Отрасли машиностроения

Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб – причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.

Добыча природных ресурсов

Добыча полезных ископаемых является важнейшей отраслью российской промышленности, обеспечивающей значительную часть ВВП страны. Россия считается одним из мировых лидеров в добыче и экспорте нефти и природного газа. Она обладает значительными объемами минеральных ресурсов, таких как нефть, газ, каменный уголь, металлические и неметаллические руды, алмазы. Объем добавленной стоимости в данном сегменте промышленности превышает 3,5 трлн рублей.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения России расположены на Западно-Сибирской равнине и полуострове Ямал. Металлические руды сосредоточены на Урале, в Западной Сибири и в районе Курской магнитной аномалии. Угольные бассейны страны – Кузбасс, Воркута, Эльгинское месторождение в Якутии и Элегестское в Республике Тыва.

Ведущими компаниями добывающей отрасли являются:

  • ПАО «Сургутнефтегаз»;
  • ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»;
  • ПАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина;
  • АО «Самотлорнефтегаз»;
  • АО «Ванкорнефть».

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Строение космического аппарата

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Факторы, влияющие на размещение предприятий

На размещение большей части производственных мощностей влияет целый ряд особенностей и их сочетание:

  1. Кто является потребителем продукции.
  2. Расположение транспортных магистралей.
  3. Металлоемкость отрасли.
  4. Трудоемкость отрасли.
  5. Наукоемкость отрасли машиностроения.

Кто является потребителем продукции

Многие предприятия машиностроения производят свою продукцию под конкретного потребителя. В основном это касается оборудования, имеющего большой вес и значительные габариты, из-за чего его сложно перевозить на дальние расстояния. Поэтому таким предприятиям предпочтительнее производить свою продукцию рядом с ее потребителем, в одном регионе.

В качестве примера можно привести производство комбайнов для уборки зерна, которое сосредоточено на Северном Кавказе. А вот трактора, предназначенные для транспортировки леса, выпускают исключительно в Карелии, где сосредоточено лесозаготовительное производство.

Расположение транспортных магистралей

Такие машиностроительные отрасли как автомобилестроение не могут располагаться рядом с потребителем, потому что потребители этого вида продукции рассредоточены по всей территории нашей большой страны.

В то же время особенности автомобильной промышленности, предполагающие процессы кооперации между производителями, вынуждают налаживать производство в нескольких крупных центрах, находящихся рядом с развитыми транспортными узлами.

По этой причине производство автомобилей сосредоточено в Поволжье и Центре РФ, где расположено множество транспортных магистралей, позволяющих перевозить выпускаемую продукцию на любые расстояния в любых направлениях.

Металлоемкость отрасли

Самыми металлоемкими предприятиями машиностроения традиционно считаются заводы, выпускающие оборудование для сферы энергетики, а также горно-шахтное и металлургическое оборудование. Их производство требует наличия в качестве сырья большого количества металла.

Поэтому заводы тяжелого машиностроения находятся рядом с крупными металлургическими базами — на Урале (в Екатеринбурге) и в Сибири (в Красноярске и Иркутске).

Трудоемкость отрасли

Большинство предприятий машиностроительной отрасли требует наличия квалифицированных кадров — как рабочих, так и инженерно-технических работников. Для производства техники необходимо затратить большое количество трудовых часов (то есть требуется большое количество трудовых кадров).

Именно поэтому важно сосредотачивать наиболее трудоемкие отрасли машиностроительных комплексов в регионах, где традиционно присутствует большая плотность населения, и где достаточно кадров, имеющих высокую квалификацию. К самым трудоемким отраслям относят:

  • производство электротехнического оборудования (крупные центры расположены в Новосибирске и Ульяновске);
  • авиационное машиностроение (представители авиационной отрасли — Казань и Самара);
  • станкостроение (крупнейшие предприятия располагаются в Подмосковье).

Наукоемкость отрасли машиностроения

Одним из определяющих факторов расположения предприятий машиностроительной промышленности является ориентация на научный потенциал.

Поэтому производства, завязанные на выпуск высокотехнологичной продукции (такие отрасли, как атомная и авиакосмическая промышленность, радиотехника, электроника), сконцентрированы в районах и центрах, где высоко развита научная база: опытные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты и центры.

Это связано с острой потребностью в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах и в научных разработках. Большинство наукоемких производств на территории РФ сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Во многом с указанными тенденциями размещения и развития предприятий связаны такие факторы, как кооперация и специализация.

Специализация делает возможным привлечение на предприятие эффективного и мощного оборудования, тем самым обеспечивая автоматизацию производственных процессов.

Специализация делится на:

  1. Технологическая специализация — дает возможность выполнять серию определенных технологических операций либо выпускать полуфабрикаты.
  2. Предметная специализация — позволяет выпускать определенные разновидности готовой продукции.
  3. Детальная специализация — допускает возможность выпускать конкретные детали для определенного оборудования.

Специализация неотделима от кооперации.

Определение

Кооперация — объединение нескольких предприятий с целью выпуска какого-то конкретного конечного продукта.

Для таких предприятий экономически выгодно размещаться недалеко друг от друга.

§47. Машиностроение

Подробное решение параграф § 47 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

Гдз мой тренажер (тетрадь) по Географии за 8 класс можно найти тут

2. Почему развитие машиностроения – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве России?

Технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны.

3. Перечислите отрасли машиностроения, являющиеся сегодня приоритетными.

Основные отрасли машиностроения:

4. Машиностроение часто называют отраслью свободного размещения. Тем не менее, при размещении ряда отраслей машиностроения приоритетным является один или несколько факторов. Что это за отрасли, и какие факторы учитываются при их размещении?

При размещении авиационной и автомобильной отраслей приоритетным являются транспортные связи, обеспечивающие специализацию множества предприятий, выпускающих отдельные детали и узлы.

При размещении высокотехнологичного машиностроения (электронного) учитывают фактор наукоемкости, размещая предприятия отрасли вблизи сосредоточенного научного потенциала – проектных и научно-исследовательских институтов.

Металлоёмкое машиностроение учитывает при размещении близость металлургических баз и районы потребления готовой продукции.

5. Выберете верный ответ. Наиболее металлоемкая отрасль машиностроения: а) автомобилестроение; б) энергетическое машиностроение; в) радиоэлектроника.

Верный ответ а) автомобилестроение.

6. Какие трудности в развитии машиностроения существуют, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано? Можно ли их преодолеть?

Перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности продукции отечественных отраслей – их модернизации и технологического обновления. Прежде всего это касается высокотехнологичных отраслей: авиационной и ракетно-космической, судостроения, радиоэлектроники, энергетического машиностроения и др. Но решение проблемы еще и в том, чтобы, создавая конкуренцию, заставлять отечественных производителей повышать качество своей продукции. В последние годы в машиностроении происходит процесс усложнение размещения предприятий при уменьшении их размеров. Преимущество мелких предприятий в их гибкости, возможностях быстро перестраиваться в соответствии со спросом потребителей.

7. Наибольшая доля машиностроения сконцентрирована в Поволжье, наименьшая – на Европейском Севере и в восточных районах. В центральном и Северо-Западном районах она несколько выше среднероссийской, а на Урале близка к средней. Составьте список факторов, обусловивших такое размещение машиностроительных предприятий, для каждого региона. Сделайте выводы.

8. На примере автомобильного завода составьте модель, раскрывающую его связи с другими предприятиями. Сделайте вывод: чем обусловлены эти связи?

Данные межотраслевые связи обусловлены межотраслевой кооперацией — взаимовыгодным сотрудничеством на благо общества.

9. Какие машиностроительные предприятия есть в вашей местности? Какую продукцию они выпускают? Поставляется ли эта продукция в другие районы России, за рубеж?

— производственно-техническое предприятие «УРАЛ», г. Миасс (производство полноприводных автомобилей УРАЛ);

— Челябинский тракторный завод – «Уралтрак» (производство промышленных тракторов и двигателей к ним);

— машиностроительный завод «Уралпромтехника», г. Миасс (основной производитель самосвалов, лесовозов, трубовозов, трубоплетевозов, сортиментовозов);

— Златоустовский машиностроительный завод (Производство алюминиевого профиля);

— Кусинский машиностроительный завод (производство топок, котельных, экономайзеров, насосов).

Продукция данных машиностроительных заводов используется как внутри страны, так и поставляется за рубеж.

Факторы размещения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Факторы размещения производства
  • 2. Машиностроительный комплекс России (9 класс)
  • наличие научных и исследовательских центров;
  • квалифицированная рабочая сила;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • потребительский рынок.

До недавнего времени пpaктически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.

Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция

В этих государствах на высоком уровне развития находятся пpaктически все отрасли машиностроения, но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению

Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.

Рис. 3. Российская военная техника.

Лёгкая промышленность

Данная отрасль занимается производством товаров народного потребления, на её долю приходится более 40% непродовольственных товаров этой группы. Лёгкая промышленность создаёт полный цикл изделий от добычи первичного сырья до сбыта готового продукта.

Факторы размещения производств:

  • сырьевой;
  • населенческий;
  • трудовые ресурсы.

Комплекс включает следующие подотрасли:

  • швейную – производит одежду, швейные изделия бытового и технического применения из всех видов тканей, меха и кожи;
  • кожевенную – производит механическую, физико-химическую выделку кожи животных и морских млекопитающих;
  • меховую – занимается переработкой пушно-мехового и овчинного сырья, изготавливает шубные и меховые изделия;
  • обувную – относится к традиционным ремеслам, производит различного вида обувь;
  • галантерейную – производство товаров широкого спектра массового потребления небольшого размера (украшения для человека, интерьера, одежды, домашнего обихода);
  • текстильную:
  • хлопчатобумажная – связывает прядильное, крутильнонитковое, ткацкое, красильно-отделочное производства;
  • шерстяная – занимается первичное переработкой шерсти, производит ткани и валяльно-войлочные изделия;
  • шёлковая – основным поставщиком шёлка являются страны Азии, здесь находится 90% тутового шёлка и все его остальные виды;
  • льняная – традиционно русское производство, включает в себя изготовление из льна-долгунца и заготовок льноволокон тарных, технических и бытовых изделий;
  • пенько-джутовая – занимается изготовлением текстильных и канатных материалов, в качестве сырья используется джута (натуральное текстильное волокно, получаемое из растений семейства Мальвовые) и пеньки (грубое лубяное волокно, которое изготавливают из стеблей конопли);
  • трикотажная – занимается изготовлением верхнего, бельевого, чулочно-носочного трикотажа, медицинских, перчатных изделий и технического полотна;
  • валяльно-войлочная – изделия получают посредствам переплетения нитей в виде войлоков, которые получаются сцеплением и переплетением свободных волокон шерсти, производство делят на ручное и механическое;
  • сетевязальная – производит орудия лова, нитку, шнурки, широкий спектр сетематериалов.

Состав машиностроительного комплекса и его особенности

Машиностроение имеет довольно сложную структуру и состоит из более 70 разных отраслей. Главными его направлениями считаются электроника, робототехника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, изготовление самолетов, локомотивов и вагонов.

Машиностроительный комплекс имеет ряд важных особенностей, от которых зависит размещение производственных мощностей. Во-первых, в этой отрасли решающее значение имеет степень развитости специализации (производитель выпускает один вид товара) и кооперирования (когда над производством товара работают несколько предприятий). Во-вторых, существуют определенные факторы, влияющие на размещение машиностроения. В зависимости от специализации отрасли, их комбинация может отличаться. Например, автомобильный завод производит готовый транспорт, но для его изготовления использует детали, которые закупает у других предприятий. В этом случае важным фактором размещения автомобилестроительного машиностроения является хорошо развитая транспортная сеть.

Структура отрасли

В России отрасль машиностроения существует уже более 200 лет. На долю этого производства приходится около 25% объёма всей выпускаемой продукции в промышленности страны. Для сравнения: в развитых зарубежных державах эта доля составляет 35−40%. Машиностроение имеет важнейшее значение в развитие экономики в силу нескольких факторов:

  1. На подобных предприятиях задействовано огромное количество квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы. Комплексы способствуют занятости населения.
  2. За счёт функционирования предприятий и сбыта продукции в казну поступают денежные средства, которые тратятся на развитие инфраструктуры городов или социальную поддержку населения.
  3. Развитие отрасли определяет уровень научно-технического прогресса страны и её обороноспособность.
  4. На любых заводах и фабриках используют сложную технику, производимую машиностроительными комплексами. Поэтому отрасль определяет развитие абсолютно всех предприятий.

Всю систему можно разделить на 3 группы: наукоёмкую, трудоёмкую и металлоёмкую. Кроме того, существует и историческая классификация отраслей. Подробная информация представлена в таблице.

Виды отраслей Специализация
Старые Строение станков, судов, сельскохозяйственной и железнодорожной техники.
Новые Производство автомобилей, оборонной продукции, авиационной и энергетической техники.
Новейшие Ракетно-космическая техника, строение роботов и электронных приборов.

Отрасли машиностроения в России — что входит в состав

Определение

Российское машиностроение является крупной отраслью промышленности, которая включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.

Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. От состояния и развития этой отрасли промышленности зависит функционирование других отраслей народного хозяйства.

Примечание

Предприятия машиностроительной сферы обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население — предметами потребления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Класс ОКВЭД 28, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, включает в себя следующие составляющие машиностроения:

  • производство машин и оборудования, оказывающих механическое или термическое воздействие на материалы, или выполняющих различные операции с материалами (например, упаковка, обработка, взвешивание и т.д.), включая производство деталей и составных частей;
  • производство стационарных и передвижных или переносимых устройств;
  • производство оборудования для перевозки пассажиров;
  • выпуск устройств для перевозки грузов;
  • производство электрооборудования и оптических приспособлений;
  • производство машин для ограниченного использования в промышленности;
  • организация строительства машин для ограниченного назначения, например, развлекательное оборудование для выставок.

Проблемы отечественного машиностроения

Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:

  • недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
  • простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
  • неправильная организация технологических связей;
  • из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
  • необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
  • в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
  • недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
  • раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
  • необходимость перепрофилирования крупных заводов;
  • потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.

Металлургия

Несмотря на усиливающуюся конкуренцию пластмасс, алюминия, керамики, сталь остается пока основным конструкционным материалом. Темпы развития черной металлургии в ведущих странах мира на рубеже XX—XXI вв. замедлились, однако это практически не коснулось развивающихся стран, где развитие стимулировалось стремлением западных стран избавиться от экологически грязных производств.

Существенно изменилась в последние десятилетия география мировой добычи железной руды. Использование богатой руды, добывающейся в странах, не входящих в мировую «элиту», привело к прекращению добычи в ряде железорудных бассейнов Западной Европы, а некоторые месторождения оказались исчерпанными. Основные производители и экспортеры железорудного сырья в мире — Бразилия, Индия, Венесуэла, Австралия, ЮАР, Либерия (рис. 45).

Основные производители чугуна и стали в мире — члены «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Австралия, ЮАР. Абсолютное большинство заводов черной металлургии мира сформировались как горнометаллургические комбинаты вблизи добычи сырья и (или) топлива или на путях подвоза руды к углю (Кливленд — Детройт — Чикагский район в США, Кузбасс в России, Лотарингия во Франции, Рур и Саар в Германии и т. д.).

Хотя цветная металлургия производит сегодня более 70 металлов, около 99% веса металлов приходится на алюминий, медь, цинк, свинец, никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден, титан и магний. Причем выплавка редких и стратегически важных металлов (титан, кобальт, германий, галлий, тантал, ниобий и др.) приурочена к развитым странам, тогда как получение алюминия, меди и некоторых других металлов налажено в развивающихся странах.

Руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла. Чтобы не перевозить «балласт» на дальние расстояния, обогащение руд организовано практически во всех странах, добывающих руды цветных металлов.

Крупнейшими производителями алюминия в мире являются Китай, Канада, США, Россия, Бразилия.

Существуют различные варианты размещения цветной металлургии: 1) преимущественно сырьевая ориентация (Медный пояс в Замбии, провинция Шаба в ДР Конго, Урал в России и др.); 2) ориентация на дешевую электрическую энергию (практически все мощные алюминиевые заводы тяготеют к крупным электростанциям); 3) транспортная ориентация; 4) ориентация преимущественно на потребителя.

Крупнейшими производителями цветных металлов являются страны «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Венесуэла и др.

Для нынешнего этапа развития цветной металлургии мира характерны: рост значения вторичного сырья и усиление в этой связи потребительской ориентации отрасли; опережающее развитие металлургии редких металлов; сдвиг отрасли (особенно алюминиевой) в развивающиеся страны, ближе к источникам сырья или к источникам дешевой энергии и рабочей силы.

МЕТАЛЛУРГИЯ — ОПОРНАЯ ОТРАСЛЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, В КОТОРОЙ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОИЗОШЛИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, А ТАКЖЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Проблемы машиностроительного комплекса РФ

Любая деятельность сочетает в себе плюсы и минусы. То же самое происходит и с машиностроением. Данная деятельность ускоряет научно-технический прогресс, но значительно снижает экологический прогресс.Причины:

  • Первая причина заключается в том, что оборудование для очистки вредных веществ на заводах почти нигде не установлено, следовательно, все токсичные продукты производства выходят прямо в атмосферу. По экологическим подсчетам в таблицах только машиностроительные предприятия составляют 32% загрязнений на 2018 год.
  • Вторая негативная причина — это быстрое сокращение роста продукции отечественного производителя. Данная проблема образовалась еще в 90-х годах, когда на российские рынки прибыла иностранная продукция. В большинстве случаев техника и оборудование стоили намного меньше, хотя по качеству не уступали, а иногда даже и превосходили европейские аналоги. С тех пор иностранный товар стал все более активно внедряться в российскую экономику и постепенно разрушать ее.


Рис. 10. Универсал Lada Vesta SWКроме того, есть и технические проблемы, которые заключаются в следующих факторах:

  • Тотальный износ основных фондов. Согласно данным экспертных оценок значение близится к 50%. Коэффициент обновления технической производственной базы при этом не превышает 1-1,5%. Соответственно — многие предприятия функционируют на оборудовании старше 20 лет, и его доля составляет около 40%.
  • Малая доля инвестиций в машиностроительный комплекс. ¾ всех капиталовложений приходится на собственные средства предприятий, лишь ¼ — это привлеченные средства.

Создавать уникальные машины, оборудование, оружие и системы инженеры научились. Теперь перед ними стоит сложная задача — придумать, как ускорить темпы развития технического прогресса, но при этом снизить значение загрязнения окружающей среды промышленными отходами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector