Парк «остров фортов» в кронштадте: посвящается вмф

Другие форты и сооружения

Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:

  • Форт № 1 («Южный»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • Форт № 2 («Дзичканец»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
  • Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.

Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.

Маяк на насыпном острове

Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:

  • Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
  • Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
  • 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов,  в настоящее время заброшен.
  • 2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
  • 4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
  • 5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
  • 7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.

О дамбе КАД и северных фортах Кронштадта можно также прочитать в статье «Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом».

3-й Северный форт, вид с дамбы

После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.

***

Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.

Водопропускное сооружение на защитной дамбе

Гавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островом

Створный знак

Гавани Кронштадта

Корабли Балтийского флота ВМФ России в Средней гавани

Кронштадтский морской завод

Кронштадтский морской завод

Мол и заброшенное здание в Военной гавани

Арсенал и пришвартованные корабли

Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Достопримечательности Кронштадта

Сейчас в городе более 300 исторических и культурных памятников. Имена прославленных русских ученых, флотоводцев, государственных деятелей связаны с Кронштадтом. Отсюда начинались великие походы и кругосветные путешествия русских мореплавателей: Крузенштерна, Лисянского, Беллинсгаузена и Лазарева, Головина, Литке.

В Кронштадте жил и работал изобретатель радио Попов. Святой Иоанн Кронштадский служил в одном из соборов города.

Многое было разрушено и перестроено в Кронштадте за годы советской власти. Но есть и места, сохранившиеся со времен Петра Первого. Это знаменитая Петровская пристань и парк, сухой док, построенный по приказу императора для быстрого ремонта военных кораблей, здания голландских кухонь, Летний сад, губернские дома, Обводной канал.

В XVIII веке Кронштадт стал образцовым военным поселением. Свое фортификационное значение сохранял вплоть до начала 20-го века. Здесь находился знаменитый морской завод, госпиталь для моряков, машинная школа и многие важные военно-морские учреждения.

Толбухин маяк Кронштадта был настоящей путеводной звездой для моряков, в 2019 году он отметит свой трёхсотлетний юбилей.

Многие объекты появились в Кронштадте впервые в мире, например, водолазная школа, образованная указом Александра Третьего.

Именно здесь находится кронштадтский футшток, от его нулевой отметки рассчитывают глубины морей и высоты поверхностей Земли для создания карт, а также вычисляют орбиты полетов космических кораблей.

Военно-морская база существовала в Кронштадте вплоть до 1990-х годов. В советское время город был закрыт для туристов. А как только ограничения сняли, начались работы по восстановлению домов и памятников.

Сейчас туристов главным образом привлекает кронштадтский Морской собор. Это мемориал, посвященный всем русским морякам, святыня флота. Собор был построен в 1913 году архитектором Косяковым. Недавно он был отреставрирован и заново освящен. В соборе проходят регулярные службы и памятные мероприятия, посвященные важным событиям в жизни российского флота.

Убранством собор напоминает Святую Софию в Константинополе. Помимо элементов декора, в соборе находятся мемориальные доски, на которых золотом начертаны имена героических офицеров и матросов отечественного флота, погибших во время разных военных кампаний.

Перед собором на Якорной площади можно увидеть памятник великому флотоводцу адмиралу Макарову, фрагменты старинной чугунной мостовой и перекинутый через заросший овраг подвесной Макаровский мост.

Форт Шанц

Береговой форт «Шанц» находится в западной части острова Котлин, на территории государственного природного заказника «Западный Котлин». Здесь еще в годы Северной войны было выстроено земляное укрепление «Александр-шанец», а в конце XIX века были сооружены несколько долговременных батарей — это позволило усилить оборонное значение форта. В Великую Отечественную войну Шанц занимала железнодорожная артиллерийская батарея, поддерживающая связь Кронштадта с крепостью Риф.

Сегодня северная часть форта используется для своих нужд войсками связи, а вторая разграблена и пустует. Но, несмотря на это, она продолжает привлекать любителей истории и искателей приключений, тем более, что добраться до форта можно пешком. Непосредственно за Шанцем есть длинная песчаная отмель. Финский залив очень холодный даже летом, но не в этом месте. Вода в жаркие дни здесь быстро прогревается до температуры, пригодной для купания, поэтому можно заходить в море без риска простыть.

Экскурсии в Кронштадт

Одно из главных преимуществ поездки в Кронштадт на Метеоре — это экскурсионное сопровождение

В дороге гид рассказывает о достопримечательностях, обращает внимание и на детали. На борту можно приобрести путеводители по Санкт-Петербургу и Кронштадту

Лучшие места в таких экскурсиях, по отзывам туристов, с правой стороны по ходу судна, расположиться лучше ближе к носовой части, чтобы по пути туда посмотреть с воды красоты Санкт-Петербурга, а обратно — с удачного ракурса увидеть форты Кронштадта.

Из Санкт-Петербурга до Кронштадта маршрут скоростного теплохода рассчитан на туристов, поэтому по пути вы увидите с воды многие достопримечательности: Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость, мосты над Малой Невой, включая протяженную магистраль ЗСД, стадион и «Лахта-центр». Прибывая или уезжая из Кронштадта в Санкт-Петербург (зависит от конкретной экскурсионной программы), Метеор проходит вдоль знаменитых фортов, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, хорошо видно форт «Константин». Иногда обратный маршрут проходит не по Малой, а по Большой Неве — таким образом, пассажиры возвращаются в центр Санкт-Петербурга другим маршрутом.

У Кронштадте у туристов, прибывающих на Метеоре, всегда предполагается время для самостоятельной прогулки. Организаторы экскурсий советуют посмотреть в городе: Якорную площадь, Итальянский дворец, Морской Никольский собор, исторический маяк у Петровского канала, Памятник корюшке, старинный футшток.

Купить билет на экскурсию в Кронштадт с теплоходной прогулкой

В стоимость входят автобусно-пешеходная экскурсия (выезд из Санкт-Петербурга) и теплоходная прогулка вокруг фортов (летом).

Что есть в парке «Остров фортов»

Всего в «Острове фортов» пока несколько ключевых объектов. В будущем их станет больше. Но и сейчас есть, на чем остановиться глазу.

Аллея героев российского флота

Аллея героев российского флота

Аллея героев устроена необычно. Вы, наверное, приготовились бы при слове «аллея» увидеть бюсты или статуи, но их здесь не так. Вместо них этакие ниши, альковы — углубления в стене, которые служат пространством для размещения арт-объектов.

Аллея героев. В нише Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева, первооткрывателей Антарктиды, установлены ледяная глыба, якорь и пингвин

Каждый альков отдан под флотоводца и/или страницу в истории российского ВМФ. Например, в алькове Федора Ушакова расположены пушки, аллюзия на его военные подвиги. У Ивана Крузенштерна помещен секстант — морской прибор для определения координат корабля; адмирал Николай фон Эссен увековечен морскими минами. А в нише Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, первооткрывателей Антарктиды, стоит … пингвин.

Адмирал Николай фон Эссен увековечен морскими минами

Вот все 12 ниш на Аллее героев:

— Петр I. Создание и становление российского регулярного флота при Петре I и его ближайших преемниках (конец XVII – середина XVIII века);

— Спиридонов Григорий Андреевич. Российский флот в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг.;

— Ушаков Федор Федорович. Российский флот в Русско-турецкой войне (1787–1791 гг.), Русско-шведской войне (1788–1790 гг.) и Средиземноморской экспедиции (1798–1800 гг.);

— Крузенштерн Иван Федорович. Выход Российского флота в Мировой океан – кругосветные экспедиции российских моряков (конец XVIII– первая четверть XIX века);

— Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Лазарев Михаил Петрович. Открытие Антарктиды русскими моряками (1819–1821 гг.);

— Лазарев Михаил Петрович. Русский флот в первой половине XIX века;

— Нахимов Павел Степанович, Корнилов Владимир Алексеевич и Истомин Владимир Иванович. Крымская война (1853–1856 гг.);

— Макаров Степан Осипович. Русско-японская война 1904–1905 гг.;

— Эссен Николай Оттович фон. Первая мировая война, Гражданская война и иностранная интервенция в России (1914–1922 гг.);

— Кузнецов Николай Герасимович. Строительство советского ВМФ, его роль в Великой Отечественной войне и в войне против Японии (1929–1945 гг.);

— Горшков Сергей Георгиевич. Создание ракетно-ядерного океанского флота СССР;

— ВМФ России на современном этапе военного строительства.

В нише, посвященной Николаю Кузнецову, установлен гребной винт корабля

Маяк памяти и амфитеатр

Маяк памяти и качели

На маяке выписаны, если так можно сказать, имена 200 выдающихся деятелей ВМФ Российской Империи, СССР и России. В стенах амфитеатра встроены панорамные качели в общей сложности на 24 человека.

Веревочный парк

Веревочный парк

Рассчитан как на детей от 4 лет, так и взрослых.

Он состоит из двух ярусов: — нижний оборудован системой непрерывной страховки, чтобы никто из детишек не навернулся; — верхний обеспечен системой безопасной перестежки. Он, соответственно, поопаснее, но он и не для детишек.

Всего в веревочном парке 52 «аттракциона» разной степени непреодолимости: башни, подвесные мостики, качели с препятствием, тоннели, подвесные мостики, лианы, скалодром и пр.

Вход на первый ярус стоит 250 рублей с человека, на второй ярус — 350 рублей.

Детская площадка

Детская площадка

Главное достоинство площадки в том, что она большая. На 1 тысячи квадратных метров (хотя измерять, наверное, стоило бы лучше в морских милях) есть тематические развлечения вроде капитанского мостика, канатных качель и сеток для лазания. Слава богу, нет мачты с парусами. А так стандартный набор «аттракционов», разве что в большом количестве, что для популярного места необходимость, а в текущих условиях так и вовсе требование времени.

В плюс можно отнести и «районирование» по возрасту: — есть одна игровая зона для малышей возрастом до трех лет; — две зоны для детей до 12 лет.

Кроме того, перед площадкой можно покататься на роликах и самокатах.

По всей территории парка установлены скамейки, так что, если кто устанет, то всегда можно присесть и отдохнуть. Некоторые из них — с навесом, который стилизован под носовую часть лодки. Получается маленькая беседка, смотрите фото ниже:

Скамейка с навесом

Крымская война и форты Кронштадта

Морское ведомство приняло решение создать на месте старого форта более мощное и современное укрепление с эскарпной стеной из гранита; данное укрепление должно было обеспечивать защиту от артиллерийского огня и от вражеских десантов.

Во время Крымской войны суровый вид фортов Кронштадта наводил ужас на противников. Так, была остановлена англо-французская эскадра, которая не решилась напасть на Санкт-Петербург. Утром 14 июня 1854 года неприятель появился на траверзе Красной Горки, однако и в это лето побоялся атаковать крепость Кронштадт.

На следующий год 15 мая вечером опять появилась воинствующая эскадра в составе 13 винтовых кораблей, 1-го парохода и 7-ми канонерских лодок. Она бросила якорь недалеко от Красной Горки. В 1855 году 28 мая 4 вражеских парохода подошли к северному фарватеру, но и на этот раз грозный вид кронштадтских фортов и опасения подорваться на минах заставили врагов покинуть Финский залив.

Судьба форта «Великий князь Константин»

Однако форт «Константин» всё ещё оставался деревянно-земляным. И в документах ещё долго он назывался и «Южной батареей», и батареей «Константин». В 1838 году вооружение форта «Константин» составляли 30 пушек, 13 единорогов и 4 мортиры. Боезапас насчитывал 7908 выстрелов. По табели 1840 года на первом ярусе размещалось 25 орудий и 6146 снарядов, на втором — 24 орудия и 2997 снарядов.

В начале 1850-х годов в связи с обветшанием деревянные сооружения форта «Константин» решили разобрать. Работы были завершены к весне 1854 года. С началом Крымской войны рядом с фортом построили временную батарею № 4.

Полезное видео

Посмотрите небольшое обзорное видео о фортах:

За многовековое существование почти все форты были разрушены при разных обстоятельствах. Те, что уцелели, делятся сегодня на доступные и недоступные для посещения. Посетив первые, можно прикоснуться к истории и ощутить себя героем войны тех времён, когда форты выполняли свои основные функции.

Читайте еще про Кронштадт: Главные достопримечательности Кронштадта, Самостоятельная поездка в Кронштадт

Полезные ссылки:

  • Индивидуальные экскурсии по Кронштадту,
  • Бронирование жилья в Кронштадте,

Батарея «Князь Меншиков»

По правому борту по ходу нашего судна вскоре после выхода из гавани показалось гранитное укрепление на моле. Это батарея «Князь Меншиков». Первая деревянная батарея, защищающая вход в Купеческую гавань, была построена в 1826 году. Она была вооружена 24 орудиями. В 1843-1850 годах на её месте была возведена казематированная четырехъярусная батарея по проекту инженер-капитана (впоследствии — инженер-генерал-лейтенант) Иосифа Альбертовича (Адальбертовича) Заржецкого (1800-1869).

Батарея получила имя адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова (1787-1869) — генерал-адъютанта, адмирала, морского министра Российской империи в 1836-1855 годах, генерал-губернатора Финляндии в 1831-1854 годах. Он приходился правнуком светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, фавориту Петра I.

В конце XIX века батарея была исключена из списка оборонительных сооружений. В ней разместился склад боеприпасов и военного имущества. В 1942 году здесь были установлены два 100-мм орудия. После войны два верхних яруса были полностью разобраны.

Мол и батарея «Князь Меншиков»

Батарея «Князь Меншиков»

Южные форты Кронштадта

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта — Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи — деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек — 14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот — Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный-Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный-Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865–1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843–1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I — форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр — 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

Остров Фортов — первое впечатление

Первый в России парк военно-морской тематики Остров Фортов приглашает!

Табличка на входе в парк Остров Фортов

Жители и гости города оценили новый музейно-исторический комплекс на «отлично». Сразу после открытия и практически всё лето и осень поток туристов был настолько большой, что парк с трудом вмещал всех желающих.

Из-за этого у некоторых сложилось впечатление о суетности парка. Но это только говорит о том, что такие места востребованы и следует дальше работать над расширением музейного пространства Кронштадта и острова Котлин в целом.

Бросается в глаза большое количество детей, за которыми не всегда следят родители.

Конечно, для многих это определенный дискомфорт, когда все памятники облеплены детворой, не подойти, не почитать, не сфотографироваться. И это не смотря на наличие двух детских комплексов внутри парка.

Но думаю это в связи с ажиотажем при открытии парка. В дальнейшем всё будет культурно.

Посетители имеют возможность отдохнуть и развлечься, есть фудкорт, места с уютными лавочками. А тематические площадки познакомят с 300-летней историей флота России.

Мероприятия в «Острове фортов»

В «Острове фортов» протекает еще и культурная жизнь. Не всегда, преимущественно в выходные дни, но тем не менее. На главной площади случаются интересные события, которые бы украсили любую афишу, например, — шоу мыльных пузырей, танцы и концерты. Культпрограммы разбиваются на две части: дневную, с 11:00 до 13:00 и вечернюю, с 16:00 до 18:00.

Кроме того, есть экскурсии по Аллее героев, которые также проходят в выходные. Она экскурсия длится 15 минут. Начинаются они в 12:00 и заканчиваются в 17:00.

Записываться надо заранее в паблике в VK через личные сообщения, ибо желающих бывает слишком много.

И напоследок посмотрите видео из «Острова фортов»

Заказать экскурсию в Кроштадт из Петербурга или по самому Кронштадту вы можете по объявлению ниже:

Водная экскурсия по фортам Кронштадта

Экскурсионные суда отходят от пристани «Кронштадт», которая находится в Средней (Петровской) гавани, рядом со зданием Арсенала. Поблизости расположены билетные кассы, где предлагают несколько вариантов прогулок. Мы выбирали между прогулкой с посещением форта «Граф Милютин» и поездкой с посещением форта «Великий князь Константин», через который сейчас проходит дамба. Решили, что в Константиновский форт можем съездить и сами (правда, так и не съездили, оставив на следующий раз), а вот попасть в форт «Граф Милютин» другой возможности, кроме как по воде, нет.

Билеты нужно покупать заранее, за несколько часов. Погуляв по городу и посетив Морской Никольский собор, мы пришли на пристань и через некоторое время уже садились на небольшой прогулочный катер. Капитан, он же экскурсовод, вместе со своим помощником легко управлял судном и создавал на судне непринужденную атмосферу. Его рассказ о фортах Кронштадта и исторических фактах перемежался веселыми шутками старого морского волка.

Памятный знак «Кот и Пёс — корабельные друзья моряков»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector