Сообщение-доклад третьяковская галерея для 2, 3, 4, 7, 8 класса кратко, окружающий мир

История создания галереи

22 мая 1856 года меценат и успешный промышленник Павел Третьяков купил картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот день считается датой основания музея, который Третьяков вместе с братом задумал создать уже давно. Он мечтал представить людям работы русских художников. Вскоре коллекцию пополнили полотна «Крестный ход на Пасхе» В. Перова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге и многие другие. Коллекция росла и множилась, и Третьяков принял решение показать картины зрителям. В 1867 году он открыл первую галерею в собственной усадьбе в Лаврушинском переулке. На тот момент собрание включало в себя 1276 картин, почти пятьсот рисунков, небольшую коллекцию скульптуры и несколько десятков работ иностранных художников.

Третьяков поддерживал многих малоизвестных мастеров и, благодаря его меценатству, стали знаменитыми Васнецов и Маковский. Приобретая картины, неугодные властям, основатель галереи вдохновлял живописцев на свободу мыслей и смелость в отношении цензоров.

Национальным музеем Третьяковка стала в конце XIX века, и с этого момента ее мог посетить любой человек и абсолютно бесплатно. В 1892 году после смерти брата Павел Третьяков передает коллекцию в дар городу. Так в Москве появляется картинная галерея, которая со временем становится одним из крупнейших собраний произведений искусства на планете.

Когда Третьяковы лишь начали собирать картины, их коллекция размещалась в комнатах особняка, где жили братья. Но в 1860 году они приняли решение построить отдельное здание для хранения коллекции, которая к тому времени разрослась в солидное художественное собрание. Двухэтажная пристройка к особняку Третьяковых получила отдельный вход для посетителей, а картины – два просторных зала.

Новые картины продолжали прибывать, и галерея ширилась и достраивалась. После смерти хозяев особняк был реконструирован, а в начале ХХ века его объединили с залами галереи. Фасад в виде старинного терема спроектировал художник Васнецов.

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888.

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Ещё одна картина, написанная в импрессионистической манере, хранится в Третьяковке. Но создана она уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступила по популярности лишь картине Серова «Девочка с персиками».

«Грачи прилетели», А. К. Саврасов

Эту картину считают самым известным произведением Саврасова. В 1871 году художник посетил село Молвитино. Алексей Кондратьевич очень любил весну. Его вдохновила природа и небольшая церковь (хотя она ничем не отличалась от тысячи других).

Саврасов сразу же приступил к работе. Летом этого же года картина была готова и продана Третьякову.

Она очень полюбилась русскому народу своей простотой, понятна для каждого человека, здесь нет образов и символов. Одно название способно подарить человеку ощущение весны. На первый взгляд пейзаж не отличается оригинальностью. Серый весенний день, грачи облепили березы. На переднем плане – грязный снег, на заднем – церковь и поле.

Художнику удалось передать атмосферу весны, создать ощущение жизни. Успех этого полотна не смог повторить ни один художник, даже сам Саврасов.

«Неравный брак», В. В. Пукирев

За это произведение искусства художника наградили званием профессора. Он написал ее в 1863, в 1871 году ее выкупил Третьяков.

Название картины говорит само за себя. Венчаются молодая девушка-бесприданница и пожилой чиновник.

Есть несколько версий возникновения замысла картины. По одной версии, это личная драма художника, по другой – его близкого друга.

Эта картина привлекает внимание, потому что здесь присутствуют личные переживания, страдания. Если не обращать внимания на детали, картина воспринимается просто как красивое полотно

Это настоящий шедевр, Пукиреву больше не удалось создать что-либо подобное, его даже называли художником одной картины.

Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки…

Архитектурный стиль

Главный фасад исторического здания выглядит, как терем: стены из красного кирпича с белым декором, три парадных крыльца с треугольными крышами, фигурные планки из камня на дверях и окнах, а на верхушке — герб Москвы с Георгием Победоносцем, который пронзает змея. Сказочное сооружение словно сошло с иллюстраций Билибина или Васнецова. Внешний облик сразу настраивает посетителя на нужный лад.

С виду музей небольшой, но на двух этажах расположились 62(!) зала, в которых висят картины Третьяковской галереи. Работы от XI столетия до начала XXI столетия. Если некуда спешить, то можно изучать зал за залом. Здесь целый день пролетает незаметно. Любителям осматривать только шедевры будет сложнее — почти в любом зале хранятся знаменитые произведения.

«Богатыри», В. М. Васнецов

В 1898 году Третьяков купил знаменитую картину у Васнецова. Художник работал над ней около двух десятков лет. Это изображение трех богатырей, легендарных Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича.

Картина символизирует дух русского народа. Каждый богатырь наделен определенными качествами, которые так характерны для русского человека. Илья Муромец спокоен и уверен в себе, это сила и могущество. Добрыня Никитич – представительный и величавый, он умен и обладает глубокими знаниями. Алеша Попович – смелый, но молодой и веселый.

Здесь много деталей, следует уделить им особое внимание, каждая из них имеет свой смысл. https://www.youtube.com/watch?v=Ly3jFTH-HHw

https://www.youtube.com/watch?v=Ly3jFTH-HHw

История создания

Здания Третьяковки расположились в Замоскворечье и выглядят, как дворцы из русской сказки. Художник В. Васнецов разработал проект, по которому оформили главный фасад в 1901-1902 годах. На входе есть надпись старинной вязью: “Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завещанным городу собранием С. М. Третьякова».

Художник П. Федотов — зачинатель русской жанровой живописи. П. Третьякова впечатлили работы мастера — полотна были многогранными и простыми одновременно. Тогда меценат и задумался о музее. Согласно Википедии, в 1856 году предприниматель сделал первый шаг к мечте — Павел Михайлович приобрел картину “Искушение” академика живописи Н. Шильдера. Спустя пару месяцев коллекцию пополнило изображение “Стычка с финляндскими контрабандистами” В. Худякова. Теперь Третьяков начал искать новые картины, а в этом деле ему помогали выставки Общества любителей художеств. Постепенно коллекция пополнялась шедеврами изобразительного искусства.

Строительство музея

П. Третьяков подружился с художниками. Собиратель мог приобрести полотно, когда живописец только приступал к работе над картиной. Предприниматель так увлекся покупкой новых картин, что через несколько лет в особняке уже не осталось места для всех произведений. Тогда П. Третьяков решил построить большое здание, которое будет выходить на Лаврушинский переулок (сейчас это главное здание). Строительство Третьяковской галереи завершили в 1874 году. Коллекционер развесил картины в залах и открыл галерею для посетителей. Наконец-то сбылась давняя мечта!

Как галерея превратилась в крупнейший музей

В 1892 году Павел Михайлович сделал подарок Москве — передал коллекцию картин и собрание, завещанное братом Сергеем (рисунки мастеров из Европы, которые сейчас можно увидеть в экспозиции Государственного музея им. А.С. Пушкина).

Основа известной на весь мир галереи — более 3000 работ. Третьяковская галерея — крупнейший музей национального искусства, в котором собраны лучшие произведения графики, живописи и скульптуры. Коллекцию постепенно дополняли работники галереи. Теперь здесь находятся полотна знаменитых художников Дионисия, Андрея Рублева, Феофана Грека. Более 400 картин XVIII столетия музей получил от частных собирателей. Удивительно, но отдел советского искусства пополняется новинками до сих пор. Сегодня в бесценной коллекции Третьяковки — более 57 000 шедевров изобразительного искусства.

Другие факты из жизни музея

  1. Оригинальный узнаваемый фасад исторического здания музея выполнил в 1902-1904 гг. архитектор Башкиров по эскизам Васнецова.
  2. После передачи музея городу Павел Третьяков всё равно остался его попечителем до конца своих дней (он умер в 1898 г.) и сам принимал решения о покупке новых картин.
  3. После того, как Павел Михайлович умер, был создан совет попечителей, который и стал управлять галереей. В совет входила дочь Третьякова Александра Боткина.
  4. Упорядоченность по хронологии и художникам была введена одним из попечителей Совета – художником Игорем Грабарём.
  5. В период Великой Отечественной войны собрание музея было перевезено в Новосибирск.
  6. Знаменитая икона Владимирской Божьей Матери 12 века выставляется в Храме-музее в Толмачах.
  7. Коллекция музея регулярно пополняется и на сегодняшний день насчитывает более 180 тысяч экземпляров предметов искусства.
  8. Галерея является не только музеем, но ещё и крупнейшим научным центром с обширной библиотекой и архивом, здесь проводятся конференции и выпускаются научные труды.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.

Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников — демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Филиалы

Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский вал, д. 10

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 17:00

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 20:00

Пятница

10:00 – 20:00

Суббота

10:00 – 20:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 18:00

Среда

10:00 – 18:00

Четверг

10:00 – 21:00

Пятница

10:00 – 21:00

Суббота

10:00 – 21:00

Воскресенье

10:00 – 18:00

На карте:

Музей-мастерская А. Голубкиной

Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1

Касса: +7 (495) 637-56-82

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 16:00

Четверг

10:00 – 16:00

Пятница

10:00 – 16:00

Суббота

10:00 – 16:00

Воскресенье

10:00 – 16:00

На карте:

Музей-квартира А.М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)

Телефоны:

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Дом-музей А.М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1

Телефон: +7 (495) 681-13-29

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Адрес Третьяковской галереи и её отделов

Основные здания

Главное здание музейного комплекса носит название Государственная Третьяковская галерея. На карте Москвы она располагается в центре города, в пределах Садового кольца, недалеко от Москвы-реки. Она находится по адресу: пер. Лаврушинский, дом № 10. Третьяковка содержит огромную коллекцию картин и икон, каждая из которых является шедевром русского художественного искусства. Её основная экспозиция посвящена русской живописи с 10 века и до начала 20 века .

Расположилась Третьяковская галерея там же, где находится метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая». Проще всего добраться до Третьяковки от станции «Третьяковская». Выйдите из метро. Поднимитесь на улицу из метрополитена и пройдите к улице, носящую название Большая Ордынка. Перейдите её, и вы окажетесь у здания бара-ресторана. Слева от здания бара-ресторана будет Ордынский тупик. Далее, идите до конца Ордынского тупика, мимо сквера Шмелёва, до переулка Лаврушинский. На другой стороне переулка будет стоять строение Инженерного корпуса, а правее от него ГТГ.

Станция «Новокузнецкая» находится недалеко от станции «Третьяковская». Перейдите по переходу метро «Новокузнецкая»-«Третьяковская» и выйдите из метрополитена. Далее, идите тем же маршрутом, как и от станции «Третьяковская». С обратной стороны Инженерного корпуса находится храм Святителя Николая на Толмачах. Его адрес: переулок Малый Толмачёвский, дом № 9. Здесь выставляются церковные художественные ценности.

Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Третьяковская галерея на Крымском Валу знакомит с работами советских и российских художников периода новейшей истории, т. е. 20 века и начала 21 века.

Чтобы добраться от станции «Октябрьская»

Дома, квартиры и мастерские художников

  • Дом-музей В. М. Васнецова , известного художника-сказочника, находится в Мещанском округе города Москвы. Его адрес: переулок Васнецова, дом № 13. Здесь можно узнать о том, как жил великий художник, а также познакомиться с его знаменитыми и менее известными работами. Дойти до него можно от станции метро «Проспект Мира». Для этого, выйдя из метро, надо идти по улице Гиляровского налево. Дойти до улицы Дурова и повернуть направо. Затем, минуя улицу Щепкина, свернуть на улице Мещанская и идти по ней до переулка Васнецова. 100 метров по переулку. И вы возле музея.

  • Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова, художника-пейзажиста и историка — москвоведа расположена в доме № 6 в Фурманном переулке. Добраться до неё можно от станции метрополитена «Чистые пруды». От станции сверните на Гусятников переулок и идите по нему до Большого Харитоньевского переулка. Сверните налево и идите пока справа не появится улица Чаплыгина. Пройдите по улице Чаплыгина до Фурманного переулка. Во втором доме справа, во 2 подъезде, на 3 этаже находится искомая квартира.
  • Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной находится по адресу Большой Лёвшинский переулок, дом № 12. Добираться до неё проще от станции метро «Парк Культуры». Уйдя из метро, нужно найти автобусную остановку «Метро Парк Культуры» на Зубовском бульваре, в направлении от Крымского моста, и дождаться автобус №Т10 или №Т79. Далее, доехать до остановки «1-й Неопалимовский переулок». Вернуться чуть-чуть назад до Большого Лёвшинского переулка, и в первом доме слева будет мастерская. В сентябре 2017 г. помещение закрыли на реконструкцию.

  • Дом-музей П. Д. Корина расположен на улице Малая Пироговская, дом № 16, строение 5, флигель. Здание сейчас ремонтируется.

Третьяковская галерея — из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами   И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа «…Третьяков по натуре и знаниям был ученый». Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что  даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным.  Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств.  Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902–1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг.  В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Художественный вкус П.М. Третьякова

Павел Михайлович Третьяков

Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие.  Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В. Перов «Тройка»

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.

П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно.  В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Важное место в собрании Третьякова занимали портреты.  К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников

Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева;  И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.

История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого

И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»

Портрет Толстого  Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает  Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».

Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector