Свято-владимирский кафедральный собор в херсонесе таврическом, севастополь

Как возник город

Первые жители Херсонеса приплыли сюда в V веке до н.э. из города Гераклея, с противоположной стороны Черного моря, в поисках свободной жизни на новых землях. Ближайшими соседями переселенцев оказалось воинственное племя тавров, поселившихся в горах, по имени которых полуостров называется Тавридой.

Названение «Херсонес» в переводе с греческого языка обозначает «полуостров». Период расцвета города – IV-II века до н.э. В это время Херсонес – красивый город с развитыми ремеслами и активной торговлей. В I веке до н.э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи на пять столетий, после падения которой городом владела Византия.

На город часто нападали скифы и печенеги, половцы и хазары, гунны и киевляне. В 988 году киевский князь Владимир Красно Солнышко покорил город и принял здесь крещение. Следуя его примеру, Русь стала христианской, а князя Владимира называют Крестителем.

В XIII веке с падением Византии Херсонес начал увядать, а в XV веке перестал существовать как отдельный город. Прошло время, и земля погребла под собой руины прекрасного города. В XVIII веке недалеко от места исчезнувшего города основали Севастополь.

История возведения собора

В 1825 году верующие собирались отмечать грандиозное событие — девятисотлетие со дня Крещения Руси. Инициатива постройки собора принадлежала адмиралу Грейгу, который в ту пору командовал Черноморским флотом, дислоцирующимся на полуострове. Предполагалось, что Владимирский собор (Севастополь), фото которого мы здесь поместили, станет важным религиозным символом для всей страны. Александр I без малейших колебаний одобрил проект.

Начиная с 1827 года в Севастополе активно велись раскопки, целью которых было обнаружение той самой базилики, в которой якобы крестился Владимир. Руководил археологической экспедицией мичман Крузе. Ученым удалось откопать ряд культовых объектов, локализующихся на территории Херсонеса. Предпочтение в итоге отдали византийской базилике крестообразной формы, подходившей под некоторые исторические описания. Дальнейшие события разворачивались так:

  • 1829 год. Объявлен тендер на возведение памятника, в итоге победил проект, разработанный архитектором Тоном (русско-византийский стиль, крестово-купольное сечение, пять куполов).
  • 1836 год. Николай I утвердил ходатайство адмирала Лазарева о начале строительства собора (правда, в качестве площадки был выбран центр Севастополя, а не окраины, как предполагалось изначально).
  • 1848 год. Начало подготовительных работ.
  • 1851 год. Смерть адмирала Лазарева, после которой отложенное строительство было возобновлено.

Как видите, церковь около трех лет находилась в стадии согласования проекта и бесконечных подготовительных работ. Сейчас Владимирский собор — усыпальница адмиралов, Севастополь (точнее, его руководство) так решил после гибели адмирала Лазарева. Масштабные работы стартовали в 1852 году, но их вновь пришлось отложить по причине вспыхнувшей Крымской войны. В 1861 году Крым посетил Александр II — в его присутствии и состоялась торжественная закладка фундамента. Императорская семья взяла под личное покровительство стройплощадку, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Общее руководство осуществлял архитектор и гениальный инженер Арнольд, а в основу создания святыни лег проект академика Гримма. Росписью помещений и внутренним убранством занялся академик Чагин. В 1877 году Владимирский собор в Херсонесе был сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что общее оформление интерьеров растянулось еще на пару десятилетий. Чагин изо всех сил пытался сдать объект к установленному начальством сроку, но из-за высокого художественного уровня росписи сделать это не получилось.

Дата, как вы помните, была выбрана не случайно. Поэтому чиновники были заинтересованы в скорейшем завершении строительных работ. Лишь в 1894 году декорирование подошло к логическому концу. Вот список участников, внесших вклад в оформление внутреннего убранства собора:

  • академик Нефф;
  • академик Корзухин;
  • скульпторы братья Баскарини и Сеппи;
  • иконописцы Сорокин и Майков;
  • художники Молокин, Тихобразов и Рисс.

Советский и постсоветский периоды

В 1922 году на Крымском полуострове установилась советская власть, что не лучшим образом повлияло на состояние местных достопримечательностей. Некогда блиставший роскошью Владимирский собор лишился драгоценной утвари, а спустя некоторое время и вовсе был закрыт. Здание церкви поступило в распоряжение музейного комплекса, расположившегося на Херсонесском городище. Некоторое время здесь организовывались экскурсии, но в 1924 году собор окончательно закрыли. Долгие годы здание находилось в заброшенном состоянии, проводить службы было строжайше запрещено.

Период заброшенности сменился периодом тотального разграбления. Собор ветшал и понемногу разрушался, а в период немецкой оккупации в здание попала бомба. В результате сильного взрыва пострадал купол сооружения. Оберст Кольб, отступая из Крыма, приказал взорвать святыню — это случилось в 1944 году. К тому моменту, когда весь православный мир отмечал тысячелетие Крещения Руси, комплекс представлял собой жалкое зрелище — по сути, собор лежал в руинах.

Второе рождение церкви произошло после распада СССР — в 1997 году. Сперва стартовала наружная реставрация достопримечательности, которую подрядчики сумели завершить к 2001 году. Настенные росписи и внутреннее убранство реконструировали на протяжении последующих пяти лет. В 2004 году (3 апреля) был торжественно освящен главный алтарь, спустя еще пару лет полностью завершились остальные реставрационные работы. Если сравнивать дореволюционные фотографии объекта с его современным состоянием, можно увидеть, что Владимирский собор в Севастополе восстановлен и практически не отличается от оригинала.

Туманный колокол в Херсонесе

Юлия

Херсонесский колокол располагается вблизи Северной базилики VI века и комплекса терм. Хотя колокол является одной из самых узнаваемых достопримечательностей археологического заповедника, он создан гораздо позже большинства объектов на территории.

При этом данные о его происхождении и весе разнятся: отлит в 1776 / 1778 году в Таганроге либо в 1890 году для Владимирского собора, весит 2450 / 5616 кг.

У морского берега в Херсонесе колокол установлен в 1925 году, использовался как звуковой туманный маяк. С введением радиолокации стал памятником, с 60-х годов до 2002 года стоял на берегу без языка, восстановлен вместе с Владимирским собором.

Караимская кенасса

Далеко не все севастопольцы знают, что здание школы бокса «Спартак» на улице Большой Морской – это бывшая караимская кенасса. Но если присмотреться, архитектура храма в нем просматривается.

Не все знают также, кто такие крымские караимы. Это – немногочисленная тюркская народность. На основе антропологии, лингвистики и других данных большинство ученых считает их потомками хазар. Есть материалы и о генетической связи караимов с дохазарским населением Крыма, например, с сарматами. В прошлом караимы жили в основном в горном районе полуострова с центром в крепости Джуфт-Кале (ныне Чуфут-Кале). В 14 веке часть караимов попала в Литву (Тракай и другие поселения), а затем в Украину – в Луцк, Галич и в Польшу. Крымские караимы – один из самых малочисленных народов на планете. Во всем мире насчитывается порядка двух тысяч крымских караимов.

В конце 19 века в Крыму проживало 13 тысяч караимов. Севастопольская караимская община составляла в 1897 году 446 человек.

Вопрос о строительстве новой караимской синагоги (кенассы – авт.) в Севастополе был поднят еще в 1879 году. Исполняющий должность Главного командира Черноморского флота и портов доложил в Санкт-Петербург о предполагаемой постройке синагоги на Центральном городском холме на месте, принадлежащем караимскому обществу. Когда же выяснилось, что возведение синагоги намечено на одной улице с храмом св. Владимира, в 65 саженях от него, да еще на городском холме, Святейший Правительствующий Синод признал это «противным закону». Он сослался на ст. 258 п. 2 строительного устава, согласно которому расстояние между двумя конфессиональными зданиями должно составлять не менее 100 саженей. В строительстве было отказано.

В 1884 году караимское общество приобрело место на улице Большой Морской для строительства кенассы. Проект здания утвердили в 1896 году, но из-за отсутствия средств строительство затянулось. Кенасса была построена городским архитектором Александром Вейзеном из крымбальского камня. Богослужения начались в 1908 году.

Новая кенасса была рассчитана на 400 человек. По свидетельству очевидцев, здание было «весьма изящной архитектуры в стиле ренессанс». В здании было электричество, из заграницы привезены и установлены люстры.

После Октябрьского переворота все изменилось. В процессе активной антирелигиозной работы со стороны органов власти в конце 1920-х годов верующие все же были вынуждены отказаться от аренды здания кенассы. Постановлением КрымЦИКа от 5 февраля 1931 года караимская религиозная община прекратила свою деятельность, а здание было переоборудовано под клуб для караимов и крымчаков.

В феврале 1931 года кенассу закрыли, а затем в ней разместился спортивный зал общества «Спартак». Во время войны здание сильно пострадало: были разрушены крыша и торцовый фасад. В 1953 году было восстановлено с перепланировкой под спортивные помещения. На фото выше – сохранившийся фонтан для омовений напротив главного входа. Сейчас фонтан не работает.

На днях в Севастополе состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Вопросы сохранения культурного наследия караимов». «По данным последней переписи населения, в Крыму проживает 535 караимов, в том числе 35 человек живет в Севастополе. Наша задача – пробудить в людях сопричастность к своей национальности и желание сохранить культуру предков. Задачи сохранения культурного наследия стоят перед всеми народами. С 2016 года мы занимаемся оцифровкой старинных документов и памятников. Мы решили сделать модели каждого памятника караимского кладбища, и на сегодняшний день обработаны данные уже двухсот памятников», – рассказал председатель Севастопольского караимского общества «Фидан» Евгений Баккал.

На здание кенассы караимы ни при Украине, ни при России не претендовали.

Евген Жук, блогер из Севастополя (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Владимирский собор (Херсонес Таврический) Севастополь

Владимирский собор возведен в 1850 г. в память о крещении святого
равноапостольного князя Владимира в 988 г. в Херсонесе (Севастополь) а также в ознаменование начала крещения Руси.
Православный Владимирский собор расположен на территории Херсонеса Таврического,
в настоящее время относящегося административно к территории Гагаринского
района города Севастополя.

По
имеющимся историческим свидетельствам и церковным преданиям, крещение киевского Великого князя
Владимира Святославича состоялось в городе Херсонесе в 988 году. Город Херсоне
древние русичи еще называли Корсунь, а сейчас это Национальный заповедник «Херсонес
Таврический».

Еще
в 1825 году идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя
Владимира принадлежала и впервые была
высказана главнокомандующим Черноморским флотом вице-адмиралом А. Грейгу. Именно
поэтому в 1827 году в Херсонесе по инициативе А. Грейгу и под руководством К.
Крузе, были проведены археологические раскопки. В результате проведенных
исследований, были
обнаружены руины древних христианских храмов.

Особый интерес среди них вызвали остатки
церкви, в плане имевшей крестоподобный вид и расположенной в центре главной площади города.
Историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич в начале 30-х годов 19 века предположили, что
именно в этой базилике
великий князь и принял Святое Крещение. Это послужило веским основанием для
определения места сооружения храма во имя святого Владимира — крестителя Руси в Херсонесе: он должен был
встать над
руинами древней святыни. И поэтому, 23 августа 1861 года произошла торжественная закладка собора в честь
равноапостольного князя. Чуть раньше, в 1850 году, благодаря ходатайствам
архиепископа Херсонского и Таврического, святителя Инокентия, здесь была основана Свято-Владимирская
обитель.

Академик
архитектуры Д. Гримм, стал автором проекта Владимирского собора в Херсонесе. По
его замыслу храм должен был быть возведен в византийском стиле и он должен был
стать одним из самых больших
соборов страны. Его максимальная высота составляла 36 м, общая площадь собора
была 1726 кв.м. а диаметр купола 10,5
м. Этот собор мог вместить одновременно до тысячи православных верующих.

Строительство собора длилось почти 15 лет и только в 1874-76 годах, благодаря активному
участию в нем
инженера-архитектора М. Арнольда было завершено. Однако основные работы по убранству храма,
начались значительно позже, только накануне празднования 900-летия Крещения Руси.
Видимо поэтому, и ввиду грандиозности собора, завершить все работы по росписи
собора и
его украшению до знаменательной даты не удалось.

 Ко дню памяти равноапостольного князя Владимира 13 июня
1888 года был освящен Нижний храм
в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В нем был установлен резной деревянный иконостас,
а чуть позже, в этом же году, начались работы в Верхнем храме по обустройству
его интерьера. Росписи
и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора были поручены академику
живописи А. Корзухина, а общее руководство по завершению строительства и
обустройства были возложены на архитектора Н. Чагину. В интерьере храма были использованы живописные произведения
российских мастеров: академика Т. Неффа и художника П.
Рисса, а иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы были
выполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини: иконостас
Верхнего храма, а также мозаичный пол собора и мраморная балюстрада вдоль солеи
и некоторые другие работы. Целиком, освящение
Владимирского собора произошло 17 октября 1891 года, но и после этого работы по окончательному
завершению
оформления храма было продолжались вплоть до 1894 года.

В Херсонес еще в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего
дворца Санкт-Петербурга, было передано в мраморном ковчеге в виде
Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. А после
сооружения Владимирского собора эту святыню поместили в Нижнем храме рядом с историческими
руинами древней базилики. Кроме того в собор было передано мощи еще 115
православных святых. В алтаре Верхнего храма находился также список с чудотворной
Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из
Херсонеса.

Владимирский собор во время Второй мировой войны был
разрушен, а работы по его восстановлению начались только в конце 90-х годов 20 века.
Начиная с 2002 года Владимирский собор был заново расписанный
художниками, которые воссоздали утраченную живопись академика А. Корзухина. Освящение главного алтаря воссозданного
Херсонесского Свято-Владимирского состоялось 3 апреля 2004 года, а еще спустя неделю в
соборе прошло Пасхальное богослужение.

История

Владимирский собор на Центральном городском холме, известный также как усыпальница адмиралов, представляет собой архитектурный и исторический памятник национального значения. Это один из немногих сохранившихся храмов Севастополя, построенных во второй половине XIX в.

Первоначально храм закладывался с целью увековечить Крещение святого князя Владимира, однако в ходе строительства превратился в усыпальницу выдающихся адмиралов флота Российского, в памятник героям, павшим в Крымской войне.

На северной и южной сторонах храма размещены диоритовые плиты с именами адмиралов, прах которых покоится в соборе: М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова. Всего в соборе похоронено тринадцать адмиралов. В верхнем храме установлены мраморные плиты с именами семидесяти двух морских офицеров, участвовавших в Крымской войне.

Возведение Князь-Владимирского собора продолжалось более тридцати лет, с 1854 по 1888 гг. Почти столько же, с 1932 по 1965 гг., длился период разрушения и забвения уникального по архитектуре и внутреннему убранству храма.

Советские власти закрыли собор 4 мая 1932 г. Церковное имущество было передано в Госхран.

Во время обороны Севастополя 1941 — 1942 гг. в здании собора сначала размещался госпиталь, затем – бомбоубежище, а после — корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона.

Во время бомбежек и обстрелов города здание храма сильно пострадало. В 1965 г. Государственным Комитетом по делам строительства УССР Госстроя было принято специальное Постановление о восстановлении здания собора. Работы по реставрации начались в 1967 году.

23 июня 1973 г. решением Севастопольского горисполкома восстановленный собор святого Владимира был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя и стал одним из пяти его объектов.

В середине 1990 г. офицеры Черноморского флота создали православную общину храма, в состав которой вошли десять человек. Настоятелем Владимирского собора стал иерей Сергий (Коробченко), участник обороны Севастополя 1941-1942 гг..

20 октября 1991 г. был вновь освящен верхний храм собора. Божественную литургию в нем совершил епископ Симферопольский и Крымский Василий. С 21 ноября 1991 г. и по настоящее время настоятелем собора святого Владимира является протоиерей Алексий (Тупиков).

29 февраля 1992 произошло одно из главных событий в новейшей истории храма — перезахоронение праха адмиралов М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова и восстановление усыпальницы.

13 мая, в день основания Черноморского флота, в соборе в присутствии командующих двух флотов проходит панихида по морякам, погибшим во время первой и второй оборон Севастополя. 9 февраля традиционно проводится панихида по морякам крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Каждый год 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, на панихиду по погибшим товарищам в храм приходят севастопольские «афганцы». С 2001 г. совершаются панихиды в память экипажа атомной подводной лодки «Курск». Шестерых моряков из Севастополя, погибших на «Курске», отпевали в соборе.

Сегодня собор святого Владимира посещают не только верующие, но и любители истории Отечества, города Севастополя, Черноморского флота. В храме регулярно проводятся богослужения, совершаются требы. Сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя в ходе экскурсий рассказывают посетителям об истории храма, города и флота.

Географические координаты Покровского собора в Севастополе на карте Крыма GPS N 44.6046 E 33.5220

Здание храма было выполнено в виде базилики. Материалом для строительства послужил инкерманский и крымбальский камень. Верхняя часть конструкции украшена пятью куполами золотистого цвета. Западную часть собора дополняет колокольня, которая (как и все башенки) завершается маковками, по форме напоминающими луковицы. На крестах изображены полумесяцы, что несвойственно православным постройкам. Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, чтобы объяснить значение таких изображений. Карнизы собора оформлены лепниной.

Покровский собор состоит из шести престолов, расположенных в два яруса. Покров Святой Богородицы стал праздником, в честь которого впервые был освящён собор (отсюда и произошло его название). Остальные пять престолов посвящены апостолами Петру и Павлу, великомученику Пантелеймону, Серафиму Саравскому, святыми мученицами Вере, Надежде, Любви и их матери Софии, и князю Владимиру.

В цокольном этаже Покровского собора

находятся склепы, где были похоронены зачинщики восстания на Чёрноморском флоте. В 1906 году они были расстреляны на острове Березань, а в 1917 их останки переместили в здание собора. Кстати, среди расстрелянных был лейтенант П. Шмидт. Шесть лет здесь хранились останки моряков, а потом их перезахоронили на кладбище Коммунаров.

В 30-х годах Покровский собор в Севастополе

попал под волну антирелигиозных настроений советской власти. Он был закрыт и переоборудован под клуб и общежитие. Во время оккупации Севастополя его деятельность была возрождена. Но Великая Отечественная Война нанесла немалый урон собору. Его южные части практически полностью были разрушены. В целом храм пострадал от последствий авиаудара.

После войны собор частично восстановили, в нём опять стали проводить службы. Но в 1962 году опять было принято решение о его закрытии. Церковь разобрали по частям, были демонтированы кресты и маковки. Помещения храма стали использовать в качестве спортивного зала и архива. В 80-х годах началась масштабная реставрация Покровского собора, после которой в нём планировали организовать органный зал. Но этому не суждено было случиться. После распада СССР начался процесс передачи церквей религиозным общинам. Так к 1994 году Покровский собор стал полностью принадлежать верующим. Покровский собор один из прекраснейших храмов города Севастополь и является одной из красивейших достопримечательностей Крыма.Покровский собор на карте Крыма

Внутренне убранство

Владимирский собор (Севастополь) оформлен в соответствии с идеей многопланового назначения сооружения: православная церковь для молений, усыпальница великих флотоводцев, городской музей. В соответствии с этим: верхний храм – Дом Божий; нижний – склеп и музей.

Верхний храм

Храм для молений – торжественный, величественный и просторный по высоте. Опорная конструкция напоминает крестово-купольную систему, ничем не усложненную. Высокие своды опираются на группу из 4 мраморных колонн. О византийском стиле говорит растительный и геометрический декор в пастельных тонах. Очень интересно выполнено освещение: круглые окошки-иллюминаторы закрыты разноцветными стеклами.

Иконостас из мрамора невысокий, не перекрывает помещение полностью и позволяет видеть настенную роспись в алтарной части. По периметру помещения, на уровне глаз расположены памятные плиты. Их 81 штука (31 – с именами).

Нижний храм

Прежде всего, здесь находится усыпальница великих адмиралов, положивших жизни за Севастополь. Все очень просто, скромно, даже аскетично. Белоснежные стены, невысокие сводчатые потолки поддерживаются строгими цельнокаменными колоннами. Иконостас без излишеств.

Чуть в стороне – распятие Христа, а в центре зала – могилы адмиралов Лазарева, Корнилова, Истомина и Нахимова, которые объединены общим надгробным камнем в виде лежащего креста.


Владимирский Собор нижний храм (Севастополь)

В небольшом зале размещена экспозиция музея, куда посетители не допускаются без сопровождения экскурсовода. Здесь рассказывают о непростой истории города, создании и развитии военного Черноморского флота, о морском Владимирском соборе. Коллекция носит название: «Светит золотым сиянием крест над усыпальницей святой».

В ней представлены сохранившиеся исторические предметы, документы и фотографии, повествующие о жизни адмиралов, похороненных здесь, о людях, возводивших и восстанавливающих собор.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.

Часы работы Херсонеса

В зависимости от времени года часы работы заповедника постоянно меняются. С января этого года установлен такой интервал: с 8:00 до 18:00 (последние посетители запускаются до 17:30). Время работы музея на территории аналогичное.

73% За

Легко ли доехать в Херсонес самостоятельно, не зная город и не ориентируясь в номерах маршрутов? Скажем прямо, не без усилий. Мы оценили качество севастопольского транспорта и доступность музея-заповедника из разных точек города по таким критериям: удобство транспорта, цена проезда, интервал движения, информативность. Результат получился такой:

  • Информативность 70 %
  • Интервал движения маршрутов 88 %
  • Доступная цена 93 %
  • Наличие свободных мест 54 %
  • Общий комфорт 62 %

Исторические данные

Владимирский кафедральный собор не только является памятником архитектуры, но и символизирует святое крещение Руси. Это доказали раскопки, которые производились в 30-е годы XIX века историками Н. Мурзакевичем и Ф Дюбуа де Монпере на месте современного храма. Согласно их исследованиям, именно в этом месте произошло принятие святого крещения князем Владимиром Красное Солнышко. Древний храм назывался в то время Храмом Рождества Божией Матери. Это произошло в 998 году, и с тех пор Русь считается православной.

Историческая справка: на церемонии открытия строительства присутствовала царская семья, а первый камень в фундамент храма был заложен императором Александром II. Им же был одобрен и сам проект на строительство.

Хотя основное строительство закончилось в 1876 году, но оформление и роспись продолжались до 1894 года. Освящен Владимирский собор был в 1891 году. Но исторические события не щадили символ русского православия.

  • В 1922 году из храма вывезли все, что представляло ценность, и передали во владение музею.
  • В 1924 году был закрыт и музей, здание стало ветшать, а имущество подверглось разграблению.
  • В 1942 году, в результате огня артиллерии, был поврежден купол.
  • В 1944 году, перед тем как уйти, немцы попытались взорвать исторический памятник. В результате пострадали стены собора и художественная роспись.

Восстановление святыни началось лишь в 1997 году, основные строительные работы продолжались 4 года. Внутренняя реставрация продолжалась еще 5 лет, после чего храм открыл свои двери для прихожан.

Владимирский собор в ХХ веке

С 1922 года собор стал подвергаться антирелигиозным гонениям. Сначала вынесли все ценные вещи и сняли колокола. А дальше за дело взялись грабители. Они проникали через крышу, и вынесли все, что еще оставалось. Через поврежденную крышу в храм стала заливаться вода, которая повредила внутреннюю роспись. В 1926-м здесь была проведена последняя служба, и храм стал музеем.

Еще больше ущерба нанесла собору Великая Отечественная. В этот период он был поврежден дважды. Сначала в купол храма попал артиллерийский крупнокалиберный снаряд, а затем немцы, отступая, взорвали и само здание. Таким полуразрушенным оно и оставалось до 1990-х годов, пока не было передано обратно верующим.

Предыстория

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством флотского чиновника К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял крещение именно в этой базилике.

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.

Владимирский собор (Усыпальница адмиралов). Как добраться

Найти Владимирский собор не составит труда. Он находится в центре Севастополя в окружении массы исторических и архитектурных достопримечательностей. Если вы приехали на железнодорожный вокзал, можно посоветовать оттуда маршруткой доехать до площади Суворова (там же памятник этому полководцу), откуда пройти метров двести в северном направлении по улице Ленина для того, чтобы, взглянув налево, увидеть Собор Святых Апостолов Петра и Павла. Продолжайте свой путь по улице Ленина до пересечения с улицей Марата, поворачивайте налево и через пару сотен метров вы увидите Владимирский собор на Центральном холме.

Вернувшись на улицу Ленина, пройдите в северном направлении ещё с полкилометра, пока не увидите храм Архистратига Михаила, который ныне является частью Музея истории Черноморского флота России. Заканчивается улица Ленина памятником адмиралу Нахимову, за которым раскинулся Приморский бульвар, невероятно насыщенный достопримечательностями:  Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, адмиралтейский якорь и другими памятниками и мемориалами.

По маршруту 5-й км — пр. генерала Острякова, центральный рынок, ул. Дм. Ульянова, ул. Ерошенко и до ворот музея-заповедника ходит автобус № 22.

Либо по этому же маршруту до ост. ул. Дм. Ульянова на автобусах № 2, 105. 

По маршруту бухта Камышовая, бухта Омега, проспект Октябрьской революции, ул. адм. Юмашева, Студгородок, ЦуМ до ост. ул. Репина (или ЦУМ) также можно добраться на автобусах.

Два Владимирских собора в Севастополе несколько похожи друг на друга, и не только названием, но каждый несёт свою историю, оба они возродились из руин, оба вынырнули из забвения. Без них сложно представить облик современного города-героя. 

olegman37

Владимирские соборы Севастополя в нашей фотогалерее

Архитектура, внешний вид

Как было сказано выше, проект здания принадлежал русскому архитектору, мастеру псевдорусского стиля Константину Андреевичу Тону. Белоснежное здание храма выстроено из камня, добываемого в местечке Инкерман, на окраине Севастополя. Высота сооружения – более 30 м.

С учетом установки храма на самом высоком городском холме, церковь возвышается над Севастополем. Колонны темного цвета, выполненные из диорита, ярко контрастируют с белым фасадом.

Владимирский собор (Севастополь) полностью соответствует русско-византийскому стилю, которому присуще:

  • «кряжистый» купол;
  • невысокий барабан;
  • окна с арочным завершением, разделенные полуколоннами;
  • угловые, полукруглые конхи;
  • украшение горизонтальными каменными поясами (рустовка).

Главным архитектором при строительстве храма был известный специалист Д.И. Гримм. Над росписью стен и изготовлением фресок работали известные российские и заграничные скульпторы и художники.

Давид Иванович внес некоторые изменения в проект: собор стал однокупольным, а также архитектор применил и нетипичные для данного стиля элементы – круглые окошки, размещенные по 4 штуки в ниши на барабане и конхах.

Возможно, окна-иллюминаторы должны были указать на наличие адмиральского склепа. Вход в храм выполнен в византийском стиле, с крыльцом-папертью. Над входом устроена небольшая звонница.

Во время реставрационных работ был укреплен фундамент, подремонтированы каменные стены, вычищены колонны, воссоздан декор стен и сводов, выполнены росписи, а также обновлены купольный крест и доски с именами. На колокольне установили новые колокола. Набор из 10 штук отлили в городе Тутаеве Ярославской области.

Художественное оформление собора в Херсонесе

Широчайшую заинтересованность и популярность большинства богомольцев заслужил иконостас, находящийся на нижнем ярусе собора. Служивший при дворе искусный мастер Тихонов смог досягнуть до феноменальной красоты посредством тоненькой ювелирной резьбы.

Расположенный на втором этаже иконостас ничуть не уступает тому, что на первом. Смоделирован из орехового дерева умельцем В. Корецким. Оконные арки подпирают 54 колонны из мрамора. Белые, как снег стены наряду с темным мрамором смотрятся очень величаво.

День ото дня храм покрывался искусностью и благолепием. В 1891 году свершился обряд освещения главного престола. В 1892 году – освещение нижней границы, которой придавал красоту новоявленный иконостас.

Главный собор был украшен иконостасом из мрамора, правую границу наряжал киот, с отделкой из позолоченного дерева (небывалой красоты). Киот скрашивали восемь образов, а перед ними в постаменте из мрамора помещены мощи Великого Владимира.

В 1891 году Симферопольский и Таврический архиепископ Мартиниан совершил освящение главного престола, а левый престол освятили в честь Андрея Первозванного. А алтарь всегда оказывал магнетическую силу на верующих своим чудодейственным ликом Корсунской Богоматери. Данная икона создана Лукой (евангелист, первый век н.э.) и поначалу содержалась в Эфесе. В 988 году принцесса Анна (византийская) доставила ее в город Корсунь, затем чудотворный лик отправили в Киев, а оттуда святителем Иоакимом Корсунянином переправили в Новгород.

В 1571 году царь Иван Грозный взял в бою этот город, и все иконы были транспортированы в Успенский собор в Москву. После чего, преодолев протяженный путь, икона очутилась в Херсонесе.

Как известно, в 1917 году произошла революция, вследствие которой все серебряные и золотые принадлежности храма были расхищены. А на самой территории собора сделали музей прямо на открытом воздухе. В 1925 году Владимирский Собор раз и навсегда закрыли.

В период Великой Отечественной войны в это святое место (а именно в сам купол Владимирского храма) попала бомба. А от взрыва мины, заложенной немецкими захватчиками вся обстановка внутри собора была разгромлена. Долгие годы обломки чудного святейшего места пребывали в развалинах и заинтересовывали исключительно курортников.

Реконструкцию Свято-Владимирского храма начали производить к концу 90-х годов 20 века. Высокопреосвященный Владыка Лазарь, архиерей в силу своей усердной старательности и напористых прошений смог «выхлопотать» воскресения Владимирского собора на правительственном уровне.

В 1998 году тогдашний украинский президент Л. Кучма вместе со своей женой взяли реконструкцию собора под свое покровительство. В 2002 году Свято-Владимирский собор был полностью восстановлен.

Убранство храма Святого Владимира в Херсонесе

Собор был выполнен в неовизантийском архитектурном стиле. На его звоннице установили большой медный колокол, деньги на который дал сам император. Нижнюю часть храма сделали из серого известняка. На фасадах имелись окна в форме крестов, здание украшали мраморные колонны.

Внутреннее убранство собора было роскошным. Окна украшали цветные стекла, пол был выложен мозаикой, многие элементы изготавливались из каррарского мрамора. Внутри храма роспись велась многими известными художниками того времени. Среди них был и А. И. Корзухин, написавший для собора «Тайную вечерю», ставшую его визитной карточкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector