Свято-троицкая сергиева лавра ставропигиальные монастыри рпц
Содержание:
- Интересные факты о Троице-Сергиевой лавре
- Деятельность прихода
- История Почаевской лавры
- Престольные праздники
- Новое в блогах
- Месторасположение монастыря
- Александро-Невская
- История Сергиев Посад
- Монумент о значении Лавры и его окружение
- Свято Троицкая — Сергиева Лавра, история
- Богослужение в монастыре
- Как добраться
Интересные факты о Троице-Сергиевой лавре
-
В битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, в которой русское войско под предводительством князя Дмитрия Донского разгромило армию Мамая, сражались монахи Троицкой обители богатыри Александр Пересвет и Родион Ослябя. Они погибли в сражении и были причислены Русской православной церковью к лику святых. День памяти — 20 сентября (7 сентября по старому стилю).
-
Каменный Троицкий собор был построен в 1422 году сербскими монахами из Косово, нашедшими в монастыре прибежище после захвата Сербии турецкими завоевателями.
-
Монастырю покровительствовал царь Иван IV Грозный. В Троицком соборе он был крещен, в 1547 году после венчания дошел с супругой пешком из Москвы до монастыря. Много жертвовал на строительство и украшение. Были возведены мощные стены, и монастырь превратился в крепость.
-
Архитектурный комплекс состоит из более чем 50 зданий: храмов, башен, келий, мастерских, гостиниц. Главные здания лавры:
Троицкий собор (1422—1423)
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476—1477)
Успенский собор (1585)
Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635—1637)
Успенский кладезь с часовней (1644 — конец XVII века)
Церковь преподобного Сергия с трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686—1692)
Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693—1699)
Михеевская церковь (1734)
Смоленский храм (1746—1753)
Колокольня (1741—1768)
-
В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск — с сентября 1608 года по январь 1610-го. Обитель многократно штурмовалась, обстреливалась из множества орудий. Монастырю нанесли сильный урон, начавшаяся во время осады эпидемия цинги унесла жизни более 2000 человек. После снятия осады монахи не только восстановили монастырь, но и стали помогать жителям окрестных земель, пострадавших от западных захватчиков. Важную роль в это время сыграл настоятель монастыря, впоследствии канонизированный преподобный Дионисий Радонежский.
-
Патриархи Московские и всея Руси именуются также священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. Это подразумевает главенствующую роль монастыря среди российских обителей.
-
В 1739 году императрица Анна Иоанновна подписала указ «О бытии Троице-Сергиеву монастырю первостепенным» монастырем Российской империи.
-
В лавре захоронены представители знатных русских родов: Годуновы, Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие.
-
Здесь жили и работали многие знаменитые церковные писатели: Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, иконописцы: Андрей Рублев, Даниил Черный, резчик Амвросий.
-
На лаврской звоннице находится один из старейших колоколов в России, называемый «Лебедь». Его в 1594 году передал монастырю царь Борис Годунов. «Лебедь» уцелел после революции, когда большевики уничтожали лаврские колокола.
-
В 1782 году села и слободы вокруг лавры были объединены в Сергиевский посад указом императрицы Екатерины II. В 1919 году посад получил статус города и был переименован в Сергиев, а в 1930-м — в Загорск. В 1991 году городу вернули название Сергиев Посад. Это единственный город в Московской области, включенный в туристический маршрут «Золотое кольцо России».
-
Самыми известными святынями Троице-Сергиевой Лавры являются святые мощи преподобных Сергия Радонежского (Троицкий собор), Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви), а также Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор) и чтимая икона Николая Чудотворца (храм преподобного Сергия).
-
В XVIII—XIX веках в окрестностях монастыря возникли небольшие связанные с лаврой обители: Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и пустынь Святого Параклита.В настоящее время Троице-Сергиевой Лавре принадлежит более 20 скитов и подворий, многие из которых находятся в городе Сергиев Посад (Пятницкое подворье, Всехсвятское подворье, Гефсиманский Черниговский скит) и его окрестностях (Пересветское подворье, скит Параклит), а также два подворья в Москве (храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе и храм преподобного Сергия в Сергиевском подворье). Подворье в Санкт-Петербурге было закрыто в 1923 году и ныне не действует.
Деятельность прихода
В лавре организовываются многочисленные экскурсии. Братия с радостью принимает помощь от волонтеров и трудников в пользу монастыря. При монастыре действует трапезная. Здесь организован оздоровительный центр, в котором ведут приём больных иеромонах Моисей и монах Мелитон. В центре продаются сборы лечебных трав, которые можно приобрести и через сеть Интернет.
Собор иконы Божией Матери Черниговская-Гефсиманская Троице-Сергиевой лавры
Работа паломнического центра направлена на решение организационных моментов, связанных с прибытием гостей. Также через него ведётся миссионерская работа в детских приютах, местах лишения свободы и больничных учреждениях.
Помощь больным и одержимым при лавре
В монастырь часто приезжают люди, которые по заключению медиков являются душевнобольными. В православной среде такие недуги именуют бесноватостью и порчей. В храмах проводится отчитка одержимого. Для этого используют специальные молитвы, которые известны ещё с IV века. Во время обряда происходят довольно жуткие вещи. Человек, одержимый бесом, издаёт странные звуки, тело извивается в неестественных позах. Присутствовать при этом обычным неискушенным людям не рекомендуется. Есть вероятность самим подхватить демоническую сущность.
Самым опытным экзорцистом в городе считается отец Герман (Чесноков). Именно к нему стараются попасть те, кто отчаялся вернуться к нормальной жизни ввиду своей одержимости.
История Почаевской лавры
Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена
Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Основание обители
В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.
В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии. Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского. Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.
Период войн и разорения
Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.
Внутреннее убранство Преображенского собора Почаевской лавры
Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру. В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место. Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.
В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.
Как возникло название обители
Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.
Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.
Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.
Престольные праздники
Ежегодно в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в обители проводится благотворительный обед для гостей Лавры. Трапеза начинается после последней утренней службы в 11.00 ч. и продолжается до 17.00 ч. Обед проводится за длинными столами под открытым небом. Готовка угощений — также на улице, всегда трудятся около 4 полевых кухонь.
Такую традицию зародил в монастыре его основатель Сергий Радонежский, он прославлял совместную трапезу монахов и гостей Молитвенных домов, как единение с Богом. Вот уже 7 столетий его традиция бережно передается от поколения к поколению.
Новое в блогах
В настоящее время в Санкт Петербурге служит «духовный брат» Николая Гурьянова митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ.
В Пскове в Снетогорском монастыре служит старец отец Гермоген (Муртазов).
В Заяньи в Никольской обители игуменом служит «духовное чадо» Николая Гурьянова — прозорливый отец Роман (Загребнев). Он, как и ранее Николай Гурьянов, находится в положении гонимого властью за свои откровенные пророчества. Однако, если вам удастся с ним встретиться, вы, вероятно, сможете поговорить с ним наедине.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. 1919) братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовник патриархов Пимена и Алексия II
Архимандрит Наум — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Принимает ежедневно, кроме воскресения.
Отец Герман (Чесноков) — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости.
Отец Власий, прозорливый — Калужская обл., г. Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней.
Отец Пётр, прозорливый, духовник — Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней.
Архимандрит Дионисий — Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Обладает редкой силой молитвы и даром пастырства.
Отец схиархимандрит Илий — Теперь живет в Переделкино являясь духовником патриарха Кирилла, почти не принимает.
Отец Иероним — Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь.
Отец Илларион — Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Тургенево. Попасть на исповедь относительно легко.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) — Иваново, Свято-Введенский женский монастырь.
Схиархимандрит Иоанн — Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку.
Отец Николай — настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии.
Архимандрит Адриан (Кирсанов) — Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает… Протоиерей Валериан (Кречетов) — Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Духовник многих московских священнослужителей. Владыка Алипий — Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман. Отец Серафим — Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней. Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Там нетрудно без записи и ожидания можно побеседовать со старцами.
Месторасположение монастыря
Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад считает своей достопримечательностью, которая ныне носит название Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Ее официальный адрес: Сергиев Посад, Московская обл., 141300.
Как добраться на машине
В 70 км от Москвы находится крупный и привилегированный монастырь, за свои большие габариты получивший статус Лавры. Если путь до него проделывать на личном автомобиле, то лучше двигаться по Старому Ярославскому шоссе. Монастырь находится в самом центре города, поэтому путь следует держать по проспекту Красной Армии.
Проехать святое место невозможно — его видно за счет множества золотых и голубых куполов. Личный транспорт можно оставить на любой из 3-х автостоянок, расположенных близ Лавры. Все они охраняемые. От привокзальной площади города, где находятся железнодорожный и автобусный вокзалы, удобнее добраться пешком по ул. Сергиевская.
Александро-Невская
Это самый известный, значимый монастырь Петербурга, находящийся в конце его центрального проспекта, Невского.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. Санкт-Петербург
Краткая история
Считается, что дата основания обители – 25 марта 1713 г., когда освящен ее первый храм, Благовещенский. Впрочем, монахи, жившие по уставу общежития, известны здесь раньше, с 1712. Активное строительство приходится на вторую половину XVIII в.: при Екатерине II достроен Троицкий собор.
Интересный фактЛаврой монастырь является с 1797 г., когда указ об этом подписал Павел I.
В советское время обитель была закрыта, постепенное возрождение началось только с 1996 г.
Главные святыни
Честные останки блгв. кн. Александра Невского и его мироточивая икона также с частицей мощей – святыни, считающиеся наиболее чтимыми. При этом образ князя написан в 1997 г., но уже прославлен чудесами.
Среди других почитаемых реликвий:
- мощи 79 угодников; они вделаны в крышку раки блгв. Александра;
- образ-мощевик блгв. Феодора, брата святого князя (2008 г.);;
- икона-мощевик с частями честных останков 82 преподобных Киево-Печерской обители (2005 г.).
Расписание богослужений
Службы идут, как правило, в Троицком соборе. С 5 ч. здесь совершаются
- братский молебен;
- ранняя литургия ежедневно (7 ч.) и поздняя литургия (10 ч.) (только по праздничным и воскресным дням);
- вечернее богослужение начинается с 17 ч.
История Сергиев Посад
В середине 14 века преподобный Сергий Радонежский основал монастырь. Но все началось с малого. Двое родных братьев Варфоломей и Стефан поселились в заросшем лесу Радонежского бора. Образовались маленькие комнатушки, и крохотная церковь Святой Троицы.
Братья таким образом, добивались строгой дисциплине и спокойной службе Богу. По истечению времени, Стефан не выдержав сей строгости, не смог, и уехал он, оставив брата одного.
Сергиев Посад
Так и жил Варфоломей один еще какое-то время, приняв постриг под именем Сергия. Вскоре к нему начали приходить монахи и благополучно обустраивались на новом месте, оставались там жить. Так и обустраивалось уже небольшое государство. Правда, совсем небольшое и совсем бедное. Он издал указ преподобный Сергий, не просить милостыню, не принимать чью-либо помощь, а самим добывать кусок хлеба, самим строить свою жизнь. Так это маленькое государство стало центром ремесленных дел, начало развиваться и процветать. Рядышком селились и крестьяне, так государство расширялось все быстрей, становилось все больше. Монастырю стали благоволить русские князья, приезжавшие сюда на крещение, а также просто молиться. С маленького поселения нескольких монахов, приезжих крестьян потихоньку становился поселок, потом село, затем и городок. Людей приезжало все больше и больше как тех, которые собирались остановиться в городке, так и просто гостей или же туристов, ведь городок славился своими делами, в частности, игрушечными и самым главным – монастырем.
В 1380 году, перед битвой на Куликовском поле, сам князь Дмитрий Донской наведался в монастырь, дабы получить благословение перед боем. Спустя время, на этом месте крестили первого царя, Ивана Грозного, но в конце 17 века во времена Стрелецкого восстания, в монастыре пряталась, выжидая спокойствия царевна Софья Алексеевна с братьями Иваном и Петром. И для Петра монастырь послужил укрытием, когда была у него борьба за место на царском троне.
К сожалению, есть и “черная страница” истории этого города. В начале 15 века, когда снова татары набежали на землю Русскую, монастырь горел алым пламенем. Обратили в пепел войска хана Едигея.
Спустя довольно долгое время, монастырь стали вновь возводить, в нем появился каменный собор, в который перенесли усыпальницу преподобного Сергия, на тот момент он уже покоился в ней. Строение стало большим белым зданием, можно сказать совсем новым, не таким, как прежде. Назван был монастырь – Троицкий собор. Спустя еще долгое время, не менее трехсот лет, к середине 18 века ему присвоили статус. Так и стал монастырь Троице-Сергиевой Лаврой, но, конечно, еще позже. А пока еще монастырь оставался Троицким собором, снова все начиналось с малого, но так, как Великие русские князья благоволили собор, все стало на свои места быстрее, чем предполагалось.
Троицкий собор
Вся история Сергиева Посада связана с монастырем. Именно с него все начиналось и поэтому связь эту никак не разделить.
К концу 18 века Екатериной II был издан манифест, согласно которому была названа область, в ней располагались поселки, в честь Лавры – Сергиев Посад.
А в 1919 году Сергиев Посад был перестроен во многообещающий город Сергиев. В марте 1930 года, по приказанию ЦИК СССР, город был переименован в Загорск, честью имени городка послужил революционер В.М.Загорского.
Сергиев Посад
И наконец 23 сентября 1991 года городу вернулось изначальное наименование.
И на сегодняшний день город стоит под этим именем.
Монумент о значении Лавры и его окружение
Небольшая площадь между Троицким и Успенским соборами украшена монументом, который знаменует, чем Троице Сергиева Лавра вошла в историю. Воздвигнут он при уже упомянутом московском митрополите Платоне (Левшине) в 1792 году. На гранях стелы помещены медные доски с текстами о героических периодах существования обители. Это благословление войск князя Дмитрия, осада Смутного времени, ополчение Минина и Пожарского, укрывание Петра I при стрелецких бунтах. Последовательность чтения – начиная с юга, против часовой стрелки.
Впрочем, изготовители чеканок пронумеровали их римскими цифрами. Тексты написаны старым шрифтом, но читаются с интересом. Второй приметой обелиска стали солнечные часы, установленные на гранях, кроме северной, увенчана стела золоченым шаром. Невелик монумент и не очень бросок, именно сдержанностью своей и привлекателен. Отсюда можно осмотреть западные фасады Успенского собора и Духовой церкви, есть и еще два небольших, но весьма заметных строения.
Успенский колодец и его использование
Розовое здание на заднем плане – Надкладезная часовня 1700 года, установленная над открывшимся источником чудотворной воды. Обнаружился он несколько раньше постройки часовни, при ремонте фундаментов Успенского собора, по его имени и называется. Оформлена часовня как необычной формы терем, она красочна, но немного аляповата среди строгих храмов
Однако Троице Сергиева Лавра от такого строения хуже не стала, она привлекает внимание посетителей. Вода оттуда перетекает в соседнюю, еще более яркую беседку
Это строение вообще смахивает на парковый павильон с фонтаном, некоторыми посетителями так и воспринимается. Центральный крест изливает водные излишки в бассейн для совершения водосвятия. Куда Троице Сергиева Лавра их использует в остальное время – неизвестно. Правильно называть это сооружение сенью над крестом, подсказали осведомленные источники. По их данным, постройка выполнена в 1872 году, но авторство не установлено. Оформление сени еще менее соответствует обители монахов, хотя они не прочь общаться с мирянками.
Свято Троицкая — Сергиева Лавра, история
Много преданий хранит в себе Свято-Троицкая Сергиева Лавра. За семьсот лет существования здесь бывали все Российские императоры и императрицы, все лже Дмитрии.
Годуновы молилась тут о даровании детей, польско-литовские банды осаждали Лавру шестнадцать месяцев, разграбив все в округе на сотню верст.
Здесь крестился Иоанн Васильевич Грозный, укрывалась от взбунтовавшихся стрельцов Софья Алексеевна со своими малолетними братьями, царевичами Иваном и Петром.
Здесь прятался Петр I во время очередного стрелецкого бунта. Для Лавры написал свою знаменитую икону Животворящей Троицы Андрей Рублев. История Лавры — история России.
Преподобный Сергий Радонежский, родители
Свято Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад
Будущий святой Сергий, родился в селе Варницы под Ростовым в 1314 году в боярской семье Кирилла и Марии, мальчика нарекли Варфоломеем, семилетним его отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братьями.
Братья его осваивали грамоту успешно, но Варфоломей отставал, грамота не давалась ему. Однажды отец послал его за лошадьми в поле, по дороге он встретил посланного Богом Ангела в образе старца.
Отрок обратился к нему с просьбой помочь в учебе, старец благословил его сказав, что отныне Варфоломей будет хорошо разуметь грамоту.
Сергиево Посадский монастырь
Став юношей, Варфоломей хотел уйти в монастырь и принять постриг, но родители просили остаться с ними и устроить их старость. После кончины отца с матерью, оставив свою часть наследства брату Петру, Варфоломей вместе со старшим братом поселились в лесной глуши, недалеко от Радонежа.
Начало Троице Сергиевой Лавры
В глуши братья построили крошечную избушку и маленькую церковь во имя Пресвятой Троицы, этот храм явился началом Сергиевой обители. Как Волга начинается с ручейка так и великая обитель началась со скромного, деревянного храма.
В октября 1337 года, игумена Митрофан постриг молодого Варфоломея в монахи, с именем Сергий. Началась новая иноческая жизнь.
Через два года и в окрестных деревнях и селах заговорили о отшельнике, святой жизни, молодого инока Сергия начали посещать странствующие монахи, жители деревень стали приходить к пустыннику за советом. Некоторые просили разрешения поселиться рядом, чтоб спасаться вместе с ним.
Кто основал Троицкий монастырь
Еще через пару лет из Троицкой Пустыни вырос небольшой монастырь, игуменом которого был поставлен его первый насельник и основатель Сергий Радонежский.
В 1359 году во время Рождественского поста преподобный по обыкновению молился перед образом Богородицы, ему было явление Пресвятой Богородицы.
Он услышал: «Се Пречистая грядет», услышав эти слова, святой вышел в сени и упал ниц, не в силах вынести яркий свет озаривший его. Он увидел перед собой Богородицу и услышал ее слова о том, что Она до скончания века не оставит сию обитель своим покровом.
Богослужение в монастыре
Верующие могут приходить в лавру каждый день, двери обители открыты с 5:00 до 21:00. В большие праздники и дни памяти преподобного Сергия Радонежского монастырь работает в круглосуточном режиме. Расписание в храмах лавры отличается и его можно уточнить на официальном сайте монастыря.
Богослужение в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры
Ориентировочное расписание служб следующее:
- в Успенском соборе ранняя Литургия проходит в 6:45, а поздняя — в 9:30. Вечерняя служба — в 16:45. С 17:00 начинается всенощное бдение;
- в Троицком соборе каждое утро с 5:30 до 6:30 совершается братский молебен над мощами преподобного Сергия и полунощница. Средняя Литургия — в 6:30.
Как добраться
Город Сергиев-Посад находится в Московской области. С Ярославского вокзала отправляются каждые полчаса электрички в нужном направлении. В Сергиев-Посаде, выйдя на вокзале, можно дойти до лавры пешком. Если же пешая прогулка не вызывает энтузиазма, можно проехать одну остановку на маршрутке и выйти у стен монастыря.
Помимо электричек, до города курсируют автобусы. От ВДНХ можно уехать, начиная с половины седьмого утра и до одиннадцати вечера. Актуальное расписание следует уточнить на месте. Из Сергиев-Посада также нетрудно уехать обратно. Автобусы отправляются с самого раннего утра и до девяти вечера.
На своём автомобиле из Москвы необходимо выезжать по Ярославскому шоссе. Поворот на Сергиев Посад — через 45 километров. Уже на въезде в город будет виден комплекс лавры.
Фильм-паломничество о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре