Факторы размещения машиностроения. тяжелое машиностроение: факторы размещения
Содержание:
- Примеры современных производств
- Химическая промышленность
- Количество и квалификация рабочих
- Факторы размещения машиностроения в России
- решение вопроса
- Количество и квалификация рабочих
- Инвестиционная привлекательность машиностроения России
- Отрасли машиностроения
- Количество и квалификация рабочих
- Основные факторы размещения
- Транспортное машиностроение
- Ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения
- Особенности для разных видов
- Какова специфика развития машиностроения в России?
- Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?
- Природные ресурсы и сырьё
- Факторы размещения машиностроения
- Металлоемкое машиностроение — определение? Отрасли трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Примеры современных производств
Рассмотрим примеры современных промышленных комплексов и отдельных производств.
Компания «Силовые машины» находится в Санкт-Петербурге, ее заводы располагаются в СПб, Калуге, Великих Луках, Таганроге. Специализируется на разработке и выпуске оборудования для электростанций всех типов, передачи электроэнергии и ее распределения.
Рис. 2. Турбины компании «Силовые машины», Санкт-Петербург.
Компания GBL Robotics выпускает сервисные роботы, ARKODIM в Казани и новосибирский «АвангардПЛАСТ» – промышленные роботы-манипуляторы, в НИИ противопожарной обороны МЧС создали робота для работы в аварийных шахтах.
Рис. 3. Робот для работы в аварийных шахтах.
Химическая промышленность
Раздел ЕГЭ: 4.2. Ведущие страны — экспортеры основных видов промышленной продукции.
Факторы размещения производства.
Химическая промышленность — комплекс отраслей тяжёлой промышленности, объединяющий предприятия по выпуску химической продукции.
В структуре химической промышленности можно выделить следующие подотрасли:
- горно-химическая промышленность — занимается добычей, обогащением и первичной обработкой горно-химического сырья;
- основная химия — занимается производством минеральных удобрений, кислот и солей;
- химия органического синтеза — занимается производством пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, красителей;
- тонкая химия — занимается производством бытовой химии, парфюмерно-косметических продуктов, лекарств.
Факторы размещения химической промышленности:
- сырьевой
- энергетический
- водный;
- трудовые ресурсы
- потребительский
- транспортный.
В мировой химической промышленности сложились четыре главных центра:
- Зарубежная Европа {Германия — доминирует, Италия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия). Даёт около 23—24 % мирового производства и экспорта химической продукции.
- Северная Америка (лидер — США). Даёт около 20 % мировой химической продукции и 15 % её мирового экспорта.
- Восточная Азия (Япония, Китай, Республика Корея).
- СНГ (выделяется Россия). Даёт 3—4 % мировой химической продукции.
Отдельно стоит упомянуть ещё один регион — страны Персидского залива, где быстро растёт химическое производство. Сырьём для него здесь являются огромные ресурсы попутного (от нефтедобычи) газа. Нефтедобывающие страны района — Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Бахрейн — дают около 5-7 % мировой химической продукции.
Горно-химическая промышленность
Главный фактор размещения подотрасли — сырьевой. Сырьём для химической промышленности служат:
- все виды топливных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь и др.);
- минеральное сырьё (калийная и каменная соль, фосфориты, сера и др.);
- различные виды отходов производства чёрных и цветных металлов, лесопиления и деревообработки.
Значительная часть сырьевой базы горно-химической промышленности сконцентрирована в Китае.
Страны — лидеры по добыче серы:
- 1) Китай;
- 2) США;
- 3) Россия;
- 4) Канада;
- 5) Саудовская Аравия.
Страны — лидеры по добыче калийной соли:
- 1) Канада;
- 2) Россия;
- 3) Беларусь.
Страны — лидеры по добыче каменной соли:
- 1) Китай;
- 2) США;
- 3) Индия.
Страны — лидеры по добыче фосфоритов:
- 1) Китай;
- 2) США;
- 3) Марокко.
Основная химия
Калийные удобрения (15 %). Лидеры: Канада (28 %); Россия (19 %); Беларусь (16 %).
Азотные удобрения (60 %). Лидеры: Китай (41 %); Индия (10 %); США (7 %).
Фосфорные удобрения (25 %). Лидеры: Китай (38 %); США (25 %); Индия (8 %).
Серная кислота (сырьё — сера). Лидеры: Китай; США; Россия; Канада; Германия.
Химия органического синтеза
Пластмассы и синтетические смолы. Лидеры: Китай (25 %); США (12 %); Германия (5 %).
Химические волокна. Лидеры: Китай (69 %); Индия (7 %); США (3,6 %).
Синтетический каучук. Лидеры: Китай; США; Япония; Россия; Германия.
Тонкая химия
Ведущие производители фармацевтической продукции в мире: США, Германия и Япония. Выделяют четыре центра мировой фармацевтики:
- США — производят около 30 % медикаментов в мире, но из-за большого внутреннего рынка на экспорт отправляется лишь 30 % продукции.
- Западная Европа — 25—33 %. Лидирующие страны: Германия, Швейцария, Бельгия.
- Азиатский центр — представлен Японией, характеризующейся самым большим потреблением медикаментов на душу населения, и Китаем, где фармацевтика растёт рекордно быстрыми темпами.
- Восточноевропейский центр — около 10 %. Представлен Венгрией, Польшей и Словакией.
Крупнейшими производителями парфюмерной продукции в мире являются: страны Зарубежной Европы (Франция, Германия), США, Япония и Россия.
В смотрели конспект урока по географии «Химическая промышленность». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии
Количество и квалификация рабочих
На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.
Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.
Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:
- численность и плотность населения;
- традиции региона;
- средние показатели здоровья;
- профессиональная пригодность;
- уровень образования;
- показатели безработицы и занятости;
- здоровье людей;
- общая профессиональная пригодность кадров;
- демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.
Факторы размещения машиностроения в России
Главная > Шпаргалки по географии > География России > Факторы размещения машиностроения в России
НаукоемкостьБольшинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку.
Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.
) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.
Трудоемкость
Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше.
Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.
Специализация и кооперирование
Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий. Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий.
Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей.
Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны.
Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса. Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).
Транспортный фактор
Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях
Металлоемкость
Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).
Ориентация на потребителя
К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др.
Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.
Военно-стратегический фактор
Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию
При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен
решение вопроса
Группа отраслей МСК |
Название отраслей |
Крупные промышленные центры |
Причины размещения |
1. трудоемкое и наукоемкое машиностроение |
Приборостроение, электротехническое, автомобилестроение, авиастроение, атомное. |
Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, район Подмосковья: Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев, Казань, Самара. |
Наличие высококвалифицированных кадров, трудовых ресурсов, наличие учебных заведений. |
2. металлоемкое |
Горно-шахтное, металлургическое, станкостроение, энергетическое, сельскохозяйственное, судостроение, железнодорожное. |
На Урале: Екатеринбург, Челябинск, Новокузнецк, |
Вблизи металлургических баз. |
Вывод: производства машиностроения имеют широкий спектр выпускаемой продукции и зависят от разных факторов размещения.
ответил 05 Ноя, 18 от симка
Количество и квалификация рабочих
На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.
Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.
Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:
- численность и плотность населения;
- традиции региона;
- средние показатели здоровья;
- профессиональная пригодность;
- уровень образования;
- показатели безработицы и занятости;
- здоровье людей;
- общая профессиональная пригодность кадров;
- демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.
Инвестиционная привлекательность машиностроения России
Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.
На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.
Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.
Отрасли машиностроения
Машиностроение отличается большим отраслевым разнообразием. Для большего удобства принято выделять несколько основных его видов
:
- Тяжелое машиностроение – занимается производством оборудования для металлургической и горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортных механизмов, энергетических блоков.
- Общее машиностроение – включает в себя все виды транспортного машиностроения, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме пищевой и легкой).
- Среднее машиностроение – занимается производством технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. К этой отрасли принадлежит инструментальная промышленность, станкостроение.
- Точное машиностроение – выпускает самую разнообразную продукцию электронной, радиотехнической, электротехнической промышленности.
- Производство металлических заготовок и изделий (фурнитура, столовые приборы, скобяные и замочные изделия, проволока, крепеж, гвозди).
Рис. 2. Сельскохозяйственная продукция.
Количество и квалификация рабочих
На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.
Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.
Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:
- численность и плотность населения;
- традиции региона;
- средние показатели здоровья;
- профессиональная пригодность;
- уровень образования;
- показатели безработицы и занятости;
- здоровье людей;
- общая профессиональная пригодность кадров;
- демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.
Основные факторы размещения
В машиностроении имеется свыше 70 отраслей, одной из которых является энерготехническое производство. Факторы размещения энергетического машиностроения зависят от технологий процессов. Основными можно назвать следующие параметры:
Трудоемкость, так как требуется большой объем труда. Из-за этого множество отраслей располагается в районах с высокой концентрацией населения. Значительные затраты требуются ряду производств, в том числе станкостроению и приборостроению.
В современном мире большое значение придается науке. Потому наукоемкость больше присуща городам, где имеется большое количество промышленных заводов, конструкторских бюро и исследовательских институтов.
Тяжелое машиностроение требует значительного объема металла, поэтому сырьевой фактор играет важную роль при размещении предприятия.
Фактор энергетического машиностроения в виде потребления влияет на спрос и предложение
Например, лесные трактора создают в Карелии из-за сложностей при транспортировке.
Транспортные затраты также важно учесть, поскольку оборудование поставляется на дальние расстояния. Потому крупные заводы стараются разместить ближе к крупным автомагистралям.
Транспортное машиностроение
Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:
- локомотивы;
- грузовые и пассажирские вагоны;
- электропоезда, вагоны метро;
- трамваи и рельсовые автобусы.
Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.
Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.
Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.
Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.
Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:
- здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
- АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.
В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.
Ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения
ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности
размещения. Страны, выделяющиеся по уровню
развития машиностроения
Почему машиностроение является ведущей отраслью современной промышленности?
Машиностроение – одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль машиностроение возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Оно имеет огромное значение в хозяйстве.
Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы бытового и культурного назначения (часы, весы, холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику).
В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности 1-е место как по числу занятых (более 80 млн человек), так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.
Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей.
Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемко приборостроение.
Какие основные отрасли машиностроения выделяют?
Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения: – станкостроение; – приборостроение; – электротехническая и электронная промышленность; – вычислительная техника; – железнодорожное машиностроение; – автомобилестроение; – судостроение; – авиационная и ракетная промышленность; – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д.
Какие факторы влияют на размещение предприятий машиностроения?
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.
Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоемких) отраслей – и сырьевой.
В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т. д.
Какие машиностроительные регионы мира выделены?
Крупнейшие корпорации: – автомобильные (США): «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Крайслер»; – вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»; – электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т. д.
2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ) производит, главным образом, массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях. Крупнейшие корпорации: – автомобильная (ФРГ): «Даймлер-Бенц»; «Фольксвагенверк»; – электроника: ФРГ – «Сименс», Нидерланды – «Филипс» и т. д.
3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония. Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии – центров науки. Крупные корпорации: – автомобили (Япония): «Тойота Мотор», «Нисан Мотор»; – электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т. д.
Развивающиеся страны производят не менее 1/10 мировой машиностроительной продукции.
В большинстве этих государств существует не машиностроение, а, правильнее назвать, металлообработка, кроме этого, немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии. Но в последнее время в некоторых из них – Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике – машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.
Особенности для разных видов
Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного
Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:
Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию
В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать
Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.
Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.
Какова специфика развития машиностроения в России?
Производство оборудования для чёрной металлургии и горнодобывающей промышленности с самого начала сосредотачивалось на Урале, в меньшей степени — в Сибири. Крупнейшим заводом до 1990-х гг. являлся «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускавший прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и т. д. Сейчас он разделён на несколько предприятий и выпускает продукцию в гораздо меньших объёмах и менее разнообразную.
Велика роль энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге. Большая часть электроэнергии в России производится с помощью турбин и генераторов, изготовленных на его заводах. На Ижорском заводе производят оборудование для атомных электростанций.
Судостроение со времён Петра I также концентрируется в Санкт-Петербурге. там работает несколько судостроительных заводов, выпускающих в основном военные суда. Атомные подводные лодки выпускают в Северодвинске (Архангельской области). Центром речного судостроения остаётся Нижний Новгород.
Менее металлоёмкие отрасли машиностроения размещаются более свободно. Например, локомотивостроение исторически следовало за железнодорожной сетью страны. Производство тепловозов возникло в Центральном районе, а электровозов — в Новочеркасске.
Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х тт. в районах производства зерна. Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде. Позже возникли и другие центры тракторостроения: Липецк, Владимир, Петрозаводск (тракторы для лесозаготовок), Чебоксары (тракторы для горнодобывающей промышленности и строительства). Продолжается выпуск тракторов на Кировском заводе в Санкт-Петербурге.
Сельскохозяйственное машиностроение — пример тяготения к местам потребления продукции. Крупнейшим в мире заводом по производству зерноуборочных комбайнов долгое время был завод «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону, выпускавший до 90 тыс. комбайнов в год. Сейчас этот завод выпускает лишь несколько тысяч комбайнов в год.
Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?
Для успешного развития машиностроения необходимо соблюдать некоторые правила
В частности, очень важно придерживаться условия – 1:2:4. Это означает, что при темпах развития хозяйства и экономики страны в 1, состояние машиностроительной сферы должно равняться 2, а электроника, приборостроение – 4
Данное соотношение идеально, поскольку обеспечивает лучший прогноз для промышленности страны.
В России эта пропорция имеет совсем другой вид – 1:0,98:1. Именно поэтому отечественный машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным производствам. Достижение указанных пропорций – основная задача, которая должна быть выполнена в ближайшее время.
Отечественный машиностроительный комплекс
Природные ресурсы и сырьё
Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.
Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.
Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.
Факторы размещения машиностроения
Определение 1
Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.
Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.
Основными факторами для всех отраслей являются:
- Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
- Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
- Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
- Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
- Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
- Территориальная концентрация
Замечание 1
Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.
К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.
Металлоемкое машиностроение — определение? Отрасли трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Металлоёмкими называют отрасли машиностроения, требующие много сырья (металла). Они возникли очень давно, ещё в XVIII веке.
Относятся к металлоёмкому машиностроению отрасли:
- судостроение;
- авиастроение;
- космическое машиностроение;
- энергомашиностроительное;
- подъёмно-транспортное;
- железнодорожное машиностроение.
Металлоёмкие предприятия размещают в непосредственной близости от металлургических баз. Это основной фактор размещения данных отраслей. Продукция их востребована как в стране, так и за её пределами.
Выделяют отрасли среднего по металлоёмкости машиностроения:
- тракторостроение;
- автомобилестроение;
- станкостроение.
Эти отрасли тоже расходуют много металла на производство, но всё же фактор размещения производства – наукоёмкий, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов.
Выделяют отрасли наукоёмкого машиностроения:
- приборостроение;
- электротехническое;
- радиотехническое;
- электронное машиностроение.
Размещение данных производств ориентировано на наличие квалифицированные кадры, научно – исследовательские институты, площадки. Как правило, такие производства в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других.