Отрасли машиностроения
Содержание:
- Введение в российское машиностроение
- Добыча природных ресурсов
- Авиаракетно-космическая отрасль
- Факторы, влияющие на размещение предприятий
- §47. Машиностроение
- Факторы размещения
- Лёгкая промышленность
- Состав машиностроительного комплекса и его особенности
- Структура отрасли
- Отрасли машиностроения в России — что входит в состав
- Проблемы отечественного машиностроения
- Металлургия
- Проблемы машиностроительного комплекса РФ
Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб – причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.
Добыча природных ресурсов
Добыча полезных ископаемых является важнейшей отраслью российской промышленности, обеспечивающей значительную часть ВВП страны. Россия считается одним из мировых лидеров в добыче и экспорте нефти и природного газа. Она обладает значительными объемами минеральных ресурсов, таких как нефть, газ, каменный уголь, металлические и неметаллические руды, алмазы. Объем добавленной стоимости в данном сегменте промышленности превышает 3,5 трлн рублей.
Крупнейшие нефтегазовые месторождения России расположены на Западно-Сибирской равнине и полуострове Ямал. Металлические руды сосредоточены на Урале, в Западной Сибири и в районе Курской магнитной аномалии. Угольные бассейны страны – Кузбасс, Воркута, Эльгинское месторождение в Якутии и Элегестское в Республике Тыва.
Ведущими компаниями добывающей отрасли являются:
- ПАО «Сургутнефтегаз»;
- ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»;
- ПАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина;
- АО «Самотлорнефтегаз»;
- АО «Ванкорнефть».
Авиаракетно-космическая отрасль
В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.
Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.
Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:
- самолеты;
- авиадвигатели;
- авионика;
- вертолеты;
- ракетоносители;
- космические аппараты.
Строение космического аппарата
Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.
Факторы, влияющие на размещение предприятий
На размещение большей части производственных мощностей влияет целый ряд особенностей и их сочетание:
- Кто является потребителем продукции.
- Расположение транспортных магистралей.
- Металлоемкость отрасли.
- Трудоемкость отрасли.
- Наукоемкость отрасли машиностроения.
Кто является потребителем продукции
Многие предприятия машиностроения производят свою продукцию под конкретного потребителя. В основном это касается оборудования, имеющего большой вес и значительные габариты, из-за чего его сложно перевозить на дальние расстояния. Поэтому таким предприятиям предпочтительнее производить свою продукцию рядом с ее потребителем, в одном регионе.
В качестве примера можно привести производство комбайнов для уборки зерна, которое сосредоточено на Северном Кавказе. А вот трактора, предназначенные для транспортировки леса, выпускают исключительно в Карелии, где сосредоточено лесозаготовительное производство.
Расположение транспортных магистралей
Такие машиностроительные отрасли как автомобилестроение не могут располагаться рядом с потребителем, потому что потребители этого вида продукции рассредоточены по всей территории нашей большой страны.
В то же время особенности автомобильной промышленности, предполагающие процессы кооперации между производителями, вынуждают налаживать производство в нескольких крупных центрах, находящихся рядом с развитыми транспортными узлами.
По этой причине производство автомобилей сосредоточено в Поволжье и Центре РФ, где расположено множество транспортных магистралей, позволяющих перевозить выпускаемую продукцию на любые расстояния в любых направлениях.
Металлоемкость отрасли
Самыми металлоемкими предприятиями машиностроения традиционно считаются заводы, выпускающие оборудование для сферы энергетики, а также горно-шахтное и металлургическое оборудование. Их производство требует наличия в качестве сырья большого количества металла.
Поэтому заводы тяжелого машиностроения находятся рядом с крупными металлургическими базами — на Урале (в Екатеринбурге) и в Сибири (в Красноярске и Иркутске).
Трудоемкость отрасли
Большинство предприятий машиностроительной отрасли требует наличия квалифицированных кадров — как рабочих, так и инженерно-технических работников. Для производства техники необходимо затратить большое количество трудовых часов (то есть требуется большое количество трудовых кадров).
Именно поэтому важно сосредотачивать наиболее трудоемкие отрасли машиностроительных комплексов в регионах, где традиционно присутствует большая плотность населения, и где достаточно кадров, имеющих высокую квалификацию. К самым трудоемким отраслям относят:
- производство электротехнического оборудования (крупные центры расположены в Новосибирске и Ульяновске);
- авиационное машиностроение (представители авиационной отрасли — Казань и Самара);
- станкостроение (крупнейшие предприятия располагаются в Подмосковье).
Наукоемкость отрасли машиностроения
Одним из определяющих факторов расположения предприятий машиностроительной промышленности является ориентация на научный потенциал.
Поэтому производства, завязанные на выпуск высокотехнологичной продукции (такие отрасли, как атомная и авиакосмическая промышленность, радиотехника, электроника), сконцентрированы в районах и центрах, где высоко развита научная база: опытные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты и центры.
Это связано с острой потребностью в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах и в научных разработках. Большинство наукоемких производств на территории РФ сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.
Во многом с указанными тенденциями размещения и развития предприятий связаны такие факторы, как кооперация и специализация.
Специализация делает возможным привлечение на предприятие эффективного и мощного оборудования, тем самым обеспечивая автоматизацию производственных процессов.
Специализация делится на:
- Технологическая специализация — дает возможность выполнять серию определенных технологических операций либо выпускать полуфабрикаты.
- Предметная специализация — позволяет выпускать определенные разновидности готовой продукции.
- Детальная специализация — допускает возможность выпускать конкретные детали для определенного оборудования.
Специализация неотделима от кооперации.
Определение
Кооперация — объединение нескольких предприятий с целью выпуска какого-то конкретного конечного продукта.
Для таких предприятий экономически выгодно размещаться недалеко друг от друга.
§47. Машиностроение
Подробное решение параграф § 47 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016
Гдз мой тренажер (тетрадь) по Географии за 8 класс можно найти тут
2. Почему развитие машиностроения – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве России?
Технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны.
3. Перечислите отрасли машиностроения, являющиеся сегодня приоритетными.
Основные отрасли машиностроения:
4. Машиностроение часто называют отраслью свободного размещения. Тем не менее, при размещении ряда отраслей машиностроения приоритетным является один или несколько факторов. Что это за отрасли, и какие факторы учитываются при их размещении?
При размещении авиационной и автомобильной отраслей приоритетным являются транспортные связи, обеспечивающие специализацию множества предприятий, выпускающих отдельные детали и узлы.
При размещении высокотехнологичного машиностроения (электронного) учитывают фактор наукоемкости, размещая предприятия отрасли вблизи сосредоточенного научного потенциала – проектных и научно-исследовательских институтов.
Металлоёмкое машиностроение учитывает при размещении близость металлургических баз и районы потребления готовой продукции.
5. Выберете верный ответ. Наиболее металлоемкая отрасль машиностроения: а) автомобилестроение; б) энергетическое машиностроение; в) радиоэлектроника.
Верный ответ а) автомобилестроение.
6. Какие трудности в развитии машиностроения существуют, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано? Можно ли их преодолеть?
Перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности продукции отечественных отраслей – их модернизации и технологического обновления. Прежде всего это касается высокотехнологичных отраслей: авиационной и ракетно-космической, судостроения, радиоэлектроники, энергетического машиностроения и др. Но решение проблемы еще и в том, чтобы, создавая конкуренцию, заставлять отечественных производителей повышать качество своей продукции. В последние годы в машиностроении происходит процесс усложнение размещения предприятий при уменьшении их размеров. Преимущество мелких предприятий в их гибкости, возможностях быстро перестраиваться в соответствии со спросом потребителей.
7. Наибольшая доля машиностроения сконцентрирована в Поволжье, наименьшая – на Европейском Севере и в восточных районах. В центральном и Северо-Западном районах она несколько выше среднероссийской, а на Урале близка к средней. Составьте список факторов, обусловивших такое размещение машиностроительных предприятий, для каждого региона. Сделайте выводы.
8. На примере автомобильного завода составьте модель, раскрывающую его связи с другими предприятиями. Сделайте вывод: чем обусловлены эти связи?
Данные межотраслевые связи обусловлены межотраслевой кооперацией — взаимовыгодным сотрудничеством на благо общества.
9. Какие машиностроительные предприятия есть в вашей местности? Какую продукцию они выпускают? Поставляется ли эта продукция в другие районы России, за рубеж?
— производственно-техническое предприятие «УРАЛ», г. Миасс (производство полноприводных автомобилей УРАЛ);
— Челябинский тракторный завод – «Уралтрак» (производство промышленных тракторов и двигателей к ним);
— машиностроительный завод «Уралпромтехника», г. Миасс (основной производитель самосвалов, лесовозов, трубовозов, трубоплетевозов, сортиментовозов);
— Златоустовский машиностроительный завод (Производство алюминиевого профиля);
— Кусинский машиностроительный завод (производство топок, котельных, экономайзеров, насосов).
Продукция данных машиностроительных заводов используется как внутри страны, так и поставляется за рубеж.
Факторы размещения
На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:
ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Факторы размещения производства
- 2. Машиностроительный комплекс России (9 класс)
- наличие научных и исследовательских центров;
- квалифицированная рабочая сила;
- хорошо развитая инфраструктура;
- потребительский рынок.
До недавнего времени пpaктически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.
Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция
В этих государствах на высоком уровне развития находятся пpaктически все отрасли машиностроения, но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению
Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.
Рис. 3. Российская военная техника.
Лёгкая промышленность
Данная отрасль занимается производством товаров народного потребления, на её долю приходится более 40% непродовольственных товаров этой группы. Лёгкая промышленность создаёт полный цикл изделий от добычи первичного сырья до сбыта готового продукта.

Факторы размещения производств:
- сырьевой;
- населенческий;
- трудовые ресурсы.
Комплекс включает следующие подотрасли:
- швейную – производит одежду, швейные изделия бытового и технического применения из всех видов тканей, меха и кожи;
- кожевенную – производит механическую, физико-химическую выделку кожи животных и морских млекопитающих;
- меховую – занимается переработкой пушно-мехового и овчинного сырья, изготавливает шубные и меховые изделия;
- обувную – относится к традиционным ремеслам, производит различного вида обувь;
- галантерейную – производство товаров широкого спектра массового потребления небольшого размера (украшения для человека, интерьера, одежды, домашнего обихода);
- текстильную:
- хлопчатобумажная – связывает прядильное, крутильнонитковое, ткацкое, красильно-отделочное производства;
- шерстяная – занимается первичное переработкой шерсти, производит ткани и валяльно-войлочные изделия;
- шёлковая – основным поставщиком шёлка являются страны Азии, здесь находится 90% тутового шёлка и все его остальные виды;
- льняная – традиционно русское производство, включает в себя изготовление из льна-долгунца и заготовок льноволокон тарных, технических и бытовых изделий;
- пенько-джутовая – занимается изготовлением текстильных и канатных материалов, в качестве сырья используется джута (натуральное текстильное волокно, получаемое из растений семейства Мальвовые) и пеньки (грубое лубяное волокно, которое изготавливают из стеблей конопли);
- трикотажная – занимается изготовлением верхнего, бельевого, чулочно-носочного трикотажа, медицинских, перчатных изделий и технического полотна;
- валяльно-войлочная – изделия получают посредствам переплетения нитей в виде войлоков, которые получаются сцеплением и переплетением свободных волокон шерсти, производство делят на ручное и механическое;
- сетевязальная – производит орудия лова, нитку, шнурки, широкий спектр сетематериалов.
Состав машиностроительного комплекса и его особенности
Машиностроение имеет довольно сложную структуру и состоит из более 70 разных отраслей. Главными его направлениями считаются электроника, робототехника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, изготовление самолетов, локомотивов и вагонов.
Машиностроительный комплекс имеет ряд важных особенностей, от которых зависит размещение производственных мощностей. Во-первых, в этой отрасли решающее значение имеет степень развитости специализации (производитель выпускает один вид товара) и кооперирования (когда над производством товара работают несколько предприятий). Во-вторых, существуют определенные факторы, влияющие на размещение машиностроения. В зависимости от специализации отрасли, их комбинация может отличаться. Например, автомобильный завод производит готовый транспорт, но для его изготовления использует детали, которые закупает у других предприятий. В этом случае важным фактором размещения автомобилестроительного машиностроения является хорошо развитая транспортная сеть.
Структура отрасли
В России отрасль машиностроения существует уже более 200 лет. На долю этого производства приходится около 25% объёма всей выпускаемой продукции в промышленности страны. Для сравнения: в развитых зарубежных державах эта доля составляет 35−40%. Машиностроение имеет важнейшее значение в развитие экономики в силу нескольких факторов:
- На подобных предприятиях задействовано огромное количество квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы. Комплексы способствуют занятости населения.
- За счёт функционирования предприятий и сбыта продукции в казну поступают денежные средства, которые тратятся на развитие инфраструктуры городов или социальную поддержку населения.
- Развитие отрасли определяет уровень научно-технического прогресса страны и её обороноспособность.
- На любых заводах и фабриках используют сложную технику, производимую машиностроительными комплексами. Поэтому отрасль определяет развитие абсолютно всех предприятий.
Всю систему можно разделить на 3 группы: наукоёмкую, трудоёмкую и металлоёмкую. Кроме того, существует и историческая классификация отраслей. Подробная информация представлена в таблице.
| Виды отраслей | Специализация |
|---|---|
| Старые | Строение станков, судов, сельскохозяйственной и железнодорожной техники. |
| Новые | Производство автомобилей, оборонной продукции, авиационной и энергетической техники. |
| Новейшие | Ракетно-космическая техника, строение роботов и электронных приборов. |
Отрасли машиностроения в России — что входит в состав
Определение
Российское машиностроение является крупной отраслью промышленности, которая включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.
Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. От состояния и развития этой отрасли промышленности зависит функционирование других отраслей народного хозяйства.
Примечание
Предприятия машиностроительной сферы обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население — предметами потребления.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Класс ОКВЭД 28, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, включает в себя следующие составляющие машиностроения:
- производство машин и оборудования, оказывающих механическое или термическое воздействие на материалы, или выполняющих различные операции с материалами (например, упаковка, обработка, взвешивание и т.д.), включая производство деталей и составных частей;
- производство стационарных и передвижных или переносимых устройств;
- производство оборудования для перевозки пассажиров;
- выпуск устройств для перевозки грузов;
- производство электрооборудования и оптических приспособлений;
- производство машин для ограниченного использования в промышленности;
- организация строительства машин для ограниченного назначения, например, развлекательное оборудование для выставок.
Проблемы отечественного машиностроения
Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:
- недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
- простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
- неправильная организация технологических связей;
- из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
- необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
- в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
- недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
- раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
- необходимость перепрофилирования крупных заводов;
- потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.

Металлургия
Несмотря на усиливающуюся конкуренцию пластмасс, алюминия, керамики, сталь остается пока основным конструкционным материалом. Темпы развития черной металлургии в ведущих странах мира на рубеже XX—XXI вв. замедлились, однако это практически не коснулось развивающихся стран, где развитие стимулировалось стремлением западных стран избавиться от экологически грязных производств.
Существенно изменилась в последние десятилетия география мировой добычи железной руды. Использование богатой руды, добывающейся в странах, не входящих в мировую «элиту», привело к прекращению добычи в ряде железорудных бассейнов Западной Европы, а некоторые месторождения оказались исчерпанными. Основные производители и экспортеры железорудного сырья в мире — Бразилия, Индия, Венесуэла, Австралия, ЮАР, Либерия (рис. 45).

Основные производители чугуна и стали в мире — члены «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Австралия, ЮАР. Абсолютное большинство заводов черной металлургии мира сформировались как горнометаллургические комбинаты вблизи добычи сырья и (или) топлива или на путях подвоза руды к углю (Кливленд — Детройт — Чикагский район в США, Кузбасс в России, Лотарингия во Франции, Рур и Саар в Германии и т. д.).
Хотя цветная металлургия производит сегодня более 70 металлов, около 99% веса металлов приходится на алюминий, медь, цинк, свинец, никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден, титан и магний. Причем выплавка редких и стратегически важных металлов (титан, кобальт, германий, галлий, тантал, ниобий и др.) приурочена к развитым странам, тогда как получение алюминия, меди и некоторых других металлов налажено в развивающихся странах.
Руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла. Чтобы не перевозить «балласт» на дальние расстояния, обогащение руд организовано практически во всех странах, добывающих руды цветных металлов.
|
Крупнейшими производителями алюминия в мире являются Китай, Канада, США, Россия, Бразилия. |
Существуют различные варианты размещения цветной металлургии: 1) преимущественно сырьевая ориентация (Медный пояс в Замбии, провинция Шаба в ДР Конго, Урал в России и др.); 2) ориентация на дешевую электрическую энергию (практически все мощные алюминиевые заводы тяготеют к крупным электростанциям); 3) транспортная ориентация; 4) ориентация преимущественно на потребителя.
Крупнейшими производителями цветных металлов являются страны «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Венесуэла и др.
Для нынешнего этапа развития цветной металлургии мира характерны: рост значения вторичного сырья и усиление в этой связи потребительской ориентации отрасли; опережающее развитие металлургии редких металлов; сдвиг отрасли (особенно алюминиевой) в развивающиеся страны, ближе к источникам сырья или к источникам дешевой энергии и рабочей силы.
|
МЕТАЛЛУРГИЯ — ОПОРНАЯ ОТРАСЛЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, В КОТОРОЙ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОИЗОШЛИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, А ТАКЖЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ. |
Проблемы машиностроительного комплекса РФ
Любая деятельность сочетает в себе плюсы и минусы. То же самое происходит и с машиностроением. Данная деятельность ускоряет научно-технический прогресс, но значительно снижает экологический прогресс.Причины:
- Первая причина заключается в том, что оборудование для очистки вредных веществ на заводах почти нигде не установлено, следовательно, все токсичные продукты производства выходят прямо в атмосферу. По экологическим подсчетам в таблицах только машиностроительные предприятия составляют 32% загрязнений на 2018 год.
- Вторая негативная причина — это быстрое сокращение роста продукции отечественного производителя. Данная проблема образовалась еще в 90-х годах, когда на российские рынки прибыла иностранная продукция. В большинстве случаев техника и оборудование стоили намного меньше, хотя по качеству не уступали, а иногда даже и превосходили европейские аналоги. С тех пор иностранный товар стал все более активно внедряться в российскую экономику и постепенно разрушать ее.

Рис. 10. Универсал Lada Vesta SWКроме того, есть и технические проблемы, которые заключаются в следующих факторах:
- Тотальный износ основных фондов. Согласно данным экспертных оценок значение близится к 50%. Коэффициент обновления технической производственной базы при этом не превышает 1-1,5%. Соответственно — многие предприятия функционируют на оборудовании старше 20 лет, и его доля составляет около 40%.
- Малая доля инвестиций в машиностроительный комплекс. ¾ всех капиталовложений приходится на собственные средства предприятий, лишь ¼ — это привлеченные средства.
Создавать уникальные машины, оборудование, оружие и системы инженеры научились. Теперь перед ними стоит сложная задача — придумать, как ускорить темпы развития технического прогресса, но при этом снизить значение загрязнения окружающей среды промышленными отходами.







