Новый дворец в парке сан-суси (потсдам)
Содержание:
Текущее состояние дворца «Сан-Суси»
За дворцом, да и за парком в целом, регулярно и тщательно ухаживают. Персонал пытается всеми силами сохранить первичный стиль и обстановку. Последняя, к тому же самая обширная, реставрация всего парка (дворца в том числе) была начата в 1964 году. В картинной галерее время от времени проводится реконструкции картин, ведь полотна не вечны. В целом, состояние дворца отличное, что дает возможность посещения всех его частей туристами.
Дворец ежедневно посещают несколько сотен туристов со всего мира. Достопримечательность можно посещать круглогодично, но, конечно же, лучше он смотрится не в дождь или снег, а в солнечные дни с зелеными деревьями. Ведь тогда вы сможете насладиться не только дворцом, но и его чудесными виноградниками, фонтаном, газоном и зелеными тропинками.
Что нас ждет внутри?
Залы богато убраны, даже роскошно, помпезно. Его можно было еще при жизни владельца сравнить с музеем — так много ценностей, произведений искусства, статуй и картин было внутри.
Все это — личные коллекции Фридриха, дорогие его сердцу вещи, подарки, покупки. Внутренние помещения убраны позолоченным мрамором, потолки богато расписаны мифическими изображениями богинь, пасторалями.
Самой роскошной выглядит южная часть — там расположен вестибюль, где Фридрих Великий принимал своих гостей. Его полы выложены редчайшим мрамором. Он построен по типу римского пантеона. Согласитесь, это размах для гостиной!
Для небольших аудиенций использовалась столовая. Черно-белый мраморный пол, позолота, с потолка на гостей смотрят изображения Зефира и Флоры. Зал с большими окнами располагает для бесед и приятного обеда.
Король очень любил свой концертный зал. Полностью выдержан в стиле рококо. Здесь резные панели, картины, пышные люстры. Установлена небольшая беседка, так что слушая музыку, гости могли представить себе, что находятся в саду.
К сожалению, интерьеры кабинета короля не сохранились. Здесь превалирует стиль позднего классицизма. Самое интересное — из кабинета можно было попасть в личную библиотеку монарха.
Не секрет, что Фридрих был членом масонской ложи. Стены библиотеки обиты кедром — здесь он подражает убранству храма Соломона в Иерусалиме. Его книги были личным сокровищем. Понятно, что лишь некоторые особо приближенные особы могли пройти в библиотеку.
В Сан Суси было предусмотрено 5 комнат для гостей. Все оформлены по-разному, но сразу становится понятно — здесь принимали дорогих сердцу короля людей.
Фридрих II Великий
Гогенцоллерны – одна из самых значимых правящих династий Европы. Берет свое начало в XII веке, и существует до сих пор. Однако ж, никакой властью в данный момент не обладает. Тем не менее, цветет и пахнет. Как сказали бы у нас — на бюджетные деньги жируют . Долго и утомительно изучать всю династию, поэтому остановимся на самом ярком ее представителе – Фридрихе II. По среднестатистическому мнению самих немцев, Фридрих входит в тройку самых важных для германской государственности правителей.
Родился Фридрих II в 1712 году, и жил в качестве второго ребенка короля Пруссии Фридриха Вильгельма I, известного по прозвищу «король-солдат», которое было получено им не случайно. Нетрудно догадаться, что Фридрих Вильгельм I шибко обожал все, что имело связь с армией и солдатами, параллельным курсом шибко не любил всевозможные «щенячьи нежности», такие как искусство, музыку, иностранные языки, и прочие «высокие материи». Был упрям и напорист. На посту мужа и отца проявил завидное трудолюбие, родив 14 детей. Впрочем, в королевских семьях так было принято. Среди этих 14 потомков и был Фридрих II.
Фридрих Великий
Логично предположить, что в рожденном сыне Фридрихе II «король-солдат» хотел увидеть продолжателя славных традиций, но судьбой было предначертано увидеть совершенно противоположное. С детства Фридрих II полюбил все то, что ненавидел его отец – музыку и танцы, живопись и литературу. Чем и выводил из себя агрессивного и деспотичного отца. Особенную тягу Фридрих испытывал к философии и живописи, и был очень любознательным.
Удивительно, но подобные интересы и пристрастия не помешали ему в будничном для короля военном деле. Вступив на престол в 1740 году, он развернул кипучую деятельность, направленную на силовое присоединение к Пруссии новых территорий, объединение разрозненных германских герцогств и усиление позиций Прусского королевства на европейской арене. И это ему вполне удалось. Недаром его именуют не иначе, как Фридрих Великий. Было много Фридрихов, но Великий лишь один. Дожил он до 1786 года, и за свои 74 года жизни сделал из Пруссии одну из главных держав Европы.
На данном этапе повествования мы немного осознали всю историческую значимость «старого Фрица» — так его прозвали в народе. Заметочка для всех любознательных товарищей: Фриц – одно из производных от имени Фридрих. Часто немцев называют именно так. Дальше черпать знания из колодца истории смысла особого нет, поэтому перейдем к теме нашей сегодняшней лекции.
Что стоит посмотреть
Сад в основании террас выполнен в стиле барокко, а в центре стоит огромный фонтан. В девятнадцатом веке, Питеру Джозефу Ленне, ведущему ландшафтному садовнику, было поручено разбить широкие парковые территории. У парка много очаровательных декоративных особенностей, включая Грот Нептуна, созданный Кнобельсдорфом, маленький округлый неоклассический Замок Дружбы, который Фридрих построил в память о его любимой сестре. Китайский Дом это прекрасная смесь рококо и шинуазри, окаймлённая тремя позолоченными фигурами. Интересная особенность неподалёку это Мельница Сансуси, стоящая близко к дворцу Сансуси. Чтобы увидеть изумительные виды на земли, стоит посетить Нормандскую башню на Руиненберг хилл и два бельведера – Бельведер на Клаусберг хилл и Бельведер на Пфингстберг хилл.
Оранжерейный дворец, построенный в подражание итальянскому стилю Вильгельма Четвертого, известный как «Романтика на троне», стал последним зданием, сконструированным для парка. Очень чувствительные к зиме растения проводят здесь зимы в кадках, расставленных в холлах для растений. Главный дворец, естественно, побогаче украшен, и декорирован копиями работ Рафаэля. Вкус к итальянскому архитектурному стилю настолько очевиден в Римских Банях и Фриденскирхе. Бывший королевский дворец Шарлоттенхоф, проектировавшийся совместными усилиями архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем и ландшафтным дизайнером Питером Джозефом Ленне, предложившие вниманию смесь архитектуры и ландшафта.
Ночь дворцов в Потсдаме
Раз в году парк превращается в обширную сцену для различных мероприятий. Звуки классической музыки и мелодий джаза эхом проходят через весь ночной парк, а закрытие мероприятий отмечается эффектным салютом. С1998 года, каждое лето, праздник Ночь дворцов проходит в парке Сан-Суси. Мероприятие проводится в середине августа и длится 2 дня.
История
Дворец Сан-Суси возник благодаря красоте мест, на которых раскинулся старинный город Потсдам. Однажды прусский король, проезжая мимо, восхитился здешними красотами, и представил на их фоне летнюю резиденцию. Не роскошную, но скромную. По-королевски скромную.
Фридрих II действительно не любил излишнюю роскошь. В быту ценил порядок, умеренность и простоту. А еще это был очень образованный правитель: свободно говорил на пяти языках, не считая родного, увлекался философией, сочинял музыку. Но в историю Фридрих II вошел прежде всего как отважный правитель, не раз лично водивший солдат в атаку. И, конечно, как создатель ныне популярной среди туристов достопримечательности — дворца Сан-Суси.
Король сам создавал эскизы для будущей резиденции, придерживаясь стиля рококо. Архитектор Георг фон Кнобельсдорф претворил идею в жизнь.
В отличие от помпезных сооружений той эпохи, призванных демонстрировать политическую силу Пруссии, дворец Сан-Суси задумывался как небольшой и уютный замок. В нем всего 12 комнат, из которых сам Фридрих пользовался только пятью.
К слову, замок был sans femmes, то есть без женщин — представительницам слабого пола вход во вдорец Сан-Суси был заказан.
Фридрих был большим ценителей литературы и живописи. Находясь в замке, в окружении книг и картин, он наслаждался тишиной и предавался философским мыслям.
Прусский король очень любил свое детище и всю жизнь совершенствовал и достраивал его. Мечтал проводить время на лоне природы, наслаждаясь живописными видами из окон дворца.
Рядом с дворцом Сан-Суси была построена ветряная мельница. Для создания сельской идиллии. А Китайский чайный дворик у стен дворца — дань тогдашней моде: в те времена многие европейцы увлеклись культурой Поднебесной.
Китайский Чайный домик
Впрочем, в полной мере наслаждаться беззаботной жизнью Фридриху Великому было некогда — Пруссия вела завоевательные войны, королю приходилось часто отлучаться из тихой резиденции в военные походы.
Однако именно здесь, во дворце Сан-Суси, старый Фриц (народное прозвище короля) скончался, сидя в своем любимом кресле. В последние годы жизни тема смерти сильно беспокоила его. Он написал завещание, в которых дал подробное указание, как и где его похоронить. Сценарий похорон зависел от того, где именно король отойдет в мир иной: у себя в кабинете или на поле брани. Что касается места, здесь был только один вариант — на холме у дворца Сан-Суси. Но племянник не выполнил его указания. Короля похоронили на территории одной из потсдамских церквей.
Через 100 лет после правления Фридриха Великого на прусский трон взошел Фридрих Вильгельм IV, также очарованный дворцом Сан-Суси. Он попросил разрешения пожить в резиденции, когда был кронпринцем, а придя к власти, окончательно переселился во дворец и занялся его перестройкой.
Он переделал внутренние покои, сохранив стиль рококо, и пристроил боковые флигели. При нем возведены дворец-оранжерея, римские купальни и церковь Фриденскирхе (у стен этого храма Фридрих Вильгельм IV и был похоронен).
Сан-Суси перестал быть королевской резиденцией после ликвидации монархии. До 1927 года еще оставался в собственности династии Гогенцоллернов, но потом был передан Управлению государственных музеев и открыт для широкой публики.
В годы войны многие картины из дворца были вывезены в Райнсберг. Во время бомбардировки в апреле 1945-го сгорело несколько построек, расположенных рядом с замком, в том числе старая мельница. Сам же дворец Сан-Суси чудом уцелел.
Строительство дворца
Дворец и парк Sanssouci расположены на южном склоне холмистой излучины реки Хафель. При строительстве города Потсдама во время правления Фридриха Вильгельма Ⅰ, отца Фридриха Великого, для укрепления болотистых почв на этих склонах были вырублены все дубовые рощи. Фридрих Ⅱ принял решение разбить на этом месте виноградники. Выращиванием виноградной лозы и виноделием в Бранденбургских землях занимались уже не первое столетие, но идея декоративного оформления виноградниками королевской резиденции была использована только в Сан Суси.
В августе 1744 г. на голых холмах начинается строительство шести террас, спланированных таким образом, чтобы по максимуму использовать солнечный свет. На террасах между саженцами виноградной лозы местных сортов и привезенными из Франции, Италии и Португалии, были устроены застекленные ниши, в которых высадили инжир, а в больших горшках росли апельсиновые деревья. По центру холма была построена широкая лестница, а передние части террас декорированы изгородями из стриженого тиса, фруктовыми деревьями на шпалерах и газонами.
Схема парка Сан Суси, albygan
В 1745 г. на самой высокой точке виноградника началось строительство дворца. Проектированием и воплощением замыслов прусского короля занялся архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, которого впоследствии назовут основателем стиля фридерицианского (или потсдамского) рококо, воплощенного в архитектуре дворца Сан Суси. Особенно сильно этот стиль появляется во внутренней отделке помещений: стены и потолки богато украшены стилизованными растительными орнаментами, которые не выглядят тяжеловесно. Легкость декора достигается сочетанием изящной позолоты тонких орнаментов со светлыми оттенками стен, множеством зеркал и живописных полотен.
Внешне дворец Сан Суси больше всего соответствует канонам южно-германского и австрийского барокко. Здание состоит из центрального зала-ротонды с куполом и двух длинных одноэтажных пристроев по обеим сторонам с анфиладами комнат. Фасады богато орнаментированы и украшены скульптурами, вазами и пилястрами. Гермы, изображающие вакхов и вакханок символизируют тему виноделия.
Фридрих хотел иметь резиденцию, отвечающую его убеждениям и взглядам: чтобы дом был наполнен любимыми произведениями искусства, но имел тесный контакт с природой. Он не позволил строить длинные парадные лестницы, чтобы из дома можно было выходить прямо в сад. У подножия виноградного холма построен большой фонтан. Его окружают полукруглые скамьи и скульптуры античных богов и символы стихий — Вода, Земля, Воздух и Огонь. Наибольшую художественную ценность среди них представляют статуи Меркурия и Венеры выдающегося французского скульптора Жана Батиста Пигаля.
Новый дворец, Елена Никитина
Резиденция Фридриха Великого
После двухлетнего строительства и открытия дворца в 1747 г. Фридрих Великий начал проводить в нем сначала только летний сезон, а затем стал жить постоянно.
«Без забот» — так переводится с французского языка название Sans Souci. Именно такой планировал свою жизнь в этой резиденции король Пруссии. Здесь он предавался любимым занятиям: читал, философствовал, сочинял музыку. Здесь из-под его пера вышли поэтические произведения и философские трактаты. В Сан Суси король много музицировал: сохранилось музыкальное наследие Фридрих Ⅱ — 121 соната и 4 концерта для флейты. В летней резиденции короля подолгу жили его друзья, среди которых нужно упомянуть Вольтера. Не следует думать, что монарх лишь праздно проводил время в Сан Суси и ничего не делал для государства. Его заслуги в укреплении Пруссии, дворянской и крестьянской реформах, развитии промышленности, приглашении иностранных колонистов неоспоримы.
Скромность и бережливость в быту Фридриха Ⅱ к концу жизни превратилась в скаредность. Он жалел денег на ремонт ветшающего Сан Суси, говоря, что дворец создан только для его жизни и не должен продолжаться. В своем завещании Фридрих просил похоронить его здесь же в склепе, который он построил при жизни на вершине виноградного холма. Его воля была исполнена только через 200 лет после смерти. На скромную могильную плиту Фридриха Великого в Сан Суси кроме цветов кладут клубни картофеля, в память о во внедрении королем картофелеводства в сельское хозяйство Пруссии.
Могила Фридриха Великого, Torsten Maue
Вместе с королем на прогулку
Пожалуй, самым впечатляющим и необычным объектом являются Висячие сады на южном склоне холма. Работа по их созданию началась в 1744 году. Инициатором проекта был Фридрих Великий, который захотел выращивать свой виноград и инжир.
Под руководством архитектора склон был разделен на шесть широких террас с подпорными стенками и 168 застекленных ниш. Сооружение сохранилось до наших дней почти без изменений.
На вершине виноградных террас расположился сам широкий приземистый дворец, к которому ведет широкая лестница. Деревенский характер пейзажа подчеркивает красивая мельница неподалеку от особняка.
У подножия виноградников разбит великолепный круговой цветник (Französiches Rondell) на фоне изумрудных газонов вокруг огромной чаши с фонтаном в центре.
Двенадцать мраморных статуй римских богов работы французского скульптора Жана-Батиста Пигаля, окружают чашу, а также аллегорические статуи четырех элементов стихий — подарок от короля Людовика XV.
Впечатляющую скульптурную композицию называют « Прусским Версалем». Работа над ее созданием продолжалась почти 20 лет до 1764 года.
Декоративный фруктовый сад и «кухонный огород» с десятками скульптур, купающийся в цветах и цветущих кустарниках, расположенный к юго-востоку от виноградников был создан в 1715 году для короля Фридриха Вильгельма I — отца Фридриха Великого, который в шутку называл его «мой Марли» иронично сравнивая с парком французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа.
При расширении парковый комплекс был дополнен дорожками, ведущими мимо живых изгородей из граба, фонтанами и скульптурными композициями на фоне пышной зелени и идеальных газонов. В 1825 году Фридрих-Вильгельм III построил сыну дворец, вокруг которого разбил романтический сад в английском стиле.
Чопорный сицилийский сад засажен хвойными деревьями и субтропическими растениями, дополняя Nordischer Garten – другой декоративный сад в северной части парка. Его наиболее интересная особенность — Felsentor или Каменная арка из цельных камней, увенчанная орлом с распростертыми крыльями.
Одним из самых впечатляющих зданий является Оранжерея с экзотическими растениями в стиле ренессанс, на дизайн которой вдохновило короля путешествие по Италии. Здание было построено между 1851 и 1864 и до сих пор используется по назначению.
От западного крыла Оранжереи ведет липовая аллея к Бельведеру в силе рококо, а в паре сотен метров от него вы можно зайти в Drachenhaus – Дом виноторговца в стиле китайской пагоды, в котором уставшие туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.
Парк имеет несколько входов. С востока вы попадете в него через большие кованые ворота в окружении статуй Флоры и Помоны — богинь цветов, садов и огородов, указывающих на ландшафтный стиль парковой территории.
Пройдя по аллее можно полюбоваться Гротом Нептуна и художественной галереей (Bildergalerie), искусственными романтическими руинами Руиненберга, где стекает вода в систему парковых фонтанов. От руин к дворцу Сан-Суси вы дойдете всего за 10 минут.
В южной части парка можно полюбоваться очаровательным золотистого цвета Китайским чайным домиком, который просто сияет в лучах солнца. Домик окружают колонны с расположенными рядом реалистичными позолоченными статуями, которые пьют чай и музицируют. Крыша украшена золотой фигурой сидящего мандарина. Внутри домика находится коллекция старинного фарфора Мейсена, Китая и Японии.
Через четыре года после завершения китайской чайной Фридрих Великий поручил строительство еще одного здания в восточном стиле: Drachenhaus – Дом дракона. Павильон, который напоминает пагоду, назван в честь статуй дракона, которые украшают крышу.
К югу от дворца Сан-Суси расположен ароматный Розовый сад с десятками роз самых разных сортов, Роща поэтов со скульптурными группами, пруд с карпами и Palace Charlottenhof — самый молодой из дворцов, построенный в неоклассическом стиле.
Канал, проложенный на территории парка, приведет вас к живописной части сада, оформленной в итальянском стиле. Здесь расположены Римские бани, древняя вилла, храм, садовый павильон и уютная беседка.
Площадь дворцово-паркового ансамбля настолько великолепна и огромна, что за один день все увидеть просто невозможно. На посещение дворцов и осмотр всей территории вам понадобится минимум два незабываемых дня.
Ансамбль дворцов в прекрасном парке
Уравновешивает Сан-Суси, находящаяся с боку от дворца Картинная галерея, признанная старейшим музеем страны. Картинная галерея славится ценным собранием полотен средневековых мастеров, и Фридрих II лично внёс большую лепту в это собрание, закупая картины Тициана, Антуана Ватто и Николы Ланкре.
Спускающие по склону от дворца виноградные террасы приводят к центральному фонтану, а вокруг него раскинулся прекрасный парк, в котором растут древние дубы, раскидистые липы и каштаны. Здесь, рядом с дворцом построен в духе итальянского ренессанса утончённый Оранжерейный дворец, а главная аллея парка выводит к ажурным ротондам с бьющими фонтанами и замершими словно в танце изящными скульптурами. Говорят, что даже великий Вольтер любил гулять по дорожкам этого красивого парка, где спрятался изящный миниатюрный Китайский чайный домик. В саду есть и грот Нептуна, где скульптуру Владыки морей окружают наяды с кувшинками.
В парке расположился и новый трёхэтажный дворец Фридриха Великого, который видно с любой точки дворцово-паркового комплекса, а к югу от Сан-Суси находится Шарлоттенхоф – классический дворец, построенный для кронпринца.
Своим роскошным античным интерьером поразят Римские купальни великого немецкого правителя, сохранившие до наших дней свой первоначальный облик.
По парку, длина дорожек которого составляет 70 километров, можно неспешно гулять много часов и любоваться великолепными произведениями садового искусства и архитектуры.
- Пляжи Германии
- Отдых с детьми в Германии
- Как оформить визу в Германию
Информация для посетителей: время работы, цена билета, как добраться
Посетить Новый Дворец в Потсдаме можно:
- в летний сезон (с апреля по октябрь) – с 10:00 до 17:30;
- в зимний сезон (с ноября по март) – с 10:00 до 16:30.
Выходной день – вторник.
Цена входного билета составляет 8 евро, для детей и студентов – 6 евро. В стоимость билета входит аудиогид, который поддерживает несколько языков. Если вы желаете увидеть и другие достопримечательности, то лучше всего купить комбинированный билет. Его стоимость для взрослых – 19 евро, для детей – 14 евро.
До парка Сан-Суси, где находится дворцовый комплекс, доехать можно на электропоезде S-Bahn, который отправляется с трех вокзалов Берлина и от аэропорта.
Новый Дворец находится по адресу: 14469, Germany, Potsdam, Am Neuen Palais, Park Sanssouci.
В 1990 году Дворцово-Парковый ансамбль Сан-Суси, в состав которого входит и Новый дворец в Потсдаме, внесен в охраняемый фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие объекты комплекса не пострадали во время Второй Мировой войны и были сохранены в лучшем своем виде. Ежегодно Новый дворец, парк и другие архитектурные шедевры посещает около 2 миллионов туристов со всех уголков мира.
Описание дворца
Фридрих Великий, при строительстве дворца Сан-Суси, выдержал его в стилях рококо и барокко. Примечательно, что в дворцово-парковом комплексе замок играет не главную роль, а лишь дополняет виноградные террасы. Одноэтажное здание после пристройки флигеля приобрело размеры главной террасы. По бокам от дворца расположились сетчатые павильоны с искусной золотой отделкой. В них можно было уединиться после прогулки по длинным аллеям.
На фасаде, который устремлен к виноградникам, выделяется пышное убранство. Между окнами располагаются пары скульптур, которые напоминают атлантов. В центре выделяется небольшой купол, на своде которого выведено название дворца. Большинство изваяний выполнено из теплого песчаника и мрамора.
Очень интересна внутренняя отделка дворца. Главным помещением является мраморный зал с монолитными коринфскими колоннами. В нем расположены символические изваяния музыки, живописи, архитектуры, астрономии и других сфер искусства.
Очень красиво и даже роскошно оформлена библиотека. В ней преобладают кедровые резные панели с отделкой из бронзы и позолоты. Не меньшим изяществом выделяется концертный кабинет. Он обильно украшен картинами и скульптурами, которые гармонично сливаются в единую композицию. Сегодня в стенах дворца продолжают проводить концерты и художественные выставки.
Во дворце много красивых помещений, по которым можно бродить весь день. Осматривая великолепное убранство, посетители отмечают хороший вкус и изысканную манеру хозяев и архитекторов. Такое место можно было создать только с большой любовью.
Внешний и внутренний облик Дворца Сан-Суси
Замок – основное сооружение парковой территории. Он выглядит элегантно и современно несмотря на то, что построен в XVIII веке. Дворец имеет дорогое оформление, гармоничные формы и продуман до деталей. Отделка выполнялась лучшими материалами – мрамором, позолотой, тканями, произведениями выдающихся скульпторов и художников.
Перестройки не испортили дворец — наоборот многие моменты были усовершенствованы по современным параметрам. Он соединяет в себе комплекс художественных направлений городской и придворной европейской архитектуры.
Поскольку дворец был не основным и выполнял функции частной резиденции, его размеры небольшие. Главное здание имеет один этаж с просторной террасой. Большинство дверей замка стеклянные, что обеспечивает внутри хорошее освещение.
Фасад, который выходит к винограднику, украшают скульптурные изображения с пышными формами. На крыше расположены вазы. Южная сторона дворца оформлена более красочно в отличие от северной.
Важное место во дворце отведено вестибюлю (северная сторона) и мраморному залу (южная сторона). В западной части расположено пять комнат для гостей
На восточной стороне – королевские апартаменты, включающие зал аудиенций, концертный зал, спальню, кабинет, библиотеку и длинную галерею.
Украшение вестибюля — коринфские колонны. На потолке размещены живописные изображения богини Флоры. Пол выполнен из высококачественного мрамора. По всему замку отчетливо прослеживается стиль рококо, роскошь которого видна даже в мелочах.