Почему мыс

литература

Общие изображения кругосветного плавания мыса Горн:

  • Фриц Бруста-Флот : Сага о мысе Горн. На парусных кораблях на краю света. Ullstein Taschenbuch 20 831 Maritim , Франкфурт-на-Майне / Берлин 1987, ISBN 3-548-20831-2 .
  • Вольф-Ульрих Кропп: Золотая лихорадка в Карибском море — По следам Фрэнсиса Дрейка вокруг мыса Горн на «Херсонесе» 1997 . Класинг, Билефельд 2000, ISBN 3-7688-1175-1 .
  • Урсула Фельдкамп (ред.): Вокруг мыса Горн . С грузовым судном до западного побережья Америки. Hauenschild, Bremen 2003, ISBN 978-3-89757-210-2 (по случаю постоянной выставки в Немецком морском музее , Бремерхафен, «Вокруг мыса Горн с грузовыми моряками к западному побережью Америки» — открылась 30 ноября. , 2003).
  • Эйгель Визе: люди и корабли у мыса Горн. Koehlers, Гамбург 1997, ISBN 3-7822-0689-4 .

Репортажи с мыса Хорньер:

  • Фрэнсис Чичестер : По пути Клипера. Coward McCann, New York 1966, ISBN 0-340-00191-7 (Глава 15: Мыс Горн , английский).
  • Вольфрам Энгельхард: Cap Horniers, Последние моряки с мыса Горн . DSV, Гамбург 2001, ISBN 3-88412-350-5 .
  • Исаак Норрис Хибберд: Шестнадцать раз вокруг мыса Горн: Воспоминания капитана Исаака Норриса Хибберда. Музей Mystic Seaport, Mystic CT 1980, ISBN 0-913372-15-3 .
  • Эрик Ньюби : Гонка последнего зерна . Публикации Lonely Planet, Hawthorn 1999, ISBN 0-86442-768-9 (английский).
  • Уильям Ф. Старк: Последний раз вокруг мыса Горн: историческое путешествие 1949 года по Винджаммерскому Памиру . Кэрролл и Граф, Нью-Йорк 2003, ISBN 0-7867-1233-3 (английский).

Когда лучше посетить мыс Горн

В такой суров край, как Огненная Земля, и без того непростой путь могут усложнить туманы, дожди и шторма. Поэтому, чтобы свести риски к минимуму, туристический сезон здесь длится с ноября по март. Своего пика достигает он в январе. Именно в это время погода становится более покладистой и велики шансы, что мыс Горн встретит вас солнышком и ясным небом, а не хмурыми облаками и влажным снегом.

Вы удивитесь, но для местных жителей температура +7 — это уже повод выйти на улицу в футболке! Туристы же, как правило, одеваются потеплее. В это время года их здесь немало, так что бронировать места в отелях острова Горн нужно заранее, иначе можно остаться ночевать в аэропорту. Осенью и весной, когда погода совершенно непредсказуема, потоки туристов значительно уменьшаются, ведь в шторм высадка на мыс попросту невозможна.

Хроника открытия мыса Горн

1615, 14 июня — Гавань Тессел городка Горн, что в Голландии, покинули корабли «Эндрахт» под командой В. Схаутена и «Горн» под командой его брата Я. Схутена. Спонсировал экспедицию амстердамский купец Исаак ле Мер.
1615, 7 декабря — В гавань Пуэрто-Десеадо в Патагонии вошли «Эндрахт» и «Горн»
1615, 19 декабря — В гавани Пуэрто-Десеадо в Патагонии сгорел «Горн» Путешественники отправились дальше на одном корабле.

1616, 13 января — «Эндрахт» достиг Себольдинских (Фолклендских) островов.

1616, 16 января — «Эндрахт» покинул Фолклендские острова и взял курс к Огненной Земле.

1616, 19 января — Морякам «Эндрахта» поступил приказ шкипера миновать восточное горло Магелланова пролива и следовать вдоль побережья Огненной Земли. «Да, это поистине край света, никогда не думал, что природа может быть столь дика и сурова, — говорил шкипер Ле-Меру — Не удивительно, что берега пустынны. Было бы по меньшей мере странным встретить здесь людей. Похоже, эти места — обиталище морских львов, качурок, альбатросов да громадных чаек, таких больших, каких я нигде до этого не встречал. Птицы здесь все очень доверчивы. Наверное, никогда не встречались с человеком. Вон сколько их садится на палубу и мачты нашего корабля — Но что это за огни, видные по ночам на побережье? — отозвался Якоб. Кто их зажигает, люди или духи? — Наверное, духи. Трудно вообразить, — повторил еще раз капитан «Эндрахта», — что здесь живут люди»

1616, 24 января — «Эндрахт» достиг пятьдесят пятого градуса южной широты. Показался гористый выступ Огненной Земли (её назвали именем Морица Наусского (юго-восточная часть Огненной Земли). А через некоторое время открылась на юго-востоке другая земля, еще более высокая, достигающая на глаз трех тысяч футов. Когда Схаутен вышел на палубу, он увидел, что между этими землями гуляют темно-зеленые волны. Это был пролив, получивший название Ле-Мер. Когда моряки вошли в пролив, то увидели в нём множество китов. Приходилось всё время лавировать, чтобы избежать столкновения.

1616, 25 января — Голландцы вплотную подошли к новооткрытому восточному берегу и решили, что это выступ Южного материка. Берег в честь правительства Нидерландов был назван Землей Штатов. Нынче это остров Эстадос. От Земли Штатов голландцы взяли курс на юго-запад.

1616, 29 января — Моряки «Эндрахта» опять увидали землю на северо-западе. Она вся состояла из снежных гор и кончалась острым выступом, который они назвали мысом Горн. Схаутен определил его широту 57 градусов 40 минут ю.ш., но ошибся, мыс Горн лежит на широте 56 градусов

Координаты мыса Горн 55°58 минут 48 секунд ю. ш. 67°17минут 21секунд з. д. (Википедия)

Что посмотреть в окрестностях

Сама природа Огненной Земли — это уже великолепный объект для наблюдения. Туроператоры массово организуют всевозможные сафари и велопутешествия, а также сплавы на каноэ и, конечно, пешие походы. Есть даже комбинированные варианты. А вот ночевки в палатке вам никто не предложит, уж слишком непредсказуема погода.

В среднем цена на такие развлечения составляет около 180 USD. За эти деньги можно посмотреть на озера, подняться в ледники и прокатиться на собачьей упряжке. За 50 USD в Ушуайе можно совершить 3-часовое путешествие на старинном поезде (в Южной Америке плохо развит этот вид транспорта) по национальному заповеднику. Кроме того, в Ушуайе и Пунта-Аренасе есть несколько отличных музеев и два величественных собора интересной архитектуры.

город Ушуая

От мыса Горн всего каких-то 650 км до Антарктиды. Грех, не воспользоваться возможностью совершить еще одно путешествие и покорить эти ледяные просторы. Однако, удовольствие не из дешевых. За 10-20 дней экспедиции на комфортабельном лайнере можно отдать от 5000 до 20000 USD.

В средневековье каждому моряку, что сумел трижды дойти до мыса Горн, минув пролив Дрейка, — полагалась золотая серьга в ухо. Сейчас, конечно, все не так патетично, но добравшись на другой конец света, вы в обязательном порядке получите сертификат. Однако, что есть формальная бумага в сравнении с теми впечатлениями, эмоциями и воспоминаниями, которыми одаривает смельчаков такое опасно прекрасное место, как мыс Горн!

Старт в метель

Прошло девять месяцев с тех пор, как Райнер Нойбер и я, грязные и оборванные, вернулись в Германию из семидесятидневного перехода по льдам Гренландии. И вот опять в дорогу… Времени на сборы было мало, кроме того, им предшествовала огромная подготовительная работа. Нужно было подыскать подходящий тип лодки и испытать его на прочность. Мы остановились на двух одноместных байдарках типа Klepper Aerius-I.

Зная, что путешествие будет необычным, я большое значение придавал выбору партнера. Мог ли я найти кого-нибудь лучше Райнера Нойбера, с которым пережил уже немало приключений?! Я точно знал, что на него можно положиться.

По радио «Боинга-737» передали, что мы совершаем посадку недалеко от цели нашего путешествия на Огненной Земле, в городе Ушуая. Под нами лежала плотная серая масса облаков. Из Буэнос-Айреса мы вылетели теплым солнечным утром. Здесь же, на юге Аргентины, сейчас только плюс 8. Дождь хлещет по взлетной полосе, и мы мечтаем найти хоть какой-нибудь теплый и сухой приют…

Поселились в отеле «Кабо-де-Орнос». Для того чтобы добраться до места старта, нам нужно было два дня и две ночи.

Следующий день выдался солнечным. После завтрака мы отправились на прогулку по городу. Поначалу Ушуая производит впечатление города, у которого есть все шансы стать настоящим туристическим центром

Однако его основатели, подыскав живописное место, не приняли во внимание здешний климат. На западе город окружают Дарвин-Кордильеры, на юге протянулся пролив Бигл, отделяя принадлежащий Чили остров Наварино, с севера подступают горы Мартиаль

После обеда мы снова отправились в аэропорт, чтобы встретить самолет с грузом из Буэнос-Айреса. Он приземлился минута в минуту, и вместе с ним наше снаряжение из восьми тюков. Мы хотели испытать наши лодки и снаряжение в каком-нибудь спокойном месте, подальше от любопытных глаз. Но в таком городе, как Ушуая, найти укромный уголок нелегко. Аргентинец, к которому мы обратились за помощью, предложил озеро Рока в 20 километрах западнее Ушуаи. Для осуществления нашего плана нельзя было найти места лучше. Озеро находится на территории Национального парка, здесь же разместился кемпинг и отель с видом на озеро и Кордильеры.

Мы с особой тщательностью собрали лодки и по обычаю освятили их. Райнер окрестил свою байдарку «Джошуя» по имени однорукого яхтсмена Джошуа Слоума, я назвал свою «Уиллиу» так называют штормовые порывы ветра, которые здесь могут внезапно налететь и так же быстро исчезнуть….

На следующее утро место стоянки оказалось покрытым тридцатисантиметровым слоем свежего снега. И мы были рады, что успели закончить все приготовления прошлым вечером…

Дует свежий порывистый ветер, который налетает со стороны Кордильер. Этим унылым, пасмурным утром мы наконец погасили наш костер, сложили палатку и нагрузили байдарки. Вдвоем мы тащили их по одной по липкому снегу прямо к воде. Втиснулись в отверстие, закрылись защитным брезентом и оттолкнулись от берега. Течение медленно подхватывает нас, и мы покидаем озеро Рока, держа направление на канал Бигл. Приключения только начинаются…

Вымирание капурнеров

Kaphoorniers вот-вот вымрут из-за отсутствия потомства: 11 июля 1949 года последним грузовым судном без вспомогательного двигателя, совершившим кругосветное плавание над мысом, стал Памир . Несколько причин ответственны за «вымирание» Kaphoorniers:

Работа в оснастке с квадратным моряка (1891-95)

Проход вокруг мыса Горн потерял свое значение для грузового судоходства после завершения строительства Панамского канала в 1914 году. До этого почти все судоходные потоки проходили вокруг мыса между южным и североамериканским западным побережьем, с одной стороны, и Европой, Африкой и южным и североамериканским восточным побережьем, с другой стороны, но также и между восточным побережьем Америки и Австралией и Восточная Азия. Единственной альтернативой этому был более длинный маршрут вокруг Африки и Азии. С 19-го по середину 20-го века маршруты для перевозки селитры из Чили и для перевозки пшеницы из Австралии (см. Пшеничную регату ) также проходили вокруг мыса Горн. По мере снижения экономического значения этих товаров в Европе количество грузовых судов, курсирующих по маршруту вокруг мыса Горн, также уменьшилось.

Кроме того, в 20 веке грузовые моряки все больше вытеснялись пароходами. Последними винджамерами в грузовых рейсах были « Памир» (затонувший в 1957 г.), « Пассат» (выведенный из эксплуатации в 1957 г.) и совсем недавно « Омега» (бывший Драмклифф ; затонувший в 1958 г.); в последние годы службы они больше не использовались в районе мыса Горн. С тех пор коммерческие парусные суда работали только в некоторых регионах мира, например. Б. Дау на побережье Индийского океана или китайские джонки . Их больше нельзя встретить на длинных межконтинентальных маршрутах. Однако высокие суда, которые все еще ходят вокруг мыса Горн, являются туристическими или учебно-парусными судами без груза.

Кроме того, все винджаммеры, которые до сих пор ходят, оснащены механическим приводом. Уже одно это нарушает устав Международного братства Kaphoorniers. Кроме того, вспомогательные двигатели также часто используются при высоких кораблях , путешествующих туристов , когда они обходят мыс Горн , так что , вероятно , лишь несколько кругосветных проходить в одиночку под парусами: неопытные экипажи, в основном состоящий из любителей , могли бы сделать парусные маневры среди часто в противном случае не выполняются преобладающие штормовые условия. Тем не менее, некоторые высокие корабли по-прежнему управляют участками прохода без двигателя. Так случилось з. B. « Александр фон Гумбольдт» 19 января 2006 г. «Мыс Горн» плыл в направлении восток-запад, но не прошел все расстояние от 50-й до 50-й параллели. В обратном направлении с запада на восток, например, полный корабль « Херсонес» 26 января 1997 года успел совершить кругосветное плавание под парусами.

Один из последних кораблей Kaphoorniers, все еще плавающих, Крузенштерн.

В 2003 году в Международном Братстве было организовано около 150 Капхурниеров, 68 из них все еще жили в Германии.Год спустя, когда немецкое отделение Братства Капхорниер было распущено, их было всего 50, а сегодня их, вероятно, еще меньше. Хайнер Сумфлет, последний президент Международного братства, умер в октябре 2005 года. По всему миру все еще существуют группы капурниров в Чили, вероятно, из-за географической близости к мысу и Аландским островам, порту приписки последнего винджаммерского флота судовладельца Густава Эриксона . Число оставшихся в живых Капурниеров, не принадлежавших к Международному Братству, неизвестно.

Живущие до сих пор Капхорниеры совершили кругосветное плавание вокруг мыса Горн молодыми или даже несовершеннолетними, как самый молодой Капхорнье в то время, Вольфганг Лёде, которому уже было 14 лет на коммерческом парусном судне. Соответственно, количество капурнеров, совершивших облет мыса Горн на грузовом судне без вспомогательного двигателя в качестве капитана, уменьшилось еще раньше: в 1989 году Готфрид Клаузен из коммодора Йонсена , нынешний Седов , был последним немцем, добившимся успеха; во всем мире их число уже оценивалось в четыре или пять в 1994 году.

Даже сегодня есть всего несколько парусных судов, которые обходили мыс Горн в грузовых рейсах без мотора. Большинство из них позже были потеряны во время своих путешествий (например, Памир , герцогиня Сесилия ) или были отправлены на слом. Некоторые корабли до сих пор сохранились как корабли-музеи (например, Passat , Pomerania ). Однако лишь очень немногие капхурниеры снова ( Джеймс Крейг, бывший клан Маклеод ) или даже все еще ( Седов, бывший коммодор Йонсен, бывшая Магдалина Виннен II , Крузенштерн, бывшая Падуя ) служат парусными кораблями.

Путь обратно

«Хорошая погода» в бухте Нассау отнюдь не означает полный штиль. Пенящиеся ребра волн, которые мы утром наблюдали с вершины острова, теперь были под нами. Ветер подхватывал воду и поднимал вверх метров на 30. Возникали пугающие смерчи. Наша яхта была спортивной и очень «валкой» — на каждой волне приходилось активно рулить, чтобы не перевернуться.

То, что кажется рябью с вершины горы, на самом деле — смертельно опасные волны

В этих условиях я взял штурвал в свои руки и не отпускал его шесть часов до самого Пуэрто-Торо. Благо капитан оказался не против, а другие участники экспедиции просто не справились бы с такими условиями.

Я шесть часов стоял у штурвала. Капитан был рядом, на всякий случайМне было и страшно, и интересно. Лицо распухло, а на следующий день со скул слезла кожа. Но я чувствовал себя настоящим суровым морским волком

Пока я рулил, времени смотреть по сторонам не было. А зря. Перед нами красовалась вся патагонская фауна. Киты, касатки, дельфины, морские ягуары — хищные тюлени. Последние, кстати, плавали вместе с дельфинами в стае и охотились на рыбу. Полярные гуси и альбатросы ловили ветер в 50 узлов с водяной пылью и летали на нем, комфортно себя чувствуя.

Отсутствие качки и еда в местном баре показались нам верхом блаженства

Доплыв до Пуэрто-Торо, мы пришвартовались и сразу разошлись по каютам спать. На следующее утро отправились обратно в Пуэрто-Вильямс к кораблю — яхт-клубу. После долгого плавания душ, отсутствие качки и еда в местном баре показались нам верхом блаженства. В нашу честь на стену яхт-клуба повесили тельняшку с автографами новых покорителей мыса Горн. Серьги в уши вдевать не предлагали, хотя мы получили полное право на этот знак отличия.

Кино

  • Майкл Шомерс : «На краю света: мыс Горн», NDR / ARTE, 60 мин., 2002 г. (книга: Майкл Шомерс / Вольфрам Энгельхардт, производство: Lighthouse Film, Кельн / Ункель)
  • «На краю света: мыс Горн» — тематический вечер ARTE «Мыс Горн» (книга: Майкл Шомерс и Вольфрам Энгельхард, режиссер: Майкл Шомерс, ARTE / ZDF 2002, 60 мин.). Репортаж о последнем мысе Кап-Хорнье, о времени расцвета парусных судов, Огненная Земля и мыс Горн, производство: Lighthouse Film, Кельн / Ункель, Интернет: www.Lighthouse-Film.de
  • «Mythos Kap Hoorn», ZDFInfo, 45 мин., 2016 г. Документация об обходе мыса Горн известными моряками, такими как Виллем Корнелис Схоутен и Арвед Фукс .

Дальнейшие приключения экспедиции Ле-Мера и Схаутена

1616, 3 марта — «Эндрахт» покинул острова Хуан-Фернандес
1616, 10 апреля — Экспедиция Ле-Мера и Схаутена на корабле «Эндрахт» («Согласие», 360 т) начала свои открытия в Океании. За 8 дней, вплоть до 18 апреля голландцы открыли по крайней мере четыре атолла в северной части архипелага Туамоту (на три атолла они высаживались).
1616, 9 мая — «Эндрахт» вступил в воды островов Тонга. Главные острова этого архипелага остались на юге, голландцы же открыли два самых северных острова Тафахи и Ниуатобутабу.
1616, 14 мая — «Эндрахт» покинул воды архипелага Тонга.

1616, 19 мая — Экспедиция Схаутена и Ле-Мера на полпути между Самоа и Фиджи у западных рубежей Полинезии открыла два высоких острова, которые были названы островами Хорн.

1616, 20 июня — «Эндрахтом» открыт атолл в группе Палау

1616, 24 июня — «Эндрахт» подошел к большой группе островов, которую немцы в 1884 году назвали архипелагом Бисмарка. За девять дней, следуя на северо-запад, они открыли пять групп островков (Грин, Фени, Танга, Лихир, Табар), простирающихся вдоль неведомого берега большой земли, которую они приняли за севере восточную окраину Новой Гвинеи, а это был длинный и узкий остров Новая Ирландия, протягивающийся с юго-востока на северо-запад более чем на 300 км, а вместе с северным островом Лавонгай — более 400 км. На Новую Ирландию моряки не высаживались.

1616, 3,4 июля — Открыта группа мелких островов к юго-востоку от острова Манус

1616, 28 октября — «Эндрахт» прибыл в Батавию, центр голландской торговли на острове Ява, где был конфискован, ведь экспедиция к Островам Пряностей была организована вопреки могущественной Ост-Индийской компании, имевшей монополию на торговлю с островами Тихого океана и даже на проход кораблей через Магелланов пролив, потому-то Схаутен и повел «Эндрахт» на юг мимо него. Агенты Ост-Индской компании арестовали Ле-Мера и Схаутена за нарушение торговой монополии и отправили на компанейском судне в Голландию. Ле-Мер умер в пути, Схаутена на родине освободили. Его «Дневник или описание удивительного путешествия», опубликованный в Амстердаме на французском языке в 1619 году, выдержал около 40 изданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector