Туркменские племена

Антропологический тип и характер

Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.

История

В огузы Предки Теке в 7 — м веке.

… куча меланхолических руин. Есть остатки бань и дворцов, и рушатся валы, и не видно ничего живого, кроме змей и шакалов, или, может быть, какой-то странствующий туркмен, высматривающий свою овцу … Это все, что осталось от Мерва …

О’Донован также утверждал, что с 1881 г.

Туркоманы Мерва прожили в оазисе всего двадцать шесть лет. Раньше они населяли район вокруг Сарахса в верховьях реки Тедженд. Их изгнали оттуда двадцать семь лет назад персы, которые возражали против того, чтобы по соседству находились такие неприятные люди, что они настаивали на похищении персидских мужчин, их жен и дочерей и продаже их по 5 литров за человека в Бухаре.

Древний туркменский ахалтекинский конь, бронза, IV-I вв. До н.э.

Ахал и Мэри Теке были разделены контролируемой персами зоной к северу от гор Копетдага, называемой Дерегез. Хотя формально теке находились под персидским сюзеренитетом, теке были де-факто автономными и, как заметил О’Донован, были известны рейдами с целью захвата рабов для продажи на рынках Хивы и Бухары . В какой-то момент персидский шах предложил награду в размере пяти томанов «за голову каждого туркмена, убитого во время набега в пределах его границы». О’Донован описал Королевскому географическому обществу Мэри Тек жителей Мене, деревни в Дерегезе, как «номинально платящих дань Персии, но действительно независимых».

Сэр Генри Роулинсон писал об ахалтекинцах в 1879 году:

«Первоначальное поселение Ахал-Теке на границах Персии было ровесником поселения Мерва-Теке, неотъемлемой частью которого они являются. Все племя было привезено из Лабаба, то есть берегов Окса. .

Текенский туркменский ковер

«Название« Ахал »… заимствовано от одного из их главных« обахов », или лагерей, рядом с которыми находятся руины большого персидского города и курганы храмов огня … страна, занятая« Ахалами », состоит из полосы плодородной земли, шириной от двух или трех до шестнадцати миль и простирающейся от Кизил-Арвата примерно на 160 миль … до Гавара, самого восточного поселения …

«Количество палаток ахальских семей рассчитывается по-разному, по некоторым оценкам оно достигает 20 000. Сравнение персидских и туркменских оценок … дает в среднем около 8 000 палаток, или 40 000 душ, что, вероятно, очень близко к правда, пятая часть этого числа должна составлять взрослые мужчины.
«Основные поселения« Ахала »находятся в Ахале, постоянный лагерь из 500 палаток, часто увеличиваемый до 1000 различных секций; Гумбали, 1000 палаток; Кариз, занятый только временно; Харрик-Киле, Аскабад и Аннау».

Теке оказали военное сопротивление персидским вторжениям в 19 веке, чтобы их усмирить. Теке попали под российское колониальное господство в 1880-х годах. Хотя туркменские племена нанесли поражение русским войскам во время первого вторжения в 1879 году , последующее вторжение между 1880 и 1881 годами, завершившееся второй битвой при Гёкдепе , привело к установлению российской имперской власти. После капитуляции командующий теке Овезмурат Дыкма-Сердар получил звание майора Российской императорской армии. Завоевание Теке Россией завершилось в 1884 году взятием Мерва.

После этого завоевания теке были в значительной степени умиротворены и перешли от работорговли к овцеводству в качестве основного источника дохода. Русский дипломат, премьер-министр Лессар, сообщил, что в период с декабря 1881 года по апрель 1882 года «произошли большие перемены» и «стало возможным путешествовать между Асхабадом и Серахсом без сопровождения, в сопровождении лишь нескольких рабочих, вооруженных оружием, против случайных грабителей. . »

Внешний вид туркменов

Профессор Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркменов, главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли.

Согласно проведенным исследованиям, более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них процент персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный проуент умеренно упитанных и полных (26 из 59). Роствысокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение к росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий — бронзовый загорелый, далее, желтовато-бледный, но есть и светлый. На закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°—80°.

У туркменов, как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от процента рождаемости того и другого пола (76 девочек на 100 мальчиков), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у башкир, например, 8,8. Наступление менструаций самое раннее в 10 лет, самое позднее — в 19 лет, среднее время окончания менструаций — 45 лет. Выход замуж между 12-15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными.

Русские в Туркменистане

Несмотря на доктрины Ниязова о плохом отношении к туркменам со стороны Российской Империи и Советского союза, местные не винят во всём русских, понимая, что это дело политики.

В целом, отношение в стране к русским нормальное. Да, и туркмены сейчас весьма порядочный народ, где нет национальной или религиозной ненависти. Притеснения случились в 2005 году, и опять же политика. Туркмены предложили многим русским принять их гражданство, но стали опасаться, что чем больше будет русских будет жить без туркменского паспорта, тем сильнее будет взор России с претензиями о защите своих соотечественников. К сожалению, многих начали выдворять из страны из их домов, обрекая по сути на жизнь с чистого листа. Это единственный негативный период в отношении русских со времен распада СССР. Для статистики в 1960 численность русских была 17% от общего населения, сейчас же эта цифра 4%.

Русские преимущественно живут в Ашхабаде, 2/3 всех русских находится в столице. Город довольно-таки свободный для закрытой страны, кто может занимается бизнесом, есть учёные и учителя.

Ханская власть, сердары и занятие аламанством

До занятия края русскими туркмены не имели никакого государственного устройства. Принцип братства, равенства и свободы проводился ими в жизнь более полно и последовательно, чем в любой из современных республик. Это было вольное казачество, где вес были совершенно равны и не было никакой придержащей власти. Никакой наследственной ханской власти у них не существовало, и они давали звание хана от времени до времени с общего согласия тому или другому из своих более заслуженных членов, причем с этим званием не было соединено никакой власти.
Хан избирался не целым племенем, а отдельным поколением или группой аулов, которые не платили ему никакого содержания или подати, а только давали по 2 всадника от каждого аула для преследования разбойников, приходивших зачастую из Персии и угонявших туркменский скот.
Не меньшим чем ханы почетом и значением пользовались «сердары».
Сердар, это — военачальник, предводительствовавший туркменской вольницей во время аламанов (разбойничьих набегов), или других военных предприятий. Набеги и разбои в соседних округах Персии были главным занятием туркмен Ахала, а отчасти, и других оазисов; были промыслом, средством к существованию. Скотоводство и земледелие, в особенности последнее, были лишь занятием второстепенным, подспорным.
Время от времени тот или другой сердар, а их было не мало, оповещал по аулам о предполагаемом набеге. Все, желающие принять в нем участие, собирались к нему в назначенный срок, или присоединялись на дороге.
К известным своим искусством сердарам собиралось до 1000 и более всадников. Ехали всегда налегке, не забирая с собой много продовольствия. Легкость и быстрота были главной их тактикой. Они внезапно налетали на селение, хватали и связывали жителей, клали их на крупы своих лошадей и быстро скрывались.
Главной добычей туркмен были люди, а потому они старались возможно меньше употреблять в дело оружие. После аламана добыча распределялась по числу участников поровну, сердар же получал вдвое.
Пленников туркмены не любили держать у себя, а потому быстро продавали скупщикам, отправлявшим их на рынки Бухары и Хивы.
Грабежи и набеги на персов-шиитов, которых туркмены считали худшими из неверных, почитались делом богоугодным и не мешали народу оставаться высокочестным и нравственным в своих взаимных отношениях.
Таково бурное историческое прошлое населяющих область туркменских племен.

Предыдущая страница | Читать далее

Положение женщины в семействе

Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.

Склонение существительного «туркмен» (изменение по падежам и числам)

Существительное «туркм е́ н» (одуш.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? туркм е́ н туркм е́ ны
Родительный Кого? Чего? туркм е́ на туркм е́ нтуркм е́ нов
Дательный Кому? Чему? туркм е́ ну туркм е́ нам
Винительный (одуш.) Кого? Что? туркм е́ на туркм е́ нтуркм е́ нов
Творительный Кем? Чем? туркм е́ ном туркм е́ нами
Предложный О ком? О чём? туркм е́ не туркм е́ нах

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: спектакль — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «туркмен&raquo

Для большей убедительности хан показал нашим посланцам двух туркмен, из числа будто бы виновных в нападении, которых водили перед всем войском на тонкой верёвке, продёрнутой одному в ноздрю, а другому – в ухо.

Цитаты из русской классики со словом «туркмен»

Иногда рассказывали о царях, о том, как они умны и добры, как боятся и ненавидят их иностранцы за то, что русские цари всегда освобождали разные народы из иностранного плена — освободили болгар и сербов из-под власти турецкого султана, хивинцев, бухар и туркмен из-под руки персидского шаха, маньчжуров от китайского царя.

1. представитель тюркского народа, составляющего основное население Туркмении (Викисловарь)

Дополнительно

Предложения со словом «туркмен&raquo

Для большей убедительности хан показал нашим посланцам двух туркмен, из числа будто бы виновных в нападении, которых водили перед всем войском на тонкой верёвке, продёрнутой одному в ноздрю, а другому – в ухо.

Когда он подрос, его родственники, довольно богатые, привезли его обратно в родной аул, и там он вырос уже туркменом.

У лавок стояли, держа в поводу коней, рослые кочевые туркмены в красных полосатых халатах и очень высоких мохнатых папахах, чей бараний мех свисал на глаза.

Источник

Лингвистика

Лингвист Ларри Кларк писал:

«На диалекте теке представители племени теке, населяющие южные районы Туркменистана и вдоль северной оконечности гор Кёпетдаг, от Гызыларбата до берегов рек Мургап и Теджен. Этот диалект имеет два поддиалекта:

а) Ахал: районы Теджен и Ашхабад до Гызыларбата, включая районы Бузмейин, Гёкдепе, Бахердин, Бами и Гоч.
b) Марийский: Марийский, Тюркменгальский, Сакарчагский, Мургапский и Байрамалинский районы ».

Официальный туркменский язык основан на ахалтекинском и марытекинском диалектах. Стюарт писал в 1881 году: «Туркманы говорят на тюркском языке, очень мало отличающемся от тюркского языка, на котором говорят по всей Северной Персии, и турки Персии понимают это, хотя есть некоторые различия. Персы называют тюрков, на которых говорят туркманы, джагатаями. . » Однако общее использование чагатая как тюркского лингва-франка в Центральной Азии изменилось при советской власти в 1924 году, когда русский стал общим литературным языком Центральной Азии, а местные диалекты тюркских языков были разрешены для использования в публикациях.

Первоначальные попытки в конце 1920-х — начале 1930-х годов создать общий литературный туркменский язык, включающий элементы всех основных диалектов, потерпели неудачу, когда чистки Иосифа Сталина привели к гибели вовлеченных интеллектуалов. После обретения независимости политическое господство племени теке привело к фактическому принятию диалекта теке в качестве стандарта литературной туркменской речи и письма. Как выразился Кларк,

«Стандартный туркменский язык считается своим национальным языком всеми туркменами, проживающими в Туркменистане, и, по мнению многих туркменов, по крайней мере, некоторыми из тех, кто живет в соседних странах. Этот частично абстрактный стандартный язык наиболее близок к реальному языку диалекта теке. и, в частности, его ахалского поддиалекта, на котором говорят в Ашхабадском регионе, потому что многие из специалистов, сформулировавших литературный язык в 1930-х годах, были ахалтекинцами, а большинство чиновников, бизнесменов и интеллектуалов, которые обычно используют литературный язык, — ахалтекинцы или живем в Ашхабаде ».

Происхождение и история туркмен. Салоры и их переселение в Мерв, Ирак и Мангишлак

Салоры, от которых произошло большинство туркменских племен, обитающих в области, были одной из ветвей Огузова племени. Ветвь эта древнего происхождения: она ведет свое начало от Салора, сына Таг Хана и внука Огуз Хана, этого мифического героя тюркских племен, современника Кеюмерса, жившего за 6000 лет до настоящего времени на берегах Иссы-Куля.
Туркмены теке, йомуд и сарык, составляющие главную массу туркмен области, считают своим родоначальником Салор Казана и, как кажется, совершенно основательно. Историю туркмен, как самостоятельной народности, отличной от остальной части Огузова племени, нужно начинать с переселения салор из Туркестана в Мавераннахр, т. е. на левый берег Аму-Дарьи и в округ Мерва. Переселение это было последствием упорной вражды и беспрерывных войн в течение 5-6 поколений с тюркским племенем беджне, которое выгнало их с занимаемых ими до сего времени мест и заставило бежать за Аму-Дарью. Это событие произошло при жизни отца Салор Казана — Энкеша,бывшего старшиной салорского племени во время владычества в Мерве Аббасидской династии в 300 годах мусульманского летосчисления, т. е. около 1000 лет до настоящего времени.
С этого времени, т. е. со времени Салор Казана началась упоминаемая Абуль Гази перемена типа туркмен, обособившая их в отдельную этнографическую группу.
Этим переселением Абуль Гази почти заканчивает связную историю Огузова племени, которое вскоре распалось на мелкие части и прекратило существование в качестве отдельного монархического государства.
Как и где жили салоры с этого времени, Абуль Гази дает нам мало указаний.
Очевидно, часть их продолжала жить в Мерве и при следующих династиях; это мы видим из отрывочных указаний арабских писателей того времени.
После междоусобных войн в царствование Али-Хана многие племена Огузова племени, в числе которых были и салоры с присоединившимися к ним племенами имр, икдыр и другими, откочевали в Мангишлак и в горы Хиссара.
В то же время 10 тысяч кибиток салор под предводительством Дингли Бека ушли в Хорасан, где оставались много лет; оттуда они перекочевали в Ирак и Фарс, и «там устроились, как на родине». Когда султан Мелик Шах, отец Султан Санджара, завоевал Ирак и Фарс и перенес свою столицу в Исфахан (около 1070 г.), часть салоров получила разрешение перекочевать из Ирака в Мангишлак.
«В старину говорили», пишет Абуль Гази: «закочевало Огузово племя. Есть ли для него кочевья, есть ли для него стоянки?».

Интересные факты

Заканчивая статью, мы хотим привести несколько интересных фактов о Туркменистане в кратком изложении. Страна, безусловно, любопытная со всех сторон и надеемся наша статья была интересной и познавательной, и как её окончание, мы приводим краткие факты:

  • Священная еда туркменов – хлеб и соль
  • На свадьбу женщина одевает много серебра
  • Проезжая мимо кладбища необходимо выключать музыку в автомобиле
  • Самый большой музей ковров находится в Ашхабаде
  • Туркмены не любят овощи
  • Конина – нежелательное блюдо на столе
  • Нельзя вывозить черную икру и рыбу из страны
  • Газовый кратер, под названием «Врата Ада», горит уже с 1971 года
  • Страус в деревнях считается домашним животным
  • Кугитанг – природный заповедник, постоянно поставляет науке останки динозавров
  • Портреты президента часто вешают на ковёр
  • Ашхабад (столица Туркмении) в переводе означает – город любви
  • Когда ребенок рождается в дождь, его часто называют Ягмыром
  • Дыня – один из самых популярных продуктов
  • Культ змеи для туркменов в порядке вещей. Традиция уходит корнями в древнюю историю
  • Фирюза – главный курорт страны
  • Первые полосы местных газет всегда украшены портретом вождя
  • Во многих многоэтажных жилых домах нет подъездной двери
  • Туркмения не входит ни в один военный блок и не принимает участие в войнах
  • Раньше в стране действовал закон – если иностранец (-нка) хочет вступить в брак с туркменкой или туркмен, то необходимо внести в казну 50 тысяч долларов.
  • В советское время в этой стране активно изучали солнце
  • Всего в стране более 10 тысяч памятников, посвященных президенту Ниязову
  • Туркменские волкодавы – национальная гордость
  • Каждый год в стране открывается с десяток оздоровительных санаториев и лагерей
  • Знаменитая пустыня Каракумы находится в Туркменистане
  • Возраст многих туркменок можно определить по причёске, это довольно-таки древняя традиция
  • Ахалтекинская порода лошадей – культ Туркменистана, к слову, лошадь для них – священное животное.

Дела настоящего времени

Развитие развитием, но безработица по-прежнему есть. Многих граждан пытаются занять, например, кто-то высаживает деревья, кто-то кладет асфальт, мосты строят. Женщинам находится занятия, на дорогах можно встретить женщин в желтых жилетах, они постоянно метут улицы, приводя их в порядок.

Товары широкого потребления везут из Китая. Засилья китайской продукции на рынке нет, однако небольшие поставки всё же ведутся. В основном, это связано с тем, что Туркменистан поставляет газ туда.

Туркмены отчего-то положили глаз на мрамор. Наверное, в мире нет больше столько домов в мраморной отделке, чем в Туркменистане. Особенно, блещет белизной своей столица – Ашхабад. Это началось с правительства Ниязова, после того как туркменбаши сменил Бердымухамедов мраморная застройка только увеличилась. Теперь крупные города отдают приятным белым оттенком.

Автомобили, в большинстве своём, старые. Советские Волги, Нивы, Жигули – это самые распространенные варианты. Ничего удивительного в этом нет, ведь в Туркменистане нет своего производителя, а массово вести иномарки правительство не решаются. Вот и едят по дорогам старые жигули, да китайские машины.

Туркменская кухня, как таковая – миф. Это смесь многих блюд из Средней Азии и кухни Кавказа. Своё традиционное безусловно есть, но всё это традиционное имеет свои корни у других народов.

В городах исламские законы довольно-таки демократичны. Несмотря на то, что религия — важная составляющая Туркменистана, люди на ней не замыкается. Да, основа – ислам, однако замужние девушки не ходят полностью закрытыми. Даже алкоголь можно найти в свободной продаже. Но это в крупных городах, в глубинке всё строже. Кстати, в пригороде Ашхабада построили мечеть, как говорят самую большую во всей Средней Азии.

Похоронные обряды

Относительно похоронных обрядностей у туркмен существуют следующие обычаи.
По смерти кого-либо из туркмен в кибитке умершего собираются родственники и соседи покойного и испуская вопли, оплакивают его. Затем, по омовении тела, мужчин обертывают в тройной, а женщин в пятерной саван совершают «джиназа» (заупокойную молитву) и везут на кладбище на верблюде или лошади, а при близости кладбища, несут на руках. Родственники покойного режут барана, пекут чуреки и все это везут за покойником для раздачи присутствующим на похоронах; кроме того за покойником, если он был состоятельным человеком, ведут верблюда или лошадь, деньги от продажи которых предназначаются для раздачи бедным и людям, копавшим для покойника могилу, которым раздают также куски материи, покрывавшей тело покойного на пути к могиле. Замечательно, что из детей или родственников покойного только один провожает его тело на кладбище, а вдова умершего при увозе тела обегает несколько раз с рыданиями вокруг лошади или верблюда, на котором его увозят. На кладбище обряд не совершается, не присутствует также и мулла. Умерших хоронят обыкновенно в тот же день на кладбищах, устроенных зачастую возле могилы какого-нибудь святого. На 3, 7, 40, 100 дни и в годовщину кончины родственники покойного созывают соседей и бедняков и устраивают поминки при непременном участии муллы, которым читаются соответствующие молитвы.
Считается непременной обязанностью всех родственников и сородичей умершего посещение его кибитки для выражения ближайшим родственникам и детям покойного своего соболезнования; для этого приезжают иногда за сотни верст, и такие визиты бывают даже спустя несколько лет после смерти данного лица.

Культура

Исторически у каждого туркменского племени был свой неповторимый узор ковра, одежда, головной убор и диалект. На туркменских коврах теке часто присутствует стандартная розетка теке ( туркменский : гёль ), называемая гушлы гёль , которая, по словам О’Бэннона, «имеет наименьшее количество вариаций среди всех туркменских гулов [ sic ] и, по-видимому, меньше всего изменилась с течением времени. дизайн, который также называют Королевской Бухарой ​​… Он почти всегда соединен пересекающимися синими или черными линиями. Это восьмиугольник овальной формы, обычно не более четырех дюймов в высоту и восьми дюймов в ширину. Вторичный гуль представляет собой ромб. фигурной формы и иногда упоминается как «птицеед».

Типичная текинская туркменская розетка (гёль) на узловатом ковре

Фотография карты Восточного базара Алтын Асыр (Толкучка) в Ашхабаде, Туркменистан

Государственный флаг Туркменистана с изображением пяти розеток основных племен с розеткой теке наверху

Дизайн этой розетки воспроизводится на макете базара « Алтын Асыр» в Ашхабаде и является самой верхней розеткой на государственном флаге Туркменистана.

Туркменский народ

Туркмены – древний тюркский народ

Туркмены, древний тюркский народ, в настоящее время составляет почти 67% (более 6 миллионов человек) всего населения Туркменистана. Кроме того, туркмены проживают в Иране, Афганистане и России.

По своему внешнему виду, туркмены выделяются своим крупным телосложением, продолговатой формой головы, узким лицом и довольно высоким лбом, относительно темным оттенком волос, глаз и цветом лица. Монголоидные черты у них незначительны.

Существуют различные мнения о происхождении туркменского народа. Большинство считают их потомками Огуз хана. Т.к. Огузы в больших количествах переходили границы Туркменистана в IX — XI веках, они сыграли важную роль в формировании туркменов как нации, определяли их язык, культуру и в большой степени физическую внешность, помимо многих других черт. Однако, другие ученые считают что древними предками туркменов были древние ирано-язычные кочевые и полукочевые племена, проживающие на территории современного Туркменистана. Даже этноним «туркмен» имеет староперсидское происхождение. Этим именем «похожие на турков» (туркманенд). назывались ирано-говорящие кочевники. Этноним туркмен впервые появился в арабских источниках второй половины X века и согласно различным средневековым источникам означает «тюркоподобный» или «тюркский народ» . Так или иначе, но процесс формирования туркменской нации завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания образовались новые объединения племён, ставшие ядром туркменской нации.

Традиционное занятие туркменов было поливное земледелие в сочетании с кочевым скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, согласно которому все жители одной деревни подразделялись на скотоводов и оседлых земледельцев. Западная часть Туркмении в основном была скотоводческой (разводили овец, верблюдов, лошадей), а некоторые туркмены, проживающие в оазисе, занимались земледелием (выращивали пшеницу, сорго, бахчу и хлопок) и разведением крупного рогатого скота. К середине XIX столетия высокого развития достигли также ковроткачество и шелководство.

Под влиянием такого образа жизни туркмены, как и многие другие азиатские народы в течение многих веков сумели сохранить культурные особенности, традиции и обычаи своих предков. В этом отношении, люди унаследовали уникальную самобытность, заметную во всех сферах жизни. Например, традиционное жильё туркменов юрта до сих пор используется во многих местностях, как летний домик во дворах или как жилище для пастухов на дальних и сезонных пастбищах. Несмотря на моду, туркмены до сих пор остаются переданными своей традиционной одежде.

За городом, в частности в сельской местности, особенно приятно носить вязанную шапку, длинные стёганные халаты и широкие штаны. Женщины часто носят длинные шёлковые платья и полосатые штаны, пряча волосы под лёгкими платками или шарфами. Такая одежда очень практична в сухом жарком климате. Жизни местных жителей и жизни туркменской семьи сопутствуют обычаи и традиции. 89% населения Туркменистана составляют мусульмане-сунниты. Но для туркменов веками существующее положение родовых отношений имеет не меньшее значение, чем религия. Даже городские жители с уважением отностся к членам своих родовых групп, а в сельской местности доминирует клановая и родовая привязанность.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2020.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2020.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2020.
  4. . Russian State Library. Дата обращения: 17 июня 2020.
  5. Safa, Z. (1986). PERSIAN LITERATURE IN THE TIMURID AND TÜRKMEN PERIODS (782—907/1380-1501). In P. Jackson & L. Lockhart (Eds.), The Cambridge History of Iran (The Cambridge History of Iran, pp. 913—928). Cambridge: Cambridge University Press.
  6. » The Timurid and Turkmen Dynasties of Iran, Afghanistan and Central Asia «, in : David J. Roxburgh, ed., The Turks: A Journey of Thousand Years, 600—1600. London, Royal Academy of Arts, 2005, pp. 192—200
  7. Rafis Abazov, «Historical Dictionary of Turkmenistan», p.151
  8. Soltansha Ataniyazov, «Türkmen Boylarının Geçmişi, Yayılışı, Bugünkü Durumu ve Geleceği» Türk Dünyası Sosyal Bilimler Dergisi, Sayı 10, 1999, pp. 2-3
  9. Abu al-Ghazi Bahadur, «Shajare-i Tarakime» org. text pp. 207—218 and trans. pp. 267—268.
  10. Abu al-Ghazi Bahadur, «Shajare-i Tarakime» org. text pp. 207—208 and trans. pp. 264—265.
  11. Abu al-Ghazi Bahadur, «Shajare-i Tarakime» org. text p. 214 and trans. p. 267.
  12. F. A. Mikhailov, Tuzemtsy Zakaspiiskoi oblasti i ikh dzhizn, Etnografichestkii Ocherk (Ashkhabad, 1900), pp. 34-50; cited in Edgar, «Genealogy, Class, and „Tribal Policy“ in Soviet Turkmenistan, 1924—1934,» p. 272.
  13. Social and Cultural Change in Central Asia: The Soviet Legacy (англ.). — ISBN 9781134495139.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector