Что смотреть в новой третьяковке: 5 выставок, которые нельзя пропустить
Содержание:
Выставка Михаила Ларионова
Ретроспектива прослеживает весь творческий путь художника-экспериментатора Михаила Ларионова от его первых серьезных работ начала века до самых поздних картин и эскизов для балета «Шут», в создании которого также участвовали организатор парижских «Русских сезонов» Сергей Дягилев и композитор Сергей Прокофьев.
Широкой публике Ларионов известен прежде всего как основоположник абстрактного искусства в России, и одним из его изводов стал лучизм: этому движение посвящен отдельный зал экспозиции. Однако выставку художника, стоящего у истоков русского авангарда, можно неофициально назвать «Неизвестный Ларионов». Импрессионистский период, вдохновленный Клодом Моне и Винсентом Ван Гогом, полотна в жанре примитивизма и натюрморты – работы разных стилей по-новому откроют Ларионова даже для тех, кто был ранее знаком с творчеством художника.
Выставка открыта до 20 января 2019
Третьяковская галерея — из истории
Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа «…Третьяков по натуре и знаниям был ученый». Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».
В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.
В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.
В 1902–1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.
«Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»
Продолжить изучение русского авангарда можно на необычной интерактивной выставке, посвященной творчеству Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, которая также была спутницей Михаила Ларионова на протяжении всей жизни. По словам кураторов, достичь глубокого внутреннего переживания можно только при непосредственном «общении» с произведением искусства. Поэтому Третьяковка предлагает каждому посетителю надеть очки виртуальной реальности и, изнутри узнав особенности творческого метода художников-авангардистов, самому создать натюрморт из виртуальных объектов.
Помимо VR-эксперимента, выставка уделит внимание биографиям Малевича и Гончаровой и специфике их уникального стиля.
Выставка открыта до 30 декабря
Адрес Третьяковской галереи и её отделов
Основные здания
Главное здание музейного комплекса носит название Государственная Третьяковская галерея. На карте Москвы она располагается в центре города, в пределах Садового кольца, недалеко от Москвы-реки. Она находится по адресу: пер. Лаврушинский, дом № 10. Третьяковка содержит огромную коллекцию картин и икон, каждая из которых является шедевром русского художественного искусства. Её основная экспозиция посвящена русской живописи с 10 века и до начала 20 века .
Расположилась Третьяковская галерея там же, где находится метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая». Проще всего добраться до Третьяковки от станции «Третьяковская». Выйдите из метро. Поднимитесь на улицу из метрополитена и пройдите к улице, носящую название Большая Ордынка. Перейдите её, и вы окажетесь у здания бара-ресторана. Слева от здания бара-ресторана будет Ордынский тупик. Далее, идите до конца Ордынского тупика, мимо сквера Шмелёва, до переулка Лаврушинский. На другой стороне переулка будет стоять строение Инженерного корпуса, а правее от него ГТГ.
Станция «Новокузнецкая» находится недалеко от станции «Третьяковская». Перейдите по переходу метро «Новокузнецкая»-«Третьяковская» и выйдите из метрополитена. Далее, идите тем же маршрутом, как и от станции «Третьяковская». С обратной стороны Инженерного корпуса находится храм Святителя Николая на Толмачах. Его адрес: переулок Малый Толмачёвский, дом № 9. Здесь выставляются церковные художественные ценности.
Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Третьяковская галерея на Крымском Валу знакомит с работами советских и российских художников периода новейшей истории, т. е. 20 века и начала 21 века.
Чтобы добраться от станции «Октябрьская»
Дома, квартиры и мастерские художников
-
Дом-музей В. М. Васнецова , известного художника-сказочника, находится в Мещанском округе города Москвы. Его адрес: переулок Васнецова, дом № 13. Здесь можно узнать о том, как жил великий художник, а также познакомиться с его знаменитыми и менее известными работами. Дойти до него можно от станции метро «Проспект Мира». Для этого, выйдя из метро, надо идти по улице Гиляровского налево. Дойти до улицы Дурова и повернуть направо. Затем, минуя улицу Щепкина, свернуть на улице Мещанская и идти по ней до переулка Васнецова. 100 метров по переулку. И вы возле музея.
- Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова, художника-пейзажиста и историка — москвоведа расположена в доме № 6 в Фурманном переулке. Добраться до неё можно от станции метрополитена «Чистые пруды». От станции сверните на Гусятников переулок и идите по нему до Большого Харитоньевского переулка. Сверните налево и идите пока справа не появится улица Чаплыгина. Пройдите по улице Чаплыгина до Фурманного переулка. Во втором доме справа, во 2 подъезде, на 3 этаже находится искомая квартира.
-
Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной находится по адресу Большой Лёвшинский переулок, дом № 12. Добираться до неё проще от станции метро «Парк Культуры». Уйдя из метро, нужно найти автобусную остановку «Метро Парк Культуры» на Зубовском бульваре, в направлении от Крымского моста, и дождаться автобус №Т10 или №Т79. Далее, доехать до остановки «1-й Неопалимовский переулок». Вернуться чуть-чуть назад до Большого Лёвшинского переулка, и в первом доме слева будет мастерская. В сентябре 2017 г. помещение закрыли на реконструкцию.
- Дом-музей П. Д. Корина расположен на улице Малая Пироговская, дом № 16, строение 5, флигель. Здание сейчас ремонтируется.
Наталия Турнова. «Безмолвствующие»
Новая Третьяковка дает возможность познакомиться с ранее не выставлявшимися работами современного живописца и скульптура Наталии Турновой – это 7 скульптурных металлических объектов и 14 картин. Экспозиция непросто так носит название «Безмолвствующие»: ее лейтмотивом стала идея добровольного затворничества художника, которому необходимо молчание и внутренняя сосредоточенность на творчестве. Тем не менее умиротворенность в работах Турновой практически отсутствует. Ее живописная серия представляет собой буйство цвета и человеческих эмоций.
Выставка открыта до 25 ноября
«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»
Огромная ретроспектива классиков современного искусства уже успела стать одним из самых ярких культурных событий этой осени. Организованная совместно с Эрмитажем и лондонской Тейт-Модерн, выставка представляет около 500 экспонатов, позволяющих досконально изучить творчество художников-концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых.
Среди экспонатов есть и живописные работы, и графика, и макеты, и тотальная инсталляция, для которой важно и само выставочное пространство. Посетителям гарантировано увлекательное путешествие по лабиринтам сознания Кабаковых, которым свойственно играть с каноном, рушить ожидания и иронично относиться к искусству в целом
Выставка открыта до 13 января 2019