Мамаев курган

Скульптура «Родина-мать зовет!»

Скульптура «Родина-мать зовет!» является центром всего ансамбля композиций. Она выполнена в виде женщины, вскинувшей руку с зажатым в ней мечом и стоящей в позе призыва к борьбе.

Является одной из самых высоких статуй мира. Высота статуи с мечом равна 85 метрам, без меча — 52 метра.

Монумент выполнен из железобетона. На одну только скульптуру при строительстве было использовано 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций.

Масса памятника превышает 8 тысяч тонн. Во избежание швов, монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону.

Внутри монумент полый. Толщина бетонных стенок составляет 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница.

Меч составляет 30 метров в длину и весит 14 тонн. В нем предусмотрены отверстия для уменьшения напора ветра.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая, в свою очередь, покоится на скрытом под землей главном фундаменте высотой в 16 метров.

Монумент является второй частью триптиха, состоящего из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Мельница Гергардта

Мельница Гергардта (мельница Грудинина) — типовое дореволюционное пятиэтажное здание мельницы, ставшее символом жестокости уличных боев в Сталинградской битве.

Построенное в начала XX века и восстановленное после пожара в 1908 году, это здание было одним из самых современных для своего времени. При восстановлении мельницы был применен новый строительный материал железобетон. В здании был построен пищевой перерабатывающий комплекс, где кроме мукомольного находились также рыбокоптильный, маслобойный, хлебопекарный цеха, склады готовой продукции.

В техническом оснащении были применены самые передовые технологии своего времени: собственный электрогенератор, давший независимость от городской электросети, собственная котельная, от которой сохранилась кирпичная труба, внутренние механические транспортеры (сохранились разбитые остатки).

Комплекс мельницы принадлежал торговому дому «А.Д. Гергардтъ и племянники». На фронтонах и восточном фасаде здания была выложена из кирпича фамилия владельцев.

В довоенное советское время производство было национализировано и стало называться Госмельница № 4. В 1929 году ей было присвоено имя Константина Грудинина, большевика, работавшего на мельнице токарем.

Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку мукомольных работ.

Во время боев в городской черте в дни Сталинградской битвы здание стало укрепленным пунктом-узлом обороны 42-го гвардейского стрелкового полка. Здание находилось в полуокружении 58 дней, за это время буквально каждый квадратный метр наружных стен был иссечен снарядами, пулями и осколками. Из здания взрывами выбиты части кирпичной кладки и железобетона.

Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности минометного и артиллерийского огня — минимальные с волжской, с трех других сторон видны следы расстрела из всех видов артиллерии, а также бойницы в оконных проемах, сделанные защитниками дома.

Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования мельницы.

В 1943 и нескольких последующих годах из-за катастрофической нехватки помещений в разрушенном городе некоторые комнаты здания мельницы были минимально отремонтированы и заселены, но после принятия решения о создании музея-памятника все следы послевоенного ремонта были демонтированы.

Адрес мельницы Гергардта: Волгоград, улица Чуйкова, 47А. Координаты: 48.715909, 44.53274.

Одна из двух реплик фонтана «Бармалей», установленная в 2013 году рядом с мельницей Гергардта. Имитирует разрушенный фонтан, запечатленный на знаменитой фотографии Эммануила Евзерихина.

Адрес фонтана «Бармалей» (фонтан «Детский Хоровод»): Волгоград, улица Чуйкова, 47А. Координаты: 48.715523, 44.532889.

Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

Установка монумента

Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

История Мамаева кургана

Название кургана связано с тем временем, когда Золотая Орда была на пике своего могущества. Через курган проходила стратегически важная застава со сторожевыми дозорами. Застава была организована темником Мамаем (темник в Золотой Орде — это командующий войском, подчиненный напрямую хану). По легенде, тело Мамая захоронено на кургане — лежит же оно в гробнице в золотых доспехах. Гробница так до сих пор и не была найдена, несмотря на многочисленные раскопки, проводившиеся в этом районе.

Во время Великой отечественной войны Мамаев курган был чрезвычайно важной стратегической точкой на карте, контроль над которой означал контроль над всем Заволжьем и всеми переправами региона. Потеря кургана могла нанести сокрушительный удар по Советскому Союзу

В итоге бои за курган длились 135 суток (а вся Сталинградская битва — 200 дней).

Магдалина happiness

После победы Красной армии, земля, а районе кургана была настолько выжжена, что на ней долгое время даже не росла трава.

Идея построить памятник-ансамбль возникла сразу после окончания Великой Отечественной войны и победы на фашистской Германией. Но реализовывать замысел начали сильно позже — ведь все силы изначально были брошены на восстановление буквально уничтоженного города.

В 1958 году правительство принимает постановление о строительстве, а в 1959 году начинается сам процесс возведения памятника. Автором проекта стал скульптор-монументалист Е. В. Вучетич, автор также таких известных композиций, как «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине и «Родина-мать» в Киеве. Проект оказался чрезвычайно сложным. Поэтому команде архитекторов, художников и строителей понадобились долгие 8 лет на то, чтобы завершить проект.

Храм всех святых, Александр Смирнов

Открытие памятника состоялось в 1967 году. Тогда на торжественном мероприятии присутствовали сам Леонид Брежнев и Маршал Василий Чуйков, командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград во время той судьбоносной битвы. Василий Чуйков также выступал в качестве главного военного консультанта при возведении объекта. После смерти его тело похоронили на территории мемориала — здесь же находится Памятник Чуйкову.

Кстати, в 2045 году в день 100-летия Победы будет изъята и открыта заложенная в 1970 году капсула с обращением к потомкам.

Зал воинской славы на Мамаевом кургане

Дальше перед нами предстает рельеф с изображениями Сталинградской битвы, наступления войск, последующее продвижение на запад и победный митинг. Здесь же расположен нижний вход в Зал воинской славы, откуда начинается ритуал ежечасной смены почетного караула.

Зал воинской славы представляет собой цилиндрическое помещение, в центре которого расположена скульптурная композиция — рука павшего воина, передающего факел вечного огня грядущим поколениям. Вечный огонь охраняет почетный караул. На стенах зала расположено 34 мозаичных знамени с именами павших бойцов. Вдоль стены идет плавный подъем ко второму выходу из Зала славы. А в центре купола расположено открытое пространство в виде овала. Таким образом продвигаясь вдоль стены Зала славы в определенный момент над вечным огнем можно увидеть главную скульптуру всего мемориала «Родина-мать зовет!», а с другого ракурса в просвет второго выхода видна скульптурная композиция «Скорбь матери». В Зале воинской славы непрерывно звучит композиция «Грезы» немецкого композитора Роберта Шумана.

Выйдя из зала воинской славы мы оказываемся на Площади скорби. Центральная композиция площади — «Скорбь матери», которая склонилась над телом погибшего сына. Небольшой бассейн у подножия скульптуры символизирует слезы всех матерей, оплакивающих погибших сыновей.

От Зала воинской славы к главному монументу уходит дорожка, вдоль которой расположены памятники погибшим в боях солдатам.

Старая мельница Гергардта

«Помнит» раны жестоких боев в Сталинграде и старая паровая мельница. Здание было построено в начале XX в. предпринимателем Гергардтом. Позже она стала носить имя К. Грудинина.

Паровая мельница функционировала вплоть до начала боевых действий, пока 14 сентября 1942 г. две фугасные бомбы не причинили ей значительные разрушения.

Мельница Гергардта

Во время войны мельница, расположенная в непосредственной близости от Волги, стала важным опорным пунктом. Владение зданием позволило советским солдатам контролировать большую территорию и отвоевать дом Павлова.

Сейчас мельница закрыта для туристов, рассмотреть ее можно только снаружи. Здание мельницы входит в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва».

Мамаев курган — памятник подвигу героев

На вершину мемориала ведут 200 ступеней. Столько же дней длилась Сталинградская битва.

Когда поднимаешься по лестнице, в самом начале на торце ступеней можно увидеть надпись «За нашу советскую Родину СССР!»

Ступени с надписью «За нашу советскую Родину СССР!»

А дальше открывается аллея, обсаженная с двух сторон тополями и украшенная флагами с надписями «Слава победителям!»

По аллее выходим к площади «Стоять насмерть!». Здесь – скульптура защитника Сталинграда. Чертами лица она похожа на реального человека, Героя Советского Союза, маршала 62-й армии Василия Чуйкова, особо отличившейся в обороне Сталинграда

Хотя, конечно, это памятник не конкретному человеку, а  собирательный образ отважного воина, защитника родной земли

Площадь «Стоять насмерть!»

В одной руке он сжимает гранату, в другой – держит автомат. Его взгляд полон решимости дать отпор ненавистному врагу.

Кстати, могила самого маршала находится у подножия скульптуры Родины-матери.

Скульптура воина окружена искусственным водоёмом. В нём полно монеток. В солнечный день они светятся из-под прозрачной воды, словно маленькие солнышки. Люди оставляют их тут, надеясь снова вернуться сюда.

Поднимаемся по ступеням дальше вдоль символических стен-руин, тянущихся по обеим сторонам лестницы на 46 метров. На стенах – силуэты и лица защитников Сталинграда, слова из исторических документов и сцены Сталинградской битвы. По громкоговорителю тут постоянно звучат фронтовые песни и известия с фронта о ходе боёв.

Символические стены-руины

Выходим к большому водоёму на площади Героев. В тихие дни в нём отражается скульптура Родины-матери. Но когда мы там были, по воде шла рябь.

Озеро Слёз на Площади Героев с видом на Родину-мать

Площадь Героев

Идём вдоль стены Победы. На ней изображены радостные воины и надпись: «Наступил и на нашей улице праздник».

«Наступил и на нашей улице праздник»

Вид сверху на Площадь Героев

Но радость омрачена слезами о тех, кто погиб на дорогах войны… Поднявшись по лестнице, выходим на Площадь Скорби… Мать склонилась над убитым сыном. Он погиб не напрасно. Он приближал Победу. Но горе Матери навсегда останется с ней. Плакучие ивы склонились над прудом, будто тоже тоскуют. Эта скульптура – собирательный образ всех женщин, потерявших на войне своих детей, мужей, отцов…

Площадь Скорби

В 2005 году на Мамаевом кургане, рядом с Площадью Скорби, возвели Храм Всех Святых. В мае он утопает в зелени, в цветах сирени и каштанов.

Храм Всех Святых на Мамаевом кургане

Храм очень лаконичный, строгий, без всяких архитектурных излишеств и вычурности. Вполне соответствует духу места.

Узкий, высокий, устремлённый в небо – туда, где парят души защитников Сталинграда.

Здесь 200 дней подряд шли ожесточённые бои с врагом. Здесь погибли десятки тысяч воинов…

Вдоль дороги к вершине захоронены более 40 тысяч защитников Сталинграда. Мамаев курган – это не только мемориал, это ещё и кладбище воинов. Не только место славы, но и скорби…

Мимо надгробных плит поднимаемся к статуе «Родина-мать зовёт!», к грандиозному памятнику великого подвига людей нашей страны.

Предлагаю посмотреть небольшой и красивый видеофильм жителя Волгограда Владимира Заруйкина, снятый на Мамаевом кургане.

Видео длится 6 минут.

А Вы были на Мамаевом кургане?

Мне кажется, в этом месте должен побывать каждый. Хотя бы раз в жизни.

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

———————

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

Технические данные

Строительство

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.

Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учётом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил[когда?] директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Александр Величкин[источник не указан 61 день].

В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения.

Дом Павлова

Продолжая прогулку по военным местам города-героя, стоит упомянуть четырехэтажный дом возле площади Ленина, получивший свое название по фамилии сержанта Павлова.

До войны этот дом был в числе самых престижных в городе. Благодаря удобному местоположению, жильцы с легкостью могли дойти до берега Волги по вымощенной до самого порога дорожке.

Дом Павлова

Во времена Сталинградской битвы дом стал опорным пунктом советской армии. 58 дней осенью 1942 г. военные группы сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева держали оборону здания, спасая жизни мирных сталинградцев, укрывшихся в подвале дома. Примечательно, что за время боев потери с нашей стороны в доме Павлова были минимальны (всего 3 убитых), в то время как вражеских фашистов при обороне дома погибло больше, чем при взятии Парижа.

После войны дом Павлова восстановили одним из первых. Современное здание украшает стена-руина и мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на доме Павлова

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Основные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовёт!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана

Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.

Также на территории кургана до наших дней сохранились:

  • Немецкий дзот
  • Родник жизни
  • Половина шасси танка времён ВОВ

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане

От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.

На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа.

В память о подвиге

До 1959 года могучий холм оставался искалеченным. Но мысль о создании комплекса в Сталинграде уже зрела – она возникла еще в период войны. Стартовал конкурс на лучший проект. Чего только не предлагали, например, сохранить опустошенный Сталинград, который стал бы масштабным памятником под открытым небом. Все же остановились на возведении мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Автора определил Сталин – он посчитал лучшим Евгения Вучетича.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev

Строили комплекс с размахом – 18 лет. Фигуру «Родина-мать» возводили 8 лет

Когда проводили земляные работы перед монтажом памятника, действовали особо осторожно. В земле осталось много снарядов и мин

Рядом находились саперы. Но постарались на славу – это наибольший комплекс в мире, связанный со Второй мировой войной (26 га). Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году.

Теперь каждый турист может прочувствовать подвиг прошлого поколения. В единый ансамбль входят:

  • Фигура «Память поколений»;
  • Аллея с деревьями, посаженными в честь героев;
  • Площадь «Стоявших насмерть»;
  • Стены в виде руин со звуковым сопровождением;
  • Площадь Героев;
  • Грот с неугасающим огнем и списками погибших;
  • Площадь с монументом скорбящей матери и «озером слез»;
  • «Родина-мать».

Миссия комплекса – показать, что защитники Сталинграда погибли ради жизни грядущих поколений, сумели победить зло. Скульптор Вучетич считает, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Идея охватывает все детали памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. «Мы старались передать несокрушимый дух советской армии», – такую речь произнес Вучетич во время торжественного открытия. Масштаб дал возможность прочувствовать размах массового героизма.

Как добраться до Мамаева-Кургана

Мамаев курган находится в Центральном районе Волгограда. Город имеет налаженное регулярное воздушное и железнодорожное сообщение со всеми крупными городами России.  Удобное месторасположение позволяет туристу добраться до архитектурного памятника из любой точки города. В Волгограде присутствует широко развитая сеть наземного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки. Внутригородское сообщение осуществляется вплоть до полуночи, поэтому есть прекрасная возможность насладиться величием монумента даже ночью.

Точный адрес: пр. имени В.И. Ленина, Волгоград, Волгоградская обл., Россия, 400005.

Как добраться от аэропорта Гумрак:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом 7к ехать до поликлиники №28 около 30 минут.

    Пешком:перейти дорогу за одну минуту до остановки Роддом №1.

    Автобус:маршрутом 7к проехать около получаса до остановки Мамаев курган.

  • Вариант 2

    Автомобиль:весь путь составляет 20 километров. Вначале необходимо выехать на шоссе Авиаторов, затем повернуть на улицу Качинцев, далее по проспекту Маршала Жукова и далее по проспекту Ленина.

Как добраться от ж/д вокзала Волгоград 1:

  • Вариант 1

    Пешком:10 минут до станции скоростного трамвая Комсомольская.

    Трамвай:проехать 5 остановок до станции Мамаев курган за 11 минут.

    Пешком:перейти дорогу, чтобы добраться за 1 минуту до первых ступенек монумента.

  • Вариант 2

    Пешком:маршрут составляет 4,5 километра. Путь пролегает через улицы Центрального района: Коммунистическую, Пражскую и проспект им. Ленина. Маршрут живописный и интересный, однако лучше воспользоваться им в теплое время года.

Панорама «Сталинградская битва»

Панорама «Сталинградская битва» является самым крупным живописным полотном в России. Сюжет — заключительный этап Сталинградской битвы — операция «Кольцо».

На холсте показано соединение 26 января 1943 года 21-й и 62-й армий Донского фронта на западном склоне Мамаева Кургана, что привело к рассечению окруженной немецкой группировки на две части. Двухуровневое здание музея, архитектором которого является Вадим Масляев, выполнено в форме сложного гиперболоида вращения из предварительно напряженного бетона и облицовано белым известняком.

На первом уровне находится военно-исторический музей, фондохранилище и административные помещения. В музее представлены такие экспонаты, как холодное и огнестрельное оружие, обмундирование, архивные документы и фотографии, ордена и медали, военная техника, четыре диорамы, рассказывающие о сюжетах не отображенных на основном полотне.

На втором уровне расположена ротонда панорамы.

Рядом с музеем находятся Дом Павлова, руины мельницы Гергардта, стела, реплика фонтана «Бармалей», экспонаты бронетехники.

Адрес панорамы «Сталинградская битва»: Волгоград, улица Чуйкова, 47А. Координаты: 48.715023, 44.532932.

Зал Воинской Славы

Помещение цилиндрической формы, в середине которого расположена пятиметровая рука, поднимающая Вечный огонь, относится к наиболее растиражированным образам, которые характеризуют достопримечательности Волгограда. Фото и изображение данного архитектурного объекта можно найти во многих источниках. Зал посвящен вечной памяти павших в боях за Мамаев курган и Сталинград. На своде здания изображены государственные награды, на стенах — 34 красных знамени, каждое из которых содержит имена погибших бойцов. У Вечного огня всегда лежат цветы и венки, не забыты герои, оставшиеся на кургане навечно.

Площадь Скорби открывается перед теми, кто выходит из Зала Славы. Центром является скульптурная группа «Скорбящая мать». Словами невозможно выразить горе тысяч матерей, жен, детей тех солдат, которые не вернулись с войны. Озеро слез окружает памятник, который возвышается в неумолимой скорби над водной гладью. Мамаев курган в Волгограде — памятник великой Победе и великой беде народов Советского Союза.

Зал Воинской Славы

Зал Воинской Славы расположен в подпорной стене. Представляет собой сооружение в форме цилиндра диаметром 42 и высотой 13,5 метров, со входом в виде прямоугольного портала. В центре пантеона Славы высится мраморная рука с зажженным факелом Вечного огня.

На стенах Зала расположены 34 алых плиты, окаймленных черными лентами с именами тех, кто погиб в боях под Сталинградом. Над ними оранжево-черная георгиевская лента, на которой белыми буквами выложены слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!». В Зале звучит музыка немецкого композитора Роберта Шумана «Грезы». Каждый час, начиная с 9 утра и до вечера, у вечного огня и на выходе из Зала Воинской Славы проходит смена караула.

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы», посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 гранитных ступеней, соответствующих числу дней Сталинградской битвы.

Площадь героев на Мамаевом кургане

Следующая архитектурно-скульптурная композиция это Площадь героев. Зеркальная гладь воды символизируют Волгу, с одной стороны бассейна шесть скульптур, демонстрирующих мужество защитников Сталинграда, с другой стороны стена с выбитыми на ней словами Василия Гроссмана — писателя и военного корреспондента с первого и до последнего дня уличных боев за Сталинград находившегося в городе: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» И хоть на улице стояла тридцатиградусная жара, но прочтя эти слова холодная рябь пробежала по моей спине.

Статуя Родина Мать на Мамаевом кургане.

Подъем к вершине холма, на котором возвышается главный монумент комплекса Мамаева кургана – статуя «Родина мать зовет», начинается от площади Скорби. К ней ведут две выложенные камнем дорожки, вдоль которых лежат надгробные плиты с выбитыми на них именами погибших под Сталинградом воинов. Всего в мемориальном комплексе Мамаев Курган нашли свое последнее пристанище почти 35 тысяч человек – солдат и мирных жителей, защищавших город.

Образ матери, стоящей в простых развевающихся одеждах и призывающей всех на борьбу с захватчиками, узнаваем во всем мире. Монументальная фигура Родины Матери стоит на невысоком пьедестале, который находится на фундаменте, углубленном в землю на 16 метров. Высота железобетонной статуи Родина Мать зовет, отлитой за один раз, чтобы не было швов, составляет 52 метра. А вместе с поднятым в небо мечом ее рост увеличивается еще на 33 метра, что делает ее одним из самых высоких монументов в мире. Пустотелую статую, отлитую на специальном каркасе и весящую более 8 тысяч тонн, в вертикальном положении поддерживают 99 натянутых канатов, весящих около 60 тонн каждый. Внутри монумента находится техническая лестница и помещение, из которого работники наблюдают за состоянием каркаса и тросов. Меч Родины Матери, весящий четырнадцать тонн, изготовлен из специальной фторированной стали. Для того, чтобы уменьшить ветровую нагрузку, в нем просверлены отверстия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector