Воскресенский собор (тутаев)

История городка Тутаев

Князь Роман Владимирович в 13 веке на левом берегу Волги основал город Романов. Вследствие набегов монголо- татарской орды, а также разбойников из Новгорода, Романов не раз был разрушен.

Потому в 1345 году сын Ярославского князя Роман Васильевич отстроил город заново, отстроил крепость и вокруг нее посад, обнес все постройки тыном. Город был центром Романовского княжества.

Романов был разорен и во время смутного времени, однако быстро возродился — здесь строили корабельные суда, активно торговали, занимались сельским хозяйством. В 16 -18 веках велось активное строительство каменных соборов и церквей, каменных домов.

Город Борисоглебск, располагающийся на правом берегу Волги, существовал еще до возникновения Романова — в 1238 году. Название города образуется от имен двух святых — Бориса и Глеба. Издревле борисоглебцы занимались рыбной ловлей, поставляя рыбу к царскому столу.

Беженцы из Ярославля, спасаясь от набегов татарской орды, оседали в Борисоглебске, отстраивая город. В 17 веке в Борисоглебске были построены главные достопримечательности — Воскресенский собор и Благовещенская церковь.

В 1822 году император Александр 1 издал указ о объединении двух городов в один — Романов -Борисоглебск. Объединение это было продиктовано экономическими соображениями.

В 1918 году собрание членов уездного комитета РКБ решили присвоить городу новое название в честь павшего от рук белогвардейцев рядового красноармейца Ильи Тутаева. Переименование состоялось.

Во время перестройки выдвигались предложения по возвращению городу исторического названия, однако опрос горожан показал, что жителей вполне устраивает название города Тутаев. Однако в настоящее время весь город завешан плакатами с призывами вернуть городу название Романов — Борисоглебск.

Тутаев левый берег достопримечательности

  1. Крестовоздвиженский собор — он был построен в 1658 году вместо деревянной церкви.
  2. Остатки романовского кремля — на сегодняшний день это высокие земляные валы.
  3. Казанская Преображенская церковь построена в 18 веке на территории Романовского Казанского монастыря. Специально для строительства церкви на Волге была устроена искусственная дамба.
  4. Спасо — Архангельская церковь построена была в 1751 году.
  5. Памятник адмиралу Ушакову- он был рожден в селе Бурнаково Романовской области.
  6. Музей адмирала Федора Ушакова и Русского флота открыт был в 2011 году, содержит интересные композиции о традициях русского флота и о морских сражениях.
  7. Музей- усадьба дворян Зацепиных — в усадьбе воссоздан дворянский интерьер, есть овчарня со знаменитыми романовскими овцами. Сейчас в усадьбе действует гостиница. На территории усадьбы находится еще одна достопримечательность Тутаева — бывший схрон староверов.

Тутаев правый берег достопримечательности

  • Воскресенский собор был отстроен в 1678 году, славится росписью галереи и резным иконостасом. Самая большая икона, существующая в России — 2м*3 м — находится как раз в этом соборе. Называется она «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».
  • Бюст маршала Федора Ивановича Толбухина — он был рожден в деревне Андроники, недалеко от Борисоглебска. Маршал Ф. И. Толбухин в советское время командовал Украинским фронтом, руководил советскими войсками во время Сталинградской битвы. В честь маршала Ф.И. Толбухина был назван болгарский город Добрич.
  • Сквер Советского периода — в центре его находится памятник красноармейцу Илье Тутаеву, имя которого носит город.

Подвиг Ильи Тутаева таков: вместе с группой товарищей он был отправлен на подавление Ярославского мятежа, однако в центр города, где была настоящая драка, они не пошли, но решили «проверить» богатые дачи зажиточных горожан.

В одной из них, оказалось, ночевали хозяева и, приняв красноармейцев за воров, принялись отстреливаться. Илья Тутаев был застрелен, его товарищи после этого вернулись на корабль, на котором и прибыли в Романов-Борисоглебск.

Также в сквере можно увидеть бюсты советских вождей, статуи пионеров с горнами и музей ретроавтомобилей.

Музей «Борисоглебская сторона» содержит несколько интересных экспозиций о жизни правобережной стороны Тутаева в разные эпохи.

Путешественники допускают ошибку, если не посещают этот маленький городок, не насладившись сполна его деревенским очарованием,  красотой и самобытностью располагающихся здесь православных церквей.

Росписи

Храм был расписан в 1680-х годах артелью ярославских художников, чьи имена неизвестны. Тутаевские росписи выделяются замечательным разнообразием повествовательных сюжетов даже среди ярославских памятников.

В пространстве четверика изображены, в первую очередь, евангельские сюжеты. Одним из ключевых сюжетов для росписей XVII века был Страшный суд, традиционно расположенный на западной стене четверика и занимающий всю ее плоскость полностью. Рядом размещены спокойные и уравновешенные эпизоды на темы умиротворения и оправдания души человека на грядущем суде.

Важное место занимают, согласно посвящению храма, также сюжеты на общую тему Воскресения, расположенные на галерее с северной стороны. Обычно в церквях XVII века происходит объединение различных сюжетов о Воскресении — Иисуса, Лазаря и так далее, — в единую композицию.. На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.
На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.
Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа

На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.

На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.
На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.
Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа. На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.

На сводах входной лестницы с южной стороны помещен цикл Апокалипсиса.

Большинство изображений комментируется объяснительными надписями. Последние представляют собой не только библейские и евангельские тексты, но и популярные в XVII веке вирши (стихи) Симеона Полоцкого.

Встречаются среди росписей и достаточно редкие сюжеты: например, древнерусская повесть о Евлогий-каменосечце.

Наружные росписи

Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками XIX века, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа: например, можно отметить образ святителя Николая Чудотворца, расположенный на южном фасаде храма, на стене одноименного придела. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.

Архитектура[править | править код]

Колокольня и Святые воротаправить | править код

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты одновременно с храмом. Колокольня вынесена на значительное расстояние от храма в сторону алтарей на береговой откос

Это можно объяснить попытками архитекторов создать наиболее гармоничный и выразительный силуэт архитектурного ансамбля со стороны реки: так как Волга была важной судоходной дорогой, многие люди видели собор в первую очередь именно с нее

Храмправить | править код

Старая постройка была вытянута по оси восток – запад. Новые мастера создали пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм, который обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богоматери Смоленской. У церкви два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Изначально слобожане просили архиерея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя Бориса и Глеба, в нижнем – во имя Николая Чудотворца, а на паперти – Благовещенский и Петропавловский. Благовещенский придел, однако, так и не был построен.

Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых расположены окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, сейчас она остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Небольшие окна есть также и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны у храма есть крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ложных закомар, на которых присутствуют росписи, в настоящее время уже значительно стершиеся.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором и изразцами. Глубокие кессоны-ширинки с изразчатыми вставками подчеркивают горизонтальные членения галереи. Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея.

Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет кессонированный пояс из глубоких ширинок с изразчатыми вставками. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью. Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.

Воскресенский собор Тутаева: общее описание памятника

Воскресенский собор можно найти в западной половине Тутаева, которая была раньше известна как Борисоглебская слобода. Собор величественно возвышается над городом, что особо хорошо заметно либо с левого берега города, либо с самой реки. Именно на реку Волгу смотрит алтарная часть собора; к северу от здания находится овраг. Вокруг храма установлена ограда из кирпича с воротами, а также колокольня, которая расположена отдельно и была установлена в одно время с самим собором.

У собора есть два придела: южный, который освятили в честь Бориса и Глеба, и северный, освященный в честь святых апостолов Петра и Павла. Вокруг храма есть галерея, упирающаяся на арки, в которых видны окна нижнего храма: нижняя аркада раньше была открытой, однако сейчас она остекленная. На галерее находятся и оба придела, на их глухих барабанах расположены маленькие главки.

Свет в центральную часть собора проникает через окна, что над галереей, а также сквозь световые барабаны. Еще одним источником света для строения служат маленькие окна между галереей и центральной частью.

На галерею ведут два крыльца: северное и южное, которое обращено к центральной части города; каждое из них находится не по центру, а немного сдвинуто влево. Контрфорсы поддерживают стены северного придела. В алтарной части есть тройные полукруглые абсиды в два яруса.

История иконы

Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси. Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:

Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель. Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип. В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.

Известные иконы

Тутаевская

Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

Кижи

Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «панов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.

Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме.

«Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте». Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник.

«Спас Всемилостивый» — самая древняя (датировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви. По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы».

Воскресенский собор Тутаева сегодня

Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города.

Новейшая история Воскресенского собора началась на рубеже 1980—1990-х годов, когда в советской, а затем уже постсоветской стране происходил стремительный религиозный перелом. То, что еще совсем недавно было под запретом, становилось доступно. Идеологическое давление на верующих людей уходило в прошлое, открытое исповедание веры делалось нормой. Массовое обращение граждан к православной вере и Церкви в то время получило у ряда публицистов меткое определение: «Второе Крещение Руси».

Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение несколько предшествующих десятилетий не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный еще в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днем — эта традиция берет свое начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летиее Крещения Руси.

Духовенство Воскресенского собора не только возрождает традиции, но и стремится использовать во благо своего храма современные технические достижения. Так, в 2006 году была выполнена художественная подсветка собора: в темное время суток 280 ламп мощностью в 500 ватт каждая создают неповторимый ночной образ древней святыни. Есть у главного храма Тутаева и собственный сайт в Интернете. А еще Воскресенский собор оказался связан с космосом — в 2004 году в соборе венчался российский космонавт Ю. И. Маленченко, годом ранее заочно зарегистрировавший брак с супругой во время экспедиции на Международную космическую станцию.

При Воскресенском соборе уже много лет действует постоянный музей. В июле 2012 года в нем открылась новая выставка, посвященная знаменательному юбилею — двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года. Экспонаты, относящиеся к этой теме, предоставлены из частных собраний коллекционеров Тутаева и Москвы. Посетители могут увидеть подлинные вещи той непростой для нашей страны поры: ядра, награды, картечь, саблю, нательный крест, походную иконку и даже игольницу участника кровопролитных событий 1812 года. Конечно, в церковном музее нашла отражение и богатая история самого Воскресенского собора. Часть экспозиции рассказывает о подвижниках благочестия, чья жизнь была связана с собором: это епископ Романово-Борисоглебский священномученик Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, соборный староста исповедник Георгий, архимандрит Павел (Груздев).

Саша Митрахович 15:58

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 278.
  2. Семенова С.Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. 2007. №3. С. 13.
  3. ↑ Семенова С.Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. 2007. №3. С. 14.
  4. Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 284.
  5. Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 281.
  6. Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 284.
  7. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 98-100.
  8. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 105.
  9. ↑ Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 290.
  10. Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—53.
  11. Шамурин Ю.И. Романов-Борисоглебск // Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич. М., 1912. С. 71.
  12. Теляковский Н.Н. Старина и святыни города Романова. Ярославль, 1991. C. 67.
  13. Головщиков К.Д. Город Романов-Борисоглебск (Ярославской губернии) и его историческое прошлое. Ярославль, 1890. С. 49.
  14. Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 55.
  15. Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—59.
  16. ↑ Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 56.
  17. ↑ Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 291.

Литература

  • Кондаков Н. П.. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. — СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи. Т. I. 1905. //Репринт М.: Паломник. 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М.: Паломник, 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8.
  • Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Малая история культуры. — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. — ISBN 5-86457-024-9.
  • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN -3.
  • Фролова Г. И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников). В кн.: Кижский вестник. № 8. Петрозаводск, 2003.

Взгляд напротив: вера, красота и покой

Казанская церковь

Под глубоким впечатлением увиденного путешественник выходит из храма на берег Волги — и перед ним открывается не менее впечатляющая картина, созданная в соавторстве природой и человеком. Над крутым, заросшим густой зеленью противоположным речным берегом поднимается красно-белая Казанская церковь с шатровой колокольней — вид, ставший визитной карточкой Тутаева и запечатленный на фотообложках множества путеводителей по городу, а также в картинах замечательного русского художника Бориса Кустодиева. 

Этот храм, почти у самого уреза воды, построен на груде специально привезенных сюда камней, укрепивших берег. Задолго до его появления на берегу стояла часовня Николая-чудотворца. Интересную историю доносит до нас летописное «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ярославской Казанской и основании Ярославского Казанского монастыря». В конце XVI века в город из-под Казани привезли иконописное изображение Богородицы. Храм в ее честь должен был появиться именно в Романове, о том вели речь доставивший икону местный житель Герасим и священнослужители. 

Но дальше была Смута, и икону перевезли в Ярославль, где, собственно, этот обет и исполнили, а романовцам позже вернули список. Только тогда горожане поставили на волжском берегу две деревянные церкви, Преображенскую и Рождества Богородицы с приделом Казанской иконы, а также основали монастырь, просуществовавший до середины XVIII века. 

А трогательная своей бесхитростной красотой Казанско-Покровская церковь с отдельно стоящей свечой колокольни появилась в 1758 г. Она выстроена в смешанных московско-ярославских традициях, а не в ставшем модным елизаветинском барокко — с белоснежным членением лопатками и карнизами алых стен, аркатурой барабанов пятиглавия, килевидными кокошниками окон, галереей, трапезной, «ползучим» крыльцом, чья кровля разве что и отдает дань европейским веяниям. Храм — двухэтажный, с нижней, теплой Рождественской церковью, и верхней, летней, Преображенской. Казанский придел устроен в нижней церкви, а всего здесь пять престолов: в дополнение к перечисленным оставшиеся два посвящены Макарию Унженскому и Николаю Чудотворцу.

Казанская церковь и колокольня

В советские годы верующих отсюда выгнали, храм закрыли и использовали под мастерские, а затем — под пивоваренный завод. Его вернули церкви в 1997 году, а через пять лет возродился старый обычай носить Казанскую икону крестным ходом из Ярославского Казанского монастыря в Романов.

Казанская церковь над Волгой

О чем просят перед образом

Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.

Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.

Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.

Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.

Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.

Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.

Как Романов-Борисоглебск переименовали в Тутаев

Романовская сторона, где жил Классен, в большей степени хранит аромат старины, на правом же берегу Волги выросли кварталы многоэтажных домов. Но в городе, большей частью, на левом волжском берегу, сохранилось немало зданий, построенных еще романовскими купцами и дворянами. Недалеко от Крестовоздвиженского собора стоит усадебный особняк Зацепиных. С ним связана история, послужившая поводом для переименования Романова-Борисоглебска.

Усадьба Зацепиных

Во время ярославского контрреволюционного восстания в июле 1918 года из Романова-Борисоглебска в помощь красногвардейцам отправляется вооруженный отряд. По пути сторонники Ильича решили разобраться с местным городским головой Никитой Зацепиным и двинулись к его усадьбе. Тот начал отстреливаться. Солдат Илья Тутаев — единственный из всех атаковавших дом Зацепина, был убит. Вот в честь него и решила новая власть дать городу достойное имя — название «Романов» так или иначе перекликалось с царской фамилией, а православных святых Бориса и Глеба большевики, понятно, не жаловали. 

Сперва городу хотели присвоить двойное имя, Луначарск-Тутаев, но, в конце концов, остановились на Тутаеве. В перестройку местные депутаты не единожды пытались вернуть городу прежнее наименование, и даже дошли до Государственной Думы, но большинство жителей на референдуме проголосовали против. Посчитали, что есть дела поважнее. Да и в названии «Тутаев» не увидели ничего противоречащего своей истории, поскольку Тутай — мерянское имя, напоминающее о породнившейся со славянами финно-угорской части населения Ростово-Суздальского княжества.

Дом нотариуса Маслока

В городе можно полюбоваться двухэтажными старинными домами, принадлежавшими Шумиловым, Илларионовым, Алаевым, Маслокам. Дома строились не вплотную друг к другу, а с небольшими промежутками между ними, которые тут же заполнялись садами и хозяйственными постройками.

Дом Черениных

Со времен Екатерины в ярославские земли из столицы стали поступать образцы проектов для сооружения каменных зданий. Кое-что осталось от «образцовой» застройки до сего дня, например, дом Черениных на Казанской улице, с портиком и колоннами.

Памятник Ушакову

В начале улицы Ушакова (прославленный адмирал — уроженец здешних мест, и в центре Романова ему установлен памятник), напротив старого моста через впадающую в Волгу речку Медведку, высится любопытное здание с закругленным углом и лучковым фронтоном. 

Есть несколько красивых деревянных зданий, в том числе с изысканными резными наличниками.

 «Образцовый» дом на улице Ушакова

А на базарной площади высится каланча, стены которой расчленены фахверками, и на нее можно подняться, чтобы полюбоваться панорамой застройки берегов Волги.

Пожарная каланча 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector