«рабочий и колхозница». сложная судьба эталона соцреализма

Иллюзия небоскреба

В 20-х годах в Москве главенствующим архитектурным направлением был конструктивизм. Все, кто состязались за право построить монумент для Всемирной выставки, не были равнодушны к этому течению и имели в своем послужном списке хотя бы одну работу такого стиля, который предполагает, что здания, не будут иметь никаких украшательств. Этой особенности придерживались многие советские архитекторы, участвующие в конкурсе за право представлять СССР на предстоящей выставке.

Одним из наиболее видных конкурсантов был советский архитектор Алексей Щусев, на тот момент — неоднократный лауреат сталинских премий. Его самые громкие архитектурные проекты – Мавзолей Ленина и Казанский вокзал. Проект павильона для выставки ЭКСПО, предложенный им, не был выдержан в духе конструктивизма. Помпезные архитектурные элементы щусевской постройки напоминали Дворец Советов и создавали чересчур возвышенный архитектурный облик.

Еще один конкурсант – менее известный, нежели Щусев, архитектор Каро Алабян. Его авторству принадлежит проект академического театра Советской Армии, павильон Армянской ССР на ВДНХ, а также Сочинский морской порт. Стиль павильона, проект которого подготовил Щусев – сталинская неоклассика. Условно его можно назвать постконструктивизмом.

Фото: Ольга Марченко, «Мир 24»

Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Вероятно, его как одного из ведущих представителей сталинской архитектуры выделяла на фоне остальных именно эта особенность – интерес к симбиозу архитектуры и скульптуры. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. После ее окончания строительство не возобновлялось. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах.

«Если стоять рядом с этим павильоном, то кажется, что рядом с тобой небоскреб, при этом павильон имеет высоту около 33 метров. Иллюзия чрезмерно высокого здания создается при помощи нарастающих объемов. Кажется, что весь павильон похож на паровоз, несущийся вперед. Это и требовалось от архитектора — показать, что наше государство движется вперед», — говорит Арсений о проекте Иофана.

Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве

2 оценило

Скульптура Рабочий и Колхозница с Серпом и Молотом — это самая известная скульптура советской эпохи, выдающаяся работа советского скульптора Веры Мухиной.

Скульптура Рабочий и Колхозница

Скульптура «Рабочий и колхозница» — скульптурная композиция, одна из самых известных работ скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. «Рабочий и Колхозница» представляют собой две переплетенные стальные статуи рабочего и колхозницы, поднявших над собой серп и молот — символ союза рабочих и крестьян. Высота скульптуры — 24 метра. «Рабочий и Колхозница» воистину являются симоволом советской эпохи, символом СССР.

«Рабочий и Колхозница» являются эмблемой московской киностудии «Мосфильм».

Международная выставка 1937 года

Скульптура была изготовлена для Международной выставки в Париже в 1937 году.

«Рабочий и колхозница» была изготовлена в кратчайтшие сроки, для этого рабочим приходилось работать с утра и до вечера. Вес готовой скульптуры составил 37 тонн. После одобрения скульптуры Сталиным, «Рабочий и Колхозница» были погружены в 28 вагонов и отправлены по железной дороге в Париж.

Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при, однако радость победы была омрачена тем, что «Рабочего и Колхозницу» поставили напротив павильона фашистской Германии.

Разведка СССР интересовалась оформлением немецкого павильона, в результате высота советской экспозиции была на несколько метров выше, что обрадовало руководство СССР и огорчило Германию. Парижане и гости выставки специально ходили смотреть на советскую скульптуру Веры Мухиной по нескольку раз в день, так как она постоянно меняла свой цвет — утром она была розового цвета от утреннего солнца, днем — ярко-серебристой как ей и положено быть, а на закате солнца вечером — золотистой. Франция планировала выкупить скульптуру для Парижа, однако советская делегация по распоряжению Сталина в этом отказала.

После закрытия Всемирной выставки в Париже большинство создателей «Рабочего и Колхозницы»  отправились в лагеря и ссылки, комиссар советского павильона И. Межлаук был расстрелян. А Вера Мухина была отстранена от работы.

Перевозка скульптуры

При перевозке статуя была повреждена, так как по габаритам не проходила некоторыми частями в железнодорожные тоннели, но в 1939 году реконструирована, а фактически выстроена заново и установлена перед Северным входом ВСХВ (ВВЦ, он жеВДНХ). Вера Мухина считала, что самое лучшее место для скульптуры — павильон СССР, однако к ее мнению не прислушивались. 

Еще раз «Рабочий и колхозница» была отреставрирована в 1979 году.

С конца 40-х годов скульптура «Рабочий и колхозница» является основным символом киностудии Мосфильм. 

Реконструция скульптуры

Рабочий и Колхозница на новом постаменте

В 2003 году скультптура была разобрана на 40 составляющих частей. После реконструкции «Рабочего и Колхозницы» в постаменте планировалось разместить театр и музей, на площади – около 8 тысяч квадратных метров. Соогласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. При «росте» скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника будет около 60 метров, как и задумывалось Верой Мухиной. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.

Установка на постамент

Полностью реконструкция была завершена в 2009 году. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью подъемного крана, а торжественное открытие состоялось в Москве 4 декабря 2009 года.

В 2010 году в постаменте был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». 

  • Россия
  • Москва

 Адрес: Россия, Москва, проспект Мира, 123Б

Перестройка монумента

2000-ые годы стали для скульптуры «Рабочий и Колхозница» временем перестройки и обновления. Ее разобрали на основные элементы, все поверхности монумента были тщательно вычищены и покрыты специальным антикоррозийным слоем, специально созданным сотрудниками Всероссийского НИИАМ.

Реконструкция также затронула и основание памятника — были сделаны основательные укрепления каркасной платформы.

Монументальный комплекс оснастили абсолютно другим основанием, включающим в себя и помещение под музей, созданный специально по истории комплекса. Музейное помещение состоит из 4-ех отделов, в которых выставлены экспозиции, макетные фигуры и фотографии из истории скульптуры, ее проектные образцы.

Сам постамент был выполнен в пропорциях, близких к тем, которые были у постамента под монумент на выставке в Париже. Единственным отличием было то, что с задней стороны его было значительно меньше места, так как выделенная территория не позволяла выстроить с размахом.

Долгое время после реставрации монумент входил в коллекцию комплекса Музеев и Выставок города Москва, а начиная с 2017 года монумент «Рабочий и Колхозница» входят в комплекс Выставки достижений Народного хозяйства.

При этом, музейные экспозиции монумента были временно закрыты, так как планируется объединить их с общими музейными экспозициями ВДНХ. А свободное помещение музея используется руководством Выставки достижений Народного хозяйства как временные выставочные павильоны для работ известных художников и скульпторов.

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

Что было сделано:

  • проведены все необходимые замеры и расчеты;
  • спроектирован новый каркас, состоящий из несущих, промежуточных и конструктивных элементов;
  • разработаны новые материалы с высокой устойчивостью к коррозии;
  • проведен компьютерный спектральный анализ каждой из 40 частей, на которые разобрали памятник;
  • проведена рентгенография более 1 миллиона сварных точек;
  • выполнена очистка всех элементов памятника и их последующая обработка уникальной антикоррозийной пастой, которой понадобилось около тонны.

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Ссылки

Рабочий и Колхозница на Викискладе
  • «Рабочий и колхозница». Инфографика
  • В. Николаев и П. Тарасенко. «Гигантская статуя из нержавеющей стали» — ВСХВ. Советский павильон на Парижской выставке 1937 года
  • Париж-37: «Рабочий и колхозница»
  • «Железная парочка» Огонёк, № 11, 12—18 марта 2007 года
  • Архнадзор — Рабочий и колхозница 27 июля 2007
  • «Рабочий и колхозница» вернулись на своё место у ВВЦ
  • Б. Руденко. «Рабочий и колхозница». Возвращение // «Наука и жизнь» № 11, 2009.
  • Интервью с руководителем авторского коллектива по реставрации монумента Вадимом Церковниковым, передача «Своими глазами», радио «Эхо Москвы», 8.10.2010
  • Суздалев П. «Рабочий и колхозница» // Новый мир, № 7, 1971.
  • Обновлённые «Рабочий и колхозница» простоят несколько веков — Ресин // РИА Новости, 07.11.2009

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

  • скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
  • древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

  1. во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
  2. во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Исторические факты возникновения

История нам рассказывает, что для экспозиции в Париже выставочного комплекса «Современное искусство», нужен был монумент, который предполагалось установить в зале экспозиции Советского союза. Сам зал для выставки возводил и создавал советский архитектурный автор Б.М.Иофан, который в процессе строительства уже вынашивал замысел будущего экспоната выставки. Именно рабоче-крестьянским символом он был вдохновлен, и предложил эту идею для воплощения.

Идея эта родилась у скульптора при осмотре греческих изваяний, «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская» — как символов победы над господством тиранов и господ. В Советском союзе создали конкурс, в нем участвовали со своими работами видные советские авторы-скульпторы. И проектный эскиз В.И.Мухиной был выбран, как наиболее соответствующий духу тогдашней современности.

Первоначальным этапом к подготовке создания колоссального проекта, стала гипсовая фигура макета, созданная Мухиной при Институте машиностроения и металлообработки, который предоставил экспериментальный цех для работ.

Выставка «современное искусство» состоялась в Париже, в 1937 году, и по завершении ее статую демонтировали. Однако, композиция была значительно повреждена, и при перевозке некоторые детали безвозвратно испорчены. И лишь спустя 2 года, при новом возведении монумента, поврежденные части были заменены на новые, но уже не в первоначальном виде — общий вид скульптуры выглядел иначе, чем оригинал.

Установка скульптуры проводилась в спешном порядке — было запланировано приурочить ее к торжественному открытию павильона ВДНХ, что сказалось на высоте возвышения для скульптуры. Он оказался в 3 раза меньше, чем тот, что был установлен под скульптуру в Париже.

Архитектор и автор проекта Мухина яростно боролась против такого решения — по ее словам, весь замысел композиции просто сводился на нет, из-за нарушения пропорций. Но изменений не последовало. Долгие годы великолепная скульптура просуществовала на низком и не соответствующем размерами постаменте.

В 70-ые годы прошлого столетия монумент отреставрировали. И не прошло и 10-ти лет, как было принято решение найти для монумента другое местоположение. Местоположение выбирали на конкурсной основе, в ходе которого можно было бы выбрать будущее расположение монумента в столице. Были варианты установить его на Крымском валу, у Государственной картинной галереи, но идея осталась не исполненной.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Этапы возведения памятника – трудности и достижения

Теперь предстояло ускоренными темпами создавать сооружение в истинном размере. Скульптура «Рабочий и колхозница» по замыслу автора имела гигантскую высоту – 25 метров. На осуществление грандиозной работы отводилось всего полгода.

Большой размер памятника призван был не только привлекать внимание величиной, он должен был воссиять над Парижем. В качестве основы для строительства скульптуры рассматривали бронзу или медь

Эти металлы отличаются основательностью и благородным видом. Но они не обеспечивали запланированного излучения, потому что поглощали свет. Поэтому скульптор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина приняла решение возводить памятник из нержавеющего стального листа.

Сначала форму композиции сколачивали из деревянных брусков, обрабатывали поверхности столярными инструментами и добивались идеальной гладкости. Затем поверх деревянной основы выкладывали тончайшие листы стали, толщина которых не превышала миллиметра. Стальной панцирь полностью повторял деревянную форму. Изнутри стальная мозаика скреплялась при помощи сварных швов.

Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж. Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав. Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку. Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.

Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности. Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

В музее Веры Мухиной, расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась. Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» – это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс. Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной – ей было 64 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector