Пьяцца навона (площадь навона), рим
Содержание:
- История площади
- История площади
- Площадь Навона на карте Рима
- Магнит, притягивающих туристов из разных стран
- Церкви на площади Навона
- Достопримечательности на Пьяцца Венеция
- История
- История создания площади Навона
- Руины стадиона
- Откуда название именно площадь Венеции
- Любопытные факты
- Древняя арена
- Площадь Барберини
- История
История площади
В 80 году нашей эры в Риме был сооружен стадион Домициана. Данная постройка – презент императора Тита Флавия горожанам. Зачастую она была задействована для прохождения спортивных мероприятий. Второе имя стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «соревнование»). Как раз данному термину Piazza Navona в Риме и обязана своим наименованием. В первые столетия нашей эры стадион именовали «campus agonis», ближе к Средним векам данный термин преобразовался в «n’agone». В результате имя сократили до «navona». Так площадь получила свое название.
Сооружение было роскошно украшено внутри и снаружи. В арках возле стадиона находились лоточная торговля и увеселительные заведения. Любопытен тот факт, что один из домов терпимости у стадиона в дальнейшем преобразовался в храм.
Площадь Навона в раннехристианский период
На северной стороне площади Навона находится храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.
- Церковь, возведенная во славу Девы Марии, построили на развалинах стадиона Домициана в 12-м веке.
- Средства на сооружение церкви на площади Навона завещал монарх Фердинанд III Кастильский.
- С 16-го по 17-го столетия базилика обладала статусом национальной испанской церкви в Риме.
- В 19-м веке с помощью стараний папы Льва XIII храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была восстановлен.
- Вход в здание был перемещен с внутренних столичных улиц на Piazza Navona.
Храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре
Убранство церковного алтаря и множество картин в храме созданы живописцем эпохи Ренессанса Франциско де Костелло.
Площадь Навона в Риме – наиболее видный пример барокко, который возможно отыскать в Риме. Эпоха барокко в данном столичном уголке наступила благодаря семейству Памфили. Еще в завершение 15-го столетия один из членов данного семейства приобретет 3-и старинных дома, располагающихся на площади Навона. Через полтора века Джамбаттиста Памфили получает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа замыслил возвести семейный дворец в южной части площади Навона. С данной целью он пригласил барочного архитектора – Джироламо Райнвльди. С помощью данного мастера палаццо Памфили обзавелся таким элегантным фасадом.
Палаццо Памфили и храм святой Агнессы
Внутреннее убранство дворца было поручено Франческо Борромини. Папа подарил восхитительный римский особняк собственной родственнице — Олимпии Майдалькини. Палаццо Памфили может гордиться 23 залами и отличной галереей, пролегающей через целый 1-ый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были украшены фресками кисти Пьетро да Кортона. А в 1672 году к зданию дворца пристроили храм святой Агнессы, в которой был упокоен папа Иннокентий X. В настоящее время в здании дворца на площади Навона находится посольство Бразилии.
Внутреннее убранство дворца
Легенда об Агнессе Римской
Piazza Navona стала центром одной легедны. Бытует увлекательная история о жизни римской девушки, которую звали Агнесса. Невероятной красоты дева жила в Риме в 3-м столетии нашей эры, она приняла христианство и собиралась целиком посвятить себя церкви. К несчастью, в нее влюбился римский префект, который и думать не желал об отказе.
Разгневанный на праведную Агнессу, чиновник приказал обнажить ее и послать в подобном виде в дом терпимости, что преуспевал у стадиона Домициана. Защитники не бросили Агнессу в сложный час, ее распущенные волосы дали возможность спрятаться от жадных глаз толпы. Ангелы спустили на землю белоснежное облачение, в которое оделась верующая христианка. В публичном доме девушка тоже оставалась под укрытием веры, все римляне с посрамлением уходили из комнаты пленницы.
Сант-Аньезе-ин-Агоне
В январе 304 года непреклонная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.
Сант-Аньезе-ин-Агоне – изящная белоснежная базилика, исполненная в стиле барокко. Фасад храма смотрит на Piazza Navona, зовя туристов зайти внутрь. Голова святой Агнессы хранится в храме как высокочтимая реликвия.
История площади
Площадь Навона в центре столицы была построена на месте античного стадиона. Арена, возведенная около 86 года императором Домицианом (51-96гг.н.э.), предназначалась для проведения игр по типу греческих атлетических соревнований и называлась Circus Agonalis (от греческого «agones», т.е. игры). Размеры стадиона, по мнению 39rim.ru, впечатляли – его длина составляла порядка 280 метров при ширине более ста, что позволяло наблюдать за проводимыми состязаниями 20 тыс. зрителям. Его два главных входа находились с двух сторон длинной арены, оригинальные остатки которых сегодня можно увидеть на 6-метровой глубине на близлежащей площади Piazza di Tor Sanguigna, расположенной со стороны северной части Пьяцца Навона.
Важная информация
Стадион Домициана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был открыт для туристов в 2014 году. Археологический комплекс можно посетить ежедневно с 10:00 до 19:00. Предъявляемый на смартфоне входной билет стоимостью 8 евро, включает пользование аудиогидом на 6 языках, в том числе и на русском.
Как и многие прочие древние постройки античного Рима, постепенно разрушавшийся и частично погребенный под песком и илом разливавшегося Тибра, стадион Домициана был разобран, а его части послужили в качестве строительных материалов для возведения новых городских сооружений.
Советуем прочитать
Начиная с 1400-х годов, огромное пространство стало использоваться как торговая площадь, на которой также устраивались городские празднества, фестивали и шествия. Испанская община христианских верующих, центром которой стала построенная здесь в 1450г. церковь Sant Giacomo degli Spagnoli, вымостила ее булыжником и частично упорядочила, однако весь видимый сегодня архитектурный ансамбль Пьяцца Навона был создан благодаря стараниям Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini, 1591-1657), более известной как Донна Олимпия.
Отели возле Пьяцца Навона
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Навона — тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Смотреть отели
Площадь Навона на карте Рима
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Магнит, притягивающих туристов из разных стран
Площадь Навона в Риме, описание которой представлено в статье, словно магнитом притягивает туристов. Гости города с восхищением отзываются о чудесном месте, где можно гулять, наслаждаясь архитектурными шедеврами, или уютно устроиться в одном из многочисленных кафе, наблюдая за прохожими. Сегодня на площади находятся дорогие бутики, и все модницы Европы специально приезжают сюда, чтобы совершить покупки одежды популярных брендов. И даже дорогие наряды в престижных магазинах не останавливают любительниц шопинга. Особенно многолюдно на площади в декабре, когда открывается рождественская ярмарка-распродажа, и все вещи можно приобрести с хорошей скидкой.
Сейчас путешественники только удивляются тому, насколько огромную территорию занимает современная площадь Навона в Риме, фото которой непременно делают все гости на память о величественной достопримечательности. Живая музыка и зажигательные танцы, уличные художники, влюбленные парочки, красочные представления создают неповторимую атмосферу, в которую хочется окунуться еще раз.
Церкви на площади Навона
Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.
Церковь Богородицы Святого Сердца
Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00
Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.
Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons
В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне
Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.
Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons
Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.
Интересный факт
У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.
Тематические экскурсии:
О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима
от €120 за экскурсию
Подробнее >>
Рим на ладони в компании римлянина
Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов
€150 за экскурсию
Подробнее >>
Достопримечательности на Пьяцца Венеция
Самым грандиозным сооружением на площади является Витториано. Этот уникальный монумент выполнен из белоснежного боттичинского мрамора и является самым крупным памятником, созданным из этого природного материала.
После смерти Витторио Эммануила II, объединившего отдельные регионы Италии в полноценное, неделимое государство, было принято решение увековечить память о нем. К 1885 году утвердили проект архитектора Джузеппе Саккони. Для возведения монумента ряд зданий в непосредственной близости от Капитолия пришлось разобрать, а площадь отодвинуть в сторону Виа дель Корсо. Строительство продолжалось до 1911 года. По мысли автора монументальная композиция должна была стать не просто впечатляющей, в ней предстояло воплотить образ единой и свободной Италии. Весь комплекс сразу же впечатляет своими масштабами: его высота составляет 81 метр, площадь 17000 квадратных метров. В 2007 году был установлен стеклянный лифт, благодаря которому туристам не надо преодолевать 196 ступеней лестницы. Теперь за считанные мгновения лифт доставит их на смотровую площадку монумента, с которой открываются по истине чарующие виды Рима.
Памятник Витториано выполнен в стиле неоклассицизма, окружен лестницами и коринфскими колоннами. Искусной работы бронзовые квадриги украшают два античных портика, а верхний фриз дополнен 16 статуями, символизирующими регионы Италии. Главным смысловым звеном композиции выступает 12-метровая статуя короля из позолоченной бронзы, восседающего на коне. Ее автор скульптор Анджело Дзанелли разместил на постаменте 14 статуй, олицетворяющих города Италии. В нижней части пьедестала, называемого Алтарь Отечества, расположена могила неизвестного солдата, погибшего в Первой мировой войне. Здесь же находится вечный огонь, а в знак особого почтения выставлен военный караул.
Центральная часть барельефа украшена статуей богини Ромы, окруженной скульптурными аллегориями труда и патриотизма. К Алтарю ведет лестница, по обе стороны которой находятся фонтаны, как образы морей, омывающих Италию. Один фонтан изображает святого Марка и льва, как символ Адриатики, а другой представляет Тирренское море в виде неаполитанской сирены Парфенопы и волчицы. В комплексе находятся два музея — Центральный музей Рисорджименто и музей военных флагов. Помимо этого здесь постоянно проводят различные экспозиции.
Алтарь Отечества (Монумент Витториано), Ruphy
Еще одной достопримечательностью площади Венеции в Риме является палаццо Д’Асте. Это сооружение больше известно как дворец Бонапартов, поскольку некоторое время там проживала Мадам—Мать (титул, избранный Наполеоном для своей матери Летиции)
Здание привлекает внимание своим зеленым балконом со ставнями. Говорят, именно оттуда Мадам—Мать наблюдала за проходившими мимо дамами, не стесняясь громко обсуждать со своей служанкой их манеры и наряды
Подобное поведение было неприемлемо в высшем свете, поэтому во избежание скандала Наполеон решил закрыть балкон плотными ставнями.
Недалеко от базилики Сан-Марко располагается одна из 6 знаменитых римских «говорящих» статуй, именуемая мадам Лукреция. Если вы подумали, что это некие арт-объекты прошлого, вы не угадали. Это выразители общественного мнения, или, если хотите, своеобразная форма обратной связи народа с властью. Любой человек мог анонимно оставить на статуе, например мадам Лукреции, политически окрашенное послание, вплоть до язвительной сатиры. Причем многие замечания дошли до нашего времени в форме крылатых выражений. Сегодня в поисках признания начинающие поэты оставляют здесь бумажные листочки с пробами пера.
История
Принято считать, что оформление площади происходило в XVI столетии. Рим начал быстро разрастаться. Возникли проблемы по восстановлению улиц, водоснабжению города. Папа Сикст V издал указ о реализации нового подхода к градостроительству. В его основе лежало создание уникальной дорожной сети, соединяющей холмистую местность Рима с основными направлениями торговых дорог. Оригинальный проект Доменико Фонтана, называемый радиальный трезубец, был использован разными странами (Франции, Англии, Италии). Мышление нескольких поколений архитекторов базировалось на этой идее. Трехлучевая планировка широко использовалась в архитектуре городов Европы, например в Санкт-Петербурге, Версале.
С площади, на которой собирались жители города для торговли, совершались страшные казни, начинаются три дороги города: Бабуино, Корсо, Рипетта. По улице Бабуино легко дойти к знаменитой испанской лестнице, площади Пьяцца ди Спанья. Улица Рипетта проходит в направлении старинного порта Рипетта, проходит мимо Мавзолея Августа. Корсо соединяет Рим с дорогой Фламиния.
В пункте схождения улиц расположены две церкви, созданные К. Райнальди, считающиеся жемчужиной стиля барокко. Название площади Пьяцца-дель-Пополо связывают с переводом латинского слова Populo или народ. Может быть, верна и другая его версия тополь. Раньше здесь зеленела роща из тополей, среди которой находилась гробница императора Нерона.
История создания площади Навона
История площади начинается во времена Древнего Рима. Началом строительства называют 46 год до н.э. Изначально на этом месте был стадион, построенный по распоряжению Юлия Цезаря. На арене проводились гладиаторские бои, спортивные соревнования. Многие историки считают, что название площади происходит от слова «агона», которое переводится с греческого, как «состязание».
При императоре Домициане, площадь стадиона увеличили. Википедия указывает такие размеры: 275 м х 106 м, вместимость – 15 тысяч человек. Тогда же сооружение было оформлено статуями богов и героев, барельефами. Рядом со стадионом расположились многочисленные торговые лавочки, открылось несколько домов терпимости. Место было довольно бойким и шумным.
Средневековье
В период Средних веков изменилось, как назначение этого места, так и внешний вид. На месте арены появилась площадь, где проводили христианские праздники. Были возведены церкви. Одна из них была построена на месте бывшего борделя. Храм носит имя мученицы Агнессы, которую признали святой. История этой юной девушки очень трагична.
Церковь Святой Агнессы
Агнесса была молода и красива, приняв христианство, девушка поклялась посвятить свою жизнь богу. Один из высокопоставленных чиновников Рима увлекся молодой красавицей, но получил отказ. Чиновник оказался мстительным, и девушку отправили в бордель. Там и произошло чудо – когда нагая Агнесса оказалась перед мужчинами, у нее мгновенно отрасли волосы, которые прикрывали тело, как плащ. Те посетители борделя, которые пытались приблизиться к святой, тут же теряли свою мужскую силу и в ужасе убегали. Агнессу обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению. В день казни никак не могли разжечь костер и тогда девушку заколол ножом один из стражников.
От Средневековья до XVIII века
Основные достопримечательности площади, сохранившиеся до наших дней, были построены в эпоху барокко и связаны со знатным римским семейством – Памфили. В XV столетии семье принадлежало три дома, расположенных на площади. Через 200 лет, один из Памфили стал Римским папой и построил на Навона семейный дворец. Строительством занимался Джироламо Райнальди.
Хозяйкой дворца стала родственница Папы – донна Олимпия. Аристократка решила провести реконструкцию всей площади. По ее распоряжению был сооружен акведук Девы, что позволило оборудовать знаменитые фонтаны.
В середине XVII века построили новую церковь рядом с дворцом Памфили. Храм носит имя Св. Агнессы. Прежняя церковь, носящая имя этой святой, построенная в XI веке на месте древнеримского борделя, была разрушена. Новую церковь освятили в 1672 году и в ее стенах нашел последний приют Папа Иннокентий X – член семьи Памфили.
Навона сегодня
В настоящее время площадь Навона довольно популярное туристическое место Рима. Кстати, не только гости столицы Италии любят здесь бывать, местные жители тоже с удовольствием проводят на площади свободное время. Навона заполнена людьми и в дневное время и в ночное.
Здесь можно посмотреть выступления молодых музыкантов, купить работы неизвестных, но талантливых художников. Совершенно неожиданно можно стать участником флэш-моба или какого-нибудь веселого конкурса. А можно взять чашечку кофе и сидя в уютном кафе наблюдать за всем происходящим.
Посещают площадь и любители шоппинга. Здесь расположены магазины известных брендов. Цены довольно высокие, но многих покупателей это не пугает.
Руины стадиона
Частично руины древней арены видны на площади, в ее северной части. Но далеко не каждый турист догадывается, что остатки древней арены находятся прямо под его ногами. Развалины древнего стадиона Домициана — обширный археологический комплекс, расположенный на пятиметровой глубине прямо под площадью Навона. Его руины сохранились в разных местах на уровне подвалов современных строений площади. Вход в музей стадиона осуществляется с улицы Via di Tor Sanguigna, 3. Эта достопримечательность относится к разряду самых необычных в Риме, посетить ее стоит непременно.
Руины античного стадиона под площадью Навона, Stadio di Domiziano — Piazza Navona Underground
Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессии. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что организация свадьбы в Италии не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.
Купить билет на посещение стадиона Домициана с аудиогидом на 7 языках:
Откуда название именно площадь Венеции
Это имя площадь получила в честь дворца Венеции, возведенного здесь в 1455 году по указанию Пьетро Барбо, на тот момент занимавшего пост венецианского кардинала. Кстати, через некоторое время он стал Римским папой Павлом II.
Первоначально дворец находился в его владении, а позже использовался в качестве резиденции венецианского посольства в Риме. В дальнейшем здесь стали жить австрийские дипломаты с семьями. Уже в 20 веке здание оказалось под властью Бенито Муссолини.
По легенде этот дворец построили на месте старинного дома, в котором некогда останавливался на ночлег евангелист Марк. Именно это послужило причиной того, что выходцы из Венеции, чьим покровителем и считается святой Марк, так любили бывать здесь. Со временем это место стали называть дворец Венеции. Соответственно и площадь называли этим именем.
Дворец Венеции (Palazzo Venezia)
Любопытные факты
Жители Вечного города до сих пор помнят те времена, когда великолепная римская площадь ненадолго превращалась в озеро и, ради забавы, на ней даже устраивались сражения по образу навмахий – древнеримских баталий на воде. На протяжении двухсот лет в жаркие летние дни, по выходным, стоки трех фонтанов на Пьяцца Навона перекрывались, а площадь затапливалась к превеликому удовольствию всех жителей столицы.
Согласно исторических свидетельств, впервые подобное событие произошло 23 июня 1652 года, когда пожелавшая развлечься невестка понтифика Донна Олимпия Майдалькини уговорила его залить вогнутую поверхность площади водой. Наводнение продолжалось до позднего утра следующего дня и с тех пор подобное действо ежегодно повторялось, вплоть до самой смерти Иннокентия X. Вскоре, из санитарных соображений, развлечение запретили, и лишь через 27 лет папа Климент XI (1649-1721) вновь разрешил водные празднества на римской площади. Окончательно запретил устраивать Lago di Piazza Navona (Озеро на Пьяцца Навона) папа Пий IX в 1866 году, а после провозглашения Рима столицей Королевства Италия, поверхность площади выровняли, вымостив sampietrini – черным базальтом, что окончательно сделало невозможным устройства на ней всевозможных водных игрищ.
Возможно Вас заинтересует:
Знаменитые призраки Навоны
Как уже упоминалось 39rim.ru, городское население Рима ненавидело Майдалькини, оказывавшую огромное влияние на Папу и безмерно обогатившуюся при его понтификате. После кончины Иннокентия X она долго пряталась, понтифик несколько дней лежал не погребенный, а Донна Олимпия бежала из Рима, не выделив на похороны ни одного скудо. Она прихватила с собой столько драгоценностей, сколько смогла увезти. Последний раз ее карету, набитую золотом, видели перевернувшейся на мосту Понте Систо. Новый римский папа Александр VII запретил ей покидать анклав Сан Мартино аль Чимино, который был дарован ей вместе с княжеским титулом Иннокентием X, и где она скончалась через два года от чумы. Говорят, что с тех пор ее призрак, едущий в карете, ежегодно появляется на этом мосту 7 января, в день смерти Папы.
Узнать о самых известных римских призраках можно в нашей статье.
Сегодня Пьяцца Навона – исключительная достопримечательность Рима, куда устремляются тысячи приезжающих туристов со всего мира. Она является любимым местом встреч жителей Вечного города, где можно прекрасно провести время, наблюдая за неспешно изливающимися струями воды из великолепных фонтанов, дарующих прохладу в жаркие летние дни. Зимой историческая римская площадь превращается в Рождественский рынок, ежегодно открывающейся 8 декабря – в день празднования Торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Новогоднее веселье кипит здесь почти целый месяц, возвращая в прошлые времена и напоминая о старомодном итальянском Рождестве. Но в любое время года, побывав хотя бы один раз на Пьяцца Навона, каждый навсегда оставит в своем сердце этот незабываемо теплый уголок Вечного города.
Древняя арена
В ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. в Риме случился страшный пожар, оставивший печальный след в истории города. Огненная стихия нанесла невероятный ущерб, остановить её не могли несколько дней. За это время огонь уничтожил целые кварталы города. Пожар стер с лица земли большое количество сооружений. Пострадал в эти дни и деревянный цирк, построенный при императоре Августе в конце I века до н.э., который находился на Марсовом поле (он практически сгорел дотла). Удачное местоположение способствовало возведению на этом месте спустя два десятилетия древнего стадиона.
В 85-86 годах Рим восстанавливал утраченное за время пожара. Возникали новые здания и дворцы. При этом уже тогда императоры понимали, что зрелища необходимы народу, чтобы агрессия и социальное напряжение находили выход во время созерцания представлений. Император Домициан занялся проектом стадиона и преподнес сооружение в дар римскому народу. Летописцы восхваляли поступок императора. А историки прославляли место для зрелищ как первый стадион каменной кладки в Древнем Риме.
Игры Certamen Capitoline
Стадион использовался как место празднования Certamen Capitoline Iovi, мероприятий в честь Юпитера Капитолийского, постепенно превратившихся в подобие олимпийских состязаний. Частично идеи проведения празднеств были заимствованы у греческих Олимпиад. Игры Certamen Capitoline были регулярными – раз в четыре года. Они включали в себя три основные дисциплины:
- musicum;
- equestre;
- gymnicum.
Соревнования начинал музыкальный конкурс, во время которого римляне исполняли греческую и латинскую поэзию. Проводились эти состязания в Одеоне, специально выстроенном рядом со стадионом помещении. Цирк Максимус, который также восстановили после пожара, стал местом проведения конных представлений и скачек. Спортивная часть праздника проходила на стадионе и включала в себя гимнастические упражнения, проходившие на арене, подобной греческим.
Площади цирка украшали скульптуры и обелиски, которые делили сооружение на два ездовых трека. А стадион представлял собой открытую площадку для выполнения атлетических заданий.
Стадионом площадка была названа по именованию старинной меры длины – стадии, которая меняла своё значение в разные времена. Так, например, в Древней Греции стадия равнялась количеству 600 ступней Геракла (сына Зевса). Сейчас принято считать, что стадия приблизительно равна 177,6 метра. А во времена Олимпийской Греции эта мера длины представляла 192, 27 метра.
Проводимые на стадионе игры – «агоне» (от греч. agones), состояли из поединков по:
- борьбе;
- прыжкам;
- бросанию диска;
- метанию копья.
Считается, что самыми престижными были бег и гонки. Император Домициан, одетый в пурпурные одежды в греческом стиле и золотую корону с изображениями Юпитера, Юноны и Минервы, всегда посещал игры.
Описание стадиона Домициана
Стадион Домициана, известный также как Circus Agonalis, был прямоугольным сооружением, размерами 265 на 106 метров. Он был выложен кирпичной кладкой, отделан цветной штукатуркой и украшен многочисленными скульптурами. Доказательством такого внешнего облика стадиона является найденная неподалеку от Пьяцца Навона в 1501 году статуя Паскуино (Pasquino), считающаяся украшением древнего стадиона. Фасад покрывали плиты травертина, из которого также были сделаны несколько входных и внутренних арок, а трек для гонок выложен запекшейся глиной. Вместимость древнего стадиона поражает и современного человека – 20 – 30 тысяч человек одновременно могли участвовать в празднике.
Стадион, созданный Домицианом, нередко страдал от разных напастей. Спустя двести лет его реконструировал император Алессандр Северус (208-235). После восстановительных работ стадион получил и новое имя – Circus Alexandrinus, просуществовавшее вплоть до средних веков.
Площадь Барберини
Площадь Барберини находится в историческом центре города Рима, между Садами Саллюстия и Квиринальским холмом. Название площади дано по примыкающему к ней одноименному дворцу, вход в который в 19 веке был перенесен на расположенную рядом улицу Четырёх фонтанов. Центр Барберини украшает фонтан Тритон, сооруженный Бернини в 17 веке после строительства дворца. Неподалеку имеется небольшой Фонтан Пчёл работы того же мастера.
Создание площади датируется 16 веком, но окружающие ее здания за это время претерпели значительные изменения. В 17-19 веках в центре Барберини стоял античный обелиск, перенесенный впоследствии на Виллу Медичи. В настоящее время под площадью располагается одноименная станция Римского метрополитена, построенная здесь в 1980 году.
Координаты: 41.90378400,12.48864700
История
История Навоны началась во времена Гая Юлия Цезаря. Конечно, тогда никакой площади тут не было. Цезарь построил временный стадион, который служил для соревнований атлетов. Это было примерно в 46 году до н.э. В 85 году н.э. при императоре Домициане стадион был расширен. Он вмещал 15 тыс. зрителей и был богато украшен скульптурами и другими произведениями искусства. Сейчас от него остались только развалины.
С падением Римской Империи многие великие сооружения Античности пришли в упадок. Стадион Домициана постигла такая же судьба.
В Средние века части трибун превратились в дома, а арена — в площадь. Интересно, что новая площадь сохранила форму арены, благодаря тому, что при её застройке новыми зданиями использовался существующий фундамент.
Панорама Навоны
В 15 веке площадь Навона стала городским рынком. Рынок просуществовал более 3 веков (до 1861 года). Сейчас пьяцца Навона становится рыночной только на рождественские праздники.
В 16-17 веке пьяцца Навона вступает в эпоху барокко. Здесь были построены красивые фонтаны, церковь и дворец. К созданию шедевров барокко приложили свое «руки» Франческо Борромини, Джакомо делла Порта и великий Бернини. Пьяцца Навона при этом приобрела практически современные черты. Последняя перестройка площади и фонтанов была в 19 веке.