Как строилась великая китайская стена и что она представляет собой сейчас

Место расположения китайской стены

Проходит стена, начинаясь невдалеке от Ляодунского залива у города Шанхайгуань, северо-восточнее Пекина (в 45 км от него), через Северный Китай в пустыню Гоби, заканчивается в провинции Ганьсу.

Стена сохранилась и по сегодняшний день, несмотря на то, что ей уже больше, чем тысяча лет. Данные о ее длине до сих пор противоречивы. Но известно, что она очень большая. Стену даже видно из космоса. Прямая линия между ее конечными точками составляет 2450 км, но надо учитывать, что стена нигде не идет прямо — то поворачивается, то изгибается. Таким образом, ее длина должна быть не менее чем 6000 км, а, возможно, и больше.

Ширина стены — 6 метров, в ряд по ней могут идти одновременно 5 человек, даже маленький автомобиль спокойно проедет. Высота Великой стены — 8 метров, а некоторые дозорные башни (всего их 25 тысяч)- до 20 метров. С внешней стороны стены находятся «зубцы» из крупного кирпича. Внутренняя сторона защищена барьером, высотой 90 см. Раньше в этом барьере, через равные участки, располагались водостоки.

Легенды

Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.

Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.

Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.

Интересные факты

  • Китайская стена не является единым строением;
  • Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
  • В документах времен русско-китайской войны начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.

Это сооружение предназначено защищать Китай?

К сожалению, тяжелый труд и монументальные усилия не совсем оправдались. Великая стена никогда не удерживала захватчиков с севера. Она лишь немного замедляла их. Фактически маньчжурские кочевники регулярно совершали набеги на стену в течение многих лет. В конечном итоге они контролировали определенные части Китая в течение 250 лет.

Несмотря на стратегические неудачи, стена служила системой шоссе для перемещения войск и грузов, а сигнальные башни обеспечивали важную коммуникационную сеть. Хотя налетчики могли обойти стену, она действительно обеспечивала наблюдение и служила системой первого предупреждения, чтобы оповестить других о том, что захватчики наступают.

Интересные факты и легенды о стене

Часто можно встретить утверждение, что Китайская стена – это цельное сооружение, построенное в один приём. Однако это лишь миф. На самом деле Великую Китайскую стену строили по частям, и происходило это в разные времена при правлении разных династий.


Конечно же, это огромное сооружение занесено во многие справочники, описывающие различные рекорды человечества. Чаще всего Китайская стена упоминается как самое длинное сооружение в мире. Однако впечатляют и другие её параметры. В самых высоких местах её высота составляет 7 метров, а ширина достигает 8 метров.

Как уже было сказано, Великую Китайскую стену строили различные династии. Каждая из них строила свой участок для того чтобы защитить государство от набегов кочевых племён и других угроз. Когда-то это было делом первой необходимости. Если подсчитать, сколько было всего построено оборонительных сооружений в Китае за 2000 лет, то их длина в совокупности составит более 50 тысяч километров.

Однако именно то, что стена имела «прогалы», привело к захвату северных территорий монголами в 1211-1223 годах. И только в 14 веке китайцы вновь смогли вернуть себе этот участок земли.

По всей длине Великой Китайской стены были равномерно установлены смотровые вышки, кое-где их высота достигала 40 футов. Их использовали чтобы наблюдать за территорией и как крепости и гарнизоны для войск. Также в этих вышках хранили запасы воды и еды. Если была замечена опасность, на вышках зажигали факелы или маяки, иногда поднимали флаг. На западе стену использовали также для защиты караванов, отправлявшихся по Великому шёлковому пути.

Во время китайско-японской войны в 1938 году Великую стену всё ещё использовали по назначению. До сих пор в некоторых местах можно увидеть следы от пуль.

Известно, что подобно египетским пирамидам, во время строительства этого сооружения погибло очень много людей. Считается, что это количество составляет более 1 миллиона жизней. Поэтому иногда Китайскую стену называют самым длинным кладбищем на Земле.


Ещё одна популярная и немного страшная легенда о Великой Китайской стене рассказывает о том, что для строительства стены готовили смесь, замешанную на порошке из человеческих костей. А людей, умерших на стройке, замуровывали прямо в стену, так она становилась крепче. Однако современные исследователи доказали, что в состав строительного раствора входит лишь рисовая мука, которую раньше активно использовали для строительства в Китае. Костей в стене тоже не нашли.

И всё же легенд вокруг Великой Китайской стены ходит множество. Например, в одной из них говорится о жене фермера, который погиб во время строительства стены. Когда она узнала о трагедии, то пришла на то место и плакала до тех пор, пока стена не рассыпалась. Тогда она увидела кости своего мужа и забрала их, чтобы похоронить по китайскому обычаю.

Что касается обычаев захоронения, то для строителей стены это был особый ритуал. Строителям, погибшим на Великой стене, в гроб ставили клетку с белым петухом. Петух был призван своим криком не дать духу усопшего заснуть, пока похоронная процессия не выйдет за пределы стены. В ином случае дух умершего должен был долгие века не найти покоя и блуждать вдоль стены.

Есть миф о том, что дорогу строителям указывал дракон – символ Китая, который до сих пор в этой стране является олицетворением добра, мира и процветания. Там, где прошло это существо, оставались его следы. Именно по ним строители и узнавали, где нужно строить Великую стену.

Сейчас для всех китайцев Великая стена является предметом гордости, символом борьбы и величия государства. Правительство Китая не жалеет средств на сохранение и реконструкцию стены, ведь нет ничего важнее, чем помнить историю своего народа.

Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Теги: Великая Китайская стена

Реставрация стены

Состояние Великой Китайской стены удручающее. С одной стороны, великое строение разрушается в силу ветхости, с другой – «вклад» в этот процесс вносит сама природа: сильные ветра и дожди размывают и разносят глину. Песчаные бури засыпают стену.

Сами китайцы тоже не очень бережно относятся к архитектурному памятнику: камни расписаны иероглифами, которые оставили местные вандалы.

Большая часть каменной кладки нуждается в реставрации, некоторые участки надо полностью перестраивать. Хуже всего дела обстоят в местности Миньцинь.

https://youtube.com/watch?v=82qwQMY3ENQ%3F

Реставрация стены ведется только на тех отрезках, которые располагаются рядом с большими городами. Например, рядом с Пекином отреставрировано 5,75 км. ограждения. В состав этого участка входит 22 башни. Ремонт осуществляется из казны мегаполисов. Для крупных городов восстановление ограждения имеет экономическое значение, ведь Китайская стена – это туристический объект, чем больше людей сюда приедет, тем больше денег поступит в бюджет провинции.

Для туристов создаются все условия, подбираются опытные гиды, которые могут рассказать много интересного о стене. Популярностью пользуются экскурсионные группы для детей. Малышам кратко рассказывают самые интересные исторические факты о строительстве ограждения. Знакомство с архитектурным объектом проходит очень интересно, ребенок узнает много полезного.

Для удобства туристов на отреставрированных участках Великой Китайской стены установлена канатная дорога. Из кабинки открывается красивый обзор. А для любителей спортивных соревнований раз в год проходит марафон, участники которого должны быстрей остальных конкурсантов преодолеть 1000 ступеней и достигнуть финиша.

Добраться до главной достопримечательности Китая можно на поезде, автобусе, такси или личном автомобиле. Великая стена окутана множеством тайн, что делает ее еще популярней среди туристов. Ежегодно этот объект посещает 40 млн. человек.

Возведение стены

В одной китайской легенде говорится о том, что раствор, которым скрепляли между собой камни, делали из порошка, приготовленном из костей людей, которые погибли во время работы на стройке. Естественно, это неправда: строительный раствор древние мастера готовили из обыкновенной рисовой муки.

Интересные факты гласят, что вплоть до эпохи правления династии Цинь при строительстве стен использовались любые подручные материалы. Для этого между прутьями выкладывали слои из глины, мелких камешков, иногда использовали необожжённые, высушенные на солнце кирпичи. Именно из-за использования подобных строительных материалов китайцы и прозвали свою стену «земляным драконом».

Когда к власти пришли представители династии Цинь, для возведения стены начали использовать каменные плиты, которые клали впритык на утрамбованную землю. Правда, камень использовали в основном на востоке страны, поскольку достать его там было нетрудно. На западных землях он был труднодоступен, поэтому стены возводили из утрамбованной насыпи.

Предварительное строительство

Возводить Длинную стену начали в третьем веке до нашей эры ещё до объединения царств в одну империю, когда они воевали друг с другом. В её строительстве принимали участие более одного миллиона человек, что составляло 1/5 от общей численности китайского населения.

В первую очередь она понадобилась для того, чтобы защитить города, которые превратились в крупные торговые центры, от кочевников. Первые стены представляли собой глинобитные конструкции. Поскольку в то время единой Поднебесной империи ещё не существовало, сооружать их вокруг своих владений начали сразу несколько царств:

  1. Царство Вэй – около 352 г. до н.э.;
  2. Царства Цинь и Чжао – около 300 г. до н.э.;
  3. Царство Янь – около 289 г. до н.э.

Император Цинь Шихуанди: Начало строительства

После того как Шихуанди объединил воюющие между собой царства в одну страну, Поднебесная империя стала чрезвычайно могущественной державой. Именно тогда полководец Мэн Тянь получил приказ начинать строительство (в первую очередь возле хребта горной цепи Иншаня).

Возводили стену на протяжении десяти лет, и давалась работа чрезвычайно нелегко: тяжёлая для проведения таких работ местность, отсутствие полноценного питания и воды, многочисленные эпидемии и тяжелейший труд. В итоге здесь погибла не одна тысяча людей (поэтому эту стену неофициально называют самым длинным кладбищем планеты).

У китайцев существовала целая погребальная церемония, специально предназначенная для тех, кто потерял свою жизнь на строительных работах. В то время как родственники покойника несли гроб, на нём стояла клетка с находившимся в ней белым петухом. Согласно поверьям, крики птицы не давали уснуть духу мёртвого человека до тех пор, пока похоронная процессия не пересечёт Длинную стену. Если так не сделать, то дух покойного будет до окончания века бродить вдоль погубившей его конструкции.

Исследователи утверждают возведение стены, сыграло немаловажную роль в свержении династии Цинь.

Строительство во времена династии Хань

Когда страной стали править представители династии Хань (206 г. до н.э –220 г.н.э), строительство было продолжено на запад, и таким образом, дошло до Дуньхуана. Кроме того, в это время её соединили со сторожевыми башнями, расположенными в пустыне (их основное предназначение было защитить караваны от кочевников).

Представители династии Хань реконструировали уже существующие стены и достроили ещё около десяти тысяч километров (что в два раза больше, чем их предшественники). В строительстве приняло участие около 750 тыс. человек.

Строительство во времена династии Мин

Участки стены, что неплохо сохранились до наших дней, с 1368 по 1644 гг. построили представители династии Мин. Для этого они использовали кирпич и каменные блоки, которые делали сооружение значительно крепче и надёжнее, чем до этого. Именно в это время Великая Китайская стена была построена в Шаньхайгуане и соединена с западной заставой Юймэньгуань.

https://youtube.com/watch?v=aGRoAPqytUg

История китайской стены

В 220 году до нашей эры император китайской империи, Цинь Шихуанди, отдал указ о строительстве самого большого сооружения, какое видело человечество — Великой Китайской стены или, как ее называли сами китайцы «Ванли Ченчен» («стена длинной десять тысяч ли»). Цинь Шихуанди считается одним из самых страшных деспотов, которых только видел китайский народ. Для него не имело никакого значения, что строительство займет много времени и придется вложить слишком много сил. Главным был результат. Великая стена для него — это способ подчеркнуть свое могущество и обеспечить безопасность своих границ. По приказу императора была набрана армия из крестьян, солдат, преступников. Они все были направлены на строительство великой стены.

Стена предназначалась, как защитное сооружение от набегов воинствующих соседей, прежде всего от кочующих племен монголов. Но, кроме того, стена была также доказательством могущества императора. По мнению властей, народ должен был благодарить своего правителя за такой щедрый подарок. Ходила даже легенда о том, что душа Цинь Шихуанди, когда тот спал, взлетела на луну и оттуда посмотрела на землю. С этой высоты она увидела, каким беззащитным был Китай. Когда император проснулся, то ему в голову пришла идея о воздвижении Великой стены, которая защитит империю и сделает всех китайцев «единой семьей».

Китайская стена возводилась не на пустом месте. Весь Китай состоял из городков, которые враждовали между собой. Для того чтобы оградить себя от набегов соседей, во многих городах строились сторожевые башни и небольшие по протяженности стены. Цинь Шихуанди пришло в голову, что все эти ограждения можно соединить, то есть превратить их в единое великое сооружение. Армия из народа направилась к башням, чтобы подлатать устаревшие крепости и соединить все части между собой. Император поручил этот проект своему любимчику — генералу Мэн Тяню, который и руководил постройкой стены до самого завершения.

Стена росла быстро. Строилась из земли и кирпича на любой местности — будь то равнины или горы, даже в воде возводили стену. Около 3 000 000 человек работали над строительством в течение 10 лет. Больше чем половина из них погибли во время работ. Умирали не только от травм, а также от бессилия, холода (работы велись в любую погоду), от болезней и голода. Умерших и больных даже не удосуживались отвезти, их бросали на стену и замуровывали. Также поступали и с провинившимися.

По одной из легенд, придворный колдун императора предсказал, что стена будет закончена только тогда, когда «умрет Ван или погибнут в стене тысячи». Тогда император приказал собрать всех Ванов, убить их и похоронить в стене.

Становится ясно, почему Великую китайскую стену называют «стеной слез» или «Кладбищем империи», где похоронено 400 000 человек.

После 10 непрерывных лет работ, к 213 году до нашей эры, стена была возведена. Этот крепостной вал протянулся по всей империи, извивалась по горам и холмам, идя через болота и пустыни. По всей стене были расставлены гарнизоны по 140 человек. Каждый гарнизон отвечал за определенный участок. Вдоль стены располагались посты наблюдения, которые должны были сигнализировать при приближении врага к стенам Китая.

На всем протяжении стены, через определенные расстояния были построены сторожевые башни. Они немного возвышаются над самой стеной и имели очень простую конструкцию — прямоугольное двухэтажное сооружение с парой окошек и внутренними лестницами. Эти башенки нужны были для распространения информации — с помощью огней или дымовых сигналов. Информация распространялась между городами с небывалой до этого скоростью. О вооруженных нападениях в одном городе в этот же день узнавали во всем Китае.

Использовалась стена и как дорога, по которой перевозили различные грузы, ее ширина это позволяет. При желании по ней могли передвигаться и конные повозки.

Со временем постепенно стена начала разрушаться, в течение нескольких столетий она была почти полностью заброшена. К VII веку стена была на грани полного разрушения. В первые вопрос о реконструкции подняли только при правлении династии Суй в 605 году уже нашей эры (то есть через 800 лет после того, как возвели стену). Опять, чтобы отремонтировать стену, было направлены тысячи рабочих, многие из которых погибли во время работ. Поговаривали, что Великая китайская стена проклята, так как ей необходимы человеческие жертвы.

Великая стена — грандиозное сооружение своего времени, но даже на сегодняшний день она является чем-то величественным и загадочным. Потрясает тот труд, который был вложен в постройку этого сооружения. Простояла больше, чем 1000 лет и, думается, Великая Китайская стена еще простоит немало, удивляя людей многих поколений.

Можно ли прогуляться вдоль сооружения пешком?

Да. Некоторые авантюристы даже ходили или ездили на велосипеде по всей длине стены. Большая часть ее находится в руинах, однако туристические компании предлагают разные возможности, к примеру, можно спать на менее популярных участках стены.

Многие участки стены полностью закрыты для реставрационных работ или археологических исследований, которые, скорее всего, никогда не закончатся, если они когда-нибудь начнутся. Китайское правительство подверглось критике за предотвращение доступа к сегментам Великой Китайской стены. Оказалось, что оно беспокоится не столько о сохранности исторической ценности, сколько о том, чтобы направить туристов на более популярные участки стены, где изобилуют сувенирные ларьки.

Где находится Великая Китайская Стена

Осмотр одной из популярнейших достопримечательностей Поднебесной означает, что вы посетите какой-нибудь участок из тысяч мест, которые открыты для туристов. Есть возможность ознакомиться и с закрытыми местностями, но это уже будет сложнее сделать. В основном посещают участок Бадалин. Великая Китайская Стена располагается в северном Китае, а в участке Бадалин проходит возле Пекина.
Добраться до Китайской Стены и до самого популярного места Бадалина проще, чем к другим зонам. Просто сюда можно доехать разными видами транспорта.

Такси

Естественно, такая дорога обойдется дорого, а без умения торговаться и изъясняться на китайском выйдет еще дороже. В хороший день стоимость достигнет 500 юаней, а в худшем случае могут запросить и 1000 юаней (почти 150$). Да, и такси это же слишком легко для тру-путешественника

Электричка

Простой и бюджетный вариант, но с большим “но” — очень длинные очереди. Люди занимают очередь не только за билетом, но и для того, что потом попасть в вагон. На вокзалах людно в любое время суток. Но если вы решились воспользоваться железнодорожными услугами, то поезд до Бадалина идет с Северного вокзала в Пекине (у таких учреждений адрес состоит из названия улицы и района). Проще всего доехать до вокзала подземным транспортом. Необходимо найти станцию Xi Zhi Men (西直门), которая расположена на второй кольцевой ветке.

Удобнее всего выйти на А1 или Е2. Если станция метрополитена вокзальная, то обычно повсюду натыканы указатели, по которым тяжело заблудиться. Расписание пригородного транспорта висит на стене. Нужно выбрать поезд, запомнить номер и идти в кассу за билетом. Чтобы купить билет, держите при себе загранпаспорт и наличные.

Знаете ли Вы? Многие участки Стены почти разрушены. В 70-е годы прошлого столетия сооружение считалось символом деспотизма. Власти даже рекомендовали людям брать из стен кирпичи и камни для собственных нужд.

Еще одна трудность этого варианта — очень мало кассиров хоть немного владеют английским языком. Если вы не говорите на китайском, то лучше записать номер поезда и показать кассиру название места, куда вы направляетесь. Подойдет и латиница Badaling или же напишите китайское название города 八达岭站. В основном это электрички под номером S2XX, то есть S203, S205, S2045 и другие. Дорога займет около 1,5 часа. Цена проезда около доллара — всего 6 юаней. И важный момент — если вы приверженец чистоты и аккуратности во всем, то путешествовать китайскими электричками не для вас.

Автобус

Следует найти станцию метро Jishuitan (积水潭) на второй ветке. Нужно выйти на B2. В месте, где стоят автобусы до Бадалина, будет указатель. Необходимо отыскать автобус № 877 или № 919. На самом транспорте написаны следующие иероглифы 八达岭长城. Удобнее добираться автобусом № 877, поскольку конечная остановка у Великой Китайской Стены. А вот № 919 тоже идет к нужному пункту назначения, но его маршрут длиннее, поэтому нужно хорошо наблюдать за дорогой, чтобы не пропустить свою остановку. Будьте бдительны: еще есть автобус № 919 快, который вообще идет в другую сторону.

Транспорт ходит каждые 15-20 минут. Из столицы рейсы идут с шести утра до полудня и обратно с пол одиннадцатого до пяти вечера. Зачастую надписи продублированы и на английском. Лучше задавать дополнительные вопросы в справочном бюро, а не у людей на улицах. Дело в том, что вы можете попасться на таксистов или их коллег, которые скажут, что автобусы не ходят, а они готовы отвезти вас к месту за баснословные суммы.

Только следите, чтобы пришел крупный автобус, а не тесная маршрутка. Дорога займет почти 1,5 часа. Цена билета около 12 юаней. В любом случае это будет удобнее электрички и выгоднее такси: 4 юаня на метро и 24 юаня на автобус (цены в две стороны) — выходит только 28 юаней или 4 доллара.

Экскурсия

Есть вариант присоединиться к экскурсионной группе. Транспорт отходит с площади Тяньаньмэнь. В подобную программу зачастую включают и сувенирные лавки. Такие визиты отнимут лишние пару часов и несколько сотен юаней. Если вы не хотите ходить за кем-то гуськом, а свободно гулять, то лучше воспользоваться другим вариантом. Крупнейший архитектурный памятник можно посмотреть и на карте по координатам 40°25′ с. ш. 116°05′ в. д.

Как только вы окажетесь в Бадалине, то дальше идите туда, куда движется основная масса людей. Эта толпа наверняка идет в нужное место — к Великой Китайской Стене. Но если вы сомневаетесь, то спросите у идущих рядом иностранцев.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь. 

Великий первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.

Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена — это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector