Парфенон
Содержание:
- История Афинского Парфенона
- Афинский акрополь интересные факты. Интересные факты об Афинском Акрополе
- Символическая трактовка структуры Парфенона
- О месте Парфенон
- Парфенон до Парфенона
- Восточный фронтон парфенона. Скульптурный ансамбль
- Чем интересен Парфенон. Парфенон (архитектура древней Греции)
- Памятник античного искусства и история его реконструкций
- Архитектура
- Описание
- Некоторые особенности архитектуры
- Творческий путь автора статуи Афины Парфенос
История Афинского Парфенона
Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства – 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов – более 18 тонн серебра.
В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.
Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом, однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.
В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.
Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.
На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.
После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.
Афинский акрополь интересные факты. Интересные факты об Афинском Акрополе
Афинский Акрополь – объект мирового наследия, который обязательно стоит посетить. Он считается важнейшим археологическим памятником Греции. В этой статье раскрываются интересные факты об Афинском Акрополе.
Визит в греческую столицу – город Афины – будет неполным без посещения Акрополя. В Греции существует много Акрополей, но тот, что находится в Афинах, является самым знаменитым и наиболее посещаемым. Лучшее время для посещения Акрополя в Афинах – зимние и весенние месяцы. Слово «Акрополь» образовано путем сочетания двух слов – «Acro» («верхний») и «polis» («город»).
Холмы Акрополя в Афинах носят название «Священная скала». Афинский Акрополь свидетельствует о традициях и культуре древнегреческой цивилизации, существовавшей в 5-м веке до нашей эры. Акрополь – это место особого почитания, потому что он посвящен Богине Афине. Те, кто интересуется древней историей, обязательно должны запланировать его посещение.
Акрополь представляет собой холм с плоской вершиной, похожий на плато. Высота Акрополя — около 25 метров, а ширина – около 15 метров.
Строительство Акрополя в Афинах началось в 447 до н.э. и было закончено в 438 до н.э. Акрополь строился в целях обороны. Греки использовали его для того, чтобы изучать расположение врага во время войн и сражений.
Афинский Акрополь также известен под названием «Кекропия» («Cecropia») или «Кекропс» («Kekrops»), которое ему было присвоено в честь первого короля Афин. На Акрополе древние греки построили Парфенон (Parthenon) — храм Богини Афины. Позднее, в классический период, на руинах Акрополя были построены Храм Эрехтейон (Erechtheion) и Храм Ники (Nike). Эрехтейон был построен для проведения религиозных ритуалов.
Памятники на афинском Акрополе отражают историю древней Греции. К популярным монументам на холмах Акрополя относятся Парфенон, Эрехтейон, Храм Ники и Пропилеи (Propylaea).
Историки полагают, что первые жители на Афинском Акрополе появились в эпоху Неолита. Археологические раскопки здесь впервые проводились в 1835 – 1837 годах. Впоследствии, в конце 19-го века, раскопки были продолжены историком Панагиотисом Каввадиасом (Panagiotis Kavvadias).
С течением времени памятники афинского Акрополя пострадали от загрязнения окружающей среды. В 1975 году правительство Греции приняло решение о восстановлении Акрополя. Однако реставрационные работы продвигались очень медленными темпами. В 2007 году многие реликвии и исторические объекты были перемещены из Акрополя к недавно построенному музею Акрополя.
Символическая трактовка структуры Парфенона
- В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.
- Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
- Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
- В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
- Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет — период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.
- Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.
Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.
В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.
О месте Парфенон
Парфенон – это известнейший из всех сохранившихся до наших дней памятников в Древней Греции, одно из знаменитейших строений в мире. Парфенон основательно укреплен на вершине Акрополя уже более 2,5 тысячелетий. Его постройка была возведена в честь благодарности богине Афине Перфенос за спасение Афин в период персидских войн. За долгие годы существования, Парфенон функционировал в качестве греческого храма, церкви или мечети, а также использовался в роли казначейства и крепости. Современный Парфенон является популярнейшим туристическим достоянием, самой популярной в Афинах достопримечательностью и самым узнаваемым сооружением в мире. Исторический памятник считается символом древнегреческой цивилизации. Посвященный богине мудрости и войны, богине-девственнице Афин, официальным названием достопримечательности является название «Храм Афины Девы». В переводе с греческого языка «парфенос» означает девственный. Убранство храма дополняет его архитектуру, делясь на три основные категории: квадратные панели над внешней колоннадой или снабженные горельефами метопы, наружный барельеф, сплошной полосой опоясывающий целлу, и две группы свободно стоящих скульптур, заполняющие глубокие треугольные фронтоны. 92 метопа передают сцены единоборств. Тут можно увидеть инсталляции боев богов и гигантов, лапифов и кентавров, греков и амазонок, действия Троянской войны. В скульптурной группе на восточном фронтоне можно увидеть изображение рождения Афины. В группе на западном фронтоне изображен спор между Афиной и Посейдоном за Аттику. С Древних времен сохранилось немного статуй, но даже по имеющимся реликвиям можно понять, насколько великолепно было это художественное творение изначально, в середине V века до н.э. На барельефной полосе Парфенона поверх целы изображалась Панафинейская процессия, ежегодно подносившая Афине новое одеяние – пеплос. На северной и южной сторонах, с запада на восток движутся всадники, колесницы, музыканты, люди с дарами и граждане Афин, а также, жертвенные овцы и быки. На западной стене над портиком имеются группы кавалеристов, которые или стоят возле своих лошадей, или оседлали их, или уже уезжающих. Эта часть сохранилась до нашего времени. Центральная группа процессии на восточном торце представляет жреца и жрицу Афины с тремя прислужниками. По сторонам этой сцены — фигуры важнейших богов Греции. Рядом с ними изображения двух групп граждан и официальных лиц. По краям – медленно движущиеся люди, которые возглавляют процессию. Нынешний Парфенон стоит на трех мраморных ступенях общей высотой около 1,5 метров, это периптер дорического ордера, увенчанный 16 колоннами на торцах и 17 по бокам.
Парфенон до Парфенона
Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.
Дворец Афинских царей
Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).
Первый храм Афины в Акрополе
После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма)
Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины
Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.
Храм Гекатомпедон
Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.
Метопы Гекатомпедона в Новом музее Акрополя сайт музея
Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм — неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистрата (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.
Храм Опистодом
Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь — Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на у стены Эрехтейона.
Колонны пре-Парфенона на северном склоне Акрополя
Восточный фронтон парфенона. Скульптурный ансамбль
Скульптурная отделка Парфенона, как отмечаетвелась под руководством великого мастераи при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части:внешнего (), сплошной(внутренний) фриз, скульптуры ви известнейшая.
Метопы
Основная статья: Дорический фриз Парфенона
Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битвас, на юге —, на западе — вероятно, сцены из, на севере —.
Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.
Барельефный фриз
Основная статья: Ионический фриз Парфенона
Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии:в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками. Рядом стоят важнейшие люди города.
Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах.
Основная статья: Фронтоны Парфенона
В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обходят эту часть храма обыкновенно стороной. — основной источник в подобных вопросах — упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Дж. Керри, датируемые, которые дают достаточно много информации о западном фронтоне. Восточный же уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки.
Восточная группа изображала рождениеиз головы. Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно,. Перед ним сидит, затем —и. За ними стоит ещё одна богиня, — возможно,. С севера до нас дошли три сидящих женских фигуры — так называемые «три фаты», — которых иногда рассматривают как,и. В самом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, этоили. Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо — в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса,и Афины. Скорее всего, там находились остальныеи, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев.
На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание. Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы, вероятно, в северной —с, в южной —с. Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная аттрибуция практически невозможна.
До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.
Чем интересен Парфенон. Парфенон (архитектура древней Греции)
Парфенон (древ.-греч.: Παρθενών; совр. греч.: Παρθενώνας) — древний храм в афинском Акрополе , посвящённый богине Афине, которую афиняне считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н. э., когда Афинская империя была на пике своей власти. Закончилось оно в 438 году до н. э., хотя отделка здания продолжалась до 432 года до н. э
Это наиболее важное сохранившееся здание классической Греции, зенитом которого, как правило, считается дорический ордер. Декоративные скульптуры Парфенона считаются одними из наиболее успешных в греческом искусстве
А сам Парфенон — символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации, и одним из величайших культурных памятников в мире. В настоящее время Министерство культуры Греции осуществляет программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного сооружения.
mosarchinform.ru, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года
Парфенон, заменил старый храм Афин , который историки называют Pre-Parthenon, он был разрушен во время персидского вторжения 480 года до н. э. Храм построен археоастрономически, по звёздному скоплению Гиады. Несмотря на то, что священное здание было посвящено богине, покровительствующей городу, фактически его использовали как казначейство. В своё время он служил сокровищницей Делосского союза, который позднее стал Афинской империей. В последние десятилетия шестого века нашей эры, Парфенон, который преобразовали в христианскую церковь, был посвящён Деве Марии.
После османского завоевания в начале 60-х годов XV века его превратили в мечеть. 26 сентября 1687 года из-за венецианской бомбардировки произошло возгорание боеприпасов Османской империи, которые хранились в здании. В результате взрыва серьёзно пострадал Парфенон и его скульптуры. В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин, вывез некоторые сохранившиеся скульптуры, якобы с разрешения Османской империи. Теперь они известны как мраморы Элгина или Парфенона. В 1816 году их продали в Британский музей в Лондоне, где на сегодняшний день и выставлены. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство приняло решение о возвращении скульптур в Грецию.
Этимология
Изначально название «Парфенон» происходило от греческого слова παρθενών (парфенон), и упоминалось в значении «комнат незамужних женщин» в доме, а в случае Парфенона, возможно, сначала использовалась только отдельная комната храма. Ведутся дебаты, какая это была комната, и как она получила своё название. Согласно труду Лидла, Скотта, Джонса «Греческо-английский лексикон» ею была западная целла Парфенона. Джамари Грин считает, что Парфенон был комнатой, в которой на Панафинейский играх преподносили пеплум Афине. Его ткали аррефоры, четыре девушки, которых выбирали каждый год для служения Афине. Кристофер Пеллинг утверждает, что Афина Парфенос, возможно, представляет собой отдельный культ Афины, тесно связанный, но не идентичный, с культом Афины Полиас. Согласно этой теории, название Парфенон означает «храм девственной богини» и относится к культу Афины Парфенос, который ассоциировался с этим храмом. Эпитет «парфенос» (παρθένος), происхождение которого неизвестно, значит «дева, девушка», но также и «девственница, незамужняя женщина», и в основном использовался в отношении Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, и Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также существует предположение, что название храма ссылается на дев (парфено), чья наивысшая жертва гарантирует безопасность города.
Памятник античного искусства и история его реконструкций
В 1832 году Греция получает долгожданную независимости и уже через два года (28 августа 1834 года) Парфенон официально становится не просто руинами, а памятником античного искусства. Именно с этого времени в истории Парфенона наступает новый этап — этап археологических раскопок и бесконечной реставрации. В 1835 году на территории Акрополя были снесены все постройки, оставленные турками, венецианцами и прочими «варварами». Начались масштабные исследования, результатом которых стало то, что на холме остались лишь памятники, построенные до нашей эры, все остальное было снесено, как, например, Франкийская башня, располагавшаяся чуть южнее Пропилеев.
Франкийская башня (фото 1869-1874 годов)
Справедливости ради стоит заметить, что шли и восстановительные работы. Так в 1840-х годах было частично реконструировано четыре колонны северного фасада и одна с южной стороны храма, около полутора сотен мраморных блоков были возвращены в стены внутренних помещений Парфенона. К сожалению, в 1894 году произошло сильное землетрясение, которое серьезно повредило храм и привело к новому витку реставраций. После землетрясения к работам над восстановлением древнего святилища был привлечен греческий архитектор Николаос Баланос, которые посвятил этому делу 40 лет своей жизни. Во многом благодаря ему, Парфенон приобрел тот вид, который мы можем сейчас видеть.
Процесс восстановления северной колоннады, который объединил здание в единое целое. До этого руины выглядели как остатки двух разных зданий (1923-1928 года)
Уже после смерти архитектора, его труды подверглись жесткой критике, и надо сказать, что не просто так. Главная проблема была в том, что для скрепления блоков Николаос использовал металлические стержни, которые со временем ржавели и разрушали мрамор. В 1986 году было принято демонтировать крепления и заменить их на титановые.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Работы по восстановлению Парфенона идут и в наши дни, и когда они будут завершены не знает никто. Помимо работ над внешним видом, планируется провести реставрацию и внутри храма. Если все получится, то в скором времени туристы смогут увидеть остатки апсиды, сохранившийся с христианской эпохи, и постамент статуи богини Афины Парфенос.
Существует шутка, что строительный кран рядом с Парфеноном стоит так давно, что скоро сам станет объектом ЮНЕСКО
Архитектура
Храм выполнен в дорическом стиле. Прямоугольное сооружение окружает колоннада из 17 колонн. Античные мастера использовали всё своё умение и искусность, создавая изящный и лёгкий облик Парфенона: для сглаживания вогнутых линий архитекторы даже утолстили срединную часть колонн, и слегка их наклонили. Возможно, это не слишком заметно, но указанный нюанс делает храм настолько возвышенным и в то же время призрачным и воздушным.
Храм Парфенон обильно декорирован всевозможными барельефами и скульптурами, среди которых:
- Фриз, украшенный барельефами тонкой работы со сценами борьбы: на восточной стороне постройки, была изображена битва кентавров и лапифов;
- С юга можно было наблюдать поединок греков и амазонок, на севере прославлялись войны великанов и богов, а на западной стене была изображена Троянская война;
- Также на востоке Парфенона украшением служила сцена рождения Афины из головы её отца Зевса;
- Западный фронтон тоже не пустовал: здесь каменные скульптуры поведают о споре Посейдона с Афиной. Мудрая богиня переспорила божество морей и океанов, за что получила всю Атлантику;
- По внешнему фасаду храма тянулся изящный и торжественный ионический фриз, изображающий празднование Панафинеи. Прерывался он только к восточному торцу здания: здесь продемонстрирована картина, где жрец принимает новые одежды для Афины – кульминация праздника.
К сожалению, самая главная ценность Парфенона – монументальная и красивейшая статуя богини Афины авторства Фидия — не сохранилась. В музеях представлены примерные копии скульптуры, что даёт хоть небольшое представление о красоте почившего храма.
Иллюстрация интерьера Парфенона, в том числе Афина Парфенос
https://youtube.com/watch?v=j3iJLr-8_HY
Парфенон — Храм Гефеста — Храм Зевса Олимпийского — Театр в Эпидавре — Греческий парламент — Эрехтейон — Библиотека Адриана — Одеон Герода Аттика — Памятник Лисикрата — Башня Ветров — Театр Диониса — Природные достопримечательности |
Описание
К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.
Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.
А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.
Некоторые особенности архитектуры
Сегодня Парфенон уже не руины, но и до былой роскоши далеко.
Создатели Парфенона имели в своем распоряжение достаточно средств, чтобы воплотить в жизнь самые новаторские архитектурные решения своего времени. Парфенон был великолепен, он отличался от всех построенных ранее храмов масштабностью, оформлением, архитектурой.
Для того чтобы подробно и правильно описать архитектуру храма со всеми стилобатами, перистилями и периптерами надо быть архитектором. Поэтому мы не будем углубляться в эту тему, а более подробно остановимся на некоторых декоративных элементах.
Колонны
Размещено сооружение было таким образом, что его фасад был виден сразу с трех сторон. Такой эффект был достигнут благодаря необычному размещению колонн и их форме. Колонны установили не параллельно, а под небольшим, незаметным глазу, углом.
Высота внешних колонн – 10 м 43 см, диаметр – 1 м 90 см.Колонны не цельные, каждая собиралась из отдельных барабанов (10-12), их крепили свинцовыми скрепами. Количество внешних колонн – 50. Внутри храма было установлено 16 больших колонн и 23 меньшего размера.
Это интересно. Размеры храма: длина – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.
Как выглядел храм внутри до разрушения
Внутри храм имел 2 помещения. В одном из нефов, окруженная колоннами, находилась основная скульптура Афины, высотой 11 м.
Очень жаль, что это колоссальное изваяние не сохранилось до нашего времени. Как выглядела Афина, мы знаем из описаний и древних рисунков.
Автор 11-метровой скульптуры – Фидий. Материал изготовления – золото, слоновая кость, черное дерево. Богиня была изображена стоя, в одной руке щит, в другой фигура Ники. Статуя была высотой с 4-х этажный дом. Изваяние Ники, которое Афина держит на ладони – 2 м. Щит украшали рельефы сражающихся амазонок и боя с титанами.
Лицо богини было вырезано из слоновой кости, из этого материала изготовили и руки статуи. Такие элементы, как одежда, оружие, были золотыми. Перед скульптурой находился небольшой бассейн. Изваяние Афины простояло в храме 900 лет.
Судьба скульптуры неизвестна. Одни историки считают, что она была уничтожена при пожаре, другие настаивают, что статую вывезли в Византию.
Метопы
Один из самых значительных элементов декора – фриз, украшавший внешнюю колоннаду. На фризе было размещено 92 метопы с барельефом. На метопах южного фасада изобразили сцены противостояния лапифов (полумифическое племя) и кентавров.
На барельефах северного фасада была изображена Троянская война. Фриз с западной стороны – сражение амазонок, восточный фасад – битва титанов и богов.
До нашего времени сохранились 57 метоп, в основном на восточном фасаде. Еще 15 хранятся в Британском музее, 1 в Лувре.
Это интересно. Фризом называют декоративную горизонтальную композицию, в виде полосы. Он венчает или обрамляет часть сооружения. Метопа – архитектурный элемент фриза, в виде плиты с рельефной или плоской поверхностью.
Фриз внутреннего помещения
Этот фриз украшает храм внутри. По данным Википедии, его длина 160 м, высота 1 м 2 см. Изображено на барельефах Панафинейское шествие.
Это интересно. Панафинеи – праздник в честь богини Афины, в котором участвовали все горожане. Шествие было одним из основных мероприятий праздника. Процессия нарядно одетых афинян с факелами шла через весь город, возглавляли шествие самые уважаемые люди.
Процессия несла в храм одежды для статуи богини, вели быков для жертвоприношений. После шествия и религиозных обрядов праздник продолжался. Проводили спортивные, музыкальные и поэтические соревнования.
Всего на барельефах фриза изображено 378 фигур богов и людей, чуть менее 200 животных. Изначально было 115 метоп, сегодня можно увидеть 96 пластин с барельефами (56 в Лондоне, 40 в Музее Акрополя).
Фронтоны
Еще одним важным скульптурным элементом Парфенона были фронтоны. Западные и восточные фронтоны были украшены масштабными скульптурными композициями, до нашего времени сохранились только фрагменты некоторых статуй, 11 из уцелевших фрагментов хранятся в музее Акрополя.
Из чего построили Парфенон?
Материал, из которого построили весь храм – пентилийский мрамор. Из камня вырезали блоки и укладывали без скрепляющего раствора. Из мрамора было сделано и кровельное покрытие, деревянными были только перекрытия. Этот вид мрамора имел одну особенность – под действием солнечных лучей менял цвет. Из белого он становился золотистым.
Творческий путь автора статуи Афины Парфенос
Работы Фидия и творцов его эпохи играет огромную роль и в современной культуре греческого государства.
Фидий, создатель статуи
Также как Гомер и Гесиод, он установил границы представлений о мифологических божествах.
Деятели того времени создали настоящий базис о древнегреческих понятиях в веровании.
Идеалы богов – Зевса, Афины, Гермеса, Аполлона – определенные их произведениями, стали отправной точкой в создании шедевров последующих поколений.
Греческие творцы прекрасного равнялись на примеры искусства классиков древнегреческого мира.
Достоинство, нравственность и уравновешенность – такими их узнали представители нашей современности.
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса, созданная Фидием, стала предопределяющим элементом в создании образа царя всех олимпийский богов.
В данной работе ему удалось удачно совместить милосердие и всемогущество.
Скульптура Зевса вызывала немало восхищения среди влиятельных деятелей политики и культуры Древней Греции.
Две созданные скульптуры Афины Паллады придали славы автору. Здесь же он вместил образы величия, мужественности и света. Деву считали божеством, покровительствующим ремеслам, защите от завоевателей.
Афине Парфенос предшествовала грандиозная статуя, выполненная из бронзы. Его работой было изображение богини – защитницы от всех врагов.
Это творение – статуя Афины Промахос – находилось в Акрополе, рядом с Парфеноном.
Парфенон в Акрополе
В самом храме находились и другие восхитительные статуи Фидия.
Кстати, большинство из них является достоянием мировой
общественности и сберегается среди экспонатов Британского музея.
Воссоздание западной части Парфенона в Британском музее
Восточный фронтон Парфенона был украшен композицией, повествующей о рождении Паллады.
В западной части изображался спор богини с Посейдоном – боги не могли распределить владычество над Элладой.
Множество других характерных идей Фидия смогли вместить в себе стилевую выдержанность архитектурных правил с натуральностью и неподдельностью образов.
Одновременная строгость и легкомыслие ставят работы на мастера на возвышенную ступень.
Если же провести анализ творчества предшественников, то в сравнении с работами автора Афины Парфенос без труда можно обнаружить их зажатость и неестественность поз.
По-настоящему живые образы, непринужденные, естественные, они были параллельны свободным движениям простых людей.
Благодаря пластичности и грациозности поз, они отличали фигуры особой живостью до мельчайших деталей.