» (1988) — Пицунда.
  •  «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989) — Сухум, Пицунда, Рицинский реликтовый парк.
  •  «Маленький гигант большого секса» (1992) — Сухум.
  •  «Серые волки» (1993) — Пицунда.
  •  «Исчезнувшая империя» (2008) — Гагра.
  •  «Олимпиус Инферно» (2009) — Гудаута, Новый Афон, Очамчыра.
  •  «Август. Восьмого» (2012) — Сухум, Ткуарчал, Рицинский реликтовый парк.

Достопримечательности Сухуми и окрестностей

Климат и география

Абхазия расположилась вдоль Черноморского побережья у горных хребтов. Климат здесь средиземноморский, субтропический, лето жаркое. Средняя температура в январе +10° С, а в августе +28° C. В прибрежных районах море немного смягчает летний зной, а горы оберегают территорию от ветра. Лето — время фруктового изобилия, а осенью тепло и солнечно. Влажность воздуха примерно 70–95%. Дожди чаще всего в виде ливней, после которых снова устанавливается тёплая солнечная погода.

В республике расположена самая глубокая на нашей планете карстовая пещера — полость Крубера-Воронья (её глубина составляет 2080 м). А также в Абхазии есть 3 прекрасных заповедника: Пицундский, Гумистинский и Рицинский.

Территория проживания абхазов

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь – Большая Абхазия – и от реки Бзыбь до реки Мзымты – Малая Абхазия.

Абхазец, рисунок из иллюстрированной энциклопедии народов России, СПб, 1877 год
etnosy.ru

Абхазец, рисунок из иллюстрированной энциклопедии народов России, СПб, 1877 год
etnosy.ru

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии – около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.

Какие религии есть в Абхазии?

Если с вопросом о том, как называется народ, живущий в этой солнечной горной стране, все ясно, это – абхазы, религия какая у них – не совсем понятно. С одной стороны, Абхазия – христианское государство, но с другой – христиане составляют только около 60% от всего населения, согласно проведенным в 2003 году социальным опросам.

По данным того же опроса, в стране проживает около 16% исповедующих ислам, от общего количества населения, и почти 8% неверующих. Остальные жители Абхазии причислили себя к язычникам, приверженцам традиционного национального вероисповедания, представителям иных религиозных конфессий, а 6% — затруднились ответить на вопрос.

Что интересного в обычаях современных абхазов?

Называющие себя христианами не соблюдают постов и иных обычаев этого вероисповедания. Относящие себя к мусульманам часто ни разу в жизни не видели Корана. Но каждый из абхазов может рассказать о том, как была заселена эта земля. Творец, то есть Анцэа, оставил Абхазию себе, за ее необычайную красоту. Но благочестие людей-абхазов, их верность обычаям предков и традиционным устоям, настолько растрогали бога, что он отдал эту землю им. И с тех пор абхазы живут на избранной земле, хранят ее и пользуются всеми теми дарами, которые она дает.

Живущие здесь отмечают многие праздники, как собственные, монотеистические, так и христианские, и исламские. Однако каждое празднование сводится к традиционному кавказскому застолью, с рассказами за столом древних историй, преданий и легенд.

В обычаях жителей Абхазии причудливым образом смешалось веяние других культур с их исконной обрядностью. Однако пришлые обычаи не подменили изначальных, национальных, а скорее, наоборот, были поглощены ими и адаптированы под себя.

Примечания

  1.  (англ.). Дата обращения: 11 июля 2011.
  2. .
  3. .
  4. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. . Дата обращения: 11 июля 2011.
  5. . travelask.ru. Дата обращения: 30 декабря 2020.
  6. Прокопий Кесарийский. Война с персами: книга II. глава 29. параграф 15.
  7. Ачугба Т.А. Поселение абхазов в Аджарии. – Батуми. 1988. На груз.
    яз. С. 44.
  8. Инал-ипа Ш.Д. Станицы исторической этнографии абхазов. 1971.
    С. 4.
  9. , с. 74.
  10. ↑ , с. 57.
  11. , с. 75.
  12. , с. 77.
  13. , с. 58.
  14. Самые ранние сведения об этих государствах были написаны на грузинском языке, и, соответственно, в грузинской традиции
  15. проф. П.Аггеев, проф. Е.Андреева-Галанина, проф. В.Башенин и др. Книга о здоровье / ред. член-корр. АМН СССР Д.А.Жданова. — М.: Медгиз, 1959. — С. 349. — 448 с. — 150 000 экз.
  16. Balanovsky et al. Parallel evolution of genes and languages in the Caucasus region. Molecular biology and evolution, 28(10), 2905—2920, (2011)

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

Бронзовые топоры, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Бронзовый топор, фрагмент, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Ритуальный бронзовый кинжал, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Сафьяновая подушка
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Вышивка, реконструкция
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Золотое шитье, середина XIX века
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Ковер ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Полотенце с традиционным абхазским орнаментом ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Абхазия – один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры – прим. ред.), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.

Общество

В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия: знать, дворянство, крестьяне (земледельческое население) и пастухи. При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба, княжеских фамилий.

К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

Абхазские негры

Окрестности села Адзюбжа являются местом проживания особой этно-расовой группы — абхазских негров. Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Вероятно, они были куплены и ввезены для работ на мандариновых плантациях. Однако известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована, многие покинули родные места, осев в других частях Абхазии и за её пределами.

Народ абаза

Наиболее близкий абхазам народ – абазины или абаза, как они сами себя называют. До XIV века абаза жили на северо-западном побережье Черного моря. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, и, как отмечают некоторые исследователи, начиная еще с VI века нашей эры. Причины переселения называют разные, в том числе византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольское нашествие, а вслед за ним – распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств в XIII веке.

Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. Сегодня они компактно проживают в таких селах Карачаево-Черкесской Республики, как Красный Восток, Кубина, Псыж, Кара-Паго, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Мало-Абазинск, Старо-Кувинск, Ново-Кувинск, Апсуа и Койдан. Общая численность абазин в России, согласно переписи 2010 года, составляет около 43 тысяч человек.


Абазинский Зеленчукско-Лоовский аул, 1890-е годы (ныне аул Инжич-Чукун в Карачаево-Черкесии)


Итальянская путешественница Карла Серена во время поездки в Абхазию с абхазскими проводниками
Из книги «Абхазия и абхазы в российской периодике»

Этнографические группы


Совещание черкесских князей. Слева на право: Кац Маан, Аублаа Али Ахмет, Гечба Арсланбей, Зоскан Амаршан, Ростом Инал-ипа

Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

  • Абжуйцы — проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Аибга — до мухаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. В настоящее время живут в Турции;
  • Ахчипсы — до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
  • Бзыпцы — проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутского района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Члоуцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Джгердинцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Гумцы — коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щицкуара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
  • Псхувцы — до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь). В настоящее время живут в Турции;
  • Садзы — в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До мухаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;
  • Самурзаканцы — коренное население исторического Самурзакана. В XIX—XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчирского района.
  • Цабальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
  • Дальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию;
  • Цвыджи — компактно расселены в трёх сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают.

Абхазские жилища, костюмы и национальная кухня

Абхазы с давних времен селились отдельными усадьбами, разбросанными по холмам. Рядом с большим просторным двором жилого дома и хозяйственными постройками были кукурузное поле, пасека и фруктовые сады. Облик абхазской усадьбы не изменился до сих пор: стоит выехать за пределы современных абхазских городов, как тут и там на холмах и предгорьях покажутся дома и дворы.


Фасад дома, село Анхуа
ВААК / Наала Авидзба


Вид на село Ачандара
ВААК / Наала Авидзба


Современный абхазский двор, село Дурипш
ВААК / Наала Авидзба

Традиционный тип жилища – плетеные домики, покрытые соломой, и апацхи (традиционные соломенные строения абхазов, выполнявшие роль кухни – прим. ред.). Апацха также была плетеной, в центре нее был очаг, которому абхазы придавали особое значение. В средние века они стали строить дома из досок на столбах «акуаскиа». Крышу на таких домах делали из дранки, а по фасаду протягивали украшенный резьбой балкон.

Традиционный мужской абхазский костюм включает в себя стеганый полукафтан, зауженные шаровары, черкеску, бурку, башлык или папаху и пояс с кинжалом.

Крестьянский мужской костюм из домотканой шерсти, пуговицы ручной работы из х/б нити, XIX век
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Завес ручной работы
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Национальные орнаменты абазин 1900-х годов. Вышивки Бабыщ Табуловой, сестры Татлустана Табулова
АНО «Алашара»

Женщины носили платья с вырезом в виде клина, который закрывался с помощью металлических застежек. Праздничное платье дополняли серебряным поясом.

Женский костюм, реконструкция
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Мужской костюм
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Национальная абхазская кухня предлагает множество блюд из кукурузной муки. Здесь превалируют блюда из продуктов растительного и молочного происхождения. Пищу приправляют острыми специями, самая знаменитая из которых – абхазская аджика.

Светец для лучины, фрагмент
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Железная цельная наковальня, щипцы, молот, железные ножны для закалки клинка шашки
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Как получить гражданство Абхазии

Существуют следующие варианты приобретения гражданства:

  • по рождению;
  • по приёму в гражданство;
  • по причине восстановления в гражданстве.

Гражданство по рождению

Ребёнок официально станет гражданином Абхазии, если на момент его рождения будут соблюдены следующие условия:

гражданство Абхазии есть и у отца, и у матери либо у единственного родителя (не важно, где был рождён ребёнок);
первый родитель не является гражданином ни одного государства, либо числится без вести пропавшим, а второй имеет гражданство Абхазии;
один из родителей — резидент иностранного государства, а второй владеет абхазским гражданством. Но данный пункт подразумевает одно условие: ребёнок родился на территории Абхазии, или же если в ином случае он окажется без какого-либо гражданства вообще.

Приём в гражданство

Если человек желает стать гражданином Абхазии, он должен быть совершеннолетним (старше 18 лет) и дееспособным. Кроме того, к кандидату есть следующие требования:

  • знает официальный язык страны;
  • дал клятву гражданина Абхазии;
  • знаком с абхазской Конституцией;
  • без перерывов живёт в Абхазии с момента приобретения ВНЖ или регистрации до дня написания заявления о приёме в гражданство 10 лет. Непрерывным считается проживание, когда кандидат покидал территорию максимум на 3 месяца в течение 1 года;
  • получает доход и оплачивает налоги согласно законам страны;
  • предъявил документ, подтверждающий отказ от прежнего гражданства, либо иной документ, свидетельствующий об отсутствии гражданства.

Гражданство Абхазии подтверждается выдачей паспорта

Восстановление гражданства

Жители иностранных государств, ранее владевшие гражданством Абхазии, имеют возможность восстановить его. При таком варианте требование к сроку беспрерывного нахождения на территории Республики упрощается, и достаточным будет проживание в течение 3 лет.Гражданство можно оформлять на общих основаниях либо в упрощённом порядке. Упрощённый путь возможен:

  • для жителей Абхазии, у которых родители живут в России;
  • для абхазцев, которые окончили вуз или средне-специальное учебное заведение в РФ позже 2002 года;
  • для жителей Абхазии, состоящих в официальном браке с гражданином/гражданкой России, при условии совместного проживания более 3 лет.

Двойное гражданство

Гражданин Республики Абхазия может иметь второе гражданство только в одной стране — России. Для граждан других государств необходимо отказаться от прежнего гражданства для вступления в гражданство Абхазии, т. е. двойное гражданство запрещено.

Абхазия признаёт второе гражданство для своих граждан, но только российское

Порядок подачи заявлений

Заявление подаётся лично кандидатом. Если он не имеет такой возможности (в связи с вескими основаниями, подтверждёнными официально), то все необходимые документы могут быть поданы другим человеком либо отправлены почтой. При таком варианте все бумаги придётся заверить у нотариуса.

Заявление о смене гражданства несовершеннолетних детей и недееспособных лиц подаётся родителями или иными законными представителями.

Необходимые документы

К заявлению надо приложить:

  1. Документы, которые подтверждают:
    • личность заявителя;
    • гражданство или его отсутствие;
    • место проживания;
    • наличие законных оснований и соблюдение условий получения гражданства Республики Абхазии.
  2. Две портретные фотографии (3×4 см).
  3. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины;

Если гражданство и место проживания заявителя зафиксированы в документе, удостоверяющем личность, то дополнительными справками их подтверждать не нужно.Если человек менял фамилию, то надо предъявить копию свидетельства о смене.Все подаваемые бумаги должны быть на абхазском или русском языке. В ином случае их следует перевести на один из этих языков, и нотариально подтвердить верность перевода или подлинность подписи переводчика.

Абхазию называют «страной души». Она и правда «душевная»: жизнь тут спокойная, размеренная, полная солнца и удовольствия. Люди гостеприимные, отзывчивые. Абхазия, к сожалению, имеет низкий уровень экономики и инфраструктуры. А жаль, ведь при должном внимании к этим показателям республика могла бы побороться с европейскими странами за туристов и инвестиции. Но несмотря на это, абхазская земля достойна того, чтобы съездить и увидеть её своими глазами!

Литература

  • Хашба М. Абхазские народные музыкальные инструменты. — Сухуми, 1967.
  • Хашба М. Жанры абхазской народной музыки. — Сухуми, 1983.
  • Hewitt B. G. (ed.). The Abkhazians. A Handbook. — London: Curzon Press, 1999.
  • Абхазы. — М.: Наука, 2007.
  • Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы (историко-этнографические очерки). — Сухуми: Алашара, 1965. — 695 с.
  • Абхазы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Абхазы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 364
  • .

Культура

Традиционная культура типична для народов Кавказа. В традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и другие отрасли.

Традиционная одежда

Абхазский джигит в бурке

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абхазских мужчин было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.

Абхазы носили кинжалы типов кама и бебут, которые, ко всему прочему, имели функции оберега и использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа, килич либо гаддарэ.

Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел.

Абхазы всегда при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а искусно расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определённый «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.

Фольклор

Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому. Характерны нартский эпос, исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке; бытовые песни и пляски.

Преобладающая форма многоголосия — двухголосие бурдонного типа; типично пение хором с солирующим голосом. Ладовая основа — диатоника.

Специфическая особенность песен абхазов — большое количество асемантических слов и междометий.

Музыкальные инструменты: смычковый (апхьарца), щипковый (ачамгур), арфовидный (аюмаа), цитровидный (хымаа), флейта (ачарпан), труба (абык), трещётка (аинкьяга), барабан (адаул).

Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию

Исследования, проведенные в 1994 — 1998 годах Институтом востоковедения РАН, свидетельствуют о том, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм).

Многие из них, при этом, считают себяихристианами или мусульманами. Это отражается во многих сторонах жизни абхазов.

Священный холм Аных-амца в Джгерде, 1939 год. Священные места в Абхазии почитаются всеми этническими абхазами, вне зависимости от вероисповедания. Фото: planetguide.ru

Существует множество противоречий между традиционной религией абхазов и мировыми религиями. Так, например, значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия.

Кроме того, они не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Что же касается абхазов-мусульман, то они едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку.

Абхазские христиане и мусульмане не читают Евангелие и Коран.

Большинство абхаз не читает Евангелия или же Корана, кроме того, христианские, мусульманские и традиционные праздники отмечаются в Абхазии совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. Это обстоятельство позволяет некоторым религиоведам утверждать, что абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма. Также утверждается, что она представляет собой реликт, доживший до наших дней.

Абхазское застолье. В Абхазии представители разных религий отмечают религиозные и иные праздники вместе, за одним столом. Фото: cdn1.img.sputnik-abkhazia.info

Христианство неоднозначно относится к традиционной национальной религии Абхазии. Так, например, в абхазской национальной религии присутствует обожествление человека, что неприемлемо для христиан.

Кроме того, традиционно, за абхазским застольем первый тост звучит как «уа Анцәа улха ҳат» (о Анцва, освети нас лучами своими).

Христианам также запрещено произносить такой тост, так как это трактуется как «вспоминаешь бога только тогда, когда тебе хорошо». Также этот тост не поднимают за Аллаха, Иисуса Христа, иудейского Бога и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector