Узбеки

Общая численность населения Узбекистана в 2018 году

По состоянию на декабрь 2018 года численность населения республики Узбекистан насчитывает 31,3 миллиона жителей. В начале года цифра была меньше – 30,8 миллиона граждан. Получается, что за год количество населения страны увеличилось на полмиллиона человек.

Рассредоточение по территории страны неравномерно: в одной части Узбекистана проживают около трети жителей, тогда как в другом районе располагаются пустынные земли.

Средняя продолжительность жизни граждан – 65 лет, но эта цифра постоянно увеличивается.

Около 48% жителей Узбекистана – горожане. Остальные 52% проживают в сельской местности. Поэтому нельзя назвать Узбекистан урбанистическим государством.

Прирост населения в 1952-2018 годах

В 1952 году численность населения узбекской республики составляла 6,5 миллиона граждан. В Узбекистане наблюдается ежегодный равномерный прирост. Коэффициент прироста составляет 0,93%.

В 1950-х годах узбекская республика пережила демографический взрыв – в результате этого численность граждан увеличилась в 3 раза!

Преобладание рождаемости над смертностью в Узбекистане велико, разница находится в пределах 9–11 человек на 1000.

Приросту населения Узбекистана способствуют следующие факторы:

  • социальная политика, проводимая государством;
  • демографические особенности страны;
  • исторические факторы.

Реальное отношение женщин

Если часть узбекских мужчин считает многоженство (пусть даже неофициальное) нормальной практикой, то как же к такому явлению относятся женщины?

К желанию завести вторую жену, помимо официальной, узбечки относятся в основном негативно. Однако при этом они прекрасно понимают, что подобные стремления — ничто иное, как попытка показать остальным мужчинам то, какой он молодец: и богатый, и сильный, и может позволить себе все, вплоть до того, что даже содержать нескольких женщин.

Ко вторым женам узбечки относятся не иначе, как в любовницам, прекрасно понимая собственный статус и ее положение. О приемлемости двоеженства почти никто не хочет даже слышать. Тех девушек, которые соглашаются на статус второй жены, они называют блудными и испорченными, поскольку они всегда посягают на самое святое, что есть у любого человека, — семью.

Подавляющее большинство узбечек признаются, что предложение мужа завести вторую жену они бы восприняли не иначе, как оскорбление в свой адрес.

Единство общины

Сплочённость и взаимопомощь, без сомнения, являются прекрасными качествами народа, однако у узбеков такая взаимная поддержка имеет законодательную базу, являясь не просто старинным обычаем.

В любой общине выбирают старейшин, что помогают своим соплеменникам при решении проблем и важных вопросов. Так, к примеру, малообеспеченной семье оказывается поддержка при поступлении детей в ВУЗ, а супругам, что собираются подать на развод, предоставляется время для размышлений.

Если же один из членов общины решил построить дом, соседи с радостью помогают ему в этом деле. По окончанию работ хозяин готовит угощение для своих помощников. Законные представители общины нередко оказывают поддержку при сборе и получении документов.

Возможно, именно такая взаимная поддержка и то самое “чувство локтя” помогают узбекам сохранять вечный оптимизм. Согласно опросам и исследованиям, Узбекистан является самой счастливой страной СНГ.

На площади Регистан

Узбеки с гордостью рассказывают о своих предках, истории становлении государства. Этот народ отличается добродушием и дружелюбным нравом, которые помогают им в преодолении жизненных трудностей.

Богатое прошлое узбекского этноса открывает нам, что даже после веков взлётов и падений, власти могущественных империй иноземных народностей можно сохранить уникальность собственных обычаев и культуры. Уже много столетий узбеки бережно хранят ценное наследие, что получили от предков.

Свадьбы не будет?

в русской культуре принято просить руки дочери у ее отца. Но в 99% случаев это дань традиции, и если молодые люди решили пожениться, то семья не запретит им это сделать. В узбекских семьях все наоборот – если узбек решит жениться на русской, он должен просить одобрения у своей семьи. Мнение отца будущей невесты мало кого интересует.

В Узбекистане сильны традиции. Решающим словом на семейном совете обладает старший из мужчин, как правило это дед жениха. Старые люди не одобряют браков с представителями другой национальности или веры. В них еще жив снобизм ушедших эпох.

Если у русской девушки завязываются отношения с узбеков, не факт, что они закончатся браком. Его семья может запретить жениться по любой причине. Хотя некоторые поступают наперекор мнению и запретам родственников. Но в таком случае можно забыть о нормальном отношении с родней со стороны мужа или об общении с ними вообще.

Они всегда следят за собой

Узбеки очень ценят русских девушек за их красоту. Девушки из России серьезно относятся к собственному телу. Разумеется, им повезло с генами, однако они тратят много денег и времени на различные косметические средства. Стараются максимально продлить собственную молодость. Они не выйдут из дома, пока себя не приведут в полный порядок.

Русские девушки учатся за собой следить с раннего возраста, хотя их красота вполне естественна. Они могут даже не краситься, но все равно делают это, чтобы себя чувствовать более увереннее. Российские девушки вполне оправданно гордятся своей красивой и притягательной внешностью.

  • У многих русских женщин красивая фигура: в форме песочных часов либо грушевидная.
  • Они следят за собой: регулярно делают упражнения или занимаются спортом, чтобы поддерживать хорошую форму.
  • Кроме того, они в основном пренебрегают фастфудом.

Женщины Узбекистана же не так активно используют косметические средства. Они их вообще не особо жалуют. Поэтому часто можно встретить узбечек двадцати пяти лет, которые выглядят на все сорок. Ведь в Узбекистане сухой и жаркий климат, который очень сушит кожу, поэтому за ней надо обязательно следить.

У местных женщин из-за не самого хорошего качества водопроводной воды к двадцати годам начинают портится зубы, которые впоследствии меняют на золотые коронки. Русские девушки стараются не доводить свои зубы до такого состояния.

Языковые группы

Узбекский язык принадлежит к тюркской группе языков. Также входит в состав карлукских языковых групп, которым предшествовал древнетюркский язык. Письменность основана на руническом алфавите. С приходом ислама в страну, в IX появился и арабский алфавит. Ближе к нашему времени вводился латинский алфавит, а после и кириллица. В 1992 году официально закрепили латиницу.

В наше время насчитывается много форм местного диалекта, притом сложных форм:

  • ферганский;
  • ташкентский;
  • туркестано-чимкетский;
  • каршинский;
  • самаркандско-бухарский;
  • хорезма;
  • дари.

Не редко встречается и двуязычие.

Происхождение и расселение узбеков

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства крымское и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с монгольским, получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с таджиками, сартами и киргизами и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением туркменов и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

Одежда

Тип одежды узбеков по существу не отличается от одежды равнинных таджиков. Этот тип в основном один и тот же у всего оседлого населения Средней Азии. Различия касаются главным образом лишь верхней одежды — халата, и то они выражаются преимущественно в расцветке: в Бухаре и Самарканде мужские халаты бывают из яркой и пестрой ткани, в Ташкенте — зеленые, в Фергане — черные или зеленые, иногда в крупную полоску, хорезмские — красных тонов в мелкую полоску. Различались халаты прежде и по классовой принадлежности владельца: у богатых халаты были из дорогой материи, расшиты золотом, серебром; кроме того, богатые узбеки надевали по нескольку халатов зараз; например, чиновники надевали жалованные от ханов халаты один поверх другого, просто для парада, и нередко можно было видеть какого-нибудь чиновника бухарского эмира, который, несмотря на жару, одет в несколько халатов один поверх другого, иногда до 12 штук.

Женская одежда у узбеков тоже сходна с таджикской. Обычай носить паранджу известен и им.

Сейчас типичная национальная одежда узбечек — яркое платье из хлопчатобумажной или шелковой ткани, на кокетке и с отложным воротником, короткая безрукавка или камзол. На голове — бархатная, вышитая бисером тюбетейка или платок.

Официальные данные по областям

Если бы в официальной статистике Узбекистана было принято учитывать численность населения Ташкентской области вместе с ташкентцами, это был бы самый населенный регион республики: общее население этих двух административных единиц составляет более 5,5 млн человек. Но поскольку это разные административно-территориальные единицы, тройка лидеров – это Самаркандская, Ферганская и Кашкадарьинская область.

Регион Население, тыс. чел.
Самаркандская область 3 878
Ферганская область 3 752
Кашкадарьинская область 3 282,1
Андижанская область 3 127,6
Ташкентская область 2 941,4
Намаганская область 2 810,9
Сурхандарьинская область 2 629,3
город Ташкент 2 571,7
Бухарская область 1 924,2
Республика Каракалпакстан 1 898,3
Хорезмская область 1 866,7
Джизакская область 1 382,1
Навоийская область 997,1
Сырдарьинская область 846,4

Сыдрадьинская область – одна из самых маленьких в стране, ее площадь составляет всего 5,1 тыс км. Поэтому неудивительно, что по показателю населения она тоже находится на последнем месте. А вот Навоийская область по площади занимает второе место в республике: 110,8 тыс. км. Она уступает только Республике Каракалпакстан, которую советским людям привычнее называть Каракалпакией (165,6 км). Но значительная часть территории региона занята малонаселенными территориями – пустыней Кызылкум и Нуратинским хребтом.

6.

Они бросают камешки в праздничное угощение
Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз

Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.
Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Национальный узбекский костюм

Основным элементом как мужского, так и женского гардероба в Узбекистане принято считать халат. Он может быть теплым или легким, простым или праздничным, но всегда он расшит особым узором, имеющим символическое значение: одни узоры служат оберегом хозяина, другие — говорят о его статусе. Другим обязательным предметом одежды является головной убор — это традиционная тюбетейка, также богато украшенная, или же чалма (тюрбан), женщины также покрывают головы платком либо носят паранджу. Также девушки-узбечки носят просторные платья и шаровары (кстати, таджикский национальный женский костюм тоже сочетает в себе платье и штаны). Мужские же брюки называются иштон — они просторные, суженные книзу. Под халат надевается мужская узбекская рубашка — куйлак. Незаменимым для мужчины будет и кийикча, то есть подобие нашего пояса, которым подпоясывается халат. Обувь, что в Узбекистане, что в Таджикистане делают из тонкой кожи, в таких сапогах не жарко летом и не холодно зимой.

Перспективы развития

После смерти президента Каримова Узбекистан ждут досрочные выборы. Уход лидера был неожиданным, в то время как в стране многое зависело от его единоличных решений. Поэтому чёткой стратегии на будущее пока не выработано. Политика страны будет определяться тем, какие решения примет новый глава страны и насколько жёстко он будет проводить их в жизнь. Пока он не избран, есть определённый риск нестабильности. Но большинство аналитиков сходится во мнении, что устоявшуюся систему будет сложно пошатнуть, т. к. оппозиция имеет минимальные шансы оказаться у власти.

В технологическом плане ставка делается на источники возобновляемой энергии. Узбекистан имеет серьёзные намерения занять лидерские позиции в регионе.

Уровень жизни в Узбекистане

Информация об экономике Узбекистана сильно отличается по данным его властей и по внешним оценкам. Президент заявляет, что темпы роста экономики составили 7,8% в 2016 году, это немногим меньше предыдущего года. Но обычные жители страны сетуют, что они прироста не чувствуют. Об этом же говорит позиция Узбекистана в мировом рейтинге стран по уровню благосостояния (по версии The Legatum Prosperity Index). За 2014–2015 годы динамики нет, Узбекистан прочно занимает 57-е место среди 142 стран, а в 2016 году государство данные не предоставило. Этот рейтинг представляет собой средний индекс, который оценивается по восьми категориям, и отдельные данные могут сильно отличаться. По экономическим показателям рейтинг Узбекистана даже снизился на 5 пунктов. Самые слабые рейтинги у страны по государственному управлению (117-е место) и по предпринимательству и возможностям (93-я позиция). Но это компенсируется уровнем человеческого потенциала.

Похожая ситуация с иностранными инвестициями. Власти говорят о ежегодном росте, однако этот рост обеспечивается правительственными договорами с Россией и другими странами, которые вкладывают деньги в энергетический и добывающий сектора. Частные же инвесторы говорят о закрытом рынке и непрозрачных правилах.

Власти страны целенаправленно работают над тем, чтобы социальное расслоение было минимальным. Это даёт стабильность и предотвращает недовольство населения, а с ним и социальные взрывы. После провозглашения независимости Узбекистан пошёл по пути повышения налогов для бизнеса и состоятельных людей. Следствие такого выбора — уход части экономики в теневой сектор. Поэтому руководство решило изменить фискальную политику. С 1990 годов ставки подоходного налога значительно снизились, хотя налоговая система Узбекистана для частных лиц и предприятий остаётся прогрессивной. Понижение подоходных ставок компенсируется другими платежами, например, повышением акцизов, налога на имущество и других взносов. Особенно велики сборы за импорт. Из-за прогрессивного налога и часто меняющихся ставок большая часть экономики до сих пор находится в тени.

Во время опроса 2016 года более 90% жителей Узбекистана сказали, что довольны своим уровнем жизни. Получается, что узбекистанцы самые счастливые люди на просторах СНГ. Хотя похожие ответы характерны для всех государств с авторитарным правлением. Связано это с экономическими реалиями или с особенностями менталитета? Скорее второе, потому что уровень жизни в Узбекистане нельзя назвать высоким.

Узбекский быт вряд ли можно назвать богатым, но большинство граждан довольно своим уровнем жизни

Зарплаты и цены

Размеры заработной платы, пенсий и пособий пересматриваются в Узбекистане ежегодно. С октября 2016 установлены минимальные:

  • зарплата — 149775 сум в месяц;
  • пенсия для имеющих трудовой стаж — 292940;
  • пенсия для лиц без стажа — 179 755;
  • пособие по инвалидности — 292730.

В последний раз ставки повысили на 15%. Пропорционально подросли не только минимальные выплаты, но и оклады госслужащих. Хозрасчётным предприятиям также было дано распоряжение изыскать средства на повышение зарплат. Вместе с доходами подскочили цены на товары повседневного спроса. И так происходит каждый год.

Реальные выплаты, конечно же, больше минимальных. По официальным данным, средняя зарплата в городах колеблется в районе 200 долларов США. При этом сложно оценить оборот теневых средств, а он может быть немалым. Чиновники получают дополнительный доход в виде взяток, а бизнес — по неучтённым сделкам. Большая часть зарплат выплачивается неофициально. Значительные средства узбекистанцы получают переводами от трудовых мигрантов из-за границы. Например, в первой половине 2016 года из России таким образом поступило 952 миллиона долларов США. Но в связи с кризисом этот источник уменьшается.

В сравнении с российскими, цены в Узбекистане ниже практически на всё.

8.

Они еще недавно были многоженцами
Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Узбекистан в средние века

В VI веке гунны разгромлены Тюркским каганатом (чистой победой), а в Северной Фергане обосновалась династия тюркских правителей. Но, как и прежде этногенез по большей степени развивается самостоятельно, занимаясь металлургией и сельским хозяйством. Товары производимые местными узбекскими ремесленниками получили широкое распространение, так как пользовались популярностью во многих странах. Тюркское государство не просуществовало долго, а вместо него появились Западный и Восточный каганаты.

Хотя вторжение арабов в истории Узбекистана сопровождалось рядом восстаний в завоеванных ими регионах, но все же Узбекистан вошел в состав Арабского халифата принесшего религию – ислам, что не лучшим образом отразилось на культурном наследии и на первом этапе уничтожались многие памятники архитектуры, искусства, а статус арабского языка вводится как государственный

Но впоследствии власти уделяют большое внимание экономическому развитию этого региона, впервые здесь образовалось бумажное производство

В начале XI века Хорезм был разгромлен и разграблен жестким правителем Афганистана Махмудом Газневи (родился в 921 г.). Но это практически не отразилось на территории современного Узбекистана, вошедшего в состав государства сельджуков, здесь процветала торговля, ремесленничество, сельское хозяйство.

В начале XIII века на территорию современного Узбекистана приходят монгольские захватчики, принеся в историю узбекского народа упадок и разорение, продлившееся до второй половины XIV века.

Экономический подъем нации возродился с приходом к власти Тамерлана, сделавшего Самарканд столицей огромной империи. По личному указанию Тимура в окрестные земли переселялись лучшие мастера практически всех сфер деятельности, превратив узбекскую столицу империи не только в главный город, но и в промышленный и культурный центр новообразованного государства.

Климат и экология

Большая часть страны находится в засушливых районах. Пустыни и степи мало пригодны для жизни, а в горах затруднено транспортное сообщение. Самые благоприятные условия для жизни в долинах рек, где люди селились издавна, а сейчас построены крупные города.

В Узбекистане солнечно и сухо, осадков выпадает мало. Как и во всех южных континентальных регионах, здесь велики перепады температур между днём и ночью, летом и зимой. В зимние месяцы воздух остывает до 0° на юге и до -8° на севере. А в июле-августе люди страдают от жары.

Экологические проблемы Узбекистана:

  • нехватка пресной воды;
  • загрязнение воздуха, подземных вод и земли отходами производства и деятельности человека;
  • истощение почвы при земледелии.

Район экологической катастрофы — Аральское море, которое находится на границе Узбекистана и Казахстана. Сброс в русла рек отходов и химикатов привёл к тому, что уровень воды в море критически снижается, а вредные вещества в виде пыли разносятся ветром на многие километры. Экологи из разных стран работают над тем, чтобы остановить этот процесс. Но последствия того, что уже произошло, к сожалению, необратимы.

Сокращение акватории Аральского моря с 1977 по 2014

Права женщин

У государства другое мнение на этот счет. Узбекистан – светская страна, и закон здесь охраняет права женщин, порой вопреки мнению общества. Это касается как насилия в семье, так и многоженства, которое для отдельных слоев общества до сих пор приемлемо. Преследуются попытки выдать замуж 13-14-летних девочек, выходить замуж можно не раньше 17 лет. Для юношей возраст вступления в брак выше, жениться можно с 18.

Чтобы противодействовать многоженству, запрещено проводить никох – исламское венчание – для мужчин, у которых уже есть жена. В случае проведения такого обряда и имам, и мужчина несут уголовную ответственность. Было несколько случаев, когда реальные сроки получали высокопоставленные чиновники.

Женщины в Узбекистане имеют равное с мужчинами право на образование (невесты с дипломами медика и педагога), на трудоустройство. Не редкость и работающие женщины, но в традиционных семьях жене чаще принадлежит роль домохозяйки. И если это – выбор самой женщины, то почему бы нет?

Приветствия, чай и решение проблем всем миром

В Узбекистане много и других, непонятных европейским туристам традиций. К примеру, знаменитое узбекское чаепитие, на котором гостю никогда не подадут чашку, наполненную до краев. Ведь если чай налили доверху — значит, хотят, чтобы человек выпил его и ушел, значит, ему не рады. А чай принято пить неторопливо, беседовать, доливать и заедать сладостями. И еще в знак уважения узбеки прикладывают руку к сердцу, наполняя пиалы.

Узбеки радостно и долго приветствуют друг друга, даже если вовсе не являются друзьями. При этом принято рассказать обо всех своих делах — о родственниках, о делах на работе, о здоровье и достатке. Встретившиеся на улице женщины могут болтать часами.

А еще в Узбекистане решают проблемы сообща — есть специальные общины, где выбирают уважаемых людей в качестве советчиков. В такую общину может объединиться один квартал в селении. Совет называется махалла и решает вопросы вплоть до выдачи виз и благоустройства улиц.

Вот такие они, жители Узбекистана, не всегда понятные, но гостеприимные. Поэтому побывать в Узбекистане — это незабываемое удовольствие.

Особенности национального менталитета

Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.

Решают проблемы всем миром

Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решение. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.

Еще недавно были многоженцами

Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.

Женятся по воле родителей

проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.

Платят калым за невесту

Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.

Узбеки и таджики

Этот процесс этногенеза, как он происходил с XVI в. и вплоть до наших дней, проявлялся в двух основных формах: во-первых, в постепенном сближении и ассимиляции пришельцев—«узбеков» с аборигенами—«таджиками»; во-вторых, в нивелировке и консолидации самого «узбекского» элемента, в преодолении его первоначальной племенной раздробленности.

Сближение и ассимиляция «узбекского» этнического типа с «таджикским» имеет в свою очередь две стороны: языковую и культурную. При этом, что чрезвычайно интересно, в языковом отношении побеждал узбекский тип, а в культурном — таджикский.

Узбекский язык до сих пор гораздо чаще одерживал победы над таджикским, чем наоборот. И в городах, и в кишлаках Средней Азии многие таджики переходили постепенно на узбекский язык. Ведь и «сарты», о которых говорилось выше, были в основном узбекизированными таджиками. Нередко до революции можно было слышать от дехкан и горожан: «Мы таджики, но наши дети будут уже узбеками».

В процессе этой языковой ассимиляции складывалось одно весьма характерное явление: двуязычие, которое особенно резко выражено в некоторых городах Средней Азии (Самарканд, Бухара). Очень многие жители их одинаково хорошо говорят на таджикском и узбекском языках.

Если, таким образом, говорить о процессе языковой ассимиляции, то переход происходил до сих пор в основном от таджикского (иранского) языка к узбекскому (тюркскому). Но процесс этот, конечно, не мог привести, а тем более не приводит сейчас, к исчезновению таджикского языка: напротив, последний получил сейчас не меньшие возможности свободного развития, чем другие языки, особенно на территории, отошедшей к Таджикистану. Однако в отношении культуры дело обстоит иначе: ассимиляция здесь зашла гораздо дальше, и единый культурный тип установился еще до революции. И в нем преобладают оседло-земледельческие аборигенные элементы, которые поглотили и ассимилировали кочевническую стихию, пришедшую из степи. Элементы этой степной кочевой культуры сохраняются лишь в виде слабых, постепенно исчезающих пережитков.

Итак, в-целом современный узбекский народ отнюдь не является потомком кочевников «узбеков», завоевавших в начале XVI в. под предводительством Шейбани-хана Среднюю Азию. Напротив, в большинстве — это потомки древнего аборигенного населения, прошедшего сложный многовековой процесс этногенеза, впитавшего в себя разнообразные культурные и языковые группы, тюрко- и ираноязычные. Собственно «узбеки», давшие свое имя народу, составили лишь поздний и сравнительно небольшой этнический слой этого народа. Недаром среди узбекского населения решительно преобладает чисто местный европеоидный антропологический тип, тот же, что и у таджиков.

Процесс формирования узбекской нации через слияние отдельных племенных и областных групп до революции тормозился феодальной политической раздробленностью и экономической отсталостью страны. «Узбеками» называло себя в массе лишь население Хивы, среди ферганских, самаркандских; бухарских узбеков этот термин был распространен мало. Лишь Октябрьская социалистическая революция покончила с отсталостью и раздробленностью. После национального размежевания 1924—1925 гг. термин «узбек» распространился на все основное тюркоязычное население Хивы, Бухары, Ташкента и других городов и кишлаков. Так завершился в советскую эпоху вековой процесс узбекского этногенеза, так произошла на наших глазах консолидация узбекской нации.

Сейчас узбеки расселены в основном в пределах Узбекской ССР несколькими основными массивами: на Нижней Аму-Дарье (Хорезмская обл. — хивинские узбеки), на нижнем и среднем Зеравшане (Бухарская, Самаркандская обл.), на Кашка-Дарье, на верхней Сыр-Дарье (Ферганская, Андижанская, Наманганская обл. — ферганские узбеки). Часть узбеков живет в Таджикской ССР, особенно в юго-западных ее районах. Около 1 миллиона узбеков живет за рубежом — в северных районах Афганистана и в Синьцзянском Уйгурском автономном районе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector