Они очень разные: чем отличаются армяне и азербайджанцы
Содержание:
- Касса взаимопомощи
- По городам
- 1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать
- Отличить по имени и фамилии
- Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение
- Антропология об азербайджанцах
- Коэффициент демографической нагрузки
- Азербайджанцы: общая характеристика мужчин
- Азербайджан: население и его численность по годам
- Какие религиозные праздники в Азербайджане
- А у нас во дворе
- Происхождение и история народа
- Язык и религиозная конфессия
- Азербайджан: религия и отношение к женщине
- Ожидаемая продолжительность жизни
- Религия
- Культура
Касса взаимопомощи
На городской швейной фабрике № 2, где мама работала швеёй-мотористкой, шили детскую одежду, в том числе школьную форму. Я бывал здесь ребёнком и хорошо помню приветливых женщин, с которыми мама проработала 23 года. Пожилая армянка тётя Марго угощает восточными сладостями, азербайджанские и русские подруги мамы – тётя Эмма и тётя Женя – во всех подробностях расспрашивают, как учусь и кем хочу стать. А я за обе щеки уплетаю наивкуснейшую пахлаву, с трудом отвечая на их вопросы. И с удовольствием слушаю, как они с кавказским акцентом вперемешку на разных языках общаются друг с другом, шутят и громко смеются, рассказывая житейские истории.
По городам
Азербайджан подразделяется на 66 районов и 11 городов федерального значение. В большинстве из них проживает от 10 до 80 тысяч жителей, однако имеется три крупных населенных пункта, в которых живет более ста тысяч человек. В стране всего один город-миллионник – столица Баку.
Баку
Столица Азербайджана, в которой проживает более двух миллионов человек. Является крупнейшим экономическим, научным и промышленным центром не только государства, но и всего Закавказья, а также крупнейшим портом Каспийского моря.
В Баку находится большое количество крупных государственных университетов, подготавливающих специалистов достаточно высокого класса. Также на его территории располагается большое число театров, музеев и достопримечательностей, среди которых много церквей и мечетей, а также памятников различным деятелям культуры.
Гянджа
Второй по величине город Азербайджана с более, чем 300 тысячами жителей. Также именуется второй столицей государства. Является еще и вторым научным центром страны, в нем расположены три крупных высших учебных заведения – государственный, аграрный и технический университет. В Гяндже находятся консульства Турции и Грузии.
Сумгайыт
Данный город находится неподалеку от столицы Азербайджана, в нем проживает более 330 тысяч человек. Раньше Сумгайыт представлял собой небольшое селение, которое сильно разрослось благодаря развитию на его территории большого количество предприятий нефтегазовой отрасли. Поэтому в середине 20 века город уже оформился в качестве крупного промышленного центра Азербайджана.
Мингечевир
Четвертый по численности город страны, в котором проживает более 95 тысяч человек. В нем расположено большое количество производств в сфере энергетики, промышленности, а также научных и образовательных центров. На его территории расположена крупнейшая тепловая станция Азербайджана.
1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать
Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.
- Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?
Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.
Как это объясняется?
Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.
Кем основано и развито учение?
Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.
Отличить по имени и фамилии
Очень просто отличить армянина от азербайджанца по имени.
Согласно опубликованным армянским Национальным статистическим комитетом данным,
в последнее десятилетие в Армении самыми популярными именами для мальчиков
являются Наре, Давид, Самвел, Тигран и Гор. Девочек чаще всего называют Мария, Нарэ,
Мане, Мариам, Элен, Лусине.
В Азербайджане в пятерку самых распространенных мужских имен
входят Юсиф, Али, Гусейн, Омар и Угур. У девочек самые популярные имена — Захра,
Нурай, Зейнаб, Марьям, Айлин. При этом нередко детям в Азербайджане дают
двойное имя — Курбан Али, Ага Муса.
Современные армянские фамилии чаще всего заканчиваются на
суффикс «ян» (Петросян, Акопян, Шагинян). Суффикс выражает принадлежность к
роду, берущему начало от прародителя, чье имя используется в качестве фамилии.
Например, Саркисян — это дочь или сын Саркиса. Такая форма фамилии вошла в
употребление примерно с XVIII века.
Исконные азербайджанские фамилии оканчиваются на «заде»,
«оглу» и «кызы». Формы «заде» и «оглу» означают «сын» (Ибрагим-заде,
Ибрагим-оглу), а «кызы» — дочь (Захра Мамед-кызы). С приходом советской власти большинство азербайджанцев
русифицировали фамилии. Сейчас самая распространенная фамилия в стране —
Мамедов, ее носит каждый шестой азербайджанец.
Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение
Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха – территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.
Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).
В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно – в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с «нефтяным бумом» в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.
Антропология об азербайджанцах
Одни из антропологических типов Азербайджана
Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.
- форма головы-длинная,
- рост средний и выше среднего,
- преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.
Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.
Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе
Коэффициент демографической нагрузки
Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.
Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.
Для Азербайджана Коэффициент общей демографической нагрузки равен 42.1 %.
Значение в 42.1 % — относительно низкое. Оно показывает, что численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста. Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.
Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.
Коэффициент потенциального замещения для Азербайджана равен 33 %.
Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.
Коэффициент пенсионной нагрузки в в Азербайджане составляет 9.2 %.
Азербайджанцы: общая характеристика мужчин
Большинство из них невысокого роста — 170-175 сантиметров. У них черные густые брови и крупные черты лица, но, несмотря на это, типичные кавказские черты лица отсутствуют. Прежде всего, у них прямой нос и светлая кожа.
Они всегда строго и элегантно одеты и выглядят, по меньшей мере, стильно и респектабельно.
Они — спокойный и чинный народ, по сравнению с другими кавказскими этносами. Любой конфликт с ними улаживается без криков и кулачных выяснений отношений. Но кавказский характер у них все-таки тоже проявляется: во время празднования национальных или религиозных праздников.
Этот народ — долгожители, средняя продолжительность жизни азербайджанских мужчин составляет 70-72 года. В республике есть деревня Талыш, где возраст многих жителей достигает 110 лет.
Азербайджан: население и его численность по годам
Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?
Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства Нагорный Карабах.
Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.
Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.
Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.
Какие религиозные праздники в Азербайджане
- Ураза-байрам. Мусульманский праздник, зародившийся ещё в 624 году новой эры, во времена пророка Мухаммеда. Отмечается в первый день месяца Шавваль, по поводу прекращения поста, длящегося весь священный месяц Рамадан. Верующие в этот день одеваются в лучшую свою одежду, приветствуют друг друга специальным праздничным приветствием, звучащим как: «Ид мубарак!» (в переводе: «Благословенного праздника!»), и совершают ид-намаз, что по-простому — праздничная молитва.
- Курбан-байрам. Опять-таки мусульманский праздник, который отмечается по поводу жертвоприношения, совершённого Пророком Ибрахимом, когда Пророк должен был принести в жертву собственного сына, по повелению Аллаха, однако повеление это оказалось всего лишь испытанием веры Ибрахима, и в последний момент Пророк был остановлен от заклания сына. Празднование начинается через 70 дней после ураза-байрам. В этот день мусульмане совершают полное омовение, надевают чистую праздничную одежду и идут в мечеть, где делают праздничный намаз и поют такбир – славословие Аллаху. После этого звучит проповедь, во время которой имам-хатыб или мулла разъясняет, какое значение имеет жертвоприношение. После посещения мечети, верующие совершают посещение кладбищ, с молитвами об усопших. Не обходится и без ритуального заклания и принесения в жертву животного.
- Ашура. Ещё один праздник мусульманского народа, который мы упоминали уже в разделе: «Ислам». Он отмечается в 10 день месяца Мухарран. Интересно, но Ашура не имеет какого-то общего для всех мусульман значения.
- Шииты отмечают его как день траура по имаму Хусейну и другим шиитским мученикам. Они вспоминают битву при Кербеле, в которой и был убит достопочтенный Хусейн со своими соратниками. Церемонии, носящие название «тазия» проходят так: во дворах мечетей проходят чтения повестей о страданиях имама и его соратников, по улицам города ходят процессии скорбящих, которые (случается и такое) истязают себя кинжалами, нанося удары по своим телам. Поэтому Ашуру часто называют «кровавым» праздником.
- У суннитов празднование назначается по другому поводу. Траурные церемонии по имаму Хусейну они тоже проводят, но они ничем не отличаются от обычных траурных собраний. Согласно преданиям, в этот день Ноев ковчег пристал к суше, после долгих дней скитаний по водяной пустыне, а также, именно в этот день пророк Муса перевёл детей Исраила через море, пройдя по морскому дну. В Ашуру сунниты постятся, и хотя пост не является обязательным, но его соблюдение приветствуется.
А у нас во дворе
Старые добрые бакинские дворики по вечерам всегда многолюдны. Особенно в тёплое время года, когда температура воздуха с невыносимых 40 градусов опускается хотя бы до 25. И тогда абсолютно все: и дети, и взрослые, и люди преклонного возраста – высыпают из душных квартир на простор. Причём в одном дворе нередко собираются жители других многоэтажек, имеющих свои придомовые территории, но в дружном интернациональном Баку принято любого встречать с душой нараспашку. Здесь ты везде самый желанный гость.
Это тоже отличительная особенность бакинских дворов: детей, исчезающих из поля зрения родителей, мамы требуют к себе, не вставая с места, – надрывают голосовые связки, перекрикивая друг друга, обращаются к бегающим поблизости мальчишкам и девчонкам, чтобы те нашли сына или дочь. На поиски отправляются только в том случае, если чадо не откликается слишком долго. Чаще всего озорники слышат тревожную перекличку, однако умышленно молчат, затаившись, например, на крышах гаражей: никому не хочется получить ремня за оторванную во время игры подошву. Вечером, перед сном – так уж и быть. А сейчас надо докрутить педали, допрыгнуть до ветки с черешней, догнать кота или собаку.
Происхождение и история народа
Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.
Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.
Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.
Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.
Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.
Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.
И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.
В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.
А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.
Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.
Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.
Язык и религиозная конфессия
Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.
В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.
Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.
Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.
Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.
Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.
Азербайджан: религия и отношение к женщине
Религиозные вопросы сильно влияют на уклад жизни Азербайджана. Так, например, ислам, придя сюда, установил в республике особое отношение к женщинам. К сожалению, отнюдь не всегда уважительное.
2.1. Права женщин по конституции. Раскрепощение женщины.
По Конституции республики, женщины обладают ровно теми же правами, что и мужчины. Более того, в истории страны огней женщины играли, и играют значительную роль. Однако мусульманское мировоззрение долгие годы держало прекрасную часть Азербайджана в определённых рамках.
Например, ислам обязывает всех женщин носить чадру и хиджаб. Это обстоятельство, конечно же, не нравилось многим. Ещё в XIX веке некоторые видные люди республики высказывались против подобного. Но ситуация в целом не менялась, пока к власти не пришли советы. В 1920 году, по инициативе ЦК АКП, в республике был создан первый женский клуб, и на первом же собрании семь женщин сбросили с себя чадру. С этого началась кампания «по снятию чадры» и раскрепощению женщин в Азербайджане. В середине двадцатых годов движение начало набирать обороты и получило название «худжуб». Советские власти старались, как могли, чтобы провести в Азербайджане «раскрепощение женщины».
2.2. Реакция населения на кампанию по раскрепощению женщины.
Однако народ такие изменения принял далеко не сразу. Людям казалось, что женщин Азербайджана пытаются осквернить, что все эти движения являются «вражьими происками», поэтому ветер перемен был встречен отрицательно.
Интересный факт! Можно вспомнить, как отреагировали крестьяне из посёлка Джими, кубинского уезда, когда узнали, что коммунисты собираются приехать к ним, и провести агитационное собрание по вопросу снятия чадры. Они, собравшись вместе перед приездом агитаторов, условились не брать своих жён на собрание, потому что, по их мнению, приезжие хотели превратить женщин села в проституток.
По некоторым данным, в сторону женщин, решившихся на снятие чадры, сыпался шквал насмешек, принимавших всё более оскорбительный характер. Дело даже доходило до изнасилований.
2.3. Отношение к «хиджаб-проблеме» сегодня.
Но что говорить про людей прошлого столетия, когда и сегодня во всемирной сети можно встретить свежие статьи по типу: «долой лживые западные ценности», написанные для того, чтобы убить у свободомыслящих женщин желание оставить хиджаб. В этом плане, отношение к женщинам в Азербайджане оставляет желать лучшего.
Отчасти такие настроения вызваны желанием мужчин сохранить уважение и почитание их жён, выработанное в женщинах исламской традицией. Это справедливо и для мужей прошлого, и для мужчин современности.
2.4. Бережное отношение к женщинам.
С другой стороны, отношение к женщине в Азербайджане можно охарактеризовать как бережное и нежное. Женщина для азербайджанца – показатель того, насколько заботлив мужчина. Поэтому мужчины страны огней готовы часами воспевать представительниц прекрасного пола, будь то их мать, жена, сестра или дочь. Они заботливы, добры, нежны к своим женщинам, и очень обходительны с ними.
Ожидаемая продолжительность жизни
Ожидаемая продолжительность жизни это один из наиболее важных демографических показателей. Он показывает среднее количество лет предстоящей жизни человека. То есть количество лет, которое теоретически может прожить человек, при условии, что текущие показатели рождаемости и смертности будут оставаться неизменными на протяжении всей жизни человека. Как правило, под «ожидаемой продолжительностью жизни» понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении — 63.2 лет (года).Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении — 72 лет (года).
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии
Культура
Армянский кафедральный собор святых Фаддея и Варфоломея в Баку , открытый в 1910 году и разрушенный большевиками в 1930-х годах.
Армянская община Баку росла вместе с развитием самого города в течение 19 века. Масштабное строительство и расширение города привлекло множество русских и армянских архитекторов, многие из которых получили образование в России (в частности, в Санкт-Петербурге ) или других частях Европы. Среди выдающихся армянских архитекторов были Ованнес Качазнуни , Фрейдун Агалян , Вардан Саркисов и Гавриил Тер-Микелов . Многие из построенных ими зданий под влиянием неоклассических тем, популярных в то время в России, а также стилей и мотивов, взятых из средневековой армянской церковной архитектуры , сохранились и сегодня. Среди наиболее известных примеров — Азербайджанская государственная филармония и Бакинский коммерческий колледж (оба спроектированы Тер-Микеловым).
В Баку было три армянских церкви, но они были снесены или закрыты после установления Советской власти в 1920 году. Собор Святых Фаддея и Варфоломея, построенный в 1906–1907 годах, был разрушен в 1930-х годах в рамках атеистической политики Сталина. Церковь Пресвятой Богородицы, которая не функционировала с 1984 года из-за сильной ветхости, была снесена в начале 1990-х годов. Церковь Святого Григория Просветителя была подожжена во время погрома 1990 года, но была восстановлена в 2004 году в ходе ремонта и преобразована в архивный отдел Управления делами администрации президента Азербайджана.
В период русской империи у общины была яркая литературная культура, о чем свидетельствуют публикации десятков газет, журналов и журналов на армянском языке . Первым армянским периодическим изданием, изданным в Баку в 1877 году, был литературный и педагогический журнал « Айкакан ашхар» («Армянский мир»), основанный и редактируемый Стефанносом Стефани, в то время как другие популярные армянские периодические издания включали изданный иллюстрированный календарь « Арор» с 1893–1896, Социал Демократ (Социал-демократ), экономико-политико-общественный журнал, во главе с редакторами В. Марсяном и Лазо, Банвори Дзайном (Голос рабочего, 1906, редактор Саркис Касьян. ) и « Лусадемин» («На заре») — литературный сборник А. Алшушяна, изданный в 1913-1914 годах.
Также армянская община Баку построила первое в Азербайджане благотворительное общество , в котором находилась самая богатая на тот момент библиотека Закавказья, но затем была закрыта советским правительством.