Третьяковская галерея

Дом для картин

В том, что касается коллекционирования, Третьяков никогда не сбавлял оборотов. Он приобретал работы главных художников своего времени — Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Ивана Трутнева, Василия Сурикова, Василия Поленова, Александра Иванова. Иногда покупал целыми собраниями: например, у Василия Верещагина он забрал сразу больше 100 картин. В поисках интересных полотен он заглядывал и в антикварные магазины.

Комнаты в особняке в Лаврушинском переулке, где он жил с 1851 года и хранил картины, уже не могли вместить все, поэтому в 1872-м он задумался о постройке отдельного здания, где хранилась бы только живопись. Он посоветовался с братом, тот его поддержал. К юго-западному углу главного дома пристроили дополнительный корпус. Потом, по мере пополнения коллекции, здание перестраивали, возводили новые корпуса. Процессом руководил семейный архитектор Александр Каминский, зять Сергея Михайловича.

Коллекционирование никогда не отвлекало Павла Михайловича от семейных дел. Они были его основной работой, в то время как коллекция — только увлечением, пусть и серьезным. Каждое утро перед тем, как отправиться в контору, он непременно посещал галерею, чтобы хотя бы немного побыть среди любимых картин. Он знал и помнил историю каждой. Его жена Вера, двоюродная сестра предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, поддерживала мужа. Она также очень ценила, что он, как и Савва, не оставался в стороне, когда речь заходила о помощи людям. Третьяков много и щедро жертвовал — в основном анонимно, но также был попечителем при заведении для глухонемых детей, помогал в исследовательской экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Южные моря. Но сам он предпочитал вести скромный образ жизни: носил недорогую одежду, любил простую еду.

Передача галереи в дар Москве

Неожиданно летом 1892 г. умер младший из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович.  Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома…  где помещается его художественная коллекция…  то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…» Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М. Третьякову. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М. Третьяков был утвержден попечителем Галереи.  Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения. Как попечитель, он приобретал картины на выделяемые городом средства, а также продолжал дарить приобретенные им самим. В ноябре 1898 г. Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо. 4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался.

Третьяковская галерея — из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами   И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа «…Третьяков по натуре и знаниям был ученый». Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что  даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным.  Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств.  Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902–1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг.  В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

В годы Великой Отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война, в галерее стали производить срочный демонтаж экспозиции, как и в большинстве остальных музеев Москвы. Ее готовили к эвакуации. Полотна перекладывали на специальные деревянные валы, обкладывали папиросной бумагой, хранили в водонепроницаемых ящиках. Уже в середине лета 1941 года 17 вагонов отправились из Москвы в Новосибирск. Произведения искусства эвакуировали вплоть до осени 1942 года. Когда перелом в войне стал очевиден, коллекцию стали возвращать. В мае 1945 года экспозиция вновь открылось перед москвичами и гостями столицы.

Третьяковская галерея в императорской России

Стремление Павла Третьякова стать коллекционером произведений искусства якобы было вдохновлено посещением Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге в молодости. Он принадлежал к богатой купеческой семье и жил в Замоскворечье, купеческом районе к югу от Москвы-реки, где в 1851 году приобрел особняк в Лаврушинском переулке. Именно в этом доме Павел Третьяков основал Третьяковскую галерею в 1856 году, приобретя для своей коллекции первые русские картины — «Искушение» Николая Шильдера и «Столкновение с финскими контрабандистами» Василия Худякова (обе они присутствуют в галерее и сегодня).

Благодаря своей коллекции Третьяков создал для потомков целостную картину русского искусства, культуры и общества. Благодаря своему уважаемому общественному положению и богатству он мог покровительствовать как начинающим, так и признанным художникам, приобретать ценные произведения искусства и вращаться в выдающихся культурных кругах, заказывая портреты знаменитостей того времени и принимая в своем доме таких выдающихся деятелей, как Илья Репин, Иван Тургенев, Иван Крамской и Петр Чайковский.

Хотя это была его личная коллекция, Третьяков намеревался сделать ее «галереей народного искусства, открытой для всех», заявив в 1860 году: «Для меня, истинного и пылкого любителя живописи, нет лучшего желания, чем основать общедоступное хранилище изящных искусств, которое принесет пользу многим и доставит удовольствие всем».

Желание молодого коллекционера было благополучно осуществлено в 1892 году. После смерти своего брата Сергея, который завещал городу собственную художественную коллекцию и половину особняка в Лаврушинском переулке, Павел Третьяков передал галерею в дар городу Москве. Коллекционер умер 4 декабря 1898 года, пожертвовав сотни тысяч рублей на дальнейшее содержание и приобретение картин для галереи. В течение следующих двух десятилетий коллекция была профессионально отреставрирована, каталогизирована и упорядочена, чтобы поднять Третьяковскую галерею на уровень ведущих европейских музеев.

Основатель музея

Павел Третьяков родился в 1832 году в семье московского купца. Он был старшим из 12 детей и воспитывался вместе с младшим братом Сергеем. Став взрослыми, братья основали несколько бумагопрядильных фабрик и сумели заработать большое состояние, которое оценивалось в огромную по тем временам сумму в 3,8 млн рублей.

Мало кому известно, но вначале Третьяков увлекся коллекционированием полотен западноевропейских мастеров. Он не имел опыта, совершал случайные приобретения и за несколько лет скупил несколько картин и графических работ голландских художников. Начинающий коллекционер сразу же столкнулся с проблемой определения подлинности старых картин. Он быстро понял, как много подделок существует на рынке живописи и принял решение покупать работы у самих художников. Этому правилу основатель галереи следовал до самой смерти.

Зал № 9 — «Всадница» — 1832 (Карл Брюллов)

В середине XIX века Павел увлекся собиранием картин русских живописцев. Первыми купленными полотнами были работы художников Шильдера и Худякова. В 1851 году он стал владельцем просторного дома, приобретенного специально для растущего музея.

Через 16 лет братья Третьяковы открыли частное собрание картин для московской публики. К этому времени в галерее насчитывалось более 1200 живописных полотен, 471 графических работ, несколько скульптур и множество икон. Кроме того, здесь было выставлено свыше 80 произведений зарубежных художников.

Зал № 26 — «Богатыри» — 1881 — 1898 (Виктор Васнецов)

В конце лета 1892 года, после того, как умер его брат, Павел обратился в городскую думу Москвы и передал коллекцию городу. Его наградили званием почетного жителя и назначили пожизненным попечителем музея.

Третьяков много помогал русским живописцам. Он заказывал талантливым художникам полотна на исторические темы и портреты выдающихся россиян. Иногда меценат оплачивал живописцам дорогу до нужного места. Третьяков умер в возрасте 65 лет, в 1898 году.

Зал № 28 — «Боярыня Морозова» — 1884 — 1887 (В. И. Суриков)

Потомки — художник и политик

У Павла Михайловича было шестеро детей, но они не смогли повторить успехов знаменитого отца. Зато проявить себя смог Николай Третьяков — сын Сергея Михайловича. Влюбленный в искусство с детства, он и сам стал художником, причем довольно успешным. За свою картину «Утром на даче», написанную в 1888 году, он получил серебряную медаль Академии художеств. Многие его работы хранятся в Третьяковской галерее.

Его сын Сергей стал предпринимателем и политическим деятелем, также входил в состав совета Третьяковки. Он помог учредить Московский банк, был главой совета директоров Русского акционерного льнопромышленного общества. Он выступал против царской власти, в феврале 1917 года был товарищем председателя исполкома Комитета общественных организаций Москвы. Ему прочили большую политическую карьеру, но в 1920-м он эмигрировал во Францию — страну, искусством которой так восхищался его дед. Он разочаровался в политике и до конца жизни проработал в журнале «Иллюстрированная Россия».

Роль Игоря Грабаря в судьбе Третьяковской галереи

При Игоре Эдуардовиче поменялся состав совета: сам Грабарь, Вера Зилоти (старшая дочь семьи Третьяковых), русский архитектор и реставратор Роман Иванович Клейн и музеевед-федоровец А. Черногубов. Наблюдателем галереи назначили искусствоведа Николая Николаевича Черногубова.

Также было принято решение о преобразовании выставки. Идея Грабаря заключалась в распределение экспонатов в хронологическом порядке. Это стало первым шагом к перевоплощению частной коллекции Третьякова в один из величайших музеев современного искусства.

После Февральской революции в 1917 году началась национализация всего имущества граждан. Коснулось это и галереи Третьякова.

Художественный вкус П.М. Третьякова

Павел Михайлович Третьяков

Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие.  Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В. Перов «Тройка»

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.

П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно.  В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Важное место в собрании Третьякова занимали портреты.  К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников

Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева;  И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.

История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого

И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»

Портрет Толстого  Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает  Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».

Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.

Третьяковская галерея во времена СССР

3 июня 1918 года был издан декрет о национализации Третьяковской галереи и передаче ее в ведение Народного Комиссариата просвещения. Хотя многие памятники имперской русской культуры считались несовместимыми с советской идеологией и приходили в упадок, Третьяковская галерея продолжала процветать. Были расширены выставочные площади, созданы научные отделы, библиотека и архивы личных книг и бумаг Третьякова. Галерею оборудовали электричеством и отоплением.

Советский национальный Музейный фонд способствовал национализации всех частных художественных коллекций и передаче их в дар государственным музеям, что увеличило коллекцию Третьяковской галереи почти на 50% в 1918-1922 годах. Ряд других московских галерей и музеев были поглощены Третьяковской галереей (хотя все произведения иностранных художников были переданы иностранным музеям). В течение первого десятилетия советской власти были организованы успешные временные выставки, охватывающие различные движения и художников, однако при Сталине деятельность галереи становилась все более идеологической, а ее коллекция даже перестраивалась по социально-экономическому признаку.

С началом Второй мировой войны коллекция Третьяковской галереи была подготовлена к эвакуации в Новосибирск, где она хранилась в Новосибирском оперном театре наряду с сокровищами многих других галерей и музеев. Это было мудрое решение, так как основное здание галереи пострадало от нескольких прямых попаданий немецких бомбардировщиков.

Третьяковская галерея процветала в послевоенный период, организовывая передвижные выставки по всему СССР и всесоюзные выставки, демонстрирующие лучшее советское искусство. Были проведены обширные исследования с целью расширения сферы деятельности галереи. Самые заметные выставки включали древние иконы Андрея Рублева и новаторские художественные направления 1920-х годов, которые были подавлены Сталиным. Галерея являлась закрытой между 1986 и 1995 годами, в течение которых ее коллекция была перемещена в недавно построенное выставочное пространство на берегу Москвы-реки — это позже стало Новой Третьяковской галереей.

Строгое воспитание и большая ответственность

Об основателе рода, купце Елисее Мартыновиче Третьякове, известно не так уж много. В 1774 году он перебрался в Москву из города Малоярославца Калужского наместничества. Вместе с ним переехали жена и сыновья.

Первым среди его потомков в истории Москвы остался внук Михаил Захарович, купец второй гильдии. Он владел пятью небольшими лавками в гостином дворе, где продавал льняное полотно, а также держал две фабрики — бумагокрасильную и отделочную. Во многом в его делах помогла семья супруги — он был женат на Александре Борисовой, дочери богатого коммерсанта, который экспортировал в Англию сало.

Особое внимание Михаил Захарович уделял образованию детей. Он тщательно отбирал педагогов, часто сам присутствовал на занятиях

А однажды по договоренности с одной из московских типографий он напечатал книгу «Цветы нравственности, собранные из лучших писателей к назиданию юношества Михаилом Третьяковым», предназначенную в первую очередь его собственным детям.

Передать свои дела он планировал первенцу Павлу и родившемуся через год после него Сергею. Довольно рано Третьяков-старший начал знакомить их с работой своих фабрик и лавок. Сыновья занимались под его надзором всем: и зазывали покупателей на улицах, и продавали товар оптовикам, и вели бухгалтерию. Братья не брезговали и взять в руки метлу, чтобы привести в порядок помещение. Спать до полудня им не позволялось: они должны были вставать с первыми петухами и приступать к учебе или работе.

Михаил Захарович умер, когда старшему сыну едва исполнилось 17. Третьяков оставил завещание, согласно которому все его состояние переходило жене — Павел и Сергей были слишком юны. Супруге запрещалось выдавать им деньги на «слабость или распутство». Какое-то время формальным руководителем фабрик и лавок была именно Александра Даниловна, но через несколько лет она передала все сыновьям.

К тому времени их сестра Елизавета вышла замуж за старшего доверенного приказчика Владимира Коншина. Вместе с ним братья основали «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных, торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». Зять Третьяковых работал непосредственно в магазине, Павел занимался бухгалтерией, а Сергей отвечал за зарубежные торговые операции. Вскоре они решили, что разумно будет не только продавать льняные изделия, но и производить их. Сказано — сделано: уже в 1866 году открылась прядильная и ткацкая мануфактура в Костроме. Это стало настоящим событием в городе, работу получили тысячи человек.

Повлияли братья и на внешний облик центра Москвы: между Никольской улицей и Театральным проездом они с разрешения властей сделали небольшую улочку, чтобы удобнее было возить товар в гостиный двор. В корпусах проезда, названного Третьяковским, расположились магазины — одежды, парфюмерии, чая — и конторы, банковские и нотариальные.

Адрес Третьяковской галереи и её отделов

Основные здания

Главное здание музейного комплекса носит название Государственная Третьяковская галерея. На карте Москвы она располагается в центре города, в пределах Садового кольца, недалеко от Москвы-реки. Она находится по адресу: пер. Лаврушинский, дом № 10. Третьяковка содержит огромную коллекцию картин и икон, каждая из которых является шедевром русского художественного искусства. Её основная экспозиция посвящена русской живописи с 10 века и до начала 20 века .

Расположилась Третьяковская галерея там же, где находится метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая». Проще всего добраться до Третьяковки от станции «Третьяковская». Выйдите из метро. Поднимитесь на улицу из метрополитена и пройдите к улице, носящую название Большая Ордынка. Перейдите её, и вы окажетесь у здания бара-ресторана. Слева от здания бара-ресторана будет Ордынский тупик. Далее, идите до конца Ордынского тупика, мимо сквера Шмелёва, до переулка Лаврушинский. На другой стороне переулка будет стоять строение Инженерного корпуса, а правее от него ГТГ.

Станция «Новокузнецкая» находится недалеко от станции «Третьяковская». Перейдите по переходу метро «Новокузнецкая»-«Третьяковская» и выйдите из метрополитена. Далее, идите тем же маршрутом, как и от станции «Третьяковская». С обратной стороны Инженерного корпуса находится храм Святителя Николая на Толмачах. Его адрес: переулок Малый Толмачёвский, дом № 9. Здесь выставляются церковные художественные ценности.

Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Третьяковская галерея на Крымском Валу знакомит с работами советских и российских художников периода новейшей истории, т. е. 20 века и начала 21 века.


Чтобы добраться от станции «Октябрьская»

Дома, квартиры и мастерские художников

  • Дом-музей В. М. Васнецова , известного художника-сказочника, находится в Мещанском округе города Москвы. Его адрес: переулок Васнецова, дом № 13. Здесь можно узнать о том, как жил великий художник, а также познакомиться с его знаменитыми и менее известными работами. Дойти до него можно от станции метро «Проспект Мира». Для этого, выйдя из метро, надо идти по улице Гиляровского налево. Дойти до улицы Дурова и повернуть направо. Затем, минуя улицу Щепкина, свернуть на улице Мещанская и идти по ней до переулка Васнецова. 100 метров по переулку. И вы возле музея.

  • Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова, художника-пейзажиста и историка — москвоведа расположена в доме № 6 в Фурманном переулке. Добраться до неё можно от станции метрополитена «Чистые пруды». От станции сверните на Гусятников переулок и идите по нему до Большого Харитоньевского переулка. Сверните налево и идите пока справа не появится улица Чаплыгина. Пройдите по улице Чаплыгина до Фурманного переулка. Во втором доме справа, во 2 подъезде, на 3 этаже находится искомая квартира.
  • Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной находится по адресу Большой Лёвшинский переулок, дом № 12. Добираться до неё проще от станции метро «Парк Культуры». Уйдя из метро, нужно найти автобусную остановку «Метро Парк Культуры» на Зубовском бульваре, в направлении от Крымского моста, и дождаться автобус №Т10 или №Т79. Далее, доехать до остановки «1-й Неопалимовский переулок». Вернуться чуть-чуть назад до Большого Лёвшинского переулка, и в первом доме слева будет мастерская. В сентябре 2017 г. помещение закрыли на реконструкцию.

  • Дом-музей П. Д. Корина расположен на улице Малая Пироговская, дом № 16, строение 5, флигель. Здание сейчас ремонтируется.

Картины

В фондах музейного комплекса насчитывается более 180000 произведений искусства разных эпох и направлений.

Иконы и древнерусская живопись

Богатейшее собрание русской иконописи XI–XVII веков, которым сейчас располагает галерея, в основном сформировалось в советские годы.

Постоянная экспозиция искусства Древней Руси и иконописи размещается в залах № 56 — 62. Здесь удастся увидеть произведения величайших иконописцев, в первую очередь Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева.

Наталья Шельпова

Вторая половина XIX века

Лучшее собрание работ передвижников: картины И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского и других.

Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (включая картины «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В. В. Верещагина («Богатый киргизский охотник с соколом»).

«Грачи прилетели», А. К. Саврасов, Елена Яхонтова

Конец XIX — начало XX веков

Выдающиеся художники этого периода:

  • М. А. Врубель («Демон сидящий»);
  • И. И. Левитан («Над вечным покоем», «Вечерний звон»);
  • В. А. Серов («Девочка с персиками»);
  • К. А. Коровин («В лодке», «Парижское кафе, вторая половина 1890-х»);
  • М. В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Молчание»);
  • Б. М. Кустодиев («Большевик», «Красавица», «Масленица»);
  • Н. К. Рерих («Ашрам», «Гонец»);
  • А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие мастера «Мира искусства»;
  • Союз русских художников;
  • Объединение «Голубая роза»;
  • Общество художников «Бубновый валет».

Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)

Собрание современного искусства — свыше 5000 произведений: от абстрактной живописи послевоенных лет до самых значимых художественных работ 2000-х годов.

Основные направления и разделы:

  • Абстракция,
  • Кинетизм и оптическое искусство,
  • Мистики и сюрреалисты,
  • Новый реализм,
  • Поп-арт,
  • Минимализм и постживописная абстракция,
  • Соц-арт,
  • Концептуализм — образ в голове,
  • Поэзия и письмо,
  • Перформанс,
  • Машины понимания,
  • Неоэкспрессионизм,
  • Концептуализм — новое поколение,
  • Археология постмодерна,
  • Акционизм 1990-х,
  • Проект: искусство 2000-х.

Известные художники: Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, С. Д. Меркуров и другие.

Главный шедевр и центр притяжения в Третьяковке на Крымском Валу — это картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат».

Познакомиться с коллекцией Третьяковской галереи можно онлайн — на официальном сайте удобная сортировка по периодам и авторам.

Зал 26 имени мецената В. И. Некрасова. Фото: Евгений Алексеев, Государственная Третьяковская галерея

Все началось с «Искушения»

Осенью 1852 года Павел Третьяков побывал в Эрмитаже и других культурных учреждениях Санкт-Петербурга. Остался под огромным впечатлением. Картины, статуи, бюсты, старинные вазы — все это приводило молодого предпринимателя в благоговейный трепет, равный которому он испытывал, пожалуй, лишь во время церковных служб. Так зародилась его любовь к искусству.

Первую картину будущий коллекционер приобрел спустя четыре года. За «Искушение» Николая Шильдера он заплатил 150 рублей. Сумма была приличная, обычный рабочий мог кормить на нее семью два месяца. Второй из двух картин, положивших начало коллекции, стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Третьяков волновался, что его опыта не хватит на то, чтобы отличить качественную копию. Поэтому он любил заказывать картины напрямую у авторов, без посредников. Он говорил: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника».

За некоторые полотна приходилось бороться не на шутку. Одним из таких стала «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого. Автор хотел за нее пять тысяч, Третьяков был готов отдать три. После смерти художника коллекционер обратился к его брату — тот запросил уже 18 тысяч. Путем долгих переговоров цену удалось сбавить до 4300.

С 1869 года Павел Третьяков начал интересоваться портретами своих талантливых современников — композиторов, писателей. Вернее, их созданием, он разворачивал целые кампании по привлечению художников и знаменитых моделей. Последними становились Иван Тургенев, Федор Достоевский, Аполлон Майков и другие деятели литературы и искусства.

Схема залов и экспозиции

1 этаж:

  • Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
  • Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
  • Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
  • Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
  • Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).

2-й этаж:

  • Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
  • Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
  • Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
  • Залы 32-34: М. Врубель.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector