Прогулки по государственному историческому музею в москве

В лабиринтах истории Московского исторического музея

По историческим меркам музей молод, но место, которое своим решением выделила Московская городская дума для строительства музея, самое что ни на есть историческое – Красная площадь. Музей был задуман и создан с целью наглядной иллюстрации истории России, от древнейших времён, до современности.

  • Закладка здания музея состоялась в 1875 году в присутствии императора Александра III.
  • Проект фасадов был разработан содружеством инженера А.А. Семёнова и художника В.О. Шервуда.
  • С мая 1883 года музей открыт для посещения.
  • Со всей страны свозили сюда лучшие антропологические и археологические коллекции, библиотеки.
  • Император и его окружение щедро жертвовали вновь образованному Музею свои ценные коллекции, подавая пример другим богатым меценатам.
  • Большие деньги выделялись на приобретение памятников древности, слепков и других исторических свидетельств. Так постепенно расширялась собственная коллекция Музея.
  • При этом продолжалась внутренняя отделка помещений, также представляющая историческую ценность, ведь в оформлении экспозиционных залов принимали участие выдающиеся русские живописцы и зодчие И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, А.П. Попов, И.Е. Бондаренко, а позже И.Е. Репин, В.А. Серов, С.А. Коровин.
  • После революции музейные фонды пополнились экспонатами расформированных Румянцевского и Военно-исторического музеев, музея «Старая Москва» и Государственного музейного фонда.
  • В 1920-х годах филиалами музея стали закрытые и национализированные церкви и другие здания: Музей дворянского быта 40-х годов «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря».
  • В 1930-х к Музею присоединились палаты бояр Романовых, а затем Новодевичий монастырь.

Советские археологи и палеонтологи передавали найденные на местах раскопок материалы в музейную коллекцию.

  • 18 декабря 1991 года Указом Президента России Государственный исторический музей был признан особо ценным объектом культурного наследия России.
  • В 1994 году постановлением правительства музей получил статус научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения. Теперь Государственный исторический музей стал головным центром для всех исторических и краеведческих музеев России.
  • Научно-исследовательская деятельность Государственного исторического музея вызывает интерес не только у учёных и историков, изучение фондов и коллекций даёт бесценный материал для работы культурологов, художников, реставраторов и исследователей костюмов и мебели.

История

Указ о создании государственного просветительного музея-центра был подписан 9 февраля 1872 года императором Александром II. В основу музейной коллекции легла экспозиция о Крымской войне 1853–1856 годов из Севастопольского отдела грандиозной Всероссийской Политехнической выставки, посвященной 200-й годовщине рождения Петра Великого.

Igor Butyrskii

Первый камень в основание Государственного исторического музея в Москве заложил сам Александр II в. присутствии герцога Эдинбургского в августе 1875 года, но дожить до открытия императору было не суждено. 27 мая 1883 года на церемонию, подарившую миру новый памятник культуры, заглянул уже его преемник Александр III с супругой Марией Федоровной.

Музейные коллекции быстро пополнялись руками благотворителей, среди которых были представитель нижненовгородского дворянства А. А. Катуар де Бионкур, вдова Достоевского, семьи Чертковых, Бурылиных, Оболенских, Сапожниковых и многие другие.

П. И. Щукин, заслуженно оставшийся в истории страны как Великий меценат России, в 1905 году передал музею свое уникальное собрание коллекционера-знатока. Щукинские экспонаты легли в основу экспозиций ГИМ — их доля составляет примерно 15% от всех современных фондов музея. Благодаря ему и подобным благодетелям, бескорыстно жертвовавших свои бесценные собрания во благо страны, Государственный музей превратился в то, чем он является сейчас — одним из самых крупных и известных исторических музеев в мире.

В его истории, равно как и в жизни русского народа, во славу которого он был создан, были как радостные, так и трагические моменты. Музей стал свидетелем смен строя и власти, безмолвным участником революций и невольным зрителем военных парадов в 1941 и 1945 годах. В Советские времена его даже думали снести, чтобы открыть широкий проспект с северной части Красной площади и иметь больше места для проведения парадов, но, к счастью, эти планы так и не были осуществлены. С 1986 по 2002 год в здании велись масштабные реставрационные работы. Сегодня он вновь работает, имеет статус крупнейшего музея в России и несколько филиалов — Музей Отечественной войны 1812 года, Боярские палаты в Зарядье и Покровский собор.

Официальная группа Facebook

Здание московского исторического музея

Строительство главного музея истории российского государства началось в августе 1875 г., по проекту архитектора и живописца Владимира Иосифовича Шервуда (1832 — 1897) и военного инженера Анатолия Александровича Семенова (1841 — 1917). Их проект победил на конкурсе, по условиям которого здание музея должно было гармонично вписаться в архитектурный ансамбль Красной площади. Но из-за отсутствия достаточного финансирования завершить объект удалось только через 8 лет в 1883 г. При возведении здания использовались новейшие технологии того времени, такие как:

  • кирпичная кладка на цемент;
  • использование металлической арматуры для перекрытий;
  • проведение отопления и водопровода;
  • прокладка вентиляционных каналов;
  • обустройство водостоков.

Декоративное убранство центрального фасада богато украшено элементами древнерусского (московского) узорочья, в котором присутствуют:

  • кокошники (15 видов);
  • кессоны, углубления в стенах (10 типов);
  • аркатурные фризы (пояски для ложных арок);
  • тянутые карнизы;
  • киотцы.

Здание Исторического музея в Москве — одна из самых значительных построек России XIX века.

Убранство остальных стен здания привлекает внимание фортификационным стилем оформления в виде декоративных навесных бойниц или машикулей, расположенных в верхних и нижних частях боковых башенок, украшенных геральдическими фигурками львов и единорогов

Описание

На месте нынешнего музея раньше находился Главный аптечный магазин , построенный по приказу Петра Великого в стиле московского барокко . В нескольких комнатах этого здания размещались королевские коллекции древностей. Остальные помещения занимал Московский университет , основанный Михаилом Ломоносовым в 1755 году.

Музей был основан в 1872 году Иваном Забелиным , Алексеем Уваровым и несколькими другими славянофилами, заинтересованными в пропаганде русской истории и национального самосознания. Попечительский совет в составе Сергея Соловьева , Василия Ключевского , Уварова и других ведущих историков руководил строительством здания музея. После длительного конкурса проект был передан Владимиру Осиповичу Шервуду (или Шервуду, 1833–1897).

Нынешнее здание было построено по неорусскому проекту Шервуда в период с 1875 по 1881 год. Первые 11 выставочных залов официально открылись в 1883 году во время визита царя и его жены. Затем в 1894 году царь Александр III стал почетным президентом музея, а в следующем, 1895 году, музей был переименован в Императорский музей русской истории царя Александра III. Его интерьеры замысловато декорированы в стиле русского возрождения такими художниками, как Виктор Васнецов , Генрик Семирадский , Иван Айвазовский . В советское время фрески были провозглашены яркими и заштукатуренными. В период с 1986 по 1997 год музей прошел кропотливую реставрацию своего первоначального вида.

Заметные элементы включают в себя баркас вынутого из берегов реки Волги , золотые артефакты скифов , берестяные свитки из Новгорода , рукопись, возвращаясь к шестому веку, русская народной керамику и деревянные предметы. В библиотеке хранятся рукописи Хлудовской Псалтири (860-е гг.), Святославовских сборников (1073 г.), Мстиславского Евангелия (1117 г.), Юрьевского Евангелия (1119 г.) и Галицкого Евангелия (1144 г.). Музейная монета одна коллекция включает в себя 1,7 млн монет, что делает его самым крупным в России. В 1996 году количество всех предметов в коллекции музея достигло 4 373 757 единиц.

Филиал музея расположен в Романовских палатах Зарядья и Московском Кремле . В 1934 году Музей освобождения женщин Новодевичьего монастыря вошел в состав Государственного Исторического музея. Некоторые церкви и другие монастырские постройки до сих пор принадлежат Государственному историческому музею.

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Палеонтологический музей

Учебно-просветительский центр, не имеющий себе подобных в мире, является частью одноименного института РАН и считается одним их крупнейших в мире естественно-исторических музеев.

Основная тема экспозиции — эволюция органического мира планеты. Площадь составляет около 5000 кв. м. В шести залах представлено порядка 5000 экспонатов. Каждый зал посвящен определенному этапу в развитии органического мира Земли.

  • Вводный зал. Экскурсия начинается на с рассказа о палеонтологии, ее разделах и развитии. Главный экспонат зала — скелет мамонта, найденного в Сибири в 1842 году. Здесь же находятся керамические панно, отражающие эволюцию жизни морей. На втором этаже зала выставлены портреты ученых разных времен, изучавших развитие мира органики. Среди них такие известные личности, как Дарвин и Ломоносов. Автор портретов, выполненных из кованой меди, — художник А. Чернов.

  • Второй зал посвящен докембрийскому периоду и раннему палеозою. Здесь можно узнать о первых живых организмах, населявших Землю: растениях и беспозвоночных. Кроме этого, зал украшают художественно-монументальные произведения с изображением представителей растительного и животного мира того времени: резьба по камню, керамические панно, скульптурные изображения из керамики.

  • В третьем зале посетители познакомятся с геологическим прошлым Подмосковья и близлежащих территорий, которые на протяжении миллионов лет находились под водой. Здесь продемонстрированы останки организмов, населявших территорию в разное время: водорослей, беспозвоночных, рыб.

  • Экспонаты четвертого зала относятся к позднему палеозою и раннему мезозою. Особого внимания здесь заслуживает Северо-Двинская галерея с группой скелетов рептилий и огромных диноцефалов, которую собрал профессор Амалицкий. На стенах зала можно увидеть художественные изображения растений и животных в технике резьбы по дереву и керамические рельефы с росписью. Украшают зал выполненные из кованой меди филогенетическое древо позвоночных и подвешенная в центре люстра с изображениями древних позвоночных.

  • Пятый зал познакомит гостей с органическим миром второй половины мезозоя и разнообразием ящеров этого времени. Здесь собрана коллекция птиц и динозавров юрского и мелового периодов. Один из крупных экспонатов — диплодок, слепок со скелета которого был подарен в 1910 году Николаю II американцем Э. Карнеги в честь 300-летия дома Романовых.

  • Шестой зал посвящен кайнозойской эре, истории развития млекопитающих. Здесь выставлены представители флоры и фауны. Особый интерес вызывают скелеты гигантского носорога-индрикотерия, мастодонта-гомфотерия, большерогого оленя, пещерных медведей.

The journey begins

The museum was commissioned by Emperor Alexander IIthe Emperor of Russia from 1855 until his assassination in 1881, but it was only opened to the public in 1883, during the reign of his son, Emperor Alexander IIIthe Emperor of Russia from 1881 until his death in 1894. Building a museum like this was quite an ambitious undertaking, so a special building was needed. The redbrick structure designed by V. Shervud and A. Semyonov was in perfect congruence with the Red Square, the Kremlin and Saint Basil’s CathedralRussian: sobor Vasiliya Blazhennogo or собор Василия Блаженного. Every room was specifically designed, taking into consideration the exhibits that were to be displayed there. Great Russian painters, such and I. Aivazovsky, V. Vasnetsov, V. Serov and K. Korovin, contributed to the museum’s interior design.

Not only the State, but also ordinary people contributed greatly to the collection by donating their icons, fabrics, pieces of furniture and household items to the museum. The merchant Pyotr Shchukin, the founder of the private Russian Antiquities MuseumRussian: Muzey «Rossiyskikh drevnostey» or Музей «Российских древностей», made one of the most significant contributions to the museum’s collection.

Today, the collection occupies thirty-nine rooms in the Historical Museum building, which was renovated in 2006. It covers every period of Russian history from ancient times through to the early 20th century. One cannot help but admire the level of understanding displayed by late 19th-century scholars of Russian history. The themes and exhibits, selected over 150 years ago, are still relevant and are carefully preserved by museum staff.

If the Russian history is a subject of your interest and you want to know, for example, what is the oldest church in Moscow, what are the famous monasteries around Moscow, which style of Moscow architecture you can see only in this town, you can read on our website pages about Red square in Moscow and “History and Architecture”.

О самом здании музея

В XIX веке российский император Александр Второй издал указ, в котором говорилось, что им и городской Думой проводится конкурс на проект музея Императорской славы. И победителем конкурса стал проект в старорусском стиле XVI века. А авторами проекта являлись зодчий Шервуд и инженер Семенов.

По завершении, красочное и великолепное строение гармонично сложилось с общим стилем Красной площади. Музей стал заселяться коллекциями и в скором времени шедевров в нем было уже свыше 5 миллионов.

Более 10 лет все сотрудники музея трудились над размещением постоянных экспозиций. И к сегодняшнему дню все работы завершены. Стиль внутренней отделки комнат, и дизайн было решено оставить первоначальным, дабы сохранился дух эпохи строительства. Следует отметить, что глобальные перестройки внутреннего расположения залов и коллекций пополнились столь необходимыми в современной жизни вещами как лифты рассчитанные на людей с ограниченными возможностями, настенная информация и широкопанорамные экраны, на которых транслируются шедевры из коллекций.

В своем современном виде залы музея распределены по эпохам и видам экспонатов. И увидеть здесь можно исторические предметы, начиная с эпохи первобытных пращуров, времена Древней Руси и далее все значимые вехи в истории нашего славного государства, уходящего своими корнями глубоко в древность.

Всего залов насчитывается 39, и обычно все экскурсии начинаются с комнат второго этажа. Именно здесь сосредоточены наиболее необычные и очень интересные коллекции Допетровской Руси. Наряды высокопоставленных бояр и князей, предметы быта обычных крестьян, украшения, книги, награды, картины, великое множество того, о чем мы с вами только в книгах читали.

А посетив экспозиции Исторического музея возможно все это увидеть своими глазами.

Поднявшись на третий этаж мы попадаем в эпоху великого реформатора Петра I. Здесь выставлено все, что может показать этот период истории нашей страны со всех сторон и аспектов жизни всех слоев и сословий.

В здании городской Думы, стоящим по соседству, проводятся выставки экспонатов, дающих полную картину зрителям о всех виражах истории в XX веке, и это действительно достойно внимания!

Очень рекомендуется посетить музей несколько раз. Вся причина заключается в том, что всех выставочных экспонатов великое множество, и также велика площадь, на которой все они расположены. Для того, чтобы даже бегло ознакомиться со всем богатством и красотой коллекций, придется потратить около 400 часов. И это только бегло!

Сотрудники музея существенно расширили свое поле деятельности, и для школ проводятся онлайн курсы по истории России. Приглашаются театральные коллективы для проведения выступлений и красочных шоу. И действуют при музее исторические, археологические и театральные кружки.

Становление и развитие

Посетители входили в музей с Красной площади и попадали в просторные парадные сени. По замыслу Забелина и Шервуда, их следовало украсить сценами из жизни древних славян — земледельцев, охотников, воинов, а также иллюстрирующими переход от язычества к христианству. Но получив статус Императорского музея, организаторы были вынуждены изменить концепцию. Центральной композицией у входа стало родословное древо российских государей. Так зрителям давали понять: ключевую роль в отечественной истории играет самодержавие, а не народность. И Забелин, и Уваров думали ровно наоборот…

Камнем преткновения стало и предложение Шервуда наполнить залы музея в основном произведениями искусства на исторические темы. Уваров настоял на том, что главную роль в экспозиции должны играть подлинные памятники прошлого, и для планировки интерьеров привлёк другого видного архитектора того времени — А.А. Попова. Без художественного оформления не обошлось: во внутренней отделке приняли участие Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Генрих Семирадский, Илья Репин и Сергей Коровин. Но их работы, даже панорамные, составляли вспомогательный план для исторических экспонатов.

В 1883 году для осмотра открыли только 11 залов на первом этаже, представлявшие период от древности до конца XII века. Планировка, заложенная Шервудом, отражала реальные исторические процессы: язычество и христианство шли параллельными путями и объединялись в Киевской Руси; затем шёл период феодальной раздробленности и новое слияние под эгидой Москвы. К 1917 году число залов дошло до 16 — посетители могли уже дойти до Смутного времени.

Большую часть первых экспозиций составили предметы, которые передали музею Алексей Уваров и его супруга. Чета археологов сделала общественным достоянием все находки, собранные в экспедициях по разным регионам России, в том числе по Кавказу и Крыму. Их примеру последовали и многие знатные коллекционеры — Бобринские, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Олсуфьевы. Самый щедрый дар преподнёс купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, чья коллекция тогда превышала весь фонд Исторического музея. Пополнилось хранилище и во время Первой мировой войны: в Москву свозили реликвии из западных губерний.

Продолжалось строительство музея: в 1889 году во внутреннем дворе появился поперечный корпус с аудиторией на 700 человек. Через 15 лет в помещении разместили архив, библиотеку и отдел рукописей и старопечатных книг.

Залы на втором и третьем этажах до революции так и не оформили, но они никогда не пустовали. Известные художники использовали их в качестве мастерских, здесь проходили музейные съезды, научные собрания и тематические выставки — исторические, археологические, этнографические, художественные и даже литературные. Так, в 1899 году прошла выставка в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, а через десять лет чествовали аналогичный юбилей другого поэта — А.В. Кольцова.

Просветительская деятельность только зарождалась: в начале XX века проходило не более 20 экскурсий в год. Предложение явно отставало от спроса, то есть от интереса публики к истории: по статистике, в 1905–1915 годах средняя посещаемость музея составляла 39 тысяч человек ежегодно.

Справочная информация

Если вы москвич или гость столицы, то для похода в Государственный музей выбирайте любой день, кроме вторника – во вторник в музее выходной.

Часы работы

Время работы музея – с 10.00 до 18.00, но касса работает только до 17.30. Отличается от общего графика четверг – в четверг музей работает с 11.00 до 21.00, а касса – до 20.00.

Цена билетов:

  • Стоимость входных билетов начинается от 40 рублей (льготные категории граждан) и доходит до 300 рублей (для взрослых посетителей и иностранных туристов).
  • Школьники и пенсионеры РФ и стран СНГ, а также студенты российских ВУЗов дневной формы обучения смогут попасть в музей, заплатив в кассу 100 рублей.
  • Семейный билет для двоих родителей с одним или двумя детьми до 18 лет будет стоить 550 рублей.
  • Аудиогид стоит 300 рублей.
  • Есть возможность приобретения билетов в несколько музеев сразу.
  • Подробнее узнать об акциях и увидеть подробный список категорий граждан, которым полагается вход по бесплатным билетам можно на сайте музея.

Адрес и как добраться

Итак, вы решили пойти в Государственный исторический музей, но всё ещё не знаете, как туда добраться? Вспомните, ведь он находится на главной площади страны. Адрес музея: Красная площадь, 1.

Добраться можно на метро, доехав до станций Охотный ряд, Площадь революции или Театральной и выйдя на сторону Красной площади.

Вообще, если вы первый раз в Москве, то хотя бы не пройти рядом с Государственным историческим музеем у вас вряд ли получится, ведь он соседствует с легендарными историческими местами, обязательными для посещения каждым уважающим себя туристом. Здесь и Покровский собор, и Памятник Минину и Пожарскому, и Театральная площадь, и Александровский сад, и, конечно, собственно Кремль и Красная площадь.

Посетите Государственный исторический музей, и вы поймёте, что история – это не морщинистая дряхлая старушка, с которой не о чем поговорить, это дама без возраста, с которой может быть потрясающе интересно!

Что об этом месте говорят люди…

Будьте первым, чтобы оставить свой отзыв.

Храм Василия Блаженного

  • Адрес – Красная площадь, дом 7.Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: до 31 мая – 11.00-18.00, ежедневно.
  • 1 июня – 31 августа – 10.00-18.00, ежедневно. 6 июня и 8 августа – санитарные дни.
  • Цена билета – 500 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) в народе иногда зовут «пряничным домиком». И, правда, пожалуй, больше нет храма, который выглядел бы так нарядно и весело. В 2008 году он, вместе с Петергофом и озером Байкал, вошел в список Семи чудес России. Собор построен в 1561 году, но сейчас находится в отличном состоянии. Интересно, что сохранившиеся кирпичи шестнадцатого века стираются медленнее, чем использованные реставраторами.

Храм Василия Блаженного

Комплекс собора состоит из девяти отдельных храмов: Покрова Богородицы (главный), Василия Блаженного, Святой Троицы, Трех Патриархов, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Александра Свирского и Варлаама Хутынского.Под храмами расположено уникальное подвальное помещение (подклет), впервые обнаруженное только в 1930-е годы. С 2010-го года подвалы открыты для посетителей, там выставлены две ценные иконы 17го века – «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

В относительно невысоком, но объемном храме легко заблудиться. Так что перед посещением лучше изучить план.

Главные чудеса собора – это, конечно же, фрески шестнадцатого века и невероятные иконостасы,хранящие более четырехсот старинных икон. Но если у вас останутся лишние силы, можно еще посмотреть коллекцию колоколов, небольшое собрание пейзажей и портретов, первые русские печатные книги и оружие времен Ивана Грозного.

Каждое воскресенье и на второй день Пасхальной недели в храме ведутся службы. Служат священники Патриаршего подворья из церквей Зарядья и Китай-города.

Время возникновения

Строительство Исторического музея проходило с 1875 по 1883 год. Он был создан для размещения национальной сокровищницы России. Организовать строительство музея было принято с целью собрать на одной территории все сокровища, реликвии и памятные предметы. Днем основания Исторического Государственного музея является 9 февраля 1872 года. Высочайшее соизволение на этого дал Александр III. Над строительством здания и сбором коллекций музея трудились ученые, художники, военные, архитекторы и промышленники. В основании музея также принимали участие члены царской фамилии и рядовые жители столицы.

История музея

Краснокирпичное массивное здание музея замыкает главную площадь Москвы с северо-запада. Оно находится напротив живописного храма Покрова Божией Матери, больше известного, как собор Василия Блаженного, и гармонично сочетается со стенами и башнями Московского кремля.

Идея организовать исторический музей родилась в середине XIX века. В 1872 году в Москве прошла крупная Промышленная выставка, которая и послужила толчком к созданию двух музеев — исторического и политехнического. Первыми экспонатами исторического музея стали археологические экспонаты с выставки и памятные вещи, присланные ветеранами Крымской войны.

За несколько лет набралось так много предметов, что император Александр II распорядился построить отдельное музейное здание. По его указу для организации нового музея создали специальную комиссию, костяк которой составили видные историки В, О. Ключевский, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский.

Вход в музей

В 1875 году провели конкурс архитектурных проектов, на котором победила работа Анатолия Семенова и Владимира Шервуда. В том же году был заложен фундамент будущего музейного здания. Материалы для стройки привозили из разных уголков страны, кирпичную кладку скрепляли цементом, внутренние перегородки делали из металла, а трубы и провода убирали внутрь здания. На строительной площадке работало 260 каменщиков и свыше трех сотен подсобных рабочих.

Возведение огромного здания продлилось 11 лет и потребовало значительных денежных сумм. Организаторам пришлось взять банковский кредит в 1,26 млн рублей, и погашение этой ссуды растянулось на 28 лет.

Когда работы были завершены, в центре Москвы появилось массивное здание в псевдорусском стиле, эклектичный облик которого отлично вписался в архитектуру Красной площади. Для декора музея были использованы кокошники, аркатурные пояса, ширинки, гирьки, шатры и другие элементы традиционного древнерусского зодчества.

Открытие музея произошло в 1883 году. К тому времени здание еще не было полностью оформлено, поэтому решено было не устраивать пышных церемоний. Первыми посетителями, осмотревшими 11 готовых залов, стали император Александр III и его супруга. Через несколько дней новый музей освятили и открыли для широкой публики.

После революционных событий 1917 года музей неоднократно хотели закрыть, однако этого не случилось. За 10 лет советской власти музейные фонды увеличились в два раза, в основном за счет того, что сюда свозили ценности из бывших дворянских усадеб.

В военные годы наиболее ценную часть коллекций эвакуировали в Казахстан. Примечательно, что даже во время осады столицы исторический музей не закрывался и принимал посетителей, оставаясь единственным работающим музеем Москвы. Лишь осенью 1941 года его закрыли на одну неделю, чтобы ликвидировать последствия разрушений, произошедших во время бомбежки.

К 1980-м годам в историческом музее начались проблемы технического характера. За 100 лет здание ни разу не ремонтировалось и поэтому сильно обветшало. Капитальная реконструкция музея была проведена с 1986 по 2002 год.

Исторический музей в Москве — экспонаты

Инициаторами создания экспозиции были организаторы Политехнической выставки 1872 года. Поэтому  в первоначальную коллекцию вошли экспонаты отдела этой выставки, посвященные Крымской войне. В 1883 году, в день коронации императора Александра III, первые 11 залов приняли первых посетителей. Были представлены экспонаты, отражающие историю России с древнейших времен до конца 12 века. Для пополнения коллекции материалы привозили со всех уголков России. Совместными усилиями русских ученых, историков и археологов удалось собрать более 4 миллионов экспонатов. Каждый из музейных залов посвящен определенной эпохе. Древнейшая история отражена в коллекции ранних экспонатов, относящихся к каменному веку и  позднему палеолиту, неолиту, а также Бронзовой и Железной эрам. Если Вы осмотрите зал Восточной Европы и античного мира, то увидите ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX в. Здесь представлено оружие и украшения древних скифов и Боспорского царства. Интересен Таманский саркофаг, изготовленный в 4 веке до новой эры из розового мрамора.

В собрании ГИМ представлены археологические находки и рукописи, старопечатные книги и древние иконы. Мы можем видеть  коллекцию оружия и ювелирные украшения, стекольные и керамические произведения искусства, а также образцы народной одежды и многое другое. Здесь находятся личные вещи Ивана Грозного, Петра I и представителей дома Романовых. Любителей живописи заинтересуют работы известных художников. Это портреты выдающихся российских и иностранных деятелей, пейзажи, акварели и рисунки. Представлены интересные работы также неизвестных художников. Внутреннее убранство залов отражает время и стиль представленных экспонатов. Фрески и лепнина, а также резьба по дереву и прочие декоративные украшения позволяют ощутить атмосферу прошлого. В настоящее время музейная экспозиция состоит из почти 500 000 экспонатов.

Описание экспозиции

Залы и интерьеры музея напоминают царский дворец. Богатая коллекция музея, экспонаты которой в хронологическом порядке рассказывают посетителям историю становления российского государства, размещена в 39 отдельных комнатах. Начинается обход экспозиции со 2 этажа.

С 7 зала начинается демонстрация предметов следующей крупной эпохи в истории человечества — Средневековья. Этот период разместился в 15 палатах, начиная с эпохи великого переселения народов и заканчивая историей Российского государства XVI — XVII вв. Здесь посетители увидят рыцарские доспехи времен Александра Невского и одну из самых дорогих реликвий Православной церкви — икону «Казанской Богоматери».

В залах 22 — 30 открывается историческая экспозиция Российской Империи XVIII — XIX вв., начиная с времени правления Петра I и заканчивая историей трагической гибели семьи последнего российского императора Николая II. Здесь выставлены на обозрение такие редчайшие экспонаты, как глобус Петра I и парадный камзол царя. В зале № 25 находится вход в читальный зал, где посетители могут ознакомиться с редчайшими рукописями.

Начало экспозиции знакомит с предметами быта Древней Руси.

Продолжается экспозиция на 3 этаже. Залы 31 — 33 посвящены России XIX — первой половины XX вв., начиная с эпохи перемен и заканчивая историко-культурными инновациями в жизни страны. В остальных комнатах представлены редчайшие экспонаты, не вошедшие в основную коллекцию.

В музее функционирует лекционная аудитория на 700 мест. Здесь организаторы предлагают посетителям послушать лекции дипломированных специалистов в области отечественной истории и культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector