Собор петра и павла, петергоф, санкт-петербург. фото внутри, расписание богослужений, адрес, как добраться
Содержание:
- Советская власть
- Интересные факты
- История
- Храм Александра Невского
- Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке
- Официальный сайт
- Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)
- История создания храма
- Как добраться
- Петропавловский собор в Петропавловской крепости
- Архитектура и убранство собора
- Осмотрим церковь Петра и Павла в Петергофе
- Что посмотреть поблизости
- Церковный корпус
- История храма
- Архитектура и внутреннее убранство
Советская власть
После прихода к власти большевиков и публикации декрета об отделении церкви от государства необходимость божьего присутствия стала оспариваться. Крещение, исповедь и причастие стали необязательны. Церковные богатства конфисковались. Рабочие завода ФТК-1 не раз обращались с требованием уничтожить храм, напоминавший каждому проходящему мимо о смирении и покаянии. Помешали сносу святыни следующие обстоятельства:
- техническая невозможность вывоза обломков и мусора после разрушения;
- собор являлся морским ориентиром и находился на всех лоциях.
Из тридцати храмов Петергофа закрыты были все, кроме часовни на кладбище. В домах Божьих расположились квартиры, склады и магазины.
Восстановлением храма занялись только через тридцать лет после войны. Реконструкцией руководил Евгений Севастьянов. 9 апреля 1974 года вокруг собора соорудили леса. Началась реставрация. В 1980 году, с помощью вертолёта на храм установили кресты. Городу оказался нужен храм, а человеку — Бог.
В 1994 году Собор был освящён патриархом Алексием I. I. Тогда же прошла первая после многих лет служба. Православная жизнь возрождалась.
Интересные факты
Собор назван в честь покровителей Петергофа — первоверховных апостолов Петра и Павла. Они были самыми преданными учениками Иисуса Христа, за что поплатились своими жизнями. Каждый год 12 июля церковь отмечает день их памяти.
Согласно планам сталинского правительства здание храма решено было снести. Но так как он являлся одним из значимых ориентиров на судоходных картах, встал вопрос о его реставрации. Благодаря этому факту сегодня каждый житель и гость Петергофа имеет возможность посещать Петропавловский собор.
Верх храма был оформлен шатровым покрытием для придания формы пирамиды. Помещение в шатрах освещалось через прорезанные окна. Именно они сегодня используются как смотровые площадки, открывающие удивительные виды на просторы Санкт-Петербурга.
Вся утварь Петропавловского собора была выполнена мастерами на заказ. Особым требованием было соблюдение строгой стилистики в которой был выполнен весь храм.
Архитектура здания, хоть и была выполнена в старорусском стиле, но имела множество нововведений. Ни один храм не мог похвастаться крытой галереей или сенями для одежды. Если бы не масштабная борьба государства с религией, сегодня мы могли наблюдать более современный облик церковных строений.
Чудом сохранившийся храм на берегу Ольгина озера открывает свои двери всем желающим и предлагает прикоснуться к истории и культуре XIX века.
История
Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе отсутствовал храм, способный вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.
Ходатайство через министра И. И. Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда.
На конкурс были назначены императором архитекторы Л. Н. Бенуа, Н. И. де Рошефор, А. И. Семёнов и Н. В. Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Н. В. Султановым.
В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника.
Закладка храма протопресвитером придворного духовенства Иоанном Янышевым состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Работами руководил архитектор В. А. Косяков. Строительство собора велось на средства Министерства Императорского Двора. За четыре года было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние два года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.
Освящён собор был 12 (25) июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы Св. Александра Невского и преп. Ксении были торжественно освящены в один день — 28 августа (10 сентября) 1905 года. Придел св. Александра Невского был освящён пресвитером собора Зимнего дворца протоиереем Николаем Кедринским (в 7 часов утра), а придел преп. Ксении был освящён сакелларием собора Зимнего дворца протоиереем Петром Благовещенским (в 10 часов утра).
Храм был причислен к придворному ведомству.
К собору была приписана находившаяся на Торговой площади каменная часовня преп. Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (арх. Н. Л. Бенуа), разрушенная в 1957 году.
После революции стал приходским собором. В 1922—1937 годах в нём находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича).
В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать храм. В 1941 году была содрана облицовка глав.
Как и многие другие памятники Петергофа здание сильно пострадало во время войны. Северная часть собора была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались сбивать.
После войны здание храма использовался под склад тары.
С 1972 года собор был взят на учет, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры.
В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал.
Храм Александра Невского
В 30-е годы XIX века был построен очень интересный храм, украсивший Колонистский парк – церковь Святого князя Александра Невского, воплощённая, как неоготическая капелла архитекторами А. Меналасом, И. И. Шармлеманем, К. Ф. Шинкелем. Местом, определённым императором Николаем I для постройки храма, стал парк «Александрия», подаренный императрице Александре Фёдоровне в качестве загородной дачи – резиденции. Капелла после освящения в 1834 году стала домовой церковью семьи императора и одновременно прекрасной декорацией парка.
Архитектурный облик капеллы представляет собой здание с апсидой с восточной стороны, на которой установили звонницы. Над храмом возвышаются восемь шпилей, увенчанных православными крестами. Со всех сторон здание украшают сорок три скульптуры, среди которых изображения Божьей матери, апостолов, ангелов и архангелов. Эту работу выполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Капелла также украшена чугунным литьём в виде кружев. Придворный художник Тимофей Нефф создал неповторимое внутреннее убранство церкви, состоящее из иконостаса и витражных окон. Романовы любили ходить в храм всей семьёй, называя это «малым выходом».
Второе освящение капеллы произошло после реставрации в 2006 году, когда был перезахоронен прах жены Александра III, прибывший из Дании.
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке
Сестрорецк, Петровская наб., д. 1
Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена еще при жизни Петра I в начале XVIII века. Из камня ее возвели в 1781 году. В строительстве использовали материалы, которые остались от разрушенного дворца императора в дубовой роще. В середине XIX века церковь сгорела, а ровно через 100 лет – в 1871 году – в центре Сестрорецка заложили новый храм на средства Александра II, Синода и на пожертвования граждан. Но это здание также не дошло до наших дней. В 1930-е годы собор был уничтожен, а на его месте построили школу.
В 2000-е годы церковь восстановлена. Это полностью новое здание: освящение места для восстановления храма состоялось в 2002-м, а заложено здание только в 2004 году. Храм возвели в память о российских моряках-подводниках: по легенде, в озере Разлив крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I «потаённое судно» — прообраз подводной лодки. Торжественное освящение церкви состоялось в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Военно-морским флотом.
Храм построен по проекту Е. Ф. Шаповаловой с легкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Официальный сайт
На официальном сайте собора Петра и Павла можно найти полное расписание процесса Венчания, который является таинством Церкви, позволяющим супругам при сохранении верности друг другу, обрести благодать для совместной жизни и рождения детей. Обвенчаться в Петродворце можно по понедельникам, средам, пятницам и воскресениям (после Богослужения). Процедура занимает 1 час. Начать можно в 13:00, 14:00, 15:00, 16:00.
Важно знать! Предварительная беседа со священником является обязательной. В храме Петергофа также можно произвести святой обряд Крещения, который выступает своеобразной дверью в церковь, позволяющей отойти от греховной жизни и воскреснуть в духовной
По храмовому расписанию таинство Крещения осуществляется ежедневно после окончания Богослужения. В великие церковные праздники время проведения обряда в храме Петергофа может быть изменено. Перед процедурой рекомендуется приобрести специально предназначенный буклет и ознакомиться со всеми тонкостями
В храме Петергофа также можно произвести святой обряд Крещения, который выступает своеобразной дверью в церковь, позволяющей отойти от греховной жизни и воскреснуть в духовной. По храмовому расписанию таинство Крещения осуществляется ежедневно после окончания Богослужения. В великие церковные праздники время проведения обряда в храме Петергофа может быть изменено. Перед процедурой рекомендуется приобрести специально предназначенный буклет и ознакомиться со всеми тонкостями.
Вторым шагом должна быть беседа с катехизатором, который объяснит основы православной веры. Для этого необходимо обратиться в воскресную школу, размещенную напротив костела в 13:30, взяв с собой заполненную анкету, крестик, который можно приобрести в лавке при церкви, и два полотенца. По окончании процедуры можно взять с собой святую воду.
Собор зимой
На сегодняшний день Собор Петра и Павла в Петергофе является одной из важнейших достопримечательностей. Храм считается обязательным для посещения местом, позволяющим сполна насладиться стилем русского барокко. Проходящие на территории Петропавловского собора фестивали и концерты, в которых участвуют знаменитые ансамбли и хоры, добавляют интереса со стороны как прихожан, так и туристов, приехавших посмотреть Санкт-Петербург и Петергоф.
*Указанные цены актуальны на октябрь 2018 года.
Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)
Невский пр., д. 22 — 24, лит. б
Церковь Святых Петра и Павла широко известна как Петрикирхе – «Церковь Петра» в переводе с немецкого. Эта лютеранская церковь в самом центре города появилась при Петре II, который в 1727 году подарил немецкой лютеранской общине кусок земли на Невском проспекте. Через год, в день святых апостолов Петра и Павла, церковь заложили, а еще через два года освятили – это случилось в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания.
Первое здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. До нашего времени оно не дошло. В течение 100 лет церковь обветшала, и в начале 1832 года община объявила конкурс на создание нового проекта. Лучшей работой был признан вариант заслуженного профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Брюллова, старшего брата знаменитого художника Карла Брюллова.
В августе 1833 года заложили новое здание. В интерьере и архитектуре новой церкви сочетались романские, готические, ренессансные и античные мотивы.
В начале и середине XX века Петрикирхе использовалась как складское помещение сначала для театральных декораций, потом для овощей. В эти годы церковь даже была переоборудована под плавательный бассейн. Была существенно изменена планировка и утрачен интерьер.
Немецкой лютеранской общине удалось вернуть себе церковь только в 1990-е годы. Помимо богослужений здесь проходят благотворительные концерты, экскурсии в музей «Катакомбы» (1 этаж), курсы по изучению немецкого языка. А третий этаж административной (задней) части здания переоборудован под германо-российский центр встреч.
История создания храма
Россия XIX века была глубоко верующей страной, поэтому в каждом городе строилось по несколько церквей и храмов. Не исключением стал и Петергоф. Город, где находился Большой дворец, нуждался в не уступающем ему по красоте и величию храме. Церкви, которые уже стояли на территории Петергофа, были малы по размерам и не могли вместить всех верующих. Некоторые из них служили исключительно для военных или членов императорской семьи и их приближенных. Простым смертным в такие церкви вход был запрещён. Поэтому Петергоф остро нуждался в просторном и открытом для всех верующих храме.
Когда в 1892 году Александр III узнал о ходатайстве заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева о возведении нового храма, он не раздумывая выделил под него самое живописное место на берегу Ольгина пруда. Целый год несколько знаменитых архитекторов участвовали в конкурсе на лучший план строительства. Победителем соревнования в итоге стал талантливый архитектор и реставратор Николай Владимирович Султанов.
В 1894 году началось возведение собора. Главным строителем был выбран Василий Антонович Косяков. За его плечами уже было несколько соборов в Санкт-Петербурге и пригородах. Закладка храма самим Иоанном Янышевым произошла 25 июля 1895 года. Он был полностью построен и отделан за 9 лет.
Освящение собора было назначено на 12 июня 1905 года, которое по традиции проводил протопресвитер Иоанн. На этом событии присутствовали члены императорской семьи. А 28 августа того же года были освящены приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении. Для проведения обрядов были приглашены протоиереи Николай Кедринский и Петр Благовещенский.
Во владения храма были отданы часовня, воздвигнутая в честь преподобного Иосифа Песнописца, и обустроенный вокруг здания зелёный сквер. После революции Петропавловский храм был переведен в статус собора. Он осуществлял свою деятельность вплоть до 1938 года, пока не был подписан приказ о его сносе.
Но планам правительства не дано было осуществиться. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая разрушила множество бесценных памятников архитектуры. Не стал исключением и собор Святых Петра и Павла. Он потерял северную стену во время осады немецкого корректировщика. После окончания войны помещение собора использовалось под склад.
Только в 1972 году историческая значимость храма была восстановлена. Он был взят под опеку государственных органов и был причислен к категории памятников истории и культуры. Согласно плану реставрации собор должен был стать музеем или концертным залом. Но в 1989 году было решено оставить зданию религиозный статус и сохранить его ценность для потомков.
Возведение и основание
Возведение здания началось только через год после принятия проекта Султанова, то есть в 1894 году. Через 4 года храм был полностью возведен, еще около 3 лет заняли отделочные работы фасада и внутренних помещений. Роспись собора и устроение иконостаса продлились 2 года.
В общей сложности постройка собора Петра и Павла продолжалась в течение 9 лет.
Петропавловский собор был освящен 12 июля (по старому стилю) 1905 года преподобным отцом Иоанном. Боковые приделы во имя Александра Невского и преподобной Ксении были освящены позже (28 августа 1905 года) протоиереями Николаем Кедринским и Петром Благовещенским.
Историческая судьба
После прихода к власти большевиков церковь Петра и Павла была переведена в статус собора. Деятельность храма продолжалась вплоть до 1938 года. Именно в это время был подписан приказ о сносе здания собора. Однако Великая Отечественная Война помешала осуществлению планов по уничтожению святыни.
Во время войны здание церкви не избежало ее разрушительного действия. Задняя часть строения была практически полностью уничтожена. После окончания военных действий помещение храма использовалось в качестве склада.
Восстановление и реконструкция
Реконструкция Петропавловского собора началась только в 1974 году и продолжалась в течение почти 20 лет. Руководил работами Евгений Севастьянов. В 1994 году храм освятил патриарх Алексий II. Тогда же прошла и первая, после долгих лет забвения, служба.
Современное положение
Собор Петра и Павла активно участвует в современной жизни общества. Тем, кто оказался в сложном положении, готов помочь социальный работник, который ведет прием два раза в неделю. В здании церкви постоянно присутствует священнослужитель, который дает наставления и советы прихожанам.
Также в храме организована воскресная школа, которую могут посещать как взрослые, так и дети. Священнослужителями ведется работа и с теми, кто только ищет путь к Богу.
Как добраться
Чтобы добраться в Петропавловский собор, Петергоф, потребуется:
- Доехать до станции метро «Горьковская».
- Пройти пешком несколько минут через Александровский парк.
Стоимость экскурсионных билетов составляет 450 р. для взрослых, для студентов и школьников — 250 р. Для пенсионеров она составит 200 р.*
Обратите внимание! На территории храма часто проводятся различные мероприятия и концерты при участии лучших хоровых коллективов и ансамблей. Также в воскресной школе организовываются кинолектории, приуроченные к знаменательным датам, таким как 1030-летие Крещения Руси и прочее
Петропавловский собор в Петропавловской крепости
Петропавловская крепость
Фотография Ирины Ивановой
Петропавловский собор – сокращенное название храма. Его официальное название – Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Император Петр I стремился укрепить главенствующее положение новой столицы среди городов России, поэтому желал построить собор, который поднялся бы выше колокольни Ивана Великого в Кремле и Меншиковой башни, и находился бы в самом сердце Петропавловской крепости. С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м считался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года – самым высоким в России.
Строительство православного храма под руководством главного архитектора города Доменико Трезини заняло 20 лет – с 1712 по 1732 год. Внешний облик собора необычен для традиционного русского культового зодчества. Здание построено в стиле петровского барокко, ориентированном на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры.
Кроме высоты собор примечателен тем, что стал усыпальницей русских императоров. В допетровской Руси великих московских князей и царей хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. После погребения Петра I в усыпальнице похоронены почти все императоры и императрицы до Александра III.
В 1954 году здание передано Музею истории города, но с 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проводят богослужения.
Архитектура и убранство собора
Я, к сожалению, человек не просвещенный в терминах архитектуры и вообще в этой науке, поэтому не смогу впечатлить вас какими-то необычными словами. Мне это величественное здание напоминает собор Василия Блаженного в Москве, и со мной согласятся многие, кто видел оба святых места. При этом главный собор Петергофа не такой пестрый в своих цветах: благородные красный и синий цвета здесь более приглушенные и темные, что придает всему комплексу ощущение незыблемой старины.
Здание выполнено в неорусском стиле. Снаружи оно кажется больше, чем оно есть внутри, при этом потолки центрального зала возносятся вверх на несколько десятков метров. Все иконы в нем старые, потрепанные, и некоторые из них даже обшарпанные. Моя любимая часть собора – это коридор, который окружает главный зал по периметру. Стены его расписаны на древнеславянском языке, узоры вызывают какую-то ностальгию по славянскому духу и традициям, которые сейчас можно прочувствовать только тогда, когда читаешь мифы, сочиненные крестьянами Руси.
Я уверена, храм вас впечатлит и не оставит равнодушным. Он прекрасен, и идеально вписывается своим величием и одновременно простотой в общую картину Петергофа.
Осмотрим церковь Петра и Павла в Петергофе
Мощение пола в вестибюле полностью совпадает с плоскостями скатов каскада Шахматная гора, те же клетки. Случайно это совпало либо сделано осознанно, сейчас не выяснить. Лестница наверх выполнена из дубовой древесины, полностью повторяет старинную. Прежняя была утрачена при блокаде Ленинграда, когда разрушены были практически все здания и интерьеры. Выражение — восстановление по крупицам здесь не будет преувеличением.
Изначально дубовая лестница была сооружена продуманно, умело сочетались несущие функции и эстетическое впечатление. Простота и рациональность конструкции в сочетании с фактурой и цветом древесины и сейчас впечатляют. Сложно представить, что восстанавливать пришлось по немногим сохранившимся обломкам и уцелевшим эскизам. Хотя бы мимоходом необходимо осмотреть внутренние покои.
Перед алтарным иконостасом
Наружное великолепие верхнего яруса, отличающее церковь Петра и Павла в Петергофе, строители храма перенесли внутрь. Сочетание чистейшего белого цвета и позолоты выглядит благородно и торжественно, оттеняя живописные святые образа. Несколько ярусов иконостаса плавно переходят в росписи под куполом, завершает их позолоченная розетка потолочного светильника.
Уникальная резьба и лепнина, оформляющие оклады икон и световые окна, также были утрачены и восстановлены. Для этого проделана огромная работа по изучению архивов и сохранившихся фрагментов убранства. Трудно судить, насколько сохранена манера письма прежних образов, но предстающая картина внутреннего облика очень впечатляет. Перекрестные световые потоки через люкарны обеспечивают очаровательное мерцание.
По неизвестной причине открытыми оказались Святые врата, приоткрывшие само алтарное помещение, обычно посетителям недоступное. Таковы православные каноны, значительно отличающиеся от оформления храмов католических. Там алтарный престол не прячут от прихожан, а непроницаемая алтарная преграда заменена легкой решеткой (балюстрадой). При это алтарь содержит практически одинаковую утварь, хотя в обрядах есть различия.
Прихожане храмов, да и бывалые туристы достаточно сведущи в христианских обычаях и терминах. Знают, что алтарь — помещение в восточной части храма, и жертвенный стол, превратившийся в обрядовый. То, что заглянул за иконостас не священник, не преступление, а оплошность служителей. При этом увидеть алтарный образ, икону за престолом, у православных почти невозможно, у католиков она на виду.
Трапезная и росписи
Внутренний облик трапезной почти так же блестяще оформлен, как и молитвенное помещение. Рядовые храмы оснащали трапезные алтарями для богослужений в зимний период, чтобы не протапливать весь объем. Насколько это совпадало с использованием притвора здесь, неизвестно. Предположительно, церковь Петра и Павла в Петергофе основной функцией трапезной сделала жизнеописание апостолов.
Разобраться в перипетиях жития святых читатели обзора способны самостоятельно, не будем ими перегружать публикацию. Показывая интерьер трапезной, преследуем цель полнее познакомить с внутренним убранством. Белизна и позолота здесь так же преобладают, как и возле алтарного иконостаса и на нем. Таким образом здесь украшены вполне мирские декоративные элементы, икон здесь немного.
Исключение составляют росписи – жизнеописания, которые можно отнести к религиозной живописи. Однако едва ли они являются святыми образами, как принято именовать иконы. Однако характер обрамлений художественных полотен отличается от багетов обыкновенных картин. Здесь рамки необычны по форме и разнообразны по исполнению, ценны не менее обрамляемых изображений.
Насколько реальны были ставшие легендарными личности, существовали ли вообще – не нам судить. Однако описания их жизни и деяний вполне реалистичны, хотя и имеют черты легенд
Мы же не подвергаем сомнению существование самого Иисуса Христа, не важно, верим ли в его исключительную судьбу. Ведь именно Спаситель человечества изображен в компании своих ближайших сподвижников в светящемся нимбе
Завершая представлять читателям церковь Петра и Павла в Петергофе, еще раз подчеркнем колоссальность реставрационных работ. И этот примечательный объект, и другие восстановлены из полного небытия. Не просто восстановлены, а приведены в соответствие с оригиналами, чтобы передать исторический облик будущим поколениям.
Что посмотреть поблизости
Помимо всемирно известного нижнего парка Петергофа с его каскадом фонтантов, шутихами, дворцом с золочеными фасадами, лабиринтом и прочими достопримечательностями, Петродворец так и лопается от памятников архитектуры и истории царской семьи Романовых.
Обязательным для посещения в Новом Петергофе я считаю парк Александрия, в котором находится невероятно красивая готическая капелла, уникальная в своем роде для нашего региона. Помимо этого, недалеко от собора, в пешей доступности располагаются Императорские конюшни. Увидев только их, можно понять, в каком величии и роскоши жила правящая семья. Ведь если только для их лошадей отводилось столько места, вкладывалось столько усилий и средств, что говорить о самом императоре?
К западу от Нового Петергофа располагается Старый, к которому я питаю особые теплые чувства из-за его аутентичности и затерянности во времени. В Старом Петергофе намного труднее найти достопримечательности, не все они находятся на карте. Главной из них является парк Сергиевка и парк Собственной дачи, про которые я писала здесь. Если же вы захотите покорить весь регион южного побережья Финского залива, максимально прочувствовав быт Романовых и старину, то прокатитесь до Ломоносова, где находится великолепный Ораниенбаум – изумительный дворцовый ансамбль.
Церковный корпус
Это пятиглавый храм входит в комплекс Большого Петергофского дворца и находится в его западной части, на границе Верхнего и Нижнего парков. Храм был построен по проекту великого итальянского архитектора Бартоломео Растрелли в 1747-1751 гг. Архитектор выполнял распоряжение императрицы Елизаветы, захотевшей иметь в своей резиденции церковь рядом с Большим дворцом. В 1751 году храм был освящён и начал выполнять свою роль придворной церкви. Сегодня внутреннее убранство храма, в общем, соответствует тому, как он выглядел во времена Елизаветы Петровны, хотя его второе открытие и освящение прошло совсем недавно – в 2011 году. Церковь получила название во имя апостолов Петра и Павла. Когда-то пышные интерьеры в стиле елизаветинского барокко украшали Церковный корпус и его восьмиугольный зал и трапезную. Здесь всё насыщено золотом – символом Божественной славы, а лики святых на иконах смотрят мягче, чем в других храмах. Ещё одной особенностью церковного корпуса является отсутствие амвона (возвышение, подиум) перед алтарём. Внешне церковь соответствует канонам православия, хотя внутри художественные стили смешаны и разнообразны. Эти стены хранят тайны царской семьи, ведь именно здесь совершались многочисленные таинства – от крещения до исповеди многих членов императорской фамилии.
История храма
Считается, что она начинается с 1892 г., когда протоиерей Иоанн Янышев, придворный священник, обратился к Александру III за разрешением возвести храм. Ведь все имевшиеся Петергофские церкви были размеров скромных, а по количеству православного населения требовался собор, могущий вместить большое количество прихожан. Таким и должен был стать Петропавловский.
Говорят, что государь лично выбрал место: у пруда, там, где находился павильон, когда-то выстроенный Николаем I для дочери (отсюда название – Ольгин пруд).А известный столичный зодчий Николай Владимирович Султанов, создал эскиз новой церкви в русском стиле очень быстро, как бы на вдохновении. Уже в 1894 г. прошла закладка фундамента. А завершилось строительство, когда страну уже сотрясала первая русская революция.
25
Июня
1905 года
Состоялось великое освящение храма, на котором присутствовала вся императорская семья.
С этого времени Петропавловский, хотя приписанный к ведомству императорского двора, стал соборным храмом Петергофа. Он оставался им некоторое время даже после революции 1917 г.
Согласно сохранившимся документам, службы шли здесь до декабря 1937 г., хотя власти не раз разоряли церковь. Кроме того, в часовне по их распоряжению осквернили могилы генерал-губернатора столицы Д.Ф.Трепова (1855-1906 гг.), на которого не раз покушались революционеры, и его супруги. Судьба праха, увезенного в неизвестном направлении, осталась загадкой.
К 1938 г. принято было окончательное решение собор снести. Но этим планам помешала война.
В ходе боевых действий церковь сильно пострадала, так как здесь обосновались немецкие солдаты. Поскольку отсюда хорошо было видно Кронштадт, Ораниенбаум, они корректировали огонь артиллерии. Разумеется, из собора их пытались выбить советские войска, так что колокольню почти разрушили постоянные обстрелы.
Архитектурную значимость «царского собора» власти осознали только к 1970-м, когда его приняли на учет как памятник. Так началась реставрация, завершившаяся к концу 1980-х. С учетом великолепной акустики, предполагалось открыть концертный зал, а также музей.
Но в 1989 г. было принято иное решение: поруганный храм вернуть Церкви.
9
Июля
1994 года
Петропавловский собор был вновь освящен. Чин возглавил Патриарх Алексий II.
Сейчас на приходе:
- работает воскресная школа, носящая имя страстотерпца цесаревича Алексея;
- ведется миссионерство, работает молодежный клуб.
Гости, жители города считают храм одной из его жемчужин. Причем речь идет не только о его внешней красоте, но и о богослужении.
Вот что пишет на странице храма Зоя Смирнова, жительница Москвы, во время пандемии сумевшая послушать службы онлайн:
Архитектура и внутреннее убранство
Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек.
Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.
Внутреннее убранство храма
Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.
На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.
Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.
Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.
Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Миласской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.
Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.
Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими.
Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым.
В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников».
В часовне собора имелись лишь два захоронения — генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (1855-1906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930-х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля).
Внешний вид
Султанов задумал проект церкви Петра и Павла в неорусском стиле. Оформление окон и входов напоминает отделку северорусских изб того времени. Само здание пирамидальной формы и имеет 5 шатровых глав, увенчанных куполами.
Фасад облицован кирпичом темно-красного и светло-желтого цветов. Также в декоре фасада присутствуют поливные глиняные изразцы и иконы святых, покровительствовавших царской семье.
Внутреннее оформление
Внутри храм был расписан известными русскими мастерами Сафоновым и Колупаевым. Иконы писались иконописцами из Палеха. Главный иконостас изготавливался по подобию того, что находится в Венецианском храме Святого Георгия. В центральной части главного зала находится широкая арка с серебряным распятием.