Транспортная система китая: виды международного и городского транспорта

Такси в Китае

Принципы работы такси в Китае общие во всех городах. Стоимость посадки находится в пределах 5-12 юаней; километр пробега стоит около 2 юаней. Дополнительная плата за багаж не взимается; во многих городах по ночам действуют повышенные ставки. Хотя для таксистов во всем мире обычной практикой является выбор более длинного маршрута  с целью накрутки счетчика, в Китае это происходит очень редко.

Следует остерегаться таксистов-частников, которые ищут наивных путешественников внутри или в непосредственной близости от аэропортов и вокзалов. Они будут пытаться привезти вас к месту назначения плату, в 2-3 раза превышающую обычную. Поиск такси в часы пик может быть немного затруднен.  

В некоторых городах таксисты обычно забирают нескольких пассажиров, если их направления совпадают. Тем не менее, каждый пассажир платит в таких случаях полную стоимость проезда.

Даже в крупных городах, таких, как Шанхай или Пекин, трудно найти таксиста, владеющего английским. В небольших городах это невозможно в принципе. Если вы попытаетесь произнести название места назначения по-китайски, вы рискуете быть непонятыми. Поэтому целесообразно иметь листок бумаги с написанным иероглифами названием места следования.

В некоторые пункты заказ такси доступен в режиме онлайн – для этого следует воспользоваться расположенной ниже поисковой формой:

Заполните нужные поля и нажмите Найти. На отдельной странице откроется перечень возможных вариантов трансфера по указанному вами маршруту. Выбрав подходящий, вы можете сразу же оформить и оплатить заказ.

Китайская кухня

Основной продукт в рационе жителей Китая — рис. Этим государство похоже на своих ближайших соседей — Японию и Корею. Основу рациона современных китайцев составляют местные овощи и зерновые культуры, а мясо употребляется в относительно небольших количествах. Повара в этой стране очень уважаются — в древние времена их ставили наравне с высокопоставленными чиновниками.

На территории КНР встречаются разные географические и климатические условия, поэтому в разных регионах сформировались свои кухни. Кратко о восьми основных:

Кантонская. Традиционная китайская кухня, популярная как в стране, так и за её пределами. Отличается большим количеством мясных блюд (в том числе из улиток, змей и других экзотических продуктов), а также разнообразием холодных закусок — димсамов.

Сычуаньская. Характеризуется яркими и запоминающимися вкусами и большим количеством острых специй и соусов на основе чеснока и различных перцев.

Аньхойская. Произошла от традиций жителей горных регионов, поэтому почти не содержит горячих блюд и морепродуктов. Знаменита едой из трав, овощей, бамбука и грибов.

Шаньдунская. Уникальна разнообразием кулинарных приёмов и необычными способами готовки. Основу для еды составляют морепродукты, злаки и зерновые культуры, особенно кукуруза.

Фуцзяньская. Развивалась под влиянием японских традиций. Большинство блюд готовятся путём тушения или варки в воде и на пару. Отличается разнообразием способов нарезки ингредиентов. Включает много супов и соусов.

Цзянсу. Знаменита своими лёгкими и нежными вкусами, которые противопоставляются традиционной яркости других китайских блюд. Ингредиенты подбирают по сезону

Большое внимание уделяется не только вкусу, но и внешнему виду еды, в том числе сочетаемости цветов.

Хунаньская. Для неё характерны острые вкусы, но менее сложные и разнообразные приправы, чем у сычуаньской

Среди ингредиентов используется много вяленых и копчёных продуктов. Блюда обычно жарят, коптят или готовят в горшочках, но, несмотря на это, они сохраняют свежесть и приятные цвета.

Чжэцзянская. Известна лёгкими, свежими и нежными вкусами. Для приготовления блюд и соусов используют корни и листья лотоса.

Путеводитель по Китаю

  • Авиабилеты

  • Аренда

Брать с собой

  • Валюта

  • Видео

  • Виза

  • Время

Гражданство, ПМЖ

  • Дороги

  • Достопримечательности

Зимой

История

  • Климат

  • Курорты Китая

  • Кухня

Лекарства

  • Население

  • Недвижимость

  • Новый год

  • Одежда

  • Отдых в Китае

  • Отдых с детьми

  • Отели

  • Отели Китая

  • Отзывы о достопримечательностях

  • Отзывы о ресторанах

  • Отзывы об отдыхе

  • Отзывы об отелях

  • Перелет

  • Пляжи

  • Поведение

  • Погода

  • Политика

  • Праздники

  • Промышленность

  • Развлечения

  • Религия

  • Рестораны

  • Русские

  • Самостоятельно

  • Сезоны

  • Статьи

  • Столица

  • Сувениры

  • Таможенные правила

  • Телефон

  • Транспорт

  • Туризм

  • Туроператоры

  • Туры в Китай

  • Форум

  • Фото

Цены

  • Что посмотреть

  • Что привезти из

  • Экономика

  • Экскурсии

  • Электричество

Язык

12-й пятилетний план

Развитие транспортно-логистического сектора экономики является одним из приоритетов двенадцатого пятилетнего плана развития экономики страны. Задачи, поставленные в 12-м плане, будут иметь влияние на транспортный сектор Китая в нескольких направлениях:

Курс на переход от экспортной ориентации к ориентации на внутреннее потребление приведет к смягчению нагрузки на экспортные транспортные терминалы в восточных провинциях, однако увеличит нагрузку на внутреннюю транспортную сеть.

Обозначенные цели по снижению выбросов СО2 и защите окружающей среды будут влиять на инвестиционную политику транспортных компаний. Развитие более экологически чистых железнодорожных и водных транспортных путей станет одним из способов решения экологических проблем и позволит ограничить экспоненциальный рост нагрузки на автодорожную сеть.

Переход к более высокотехнологичной и ориентированной на услуги экономике поставит серьезные задачи перед автодорожной и логистической инфраструктурой. Ключевым средством решения проблем инфраструктуры станут развитие ИТ-техноло­гий, технологий управления и более сложные и интегрированные логисти­ческие решения.

Ключевые цели пятилетнего плана:

  • Длина автострадной сети должна достигнуть 83 000 километров.
  • Длина высокоскоростных магистралей должна достигнуть 45 000 километров.
  • Общее число аэропортов должно увеличиться с 175 до 220.
  • Использование неископаемых энергетических ресурсов должно возрасти на 11,4%.
  • Использования энергии на единицу ВВП должно сократиться на 16%.
  • Выбросы СО2 на единицу ВВП должны сократиться на 17%.

Среди ключевых инфраструктурных проектов Китая следует упомянуть:

  • Развитие шанхайского коммерческого и транспортного хаба. Международный аэропорт Хунцяо вместе с прилегающей к нему сетью высокоскоростных дорог будет обслуживать 75 миллионов человек.
  • Железнодорожное соединение со странами Юго-Восточной Азии. Сеть новых линий свяжет КНР с Таиландом, Мьянмой, Вьетнамом, Лаосом и Камбоджи. Расширение железнодорожной сети увеличит ки­тайское экономическое влияние и позволит использовать ресурсы морских портов стран ЮВА.
  • Расширение железнодорожной сети в западных регионах страны.
  • Развитие городского транспорта. В настоящее время в Китае развивается 27 программ строительства метрополитена.
  • На этапе строительства находится 82 новых аэропортов и производится модернизация 100 существующих.
  • Расширение местных автодорог позволит соединить сетью автострад все города с населением свыше 200 тыс. человек.

Наиболее масштабными инфраструктурными проектами являются программа развития высокоскоростных магистралей и программа модернизации энергетики. Остановимся подробно на программе развития высокоскоростных магистралей как приоритетной для изменения экономики КНР.

Популярный общественный транспорт в Китае

Общественный транспорт в стране очень хорошо развит и является самым бюджетным в мире. Это метро, такси, автобусы. До сих пор популярны велорикши, но поездка на таком экзотическом виде транспорта в Китае может стоить достаточно дорого. Итак, какие самые популярные виды общественного транспорта в стране?

1. Водный транспорт, услуги которого очень востребованы в стране, но распространены в основном в прибрежных районах. До некоторых островов добраться можно только с помощью лодки. Имеется и паромная переправа, которая экономит время и силы, которые были бы затрачены на преодоление расстояния наземным видом транспорта.

Самый популярный речной круиз – вдоль реки Янцзы. Есть рейсы внутреннего водного транспорта.

Целый флот из различных судов имеется в Гонконге.

Билеты на паром или речной круиз можно купить в паромных терминалах, а также в туристических агентствах.

2. Автостопом передвигаться, как и в любой другой стране, не совсем безопасно. Не следует садиться к подозрительным водителям, или путешествовать в одиночку.

Здесь редко подвозят бесплатно, поэтому прежде чем сесть в машину, следует урегулировать вопрос цены.

Положительной стороной такого путешествия является то, что можно добраться в любую точку страны и тесно пообщаться с местными жителями.

3. Трамваи и автобусы – одно из самых лучших и безопасных способов передвижения по стране. Если спросить у граждан Китая: «Как добраться на общественном транспорте в город или другой населенный пункт?», то они однозначно ответят: «На автобусе». Существует огромное количество маршрутов, строят новые автострады, качество дорог все время растет, автобусы очень часто движутся быстрее, чем поезда, и билеты на них несколько дешевле. Двигаясь по маршруту, автобусы останавливаются в небольших населенных пунктах, поэтому есть возможность прогуляться по местности и посетить удивительные места страны.

Удобнее передвигаться с помощью автобуса между небольшими городами, кроме того они очень комфортные и удобные, оборудованы телевизором и туалетом.

Автобусы – это самые распространенные средства передвижения по городам. Проблема только в том, что они всегда переполнены пассажирами. Расписание маршрутов на остановках написано только на государственном языке, поэтому у многих туристов возникают сложности с ориентированием. В крупных мегаполисах есть услуга частных микроавтобусов, которые следуют по тем же маршрутам, что и общественные, но они более комфортные и стоят немного дороже.

4. Автомобили и мотоциклы — китайцы очень любят эти виды транспорта, но редко ими пользуются в рабочие дни. Причина тому — пробки, которые особенно крупные в больших городах.

5. Китайские поезда – самый популярный вид общественного транспорта, он лидер в скорости и комфортности поездок, высокий показатель и безопасности. Они пунктуальны и всегда движутся по маршруту.

Билеты на поезда продаются только в одну сторону, купить их можно только за наличные. В день поездки купить билет достаточно проблематично, поэтому следует планировать это заранее. В крупных городах следует бронировать билеты за 3-5 дней до поездки.

6. Велосипеды — распространенный вид передвижения по городам Китая, учитывая высокое качество дорог, передвижение на велосипеде — одно удовольствие и огромное количество преимуществ. Но в стране достаточно трудно найти защитные шлемы. На основных дорогах страны и автомагистралях передвижение на велосипедах запрещено.

В стране легко арендовать этот вид транспорта, в отелях, велоцентрах, туристических центрах предлагают такие услуги. Стоимость проката не высокая, но везде необходимо внести еще залог.

Шопинг и магазины

Выбор сувениров в стране огромен, но многие невысокого качества. Палочки для еды, фарфор, чашки, лаковые шкатулки, печати и футляры для свитков можно купить на каждом шагу. Бело-синий фарфор династии Мин можно приобрести в специализированных магазинах, художественных и антикварных салонах, там же стоит поискать и классическую китайскую живопись — оригиналы и репродукции, а также копии всемирно известных полотен за умеренную цену. Ханчжоу и Сучжоу славятся превосходными чаем и шелком. Еще стоит прицениться к изделиям из нефрита (от колечек до скульптур), коврам, украшениям с жемчугом и серебряным монетам. Ну а представительниц прекрасного пола гарантированно заинтересуют натуральная косметика и средства с жемчужным экстрактом. Сибиряки предпочитают отправляться за шопингом в близрасположенную Маньчжурию.

При покупке чая и сыпучих продуктов надо иметь в виду, что мера веса в Китае — «цзинь», равная примерно полкило, и указанная цена соответствует именно этой мере веса.

Городской общественный транспорт

Метро 

В большинстве крупных городов Китая есть система метро, которая является дешевой, быстрой и простой в навигации. Все четко обозначено на английском и китайском языках. Билеты можно купить в специальных терминалах установленных на станциях метро. Стоимость билета обычно составляет 2-10 юаней (20~100 рублей), в зависимости от того сколько станции вам необходимо проехать.

Такси в Китае

Такси дешевы и многочисленны в Китае, и обычно это такси различных цветов (зависит от города) автомобили. Все такси в стране официальные, частный извоз запрещен. На лобовом стекле у такси имеется световой индикатор, если такси свободно — индикатор светится зеленым, если в такси есть пассажиры — красным.

В такси принято платить наличными или с помощью QR-кода, но варианты оплаты онлайн недоступны для туристов (с недавнего времени в Китае появилась возможность платить с помощью онлайн кошелька для туристов: Кошелек Алипэй для туристов). Стоимость такси в Китае рассчитывается по таксометру, и обычно составляет 2,5 юаня/километр (~25 рублей), в небольших городах стоимость ниже. Посадка в такси стоит 5-15 юаней (50-150 рублей), и в нее включено 2 километра пути. Если вы едете из аэропорта, к сумме может прибавится стоимость скоростной дороги, она оплачивается дополнительно к цене на таксометре.

Такси, как известно, трудно поймать в часы пик: утром с 8 до 9, и вечером с 18 до 20 часов. Так называемые «частники» являются незаконными, не советуем вам пользоваться их услугами, так как цены у них выше, и в конце поездки сумма может значительно вырасти.
DiDi, китайская версия Uber, чрезвычайно удобна и немного дешевле, чем обычные такси. Существует англоязычная версия приложения, и вы можете оплатить онлайн с помощью карты виза или mastercard. Советуем вам установить его до прибытия в Китай.

Морское судоходство

Xinjianzhen , китайский корабль, стоящий на якоре в гавани Кобе , Япония

В начале 1960-х годов в торговом флоте Китая было менее тридцати судов. К 1970-м и 1980-м годам возможности морского судоходства значительно возросли. В 1985 году Китай открыл одиннадцать судоходных офисов и совместно управлял судоходными компаниями в зарубежных странах. В 1986 году Китай занимал девятое место в мире по морским перевозкам с более чем 600 судами и общим тоннажем 16 миллионов, включая современные суда с ролл- системой , контейнеровозы , большие балкеры , рефрижераторы , нефтяные танкеры и многоцелевые суда. Флот заходил в более чем 400 портов более чем 100 стран мира.

Быстро расширялся и флот контейнеровозов. В 1984 году в Китае было всего пятнадцать контейнеровозов. Еще семь были добавлены в 1985 году, и еще двадцать два были заказаны. К началу 1980-х годов китайские верфи начали производить большое количество кораблей для собственного морского флота. China Shipping бюро инспекции стал членом администрации Суэцкого канала в 1984 году, расширение прав и возможностей Китая подписать и выпуск мореходности сертификатов для судов на Суэцком канале и подтвердив хорошую репутацию и зрелость его судостроительной промышленности . В 1986 году в Китае было 523 верфи различных размеров, 160 специализированных заводов, 540 000 сотрудников и более 80 научно-исследовательских институтов. На основных судостроительных и ремонтных базах Шанхая, Даляня, Тяньцзиня, Гуанчжоу и Ухани было 14 причалов для судов водоизмещением 10 000 тонн и 13 доков .

Неадекватность портовых и портовых сооружений была давней проблемой для Китая, но стала более серьезным препятствием из-за роста внешней торговли. Начиная с 1970-х годов власти отдавали приоритет строительству портов. С 1972 по 1982 год грузооборот порта увеличился в шесть раз, в основном из-за бума внешней торговли. Дисбаланс между спросом и предложением продолжал расти. Плохое управление и ограниченное портовое оборудование создали такие резервы, что к 1985 году в среднем от 400 до 500 судов ожидали входа в основные китайские порты в любой конкретный день. Например, задержка более 500 судов в июле 1985 г. привела к огромным потерям. Во всех крупных портах Китая ведутся строительные работы. Для ускорения экономического развития в седьмой пятилетке предусматривалось строительство к 1990 году 200 новых причалов — 120 глубоководных причалов для судов водоизмещением более 10 000 тонн и 80 причалов среднего размера для судов массой менее 10 000 тонн, в результате чего общее количество причалов будет увеличено. до 1200. Основные портовые сооружения были развиты на всем побережье Китая.

Скорость для городов

Основным экономическим эффектом от развития высокоскоростных магистралей станет формирование тесно связанных мегалополисов (super city cluster). По мнению экспертов Morgan Stanley, по мере развития высокоскоростных магистралей в границах таких сверхгородов перемещение на железнодорожном транспорте будет занимать время, сравнимое с времязатратами при использовании автомобиля в «обычных» мегаполисах. По мере развития системы ВСМ дисбаланс в региональном развитии Китая будет постепенно сокращаться.

Увеличение мобильности рабочей силы и большая доступность рынков позволит сократить экономические разрывы между различными регионами страны

На территории Китая в 2020 году ожидается формирование шести мегалополисов:

  • Северо-Восточный мегалополис (центр — г. Харбин, население — 67 млн человек)
  • Северный мегалополис (c центром в Пекине, население — 214 млн человек)
  • Центральный мегалополис (города Чжэнчжоу и Ухань, население — 146 млн человек)
  • Восточный мегалополис (c центром в Шанхае, население — 220 млн человек)
  • Южный мегалополис (c центром в Гуанчжоу, население — 134 млн человек)
  • Западный мегалополис (города Ченду–Чунцин–Сианль, население — 161 млн человек)

ВСМ позволят значительно сократить время на путешествия за достаточно высокую, но разумную цену, создавая средний ценовой выбор между обычными поездами и авиалиниями. По расчетам Morgan Stanley, путешествие с использованием высокоскоростных поездов будет идеальным выбором для пассажиров при дальности поездок 800–1500 км. Стоимость билетов на современные скоростные поезда на 40–50% ниже стоимости авиабилетов.

Развитие высокоскоростных магистралей позволит постепенно сокращать пассажирские перевозки по обычным железным дорогам. Это даст возможность значительно увеличить скорость поездов и объем перевозимых грузов. По ряду экспертных оценок, снятие с железнодорожной линии одного пассажирского поезда может освободить пространство для 2–3 товарных поездов.

Активное развитие сети железных дорог также позволит сократить потребление энергии, что для китайского руководства является одним из новых приоритетов в развитии экономики. Как пассажирские, так и грузовые поезда являются более энергоэффективными транспортными средствами, нежели доминирующие в экономике автобусы и грузовые автомобили.


Грандиозные инвестиции Китайской Народной Республики в развитие железных дорог и создание сети высокоскоростных магистралей являются масштабным ответом на значительные экономические вызовы. Развивая свою дорожную сеть, Китай решает целый ряд задач, начиная от краткосрочной необходимости поддержания уровня инвестиций и стимулирования промышленного производства и заканчивая перестройкой системы расселения в стране и выправления ее основных дисбалансов. России, стоящей перед необходимостью осуществления собственных масштабных инвестиций, в том числе в сфере строительства ВСМ, необходимо тщательно изучать китайский опыт реализации инфраструктурных мегапроектов как для лучшего осознания рисков подобного строительства, так и для лучшего понимания перспектив экономической активности в важнейшем центре мировой экономики, которым в настоящее время стал Китай.

Morgan Stanley. China High-Speed  Rail. On the Economic Fast Track, 2011. P. 11. China’s  12th  Five  Year  Plan. Transportation   and   Logistics. KPMG, 2011. P. 1 Ibid. P. 2 Infrastructure 2013. Global Priorities, Global  Insights. E&Y-ULI, 2013. P. 21. Morgan Stanley. China High-Speed Rail. On the Economic Fast Track, 2011. P. 12.

Иннокентий Андреев

Связаться Иннокентий Андреев

Железнодорожный транспорт

Железные дороги

Железные дороги — один из наиболее популярных видов транспорта для дальних поездок в Китае. Почти все железнодорожные компании подчинены Министерству железных дорог. По состоянию на конец 2014 года, общая длина сети дорог — более 112 000 километров. Китай занимает второе место в мире по этому параметру, уступая лишь США, но уже опережая Россию. Сеть охватывает практически все провинции, кроме специального административного района Макао. К настоящему времени бурно развивающаяся национальная система высокоскоростного движения в Китае стала крупнейшей в мире, превышающей таковые в Японии и Европе вместе взятые. Оператором железных дорог является компания «China Railways» (中国铁路).

Метрополитен

Строительство метрополитенов в КНР осуществляется с 1965 г. Первая линия метро длиной 24 км была построена в Пекине в 1965—1969 годах. В 1980—1993 годах в Китае метро существовало только в двух городах (не считая Гонконга), а к настоящему времени число метрополитенов и лёгких метро в континентальном Китае выросло до более трёх десятков, став наибольшим в мире, причём метрополитены двух столиц (Шанхая и Пекина) стали крупнейшими в мире.

В декабре 2009 года Госсовет КНР санкционировал строительство линий метро в 22 китайских городах. Общая протяженность 89 новых линий метро составит около 2,5 тыс. километров, на их строительство будет израсходовано 993,7 млрд юаней ($146,13 млрд). Позднее число городов, где есть или будет построен метрополитен увеличено до более 6-ти десятков.

Шанхайский метрополитен, линия номер 2

  • Гуанчжоуский метрополитен
  • Гуйянский метрополитен
  • Даляньский метрополитен
  • Дунгуаньский метрополитен
  • Куньминский метрополитен
  • Нанкинский метрополитен
  • Наньнинский метрополитен
  • Наньчанский метрополитен
  • Метрополитен Нинбо
  • Пекинский метрополитен — спроектирован и построен в 1960-х годах первым
  • Сианьский метрополитен
  • Сучжоуский метрополитен
  • Сямыньский метрополитен
  • Тяньцзиньский метрополитен — спроектирован и построен в 1970-х—1980-x годах вторым; в специальной экономической зоне при городе существует также Бинхайское лёгкое метро
  • Метрополитен Уси
  • Уханьский метрополитен
  • Фошаньский метрополитен
  • Фучжоуский метрополитен
  • Ханчжоуский метрополитен
  • Харбинский метрополитен
  • Хэфэйский метрополитен
  • Метрополитен Циндао
  • Чанчуньская система метро
  • Метрополитен Чанши
  • Чжэнчжоуский метрополитен
  • Чунцинский метрополитен
  • Метрополитен Чэнду
  • Шанхайский метрополитен — спроектирован и построен в 1990-х годах третьим
  • Шицзячжуанский метрополитен
  • Шэньчжэньский метрополитен
  • Шэньянский метрополитен

Метрополитен вне континентального Китая

  • Гонконгский метрополитен
  • Железная дорога Коулун — Гуанчжоу — городские поезда мегалополиса Гонконг-Гуанчжоу фактически являются скоростным метрополитеном для сросшихся этих, промежуточных и прилегающих городов.

Примечание

Помимо КНР, в Китае существуют метрополитены Китайской Республики на Тайване:

  • Тайбэйский метрополитен
  • Гаосюнский метрополитен
  • Тайчжунский метрополитен
  • Таоюаньский метрополитен

Китай запустил второй в мире коммерческий поезд на магнитной левитации. В ходе совместного китайско-германского проекта было построена 30-км высокоскоростная (450 км/ч) маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до центра Шанхая, начавшая работать в 2002 году. Стоимость проекта составила $1,2 млрд.
Затем также были пущены городские маглевы в Чанше и в Пекине.

Кухня и рестораны Китая

«Китайская кухня вообще» — понятие весьма расплывчатое. По большому счету, это набор непохожих друг на друга блюд, заметно различающихся от региона к региону. В Китае выделяют четыре главных «гастрономических региона»: Шаньдун, Сычуань, Кантон (Гуандун) и Фуцзянь — правда, границы между ними весьма условные и постоянно нарушаются. Скажем, кухня Пекина, хоть и относится к шандуньской, но в ней есть и ряд типично сычуаньских блюд. Тем не менее, определенные различия между четырьмя основными кулинарными течениями страны налицо: кухня Шаньдуня характерна более солеными блюдами и обилием светлых соусов. Сычуанская кухня — множество крепких приправ, пряных и жгучих. Кантон отличается легкой обработкой блюд и разнообразием ингредиентов. Подробнее читайте на странице кухня Китая.

Главное испытание, подстерегающее иностранца в китайском ресторане — «палочковый» этикет. Кодекс традиционного поглощения пищи «ин чайна стайл» весьма обширен, подробен, но, к сожалению, не писан. Во-первых, подцеплять еду следует бесшумно: стучание палочками по тарелке — удел просящих подаяние (а вот собственно процесс поглощения пищи, в особенности лапши, вовсе не обязан быть тихим, даже наоборот: любой, кто хоть раз был в аутентичном китайском ресторане с аборигенами — поймет, о чем речь). Во-вторых, втыкать приборы в чашки с рисом категорически запрещено, так как это напоминает курящиеся в храме благовония, а следовательно — навевает мысли о переходе в мир иной. В-третьих, нанизывать ускользающие кусочки пищи на палочки — жуткий моветон: это говорит о том, что вы так и не научились с ними обращаться. Впрочем, для желанных гостей (коими являются все туристы Поднебесной) есть и приятные бонусы. Например, в рыбном блюде вам непременно предложат голову — это же самая вкусная часть! А, возможно, и от тела перепадет кусочек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector