Французские готические витражи — история средневековых витражей, фото (часть 2)
Содержание:
- Где поесть и передохнуть в Шартре?
- Каменная резная стена
- Архитектура
- «Путешествие» Плата Богородицы
- Шартрский собор (Нотр-Дам-де-Шартр)
- Большое восточное окно в Эксетерском соборе, XIV-XX вв.
- Лабиринт паломников
- Практическая информация
- Добрый Самаритянин, Шартрский собор, XIII в.
- Епархия
- Развитие витражного искусства во Франции после XV века, неоготика
- Интерьер легендарного строения
- Основные данные:
- Что посмотреть в Шартре?
- Французские витражи позднего периода готики: XIV-XV века (пламенеющий стиль)
- Рекордное строительство
Где поесть и передохнуть в Шартре?
На каждой улочке старого Шартра есть кафе или ресторанчик, поэтому поиски места для отдыха и обеда не затянутся. Если опасаетесь заходить в первое попавшееся заведение, путешественники рекомендуют эти:
-
Esprit gourmand (6 rue du Cheval Blanc) – великолепная французская кухня, но заказывать столик нужно заранее. Комплексный обед – 25 €.
-
la Brochet’ du Sud (8 Cloitre Notre Dame) – недалеко от Нотр-Дама, широкий выбор напитков. Комплексный обед – 13 €, ужин – 24 €.
-
Café Bleu (Place de la Cathédrale) – совсем рядом с собором, маленькое уютное кафе, хороший выбор десертов. Закуска, основное блюдо и десерт – 28 €.
Каменная резная стена
Фасад Шартского Собора
Галерея королей.
В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица…Черная Мадонна.
Собор насчитывает более 10 тысяч скульптур. Сорок сюжетов на евангельские темы изображены на огромном деревянном алтаре. Еще одной из таинственных реликвий собора считается своеобразный лабиринт, или круг, диаметром в 13 метров, а протяженность его составляет 261 метр. Считается, что он изображен для кающихся грешников, которые должны были приползти на коленях по крестному пути самого Христа на Голгофу. И теперь, многие символически проходят это путь, читая покаянные молитвы по лабиринту.
Плат Девы Марии, принесенный в Шартрский собор в 876 году королем
Самой почитаемой реликвией собора считается Святой Покров Богоматери. Покров — шелковая ткань, бежевого цвета, 2 метра в длину и 46 см в ширину. Известно, что первоначальная длина покрова составляла 5,5 метров, но из-за революционной смуты и для сохранности святыни, было решено поделить Покров на части и отдать на сохранение людям, верным Христу. В 1927 году проделали экспертизу одной из возвращенной части Покрова, которая дала заключение о том, что ткань относится к древней эпохе, предположительное изготовление — I век н. э.
Хор окружен каменной резной стеной, выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.
Алтарная часть.
Архитектура
Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с маленьким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых круговых часовен. Три из их приметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют наименьшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высокими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого употреблялся этот строительный элемент, что придало ему совсем неслыханные ранее наружные очертания, позволило прирастить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).
Особенностью внешнего облика собора являются две его очень различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамудреной романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился сначала XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.
Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старенького романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит статуи ветхозаветных персонажей. Южный портал, сделанный меж 1224 и 1250 годами, употребляет сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Ужасному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более узнаваемый как Царский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, сделанном в XII веке.
Входы в северный и южный трансепты украшены статуями XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .
На южной стороне собора размещены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они демонстрировали не только лишь время, да и денек недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий символ Зодиака.
Более примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий для себя равных во всей Франции, устремляется к прекрасной апсиде, расположенной в восточной части собора. Меж аркадами и верхними рядами окон центрального нефа размещается трифорий, мощные колонны собора окружены 4-мя сильными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые разделены от остального места резной стенкой. Стенка появилась сначала XVI века и два следующих столетия равномерно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.
Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является полностью уникальной: более 150 окон, более античные из которых были сделаны в XII веке. Кроме огромных витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, более известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из прекрасного стекла» и композиция «Древо Иесеево».
Пол собора украшен старым лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сего времени употребляется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта фактически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.
«Путешествие» Плата Богородицы
Примечательна история, как реликвия попала к Карлу Великому – королю франков, от которого началась династия Каролингов. С ним, вернее с его огромной державой искала союзничества императрица Византии Ирина. Чтобы снискать расположение «несметных ратей предводителя» императрица передала франкийскому королю священный плат. А в Византию плащаница вообще попала «благодаря» двум мошенникам, Галвию и Кандиду, которые решили совершить паломничество из Константинополя в Иерусалим.
Прибыв на Святую Землю, они заночевали у одной женщины. У нее они заметили странный ковчег, к которому хозяйка очень трепетно относилась. Воришки заинтересовались, что это за ларец такой и почему вокруг него столько горящих лампадок. Женщина рассказала, что в нем хранится покров Пресвятой Богородицы, который несколько веков назад получила ее прародительница от самой пречистой Девы Марии.
На следующий день злоумышленники ушли по делам, но по пути заказали местному кустарю сделать ковчег, подобный тому реликварию, что они видели у иерусалимки. Перед возвращением в Константинополь, разбойники попросились ночевать к той же хозяйке, а ночью совершили подлог и сбежали со святыней. Так она оказалась в Византии.
Во Франции плат сначала попал в древний монастырь Аржантей. Однако к его священнослужителям обратились жители Шартра, уставшие от постоянных и разрушительных набегов норманнов. Плащаницу вывесили в их городе и, о чудо, викинги обратились в бегство. Более того, вожак норманнов обратился в христианство.
Великая сила была заключена в скромной, но священной материи. Когда Собор охватило пламя городского пожара, случившегося в 1194 году, от здания, горевшего три дня, не осталось практически ничего. Зато ларец с реликвией совсем не пострадал. Его спасли три клирика, которые во время бушевавшего пожара не смогли вовремя выбраться из Храма и, схватив святыню, спустились в подвальные помещения.
Шартрский собор (Нотр-Дам-де-Шартр)
Готический Шартрский собор, или, как его называют по-французски, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр (время посещения ежедневно с 8.30 до 19.30; вход свободный), возведенный в период между 1194 и 1260 годами, был построен гораздо быстрее других соборов того времени, поэтому сохранил единый гармоничный замысел.
Стоявшая на этом месте старая романская церковь сгорела дотла в 1194 году, но самая важная ее святыня, Покров Девы Марии (Sancta Сатisia — латинское название.), одежда, которая предположительно была на деве Марии в момент рождения Иисуса Христа, была чудесным образом обнаружена на пепелище через три дня после пожара целой и невредимой.
Это событие было истолковано как знак того, что дева Мария пожелала, чтобы на месте сгоревшей церкви был построен еще более величественный собор, по крайней мере, так утверждали предприимчивые средневековые сборщики пожертвований на строительство собора. Поразительные размеры и архитектурное богатство собора тесно связаны с хранимой в соборе реликвией. В этом месте, по пути на юг в обитель Сантьяго-де-Компостела в Испании, останавливались толпы паломников.
Церкви необходимо было предоставить им большую крипту, предназначенную для почитания реликвии, и к достаточно просторному нефу, обеспечивающему место для ночлега сотням прихожан, в соборе даже сделан наклонный пол, очевидно для того, чтобы его было легче мыть. Святая одежда Богоматери сохранилась до наших дней, хотя по прошествии лет, в течение которых она была выставлена в соборе, недавно она была аккуратно свернута и убрана в хранилище. Возможно, когда-нибудь ее вернут обратно в собор.
Очертания собора уникальны в том смысле, что они практически не изменились со времени его возведения, и по существу все витражи сохранились не только в первозданном, но и непревзойденном виде, с XIII века. Многие из окон расположенных в нефе, были дарованы собору ремесленными гильдиями и купцами, отличительные знаки которых и ныне можно рассмотреть в самой нижней части оконных стекол.
Некоторые из изображенных сцен связаны с ремеслом дарующих, как, например, окно плотников, где изображен Ноев ковчег. Великолепное большое окно XII века «Синяя Богородица», расположенное в первой нише за южным трансептом, отличается довольно древним изображением Богородицы, которое почиталось паломниками в течение многих столетий.
Возможно, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр — это наиболее хорошо сохранившийся собор средневековой Европы, но если бы вдруг группа паломников оказалась перед ним в наши дни, они бы были в смятении. Дело в том, что с тех давних времен скульптуры на внешней стороне порталов утратили свои яркие краски и позолоту, а стены лишились побелки, которая когда-то так хорошо отражала витражи.
И, что еще хуже, высокий алтарь был перемещен вниз, в саму церковь, ближе к простонародью, а лабиринт на полу нефа такого же диаметра, что и окно-роза над главным входом, — ныне закрывают сиденья (кроме пятниц между Пасхой и октябрем, когда предоставляется возможность пройтись по всей длине лабиринта в двести метров к его центру).
Каменная кладка в соборе поистине превосходна; особенно выделяется окаймляющая крытую галерею крестная перегородка, где изображены сцены из жизни Христа и Богоматери. Ее скульптор, Жан де Бос, проектировал также и северный шпиль собора в стиле пламенеющей готики. С внешней стороны многочисленные скульптуры охраняют, как стражи, каждый из порталов собора.
Центральный Королевский портал, относящийся к середине XII века, а также южная башня вместе с венчающим ее шпилем, сохранились от более ранней романской церкви, поэтому интересно сравнить достаточно неуклюжие, несколько стилизованные фигуры Королевского портала с более совершенными готическими скульптурами северного и южного порталов, которые были выполнены на полвека позже.
Что касается других достопримечательностей, то крипта и сокровища не слишком впечатляют, но если людей в соборе не очень много, можно взобраться на северную башню, чтобы с высоты птичьего полета увидеть скульптуры и общую архитектуру собора (время посещения понедельник-суббота с 9.00-12.30 и 14.00-16.30, воскресенье, 14.00-16.30; май-август до 17.30; стоимость 4 евро). Позади кафедрального собора есть сад, откуда хорошо видно сложное соотношение между различными факторами давления стен собора, сбалансированными арочными контрфорсами.
Большое восточное окно в Эксетерском соборе, XIV-XX вв.
Если во французской готике принято украшать здание круглыми окнами-розами, то англичане розы почти не использовали. В соборах Британии с каждой стороны здания имеется Большое окно (иногда называют Великое).
Большое окно Эксетерского собора имеет невероятную историю (см. ). До сих пор искусствоведы защищают диссертации и пишут книги по его истории. Оно переделывалось и разрушалось столько раз, что по его прошлому, можно изучать витражное искусство Англии.
Большое восточное окно в Эксетерском соборе, рама разделена по вертикали и горизонтали
Фрагмент окна
Краткая история витражей Большого восточного окна.
Первая работа по застеклению окна была выполнена в 1304 году. Соборные записи говорят, что работу выполнил мастер Уолтер. Эти панели — самые ранние образцы средневекового стекла в Британии, которым можно присвоить имя известного стекольщика.
В 1380 году окно было полностью переделано в новом перпендикулярном стиле. Вероятно, первая конструкция оказалась непрочной и потребовала замены. Таким образом, Восточное окно стало радикально отличаться от остальных окон Собора. При этом часть витражей сохранилось от старого окна, а другая часть была изготовлена заново в другом стиле. В 1530-е годы была проведена церковная реформа и витражи были разбиты, как признак идолопоклонства (с точки зрения сторонников новой веры), но осколки были сохранены служителями Собора.
Цветом показаны витражи разных периодов
В 1750 году началась повторная реставрация, которая была проведена с использованием сохранившихся панелей, но витражи были снова существенно переработаны. Также добавилось несколько современных работ. В период 1884-1896 известный стекольщик Фредерик Дрейк проводит ещё оду реставрацию, желая придать витражам первоначальный вид. В конце XX века была проведена последняя реставрация. В итоге, Восточное окно представляет собой сборник витражей совершенно разных эпох. На фото (выше) цветом отмечены витражи разных периодов.
Лабиринт паломников
Мозаичный лабиринт – еще одна «реликвия» Собора. Он представляет собой узорчатый круг, выложенный из разноцветных камней. Его диаметр 13 метров, а длина — 261 метр. Длина лабиринта, называемая «Путь в Иерусалим» — это аллегория пути грешника к спасению души. Именно столько, то есть 261 метр, должен на коленях проползти верующий, чтобы «придти к Богу».
Эта одна из версий, зачем нужен Шартрский лабиринт, которая полностью устраивает паломников. Однако ученые на этот счет имеют множество других мнений: лабиринт – это:
- Олицетворение жизненного пути каждого человека, который идет к намеченной цели или отчаивается в ее достижении, предвкушает победу, но путь к ней может быть так долог и не всегда сбыточен;
- Время, которое находится ребенок в утробе матери;
- Наказание грешника;
- Деятельность человеческого мозга;
- Тренинг для самосовершенствования личности.
Русским верующим в Шартрском Соборе особенно рады. Этому способствует и тот факт, что рядом с киотом, где хранится Плат Богородицы, расположена крипта с иконой Покрова Богородицы. Это дар Собору от благодарных паломников из России.
Практическая информация
Адрес: 16 cloître Notre-Dame – 28000 Chartres.
Открыто: с 8:30 до 19:30 ежедневно. По вторникам, пятницам и воскресеньям в июле и августе, до 22 часов.
Доехать можно:
- На поезде: от Paris-Montparnasse до Шартра идут 33 поезда с интервалом около часа.
- Туристический автобус: набирает пассажиров на улице Georges Fessard.
- Самолетом из Парижа: аэропорт Orly и Charles-de-Gaulle.
- На автомобиле из Парижа: RN10 через Порт-де-Сен-Клу. Из провинции: RN10 от Тур и Суд-Уэст; RN23 из Бретани; RN154 из Руана, Эвре, Дрё или Орлеана. По автомагистрали: из Парижа A6 в направлении Бордо-Нант через Орлеан, затем A10 и A11 в направлении Нанта; из Нанта, Анже или Ле-Мана: по автостраде A11 съезд No 3, затем в направлении центра Шартра.
Расписание служб: пт 7:00 – служба в крипте, вт и пт – массовая служба в 9:00, с пн по сб в 11:45 – служба в склепе, 18:15 – массовая служба, 19:00 – вечерние чтения.
Наличие удобств для людей с ограниченными возможностями.
Имеется торговый стенд с религиозной и исторической литературой, DVD-дисками, изделиями из металлов.
Добрый Самаритянин, Шартрский собор, XIII в.
Есть несколько витражных сюжетов, которые были наиболее популярны в католической церкви средних веков и демонстрировались в большом количестве готических соборов разных городов. Один из таких сюжетов – «Притча о добром самаритянине». Если на окне «Библия бедняков» было показано множество сцен из разных глав Библии, то здесь подробно разбирается одна история, а также даются иллюстрированные комментарии. Притча сравнивается с историей изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Подробнее узнать об этом вы можете на странице: Полная расшифровка витража о Добром самаритянине. В статье мы разбираем каждую сцену и её теологическое значение.
Витраж Добрый самаритянин, Шартрский собор
Начало притчи о Добром самарянине (5 сцен)
Краткий пересказ притчи о добром самаритянине (другие названия: о добром самарянине, о милосердном самаритянине): Фарисей спросил Иисуса о том, кто является ему ближним, которого нужно возлюбить. Иисус рассказал притчу о человеке, ограбленном разбойниками. Раненый человек лежал на дороге, и никто не остановился и не помог ему. Только самарянин перевязал его раны и отвез в гостиницу. Самарянин оплатил расходы на лечение и содержание человека. Именно он оказался самым ближним для раненого путника.
Епархия
Город является резиденцией епархии (епископства), префектуры и суда . Он имеет трибунал большой инстанции , трибунал инстанции , торговую палату и филиал банка Франции .
Государственное и религиозное образование от детского сада до средней школы и профессиональных училищ предоставляется в смешанных (для мальчиков и девочек) учреждениях. Две основные средние школы — это Lycée Jehan de Beauce и Lycée Marceau , названный в честь двух важных персонажей истории Шартра: Jehan de Beauce был архитектором 16-го века, который восстановил северный шпиль собора после того, как он был разрушен молнии в июле 1506 года и Марсо , уроженца города, который был генералом во время Французской революции 1789 года.
Паломничества
Шартр был местом паломничества католиков со времен средневековья. Поэт Шарль Пеги (1873–1914) возродил паломнический маршрут между Парижем и Шартром перед Первой мировой войной . После войны некоторые студенты совершили паломничество в его память. С 1982 года ассоциация Notre-Dame de Chrétienté с офисами в Версале организует ежегодное 100-километровое (62 мили) паломничество пешком от Нотр-Дам-де-Пари до Нотр-Дам-де-Шартр . Ежегодно в нем принимают участие около 15 000 паломников из Франции и других стран.
Епископы
Известные епископы Шартра :
- Фульбер Шартрский (1007–1029)
- Святой Иво Шартрский (1090–1115)
- Джон Солсберийский (1176–1180)
- Эрар де ла Марк (1472–1538)
Развитие витражного искусства во Франции после XV века, неоготика
В XV веке Франция постепенно утратила свое господство в Европе, так как международный готический стиль, особенно в Германии и Фландрии, приобрел известность. Однако, к XVI веку пришла в упадок и немецкая школа, оказалось, что настенные фрески гораздо дешевле и проще, а эффект на зрителя они оказывают не меньший. Длительный период готики завершился и сменился стилями эпохи возрождения.
Однако, в XIX веке в моду входит новый стиль – «историзм», основанный на интересе и возрождении средневековых традиций архитектуры. Готика становится одним из популярных направлений (см. статью готические замки XIX века), интерес к витражному искусству возродился. Появились целые сообщества, которые занялись возрождением и реставрацией старых соборов, многие из которых пришли в упадок. Нельзя сказать, что в этот период во Франции появился какой-то новый уникальный стиль, но технологии производства витражей возродились и обогатились научными достижениями XIX века. Оконные композиции многих церквей начали обновляться.
Витражи Кафедрального собора в Тулузе, 19 в.
Витражи XIX века легко заметить по хорошему качеству и прорисовке, в отличии от средневековых стекол они ещё не успели устареть и выцвести. Их линии чёткие, ясные, а цветовая палитра состоит из множества оттенков.
Жан Базен, часовня Мадлен в Пенмарке, Пасхальный понедельник, 1981
Совершенствование французских соборов продолжилось и в XX веке. Появилось направление неоготики, художники начали создавать свои работы в стилях, характерных для XX века (авангард, кубизм, абстракционизм).
Интерьер легендарного строения
Согласно плану Шартрского собора, его неф не знает аналогов во всей Франции. Он тянется до красивой апсиды. А между арками и окнами нефа расположен трифорий. Галерея проходит вдоль хора и алтарной части, как бы опоясывая их, и соединяя воедино.
В католической церкви огромное множество цветных витражей. Площадь всех стеклянных поверхностей составляет примерно 2000 м в квадрате. Уникальная коллекция картин из стекла занимает примерно 150 окон. Некоторые из них датируются 12 веком.
Отдельные витражи данной коллекции являются настоящими произведениями искусства. «Богородица из красивого стекла», а также композиция «древо Евсеево» — это стеклянные панно, известные во всём мире.
Яркой особенностью витражных композиций собора считается их насыщенность, а еще чистота цветов и оттенков. Секрет веществ, используемых для росписи витражей, был утерян. Но на многих из них изображены сюжеты из Ветхого и Нового заветов, а также повествования о жизни пророков, простых крестьян, странствующих рыцарей, мастеров, и, конечно, королей. Все каменные скульптуры храма именуют «каменной библией».
На полу католической церкви воссоздан интересный лабиринт. Его символизм раскрывается, как путь верующего человека к духовности и Богу. В центре лабиринта изображён цветок, у которого 6 лепестков. Очертания данного цветка очень похоже на многие готические розы, украшающие собор.
Основные данные:
• ДАТА: 1195-1220 годы
• СТИЛИ: Французская высокая готика
• МАТЕРИАЛ: Камень и витражное стекло
• ПОСТРОЕН: горожанами, торговцами и мастеровыми из Шартра
• Прекрасный пример французской готической архитектуры
Франция славится своими волшебными готическими соборами, а собор в Шартре — один из самых красивых образцов французской готической архитектуры. Его стилистическое единство поразительно, ведь в то время крупные церкви могли строиться веками, под началом нескольких разных архитекторов. Несмотря на это, собор в Шартре по большей части построили всего за четверть века.
Посвящение Святой Марии
Когда уже пятая церковь на этом месте сгорела дотла в 1194 году, было решено немедленно выстроить новую. Прежний собор в романском стиле носил имя Девы Марии, Notre Dame, там хранилась величайшая святыня — «Покров Богородицы». Покров не сгинул при пожаре, он остался нетронутым — люди верили, что сама Дева Мария божественным повелением сохранила его.
Строительство собора началось с того, что горожане с большим желанием принялись за работу — и торговцы, и ремесленники, а знатные люди и король Франции присылали богатые дары, таким образом, выказывая свою веру и преданность Богоматери. После пожара от старого собора остался не только Покров, но и нижняя часть западной стены и фундаменты западных башен. Остатки стали основанием нового собора, построенного в стиле высокой готики. К 1220 году строительство его почти закончилось, но вплоть до 1260 года собор не освящали.
Потрясающая геометрия собора в Шартре оставалась нетронутой до тех пор. пока в 1506 году не рухнул северный шпиль с западной стороны фасада. Его заменили другим, в стиле «пламенеющей» готики, так собор стал асимметричным.
Торжество готики
Шартрский собор соединяет в себе все черты французской готики: это две башни на западе, отсутствие башни над «перекрестьем» в центре, один поперечный неф, неровная восточная сторона с приделами и смелая конструкция с внешними арочными контрфорсами. Еще одна французская деталь — круглые окна-«розы», в Шартрском соборе они особенно красивы. Роза — символ Девы Марии. Кроме этого, в стенах собора есть прекрасные фигурные витражи, большинство из них датированы ХII-ХIII веками.
В соборе немало скульптур, с запада его охраняют каменные фигуры, а на юге и на севере хоры украшены резными деревянными деталями. В нефе, на полу, обычно заставленном рядами стульев, можно увидеть лабиринтовый узор XIII века. 200-метровый извилистый узор свернут в круг диаметром 13 метров, такого же размера и круглое окно над главным входом.
Собор в Солсбери
Англию и Францию всегда многое объединяло, особенно в период готической архитектуры, суть которой в сочетании арочных контрфорсов, остроконечных арок и ребристых сводов.
В архитектуре обеих стран было много общего, но были и важные различия.
Собор в Солсбери тоже выстроили в честь Девы Марии, он представляет собой такой же прекрасный пример английской готики, как собор в Шартре — французской. Собор в Солсбери тоже очень быстро построили: строительство началось в 1220 году и к 1260 году практически завершилось. Центральная башня со шпилем высотой 123 метра несколько веков была самой высокой в мире — ее достроили в 1330-1350 годах. Со шпилем или без него, центральная башня собора типична для английской готики, как и двойные поперечные нефы. Другие признаки: прямоугольная капелла на востоке, длинные внутренние помещения, отсутствие арочных контрфорсов снаружи и предпочтение высоких и узких «ланцетных» окон.
Собор в Солсбери кажется спокойным, даже строгим. Он стоит над рекой Эйвон, рядом с ним — монастырь, огороженный стеной. Этот чудный пейзаж стал известным благодаря великим английским художникам Джону Констеблю и Дж. М. У. Тернеру.
Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области архитектуры и строительства.
Что посмотреть в Шартре?
Шартрский собор Нотр-Дам
Центральная достопримечательность города – знаменитый собор Нотр-Дам-де-Шартр. Он исключителен сразу по нескольким причинам. Его достроили в 1260 году, потратив на возведение меньше 70 лет. Это достаточно быстро для того времени.
Именно скорость строительства, вероятно, сыграла важнейшую роль в облике Шартрского собора. Специалисты отмечают чистоту его архитектурного стиля и особое изящество. Прочие знаменитые Нотр-Дамы обычно строились веками, меняли десятки архитекторов и впитывали новые архитектурные веяния. А собор Шартра – чистая готика 13-го века! Ну почти. В 16 веке в левую башню ударила молния. И готика воспламенилась))).
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 5 Нотр-Дамов, которые стоит посетить во Франции
Среди христиан – и католиков, и православных – Шартрский собор известен как место хранения плащаницы Девы Марии. Реликвия хранилась здесь и до строительства собора, в предыдущих церквях на этом месте с 9 века.
Ну и напоследок не забудем и саму судьбу собора. Во время бомбардировок 1944 года Шартр пострадал очень сильно, многие старинные постройки были полностью утрачены. А собор спасся благодаря офицеру, который не смог отдать приказ его разрушить. Таким же благородством был спасен и сам Париж.
Часы работы собора: с 8:30 до 19:30. Подняться на смотровую площадку башни можно до 17:30. Сад с лабиринтом для прогулок открывают по пятницам с 10:00 до 17:00.
Старинные церкви Шартра
Некоторые называют Шартр городом одной достопримечательности, но это несправедливо. Собор Шартрской Божьей Матери велик, но и о более скромных церквях замолвим словечко.
Церковь Сен-Пьер в противовес единству стиля собора представляет яркий пример смешения всего от 11 века до 18-го. Посетить ее стоит ради витражей 13-14 веков и эмалевых панно 16 века с изображениями апостолов. Половина из этих панно хранится в местном музее витражей.
Церковь Сен-Эньян жизнь тоже не пощадила. Самые старые ее части разменяли второе тысячелетие, и практически от каждого нового века здесь что-то есть. Сохранившиеся в церкви витражи датируются 16-17-м веками.
Музеи Шартра
Весьма характерно, что Международный центр витражей тоже находится в Шартре. Этот музей занимает такое же старинное, как и Нотр-Дам, здание в стиле фахверк. Если вы любите витражи, религиозное искусство и колоритные винные погреба, обязательно загляните.
Часы работы: с 9:30 до 12:30 и с 13:30 до 17:45. В воскресенье с 14:30 до 17:45.
Стоимость билета: 7 €, студентам – 5,50 €
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 10 мест во Франции, где можно полюбоваться витражами
Художественный музей Шартра занимает роскошный особняк 17-18 веков, бывший епископский дворец. Коллекция достаточно большая, охватывает широкий временной период. Можно увидеть и местные археологические находки, и средневековые гравюры, и полотна художников начала 20 века. Интересно посмотреть и на богатые интерьеры старинного здания, выполненные в итальянском стиле.
Часы работы музея: с 10:00 до 12:30 и с 14:00 до 18:00, в четверг до 20:00, в воскресенье только с 14:00. Понедельник – выходной.
Вход бесплатный.
Знаменитые особняки
Как вы помните, в 1944 году Шартр лежал в руинах, но кое-где, гуляя по узким улочкам все еще можно встретить колоритные фахверковые домики. Все, что можно было восстановить, шартрцы восстановили. Загляните на площадь Рыбаков, чтобы увидеть дом Saumon (лосося).
Выделяется своим ярким ар-деко здание городской почты (Hotel des Postes), которое теперь занимает Медиатека. Оно было построено в 20-х годах 20-го века и по сей день выглядит нарядно.
Дом Пикасет (Maison Picassiette) не такой уж старинный. Владелец построил его в 1930 году
Но это тот случай, когда более важно «как», а не «когда». В 1938 году Раймон Исидор начал собирать разноцветные черепки битой посуды, чтобы выложить мозаику на стенах, да так и не смог остановиться
За 25 лет он выложил мозаикой весь дом внутри и снаружи, в том числе мебель и прочие предметы интерьера. Настоящий гимн человеческому увлечению!
Адрес: 22 Rue du Repos
Часы работы: с 10:00 до 12:30 и с 14:00 до 18:00. В воскресенье с 14:00. Вторник – выходной. В июле и августе без перерыва на обед.
Стоимость билета: 6 €, студентам – 3 €, до 18 лет – бесплатно.
Часы работы: летом с 10:30 до 19:00, зимой с 11:00 до 17:30. Понедельник – выходной.
Стоимость билетов: 8,50 €, 18-25 лет – 4,50 €, детям 7-18 лет – 4 €.
Французские витражи позднего периода готики: XIV-XV века (пламенеющий стиль)
К XIV веку в Европе начинается период бурного развития станковой живописи (особенно в Италии): появилось новое понимание перспективы, пространственной глубины и реалистичности. Новые перемены в искусстве не могли не оказывать влияния на художников витражистов. Если в XII веке большинство рисунков воспринималось, как символическое изображение, то теперь началось глобальное движение в сторону реализма. Поначалу это вызвало отторжение у художников по стеклу, считалось что реалистичное изображение негативно будет влиять на композицию, но прогресс было невозможно остановить.
Голгофа и Снятие с креста, Энджран ле Пренс, Собор в Бове, 1522 г.
Прорисовка лица на витраже Снятие с креста в Бове
Также, к XIV веку произошёл существенный прогресс в технологии изготовления стекла. Во-первых, сильно расширилась палитра цветов, стеклодувы научились получать разные оттенки в широком спектре. Во-вторых, была решена проблема с белым цветом благодаря новой технике травления стекла с использованием серебра. Всё это позволило создавать изображения более высокого качества
В этот период всё внимание архитекторов и декораторов было сосредоточено на новых соборах в городах Труа, Эвре, Руан и Бурже
Окно Собора в Труа, 14 в.
Центральная часть окна Собора в Труа, 14 в.
К середине XIV века композиция стала совершенно иной, в новых витражах внимание сосредотачивалось на одном изображении, которое окружалось белым или серым стеклом с орнаментами. Сложные сюжетные витражи с большим количеством медальонов ушли в прошлое
Новый стиль был вызван желанием сделать внутренние помещения более освещенными, а изменившаяся техника изготовления стекла как раз позволяла это сделать. Новое белое стекло было гораздо светлее и прозрачнее.
Большая роза капеллы Сент-Шапель, витраж
Центральный медальон витража в Сент-Шапель, Иисус Христос
В Капелле Сент-Шапель, построенной в XIII, спустя 300 лет было создано новое окно — роза-апокалипсис. Вероятно, это последняя крупная работа круглого витража, которая была выполнена с учётом традиций прошлого. Работа стала важным символом перехода к новой традиции. С одной стороны, авторы стремились соответствовать классическим правилам: сложный витраж с составным сюжетом и символическими изображениями, такие уже почти вышли из моды к тому моменту. С другой стороны, гамма красок уже гораздо богаче, а прорисовка тоньше. Стиль изображения был уже другим, краска на стекле использовалась с исключительным реализмом.
Читайте статью: полная расшифровка сцен розы Сент-Шапель.
Витраж Книга Бытия, Церковь Св.Марии Магдалины в Труа, 1500
Сюжетные витражи также создавались, но они стали иметь более простое оформление. Витраж делится на чёткие прямоугольные секции, в каждой из которых один сюжет. Но прорисовка стала гораздо более яркой. Видно, как мастера выбирали приемлемую форму иллюстрации, балансируя между реализмом и символизмом.
Первый известный витраж для жилого здания, Особняк Кёра
В целом, изображения новых витражей стали всё больше походить на реалистичные картины. Именно в XV веке витражи начинают использовать в жилых помещениях, ведь до этого существовала церковная монополия, витражи считались атрибутом интерьера исключительно соборов. Один из самых богатых людей Франции – Жак Кёр, построил особняк в готическом стиле и заказал для него более 30 витражей. К сожалению, до наших дней дошёл только один, он хранится в музее. На витраже изображён корабль – символ того, что владелец дома управляет торговым флотом. Смотрите статью: Особняк Кёра в Бурже.
Рекордное строительство
В те времена, это было удивительно, ведь сразу после пожара власти решились на реконструкцию и реставрацию сгоревшего здания, но использовать решили пожертвования. И в таком порыве энтузиазма, горожане ремонтировавшие здание собора трудились бесплатно. Если сравнить Шартрский собор с аналогичными ансамблями того периода, то на его возведение было потрачено рекордно мало времени.
Уже в 1220 году главная часть здания была готова, а уже спустя 40 лет храм полностью отстроили и освятили. Про загадочные пожертвования на восстановления храма издавна ходили легенды, некоторые историки и археологи утверждают, что лабиринт, оформленный в центральной части говорит о влиянии тамплиеров. Но, так ли это на самом деле или нет, так и осталось загадкой, так же как и лабиринт, выложенный из мозаики в одном из корпусов собора.