В севастопольском музее подводных лодок созрел «радиоактивно-клеветнический» скандал

Город

Балаклава, Крым
Один из прекраснейших городов Крыма расположен недалеко от города-героя Севастополь, всего в 12 км, в одной из красивейших и спокойных бухт Крыма.

Географические координаты г. Балаклавы на карте Крыма: N 44.5071, E 33.6020.

Население города — 23 075 человек. Климат в городе умеренно-континентальный, переходящий в субтропический.
Город расположен на Юго-Западном побережье…

Поселок Орловка в Крыму
Поселок Орловка находится на юго-западе Крымского полуострова.
Ближайшие города Севастополь и Бахчисарай. Расстояние между Орловкой и Севастопополем 31 км, расстояние между Орловкой и Бахчисараем 29 км. Поселок находится в 1,8 км от моря. Ближайший крупный поселок Кача в 7,9 км.

Добраться до поселка проще всего из поселка Кача, но можно из Бахчисарая,…

Севастополь
​Севастополь — это город с многовековой историей, который расположен в юго-западной части Крыма, непосредственно у берега Черного моря, береговая линия которого составляет 106 километров. Основные исторические достопримечательности расположены в южной части Севастопольской бухты.

Географические координаты города Севастополь на карте Крыма GPS: N44.6146, E33.6380.

Кача Крым
Поселок Кача — это небольшой поселок городского типа. Его месторасположение находится на западе полуострова Крым. Название поселка непосредственно связано с протекающей неподалеку рекой Кача. Однако это не единственная река, которая протекает вблизи поселка. Вторая река называется Альма.Поселок Кача в Крыму является составляющей Нахимовского района, но подчиняется…

Форты Южная Балаклава и Северная Балаклава

В 1909—1910 годах на балаклавских высотах 386 и 212, расположенных к востоку от города, началось возведение бетонных укреплений, в последствии ставших известными как форты Южная Балаклава и Северная Балаклава. Строительство велось с размахом: все внутренние помещения электрофицировались, голые бетонные поверхности облицовывались диким камнем, а крышки вентиляционных шахт отливались из бронзы и украшались виньетками.

В 1914 году, в самый разгар Первой мировой войны, внезапно оказалось, что Черноморский флот и без укреплений может обеспечить своё господство на Чёрном море, и все работы были оперативно свёрнуты. Южная Балаклава тогда была готова на 90%, Северная — на 80%.

В 1920-х годах, уже после революции, работы на обоих фортах продолжились, но они в основном относились к прокладке дорог, оборудованию коммуникаций и телефонной связи. В дальнейшем оба укрепления принимали активное участие в обороне Севастополя в 1941—1942 годах. После Второй мировой войны они оказались не нужны и были заброшены.

Высота 386, на которой расположен форт Южная Балаклава, известна также как гора Аскети.

На момент строительства это было самое южное и самое высокое береговое укрепление в Европе.

За годы забвения всё что можно было отломать и унести — оказалось растащено по Балаклаве и окрестным посёлкам. Не избежали этой участи даже камни, использовавшиеся при строительстве форта.

Сегодня укрепление представляет из себя развалины из голого бетона с осыпавшимися рвами. В некоторых его частях успели вырасти деревья.

Но несмотря ни на что, Южная Балаклава — популярное место у туристов: сюда возят экскурсии аж из самого Севастополя. Всё потому, что здесь находится «Бочка смерти». Я в прошлый раз: под «громким» названием скрывается небольшой наблюдательный пункт, в котором, согласно народной молве, во время немецкой оккупации фашисты расстреливали пленных красноармейцев, сбрасывая потом их тела с трёхсотметровой высоты в пропасть.

На фото — ваш непокорный слуга на бетонной стене «Бочки смерти» (за фото спасибо Саше Никулину).

С Южной Балаклавы открывается вид на вход в Балаклавскую бухту. Внизу хорошо видна крепость Чембало, на противоположном от неё берегу — береговая батарея № 19, справа от последней — ступенчатые своды Псилерахского карьера. С 1933 года там добывают известняк, применяющийся в сталелитейном производстве.

За годы эксплуатации карьера полностью исчезла некогда существовавшая на его месте гора Псилерахи, а потом ещё и часть горы Таврос. Результат — налицо: с одной стороны — изуродован окружающий пейзаж, с другой — из-за изменения горного рельефа изменился микроклимат Балаклавской бухты, и теперь в неё периодически задувают сильные ветра.

Если в Чембало и Южной Балаклаве я бывал ранее, то существование форта Северная Балаклава стало для меня сюрпризом. Нет, я конечно предполагал, что если есть Южная Балаклава, то где-то должна быть и Северная, но то что там тоже сохранились укрепления — и подумать не мог.

Форт Северная Балаклава находится на высоте 212, расположенной в стороне от побережья. Её старинное название — гора Кефало-Вриси.

В момент остановки строительства готовность Северной Балаклавы была ниже, чем Южной. За прошедшие сто с лишним лет не изменилось ровным счётом ничего: сохранность этого форта в наши дни — также заметно хуже, чем его берегового собрата.

В прошлом от источника, расположенного на склоне горы Кефало-Вриси, был проложен водопровод до крепости Чембало. Её башни хорошо видны на заднем плане на следующей фотографии.

С укреплений Северной Балаклавы виден внутренний изгиб Балаклавской бухты. В правой части фотографии можно заметить всё тот же Псилерахский карьер, выглядывающий с этого ракурса из-за другого склона горы Таврос.

Чтобы увидеть всю бухту полностью — нужно отойти от форта. С этой точки заметен расположенный у подножия Тавроса вход в подземный канал «Объекта 825 ГТС».

Как попасть на объект

Сейчас на бывшей базе субмарин размещен Балаклавский музейный комплекс, принадлежащий севастопольскому Музею фортификационных сооружений. Бывший секретный объект сейчас доступен для посещения всем желающим, для этого нужно оплатить экскурсионные билеты. Посещающим доступны два варианта экскурсий:

  • пешеходная прогулка продолжительностью 1 час 20 минут протяженностью 900 м;
  • получасовая экскурсия на катере по 600-метровому судоходному каналу.

Водная экскурсия доступна в летний период с мая по октябрь, пешеходная – в любое время. Стоимость обоих видов экскурсий одинаковая.

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению: ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.
База подводных лодок в Балаклаве
интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.
Военно-морской музейный комплекс
находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею — это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Бухта без штормов

Все дело в том, что даже во время шторма на море в бухте не бывает ни единого волнения. Тут после долгого времени на воде моряки могла зайти в Балаклавскую бухту на ремонт и отдых.

Бухта, которая отлично зарекомендовала себя в годы Великой Отечественной войны, сразу после победы решили задействовать с пользой. Неудивительно, что именно тут позже расположилась база Черноморского флота, а весь Севастополь покрыл занавес секретности. Для тех кто любит путешествовать по окрестностям Севастополя, стоит проехать в село Орлиное в Крыму, которое находится в 25 км от Балаклавы. А для тех, кто любит развлечения на суши, стоит посетить аквапарк Зурбаган в Севастополе, предварительно узнав цены на посещение.

Ленинградский институт «Гранит» занимался разработкой и воплощением в жизнь секретного объекта под названием «объект № 825».

Балаклава, музей подводных лодок: засекреченная советская база

Крым, и особенно Севастополь, — это не только ласковое море и чистые пляжи. Это место дислокации Черноморского флота, который охраняет границы государства. Удобное географическое расположение Балаклавы, примостившейся в центре одноименной бухты, способствовало тому, что еще в 50-е годы прошлого века в одном из скальных массивов началось строительство сверхсекретной военной базы. Сеть глубоких туннелей изрезала всю гору. В результате на свет появились два мощных объекта: 825 ГТС (гидротехническое сооружение для приема атомных подлодок) и 820 РТБ (ремонтно-техническая база для них же).

Даже по советским меркам это было что-то невообразимое как в плане технологий, так и в плане секретности. Вход в канал закрывался понтонным мостом, а вход непосредственно в сооружение закрывал батопорт, морской затвор. Внутри был еще один корпус, полностью заполненный воздухом. Вся конструкция могла выдержать ударную волну, радиацию и давление до 55 кг на квадратный сантиметр. Объект целиком, вместе с десятью подлодками и обслуживающим их персоналом, мог автономно существовать до 30 дней.

История музея холодной войны

Объект 825ГТС изначально предназначался для размещения подводных лодок Черноморского флота СССР. Впоследствии с развитием ядерного вооружения секретная база субмарин в Балаклаве стала одной из гарантий ответного удара в гипотетической ядерной войне между Советским Союзом и США.

Плюсы Балаклавской бухты были неоспоримы: она достаточно глубока (от 10 до 35 м) для прохода подлодок, длинна – около 1,5 км и прикрыта с обеих сторон скальными выступами. Для размещения подземной базы руководство проекта выбрало гору Таврос на западном берегу Балаклавской бухты.

Строительство подземной базы субмарин началось в 1953 году и продолжалось 10 лет. В 1961 году был закончен объект 825ГТС – ремонтная часть, в последующие 2 года были введены минно-торпедное отделение и объект 820 – место хранения ядерного оружия. Первоначально комплекс строили военные, однако из-за сложности подземного строительства дальнейшее возведение было поручено работникам «Метростроя».

Для большей секретности подземная база строилась под кодовым названием 825ГТС. Официально здесь возводилась балаклавская телефонная станция, что и дало название второй части объекта (ГТС). Сам город Балаклава с населением в 18 тыс жителей был закрыт для свободного посещения, его имя было стерто со всех карт. Балаклава была передана в подчинение Севастополю и стала закрытым районом города.

База стала местом размещения и обслуживания подлодок 613-го и 633-го проектов. Появление подводных лодок более новых поколений, которые по своим размерам и характеристикам не могли помещаться в доки базы, поставило вопрос о переоборудовании или закрытии объекта. Однако этот вопрос так и не был решен.

На протяжении нескольких десятков лет объект 825ГТС оставался основной базой размещения субмарин ЧФ СССР и местом хранения и оборудования подлодок ядерным оружием. После развала СССР и раздела Черноморского флота между РФ и Украиной объект достался украинской стороне. С 1992 года база была оставлена, охрана снята, а ее основные ценности были разграблены мародерами. На протяжении десятка лет единственными посетителями объекта были охотники за цветным металлом и любители экстремальных ощущений.

В 2000 году объект перешел под управление ВМС Украины, однако лишь 3 года спустя на объекте появилась охрана, тогда же здесь был оборудован музейный комплекс «Балаклава». В 2014 году вместе со всем полуостровом объект перешел под юрисдикцию России.

История балаклавского подземного музейного комплекса

В 1993 году после развала СССР большинство уникальных военных объектов Крыма достались ВМС Украины или были просто заброшены. Что в общем-то означало одно и то же – сооружения не охранялись, оборудование разворовывалось, а то и просто уничтожалось. Пострадала и база подводных лодок в Балаклаве. Ее разграбили, утащили все что содержало цветные металлы или просто можно было сдать на металлолом.

В начале 2000-х севастопольское «Морское собрание» предложило мэрии Балаклавы превратить подземную базу в музейный комплекс «Подземелье холодной войны». Идея понравилась и в 2003 году противоатомное укрытие подлодок стало филиалом музея ВМС Украины.

В 2014 году, когда Крым вернулся в Россию, а в музее потешных ВМС Украины пропала надобность, оба его филиала получили новые направления и были преобразованы в Военно-исторический музей фортификационных сооружений.

Один филиал – музейный комплекс Михайловская батарея сейчас обладает самой богатой в мире экспозицией, посвященной Крымской войне. Второй — Балаклавский подземный музейный комплекс владеет не менее интересной коллекцией экспонатов. И оба являются интереснейшими с инженерной точки зрения фортификационными сооружениями.

Как строили подземную базу подводных лодок в Балаклаве

Появление в США ядерного оружия заставило СССР ускорить работы по его созданию. А когда оно появилось, разработать систему, которая в любых условиях позволит произвести удар возмездия. Частью его и стала подземная база подводных лодок в Балаклаве под Севастополем.

Место было выбрано не случайно: глубоководная бухта, выход из которой не виден с моря, гора Таврос, которая сама по себе серьезная защита. Балаклаву тут же закрыли\засекретили, создали управление № 528, которое за 8 лет (с 1953 по 1961 год) и построило это уникальное фортификационное сооружения.

Объем работ поражает! Вывезли порядка 120 тысяч тонн породы. Причем ночью на баржах. Вываливали в воду, в открытом море. К строительству привлекали метростроевцев, только у них был опыт бурения каменистых пород и создания в них надежных тоннелей.

Что спрятано в горе Таврос?

В итоге подземная база подводных лодок, это помещения и тоннели общей площадью 9600 м², плюс канал длиной 602 м, глубиной 8 м, шириной 12-22 м. Этого было достаточно для размещения 7 лодок проектов 613-го и 633-го (среднеразмерные, электро-дизельные, несущие ядерное оружие), а также для завода, где ремонтировали и обслуживали эти типы подлодок. Кроме того, под землей хранили боеприпасы для них, в том числе ядерные.

Все было предусмотрено для сохранения полной секретности, а также автономного выживания на случай ядерной войны. Выходы из горы перекрывались батопортами – мощными гидротехническими затворами весом 150 тонн.

Режим работы музея и информация для посетителей

Сейчас я бы назвал условия посещения подземного комплекса в Балаклаве строгими (в 2011-м можно было ходить в этот музей, как угодно, и делать там, что хочешь):

Понедельник и вторник — выходные.

  • Музей работает со среды по воскресенье с 9.30 до 16.00. Время работы кассы: с 9.20 до 15.50. Обеденный перерыв: с 12.55 до 13.25. Начало последней экскурсии: 16.00.
  • В летний сезон, на майские праздники и в новогодние каникулы билеты заканчиваются ориентировочно в 14.00.
  • Посещение музея возможно только в сопровождении экскурсовода. Свободное посещение музея без экскурсионной группы запрещено (в 2011-м я гулял по тоннелям этой подземной базы свободно).
  • Температура в замкнутом подземном пространстве +16°С, влажность 90 %.
  • Время обзорной экскурсии 1 час 20 минут. Протяженность маршрута 1 км. На территории музея туалетов нет.
  • Любительская фотосъемка осуществляется бесплатно, но без права публикации в печатных и электронных изданиях (я сделал свои фотографии до этого запрета).
  • Дети до 5-ти лет в музей не допускаются. Вход с животными запрещен. Видеосъемка запрещена. Вход в пляжной одежде запрещен.

Режим работы, правила посещения музея и другая информация для посетителей подземной базы подводных лодок

Объект 820 РТБ – ядерный арсенал

В свое время это была площадка для погрузочных работ, зоны арсенала. Расположена она у подземного морканала вышеописанного объекта. Объект 820-й ввели в эксплуатацию в 1959 году. Арсенал выполнял функции хранилища и подготовки ракет, торпед, ядерных боевых головок к использованию. Здесь обслуживались и собирались головные части боевых запасов.

С площадки торпеды, ракеты загружали на субмарины, располагавшиеся в водном канале. Транспортировка боеголовок осуществлялась на тележках (ход – резиновый) и при помощи специальной кран-балки. Здесь же проходил учебно-тренировочный процесс.

Вход на территорию данного объекта защищался не менее серьезно, чем на 825. Оба входа имели камеру-шлюз с двумя дверями. Одни обладали противоударным свойством, вторые – герметичным. Непередаваемые эмоции вызывают ворота выполненные из стали (листовой) и проката, внутри которых залит бетон высшей марки. Они держаться на петлях рамы закладного типа, дополнительно оснащены алюминиевыми прокладками. Вес этой конструкции порядка 10 тонн, герметичная дверь весит всего 2 тонны.

На территории объекта 820-ть можно увидеть дизель-электрическую «подлодку» проекта 641 с длиной корпуса 91 метр и способностью погружения на глубину 280 м. Такие субмарины могут использоваться для проведения операций в океанических водах. Четыре «подводки» такого типа в 1962 году участвовали в Карибском кризисе.

Не меньший интерес представляет модель «Варшавянка», изготовленная в масштабе 1:50, Владимиром Гуровым. Кстати, именно ее использовали во время съемок киноленты о подводниках. Она способна выполнять сорок команд, поэтому используется как тренажер.

На объекте 820 РТБ, есть возможность рассмотреть и другие помещения. В том числе хранилище ядерных боеголовок для торпед и ракет. Техническую площадку, на которой размещались системы жизнеобеспечения. А также шлюзовую камеру и арсенальный двор. Сегодня он закрыт от посторонних глаз высоким забором, на который ранее дополнительно была наброшена маскировочная сетка.

Мне не просто, в одной статье описать полностью про музей подводных лодок в Балаклаве. Подробное описание займет немало страниц, и вряд ли вы их дочитаете до конца. Поэтому мой вам совет – будете в Севастополе, обязательно посетите музейный комплекс. Поверьте, масса эмоций и впечатлений – обеспечено. Тем более что добраться до него не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Маршруты экскурсий

Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.

Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Что внутри базы подводных лодок в Балаклаве

Подземная база субмарин в Балаклаве состояла из 4 сооружений:

  • гидротехническое сооружение – канал и сухой док (объект 825ГТС);
  • минно-терпедная часть, предназначенная для подвоза вооружения субмарин;
  • объект 920 «Арсенал» – место хранения ядерного оружия;
  • топливное хранилище.

Несмотря на то, что формально объектом 825 ГТС являются лишь подземный канал и сухой док, сейчас под этим именем обычное понимается все подземное сооружение в комплексе.

Общая площадь подземных помещений базы – более 5 тыс. км². Однако туристам открыты далеко не все из них – многие помещения заброшены и представляют опасность для посетителей, другие до сих пор засекречены. Однако большую часть бывшего сверхсекретного объекта можно посетить.

Общий туристический маршрут по всем подземным сооружениям составляет 900 метров. Самая впечатляющая часть подземного комплекса – туннель для входа и выхода подводных лодок. Вход и выход оборудованы 150-тонными батопортами – затворами для заполнения канала водой.

Расположение, особенности

Находится краеведческий музей на Набережной Назукина, самого популярного места для отдыха местных жителей и гостей города. Здесь регулярно проводятся временные выставки, организовываются выездные увлекательные экскурсии. При желании можно посетить сувенирный магазин, расположенный на территории.

В нем представлено несколько категорий сувенирной продукции. А именно:

  • Древние монеты (авестийские, понтикапейские, Древней Руси), естественно все это копии, но все же;
  • Почтовые открытки: «Виды Балаклавы», «Руины Херсонеса», «Генуэзская крепость» и другие;
  • Миниатюры «Древние греки» и военной тематики»;
  • Кулоны и многое другое.

Возможно размещение гостей, посетителей музея в отеле «Куприн», расположенном неподалеку.

Музей истории Балаклавы

Где находится музей подводных лодок в Балаклаве (Севастополе)?

Музей военной истории морского флота находится в южной части города, а именно, в Балаклавской бухте. Находится город Балаклава всего в 17,5 км от городе-героя Севастополь. Добраться до музея можно как на своей машине, так и на общественном транспорте.

Расположился Военно-морской исторический комплекс «Балаклава» в скальном массиве на территории Балаклавской бухты. Протяженность бухты составляет около 1500 метров, а ширина колеблется от 45 до 400 метров. Со стороны моря эта бухта не просматривается, а благодаря скалам расположенным с обеих сторон, ей не страшны штурмовые ветра.

Все вышеперечисленные условия сыграли решающую роль при выборе засекреченного места для строительства подземного завода ремонта и обслуживания подводных лодок.

База подводных лодок расположена в западной стороне города, рядом с Таврической набережной. Рядом с музейным комплексом находится живописная Балаклавская бухта, посмотреть ее можно в Гугл-панораме места:

Музейный комплекс был открыт для посещения в 2003 году. Коллекция данного музея уникальна, ведь здесь можно увидеть тематические залы, цехи, мастерские, склады для хранения боеприпасов и снарядов, помещения для подготовки мин и торпед к бою, а также склады для хранения топлива.

Исторический музей

В 2003 году президент страны подписывает указ о том, чтоб превратить секретный объект в военно-исторический музей (военно морской музей в Балаклаве), именно в таком ипостаси он существует по сей день. А вот как доехать из Севастополь в Балаклаву, подробно описано здесь в статье.

Музей представил макеты субмарин в соотношении 1:100. Лодка 4 поколения, к примеру, имеет обтекаемую форму и покрытие из резины, она практически незаметна в воде, откуда и получила свое название – «Черная дыра».

Вся экскурсия сопровождается не только подробными рассказами экскурсовода, но и аудиозаписями тех лет.

На пленке сохранились голоса и звуки, записанные во время рабочего процесса «Объекта 825 ГТС», что позволяет максимально погрузиться в атмосферу тех дней.

Не далеко от музея расположился золотой пляж в Балаклаве, на котором можно с пользой для своего здоровья отдохнуть. после посещения достопримечательностей.

Возможно вам так же будет интересно узнать о то, как добраться до пляжа Васили в Балаклаве.

А для тех, кто хочет отдохнуть в Севастополе без забот, стоит обратить своё внимание на дом отдыха в Севастополе. На фото-режим работы музея Балаклавы :

На фото-режим работы музея Балаклавы :

Сегодня в музей может попасть любой желающий, однако экскурсия охватывает лишь половину базы. Предполагается, что двухчасовая экскурсия в скором времени станет обширнее и дольше, ведь музей постепенно пополняется новыми экспонатами.

Залы музея

Сейчас в музейном комплексе доступны несколько залов с экспозициями. Пешеходная экскурсия начинается от восточного входа в комплекс.

  1. Первый транспортный зал, в котором расположена экспозиция «История строительства подземного комплекса» и «Подземный Севастополь». Здесь зрителям представлена техника, с помощью которой проводились буровзрывные работы, а также техника для вывоза горной породы.

  2. Главный транспортный коридор имеет протяженность 300 метров. На полу транспортного коридора установлены рельсы для перевозки тележек с торпедами. Здесь же можно осмотреть макет торпеды субмарины. В транспортном коридоре располагается выставка «Подводные силы России».

  3. Преддоковая площадка – место размещения станков и материалов, необходимых для ремонта субмарин. Сейчас на площадке размещена сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1М».

  4. Сухой док для ремонта субмарин протяженностью 102 метра. В сухом доке расположен макет подводной лодки проекта 613.

  5. Главный подземный канал для входа субмарин протяженностью 600 метров, глубиной 8 метров и шириной от 16 до 22 метров. При экскурсии на катере туристы проплывают по каналу от входного батопорта до южного батопорта.

  6. Переход к арсенальной части музея – бывшему месту хранения ядерного оружия (объект 820). Арсенальная часть музея начинается с экспозиции ЦКБ «Черноморец». Перед входом в арсенальную площадку установлены защитные двери. Каждая створка которых достигает веса в 10 тонн. Здесь можно осмотреть макет тяжелого авианесущего крейсера «Киев».

  7. Следующий зал расположен в цехе регламентных работ «Арсенал» и посвящен экспозиции «История подводных сил ЧФ». Здесь можно осмотреть макет торпеды с ядерной боеголовкой, макет крылатой ракеты X-22 и макет атомохода проекта 941 «Акула».

  8. В следующем зале размещена выставка «Подводные силы ЧФ в годы Великой Отечественной войны». Зал расположен в бывшем помещении хранилища ядерных зарядов.

  9. Зал, расположенный в помещении бывшей технической зоне «Арсенала». Во время существования базы здесь располагались служебные и технические помещения, пульт управления и т. д.

  10. Выход из арсенальной части и подземного комплекса в целом. На выходе расположен палубный штурмовик ЯК-38, базировавшийся на авианесущем крейсере ЧФ.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Подземная военно-морская база в Балаклаве, которая сегодня превращена в музей, была построена всего за восемь лет – с 1953 по 1961 год – в самый разгар «холодной» войны. В те времена в мире существовали две сверхдержавы – США и СССР, которые в постоянном противостоянии наращивали свою ядерную мощь. В этих условиях Сталин отдал приказ создать базу подводных лодок с ядерными боеголовками, с которой в случае ядерного удара со стороны противника, можно было бы нанести ответный удар. Выбор остановился на Балаклаве, и небольшой климатический курорт стал закрытым районом Севастополя, где в течение нескольких лет был создан подземный военный комплекс, который был настолько засекречен, что даже жители самой Балаклавы не подозревали о его существовании. Для всех это был «Объект 825 ГТС», или городская телефонная станция. При поиске места для строительства подземного комплекса выбор не случайно пал на Балаклаву.

Макет подводной лодки в музее

Его гавань, укрытая узким извилистым проливом от посторонних глаз, не просматривается со стороны моря ни под каким углом. Грандиозный комплекс, поражающий своими масштабами и технологиями, которые использовались при его строительстве, был создан за считанные годы – с 1953-го по 1961-й год. Подземный комплекс содержал огромные производственные площади, включающие также в себя подводный канал, который одновременно мог вместить семь субмарин, и сухой док для ремонта подлодок. Заводскую инфраструктуру полностью изолировали от внешнего мира с помощью перекрывающихся подводных шлюзов, и ремонт боевых лодок осуществлялся в автономном режиме, а затем через специальный канал они выходили прямо в открытое море.

Подземный комплекс просуществовал тридцать лет, а после развала Советского Союза, когда произошло разделение флота при отделении Украины от России, он был закрыт в 1993 году, и большая его часть не охранялась. В 2000 году объект передали на баланс Военно-Морских Сил Украины. Но к этому времени бывшая военная база была почти полностью разграблена, и почерневшие стены подземного города до сих пор хранят следы от выжигания цветных металлов. Разграбление, возможно, продолжалось бы до сих пор, если бы мэрия Балаклавы не получила на рассмотрение от Севастопольского «Морского собрания», которое возглавлял Владимир Стефановский, проект создания на основе противоатомного укрытия в назидание потомкам заповедной исторической зоны «Подземелье «холодной» войны». Проект предусматривал создание на территории подземной базы в Балаклаве тематических экспозиционных залов в бывших арсеналах и цехах, туристского центра, кинозала с хроникой времён «холодной» войны и подземного мемориала, который должен был увековечить память погибших в океанских глубинах подводников. И если Балаклава и музей подводных лодок вас заинтересовали, то обязательно посетите его, будучи в Крыму.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» был создан приказом Государственного секретаря МО Украины от 30 декабря 2002 года, и он стал филиалом Центрального музея Вооруженных Сил Украины. Его открытие состоялось в начале лета 2003 года, и с тех пор начался новый этап в истории бывшей базы подводных лодок. К осмотру посетителей открыты зоны, которые находятся вдоль искусственного канала. Это некоторые цеха бывшего завода, а также арсенал, где когда-то хранились ядерные боеголовки и торпеды. В качестве экспонатов выставлены образцы вооружений и техники из бывшего высшего военно-морского инженерного училища Севастополя, а также модели боевых кораблей, которые созданы курсантами этого училища.

Балаклава и база подводных лодок быстро приобрели известность, поскольку весть о создании уникального памятника мгновенно облетела аккредитованные в Украине и в России иностранные посольства, и гости из-за рубежа не заставили долго себя ждать. В течение 2001-2002 годов здесь побывали послы Китая, Италии, Израиля и других стран, а также журналисты, торговые атташе, известные люди и представители деловых кругов из многих стран мира. Балаклава и музей произвели на иностранцев огромное впечатление. Никто не верил собственным глазам, что в Советском Союзе могли создать в те времена подобное сооружение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector