Пергамский музей без очереди

Музей Боде

С городского берега музей Боде смотрится как замок, плывущий по реке. Музей начал работу в 1904 году благодаря инициативе знаменитого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Боде, вдохновившего кайзера Фридриха на финансирование строительных работ. Музейное здание выстроено в архитектуре необарокко и увенчано огромным куполом, от основания которого как стороны треугольника расходятся два крыла

Центральный фасад привлекает внимание дорическими колонами и аллегорическими статуями видов искусства

Первоначально музейную экспозицию составили артефакты и предметы художественного творчества, пожертвованные курфюрстами Бранденбургскими. Сегодня в музейных залах выставляются потрясающие воображение собрания предметов культуры и быта византийской эпохи, средневековых монет и статуй. Под сводами Большого купольного зала посетителей встречает конная скульптура Великого курфюрста Бранденбургского. Из экспонатов первого этажа особый интерес вызывают фигуры деревянной скульптурной композиции «Триумф креста», датируемой началом XIII века.

В зале Камеке экспонируется собрание скульптур, выполненных знаменитыми итальянскими скульпторами, начиная со средних веков и заканчивая XVIII веком. Череда многоцветных статуй, покрытых глазурью, представлена в Базилике. Но главное музейное сокровище — флорентийский алтарь XVII столетия, изумляющий роскошью итальянского Ренессанса. В залах музея Византийского искусства множество экспонатов Римской и Византийской империй с III по XV века. Зал, посвященный культуре римлян, поражает горельефными изображениями на саркофагах, фигурными скульптурами, искусностью украшений из слоновой кости и мозаиками.

В Византийском зале восхищают мастерство и сюжеты мозаичных икон. Отдельный зал посвящен ритуальным предметам из Египта, использовавшихся жрецами при совершении обрядов. Изюминкой музея считается Монетный кабинет, насчитывающей более 4 тысяч монет, занявших четыре зала. Здесь представлена мировая история денег от чеканившихся в Афинах в VI веке до нашей эры, древнеримских и средневековых монет разных стран и народов до монет ХХ века. Только здесь выпадает случай увидеть огромную золотую монету номиналом в 1 миллион долларов.

Достопримечательности Пергамон-музея

Античное собрание

Коллекция, которую начали собирать еще прусские курфюрсты, объединяет бесценные шедевры древнегреческого, древнеримского, кипрского и этрусского искусства.

Самым знаменитым экспонатом является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.

Помимо алтаря, Римская и Античная эпохи богато представлены многочисленными статуями, монетами, малыми формами и глиняными изделиями, саркофагами, геммами, украшениями, изделиями из стекла и бронзы, элементы декора архитектурных сооружений.

Музей переднеазиатского искусства

В данном корпусе представлено искусство исчезнувших могущественных империй Востока — Вавилона, Ассирии и Шумера. Немецкое восточное общество, организованное в 1898 г. занималось раскопками древних городов на территории современных Сирии, Турции и Ирака и вывезло в Германию уникальные находки, обнаруженные в древних городах Уруке, Вавилоне, Нимруде и т.д.

Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.

Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.

Музей исламского искусства

В данном корпусе собраны художественные ценности исламских народов, проживавших на обширной территории от Индии до современной Испании, за период с VIII по XIX вв. Очень интересен отдел, знакомящий посетителей с миниатюрами эпохи Империи Великих Моголов, искусством персидского каллиграфического письма и изделиями мусульманских ткачей.

Особенной привлекательностью для туристов отличается орнаментальный рельефный фриз, подаренный османским султаном прусскому кайзеру Вильгельму II в 1903 году. Фриз украшал дворец Мшатты, построенный в VIII в. вблизи от современной столицы Иордании одним из халифов династии Омейядов. Одна из башен была разрушена в результате прямого попадания бомбы в здание Музея во время войны.

Компенсация убытков

Во время войны территория Советского Союза, оказавшаяся в зоне оккупации, подверглась безжалостному разграблению. Наша страна понесла колоссальные убытки, в том числе были утрачены многие предметы искусства, шедевры живописи и скульптуры. Чтобы хоть как-то компенсировать эти потери, академик Игорь Грабарь, в молодости живший в Берлине и хорошо знавший берлинские музеи, предложил вывезти из Германии ряд художественных ценностей. С его подачи был составлен список наиболее значимых предметов искусства, и первым в нём стоял Пергамский алтарь. Весной 1945 года ящики с демонтированным сооружением перевезли на территорию будущей ГДР, а уже оттуда их доставили в Эрмитаж. Там с алтаря сняли гипсовые слепки и… спрятали от посетителей на целых 13 лет. Почему? Этот вопрос многим тогда не давал покоя. В итоге родилось предположение, будто советскую власть интересовала не столько художественная ценность древнего артефакта, сколько его оккультное значение, с этой целью он якобы и был вывезен из Германии. Основания для этих слухов были, но, прямо скажем, слабоватые. Ещё в Берлине подле алтаря часто видели ученицу знаменитого мага Кроули — Лию Хирсиг. Её заподозрили в свершении каких-то тайных обрядов. Но никаких подтверждений этому, разумеется, не нашлось. Плюс к тому в 1936 году нацистская верхушка, ассоциирующая себя с олимпийскими богами, организовала у подножия Пергамского алтаря обед, посвящённый началу Олимпийских игр. В итоге на этих соревнованиях Германия одержала сокрушительную победу, на голову обставив всех своих соперников. Немцы завоевали 89 наград и стали первыми в медальном зачёте. Для сравнения: США, занявшие вторую позицию, имели на своём счету 56 наград… Как бы там ни было, в 1958 году Хрущёв приказал вернуть Пергамский алтарь ГДР. Взамен немцы обязались сделать его копию из гипса, которая по сей день находится в Санкт-Петербурге в академии им. А.Л. Штиглица. А настоящий Пергамский алтарь занял своё законное место в Пергамон-музее в Берлине. Правда, в последнее время Турция выдвигает требование вернуть алтарь на его историческую территорию.

Знаменит, но беден

В отличие от нашедшего Трою миллионера Генриха Шлимана, Карл Хуман не был богат. Ему пришлось продать все, что он имел, чтобы платить рабочим, которые трудились на раскопках. Хуман умер от лихорадки в 1896 году в Измире. Его похоронили на том месте, где когда-то стоял Пергамский алтарь. Именно Пергамский алтарь взял за образец архитектор Алексей Щусев, когда проектировал временный деревянный мавзолей Ленина. Об этом свидетельствуют рабочие эскизы архитектора. Перед ним была поставлена задача построить некрополь — величественный и лаконичный, и он создал проект требуемого здания всего за несколько часов. Кстати, совпадение это или нет, но один из храмов, стоящий рядом с Красной площадью, посвящён Антипе Пергамскому — святому, некогда замученному язычниками из Пергама.

Метки: Германия, скульптура, Древняя Греция, Все загадки мира, Сатана, Малая Азия, Зевс, город, Берлин, престол, алтарь, Пергам

Мастера

Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).

Несмотря на разницу техник исполнения, Большой и Малый фризы выглядят внушительно и целостно. До нас дошло упоминание имен мастеров ‒ Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи увенчали монумент. Однако выделить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.

Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился несколько поколений

Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.

Adresse, Öffnungszeiten und Kontakt

 Adresse

Am Kupfergraben 5
10178 Berlin

Telefon
Internetadresse
Öffnungszeiten
Dienstag, Mittwoch sowie Freitag bis Sonntag 10 bis 18 Uhr, Donnerstag 10 bis 20 Uhr
Barrierefrei
Rollstuhlgerechter Zugang über Plattformlift, Aufzug vorhanden. Während der Renovierungsarbeiten kann die Zugänglichkeit eingeschränkt sein. Infobuch in Brailleschrift vorhanden. Rollstühle können ausgeliehen werden. Mit Anmeldung werden Führungen in Gebärdensprache angeboten.
Eintritt
19 Euro, ermäßigt 9,50 Euro (Pergamonmuseum und Panorama)
Tickets

Nahverkehr

Bus

  • 0.3km

    Berlin, Staatsoper

    • 100
    • 300
    • N5
  • 0.4km

    Berlin, Lustgarten

    • 100
    • 300
    • N5

Tram

  • 0.1km

    Berlin, Georgenstr./Am Kupfergraben

    • 12
    • M1
  • 0.1km

    Berlin, Am Kupfergraben

    • 12
    • M1
  • 0.3km

    Berlin, Universitätsstr.

    • 12
    • M1
  • 0.4km

    Berlin, Monbijouplatz

    • M1
    • M5

In der Nähe

Cafés

  • Café im Bode-Museum
  • Café im Deutschen Historischen Museum
  • Allegretto Caffè im Neuen Museum

Das könnte Sie auch interessieren

Staatliche Museen zu Berlin, Foto: Johannes Laurentius

Knapp eine Million Menschen besichtigen die Antikensammlung im Pergamonmuseum jährlich.
mehr

dpa

Fotostrecke: Baustelle Pergamonmuseum

Im Rahmen des Masterplans Museumsinsel wird das Pergamonmuseum seit 2013 abschnittsweise saniert.
mehr

Asisi (Foto: Tom Schulze)

Pergamonmuseum. Das Panorama

Dauerausstellung

In dem neuen Pergamon-Panorama des Künstlers Yadegar Asisi sind Originalteile des Pergamonaltars sowie eine Videoinstallation zum Pergamonaltar zu besichtigen.
mehr

dpa

Museumsinsel Berlin-Mitte

Die Gebäude der Museumsinsel beherbergen die archäologischen Sammlungen und Kunst des 19. Jahrhunderts.
mehr

Tobias Droz/BerlinOnline

Museen in Mitte

Unbestritten das kulturelle Zentrum Berlins. Das Neue Museum mit der Büste der Nofretete, das Alte Museum, das Deutsche Historische Museum oder das Pergamonmuseum sind weltweit beachtete Kultureinrichtungen.
mehr

dpa

Die Staatlichen Museen zu Berlin präsentieren sich an fünf Standorten in der Stadt: Auf der Museumsinsel in Mitte, im Kulturforum in Tiergarten und in Charlottenburg, Dahlem und Köpenick.
mehr

Античное собрание: богатейшая коллекция предметов искусства разделила судьбу самой Германии

Античное собрание на данный момент хранится в 2 музеях: в Старом и Пергамском. На протяжении нескольких веков монархи королевства Бранденбург-Пруссия пользовались каждым случаем для приобретения предметов античного искусства, покупали целые коллекции.  Античные статуи и вазы хранились во дворцах, на террасах и в замковых парках.

Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси

С появлением музеев в XIX веке большая часть кайзеровских коллекций переехала в музейные залы. Там выставлялись мраморные и бронзовые скульптуры, фрагменты мозаик и барельефов из античных построек, огромное количество всевозможных ваз. Но главные экспонаты Античного собрания были куплены уже музеем.

В Интернете возникает немало «легенд», иодна из них – пергамский музей был найден случайно в ходе дорожного строительства, которым руководил немецкий инженер Карл Хуман. Карл Хуман действительно был инженером-путейцем, жил и работал в Турции, но главной его страстью была археология.  До раскопок Пергама он уже участвовал в других экспедициях, а сюда приехал спасти то, что осталось от древнего города. Благодаря Хуману было спасено множество древних артефактов, которые собирались уничтожить, расчищая площадь для строительства нового населенного пункта.

Пергамский алтарь

Pergamonmuseum – уникальный музей: несколько его экспонатов занимают огромную площадь и выглядят как здания внутри здания. Пергамский алтарь под крышей музея кажется целым храмом: огромная лестница, высокие колонны, фриз (опоясывающая часть здания с барельефами, скульптурами) украшен батальными сцены битв богов с титанами.

Нерей, Дорида и Океан

Построен был алтарь в благодарность Зевсу за победу над врагом. Заполучив алтарь Зевса, немецкий Музейный остров вышел на новый уровень: до них подобный ценный экспонат был только в Британском музее, а с британской короной прусская монархия постоянно конкурировала.

Другой античный экспонат – ворота Милетского рынка (Древний Рим, II век до н.э.) в здание музея все же не поместился. Восстановленные ворота высотой почти 17 м находятся на территории музейного острова.

ворота Милетского рынка

После окончания II Мировой Войны античная коллекция, как и сама Германия, была разделена. Часть коллекции, которая до войны была выставлена в западной части Германии, вывезли американцы. Экспонаты, находившиеся в 1945 году в Пергамском музее (кроме архитектурных сооружений), вывезли в СССР. Затем страны-победители вернули большую часть коллекции: США – ФРГ, Советский Союз – ГДР. Античное собрание экспонировалось в 2 странах до объединения Германии, после этого исторического события собрание тоже объединили.

Престол Сатаны

Гигантский алтарь со скульптурами и горельефами, изображавшими битву богов с титанами, был посвящён Зевсу, предводителю олимпийцев. Он представлял собой жертвенник, похожий на огромный трон, высотой около 9 метров. Посреди цоколя из желтоватого мрамора высотой более 2 метров с фризом длиной 120 метров была вырублена лестница 20-метровой ширины. На верхней площадке находилась колоннада, а на крыше — статуи. Это был самый большой алтарь эллинистического мира. Кроме того, он отличался от других подобных сооружений тем, что находился вне храма. Во времена Античности и даже раннего Средневековья Пергамский алтарь служил местом жертвоприношений. Жители Пергама вели сюда мелкий домашний скот, несли птицу и… нежеланных новорождённых детей, получая в обмен на их пролитую кровь благополучие и здоровье. Во всяком случае, они на это надеялись, пытаясь умилостивить таким образом богов. Потому-то уже первые христиане и стали называть Пергамский алтарь престолом Сатаны. Впрочем, это прозвание закрепилось за шедевром эллинистической архитектуры ещё и потому, что именно в Пергаме язычники убили верного ученика апостола Иоанна Богослова — священномученика Антипу Пергамского.

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в
1897—1898 гг. и было торжественно открыто для доступа публики
в 1901 г. В световом дворе музея разместились произведения
древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.


Pergamon museum — Wugging Gavagai @ Flickr

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 г. все
пергамские художественные ценности до возведения нового здания
размещались в восточном колонном зале
Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в
Вавилоне, Уруке, Ашшуре и
Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться
в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскорости
обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов,
связанных с возведением нового здания на том же месте, в
1905 г. был назначен новый генеральный директор Королевских (а
с 1918 г. — Государственных) музеев, а в 1906 г. к
работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной
архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось
разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в
южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с
изменениями в плане от 1927 г. здесь же должна была обрести
своё место и коллекция исламского искусства.


my favorite piece of art there — Wugging Gavagai @ Flickr

В 1907 г. Альфред Мессель приступил к проектированию
монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассицистском
стиле. После смерти Месселя в 1909 г. работы продолжил его
близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в
правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 г.
начались строительные работы, которые остановили Первая мировая
война, революция 1918 г. и инфляция 1922—1923 гг. Лишь к
1930 г. строительство музейного здания было закончено, и
четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.


Pergamon Museum — Wugging Gavagai @ Flickr

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов
на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное
место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 г. большая
часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите
художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в
будущий Музей Победы имени Иосифа Сталина. Лишь в
1958 г. музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую
республику, но не полностью. До настоящего времени значительная
часть коллекции вопреки принципам международного права хранится в
запасниках
Пушкинского музея в
Москве и Эрмитажа в
Санкт-Петербурге. Возврат этих художественных ценностей, в том
числе знаменитого «клада Приама», урегулирован официальным
договором, заключённым между РФ и
ФРГ в 1990 г., однако его исполнению препятствует
Государственная Дума и музейные чиновники России.

Ценная коллекция

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Античное искусство (Antike Architekturen)

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Милетские ворота

Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Ворота Иштар

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения

Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей+панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Как добраться до музея

Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.

  • Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
  • На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.

Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3

Путешествуйте с улыбкой, путешествуйте с наслаждением! А мы будем стараться и дальше помогать вам с этим. Подписывайтесь на обновления нашего блога. И до скорого!

История музея

Первое здание Пергамского музея, построенное в 1897-1898 годах, торжественно распахнуло двери перед посетителями в 1901 году. Тогда в экспозиции музея были произведения древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии. Однако, вскоре в здании были обнаружены значительные дефекты фундамента и к тому же новые монументальные находки при раскопках в Вавилоне, Ашшуре, Уруке и Египте не могли быть достойно представлены в небольших залах музея. Решение о сносе музея и постройке на его месте нового здания не заставило себя долго ждать. После сноса первого здания Пергамского музея все экспонаты были временно размещены в восточном зале Нового музея. В 1907 году архитектор Альфред Мессель приступает к проектированию нового здания Пергамского музея, по задумке автора это было монументальное сооружение, состоящее из трех корпусов в строгом неоклассическом стиле. Но Месселю не суждено было завершить проект, в 1909 году он умирает, а работы возглавляет его близкий друг Людвиг Хофман, который кроме всего прочего административным чиновником по вопросам строительства в городском совете Берлина. Дальнейшие мировые события – Первая Мировая война, революция в 1918 году и инфляция 1922-23 годов, — крайне негативно отразились на процессе строительных работ. Только лишь спустя почти двадцать лет, к 1930 году, музейное здание было завершено и три музея в его стенах открылись для посещений.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. В годы Второй Мировой войны здание музея очень серьезно пострадало от воздушных налетов на Берлин

Для сохранения коллекций многие экспонаты перевезли в более безопасные места, а монументальные сооружения были укреплены. После капитуляции фашистской Германии очень большая часть музейных фондов была вывезена советскими офицерами в восточную часть Берлина, чтобы пополнить экспозиции планировавшегося Музея Победы имени Сталина. В 1958 году музейные экспонаты Пергамского музея вернулись в ГДР, но не полностью. Часть коллекций Пергамона до сих пор хранится в запасниках Эрмитажа и в Пушкинском музее в Москве.

В годы Второй Мировой войны здание музея очень серьезно пострадало от воздушных налетов на Берлин. Для сохранения коллекций многие экспонаты перевезли в более безопасные места, а монументальные сооружения были укреплены. После капитуляции фашистской Германии очень большая часть музейных фондов была вывезена советскими офицерами в восточную часть Берлина, чтобы пополнить экспозиции планировавшегося Музея Победы имени Сталина. В 1958 году музейные экспонаты Пергамского музея вернулись в ГДР, но не полностью. Часть коллекций Пергамона до сих пор хранится в запасниках Эрмитажа и в Пушкинском музее в Москве.

На сегодняшний день Пергамский музей представляет собой собрание коллекций трех музеев. Античное собрание музея было собрано бранденбургскими курфюстами-коллекционерами классической древности. Часть коллекции экспонировалась еще в 1830 году в открывшемся берлинском Старом музее.

Связь с другими произведениями искусства

Во многих эпизодах алтарного фриза можно узнать другие древнегреческие шедевры. Так, идеализированная поза и красота Аполлона напоминают известную ещё в античные времена классическую статую работы скульптора Леохара, созданную за 150 лет до пергамского фриза и сохранившуюся до нашего времени в римской копии Аполлона Бельведерского. Главная скульптурная группа — Зевс и Афина — напоминает тем, как расходятся борющиеся фигуры, изображение поединка между Афиной и Посейдоном на западном фронтоне Парфенона. (Эти отсылки не случайны, ведь Пергам видел себя новыми Афинами)..

«Лаокоон»

Сам фриз оказал влияние на более поздние античные работы. Наиболее известным примером является скульптурная группа «Лаокоона», которая, как доказал Бернард Андре, была создана на двадцать лет позднее пергамского горельефа. Авторы скульптурной группы работали непосредственно в традиции создателей алтарного фриза и возможно даже участвовали в работе над ним.

Что можно посмотреть

На осмотр галерей данного комплекса лучше всего отводить весь день. В отделе античного собрания можно увидеть экспонаты, относящиеся к эпохам Древних Рима и Греции, а также к кипрским и этрусским коллекциям. Жемчужиной этой экспозиции является алтарь из Пергама с мраморной лестницей, о котором уже говорилось выше. Кроме того, здесь ещё находятся ворота Милетского рынка и представляют собой яркий пример древнеримской архитектуры.

Экспозиция, посвящённая искусству азиатских стран, насчитывает более 260 000 элементов, относящихся к культуре исчезнувших империй Востока и охватывающих историческую эпоху в шесть тысяч лет. Главная ценность данной коллекции — это Вавилонские ворота, созданные в честь богини Иштар. Они выполнены в виде огромной кирпичной арки, украшенной изображениями различных мифических животных. Помимо этого, здесь находятся остатки тронного зала вавилонских царей и обломки храмов из Урука – города шумеров.

В следующем корпусе музейного комплекса расположено собрание художественных ценностей народов ислама, живших когда-то на территории от Индии и до самой Испании, начиная с восьмого по девятнадцатый века. Здесь находятся потрясающие артефакты эпохи Империи Великих Монголов, а также разнообразные изделия ткачей тех времён

Внимание всех туристов приковывает огромный фриз, украшавший когда-то замок Омейядов. Он был вырезан древними камнерезами в 8 веке и практически полностью разрушен, но работники музея смогли его восстановить и теперь каждый может увидеть его, посетив данный комплекс

В этом музее представлены такие экспонаты, которых нет больше ни в одном культурном заведении мира, позволяющие публике прикоснуться к эпохе древнего мира.

Алтарь Зевса — Пергамский алтарь.

Это гигантское культовое сооружение было построено во II веке до н.э.

До наших дней дошли лишь фрагменты скульптурного фриза. Сюжет мифический – борьба олимпийских богов с титанами. Кто или что было изображено на месте многочисленных утрат, никто не знает.

При разделе земель, завоеванных Александром Македонским, холмистая местность на малоазиатском побережье Егейского моря досталась полководцу Лизимаху. Свою богатую казну он объявил достоянием родной Македонии, хотя все деньги тратил на строительство своей столицы — нового города Пергам. А его преемник царь Аттал повелел сделать Пергам более красивым и величественным, чем Афины и ему это удалось.

Торговля шла, казна пополнялась более чем регулярно. Именно здесь было налажено производство разглаженной кожи для письма, которая войдет в историю под названием пергамент.

Безусловно, что богатство города привлекало жадные взоры и на Пергам двинулись орды кельтов.

Атал разгромил их и в честь победы приказал соорудить огромный и роскошный памятник милостивым богам — Зевсу и Афине Победительнице.

Гос.совет постановил выстроить его в виде двухъярусного, П-образного сооружения.

Три стороны цоколя опоясывали ленты барельефов, изображающих битву богов с восставшими титанами.

После смерти Аттала в 133 году до н.э. Пергам перешел под руку его союзников-римлян, которые начали перестраивать город, нарушив его первоначальный план.

Они вывезли из Пергама множество скульптур, а император Клавдий вывез из города библиотеку, уступавшею только Александрийской, и подарил тысячи свитков Клеопатре.

О восьмом чуде света забыли на 2000 лет, после того, как турки-османы в пух и прах разметали город, оставив одни руины.

В 1864 году турецкое правительство заключило контракт с немецким инженером Карлом Хуманном контракт на строительство дороги от Бергамо до Измира.

Осматривая место, Карл заметил крутой скалистый холм высотой около 300 метров. После недельного обследования он нашел засыпанные вековой пылью руины загадочных построек.

Но тут местные аборигены замахали руками:

Эфенди! Тут копать нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Аллах не раз наказывал тех, кто добывал здесь камень.

— Ночью бесплотные духи языческих дьяволов выходят наружу и устраивают бесовские пляски.

Гора волшебная, она скрывает богов очень древней языческой страны. Их проклятье над Бергамо длится тысячи лет.

Хуманн понял: здесь когда был город. Он разрывает контракт с турецким правительством и становится археологом-добровольцем.

Проанализировав исторические труды, срочно выписанные из Берлина, бывший немецкий инженер пришел к выводу, что холм скрывает Пергам.

Когда Карл, откопав цоколь алтаря, увидел барельеф, на котором Афродита поставила ногу на лицо побежденного титана, он ликовал.

Хотя от многих рельефных картин остались лишь фрагменты, но мастерство ваятелей позволило Хуманну увидеть самую грандиозную битву в древнем греческом искусстве.

Однако, раскопки в Пергаме не принесли ни славы, ни денег, в отличие от первооткрывателя Трои. В течение многих лет Карл Хуманн считался всего лишь удачливым археологом-любителем, открывшим миру Пергамский алтарь и сумевшим перевезти его в Берлин, хотя он сумел обнаружить камень со списком 7 городов, оспаривавших право считаться родиной Гомера.

Алтарь Зевса как магнит притягивал оккультных служителей.

В 1930-х его осматривал личный маг Генриха Гиммлера. Его изучал эсэсовец Вальтер Дарре, главный нацистский теоретик «крови и почвы», один из создателей Аненербе («Наследия предков») — института по изучению немецкой истории и археологии.

Когда война уже была проиграна, гитлеровцы закопали алтарь в сырую глинистую почву под военным складом, который сгорел при очередной бомбёжке.

В 1945 году вывезли(!) Пергамский алтарь в СССР, но не как трофей, а как экспонат, требующий срочной реставрации, которую и произвели специалисты Эрмитажа.

С 1945 по 1958 годы Алтарь хранился в Эрмитаже. А в 1958 году алтарь Зевса, как и многое другое, жестом доброй воли Хрущева был возвращён Германии и вернулся в Берлин.

Я очень хочу, чтобы каждая история открывала для вас что-то новое.

Для того, чтобы быстрее всех получать новые статьи можно подписаться на мой канал «

Ежедневные истории на моемИнстаграм-канале Good_art_today

Фейсбук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector