Где живут индейцы

Литература

  • Индейцы Америки. Этнографический сборник. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. — 264 с.
  • Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». Расы и народы. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с. — ISBN 978-5-373-00654-5
  • Стельмах В. Г., Тишков В. А., Чешко С. В. Тропою слёз и надежд: (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — 316 с. — ISBN 5-244-00330-5
  • Уайт Д. М. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2006. — 251 с. — ISBN 5-9524-2347-7
  • Индейцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Кризисные явления в семьях

Данная сторона жизни семьи коренных американцев как раз и является областью, где с наибольшей силой сказываются кризисные явления.

Они нарастали постепенно. В 50-х годах сельская по преимуществу индейская семья естественным образом, опираясь на традиции дорезервационного периода, осуществляла процесс социализации ребенка, росшего на глазах родителей и других старших родственников. Вот пример того, как шло приобщение молодого поколения к культуре и трудовой деятельности у навахов. Жизнь юного индейца разделялась на несколько ступеней. Основным содержанием воспитания на первых двух из них, охватывавших соответственно возрастные группы от года до 4 лет и 5—6 лет, было привитие понятий «земля», «дом», «родители», «прародители». С помощью соответствующих легенд и историй мать и отец объясняли своим детям разницу в поведении мальчиков и девочек. Па третьей ступени (7—9 лет) происходило приобщение к труду: девочки начинали помогать матери по дому, а мальчики — отцу на ранчо. На следующей, четвертой ступени (10—15 лет) основной акцент переносился на духовное развитие: изучение истории своего народа, объяснение детям их места в системе родственных связей. Собственно говоря, на этом обучение юных навахов и завершалось. На пятой ступени (16—18 лет) юноши и девушки включались в хозяйственную жизнь семьи наравне со взрослыми, и, наконец, на шестой ступени (19—22 года) молодежь получала право распоряжаться имуществом без ограничений. После этого можно было вступать в брак и отделяться от родителей. Конечно, здесь мы привели общую схему воспитания, которая не являлась абсолютом. Она также не могла быть и гарантией успеха на данном поприще. Тем не менее, поскольку взросление индивида происходило в сельском обществе с его сравнительно жесткими социальными нормами и непререкаемым авторитетом старших по возрасту, многих проблем воспитания в том виде, в каком они есть в настоящий момент, в индейской семье в недавнем прошлом не существовало.

Вовлечение резервационного населения в американскую экономику воздействовало на процесс воспитания детей в семьях коренных жителей весьма неоднозначно. С одной стороны, правящие круги страны, заинтересованные в том, чтобы работники-индейцы были элементарно грамотными, приложили немало усилий для охвата их детей системой школьного обучения. Достаточно сказать, что за 60-е годы среди индейцев доля лиц, получивших среднее образование, увеличилась в 4,3 раза. Но, с другой стороны, это безусловно позитивное обстоятельство перечеркивалось содержанием политики американских властей в сфере образования молодых индейцев. В США вплоть до самого недавнего времени даже на территориях резерваций обучение индейцев шло исключительно по общеамериканским программам. В школах молодые представители коренного населения столкнулись с новой для них системой ценностей: меркантильностью, эгоцентризмом, ежедневным соперничеством и ориентацией на успех. Параллельно с этим учебные программы широко практиковали распространение ложных стереотипов относительно традиционных культур индейцев, их истории, языков, чем унижали достоинство коренных жителей страны. Результатом подобного разрыва между тем, что ребенок получал дома и в школе, стало крайне болезненное явление — нарушение диахронных связей между поколениями семьи. Как отмечал по данному поводу в спецкомитете сената по делам индейцев лидер резервации Колорадо-Ривер М. Фернандес, это нанесло тяжкую психологическую травму и юным индейцам, и их родителям. Результат не замедлил сказаться.

Геноцид индейцев в США

Расширяя границы своих территорий, молодое государство пользовалось доктриной открытия. Подразумевалось, что у аборигенов нет прав на земли. Они могут только проживать, но не владеть. Право собственности может быть только у более цивилизованных народов.


Согласно этой доктрине с 1830 года началось изгнание индейцев с родных мест

Правительство забирало экономически выгодные участки, плодородные земли. Навязывались невыгодные коренному населению договора. Освоение Нового света проходила через истребление народов.

Геноцид включал в себя:

принудительная стерилизация женщин;

выселение в непригодные для жизни места;

аресты и лишение жизни;

запреты на поклонения богам предков;

внедрение чуждых ценностей.

Перед коренным населением поставлен нелегкий выбор: переехать в города или остаться в резервациях. В первом случае индейцы ассимилируют, а во втором – сохранят культуру. Современные резервации индейцев в США никого не удерживают насильно.

Им выплачивают колоссальные компенсации за тяготы, которые пережили предки. Но тяга к независимости прослеживается очень четко и явно. Америка для них – это захватчик. Большинство не желает становиться гражданами чужой страны.

Как живут современные американцы

Русский или Японец в мире может получить гражданство любой другой стороны, при этом он будет представителем своего народа. Через несколько поколений эта индивидуальность, скорее всего, растворится в обществе, где живёт человек. И потомки этого эмигранта будут уже представителями того народа, среди которого они живут, и будут только вспоминать о своём происхождении. Такая ситуация происходит при ассимиляции.

Ещё 200 лет назад нация американцев только формировалась из эмигрантов, которые приплывали из разных стран, поэтому предки современных американцев соединенных штатов не были американцами. Коренное население Америки не оказало существенного влияния на разнородных эмигрантов на этот континент.

Среди всех эмигрантов не было одного доминирующего народа, хотя некоторые считают, что преобладали британцы, особенно в начале периода. И два века назад в Америке сложилась такая ситуация, что все жившие там народы влияли друг на друга, и все вместе формировали новую национальность, которая была уникальна.

В целом можно сказать, что история американцев, как народа, короткая, при этом достаточно богатая и насыщенная событиями. Что-то в истории этой страны было создано с нуля, а что-то заимствовано из культуры и жизни других национальностей. В настоящее время, когда говорят «американец», подразумевают граждане соединенных штатов Америки, поэтому можно сказать, что в современном мире это национальность состоялась.

«Юридический сумбур»

Оксана Данчевская напомнила, что в 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство всем уроженцам Соединённых Штатов. Она не распространялась на одну-единственную категорию населения — членов индейских племён.

Три года спустя власти США приняли закон, который лишил индейские племена статуса «суверенных народов». Писатель и историк Юрий Стукалин рассказал в беседе с RT, что «ситуация с положением коренных жителей стала с юридической точки зрения сумбурной». По словам эксперта, индейцы находились под юрисдикцией правительства Соединённых Штатов, но при этом были лишены гражданских прав.

Также по теме

Системная изоляция: сможет ли коренное население Северной Америки покинуть резервации

260 лет назад на территории Северной Америки в районе местечка Шамонг была создана первая в истории резервация для индейцев. Так был…

Данчевская придерживается аналогичной точки зрения. Эксперт отметила, что «индейцы имели в этот период двоякий статус». Такое положение дел сохранялось более 50 лет.

«С одной стороны, их всячески притесняли и не считались с их правами, с другой — власти США постепенно развивали связанную с ними нормативную базу. Нужно отметить, что часть индейцев получила за это время гражданство благодаря воинской службе, заключению браков и ассимиляции», — подчеркнула кандидат культурологии. 

По словам Данчевской, мощным катализатором процесса предоставления прав коренным народам стала Первая мировая война.

«Многие индейцы служили в армии, коренное население участвовало во всех войнах, которые вели США», — добавила она. 

В 1924 году американский парламент по предложению конгрессмена Гомера Снайдера принял закон «О гражданстве индейцев». 2 июня его подписал президент Джон Калвин Кулидж — младший.

  • Закон «О гражданстве индейцев», 1924 год

По словам Стукалина, гражданство коренным жителям дали, но до конца было непонятно, что с ним делать.

«Индейцев многие белые по-прежнему не считали за людей», — отметил историк. 

Несмотря на то что формально вместе с гражданством коренные жители должны были получить все полагающиеся белым американцам права, на уровне штатов с этим возникли проблемы. Так, право голоса на всей территории США индейцы получили только в 1948 году, после Второй мировой войны. 

В свою очередь, Данчевская рассказала, что после принятия закона о гражданстве индейцев власти США начали предоставлять коренным американцам некоторые льготы.

Так, индейцы получили социальную помощь от государства и налоговые льготы при осуществлении определённых видов деятельности, в частности в области игорного бизнеса.

«Ими могут пользоваться только члены племён, признанных на федеральном уровне. Но, во-первых, не все племена признаны, а во-вторых, не все индейцы могут доказать, что они являются членами племени», — подчеркнула эксперт. 

Предыстория

Предки современных индейцев были кочевниками. В конце ледникового периода 15 000 — 12 000 лет назад они небольшими родовыми группами перебирались из Азии в Северную Америку. Уровень воды был низкий, поэтому существовал наземный путь, соединяющий континенты.

Одни из них направились на юг вдоль побережья современного Тихого океана. Другие пошли по коридору, где не было льда, через центр современной Канады.

После того как лёд растаял, сохранилось мало свидетельств подтверждающих этот факт.

По мнению учёных, когда европейцы начали активно осваивать американский континент в 15 веке, там уже проживало более 50 млн. человек.

Судьба индейских племён трагична. Согнанные с родной земли, они вынуждены были проводить свои дни в резервациях. Но богатая культура и некоторые традиции этого народа стали частью современной американской культуры.

Северо-западные народы

На сегодняшнем севере США и территории Канады проживали племена, которые относились к северо-западной группе. Их жизненный уклад сильно отличался от быта коренных жителей других регионов. В группу входили племена:

  1. Блэкфуты — многочисленный народ, потомки которого проживают в Монтане и Альберте.
  2. Цимшианы — сейчас населяют северные районы США и территорию Канады.
  3. Салиши — племя, промышлявшее охотой на китов.

Климатические условия в этих районах были очень суровыми, а земля не подходила для занятия сельским хозяйством. В отличие от южных соседей, местное население отлично использовали природные ресурсы.

Помимо охоты и рыболовства, они занимались выделыванием шкур, резьбой по дереву, изготовлением лодок, которые называют пирогами. Жили они в срубах из кедра, украшенными внутри тотемами и каменной мозаикой.

Традиции и культурное развитие

Культура коренного населения Америки – это главным образом их языки общения, многие из которых до сих пор полностью дешифровать не представляется возможным. Дело в том, что каждое племя имело не просто свой диалект, а свой автономный язык, который звучал лишь в устной речи, не имел при этом письменности. Первая азбука в Америке появилась лишь в 1826 году под руководством главаря племени чероки, индейца Секвойя. До этого момента аборигены континента использовали пиктографические знаки, а если приходилось общаться с представителями иных поселений, то применяли жесты, телодвижения и мимику.

История

Современные индейцы и эскимосы генетически близки жителям Азии. В частности, согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, генотипы ряда индейских племён близки к генотипам некоторых народов Сибири. Это подтверждает гипотезу о том, что предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Азии. Одним из предполагаемых путей переселения считается так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. Исследование Y-хромосомы говорит о том, что генетическое разделение азиатского и американского населения произошло не ранее 17 000 лет назад. Согласно генетическому исследованию 2018 года, число первых переселенцев из Сибири в Америку было около 250 человек. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

Международная группа исследователей (в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН), исследовавшая митохондриальные ДНК и Y-хромосомы современных обитателей Алтайского края, пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Примерно 20—25 тыс. лет назад оттуда, по всей видимости, вышли предки индейцев, а также, вероятно, чукчей, коряков и др. Расселившись по Сибири, они добрались до Берингии и, в конечном итоге, дошли до Америки. В Y-хромосоме южных алтайцев исследователи обнаружили уникальные мутации, присутствующие в ДНК коренных американцев и известные как Y-хромосомная гаплогруппа Q. Взгляд со стороны митохондриальной ДНК (исследование гаплогрупп C и D у южных алтайцев и гаплогруппы D у северных алтайцев) дал аналогичные результаты.

До европейской колонизации (началась в XV веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна реки Амазонки и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

Ассимиляция с середины 19 века

Европейцы считали индейцев варварами, дикарями из-за своеобразного образа жизни и индивидуальной культуры. Часто издавались различные законы, которые запрещали язык коренных американцев, религию, традиции и др. Правительство искало способы ассимилировать коренных жителей.

Весьма успешными были попытки оградить индейцев от основной массы населения в обособленных резервациях. Подобные автономные деревни существуют и сегодня. Конечно, в жизни людей уже много элементов современной жизни: одежда, жилища, транспорт. Однако они до сих пор верны многим традициям и обычаям предков: сохраняют язык, религию, обычаи, тайны шаманства и др. Кстати, язык у каждого племени свой.

Праздник «Алхалалалай»

Самым ярким событием в культурно-ритуальной жизни русских индейцев слывёт знаменующий окончание лета праздник очищения «Алхалалалай», на который съезжаются не только камчатские ительмены, но и гости с разных уголков света, желающие окунуться в самобытный мир этой народности.

Уходящее корнями в глубокую древность данное торжество является своеобразным гимном благодарности природе, на протяжении года кормившей и оберегавшей ительменов. Прося прощения за причиненный ей ущерб, камчадалы приносят дары фигурам богов Ажушак, Нустахчах и Хантай.

Частью замечательного праздника «Алхалалалай» является подъем на священную гору Эльвель, а также многочисленные конкурсы, выявляющие лучшую ительменскую песню, байку, гримасу, самого искусного обработчика рыбы и совершенную хозяйку.

А самым ярким аккордом гулянья значится Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки, который представляет собой зажигательный танцевальный марафон, однажды длившийся рекордные 16 часов 20 минут.

№ 8 Человек рядом со мной подавился. Мне хлопать его по спине или сказать, чтоб поднял руки?

Если человек подавился, начал кашлять и может что-то вам ответить — достаточно просто сказать ему, чтоб продолжал и не стеснялся. Организм так устроен, что все сделает самостоятельно. Вам остается только поддерживать: «Ты подавился? Не бойся, кашляй — откашливайся». В этот момент главное успокоить и наблюдать за пострадавшим. Поднятие рук иногда помогает просто отвлечься, но с физиологической точки зрения ничего не меняет. Хуже, если подавивший при приеме пищи хватается за горло, не может выдавить ни звука и не кашляет.

В этом случае вам нужно подойти сзади, попросить человека слегка нагнуться и пять раз ударить в область между лопаток, направляя удары слегка вверх. Если это не помогло, нужно обхватить пострадавшего обеими руками в области живота, сжать руки в кулак чуть выше пупка и ниже грудной клетки и сделать несколько резких толчков по направлению внутрь и вверх. Повторите пять раз и, если не помогло, проделайте заново всю процедуру. Снова не помогает? Вызывайте скорую.

Мифологический аспект

Изначально все сказки, легенды и прочие народные сочинения, которые принадлежали индейцам, могли поведать нам об их жизни, о быте, о способах добывания пищи. Эти народы воспевали птиц, диких млекопитающих и хищников, своих братьев и родителей. Немного позже мифология приобрела несколько иной характер. У индейцев появились мифы о сотворении мира, которые очень похожи на наши библейские. Примечательно, что во многих рассказах американских коренных народов присутствует некое божество – Женщина с косами. Она является одновременно олицетворением жизни и смерти, пищи и войны, земли и воды. У нее нет имени, но упоминания о ее могуществе встречаются практически во всех древних индейских источниках.

Резервации индейцев в США карта

Коренные жители живут в разных частях страны. На их территории находятся многие красивые и уникальные места. Например, путешественников привлекают водопады Хавасу, Каньон Антилопы и Долина Монументов.


Лучше всего посмотреть сколько резерваций индейцев в США на карте. Больше всего их проживает в Калифорнии, Оклахоме и Аризоне.

Navajo Nation — резервация навахо

Самая крупная резервация охватывает штатов Аризоны, Юты и Нью-Мексико. Она принадлежит многочисленному народу навахо. Интересный факт: получить сертификат крови может любой человек, кто докажет свою принадлежность к народу. Для признания достаточно иметь четверть крови навахо.

Законодательную власть осуществляет Совет нации навахо. Законопроекты утверждает непосредственно министр внутренних дел Америки.

Навахо больше всех нацелены на сотрудничество с правительством. Например, язык навахо знают только члены племени. Представители этой нации работали шифровальщиками в период Второй Мировой войны. Противники так и смогли расшифровать послания, которые навахо отправляли друг другу.

PainPine Ridge Indian Reservation – резервация оглала

Пайн-Ридж — индейская резервация племени оглала. Она располагается в юго-западной части штата Южная Дакота, США. Здесь находится место бойни при Вундед-Ни в 1890 году, которая положила конец индейским войнам.


Сейчас средний возраст проживающий в Пайн-Ридж индейцев составляет 21 год.

Воспитанием подрастающего поколения занимаются дедушки и бабушки. Многие представители племени оглала-лакота стали алкоголиками или наркоманами. Ущерб местной экономике причиняют стихийные бедствия.

В 2007 году он и его единомышленники сожгли американские паспорта. Минс умер в 2012 году, но его Республика Лакота стала символом антиамериканского сепаратизма.

Племя чикасо (Chickasaw Nation)

Чикасо были одним из «Пяти цивилизованных племён». Они продали земли в 1832 году. Сегодня их нация проживает на территории штата Оклахома. Племя признано правительством. По численности занимает 13 место.


После чокто, чикасо были самым многочисленным народом в Миссисипи

Они отстаивали свою независимость в постоянных войнах с другими индейцами и с переселенцами из Европы. Чикасо постоянно воевали, поэтому подготовка мальчиков начиналась с детства.

Индейцы участвовали в Гражданской войне. Они выступили за англичан и нападали на американцев. Они сдались только после принятия Закона о переселении. Тогда племя перекочевало за Миссисипи.

Положение индейцев США в настоящее время

В США в настоящее время проживают около 5 миллионов индейцев, что составляет примерно 1,6 % населения страны.
По данным за 2009 год, больше всего индейцев в штатах Калифорния (около 740 тысяч), Оклахома (415 тысяч) и Аризона (366 тысяч).
Лос-Анджелес — город с наибольшей долей индейского населения.

Наиболее крупные индейские народности — чероки (около 310 тысяч), навахо (примерно 280 тысяч), сиу (115 тысяч) и чиппева (113 тысяч).

Ныне в США насчитываются 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «индейская резервация …-нейшен». Они имеют право на формирование своего правительства, на принятие законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности на своей территории. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют почти те же права, что и штаты США. Кроме того, племена, доказавшие что собственность их предков реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты.

Пау-вау в Монтане, 2007 г.

В резервациях ныне проживает более трети индейцев США. Площадь индейских резерваций составляет 2 % территории США. Крупнейшей резервацией обладают навахо (Нация навахо) — её площадь равна площади штата Западная Вирджиния.

Право создавать казино в резервациях индейцы получили в 1990-х годах и это значительно повысило их благосостояние. Общий доход индейских казино в 2003 году составил 14,5 млрд долларов. Значительные доходы резервациям приносит безакцизная торговля алкоголем и табачными изделиями, а также туризм.

Средний возраст индейца — 29,7 года, что заметно меньше возраста среднестатистического американца (36,8 лет). В семьях индейцев больше детей, чем в среднем по США.

В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 % — это в пять раз превышает её средний уровень по стране. Примерно четверть всех индейских семейств живёт за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других жителей США.

За чертой бедности в 2009 году жили 23,6 % индейцев, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 14,3 %. Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения, и обучение для них, как правило, бесплатное, лишь 16 % индейцев имели высшее образование, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 28 %.

Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев, однако более половины из них находятся под угрозой исчезновения. По данным за 2008 год 72 % американских индейцев не владеют никаким языком, кроме английского, и лишь 21 % индейцев говорит дома не только на английском языке.

В 2009 году Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались Коренные Народы со стороны граждан Соединённых Штатов».

Империя инков

Это величайшее объединение индейцев, которое существовало в 11-13-м веках на территории нынешних Колумбии, Перу и Чили. До прихода европейцев местные жители уже имели свое административное деление. Империя состояла из четырех частей – Чинчайсуйу, Кольасуйу, Антисуйу и Кунтисуйу, а каждая из них, в свою очередь, делилась на провинции. Империя инков имела свою государственность и законы, которые преимущественно были представлены в виде наказаний за те или иные злодеяния. Система управления страной у них была, скорее всего, деспотично-тоталитарной. В этом государстве также была армия, имелся определенный социальный строй, над нижними слоями которого производился контроль. Главным достижением инков считаются их гигантские магистрали. Дороги, построенные ими на склонах Анд, в длину достигали 25 тысяч километров. Для передвижения по ним использовали лам как вьючных животных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector