Европейский север россии: население, промышленность и хозяйство

Промышленность европейского севера России

Европейский Север России специализируется на добывающей, лесной, пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности. Деревообрабатывающие производства и целлюлозно-бумажные комбинаты функционируют в Архангельске, Новодвинске, Кондопоге, Соколе, Петрозаводске, Сыктывкаре, Согеже.

Также в регионе развиты некоторые виды машиностроения. Так, например, в Мурманске, Северодвинске, Архангельске, Великом Устюге, Котласе есть заводы, специализирующиеся на судостроении. В Петрозаводске изготавливают трелевочные тракторы.

В восточной части региона преобладают топливная промышленность. На западе больше развито горно-химическое и горно-рудное дело. На территории региона действуют металлургические предприятия.

В электроэнергетическом производстве на территории Европейского Севера России преобладают ТЭС, атомная и приливная энергетика развиты слабо.

Что касается химической промышленности, то в Ухте развита нефтепереработка, в Череповце занимаются производством азотистых удобрений.

Вологда славится производством льняных тканей и молочным производством. Рыбная промышленность развита в Беломорске, Мурманске, Архангельске, Петрозаводске.

В Северодвинске функционирует предприятие военно-промышленного комплекса, специализирующееся на производстве атомных подводных лодок.

Новым направлением в промышленности региона является разработка нефтегазовых источников на шельфе Белого и Баренцевого морей.

Природные районы Европейского Севера

Особенности географического положения и истории развития, огромная площадь, изменения, внесенные человеком в облик естественных ландшафтов, — все это определяет различия природы Европейского Севера от места к месту.

На материке отчетливо выделяется Кольско-Карельский край, охватывающий озерно-таежные ландшафты, а на Кранном Севере лесотундру и тундру кристаллического плато, плоскогорья и горные массивы Балтийского щита.

Здесь располагаются Мурманская область, а также Карельская АССР.

На юге и востоке Кольско-Карельский край граничит с районами Балтийско-Беломорского (или северо-западного озерно-лесного) края Русской равнины, где плоские низины чередуются с холмистыми возвышенностями.

Почти весь этот край простирается в подзоне тайги, лишь юго-запад его входит в подзону смешанных широколиственно-хвойных лесов.

В пределах края располагаются Псковская, Новгородская, почти целиком Ленинградская и западные районы Вологодской и Архангельской областей.

Дальше до Урала раскинулся обширный Двинско-Печорский, или Северо-Восточный, край Русской равнины. В его пределах различаются: таежно-болотистый Двинско-Мезенский запад (древние Заволочье и Подвинье) в бассейне Северной Двины и Мезени, Печорский восток (Печорье) и Тиманский кряж между ними, а за полярным кругом — Канинско-Тиманская, Малоземельская и к востоку от Печоры — полого-холмистая Большеземельская тундра, тундры Югорского полуострова и Пай-Хоя.

Самостоятельные районы в тундровой зоне — это субарктические острова: Колгуев, на котором сохранились ископаемые льды, Вайгач и Южный остров Новой Земли.

В границах Двинско-Печорского края располагается большая часть Коми АССР, Вологодской и Архангельской областей.

В границах Коми АССР и Архангельской области, образуя горно-таежные и тундровые районы, простираются западные склоны Северного и Полярного Урала.

В Арктике в особый район объединяются покрытые мощными льдами с участками каменистых россыпей и арктической пустыни на побережьях, свободных ото льда, северный гористый остров Новой Земли, многочисленные острова Земли Франца-Иосифа и крошечный остров Виктория.

Различия в характере и облике полярных окраин и южной полосы Европейского Севера контрастны, между восточными и западными районами также очень заметны, но выражены не столь резко.

Различия характера и облика природы не затемняют цельности образа Русского Севера.

Создают его в основном лес и море.

Эти стихии, такие несхожие — недвижный, безмолвный лес и извечно беспокойное, неумолкающее море, — в образе природы этого края нераздельны.

Источник статьи: http://www.vidania.ru/history/rossiyaskaya_federaciya/prirodnye-rayony-evropeyskogo-severa.html

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Н А Н А Й Ц Е В

Традиционный костюм нанайцев — халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю — из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года — берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали — богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.

Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Мужчина-хант, представитель одного из коренных народов Сибири.

    Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.

  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Жизнь народов Севера

Земля Севера и Дальнего Востока малопригодна для сельского хозяйства. Селения в основном расположены у берегов заливов, озер и рек т. к. работают у них только морские и речные торговые пути. Время, по которому можно доставлять товар в поселки через реки, сильно ограничено. Реки быстро замерзают. Многие становятся пленниками природы на долгие месяцы. Также затруднительно попасть к ним в поселки кому-либо с Большой земли. В это время достать уголь, бензин, а также необходимые товары можно только с помощью вертолетов, но это не всем по карману.

Народы Севера России соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Несмотря на то что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни. Радио, рации, бензиновые лампы, моторы на лодках и многое другое.

Малые народы Севера России занимаются преимущественно оленеводством. С этого промысла они получают шкуры, молоко, мясо. Большую часть они продают, но и для себя остается достаточно. Также олени используются как транспорт. Это единственное средство передвижения между селениями, которые не разделены реками.

Достопримечательности европейского севера России

Европейский север России богат достопримечательностями.

Валаамский архипелаг. Этот памятник религиозной культуры был основан в 1607 году. Архипелаг находится в Ладожском озере, в его состав входит полсотни островов. На главном острове архипелага расположен Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. Согласно летописям, до того, как на Руси прошло крещение, на островах архипелага находился греческий монастырь.

Кандалакшский залив. Это очень красивое место, которое облюбовали для гнездования лебеди-кликуны, кулики, гуси, гаги.

Государственный Природный Заповедник в Кандалакше. Заповедник состоит из 13 частей, многие из которых являются морскими архипелагами с прилегающими акваториями. Этот заповедник по праву считается первым морским заповедником в России. Миссия заповедника – сохранение популяции водоплавающих птиц, мониторинг растений и животных.

Лапландский заповедник. В Мурманской области обитают редкие виды морских птиц, в морских глубинах – редкие породы рыб. Заповедник имеет статус биосферного резервата международного значения и позволяет развиваться экологическому туризму в регионе.

Заповедник «Кивач». Заповедник был создан в 1931 году. Он находится между Сундозером и Пертозером в 30 км от Онежского озера. Здесь находится очень красивый водопад. Здесь обитают такие животные, как бобр и волк, выдра и барсук, лесной хорек и бурый медведь, лесная куница и лиса. Кроме того, заповедник насчитывает много околоводных и водоплавающих птиц.

Водлозерский национальный парк, который занимает часть Архангельской области и часть республики Карелии. В состав его входит бассейн Водлозера и низовья реки Илексы. Он был основан в 1991 году. Основная миссия национального парка – сохранение популяции таежных животных и птиц. Здесь обитают такие редкие и исчезающие виды птиц, как беркут, скопа, орлан-белохвост. Кроме того, Водлозерский национальный парк – это самое обширное место в Европе, где сохранились коренные леса.

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Он находится на территории Медвежьегорского района республики Карелии. Основу его составляет красивейший деревянный ансамбль Кижского погоста. «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Каменный монастырь. Это древнейший русский монастырь. Он был основан в 1206 году. В настоящее время монастырь не функционирует, с 1991 года здесь ведутся реконструкторские работы.

Геологический музей в Апатитах. В музее содержится уникальная коллекция минералов, насчитывающая около 1000 разновидностей. Примечательно, что вход в музей бесплатный. Посмотреть минералы и горные породы можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы.

Деревянная шатровая церковь Успения в селе Варзуга. Церковь была выстроена в 1674 году. На сегодняшний день это самый известный памятник Поморья.

Музей саамской истории и быта в селе Ловозеро. Здесь можно познакомиться с традициями и культурой этого самобытного народа.

Лабиринты-вавилоны на побережье Кольского полуострова недалеко от Умбы, Харловки и Поноя. Загадочные сооружения привлекают туристов непознанностью.

Соловецкие острова. Это архипелаг на территории Архангельской области, где располагается Соловецкий православный монастырь. Соловки сегодня одним из крупнейших культурных и духовных центров северной части Европейской России. Архитектура Соловецкого архипелага сохранила археологические комплексы дохристианского периода. На территории Соловков самым выдающимся объектом является грандиозный Кремль – это крепость, сложенная из диких валунов. Кроме того, на Соловках сохранен древний ботанический сад.

Северное сияние в Мурманске является уникальной природной достопримечательностью. Во время полярной ночи оно выглядит особенно красочно и необычно.

Жилище народов севера России

Кочевой образ жизни оленеводов и рыбаков и здесь наложил свой отпечаток. Чум, этот конический шатер, оказался самым удобным и приемлемым типом жилища. Его легко перевозить на оленях с места на место. Меньше часа требовалось женщинам, чтобы поставить его – это издавна считается делом женским. Накрытый шкурами, он становится настоящим домом. В нем и костер можно развести, и согреться, и отдохнуть на лежанке из плетеной ивовой подстилки. Хотя спать приходится в одеждах, укрываясь шкурами (сегодня их заменяют спальные мешки), ведь стоит погаснуть костру, как обступает холод. Здесь и место для «ценностей» найдется и для икон, если в том надобность имеется.

Для чукотских оленеводом дом – яранга. Она пошире чума и каркас у нее сложнее, деревянный. Ее и на холодное и теплое помещения разделить можно. В теплом – балдахин, из шкур пошитый, он тепло сохраняет. А в холодной части еду готовят, делами по хозяйству занимаются.

В этих жилицах хорошие хозяева умудряются вполне комфортный быт организовать. Молодежь, которая в школах-интернатах проводит свое время, не особенно стремится от цивилизации отрываться в угоду традиции. Но такие желающие все же находятся. Оттого и сохраняется пока еще древняя культура, старинное традиционное хозяйство.

Старые погосты лопарей исчезли со временем. Живут теперь саамы в стандартных домах и охотно пользуются техническими приспособлениями.

Малодворные карельские деревни кое-где еще сохранились. Холодный климат вынуждал строить из леса, которого было предостаточно настоящие комплексы, когда одной крышей объединены дом с двором. У каждого хозяйства своя банька имелась, что по-черному топилась.

Какие народы живут на Европейском Севере?

Кроме русских, на Европейском Севере живут народы уральской языковой семьи. На Кольском полуострове это саамы (старое название — лопари). Всего в мире их более 60 тыс. человек; большая часть живет на севере Норвегии и Швеции, немного — в Финляндии и около 2 тыс. — в России. Другой народ, живущий в основном в зоне тундры,— ненцы. Саамы и ненцы занимаются оленеводством, охотой и рыболовством.

Самый крупный из народов финской языковой группы — коми, его общая численность — 293 тыс. человек. Почти все они компактно проживают в южной части Республики Коми, где преобладают (а в целом по республике их доля около населения). В северной части, в районах добычи угля, нефти и газа, сосредоточены русские.

К уральской языковой семье относятся карелы (93 гыс. чел.), 2/з которых проживают на территории Республики Карелия, где составляют 9 % населения. В целом численность карелов уменьшается за счет тех, кто живет за пределами республики. Правда, и в самой Карелии наличие мощного русского окружения способствовало процессам ассимиляции карелов. И карелы, и коми были давно обращены в православие и мало отличаются от русских.

Природные условия Русского Севера наложили отпечаток на быт и образ жизни людей. Северные крестьянские избы совершенно не такие, как в более южных районах. Суровая зима требовала, чтобы все необходимое для жизни семьи находилось под одной крышей. Поэтому крестьянские дома Севера очень большие, обычно двухэтажные. Дом состоит из двух частей — жилой и хозяйственной, в которой находится скот, инвентарь и даже запасы сена на зиму. Снаружи дома часто украшались резьбой, затейливыми наличниками. В XIX в. городская архитектура тоже начала использовать такие приемы. Особенно известны городские дома Вологды, украшенные разнообразными узорами, что придает городу особый светлый облик.

Долгий зимний период, свободный от сельскохозяйственных работ, позволял заниматься трудоемкими и многосложными видами художественных ремесел — серебряной филигранью, чеканкой, живописной эмалью и др. Прославилась Строгановская школа лицевого шитья (в Сольвычегодске) — «живопись шелком». Роль красок выполняли шелковые, серебряные или позолоченные нити (в виде тончайших проволочек или обвитые вокруг шелковой основы). Вышитые изображения персонажей Священной истории из мастерских Строгановых соперничали с изделиями из царских мастерских, а часто и превосходили их.

БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА — ПОТОМКИ ДРЕВНИХ РУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ. ДРУГИЕ НАРОДЫ — КАРЕЛЫ, СААМЫ, НЕНЦЫ, КОМИ.

Традиционные занятия

Появление русских на ненецких землях значительно повлияло на уклад жизни и культуру племён. Однако основные традиционные занятия остались прежними. К ним причисляют оленеводство, охоту и рыболовство. Издавна жизнь народа неразрывно связана с оленями. Об этом красноречиво говорит самоназвание ненцев, что именуют себя “детьми оленя”.

Олени – не только источник пищи для людей, но и верные товарищи, без которых выжить в суровых северных условиях невозможно. Ненцы ездят на оленьих упряжках, используют оленьи шкуры в качестве утепления жилища и одежды, готовят множество блюд из оленины.

Даже сегодня на ненецких землях распространена традиция класть младенца в люльку, устланную мхом, а затем накрывать малыша шкурой оленя. Считается, что такой обряд помогает ребёнку защититься от тёмных сил и болезней, наделяет младенца силой и здоровьем. Олень действительно был и остаётся священным животным ненцев.

Ненцы у чума, 1913 годМестонахождение: Национальная библиотека Норвегии

Вепсы (весь)

Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.

Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.

К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).

Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.

Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).

Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:

Абу Хамид ал-Гарнати

«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).

Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.

О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».

Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.

Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.

2

МАМОНТ В ПРЕДАНИЯХ И СКАЗАНИЯХ ХАНТОВ И МАНСИ

У финно-угорских народов существуют предания о мамонте — животном, вымершем сотни тысяч лет назад. Особенно часто встречается этот образ в фольклоре обских угров — хантов и манси. В их представлении мамонт — очень крупное («как пять-шесть лосей»), мошное и сильное животное. Он боится солнечных лучей и потому живет под землёй, а путь себе прокладывает «рогами», т. е. бивнями. Ест он растения и землю. Не случайно название диковинного зверя на языках хантов и манси буквально значит «земли олень-самеи». А ненцы, соседи обских угров, именуют его «земли бык». У них распространены рассказы о его подземном рёве. С «деятельностью» мамонта связывают такие природные явления, как образование русел рек, обвалы берегов в половодье, треск льда при ледоходе и даже землетрясения.

Мамонт обских угров похож на Индрика-зверя из русских легенд: «Живёт зверь за океаном-морем. А рогом проходит зверь по подземелью, аки ясное солнце по поднебесью. Он проходит все горы белокаменные…».

Природу и происхождение удивительного зверя объясняли по-разному. Существовало представление, что мамонт не какое-то особое животное — в него с возрастом перевоплощаются другие звери или ры- _ бы: лоси, медведи, щуки. По одному из поверий, лось в старости, потеряв зубы и рога, переселяется под землю или под воду. Там он изменяется внешне: у него вырастают новые рога, но уже не ветвистые, а прямые. Во время традиционного Медвежьего праздника перед мордой убитого на ритуальной охоте медведя клали вылепленную из теста фигурку мамонта, в которого, как верили обские угры, переходит дух убитого зверя. Перед медведем располагали также фигурки оленей и лосей, надеясь, что тот, превратившись в подземного мамонта, пошлёт удачу на охоте и обеспечит хороший приплод оленей.

В представлении обских угров, мамонт связан также с водной стихией. Известны образы гибридных чудовищ — мамонта-щуки или мамонта-рыбы. По верованиям манси, в том месте, где река вспенилась и поднялись волны, появился мамонт. Если туда попадёт лодка, она перевернётся. Считалось, будто мамонт может съесть человека. Даже в наши дни в подобных опасных местах не ловят рыбу.

Один из персонажей преданий хантов и манси — Обской старик, или Обской хозяин. От него зависят успех рыболовного промысла и судьба людей, проплывающих по реке. Старик, как рассказывается в источнике начала XVII в., мог пригнать рыбу с моря в Обь, а притягивал он её с помощью металлической трубы, напоминающей хобот. Голову его увенчивали два рога. В данном описании Обской старик очень напоминает мамонта.

Рассказы о подземном звере мамонте известны многим народам Северной Евразии. В Западной Сибири они бытуют и у русских. По мнению учёных, подобные представления возникли не случайно. Люди находили в земле кости и бивни, поражавшие необычайными размерами. Такие находки рождали представления о животных-гигантах, незримо обитавших под землёй или под водой. Однако возможно другое объяснение. В форме фантастических преданий о мамонтах у северных охотников сохранились переходившие из уст в уста рассказы о тех временах, когда эти животные ещё бродили по земле, внушая ужас и почтение своей мошью.

Чем отличаются эти территории?

Из-за суровых условий в этом районе люди, которые там работают, традиционно получают от правительства право на более высокую заработную плату, чем работники других регионов. В результате климата и окружающей среды коренные народы этого района получили определенные генетические различия, которые позволяют им лучше справляться с окружающей средой региона. Своеобразием отличается и их культура.

Мурманск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Норильск, Новый Уренгой и Магадан являются крупнейшими городами русского Севера. Расположенный южнее Архангельск является крупнейшим среди городов и территорий, «приравненных» к Крайнему Северу.

Коренные народы Севера и их язык

Все они принадлежат к следующим языковым группам:

  • саамы, ханты и манси — к финно-угорской;
  • ненцы, селькупы, нганасаны, энцы — к самодийской;
  • долганы — к тюркской;
  • эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи — к тунгусо-маньчжурской;
  • чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи;
  • эскимосы и алеуты — эскимосско-алеутской.

Также есть изолированные языки. Они не входят ни в одну группу.

Многие языки уже забыты в разговорной речи и используются лишь в обиходе старого поколения. В основном говорят по-русски.

С 90-х годов стараются восстановить уроки родного языка в школах. Дается это трудно, т. к. он мало кому известен, сложно найти учителей. При изучении дети воспринимают родной язык как иностранный, т. к. они редко его слышат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector