Казанский собор в санкт-петербурге — кафедральный
Содержание:
Собор Казанский в Санкт-Петербурге. История строительства
Но через полвека здание обветшало и перестало соответствовать сложившемуся к тому времени нарядному облику Невского проспекта. Потому было принято решение полностью перестроить Казанский собор. В 1799 году по приказу царя Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма. Одним из требований правителя было то, что он должен походить на римский собор Святого Петра, возведенный зодчим эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Перед архитекторами была поставлена сложнейшая задача: в небольшое уже сформировавшееся пространство требовалось вписать монументальное сооружение с колоннадой. К тому же по православным канонам алтарь обязательно должен был быть обращен на восток. Следовательно, фасад здания должен был выходить не на Невский проспект, а на Мещанскую улицу (ныне Казанскую).
Свои проекты представили многие выдающиеся архитекторы, такие как Гонзага П., Воронихин А. Н., Камерон Ч. и Тома де Томон Ж. Ф. Сначала Павлу I по душе пришелся проект Ч. Камерона, но после содействия графа Строганова строительство было доверено сорокалетнему архитектору Воронихину Андрею Никифоровичу. В 1800 году собор Казанской Божьей Матери стали возводить южнее Рождественской церкви. Все это время храм продолжал работать. Собор Казанский в Санкт-Петербурге планировали возвести за четыре года, но строительство затянулось на долгих одиннадцать лет. Оно проходило на фоне большого патриотического подъема, причиной которого стало предложение графа Строганова задействовать в работе только русских мастеров. Весь строительный материал тоже был отечественным. Работа, в которой были задействованы тысячи крепостных, проходила в очень тяжелых условиях, техника практически полностью отсутствовала. Тем не менее за одиннадцать лет удалось возвести шедевр архитектурного искусства. В высоту храм достигает 71 метра, по тем временам — настоящий великан. Собор Казанский в Санкт-Петербурге стал величественным памятником русского зодчества.
Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора
Внутри собор схож с гигантским залом императорской резиденции. Монументальность ему придают более 50 колонн коринфского ордера, украшенных позолоченными капителями. Материалом для этих элементов послужил розовый гранит, доставленный в Петербург из Финляндии. Колонны делят внутреннюю часть храма на 3 прохода – нефа. Ширина центрального нефа в 4 раза превышает ширину боковых, а свод полуцилиндрической формы позволяет визуально еще больше увеличить его пространство. В потолки боковых нефов органично вписаны прямоугольные кессоны и розетки в виде фантастических цветов, имитирующие настоящие картины и изготовленные из алебастра.
Мозаика на полу в храме сделана из натурального розоватого и серого мрамора, привезенного из Карелии. Напольные ступеньки амвона и алтаря, а также кафедра, выложены кораллово-малиновым порфиром.
Большинство икон Казанского собора написаны великими живописцами конца XVIII – начала XIX веков: Брюлловым, Боровиковским, Шебуевым, Басиным, Угрюмовым, Бессоновым, Ивановым, Кипренским и другими. Их произведения украшают не только иконостас, но и стены и пилоны строения. Все полотна выполнены в стилистике художников эпохи Ренессанса.
Иконостас создавался в 1830-х годах по эскизу архитектора Тона и отделан трофейным серебром, доставшимся русским войскам после бегства наполеоновской армии. В советскую эпоху драгоценная облицовка была украдена, однако сейчас она полностью восстановлена. Над северным и южным входами размещены скульптурные композиции, изображающие арест Иисуса и его шествие к месту казни. Главная святыня – лик Казанской Богоматери – находится с левой стороны от Царских Врат.
История Казанского собора
История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.
Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.
Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.
Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.
Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.
Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.
Казанский собор памятник Кутузову
В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.
Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли
Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.
В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.
После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.
В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.
Список казанской иконы
Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».
Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными. Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.
За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.
В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников. В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.
К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал
История
Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.
Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.
Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.
В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы
Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть
На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.
Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.
Казанский собор в годы советской власти
После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.
Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.
В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.
История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
С 1930-х годов
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
Двести лет истории
Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.
Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.
Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.
Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.
Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.
В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам – М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец – М. И. Кутузов.
С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.
Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.
После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.
В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.
Краткое описание
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи
Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Казанский собор и время
В Казанском соборе венчались все члены царской семьи, здесь служились благодарственные молебны после неудачного покушения на Александра II и праздновали 300-летие дома Романовых. В ризнице – подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном и позолоченном окладе весом 33 кг, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.
После торжественного молебна в Казанском соборе фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов уехал в действующую армию. Сюда же в июне 1813 года доставили прах великого полководца для погребения. Кутузов умер в прусском городе Бунцлау во время заграничного похода русской армии.
После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен.
С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.
После смены власти из собора вывезли церковные ценности, бесследно исчезли 2 тонны переплавленного серебра. В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории и атеизма. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Через 2 года храм возвратили Русской православной церкви, превратив в кафедральный собор.
В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга мастера судостроительного Балтийского завода отлили для храма 4-тонный колокол высотой 2 метра. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора.
Происхождение образа
До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).
Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери.
Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.
Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.
С него писали идентичные иконы, они расходились по всей России. Первую отослали в столицу — в Москву, тогда еще царю Иоанну Грозному. Пётр Первый в 1708-ом году велел Прасковье Федоровне — вдове своего старшего брата — Иоанна Алексеевича, Пятого, царя из династии Романовых — доставить список в строящийся город на Неве. Она исполнила волю государя.
Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика. По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы. Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.
Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть «немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме», дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.