Массандровский дворец — достопримечательность ялты

Парковая симфония Массандры

В течение двух десятилетий проходила не только реконструкция дворцового здания, но и устройство садового ландшафта. В благоприятном солнечном климате южного Крыма парк площадью 6 га гармонично объединил привозные экзотические кустарники и цветники, большие деревья, скульптуры и местные леса, пещеры и скалы. От маленького ухоженного участка с газонами и цветниками парк перетекает в девственный лес, где вьются прогулочные дорожки и тропы.

Напротив замка оборудован каменный фонтан с плоской чашей, спроектированный Максимом Месмахером. Далее насажен французский парк с характерной террасной структурой, дополненный 26 статуями мифических существ и античных героев. Рядом цветут фруктовые сады, заложенные прежними владельцами, Воронцовыми.

Как добраться, время работы, цены:

Перед тем как планировать поездку, ознакомьтесь с ценами во дворце. Билет для прогулки по Массандровскому парку покупать не нужно, он бесплатный. Если же вы планируете погрузиться в историю дворца полностью, то цена входного билета (по состоянию на 2020 год, кстати, в 2019 году она была такая же) составляла 400 рублей при посещении взрослым экскурсии с экскурсоводом (1 и 2 этажи), дополнительно нужно доплачивать за посещение третьего этажа – это еще 100 рублей. Можно приобрести общий билет – он на 50 рублей дешевле и включает в себя полный осмотр замка. Его цена – 450 рублей.

Для детей стоимость ниже 200 рублей за 1 и 2 этажи + 100 рублей за 3 этаж.

Работа дворца зависит от времени года. Так режим работы в зимнее время с 9 утра до 17 вечера, в весеннее время часы работы увеличивают на час, а летом еще на час.

По субботам же дворец работает с 9 утра до 19 вечера, независимо от времени года.

Адрес дворца и парка можно посмотреть внизу – там представлена карта расположения, на ней же, кстати, можно посмотреть, где находится вход и как до него добраться.

Массандровский дворец императора Александра IIIМузей в Республике КрымДостопримечательность в Республике Крым

Доехать до дворца можно на личном автомобиле или на городских или междугородних автобусах и троллейбусах. Общественный транспорт ходит достаточно часто (такая работа), а стоимость проезда 15-20 рублей.

Лучше всего садиться в маршрут 29, он отправляется из центра города. Также подойдет любой автобус следующий в направление Никиты, Гурзуфа, Алушты и Симферополя – доехать необходимо до станции – остановка Верхний Массандровский парк. Автобусы отправляются от автовокзала.

Если предпочитаете троллейбусы – то 2 маршрут ходит часто.

Автобусы останавливаются только на шоссе, и дальше предстоит идти пешком. Ориентируйтесь на статую орла, неподалеку от которой будет поворот на дворец. Когда через 500 метров окажетесь у парковки, поворачиваете налево и проходите мимо двухэтажных домов и лотков с овощами и фруктами (в низкий сезон их может не быть). Следуя так, как мы указали – упретесь в КПП, где продают билеты, но их можно купить и в самом дворце.

Яндекс.КартыЯндекс.Карты

Если на машине, то летом машин на парковке много, надо это учитывать, а дальше парковки проезд закрыт. В низкий сезон бывает, что можно проехать прямо до КПП, тут уже как повезет.

Это был краткий путь, а если любите гулять по лесу, можем предложить вам поход по тропе сквозь лес. Тропинка спускается вниз и совсем несложная, пройти по ней можно даже в сланцах и даже ребенку. Отзывы о ней только положительные, но учитывайте, что ходу там около километра.

Для того чтобы на нее вступить, садитесь на автобус 3, 100 или 44 в центре Ялты (от автовокзала) и выходить на конечной (ул. Стахановская). Как выйдете, увидите двухэтажный магазин «Соседи» (тут, кстати, отличная выпечка и салаты собственного производства). Проходите вверх около 350 метров и как увидите голубую вывеску, там и начинается тропа.

Массандровский дворец в наше время

Желая увидеть всю историю архитектуры, стоит ехать в Крым, ведь он вобрал в себя все исторические эпохи и стили. Классика и авангардизм, романтика эпохи Возрождения, от античности до современности можно найти на этой небольшой площади. Одним из наиболее восхитительных образцов крымской архитектуры есть Массандровский дворец. Лишь совсем недавно, в 1991, дворец стал музеем, частью музея-заповедника г. Алупка. Теперь стало возможным зайти не только на территорию парка, но и внутрь здания.

Сейчас многие уже были за границей, могут сравнивать не картинки, а архитектуру, увиденную своими глазами. В Европе сохранилось достаточно замков, которые постоянно ремонтируют, поддерживая интерес современников к Средневековью. Сравнивая наш дворец, понимаешь, что хотя он и построен в их стиле, но имеет свой облик, индивидуальность. Действительно, к замку ведет тропка, идя по которой, мысленно переносишься в детство, оживают рыцари с их замками, принцессами, но без соревнований, без турниров, попадаешь в добрую сказку.

Оформление и стиль Массандровского дворца

В оформлении залов дворца можно увидеть элементы многих стилей: классицизм, рококо, барокко, готический, романский. Применяются разные породы дерева, резные панели, яркие изразцы.

Изящное сочетание лепных потолков, желтой и красной меди, расписного стекла и мраморных каминов создает неповторимую атмосферу ХІХ века. Музейные залы — это отдельные композиции, создающие в итоге целостный образ Массандровского дворца.

Нижний вестибюль, который был предназначен для отдыха всей семьей в жаркую погоду, вместо деревянных панелей украшен керамической плиткой, выдержанной в голубых тонах, что вызывает ощущение прохлады.

Витражи создают неповторимую игру света, а расписные потолки и резные перила лестницы говорят о богатстве и роскоши. Осматривая вестибюль, можно заметить отпечаток романского стиля: толстые стены, узкие оконные проемы, низкий потолок, массивная арка.

В этом зале музея собраны экспонаты, которые поведают об истории дворца. По фотографиям, размещенным здесь, можно проследить, как менялся его облик с течением времени.

Войдя в бильярдную на первом этаже, взор сразу устремляется к камину, украшенному резным деревянным обрамлением. Стены украшены пейзажами, перекликающимися с видами за окном.

Парадная столовая дворца вызывает ассоциации с романтичной эпохой рыцарства. В интерьере использованы резные дубовые панели, деревянные балки, имитирующие перекрытие между этажами, рыцарские доспехи.

Здесь расположены выставочные буфеты, художественное оформление которых перекликается с фронтоном, украшающим камин. Он занимает почти всю стену и создает ощущение, будто с минуты на минуту в зале начнется торжество.

Красиво выполненная лестница ведет на второй этаж, где расположились приемные императорской четы, их опочивальня и ванные комнаты. Приемные находятся в башнях. Согласно традиции, комнаты для женщин строились в южной части, для мужчин — в северной. Они отличаются оформлением.

В приемной императора царит атмосфера строгости, официальности. Войдя в приемную императрицы, сразу становится ясно, что комната должна была принадлежать женщине: стиль оформления более легкий, праздничный.

Кабинет императора предназначен скорее для отдыха, чем для работы. Почти всю стену занимает окно, благодаря чему помещение буквально залито светом. Панели из светлого дерева здесь гармонично сочетаются с серым мрамором камина, сложными формами канделябров, декором с использованием позолоты. В этой комнате можно увидеть портреты императорской семьи, некогда принадлежавшие ей.

Крым. Массандра. Дворец Александра III / Crimea. Massandra Palace

Watch this video on YouTube

Ванные комнаты императорской четы также отличаются интересными интерьерными решениями. Ванная императора отделана светлым деревом и голландской керамической плиткой с пейзажными мотивами. Ванную императрицы украшают панели из красного дерева со светлыми вставками клена, на которые нанесены акварельные картины. Благодаря технике росписи и лаку они хорошо сохранились до сих пор.

Убранство императорской опочивальни выполнено в стиле рококо. Гостиный гарнитур, расположенный в комнате, создан в 60-х годах XIX века. Интерьер дополняют декоративные панно А. Шарлеманя, изначально написанные для резиденции в Ореанде.

Массандровский дворец в Ялте

Третий этаж, по проекту предназначавшийся для детей, так и не был оформлен до конца. Необходимость в этом отпала, так как никто из Романовых так и не жил во дворце. С середины 2000-х годов на третьем этаже началась работа над созданием экспозиции “Как мы жили… Идеалы прошлого”, расширившей тематику музея. Здесь выставлены работы художников 1940-50 годов, отражающие реалии того времени.

Несмотря на то, что дворец так и не стал семейным гнездышком, в нем царит атмосфера спокойствия и уюта. Это одно из тех мест, в которых обязательно стоит побывать, оказавшись на Южном берегу Крыма.

Крымский «Версаль» сегодня

Каждый турист, приехавший на территорию дворцово-музейного комплекса, отмечает сходство сооружения с французскими замками времен Людовика восьмого. Стоит отметить главную особенность строения – использование различных стилей интерьера дворца.

Так, например, в вестибюле посетителей встречает романский стиль, интерьер замков Франции 17 столетия. В бильярдной преобладает британский стиль, с некоторыми готическими элементами. Главные украшения помещения – резные панели из дуба и многочисленные картины.

Массандровский дворец

В парадной столовой императора просторно, потолки низкие, а стены украшены росписью. Такой подход применялся во дворцах при правителе Петре первом. Самое роскошное помещение в Массандровском дворце – приемная императрицы. Помещение отделано в стиле рококо. Много отделочных элементов, лепнины и других деталей, присущих данному стилю.

А вот в приемной императора все строго, официально и даже немного сурово. Кабинет имеет более торжественный вид. Выдержан в стиле ампир, визитной карточкой которого является белоснежная лепнина с позолоченными элементами.

Экспозиция музея: картины, скульптуры, вещи личного пользования членов императорской династии. Следует отметить, что именно в этом музее, собрана самая большая коллекция экспонатов, посвященная династии Романовых.

Массандровский дворец

Общественный транспорт Массандры

Как ни странно, не смотря на небольшие размеры городка, транспортное сообщение здесь развито «на отлично».

Автобус

Автобусы, курсирующие по маршруту, уже «в возрасте». Зато оплата очень низкая — всего 8 рублей за поездку.

Если вы планируете разместиться в автобусе вместе с крупногабаритным багажом, то за багаж тоже придется заплатить (обычно взимается плата как за отдельное место).

Что касается остановок. Автобус 77 маршрута отходит от остановки «ул. Стахановская», в Массандре.

Учтите, что автобусный парк Массандры изрядно поизносился. Поэтому не ждите, что к остановке подъедет комфортный автобус с кондиционером.

Далее следуют остановки в других поселках:

  • «Пансионат «Прибрежный» (в поселке Отрадное);
  • «Никитский ботанический сад» (поселок Никита);
  • «Санаторий «Сосняк» (в поселке Восход)
  • «Дворец Александра III» (Массандра);
  • «Санаторий «Долоссы» (в поселке Советское).

Здесь возможны и остановки по требованию, достаточно лишь попросить остановиться водителя в нужном вам месте.

Также от Массандры до Ялты или другого города Крыма можно добраться на проезжающих по трассе Симферополь-Ялта междугородних автобусах. Правда, цена здесь составит от 100 руб. до 300 руб. И остановок по требованию уже не будет.

Местные редко пользуются услугами проходящих автобусов, да и мест там часто не бывает. А вот туристам можно и воспользоваться, если требуется доехать до какого-то исторического и культурного объекта.

Троллейбус

Даже из Симферополя, скажем, до Ялты, можно добраться на троллейбусе! Такого нет в других российских городах: обычно троллейбусы – лишь городской транспорт, не выезжающий за черту населенного пункта.

Троллейбусы Массандры, также как и автобусы, современностью не блещут — уже потертые временем и явно «бегавшие» еще в Советском Союзе. Но в этом есть и доля романтики: где еще удастся прокатиться на таких старых экземплярах?!

Троллейбусы в Массандре ходят исправно — примерно 1 раз в 15-20 минут.

От центра Массандры до центра Ялты можно доехать на номерах: 1,3 и 2, время в пути составит где-то 20 минут. Это больше, чем если бы вы отправитесь в Ялту на автобусе или такси. Стоимость проезда в троллейбусе – 8 руб. Провоз багажа оплачивается отдельно.

Маршрутное такси

Нужно сказать, это слегка задерживает пассажиров, и время остановок растягивается.

Также водители местных маршруток не богаты на сдачу. Поэтому лучше приготовить мелочь заранее.

Скажем, с 500 или уж тем более с 1 000 рублей сдачи не найдется точно. Стоимость проезда – 10 руб. Однако есть «частники», кто берет за проезд дороже.

Маршрутные такси курсируют, как по маршруту автобуса № 77, так и довозят пассажиров до Ялты, следуя своим самостоятельным маршрутом. Маршрутки можно найти на ул. Стахановской в Массандре, откуда начинается их путь.

Льготы при проезде

На общественном транспорте Массандры есть льготы, как и везде: дети младшего и дошкольного возраста , при условии, что не занимают отдельного места.

Пенсионеры также имеют право на льготный проезд. Для этого нужно предъявить пенсионное удостоверение и быть зарегистрированным в республике Крым. То же самое касается студентов, людей с ограниченными возможностями и военных.

Такси


можно запросто пересечь пешком

А вот до Ялты или ближайших городов, возможно, вы предпочтете прокатиться на такси. Это удобно тем, что такси работают круглосуточно. Но и берут при этом дороже.

Поездка от Массандры до Ялты обойдется примерно в 100-200 руб. К этой сумме приплюсуйте еще 20 или 30 руб. (за автокресло), если с вами ребенок.

Вообще, на любом курорте таксисты любят заработать на приезжих. Порой заламывают цены так, что, кажется, в Москве обойдется поездка дешевле. В этом случае смело торгуйтесь! Таксисты, видя, что человек явно осведомлен об уровне цен на услуги перевозок, обязательно пойдут на встречу.

Для справки – несколько номеров такси, чьи цены приемлемы в Ялтинском округе:

1. Такси «Девяточка». Телефон: 8 (978) 740 5 935;2. Такси «Ялта». Телефон: 8 (978) 007 07 83;3. Такси. Телефон: 8 (978) 919 1 919;4. Такси «Волна». Телефон: 8 (989) 090 00 89.

До ближайшего аэропорта (в Симферополе), стоимость проезда на такси составит порядка 1500 руб. Время в пути – 1 час 50 минут.

Итак, транспорт в Массандре развит, и развит неплохо для столь маленького населенного пункта. Что примечательно, здесь живут очень радушные люди. Как правило, если вы заблудились или не знаете, как доехать до нужного вам места, то любой прохожий с радостью вам поможет разобраться в вопросе. Жители здесь очень общительные и всегда придут на выручку.

Немного истории

Территория, на которой расположен дворец и село Массандра, была заселена с XIV века. Археологи обнаружили остатки таврских поселений, датированных этим периодом, и храм, построенный греками чуть позже поселения. До 1783 года Крымский полуостров находился под властью династии ханов Гиреев и являлся отдельным государством. Интересно, что в работах последнего хана Крым-Гирея есть упоминания о заброшенном поселении Марсанда. К моменту присоединения территории Крымского полуострова к Российской Империи, территория, которую сейчас занимает Алупкинский музей-заповедник, находилась в запущенном состоянии.

После нескольких неудачных попыток отдать территории в хозяйственные руки, там решили сделать Императорский Никитский ботанический сад. В это же время территория деревни Марсанда продаётся. Владелицей стала Софья Константиновна Потоцкая. Она загорелась идеей построить на месте рыбацкой деревушки Ялта город Софиополис, который стал бы центром на всём южном побережье. Однако этой идее не суждено было сбыться. После её смерти территории ушли к её дочери Ольге Нарышкиной, которая в 1822 году пригласила английского садовника Карла Кебаха. Он разбил сад, проложил дорожки и построил аллеи. О. С. Нарышкина продала землю Александре Васильевне Браницкой, которая приходилась тёщей князю Семёну Михайловичу Воронцову.

История дворца начинается в 1881 году, когда князь Воронцов решил построить себе дом рядом с церковью. Разработка и реализация проекта была поручена архитектору Этьену Бушару. Внешний вид строения напоминал строгие рыцарские замки. А стиль архитектуры относят к эпохе позднего Возрождения. Но князю Воронцову не суждено было увидеть завершение работ. После его смерти строительство прекратилось.

Новый виток истории дворца начался в 1889 году, когда он был приобретён Удельным ведомством для нужд Александра III. Для оценки состояния здания был привлечён знаменитый скульптор А. И. Теребенёв. Он оставил краткую запись, в которой отмечал, что это здание в два этажа с частично сделанным подвалом и оцинкованной крышей с мансардными окнами. В качестве материала использовались местные известковые породы. По всем помещениям были сделаны деревянные и железные балки. Также Александр Иванович отмечал, что всё здание имеет очень хорошую кладку.

Дальнейшее строительство было продолжено по чертежам русского архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера. Сохранив планировку и стиль строения, он добавил больше декора, тем самым превратив рыцарский замок в теремок. Строительство продолжалось до 1902 года.

В 1903 году Николай II заинтересовался предложением сделать в Массандре центр виноделия. Так Массандровский дворец стал путевым дворцом. В нём останавливались члены королевской семьи на отдых или для охоты. В связи с этим внутреннее убранство было довольно скромным, дополнительных построек, необходимых для длительного проживания, не было.

После 1917 года территории перешли в распоряжение новой власти. Строительство дворца продолжилось и было закончено в 1921 году. Храм был снесён, дубы уничтожили, планировка парка была изменена, а источник с водоёмом высохли. Дворцовый комплекс был переделан под санаторий «Пролетарское здоровье» для больных туберкулёзом. Своё существование санаторий прекратил с началом войны.

В 1948 году вся территория и постройки были переоборудованы в государственную дачу для первых лиц страны.

Статус культурного объекта Массандровского дворца был возвращён в 90-х годах прошлого века. Для восстановления экспозиции времён Александра III дворцовый комплекс был передан музейному объединению «Дворцы и парки Южного берега Крыма».

С 2014 года дворцовый комплекс находится в ведении Управления Делами Президента Российской Федерации.

В 2017 году на территории комплекса был поставлен памятник Александру III.

Особенности дворца в Массандре

В настоящее время Массандровский дворец и парк ‒ часть Алупкинского музея-заповедника. В новом статусе он действует с 1992 года. Участие двух разных архитекторов в постройке одного здания внесло своеобразие как в саму архитектуру здания, так и в его внутреннее содержание. Здесь неразрывно сплелись разные стили оформления, дав в итоге интересный и по-своему необычный результат.

Строгость очертаний, присущих средневековым башням, уравновешивают нарядные фасады: рельефные фронтоны, замысловатые балконы, галереи. Полукруглые лестницы от главного входа ко второму этажу закрепляют впечатление праздника жизни. Украшают дворец копии античных статуй. Сейчас их осталось 6, изначально было 29.

Неоспоримым украшением строения стала подпорная стена с, казалось бы, утилитарным назначением: сохранять дворцовую площадку от оползней и ливневых потоков. Однако защитное сооружение, облагороженное метлахской плиткой, вазами, рельефными элементами стало неординарным атрибутом дворцового комплекса.

Массандровский парк: отдых по вкусу царей

Строго говоря, за общую идею оформления достопримечательности Ялты отвечают не цари, а граф. Именно Воронцов пожелал иметь на своей территории редкостные растения из других земель и эндемиков Крыма. Подобная задача возлагалась и на мастеров, создававших Ливадийский парк – оба памятника имеют схожие черты.

В результате по богатству растительности Массандровский парк в Ялте догоняет куда более прославленный Никитский ботанический сад. Здесь имеются американские секвойи, атласские и ливанские кедры, бамбуковая роща. Дубов здесь несколько видов, все они уникальные и чрезвычайно интересные для посетителей.

Из собственно крымских видов здесь процветают фисташки, иглица понтийская, различные разновидности сосен, древовидный можжевельник. Некоторым старожилам растительного мира, растущим тут, уже не одна сотня лет, имеются даже подозрения, что здесь произрастают и тысячелетние экземпляры.

Место расположения сада благоприятствует произрастанию южных растений – горы надежно закрывают его от северных ветров. Во время прогулки можно видеть живописные склоны Массандровской яйлы – на них, собственно, расположен дворец и Верхний парк, а также знаменитые острые зубцы Ай-Петри.

Краткая история

Изначально он не принадлежал царской семье Романовых – в XIX столетии мысль о строительстве необычного дворца посетила князя Воронцова. Желая иметь собственное имение, возведенное в модном французском стиле «Возрождение», он заказал проект строительства дворца, названного впоследствии Массандровским, архитектору-французу Этьену Бушару. Зодчий должен был разработать проект нового здания так, чтобы оно стало воплощением стиля короля Людовика XIII.

Общий вид Массандровского дворца

Подбирая местность для возведения дворца, Воронцов остановился на Верхней Массандре

Здесь его внимание привлекли величественные гроты, живописные скалы, кристально чистые источники. Свое новое имение на этом фоне он представлял в виде средневекового замка, особенностью конструкции которого должны были стать 2 башни круглой формы

Такая работа оказалась несложной для архитектора Бушара и он в 1881 году с удовольствием взялся за выполнение княжеского заказа.

Массандровский дворец с высоты птичьего полёта

Однако через год строительство будущего Массандровского дворца на территории полуострова Крым пришлось прекратить – Воронцов умер. В незаконченном виде 2-этажная постройка с подвалами простояла 7 лет, но, наконец, она была приобретена семьей Романовых для Александра III (1889 г.).

Теперь всеми строительными работами заведовал архитектор Месмахер. Он не стал изменять изначально задуманный стиль дворца и не нарушил его размеры, однако первоначальный проект зодчий все-таки немного подкорректировал.

Вид на фасад дворца

Применяя свое мастерство по декоративной отделке зданий, мастер сделал дворец просто сказочным, украсив его орнаментами, балконами, скульптурами и прочими архитектурными элементами. Прекрасным дополнением ансамбля Массандровского дворца стал парк с множеством цветников и аллей, разбитый на территории старого леса. Теперь эта местность, на которой ранее встречались только грабы и дубы, пополнилась множеством насаждений – от обычного можжевельника и хвойных деревьев до экзотических растений.

Задний фасад дворца

Месмахер трудился над перестройкой бушаровского замка с 1892 по 1902 годы. Чтобы не нарушать проект своего предшественника, старое маломерное здание он увеличил следующим образом. Полезную дворцовую площадь зодчий добавил за счет дополнительных террас, галерей, балконов, лестниц и некоторых пристроек. Например, на 1-м этаже дворца он дополнил площадь вестибюля, а на 2-м пристроил прихожую и обустроил нишу в кабинете императора. Некоторым изменениям подверглись и ванные комнаты, предназначенные для членов царской семьи. Так, ванная Императора была обложена голландской керамической плиткой, а ванная его супруги была отделана красным деревом.

Главный вход во дворец (слева)

Всю мебель украшали изящные росписи сложной техники. Однако самым значительным переменам подвергся южный фасад Массандровского дворца – одноярусную башню заменила трехъярусная, венцом которой стала золоченая фигурка двуглавого орла, отлитая мастером Рейтардтом В.К.

Что касается внутренней планировки комнат, изменения ее почти не коснулись – добавилось лишь множество дверей, но неспроста, ведь они обеспечивали более удобное пользование жилыми комнатами.

Круглая башенка на восточном фасаде дворца

Во дворце их было немного, а шикарные апартаменты и парадные залы в нем вообще отсутствовали, поскольку Массандровский дворец в Крыму царской семье был нужен только для отдыха. Украшениями всех миниатюрных комнат с низкими потолками служили камины, изготовленные из мраморовидного известняка. За отопление и вентиляцию в комнатах отвечала сеть труб и каналов, проведенная в старых стенах замка. Дабы защитить строение от сырости, его пришлось обвести с обеих сторон дренажной канавой, а фундаменты для их крепости обложить изолирующими бетонными стенами.

Балюстрада на западном фасаде дворца

Чтобы задать внешнему облику дворца праздничный тон, его наружные стены украсили орнаментами, гирляндами и капителями, вытесанными из камня. А все старые наружные украшения были сняты и переделаны в соответствии с новыми шаблонами, после чего они вновь заняли свои места. И все это благодаря умениям еще одного мастера – друга и помощника Месмахера по фамилии Вегенер О.Э. Подписывая договор о перестройке Массандровского дворца, Месмахер сразу же настоял на участии в проекте своего помощника и доверил ему все работы. Впоследствии Управляющий Массандрой сдал отчет в Департамент уделов и доложил, что благодаря стараниям Вегенера были сэкономлены десятки тысяч денежных средств Его Величества.

Вид на южный фасад дворца

Архитектурные особенности дворца Александра III

Пол дворца устелен Метлатской плиткой, которую привозили сюда из Санкт Петербурга, а изготавливали ее в Германии.

Отделка помещений была деревянная, ее изготавливали ремесленники Крыма. Великолепную резьбу из дерева делали в мастерской Августа Клодта в Петербурге.

Для посещения туристов доступны:

  1. На первом этаже – комната отдыха, бильярдная, столовая, центральный вестибюль, южное крыло.
  2. На втором этаже – апартаменты императора и императрицы.

Бильярдная комната первого этажа выполнена в стиле Английского возрождения, вся сохранившаяся отделка изготовлена из мореного дуба, особое внимание заслуживает высокий угловой камин в Викторианском исполнении. На потолке лепка, выполненная учеником Клодта, а на стенах представлены подлинные картины XIX века и многие из них, из личной коллекции императора Александра

Из бильярдной, через массивную дубовую дверь туристы попадают в парадную столовую. Примечательно то, что от внимания архитектора не утаился ни один уголок и внутренний интерьер получился настолько самодостаточным и пышным, что это ощущается, даже через 100 лет. Казалось бы – обычная дверь, но над ней работало несколько мастеров и художников, а таких дверей во дворце еще много.

Итак, столовая – в ее оформлении использованы элементы французской замковой архитектуры. Посредине комнаты стоит стол с выставленным на нем обеденным фарфоровым сервизом. Сама столовая обрамлена в дубовые декоративные панели, на потолке можно рассмотреть первоначальную роспись, во время экскурсии гид обязательно остановится на этом и расскажет о них более подробно.

Далее, туристов пригласят подняться на второй этаж по потайной винтовой лестнице в покои императора и императрицы.

Первым делом вы попадаете в женскую половину так называемая приемная императрицы, полностью выполненная из дуба. И в этом помещении находится единственный уцелевший знак императрицы – ниспадающая буква М под женской головой, над дверью.  Выглядит утонченно и в то же время величественно.

Далее группа проходит в приемную императора, который выполнен из красного дерева. Возвращаясь к вопросу о царской символике – на потолке уцелела лепка, и в центре полукруглых изваяний были символы императора, которые во время революции были уничтожены. Интерьер в этой комнате не самый пышный.

В приемной можно увидеть встроенный книжный шкаф, в котором хранятся подлинные издания старинных книг и поздравительные открытки, которые император Александр III получал по случаю празднования серебряной свадьбы.

Далее туристы переходят в кабинет императора, который является и самым большим помещением во дворце. Кабинет выглядит очень богато, камин из крымского камня, великолепная лепка на потолке, огромный круглый стол с портретами молодого императора и императрицы, по стенам развешаны картины и портреты. Экскурсия по Массандровскому дворцу очень занимательная и хочется слушать ее и смотреть на убранство не один час, это ведь и прикосновение к истории государства.

Из кабинета группа попадает в спальню, но от спальни там только название, потому что кроватей  нет, а в экспозиции представлены стулья, которые можно было видеть в фильме «12 стульев». Так как императорская семья никогда тут не ночевала, вероятно и кроватей потому и не завезли.

Из спальни просматривается балкон, оформленный уже в советское время и она сильно выделяется на фоне помпезности и роскоши остальных помещений.

Кабинет императрицы выполнен в светлых тонах, в каждом его уголке чувствуется, что это женское помещение. Камин выполнен из камня редкого молочного цвета, бежевые скамьи и стол. Комната, кажется заполненной с избытком, но все же в ней, как будто чего-то не хватает.

После кабинета императрицы мы попадаем в парадную прихожую, которая оформлена в стиле модерн, на стенах современные обои, а вот роспись, которая была по стенам утрачена после революции, так как дворец 12 лет не отапливался и роспись была утрачена и до настоящего времени непонятно, будет ли реставрация или уже нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector