Оптина пустынь
Содержание:
История обители
Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха, оба — глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором).
Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор.Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.
За монастырской рощей расположен Предтеченский скит. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи(1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.
Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.
О современной подведневной жизни Предтеченского скита читайте на сайте Оптиной пустыни
С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале наблюдений за монастырской жизнью написан «Отец Сергий» Л.Н.Толстого. У писателя с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н.Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. Ф.М.Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы — смерти любимого трехлетнего сына Алексея в 1877 году. Он прожил в скиту недолго, но множество деталей и образов в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился знаменитый на всю Россию Преподобный старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
Использована информация с сайта www.optina.ru
Расписание богослужений в монастыре Оптина Пустынь
Ежедневно (в т.ч. и на праздники, если они выпадают на будние дни):
5:30 | Братский молебен у мощей преп. Амвросия, утренние молитвы(кроме дней, когда накануне совершалось Всенощное бдение с литией) | Казанский храм(левый придел) |
6:00 | Полунощница(кроме дней, когда накануне совершалось Всенощное бдение с литией) | Казанский храм |
7:00 | Ранняя Божественная Литургия (часы в 6:40) | Казанский храм(правый придел) |
9:00 | Панихида после Ранней Литургии | Казанский храм |
10:00 | Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40) | Казанский храм |
12:00 | Панихида после поздней Литургии | Преображенский храм |
13:00 | Акафист у мощей преп. Амвросия | Казанский храм |
14:00 | Заказные молебны святым (с водосвятием), во вторник — благодарственный молебен | Преображенский храм |
15:00 | Акафист Собору Преподобных Старцев Оптинских | Владимирский храм |
17:00 | Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) | Казанский храм |
По воскресным дням:
Ранняя Божественная Литургия (часы в 5:40) |
Казанский храм(правый придел) |
|
Акафист у мощей преп. Амвросия |
Казанский храм |
|
Средняя Божественная Литургия (часы в 7:40) |
Храм Марии Египетской |
|
Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40) |
Казанский храм |
|
Панихида после поздней Литургии |
Казанский храм |
|
Акафист у мощей преп. Амвросия |
Казанский храм |
|
Молебен с водосвятием |
Преображенский храм |
|
Акафист Собору Преподобных Старцев Оптинских |
Владимирский храм |
|
Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) |
Казанский храм |
В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Владимирском.
Исповедь:
Ежедневно: с 6:20 до 12:00 во Владимирском храме (в воскресенье — с 5.00 до 8.00 в Казанском, с 9.00 до 12.00 — во Владимирском). Общая исповедь в 6:00 (в воскресенье в 5:00) и в 9:00.После общей исповеди читаются молитвы ко Святому Причащению.Накануне воскресных и праздничных дней в храме, где будет совершаться Всенощное бдение, в 16:30 читают общую исповедь и молитвы перед исповедью. Исповедь начинается после полиелея.Св. Таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.Св. Таинство Крещения совершается в храме прп. Илариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от Казанского храма.По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.
По воскресным дням в 21:00 совершается беседа священника с паломниками в храме преп. Илариона Великого.
Расписание богослужений в Великий Пост:
Братский молебен перед ракой с мощами преп. Амвросия |
Казанский храм |
|
Полунощница |
Казанский храм |
|
Утреня, 3-й, 6-й, 9-й часы, Вечерня |
Казанский храм |
|
В среду и пяток Литургия Преждеосвященных Даров |
Казанский храм |
|
Малое повечерие |
Казанский храм |
Оптинские старцы
Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.
Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу , почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.
Смирение в людях воспитывал старец Макарий . Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.
Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.
Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.
Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении .
Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.
Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).
Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы
Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II
Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства . Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.
Общая характеристика
Пески
Пустыни распространены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий. Характеризуются условиями увлажнения (годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстрааридных районах — менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет; коэффициент увлажнения, отражающий соотношение осадков и испаряемости, — 0—0,15). В рельефе — сложное сочетание нагорий, мелкосопочника и островных гор со структурными пластовыми равнинами, древними речными долинами и замкнутыми озёрными впадинами. Эрозионный тип рельефообразования сильно ослаблен, широко распространены эоловые формы рельефа. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки (Сырдарья, Амударья, Нил, Хуанхэ и другие); много пересыхающих озёр и рек, часто меняющих свои очертания и размеры (Лобнор, Чад, Эйр), характерны периодически пересыхающие водотоки. Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо, характеризуются преобладанием в почвенном растворе водно-растворимых солей над органическими веществами, обычны солевые коры. Растительный покров разрежен (расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более) и покрывает обычно менее 50 % поверхности почвы; в экстрааридных условиях практически отсутствует.
Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.
История монастыря
Существуют три версии возникновения сей обители Божьей. Согласно первой, в XIV веке в Калужских лесах жил свирепый и грозный разбойник Опта. Он был предводителем разбойничьей «братии». Нападал на купеческие обозы, грабил их, а людей жестоко убивал.
История умалчивает о том, что произошло с могучим Оптой, почему он вдруг пересмотрел свою жизнь. Взглянул на нее с другой стороны и ужаснулся. Тут же оставил разбойничью ватагу. Начался путь раскаявшегося грешника к Богу. Опта принял постриг с именем Макарий и стал основателем Оптиной пустыни в непроходимых лесах под Козельском.
Согласно второй версии, все гораздо проще. Дата основания обители неизвестна. Почему она называется Оптиной? Потому что раньше была смешанной, то есть и для монахов, и для монахинь. А таких подвижников называли оптиными.
И третья версия повествует, что обитель была основана неизвестными подвижниками. Они уходили подальше от глаз людских, в непроходимые леса. Леса под Козельском, за рекой Жиздрой, — то самое место, где можно укрыться от посторонних глаз. Земля здесь непригодна для хлебопашества, а значит, никто не будет на нее посягать.
Так или иначе, но святая Оптина пустынь — один из старейших монастырей современной России.
Как доехать?
От автобусной станции и метро «Теплый стан» систематически курсирует автобус. Вам потребуется воспользоваться маршрутом «Москва – Козельск». Если выбираете метро, то практично совершать выход из первого вагона. Затем вам потребуется немного пройтись по подземному переходу до самого конца, повернув налево. Потом ваш путь будет идти до конца вверх. Минуя бензоколонку, вы обнаружите автомобильную станцию. Отсюда ваше путешествие будет длиться 4-5 часов. Добравшись, потребуется пройти 4-5 км пешим ходом. Также все путешествие можно осуществить на личном автомобиле или воспользовавшись туристической поездкой. Если путь будет реализовываться на собственном транспорте, то движение предстоит по Киевскому шоссе. Ехать следует до Калуги, через мост, на Козельск. Ориентироваться несложно по указателям. Километраж поездки – 270. Точный адрес – Калужская обл., Козельский район, Козельск (Оптина).
1625-1796 годы
По отзывам, Оптина пустынь — то место, где благодарно отдыхает измотанная суетой душа. И так было с момента становления обители.
Что мы знаем о первых ее «шагах»? Известно, что в 1630 году вместо роскошного монастыря стояла лишь деревянная церковь. Картину довершали несколько келий. А братии насчитывалось всего 12 человек. Не густо, по сравнению с последующими годами.
И тем не менее обитель существовала. Под управлением иеромонаха Феодора братия несла свое послушание. Царь тогдашний, Михаил Федорович, выделил обители землю под огороды, подарил мельницу. А в 1689 году был построен на территории монастыря Введенский собор. Жизнь в обители потихоньку налаживалась.
Увы, но в 1704 году и мельницу отобрали, и реку Жиздру запретили использовать для рыбной ловли. Насельникам стало совсем туго, но с Божьей помощью они продолжали свою жизнь. Монастырь беднел, его хозяйство приходило в упадок. Да еще и Петр I постарался, издал указ, согласно которому обитель должна была платить в государственную казну оброк. Естественно, что эта «дань» своему же царю была не по силам обнищавшей обители. А Петру и дела нет: деньги нужны на войну со шведами, вот и собирал со всех.
В 1724 году бедность была такая, что Оптину пустынь упразднили. И теперь она отходила к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Зачем это сделали? Во-первых, из-за того, что в Оптиной было очень мало насельников. Всего 12 человек. Монастырь считался «малобратским». А во-вторых, неподъемный оброк имел место.
Правда, продолжалось это объединение с Белевским монастырем два года. В 1726 году обитель была восстановлена как самостоятельная. Указом Екатерины I, кстати. Но за эти два года деревянные постройки обители развалились, пришли в полнейшую негодность.
Спустя год, в 1727-м, Оптиной пустыни вернули ее мельницу — подарок царя Михаила Федоровича — и доступ к рыбной ловле.
Монастырь потихоньку поднимался. Так, в 1741 году начали строить колокольню. А в 1750-м — храм Введения Пресвятой Богородицы. Строительство длилось почти 10 лет.
Но снова реформы. На этот раз Екатерине II захотелось вмешаться в жизнь монастыря. Недолго раздумывала императрица. С ее легкой руки, а именно благодаря реформе, Оптина пустынь стала заштатным монастырем Крутицкой епархии. Случилось это в 1764 году.
Прошло 9 лет. Монастырь сумел отстроить соборный храм. Помогли щедрые благодетели. Но внутри обители было все очень грустно. В 1773 году в ней осталось всего 2 монаха. И те — старики.
Паломничества
Паломническая группа ставит своей задачей ведение духовно-просветительской деятельности среди прихожан и не прихожан нашего Храма, организация ближних и дальних паломнических поездок по святым местам нашего края, страны, ближнего и дальнего зарубежья
Как доехать до Оптиной Пустыни на машине?
На личном транспорте из Москвы
Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы — и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно — по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Но путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.
Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга-Тула»). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск
После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).
— здесь поворачиваем направо
Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой «Калуга», здесь уходим влево.
— проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево
Через несколько километров, после поворота, будет указатель
Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.
Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.
Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.
— здесь нам направо, далее — через мост. Будьте осторожны, не превышайте скорость, обгон на этом участке запрещен.
Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.
— стрелка указывает на стеллу «Перемышль»
Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.
Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.
После поворота — наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина пустынь.
— здесь и далее можно начинать фотографироваться.
На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.
Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.
Паломничество — чем оно отличается от туризма?
С одной стороны, внешне и в некоторых своих формах туризм и паломничество могут быть неотличимы. И там, и там люди едут за многие километры от дома — поездом, машиной, автобусом. Кто-то — в одиночку, кто-то с группой. Кто-то берет экскурсовода, многие фотографируют на память… Однако у паломничества иная суть, посыл и цели, с которыми человек едет в ту же Оптину Пустынь.
Туризм — это развлечение. Турист смотрит на мир «сверху вниз». Не он что-то ждет и на что-то уповает, а ему «должны» — дать насладиться, полюбоваться, взять от путешествия «всё».
Паломничество — это благоговение и жажда души соприкоснуться со святыней. Отсюда какие-то вещи в поездке становятся либо менее важными, либо вообще теряют свое значение. А иные вопросы, наоборот: выходят на первый план. Например, при паломничестве в монастырь не так значимо жилье и многие готовы мириться с поистине спартанскими условиями — лишь бы получить взамен возможность побыть на настоящих монастырских службах или иметь потрудиться в монастыре — хотя бы несколько дней, хотя бы чуть-чуть уйти от мирской суеты и оказаться ближе к святым и Богу.
Оптина Пустынь — одно из главных мест православного паломничества в России.
Рассвет монастыря
Золотая эпоха Оптиной пустыни наступила в девятнадцатом веке. Тогда настоятелем монастыря был назначен отец Авраамий. При этом мудром руководителе в обитель часто приезжал патриарх московский и всея Руси Филарет. В стенах лавры владыка находил духовный отдых и благоприятную для молитвы и христианской жизни обстановку. Именно эти два церковных деятеля по взаимному согласию решили принять в ряды монахов обители нескольких отшельников, которые жили в окружающих лесах. Эти люди активно занимались старчеством. То есть, они были духовными наставниками для множества православных верующих.
Храмы и святыни
Действующие храмы
- Введенский собор — главный храм обители. Построенный в 1750—1771 годах собор был освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Собор имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. В Введенском храме ежедневно совершаются следующие службы: полунощница, ранняя Литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя Литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху установлены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Этот храм самый большой в Оптиной Пустыни. Ежеднвно в нём совершается вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние Литургии.
- Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен на месте разрушенного храма и освящен в 1998 г. Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница длясвятынь : обретенных 7-10 июля 1998 г. — св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев были перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
- Храм в честь прп. Илариона Великого. Построен в 1874 г. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: Крещение, отпевание усопших.
- Храм в честь св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту. Построен в 1825 г. Престол один — в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.
- Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Храм построен в 1997—2000 гг. Расположен на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
- Храм в честь Преображения Господня. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма.Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.
В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням
: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и старцев оптинских.
Восстанавливающиеся храмы
- Храм в честь прп. Марии Египетской : В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
- Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского схрамом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Располагаются на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещена паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонним вход не благословляется.
- Храм в честь Всех Святых . Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. Ныне на месте их погребения построена каменная часовня.
История Оптиной пустыни
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.
Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России
Святые врата Оптиной пустыни
В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.
После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.
Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.
Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.
Возрождение монастыря
- В X VIII-XIX веках Московский митрополит Платон и епископ Калужский Филарет приложили много сил при воссоздании Оптиной пустыни.
- Ключевую роль в истории возрождения монастыря сыграл отец Авраамий (XIX век). Впоследствии он стал его настоятелем. Забота и радение отца Авраамия о благополучии монастыря, беспокойство о плачевном состоянии церквей привлекали к вере людей из окрестных селений. Оптина пустынь и отец Авраамий стали известны далеко за пределами Калужской губернии.
- А также в XIX веке, в то время, когда во главе Русской православной церкви был Московский митрополит Филарет, пустынь имела покровительство с его стороны. Невзирая на высший сан православного духовенства, митрополит часто посещал монастырь, находя успокоение и благость в нём.