Михайловский дворец

Сады

Михайловский сад

Является памятником ландшафтной архитектуры XVIII – XIX веков. Сад появился намного раньше дворца – главного здания Русского музея. Парк на этом месте был основан Петром I в начале XVIII века. Затем была построена резиденция для Екатерины I, а после на ее месте – Михайловский замок.

Неоднократно планировку Михайловского сада изменяли, чтобы следовать ландшафтной моде и предпочтениям новых владельцев. В настоящее время Михайловский сад – один из самых красивых парков Петербурга.

Летний сад

Идея Летнего сада принадлежит Петру I, он задумывался как небольшой личный парк. Были высажены деревья, построены фонтаны и установлены скульптуры. Со временем он стал местом для придворных церемоний и торжеств.

К сожалению, множество высаженных при Петре деревьев погибло из-за наводнения в начале XX века, было повреждено множество статуй. Со временем они были восстановлены, посажены новые растения.

В начале ВОВ все статуи были зарыты в землю, что помогло их спасти. Сейчас сад – популярное место для прогулок горожан и туристов.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.

Зал Антиков императрицы Марии Федоровны

Галерея Рафаэля

Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны

Бывший большой столовый зал. 11 марта здесь состоялся последний ужин императора Павла I

Парадная спальня императрицы Марии Федоровны

Галерея Лаокоона

Лестница на 1 этаж

Овальный зал

Мраморная галерея

Коридор

Один из залов

Один из залов. Декор потолка

Один из залов

Один из залов

Один из залов

Бывшие казармы Лейб-гвардии. Экспозиция «Лица России». Портрет графа В.А.Зубова.

Памятник Петру I

Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.

Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: “Петру I Екатерина II”.

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: “Прадеду правнук”, как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»

Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.

Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Коллекционный материал Русского музея

Изначально предусматривалось создание трех направлений: памяти Александра ІІІ; этнографического и художественно-промышленного; художественного. Однако из всех трех прижилось только художественное направление.

8 июля 1897 года, по «Высочайшему повелению», было решено передать часть картин из Эрмитажа Русскому музею. Также своими работами «поделились» Зимний дворец, Академия художеств, царскосельский Александровский дворец и из частные коллекции.

Лучшие работы были размещены на втором этаже в Академическом зале: Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (1889) Генриха Ипполитовича Семирадского; Христос и грешница (Кто без греха?) (1888) Василия Дмитриевича Поленова; Покорение Сибири Ермаком (1895) Василия Ивановича Сурикова; Русалка и Поцелуйный обряд Константина Егоровича Маковского; Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных (1888), Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану (1880-1891) Ильи Ефимовича Репина.

Вплоть до 1917 года собрание пополнялось путем пожертвований и приобретений.

С 1917 г. количество экспонатов резко увеличилось за счет национализации, приобретения и распределения художественных фондов. Картины размещались в хронологической последовательности, согласно эпохам, художественным направлениям и течениям.

В 1934 г. возник отдел советского искусства, а 1937г. – народного.

Сегодня Российский музей насчитывает около 400 000 экспонатов.

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.

Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства  никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил  оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.

Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что  Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.

Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Как добраться до Русского музея

Добраться до Михайловского дворца

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4.
  • Метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Корпуса Бенуа

  • Адрес: Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Строгановского дворца

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., 17
  • Метро: «Невский проспект»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Михайловского замка

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до павильонов Михайловского замка

  • Восточный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 10
  • Западный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 8
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22
  • Трамвай: № 3

Добраться до Летнего сада и Летнего дворца Петра I

  • Адрес: Санкт-Петербург, Летний сад, Литер А
  • Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская»
  • Автобусы: № 46, № 49, К-76, К-212
  • Трамвай: № 3

Добраться до Михайловского сада

  • Адрес: Санкт-Петербург, Михайловский сад
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

От станции метро «Невский проспект» — 670 м. Из станции 2 выхода: на Михайловскую улицу и Невский проспект. Выйти на Михайловскую улицу, идти по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину. На пересечении с Итальянской улицей можно повернуть направо или налево. Если повернуть направо, следует идти прямо по Итальянской улице до Садовой улицы. По ходу: по левую руку будет — Площадь Искусств в памятником вышеназванного поэта в центре, а по правую — Большой зал Филармонии имени Шостаковича, далее Театр Музыкальной комедии. Следовать прямо до Садовой улицы. На перекрестке повернуть налево и идти прямо по Садовой до пересечения с Инженерной улицей, повернуть налево. Стоит следовать дальше вдоль здания Российского этнографического музея, за ним начнётся Михайловский сад, а в его глубине — Михайловский дворец.

Из станции метро «Невский проспект» выйти на Михайловскую улицу, идти прямо по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину, на пересечении с Итальянской улицей повернуть налево, то нужно выйти на набережную канала Грибоедова. Следовать прямо по набережной, пройти мимо Михайловского Театра, идти прямо, следующая улица будет Инженерная, повернуть направо, по правую руку останется Михайловский Театр, по левую руку появится Корпус Бенуа, пройдя вдоль него, сразу за ним будет Михайловский дворец.

Из станции метро «Невский проспект» выйти на Невский проспект, следует повернуть направо, затем сразу можно выйти на набережную канала Грибоедова. Нужно идти прямо в сторону Спаса-на-Крови, пересечь Итальянскую улицу, пройти мимо Михайловского Театра, идти прямо до следующей улицы, которая будет Инженерной, повернуть направо. По правую руку останется Михайловский Театр, по левую руку появится Корпус Бенуа, нужно пройти вдоль него и сразу за ним окажется Михайловский дворец.

От станции метро «Гостиный Двор» — 730 м. Выход на Невский проспект, перейти его через подземный переход, выйти на Садовую улицу, следовать всё время прямо по Садовой улице, пересечь Итальянскую улицу, снова идти прямо по Садовой до Инженерной улицы, повернуть налево, пройти вдоль здания Российского этнографического музея, за ним начнётся Михайловский сад, а в его глубине — Михайловский дворец.

Наземный транспорт: автобусы: 3, 22, 27, 49, К-212; троллейбусы: 5 и 22. Остановки «Площадь Искусств», «Инженерная улица», «Садовый мост»

Важно знать при посещении

  • На экспозиции в комплексе Русского музея разрешена фото- и видеосъемка без вспышки и вспомогательных средств.
  • На временных выставках в Русском музее разрешена фото- и видеосъемка мобильными устройствами.

Русский музей Александра III

В 1895 году внуки великого князя Михаила Павловича продали дворец в государственную казну. В том же году 25 апреля вышел Именной Высочайший Указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

По этому случаю Михайловский дворец в 1895—1898 годах был перестроен архитектором Василием Фёдоровичем Свиньиным под музей. И уже 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея. Его коллекция берёт своё начало с произведений, которые поступили к 1898 году из Академии художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях.

Несколько десятков картин портретной живописи поступили от наследников князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и других. К открытию Русского музея собрание уже состояло из 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунков, гравюр и акварели, а также около 5000 памятников старины — икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.

Русский музей Александра III был торжественно открыт — 19 марта 1898 года. Здесь находятся творения знаменитых русских художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала, и многих, многих других. Сегодня общая площадь музея составляет — 24173 квадратных метров.

Все подробности в аудиогиде о Русском музее в Санкт-Петербурге

Интерьеры

Работы над возведением дворца были закончены уже в 1885-м году, в то время как над внутренним убранством продолжали трудиться вплоть до 1891-го года. Финальные работы по отделке датируются 1900-м годом.

Такой длительный процесс строительства объясняется очень высокими требованиями Великого Князя к дому. По меркам конца XIX века дворец обладал всеми самыми современными характеристиками. Среди удобств присутствовали водопровод, электричество, канализация, и, даже, телефон.

По задумке Великого Князя, во дворце должно было быть две части, как для него, так и для будущей супруги. В каждую часть дворца был спроектирован отдельный вход с переулка Азовский. Главный вход, с набережной, открывался вестибюлем и главной лестницей. Налево от вестибюля были две приемных комнаты (Большая и Малая). Также был кабинет для деловых приемов и работы.

Кабинет был сам по себе произведением искусства. Его разделили на две части, чтобы у Великого князя была возможность устраивать перерывы в работе. Был и украшенный песчаником камин, декором которого занимались студенты Месмахера. Украшал камин фамильный герб Великого Князя, который был разрушен в советское время. На сегодня герб восстановили в гипсовой форме.

На втором этаже располагались сервировочная комната и малая столовая. Стены помещений украшены дубовыми панелями, со встроенными в них шкафчиками. Печь, также, как и камин в кабинете, выложена изразцами.

Цена билета в Русский музей в 2020 году

Внимание! , кроме бесплатных билетов, которые можно получить в кассе музея.

Перед посещением музея ознакомьтесь, сколько стоит входной билет (все цены указаны в рублях):

Категория посетителей Михайловский дворец и Корпус Бенуа Михайловский замок Мраморный и Строгановский дворцы
Взрослые* 450 400 350
Взрослые 600 600 500 (дает право на посещение Михайловского замка)
Школьники, студенты и пенсионеры* 250 200 170
Школьники, студенты и пенсионеры 300 300 250 (дает право на посещение Михайловского замка)
Категория посетителей Домик Петра I Летний дворец Петра I Мемориальный музей К. К. Романова в Мраморном дворце (включая экскурсию) Комплексный билет
Взрослые* 300 500 600 700
Взрослые 400 500 900 1000
Школьники, студенты и пенсионеры* 150 250 600 350
Школьники, студенты и пенсионеры 200 250 900 500

*– Граждане и лица, имеющие разрешение на постоянное проживание на территории РФ. А также посетители с гражданством Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана.

Чтобы купить билеты для школьников, студентов и пенсионеров – необходимо предъявить удостоверяющие документы.

Комплексный билет действует в течение 1 дня после покупки, и дает возможность посетить 2 филиала музея на выбор:

  • Михайловский дворец, корпуса Бенуа и Михайловский замок;
  • Михайловский дворец, корпус Бенуа и Мраморный дворец;
  • Михайловский дворец, корпус Бенуа и Строгановский дворец.

Гости, купившие билеты на мероприятия, которые проводятся в музее, а также электронные билеты, могут проходить без очереди.

Стоимость билетов на музейные мероприятия (цены указаны в рублях):

Категория посетителей Лекция в мультимедийном кинотеатре Мастер-класс
Взрослые 350 350, 550, 700 – в зависимости от темы
Школьники, студенты и пенсионеры 200 350, 550, 700 – в зависимости от темы

Правом бесплатного посещения музея могут воспользоваться:

  • дети до 3 лет, билет не требуется (любого гражданства);
  • участники и инвалиды ВОВ;
  • награжденные медалью «За оборону Ленинграда», а также жители блокадного Ленинграда; участники боевых действий, военнослужащие срочной военной службы; курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России; воспитанники Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ;
  • инвалиды 1 и 2 групп с одним сопровождающим лицом;
  • многодетные семьи;
  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • Полные кавалеры ордена Славы

Для категорий посетителей,  имеющих право на бесплатное посещение, предусмотрен каждый первый сеанс в дни работы музея (10.10 пн, ср, пт, сб, вс и 13. 10 чт. Количество посетителей на один сеанс — 10 человек).

При себе необходимо иметь документы, подтверждающие право на бесплатное посещение.

Бесплатные билеты можно получить только в кассе музея.

Начало строительства

История создания Михайловского дворца интересна и охватывает не одно десятилетие.

Павел I издал указ о скором возведении резиденции для недавно родившегося сына Михаила и накоплении для этого денег. Правитель даже набросал некоторое количество рисунков будущего дворца. Однако идея не реализовалась при жизни правителя, поскольку его убили заговорщики.

Указ императора все же был осуществлен позднее его старшим наследником — Александром I. Главным архитектором дворца выбрали уже знаменитого тогда Карла Росси, приступившего к двухлетнему проектированию в 1817 году.

Первоначально здание планировали построить на месте Воронцовского дворца, затем на участке графа Чернышева. Александр I не одобрил план перестройки строений, так как это влекло слишком большие расходы и не имело царского размаха. Монарх предложил под застройку другой обширный участок, где архитектор Росси и возвел превосходной красоты и размаха архитектурный ансамбль. Сюда вошли великолепный дворец с площадью, пара корпусов по бокам, пара улиц. Кроме того, неподалеку разбили сад. Фундамент дворца был заложен летом 1819 года. Постройка осуществлялась в теплый период, чтобы обеспечить стойкость зданий.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Как добраться до Михайловского замка

Ближайшая станция метро зелёной ветки — «Гостиный двор», от неё проще всего идти пешком — всего 700 метров по улице Садовой, никуда не сворачивая, нужно будет только перейти дорогу у ближайшего светофора, сразу же на выходе из зала. Переходить под землёй на станцию «Невский проспект», как советуют некоторые путеводители, не нужно — от него идти ровно столько же, а вот время точно потеряется из-за запутанных перекрёстков и дворовых разъездов.

Также удобно ехать на трамвае № 3 до остановки, которая так и называется — «Михайловский замок». Мимо центральных ворот Инженерного сквера, откуда идёт прямой бульвар до музея, ходят только маршрутки № 107 и № 289, остановка в этом случае — «площадь Белинского». Любители комфорта могут заказать машину через Uber, Яндекс или Maxim — все популярные сервисы давно работают в Северной столице и предлагают приемлемые тарифы.

Самостоятельным путешественникам нужно ехать по координатам навигатора — 59.938436, 30.339804, только они далековато от замка, а именно, возле Большого Санкт-Петербургского цирка. Рядом с ним, напротив пожарной части, просторная и бесплатная парковка. Пройдя буквально пару шагов от неё, нужно выйти на пешеходный бульвар сквера, от которого до главных ворот Михайловского замка не более 200 метров.

Архитектура дворца

Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.

Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.

Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.

Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.

Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.

В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.

Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».

Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.

По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.

Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.

Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.

Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.

Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.

Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.

Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.

Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.

Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.

Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.

Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.

История строительства замка

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями. Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня. И первое, что сделала Павел I на престоле – отдал приказ о строительстве замка своей мечты, т.к. хотел умереть в том же месте в котором и родился.

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I.

Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укрепленность и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие  меры не спасли хозяина от убийства.

Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.

Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства.  Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: “Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней“. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Лишение статуса царской резиденции

После такого шокирующего события никто из членов царской фамилии не пожелал оставаться в замке. Они все выехали немедленно, и постепенно из дворца стали вывозится все произведения искусства, ценности и предметы интерьера.

Вступивший на престол наследник император Александр I уже 19 марта 1801 года издал указ о приостановке любых работ, как в помещениях замка, так и на прилегающей территории. Из Михайловского замка вывезли все, что представляло хоть малейшую ценность, и к середине следующего года замок практически опустел.

Так продолжалось долгих 18 лет. Молчаливым каменным монстром здание возвышалось в самом центре города, и редкие прохожие спешили быстрее проскочить мимо этого мрачного объекта.

Но, в 1819 году третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович обратился в государственную канцелярию с просьбой передать строение Инженерному корпусу, для размещения в замке военного инженерного училища.

Великокняжеское прошение было удовлетворено и с 1820 года в Михайловском замке разместилось Главное инженерное училище. Территория вокруг дворца была полностью перепланирована.

По проекту Карла Росси была снесена каменная стена перед замком и убраны пушки. Были демонтированы подъемные мосты и засыпаны каналы. Многие интерьеры замка были беспощадно переделаны под нужды нового заведения.

Замок стали называть в народе Инженерным, а с февраля 1823 года указом императора Александра I это название зданию было присвоено официально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector