Звенигород, саввино-сторожевский монастырь: как доехать?

Расписание богослужений

19 —  года

06/19

Понедельник. Седмица 10-я по Пятидесятнице. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

9:30 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

07/20

Вторник. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

08/21

Среда. Перенесение мощей прпп. Савватия и Зосимы Соловецких (1566).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

13:00 Молебное пение всем святым с водосвятием и акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

09/22

Четверг. Апостола Матфия (ок. 63).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

15:00 Крестный ход от храма блгв. кн. Александра Невского (г. Звенигород) в Саввино-Сторожевский монастырь.

17:00 Всенощное бдение.

 10/23

Пятница. ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРП. САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО, ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1998).

6:00 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме. Водосвятный молебен.

9:00 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

 11/24

Суббота. Мч. архидиакона Евпла (304).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Всенощное бдение.

12/25

Воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306).

6:30 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме.

9:30 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском Соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

 13/26

Понедельник. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца.

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

Почему православным христианам не следует заниматься йогой?

Что такое Йога? Йога — религиозная практика, связанная с определенными религиозными представлениями. Хотя Вам могут сказать, что Йога — это просто форма оздоровительной гимнастики, большинство…

День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847)

День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847) В 6:30 в скиту прп. Саввы Сторожевского (1 км от монастыря) была отслужена Ранняя…

Начало занятий с года.  Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздничная Божественная Литургия в Саввино-Сторожевском монастыре была совершена в 9:30 в Преображенском храме обители, богослужение возглавил наместник монастыря архимандрит Савва в сослужении братии в священном…

Обет трезвости в Саввино-Сторожевском монастыре

12 июня Саввино-Сторожевский монастырь посетил диакон Иоанн Клименко, Ответственный за организацию трезвенной работы в храмах Москвы, секретарь Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», с группой паломников (10 человек)….

Служение архиепископа Феогноста в Саввино-Сторожевском монастыре

Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского. В 7:45 в Соборе Рождества Божией Матери Саввино-Сторожевского монастыря  Божественную Литургию возглавил архиепископ Каширский…

Правила посещений монастыря

Перед посещением мужского монастыря, рекомендуется связаться с паломнической службой.

Тел..

Не рекомендуется появляться на монастырской территории одетыми в спортивный костюм, с оголенными ногами. Женщины и девочки должны быть с покрытыми волосами и одеты в длинные платья. Мужчины и мальчики должны входить в храм с непокрытой головой. Перед началом экскурсий желательно отключить телефоны.

Запрещено:

  • Находится в наркотическом и алкогольном опьянении. Распивать спиртные напитки и курить.
  • Включать музыку или петь. Кричать, ругаться, громко разговаривать, употреблять ненормативную лексику.
  • Сорить и организовывать пикники на землях храма
  • Приходить с животными. Передвигаться на роликах, велосипедах, гироскутерах.
  • Нельзя фотографировать монахов, послушников, святыни внутри храмов.

Для желающих провести в Савинно-Сторожевском монастыре несколько дней, организованна гостиница.

Тел. (495)-99-29-418.

Стоимость номеров в Савинно-Сторожевской обители в Звенигороде от 500 руб. за койко-место до 4200 руб. за 2-х местный люкс, без питания. Дети возрастом до 5 лет размещаются бесплатно, без койко-места. Дополнительное место стоит 250 руб. Для аренды номера гостиницы нужно предоставить паспорт. Завтраки и обеды можно приобрести в кафе находящемся в Провиантской башне.

Оформление статьи: Владимир Великий

Купель в Саввино-Сторожевском монастыре

Примерно в 150 м от стен монастыря имеется святой источник Преподобного Саввы. Он образовался в глубоком овраге рядом с пещерой, в которую Савва уходил для общения с Господом и совершения молитв. Позже на этом месте построили скит, а воду в источнике освятили. Многие паломники после посещения этого места исцелялись от различных недугов.

В советские годы скит был разрушен. После Отечественной войны здесь располагался военный санаторий. Восстановление скита было осуществлено только в начале XXI века. Теперь здесь созданы все условия для комфортного посещения святого места: организованы стоянка, туалет, детская площадка, есть кафе. Купель окружена деревьями, везде установлены скамейки, на которых можно отдохнуть после купания и насладиться свежим воздухом в тени деревьев. На территории есть церковная лавка с большим ассортиментом товаров: иконами, маслом, свечами, духовной литературой. Вблизи расположился магазин, где можно приобрести приготовленные в монастыре пирожки и хлеб, сладости, кагор, безалкогольные целительные бальзамы, медвежий жир, травяные сборы.

Купель со святым источником,  Маргарита Кушниренко

Рядом с купелью стоит раздевалка, в которую паломники заходят перед погружением. Для удобного спуска установлена лестница с перилами. Температура воды в источнике круглый год держится на отметке 4°С, поэтому желающих окунуться обычно немного. После купания следует взять с собой бутылку святой воды, набранной из источника.

Житие преподобного Саввы Сторожевского

О детских и отроческих годах преподобного Саввы, до прихода его в монастырь, сведений не сохранилось. Неизвестны так же год и место его рождения. Житийная повесть начинается с того времени, как юный подвижник пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него иноческий постриг. Под руководством великого игумена, инок Савва упражнялся в посте и богомыслии, пребывая в непрестанном подвиге, смирении и трудах. За свое благочестие и внутреннее преуспеяние он был удостоен священнического сана и был избран духовником обители.

После победы на Куликовом поле, благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, согласно своему обету, задумал создать общежительную обитель во имя Пресвятой Богородицы. Он обратился за помощью к преподобному Сергию, и преподобный облюбовал уединенное место на реке Дубенке, где поставил церковь, а потом создал и монастырь в честь Успения Богоматери. Настоятелем был назначен преподобный Савва, как весьма опытный и искусный инок, способный к отческому попечению о братии (по другим источникам, вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Свято-Успенского Дубенском монастыре является весьма спорным, так как  игуменом в то время был другой Савва — Стромынский).

Преподобный Савва пользовался уважением не только среди монастырской братии и простых мирян, но и в княжеском роде. Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. В 1395 году (по другим источникам — в 1399 г.) Юрий Звенигородский обратился за благословением к преподобному Савве на поход в Волжскую Булгарию. Преподобный благословил князя на ратный подвиг и предсказал ему славную победу. Сражение окончилось полным разгромом противника: Юрий Звенигородский сумел взять 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань, и с той поры стал еще больше почитать святого старца.

После кончины преподобного Сергия, преподобный Савва, вняв мольбам братии, около шести лет управлял Троицкой обителью, так как благословленный на игуменство Никон Радонежский удалился на это время в затвор. Тогда, подобно своему богоносному наставнику, он извел источник за северной стеной монастыря, так как братия страдала от нехватки воды. Но в 1398 году благочестивый князь Юрий Звенигородский утвердился в благом намерении создать в своих окрестностях иноческую обитель и пригласил с этой целью преподобного Савву. Место было выбрано на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Возложив всю надежу на Пресвятую Богородицу, святой подвижник поселился на новом месте, где в скором времени поставил деревянную церковь в честь Рождества Пречистой и соорудил себе маленькую келью. Постепенно вокруг него стала собираться братия, и богомудрый старец с отеческой любовью принимал всех и наставлял на путь спасения. Так в скором времени устроился новый общежительный монастырь. Звенигородский князь всячески опекал обитель и делал большие вклады. Незадолго до преставления преподобного он поставил величественный каменный храм в честь Рождества Богородицы (вместо прежнего, деревянного), который сохранился и до наших дней.

Библиотека Русской верыЖитие преподобного Савы Сторожевского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Чувствуя приближение к вечности, преподобный Савва стал стремиться к большему уединению и для этого выкопал себе в версте от монастыря небольшую пещеру. Преставился угодник Божий в глубокой старости, 3 декабря 1407 года, преподав всем мир и последнее целование. Преемником своим он назначил одного из учеников, также по имени Савва. Весть о его блаженной кончине быстро разлетелась по Звенигородским окрестностям: на погребение собралось множество народа, все прощались с преподобным, словно с родным отцом. Тело преподобного Саввы было предано земле с правой стороны у Богородице-Рождественской церкви.

Где остановиться

При обители действует гостиница на пятьдесят мест. На трех ее этажах размещены одно-, двух- и четырехместные номера, есть один шестиместный. Уровень номеров – от эконом-класса до люксовых. В одноместных номерах – душевая и санузел находятся на этаже, в остальных – непосредственно в номере. Работает эта гостиница без выходных, круглые сутки. Заселиться можно после 17.00, а вот выехать необходимо до 15.00.

Чтобы остановиться здесь, гостям следует иметь при себе документы: паспорта либо же свидетельства о рождении (для детей).

Важно! Дети до пяти лет могут жить в гостинице бесплатно (только с родителями). Пребывание животных здесь запрещено.Чтобы забронировать место заранее, свяжитесь с администрацией при помощи телефона

Основатель обители

Все началось в XIV веке с отшельнического скита инока Сергия Радонежского, который уже при жизни считался святым. Сначала это был небольшой скит, но со временем у отца Сергия собралась небольшая братия. Одним из его монахов и первых учеников был Савва.

Известно, что Сергий Радонежский был духовником великого князя московского Дмитрия Донского, а Савва – его жены Евдокии и третьего сына Юрия, который после смерти отца получил во владение Звенигород. Князь Юрий призвал к себе Савву и поручил ему основать новый мужской монастырь в Звенигороде.

Для этого было выбрано очень красивое место – гора Сторожа, которая в то время находилась за пределами городских стен. С нее открывался впечатляющий вид на Москву-реку и речку Сторожку. Он и сейчас поражает своей красотой, в чем мы смогли убедиться, гуляя по монастырским окрестностям.

История появления обители

По указу наследника князя Дмитрия Донского – Юрия Дмитриевича в середине 14-го века была основана священная община. Монастырь же стал тем местом, где Преподобный искал себе уединения и преследуя эту цель он даже вырыл небольшую по величине пещеру, проводя в ней в молебни многие часы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

Скит Саввино-Сторожевский изначально был небольшой как по численности паствы, так и по своей площади, но, когда численность монахов со временем начала увеличиваться, тогда и сама обитель значительно расширилась территориально.

Настоятели и наместники

  • Прп. Савва Сторожевский (1398 — 1407)
  • Савва II (1407 — 1423)
  • Феодор (1428)
  • Дионисий (1430)
  • Досифей (ок. 1435)
  • Иосиф (1435)
  • Евфросин (1454)
  • Варлаам (1462)
  • Евсевий (1470)
  • Дионисий II (1490)
  • Каллист (1505 — 1507)
  • Савва III (1517 — 1519)
  • Паисий (1520 — 1521)
  • Варсонофий (1524)
  • Серапион (1524 — 1525)
  • Филофей (1527 — 1529)
  • Макарий (1530)
  • Мисаил (1539)
  • Афанасий (1542 — 1549)
  • Филарет (1549 — 1555)
  • Филофей II (1558)
  • Гурий (1565, в 1567 — в братстве Симоновом)
  • Варлаам II (1567 — 1570)
  • Евсевий II (1570)
  • Феодосий (1589)
  • Герман (4 апреля 1592 — 1594)
  • Нафанаил (1595)
  • Боголеп (1598)
  • Исаия (1606 — 1612)
  • Макарий II (1628 — 1629)
  • Иосаф (1629)
  • Давид (1631)
  • Антоний (1634)
  • Иона (1638 ?)
  • Никон (1641 — 1643)
  • Варлаам III (1643 — 1650/1651)
  • Гермоген (1651 — 1653)
  • Никанор (1653 — 1660)
  • Тихон (1660 — 1666)
  • Варнава (1666 — 1673)
  • Сильвестр (Черницкий) (1673 — 1699)
  • Сильвестр II (1711 — 1723)
  • Досифей (Богданович-Любимский) (1726 — 1731)
  • Антоний (1731 — 1734)
  • Симон (Тихомиров) (1734 — 1739)
  • Свт. Иларион (Григорович) (1740 — 1743)
  • Сосипатр (1752 — 1755)
  • Гедеон (Криновский) (1755 — 1758)
  • Иоанникий (Павлуцкий) (1758 — 1761)
  • Феофил (Игнатович) (сентябрь 1765 — 1770)
  • Павел (1770)
  • Варфоломей (1770 — 1773)
  • Павел (Зернов) (1775 — 1776)
  • Феофилакт (1776 — 1788)
  • Дмитровские викарии Московской епархии (1800 — 1877)
    • Афанасий (упом. 1836 ) иером.
    • Николай (упом. 1846 ) иером.
  • Можайские викарии Московской епархии (1877 — 1917)
    • Алексий (Лавров-Платонов) (19 марта — 30 апреля 1878)
    • Иннокентий (Бобцов) (? — 11 декабря 1915)
      1919 — 1995 — упразднен
  • Московские и всея Руси патриархи (с 9 февраля 1995)
    • Феоктист (Дорошко) (21 ноября 1997 — 2006)

      Савва (Фатеев) (февраль — 16 декабря 2006) и/о

    • Савва (Фатеев) (16 декабря 2006 — 30 августа 2019)

Монастырь в ХХ веке

После Октябрьской революции обитель была закрыта. В 1918г. представители советской власти г. Звенигорода в следствии попытки изъять ценности и продуктовые запасы монастыря, провоцируют конфликт с монастырскими братьями и крестьянами близлежащих сел. В результате 3 человека из представителей власти было забито палками и камнями до смерти.

За попытку «контрреволюционного мятежа» игумена Макария и священника Державина вместе с 2-мя крестьянами приговаривают к пожизненному заключению на каторге без права свиданий. Более легкое наказание в виде 10 лет тюремного режима получили еще 8 крестьян. В результате рассмотрения «дела о мятеже в г. Звенигороде» мощи Саввы конфисковывают, а монастырскую обитель закрывают.

Позднее останки Саввы были переданы Михаилу Успенскому, работающему в комитете по охране памятников. Он сохранил их, закопав у себя на даче и передал мощи церкви, только в 1985 г. Во время ВОВ в 1941 г. несмотря на то что линия фронта находилась в 3000 м. от монастыря, в него не попал ни один снаряд. После ВОВ на территории монастыря в разное время размещали: санатории, военные части, музей.

В 1995 г. состоялось повторное открытие храма. На празднование 600 годовщины в 1998 г. Патриарх Алексей II вернул в обитель мощи Саввы Сторожевского.

История

Монастырь основан в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой-чудотворцем по просьбе князя Юрия Дмитриевича. Первая обитель состояла из храма Рождества Пресвятой Богородицы и монашеских келий. В начале XV века был возведен Рождественский собор из белого камня, у его входа вскоре был погребен преподобный Савва, который впоследствии был причислен к лику святых в XVI веке.

Монастырские постройки были подвержены разрушениям в период Смуты, а затем в начале XVII века в результате польско-литовских набегов. Обитель стала возрождаться при правлении царей из династии Романовых. В 1650 года царь Алексей Михайлович приказал построить новый монастырь на горе Стороже. Новый комплекс включал крепостные стены с 7-ю башнями, три храма, царский дворец, монашеские кельи, трапезная и хозяйственные постройки. Позже царь часто бывал в монастыре и использовал его в качестве летней резиденции.

Памятник преподобному Савве,  Наталья Путешественница

В XVIII веке обитель утратила свое положение, большая часть ее земель подверглись секуляризации. Осенью 1812 году комплекс находился под оккупацией французских войск и получил ряд разрушений. После победы монастырь был восстановлен на царские пожертвования.

В 1918 году в стенах обители произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы, арест наместника и священнослужителей монастыря. Местные власти изъяли имущество обители, в том числе святые мощи преподобного Саввы, и прекратили ее работу. В советское время в зданиях размещались санаторий, затем музей.

В 1995 году монастырь был восстановлен и открыт для верующих. Часть мощей Саввы была сохранена семьей Успенских, которые передали их в Свято-Данилов монастырь. В честь 600-летнего юбилея обители реликвия была возвращена в стены Савво-Сторожевского монастыря. В настоящее время здесь живут 30 монахов и послушников. На территории работают богословские курсы и библиотека с читальным помещением, монастырь курирует детский приют. Некоторые помещения реставрируются до сих пор.

Казанская трапезная церковь и Троицкий храм, Катерина Солосятова

Здания и сооружения

На территории Саввино-Сторожевской обители расположены несколько храмов и общественных зданий. Все они строились в разное время. Многие перестраивались и реставрировались впоследствии.

К важным зданиям относятся:

Храм Рождества Богородицы. Является старейшим собором монастыря. Он построен в 1404—1405 годах, хотя эти цифры оспариваются некоторыми исследователями. Строительство начали еще при жизни преподобного Саввы, на месте старой деревянной церкви, построенной во владимиро-суздальском стиле. Позднее был пристроен придел.
Преображенская церковь. Второе название — Трапезная церковь во имя Преображения Христова. Построена в середине XVII века, по второй версии — в конце XVII столетия на деньги царевны Софьи. Церковь примыкает к трапезной. При Советском Союзе в ней были размещены военный санаторий и радиорубка.
Троицкая надвратная церковь (Святой Живоначальной Троицы). В середине XVII века церковь Сергия Радонежского была разобрана, а ее престол перенесен во вновь построенную Троицкую, что позволило сохранить преемственность. Тут располагался домовой храм императрицы.
Звонница. Время возведения — 1650-е годы. Примыкает к трапезной и является самой высокой постройкой. В среднем ярусе была построена церковь Живоначальной Троицы, которую после переименовали в Сергия Радонежского.
Дворец Алексея Михайловича. Был возведен постепенно. В 1652—1654 годах построили северную часть. В 1674—1676-ых строение было одноэтажным и состояло из 7 комнат: центр занимали царские покои, север — кухня, в остальных комнатах размещалась семья и свита. В 1686—1687-ых был построен деревянный второй этаж с наружными лестницами. В середине XVIII века палаты пострадали при пожаре, но были восстановлены. При СССР тут размещался военный санаторий.
Царицыны палаты. Построены для супруги Алексея Михайловича Марии Милославской. До 30-х годов XIX века здание имело второй деревянный этаж, который после был снесен. Строение делилось на 2 части — парадную и хозяйственную. Первая часть состояла из центральной половины для царицы и боковой для слуг.
Трапезная. Сооружена в 1650-х годах вместо старого здания, в начале XIX века было значительно перестроено из-за обрушения. Четырехэтажная трапезная стала одной из крупнейших каменных построек своего времени: в подвале на глубине 6 метров были колодец и ледник, на первом этаже — кухня, на втором — кельи, на третьем — столовая, на четвертом — казна.
Братские корпуса. Находятся вдоль южной стены. Палаты имеют большие размеры. Сегодня там живут монахи.
Стены и башни. Их строительство началось перед войной России и Польши

Монастырь имел важное оборонительное значение. Стены были построены менее чем за 5 лет

Изначально было 7 башен, но до нашего времени не все сохранилось.

Как доехать до монастыря на машине

Добраться до монастыря можно проехав по Новорижскому шоссе (М9), съехав на 48 км, придерживаясь правой стороны, на транспортной развязке к г. Звенигороду (А 107), затем выехать на Рахетинское шоссе и ехать до указателя «Савинно—Сторожевский мужской монастырь».

Проезжая Можайскому, Киевскому и Минскому шоссе нужно свернуть у Б. Вязёмы и выехав на трассу А-107 доехать до г. Звенигород. Дальше по Рахетинскому шоссе до указателя «Савинно—Сторожевский мужской монастырь».

Рядом с обителью есть маленькая парковка. В дни церковных праздников территория монастыря становится многолюдной, рекомендуется приезжать в утренние часы для того чтобы припарковать здесь машину. Еще одна парковка оборудована по дороге между монастырем и Савинским скитом.

Савво-Сторожевский монастырь и династия Романовых

Для монастыря это время стало периодом Возрождения и расцвета. Обитель возродили, из Москвы в Савво-Сторожевский монастырь проложили Царскую дорогу, а преемник Федора Михайловича император Всея Руси Алексей Федорович даже здесь устроил свою резиденцию, для чего были построены царские палаты. Существует легенда, по которой царь Алексей однажды приехал на богомолье в Звенигородский монастырь. После службы царь и его свита отправились на охоту. Как уж так вышло, что царь остался один в лесу без охраны, и именно в этот момент перед государем оказался медведь, который вот-вот готов наброситься, но его отпугнул внезапно появившийся инок. Когда все возвратились в монастырь после охоты, царь Алексей Федорович взглянул на икону преподобного Саввы.. И узнал своего спасителя.

Через месяц гроб преподобного Саввы был открыт, произошла канонизация. Император Алексей лично присутствовал при этом и затем в честь события приказал отлить колокол вес которого был 21 тонна. Что случилось с этим колоколом не известно, но сегодня он утерян. Символом Звенигорода, стал другой колокол, также отлитый по приказу царя Алексея. Вес колокола 35 тонн и в народе его называли «Благовестник». Внизу колокола на кромке, есть письмо, где говорится об особом расположении царя к монастырю. Монастырь вырос из обычной обители и превратился в Лавру. На территории были построены не только многочисленные храмы, но и Царицыны палаты, резиденция царя, трапезная.

Царский дворец

Стены монастыря укреплены сторожевыми башнями.

Сторожевые башни

После смерти царя Алексея, монастырь оставался царской обителью, правда резиденция перешла вновь в Москву. Стоит отметить, что пришлось монастырю быть и убежищем для царских детей во время Стрелецкого бунта. Здесь укрывалась царевна Софья с меньшими братьями Иваном и Петром.

Царицыны палаты

Царицыны палаты

Царь Петр не отличался особой тягой к монастырям, все больше к казармам, поэтому монастырь постепенно утрачивал свое значение. Да и царская столица переместилась из Москвы в Петербург. Но все же сюда приезжала императрица Елизавета Петровна и Екатерина II. После реформы монастырь потерял часть своих земель, и здесь оставалось 33 монаха.

Расписание богослужений

Вот действующий график проведения служб в Звенигородском монастыре:

Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания (Прп. Венидикт Нурсийский):

  • 6 утра – полночная служба, утренняя, изобразительны, часы, церковное вечернее служение и лития;
  • 5 вечера – утренняя и Великое Повечерие.

Вторник. Мч. Аглапия и другие:

  • 6 утра – полночное служение, часы, изобразительны, лития и храмовое вечернее служение;
  • 13:00 – проведение в Преображенском соборе обряда Соборования;
  • 5 вечера – утренняя и Повечерие Великое.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Казанской Божьей Матери в Коломенском

Среда. Мученица Саввнна:

  • 6 утра – полночное церковное служение, изобразительны, часы, вечерняя. Выполнения песнопения Даров Преждеосвященных;
  • 5 вечера – утреня с произнесением Великой молебни Преподобного Андрея Критского.

Четверг. Четверток Канона Великого. Преподобного Алексия, человека Господнего:

  • 6 утра – полночное богослужение, изобразительны, часы, вечерняя, совершения песнопений Даров Преждеосвященных;
  • 5 вечера – утренняя и Повечерие Великое.

Пятница. Свт. Кирилла, архиепископа Иерусалимского:

  • 6 утра – богослужение полночное, изобразительны, часы, вечерняя, проведение песнопений Преждеосвященных Даров;
  • 5 вечера – утреняя с прочтением Акафиста Царице Небесной.

Суббота. Похвала Деве Марии (субботнее чтение акафиста). Мученикам Хрисанфа и Дарии:

  • 6 утра – молебень Братская. Полночная служба;
  • 7:45 – часы, духовное песнопение, произнесение акафистов Прп. Савве Сторожевскому;
  • 5 вечера – всенощная.

Воскресенье. 5-я неделя Великого воздержания. Святой Марии Египетской:

  • 6:30 – ранняя духовная Литургия в Троицком соборе;
  • 9:30 – поздняя, духовное песнопение в Соборе Рождества Богоматери, произнесение акафистов Прп. Савве Сторожевскому;
  • 5 вечера – вечерня, чин о пассии (произнесение акафиста Страстям Христовым).

Состояние сейчас

Сегодня в обители живут около 30 монахов. Помимо монашеского служения, они занимаются и социальной деятельностью.

В монастыре действуют:

  • Детский приют. Он расположен в самом Звенигороде. Тут проживает до 30 детей. Некоторые проходят курсы реабилитации в центре при приюте. Всего за время работы приют выпустил около 100 человек. Помимо общих предметов, дети изучают православие и церковнославянский язык. Примечательно, что работа осуществляется исключительно на добровольные пожертвования монастырю.
  • Издательство. Монастырь имеет собственное издательство, выпускающее богословские книги, произведения разных авторов, посвященные обители открытки, журнал «Саввинское слово».

В начале XX века в Москве было открыто Саввинское подворье на Тверской улице. Сегодня оно занято коммерческими фирмами и со всех сторон окружено новыми зданиями. Интересный факт: в 1939-м во время расширения улицы потребовалось передвинуть постройку вглубь. Это было сделано ночью в ноябре 1939 года без отселения жильцов.

Посещение, режим работы обители

Тем, кто решил побывать здесь, стоит заранее связаться с паломнической службой

Важно! По понедельникам служба не работает. В остальные дни – с 10.00 до 17.00

Экскурсоводы не только познакомят с жизнью обители, но и расскажут об особенностях монашеского уклада, правилах, которые действуют для иноков. Гости смогут узнать о святынях, которые хранятся в монастыре, познакомиться с историей жизни его основателей. Разработаны два туристических маршрута.

  • Первый рассчитан на полтора часа и включает в себя знакомство с архитектурным ансамблем обители, посещение главного храма – собора Рождества Богородицы, а также Преображенской и Троицкой церквей. Гости могут подняться на крепостную стену и колокольню.
  • Второй маршрут занимает четыре часа и включает в себя экскурсию по кремлю Звенигорода с посещением Успенского храма, знакомство с монастырем (по программе первого маршрута), посещение скита Саввы Сторожевского.

Гостям обители обязательно стоит учесть, что она является действующей, поэтому здесь достаточно строгие правила, касающиеся внешнего вида и поведения посетителей.

Запрещены шорты, открытые плечи, женщинам надо быть в юбках или платьях, с покрытой головой (юбки и платки предлагают при входе в обитель), без косметики.

Здесь нельзя шуметь, курить, употреблять алкогольные напитки, включать музыку

Важно! Фотографировать можно только архитектурные памятки – съемка в храмах или снимки монашеской братии запрещены.Открывается для посетителей обитель в 6.00, закрывается – по завершении вечерней службы.. Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:

Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:

  • зимой – 7.00-20.00;
  • весной и осенью – 7.00-21.00;
  • летом – 7.00-22.00.
  • По понедельникам закрывают купальню на час раньше.

Судьба Савво-Строжевского монастыря после революции

После революции 1918 года монастырь закрыли, а святые мощи преподобного Саввы изъяли, чем вывали бурю протестов горожан и последовавшие аресты. Интересно, что этот поворот истории преподобный Савва предсказывал перед своей кончиной. Он говорил, что придет время, когда люди забудут Бога и ему придется уйти из монастыря, но он не исчезнет, а будет в тайном месте молиться за заблудшие души перед концом света. Его слова были даже напечатаны в большевистских газетах, как подтверждение контрреволюционности монашества. В Советское время здесь располагались многие учреждения от воинской части и санатория, до музея. Не обошлось без загадок. Так в 1918 году монахи, не дожидаясь прихода большевиков, решили спрятать сокровища, и бросили все в пруд. Сколько потом не искали чекисты ничего не нашли, ни в двадцатые годы, ни в тридцатые, когда поиски возобновили. Тайна этих сокровищ до сих пор не разгадана. После падения советского режима, обитель ожила. Мощи вернули назад, возобновили богослужения, и пришли в монастырь новые послушники.

Сегодня Саввино-Строжевский монастырь можно посетить как в качестве паломника, так и в качестве туриста, ведь на территории монастыря в Царицыных палатах, расположен музей. Через башню, которая находится слева от входа (там находится кафе) можно выйти на стену монастыря.

А если выйти с территории монастыря — то перед нами будет смотровая площадка с великолепным видом на окрестности.

Смотровая площадка около Саввино-Строжевского монастыря

В целом, Саввино — Строжевский монастырь — это место обязательное к посещению. Что-то здесь определенно точно есть.

Кстати, не торопитесь быстро отсюда уехать — рекомендую прогуляться (или доехать) до скита и купальни. О чем будет мой следующий рассказ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector