Казанский кафедральный собор
Содержание:
- История храма в XVII-XX веках
- Намоленное место
- Настоящее площади
- История строительства
- Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
- Сквер как преграда демонстрантам
- С чего все началось
- Ризница и утварь собора
- Архитектор Казанского собора
- Где находится Казанский собор?
- Казанский храм от закладки до освящения
- Внутреннее убранство храма
- Возрождение
- История
- Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора
История храма в XVII-XX веках
В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.
Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.
Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.
Вид собора от Государственного исторического музея
Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.
Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.
Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.
С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.
Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел
В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.
Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.
В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.
Намоленное место
Деревянная церквушка простояла совсем недолго. В начале 1730-х императрица Анна Иоанновна повелела ее перестроить в камне и по образцу Петропавловского собора. Благодаря выдающейся колокольне церковь стала самым высоким сооружением в округе. За день до освящения в 1737-м году в храм перенесли икону Казанской Божьей матери. Святое строение начали именовать в народе Казанским собором.
Через год Кривушу украшал деревянный мост, названный Рождественским. Берега речки в 1760-е были облицованы, и она получила новое название — Екатерининский канал. Сейчас это всем известный канал Грибоедова. Деревянный мост заменили на каменный, который сегодня мы знаем как Казанский мост.
Вставший на престол сын Екатерины Великой — Павел Первый хотел построить величественный храм во имя Казанской иконы Божией Матери и наподобие собора святого Петра в Риме. Было решено заложить монументальное сооружение за церковью Рождества Богородицы, потом ее разобрать, ибо вид ее уже не вписывался в архитектурный облик столицы, ставшей за все предыдущие годы своего развития намного изысканней.
Для таких грандиозных целей потребовалось больше пространства. Поэтому строительство стартовало с расчистки территории, было выкуплено и разобрано одиннадцать частных строений. В 1805 году Казанский мост снова подвергся перестройке: его сделали шире на девяносто пять метров. С этого времени происходит окончательное формирование границ Казанской площади.
Настоящее площади
Подобное протестное настроение витало в воздухе на площади и в конце прошлого столетия и тысячелетия, а в начале нового или уже нашего — на заре 2000-х растительные насаждения для митингующих служили в качестве пляжного основания. Через сквер пролегла «народная тропа».
Хочется отметить, как бы сквер ни «оскверняли», что бы тут ни делали, несмотря ни на что, он свято хранит свой первоначальный вид, который был задуман последним проектировщиком. Лишь только этот прекрасный уголок природы оградили забором, чтобы в дальнейшем он не был испещрён другими нежелательными стежками-дорожками. Теперь, чтобы войти на его территорию, приходится проделывать порой немалый путь.
Но эти усилия оправдывают себя. Зелёный оазис в центре мегаполиса — диво на сегодняшний день. Сочный растительный антураж под открытым небом дарит множество художественных наслаждений и необычных впечатлений. Каждый получает здесь массу эстетического удовольствия, мощный заряд самой позитивной энергетики. Освежает взор и ощущения фонтан в центре сквера. Не могут не вызывать умиление здешние звонкие птички, которые едят прямо с рук и уводят мысли от мирской суеты. Для верующих и туристов имеется возможность посетить собор.
В сквере размещены лавочки, чтобы посидеть и увлечься чтением, либо отдохнуть сердцем и подготовиться телесно к предстоящей дороге. Рядом можно перекусить, работают кафе на свежем воздухе. Всем угождает Казанская площадь. Петербуржцы гордятся своим историческим наследием, и когда выдаются теплые деньки, рады по-семейному и душевно с друзьями провести время в своем любимом сквере.
История строительства
В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.
Вид собора от Красной площади
Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.
Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Памятник М.И. Кутузову у Казанского собора
50512
Памятник Барклаю де Толли
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Сквер как преграда демонстрантам
Власти, не способные противостоять демонстрантам, решили превратить площадь пред храмом в сквер. Начиная с 1880 года, разрабатывались разные проекты. Но по всевозможным причинам разбивка сквера откладывалась. Так, в 1881 году городской садовник Визе представил 4 проекта обустройства сквера с фонтанами, клумбами и дорожками.
Ограждения, которые планировали установить на площади, якобы в декоративных целях, не позволяли бы политической аудитории использовать пространство для митингов. Но ничего из предложенного Визе не получило одобрение со стороны властей.
Через год архитектор Бенуа продвигал свой проект с древесными посадками вокруг памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. И этот план не нашел ответа. В 1880-е годы были установлены чугунные тумбы с железными цепями, появились новые фонари и скамейки. Последние скоро убрали, в 1889-м возвратили, в 1901-м они бесследно исчезли.
Петербургский голова Клейгельс хотел внести свою лепту, и в 1898 году предложил устроить цветник с фонтаном у собора. Государь одобрил, но проект так и остался на бумаге.
В конце XIX века был проведен конкурс, специальной комиссией было рассмотрено с десяток стоящих планов. Три плана были удостоены медалями: золотой — садовника Рудольфа Францевича Катцера, малой золотой — городского садовника Визе, большой серебряной — садового инженера Эккерта.
Сразу началась закладка сквера по проекту Катцера. В первый год XX века на площади появилась беседка, были высажены свыше половины тысячи многолетних растений. Газоны были ограждены от многолюдного Невского тротуарами, выложенными из плит, а также чугунными колоннами с цепями. Спустя шесть лет беседку сменил цветник.
Несмотря на предпринятые властями меры, Казанская площадь все равно привлекала революционно настроенное общество, что пагубно сказывалось на состоянии цветников и газонов. После Октябрьской революции они пришли в негодность. Неоднократно при советской власти сквер возрождался и реставрировался.
С чего все началось
Ещё в 1565 году (вдумайтесь в эту дату!) в городе была построена деревянная церковь Петра и Павла, в которой проходили службы для верующих христиан.
Амбициозный царь Пётр 1, расширяя территорию Русского государства, трижды побывал в Казани: первый визит произошёл в 1695 году, когда Петром 1 совершался Азовский поход.
Позже был второй — в 1708 году — на открытии в Казани на Волге крупного адмиралтейства.
И в третий раз, осуществляя свой поход в Персию или, как его ещё называют историки, Каспийский поход, император Пётр 1 опять побывал в Казани.
В этот раз он гостил в доме известного в городе благотворителя, купца Ивана Михляева, знаменитого владельца суконной фабрики. Его двухэтажный дом располагался прямо около древней небольшой Петропавловской церкви.
Ризница и утварь собора
До революции в ризнице хранилась утварь, пожертвованная ктитором собора Иваном Афанасьевичем Микляевым и другими казанскими благотворителями, из которой можно особо выделить:
Три напрестольных креста:
- Серебряный вызолоченный, крест-реликварий 1693 г., украшенный жемчугом и 19 изумрудами.
- Ещё один «злато сребром и магариты украшенный», как указано в надписи, напрестольный крест-реликварий.
- На третьем кресте было выгравировано: «Сей честный крест приложен в Сретенскую при казанском Петро-Павловском соборе церковь после пожара, бывшего года казанского военно-сиротского отделения начальником подполковником Алексеем Андреевичем Копыловым».
Микляев также пожертвовал серебряное кадило, напоминающее формой сам собор, 3 иерейские ризы (3 фелони «травчатой тонкой парчи» с шитыми жемчугом крестами на оплечье и 3 епитрахили) и стихарь, унизанные жемчугом; литургические сосуды, дарохранительницу.
Лжица с надписью «Peter Michlaeff» — как предполагают — личный подарок Петра I Ивану Афанасьевичу.
Аналойная икона св. Петра и Павла, вложенная по преданию храмоздателем И. А. Микляевым, на полях иконы — изображения преподобных Александра Невского, Иоанна Дамаскина, Александра Свирского и Кирилла Белозерского.
Большие серебряные лампады перед иконами в нижнем ряду иконостаса — пожертвование Ивана Дряблова (1761 г.). На каждой лампаде была вырезана печатными буквами надпись: «1761 году месяца генваря 1-го дня эта лампада подана от казанского суконной Фабрики фабриката Ивана Федоровича Дряблова в соборную церковь святых Первоверховных Апостол Петра и Павла».
Архитектор Казанского собора
Андрей Никифорович Воронихин — выходец их крепостных, принадлежавших графу А. С. Строганову. Поскольку граф сам был близок к искусству, он не мог не заметить талантливого юношу. В 1777 году молодой человек с подачи графа Строганова отправился в Москву учиться живописи. Через два года Воронихин вернулся и стал жить в петербуржском дворце графа, выполняя его заказы. В частности, он выполнил отделку Строгановского дворца, реконструировал дачу Строганова на Черной речке. Поменял интерьеры в других усадьбах.
Граф Строганов с уважением относился к молодому мастеру, и в 1785 году дал ему вольную. Вместе со своим сыном Строганов отправил молодого мастера за границу обучаться архитектуре, проектированию и механике. Воронихин побывал в Швейцарии и во Франции.
В 1800 году Воронихин за проект колоннад и каскадов в Петергофе получил звание академика архитектуры. Другие известные его работы — здание Горного кадетского корпуса, дом казначейства, дворцовые интерьеры в Павловске и других местах. Именно его проект стал победителем при строительстве Казанского собора.
Дополнительная информация! За выполненную работу архитектор Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4 степени и орденом Святой Анны второй степени.
И воссиял крест
Семейная жизнь Воронихина не была счастливой. В 1801 году он женился на гувернантке Строгановых Мэри Лонд. Она была англичанкой и исповедовала протестантство, поэтому Воронихин долго не мог получить разрешение на брак. После замужества она родила супругу шесть сыновей, но к сожалению, двое из них умерли во младенчестве, остальные тоже не зажились, не оставив после себя потомства.
Талантливый архитектор, Воронихин, скончался в феврале 1814 года. Его похоронили на Лазаревском кладбище, относящемся к Александро-Невской лавре. Супруга пережила его на восемь лет.
Где находится Казанский собор?
Собор располагается вдоль Невского проспекта Санкт-Петербурга на Казанской площади. Добраться до него удобно на метро, выйдя на «Гостином дворе» по направлению к Грибоедовскому каналу. Напротив станции метро, в двух минутах ходьбы и находится храм.
Благодаря покровительству Царицы Небесной вновь собор Казанской иконы Божией Матери радует Санкт-Петербург с его жителями и многочисленными гостями колокольным перезвоном, ежедневными службами и неустанной молитвой под своими сводами. Когда из руин забвения восстают такие духовные центры, понемногу возрождаются из пепла и храмы в душах наших.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 53 times, 1 visits today)
Казанский храм от закладки до освящения
Как только проект Воронихина был утвержден, спустя неделю началась подготовка к реконструкции. Шел ноябрь 1800 года. На строительство нового здания отводилось три года. На месте, выбранном для собора, было снесено 11 маленьких домов. За согласие на переселение хозяевам выплатили каждому по 500 рублей.
Благовещенский собор Казанского кремля
Дело продвигалось быстро, место расчищали, рыли рвы, откачивали воду, устанавливали сваи. Император Павел скоро собирался провести церемонию закладки первого камня, но не успел. Заговорщики-офицеры ворвались ночью в спальню, избили императора и в итоге задушили.
В итоге торжественную церемонию закладки камня провел наследник Павла Александр I. Архитектор Воронихин боялся, что Александр приостановит или вовсе закроет строительство нового храма. Но все произошло с точностью наоборот. Зная, как отцу был дорог этот проект, Александр поторопился и провел закладку камня, не дожидаясь вступления на престол. Церемония состоялась 27 августа, а короновался Александр 15 сентября. И в дальнейшем он тоже способствовал строительству, временами работа кипела даже ночью.
Дополнительная информация! Камень для стройки везли из Гатчины, мрамор — из Олонецкой губернии. На месте собора трудились сотни рабочих. Но, тем не менее, закончить работу в срок у Воронихина не получилось. Собор был закончен только к осени 1811 года.
Внутреннее убранство храма
Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.
Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней — порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.
В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа — святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь — святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».
С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.
Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.
В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.
В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.
Возрождение
Благодаря сохранившимся чертежам, с начала 1990-х годов стало возможно восстановление святыни. Инициатором процесса оказалось Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ратовавшее за воссоздание этого своего рода монумента воинской славы России. Проект восстановления создан О.И.Журиным, учеником П. Барановского, которому архитектор передал чертежи церкви. Строительство проходило на пожертвования верующих, но основную часть финансирования взяло на себя правительство Москвы. Освящение совершил патриарх Алексий II (1993).
История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
С 1930-х годов
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора
План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.
Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.
При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.
Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.
Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.
В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.
25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.
С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.