Традиции и обычаи кабардинцев. обычаи и традиции кабардинцев
Содержание:
- Локализация
- [править] Источники
- Религия
- Город “Подкова”
- Конфликт народов
- Язык и письменность
- Религия
- Интересные обычаи и приметы
- Как проходит сватовство и помолвка
- Кабардинская национальная одежда
- Внешность
- Одежда
- Разрушенные сёла
- Смотрины и выкуп невесты
- Численность и расселение
- Традиции и обычаи кабардинцев
- Семейный уклад
- Внешний вид «кабардинцев»
Локализация
Территория, называемая «Кабардой», в разные исторические периоды могла охватывать не всегда одну и ту же область, а авторы исторических сочинений часто могли по-своему трактовать её местоположение на карте Северного Кавказа. Множество сообщений о населении и границах Кабарды сохранили русские летописные источники. Согласно «Книге Большому Чертежу» (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI века) Кабарда располагалась на левом берегу Терека между реками Ардан (совр. Ардон) и Кизыл (совр. Аргудан?):
Севернее указанных территорий, в районе рек Малки, Баксана, Чегема и Черека, «Книга Большому Чертежу» называет «землю Пятигорских черкасов», но фактически, описанные в ней территории входили в возникшую здесь позже область, так называемой, Большой Кабарды. В свою очередь расширение Кабарды на восток привело к появлению Малой Кабарды.
[править] Источники
- У хазар.
- С.А. Плетнева Хазары
- С.П. Толстов В связи с историей хорезмийско-хазарских отношений
- Schiinemann Neue Nachrichten iiber die hungarischen Landhehmezeit. Ung. Jahrb, II, стр. 221.
- Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. М.,1997. ISBN 5-6004-105-5.
- Кабарский семисвечник
- Будаев Н.М. Западные тюрки в странах Востока. Нальчик, 2002.
- О родословии горских евреев Нальчика
Кабары относится к Хазарии |
|
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Литература • Хазарский флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне |
Внешние отношения | Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария |
Артефакты | Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме хазар • Топонимы (на Руси) |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль хазар в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Теория о хазарском основании Киева • Хазарская теория происхождения Руси • Хазария и чеченцы • Хазарское иго • Викинги и евреи • Норманны и Хазария (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии хазарского происхождения • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Экономические причины падения Хазарии • Поход хазарских норманнов в Испанию (971 год) |
Религия
Большинство кабардинцев как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка.
Процесс проникновения ислама в адыгскую среду наиболее интенсивно начался с падения Византийской империи в 1453 году, когда на её территории образовалась могущественная Османская империя, а в Крыму обосновался её сильнейший союзник и вассал Крымское ханство. Адыги, будучи в тесных контактах с ними, начали постепенно заимствовать у них религию. Окончательно ислам укоренился и утвердился в адыгской среде в начале XVIII века.
В советское время, когда в стране религии были под запретом, кабардинцы, как и все народы Советского Союза, считались атеистами. Хотя в быту кабардинцы, как и другие мусульманские народы Кавказа, скрыто продолжали исполнять некоторые каноны ислама, такие как пост Священного месяца Рамадан и т. д. С падением СССР началось возрождение основ религии.
Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются суннитами и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба. В Саудовской Аравии, где проживают более 20 тыс. адыгов (черкесов), на государственном уровне все мусульманские народы придерживаются принципов правовой школы ханбалитского мазхаба.
Также часть моздокских кабардинцев проживающих в Моздокском районе Северной Осетии и Курского района Ставропольского края, исторически считаются православными.
Город “Подкова”
Известнейшим местом в Кабардино-Балкарии стал город Нальчик. Располагается он в окружении гор, причём из-за этого приобрёл весьма специфическую форму полукруга. В переводе с местного наречия “нал” значит “подкова”, причём Нальчик действительно похож на этот предмет.
Однако у исследователей есть и другая версия. Согласно ей, некогда в этих местах располагалось непроходимое болото. Грязь в нём была настолько вязкой, что у лошадей срывало подковы. Быть может, кабардинцы именно поэтому так назвали город?
Как бы то ни было, но сегодня на месте прежних топей сияют широкие проспекты и горят огнями современные здания. Однако подкова сохранилась — на эмблеме города.
Кабардинский парк в Нальчике
Конфликт народов
В одном только названии Кабардино-Балкарии указано, что это — регион двух племён: кабардинцев и балкарцев. Эти народы достаточно сильно различаются между собой, однако их конфликт можно назвать скорее латентным, нежели явным. Несмотря на ряд противоречий и различий в менталитете, до противостояния между этими племенами дело не доходило.
Но чем же кабардинцы отличаются от балкарцев? В первую очередь, происхождением. Кабардинцы принадлежат к группе адыгов, а потому близки черкесам и адыгейцам.
А вот балкарцы являются предками аланов и тюркских народностей. Издавна кабардинцы проживали на равнинной местности, а их близкие соседи — в горах. В наши дни этот уклад остаётся прежним.
Балкарцы
В “Этнографическом словаре” есть и ещё одна интересная заметка:
На мой взгляд, именно такая особенность характера кабардинцев помогает им успешно уживаться с другими народами, избегая конфликтов. Впрочем, доказательство этому мы наблюдаем в их взаимодействии с балкарцами.
Кабардинская женщина с кувшином
Язык и письменность
Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.
До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1628 дней].
14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике).
Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».
С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.
Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.
Религия
С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.
Интересные обычаи и приметы
Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.
У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.
Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.
С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.
Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.
Как проходит сватовство и помолвка
Кабардинцы – довольно неспешный народ, особенно в таком важном деле, как выбор невесты. Считается, что молодой человек не может адекватно оценить, насколько женщина будет ему хорошей женой
Поэтому родственники присматриваются к свободным девушкам, делая выводы, насколько они хорошо воспитаны.
Это достаточно медленный метод, но он позволяет собрать всю информацию о потенциальной родственнице. Благодаря этому даже небольшое пятно на репутации девушки будет замечено, что ухудшит её шансы на хорошее замужество. Когда парень выказывает желание жениться на девушке, и если старшие рода не имеют возражений, то к родителям невесты засылают сватов.
Среди делегации обязан быть старший мужчина в семье, который рассказывает о желании породниться. Родители могут сразу отказать жениху, или же взять время на обдумывания предложения. Иногда период раздумий достигает 4–5 месяцев. После этого происходит повторная встреча, где озвучивается решение.
Когда условия удовлетворяют обе стороны, то помолвка считается заключённой, после чего начинают подготовку к свадьбе.
Кабардинская национальная одежда
Кабардинцы в конце XIX века. Хромолитография
Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.
Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.
Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).
Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа — Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).
Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.
Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.
Внешность
Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:
- высокий или средний рост;
- атлетическое телосложение;
- широкое лицо;
- выступающие скулы;
- прямые брови;
- горизонтальное расположение глаз;
- нос прямой или с горбинкой, горизонтальное расположение кончика;
- глаза карие, серые, черные;
- прямые жесткие волосы;
- развит волосяной покров.
Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей.
Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.
Одежда
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.
Разрушенные сёла
Даже в наши дни в Кабардино-Балкарии можно увидеть значительное число разрушенных селений, дома которых уже напоминают руины. В 1944 году была проведена депортация местного населения в Среднюю Азию.
В эшелонах было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были даже младенцы. Возвратиться на родину им не позволили, а потому опустевшим домам и целым сёлам оставалось лишь тихо “умирать”, разрушаясь от времени.
Кабардинцы — народ крайне гостеприимный, но гордый. Они не терпят неуважения и пренебрежения к своим ценностям, и в этом их можно понять. Кабардино-Балкария славится своей богатейшей природой, живописными видами, уникальными историческими местами и целебными источниками. Но главным достоинством республики являются её люди.
Кабардинская культура за многие столетия и времена гонений не потеряла своих яркости и колорита, а сами кабардинцы остаются верными благородным принципам предков.
Смотрины и выкуп невесты
Неторопливость кабардинцев полностью отображается в свадебных традициях. После сватовства проходят обрядовые смотрины невесты. И только в случае успешного их завершения начинают готовить обручение. Следует отметить, что ритуала обмена обручальными кольцами долго ждать не приходится. Выкуп невесты или «схождение с подушки» проходит очень интересно: девушка, окруженная друзьями, становится на подушку, а родные жениха начинают ее выкупать. Когда жених вносит заранее оговоренную часть калыма, он может вывести свою будущую жену из дома ее родителей. Невеста должна выходить и входить в дом исключительно с правой ноги. При этом не оборачиваясь и не спотыкаясь, ведь согласно верованиям, под порогом обитают души умерших. Молодоженов обязательно поселяли в отдельных домах. Согласно обычаю, жениху не разрешалось видеться и разговаривать с родственниками, невестой и старейшинами до дня свадьбы. Только после дней проведенных наедине с самим собой, с собственными мыслями, невесту приводили в дом будущего супруга. Поселялась она в комнате, которая отводилась для их совместной жизни. А вот общий зал девушке нельзя было посещать пару недель. Существует еще один очень забавный свадебный обычай и называется он «побег старушки» — бабушки новобрачного. Его проводят, чтобы показать свое уважительное отношение к старшим. Молодожены после побега обязаны вернуть бабушку обратно, показывая, таким образом, что ей всегда будут рады в их доме. Кабардинские свадьбы очень зрелищные. К сожалению, с каждым последующим поколением обычаи и традиции забываются. А на современных свадьбах часто присутствуют только национальные наряды и танцы, что вызывает негодование у старших жителей.
Численность и расселение
Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.
Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года
Субъект Федерации | Численность кабардинцев чел. |
---|---|
Кабардино-Балкария | 490 453 |
Ставропольский край | 7993 |
Москва | 3698 |
Северная Осетия | 2802 |
Московская область | 1306 |
Санкт-Петербург | 1181 |
Краснодарский край | 1130 |
Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)
(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):
Доля кабардинцев по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % кабардинцев |
Баксанский МР | Кабардино-Балкарская | 95,7 |
ГО Баксан | Кабардино-Балкарская | 93,3 |
Зольский МР | Кабардино-Балкарская | 90,9 |
Лескенский МР | Кабардино-Балкарская | 90,2 |
Терский МР | Кабардино-Балкарская | 87,9 |
Урванский МР | Кабардино-Балкарская | 79,1 |
Чегемский МР | Кабардино-Балкарская | 73,7 |
ГО Нальчик | Кабардино-Балкарская | 48 |
Черекский МР | Кабардино-Балкарская | 34,5 |
Прохладненский МР | Кабардино-Балкарская | 28 |
Эльбрусский МР | Кабардино-Балкарская | 9,6 |
Майский МР | Кабардино-Балкарская | 5,2 |
Кабардинская диаспора
Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.
На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).
Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.
Традиции и обычаи кабардинцев
Россия – многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов. Народом и нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек наследует от своих родителей. Кабардино – Балкария – один из живописнейших уголков Северного Кавказа. Главное богатство республики – её люди: трудолюбивые и храбрые, щедрые в дружбе и гостеприимстве, суровые с недругами. Труженики Кабардино – Балкарии превратили прежде отсталый край в мощный промышленный район страны. Новые электростанции, фабрики и заводы мирно соседствуют с остатками старинных боевых башен, памятниками древним народным героям – защитникам от иноземных пришельцев.
Само название республики говорит о том, что здесь живут два народа – кабардинцы и балкарцы. Народы эти говорят на разных языках, но с древнейших времён их объединяет общность исторических судеб, близость бытового уклада. Много сходного и в устной литературе кабардинцев и балкарцев – в их фольклоре.
Кабардинцы называют себя «адыге». «Адыге» — общее название и двух других, родственных кабардинцам народов – адыгейцев и черкесов, которые живут в Адыгейской и Карачаево – Черкесской автономных областях. В далёком прошлом адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. Они создали и общий фольклор, известный под названием адыгского.
Гость адыга в крепости сидит
Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.
Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.
Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества
Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.
Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать
Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.
Семейный уклад
Современный быт кабардинцев все более меняется и урбанизируется, однако в нем по-прежнему сохраняется немало традиционных черт. В большой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – устоявшегося веками морально-этического кодекса, регулирующего правила и нормы поведения. Регулирует он и семейные отношения.
Семья играет важнейшую роль. В отношениях преобладают вежливость и непременное уважение ко всем членам семьи. Старшему поколению оказывается особенный почет. В присутствии старейшины, почитаемого наравне с богом, младшие члены семьи не заговаривают первыми и никогда не позволят себе перебить. За столом старейшине отводится самое почетное место, так как возраст ставится выше звания и социального статуса.
Семейная иерархия важна, но не менее важны и брачные узы. По традиции кабардинцев вступить в брак возможно лишь единожды. Именно так сохраняются семейные ценности. В ином случае они навсегда утрачиваются. Народная мудрость гласит: «Муж творит жену, а жена творит мужа». Невзирая на то, что женщина находится у мужчины в зависимом положении, она пользуется почетом и уважением.
Кабардинская семья, царящие в ней нравы и устои являются для юного поколения основным источником, откуда оно получает уроки жизни. Начинаясь с самого детства, воспитание в семьях продолжается всю жизнь. Нормы поведения передаются от поколения к поколению, а в основе всего лежит личный пример родителей.
Внешний вид «кабардинцев»
В красоте и грациозности кабардинские лошади несколько уступают чисто верховым породам, хотя владельцы «кабардинцев», разумеется, считают иначе. Оценить, действительно ли это так может любой, кто изучит фото кабардинских лошадей.
Размеры лошади также нельзя назвать выдающимися: при среднем росте в холке около 155 сантиметров она является уверенным «середнячком» по этому показателю. В остальном же тело сложено хорошо и пропорционально. Одним из отличительных признаков является характерный профиль головы с горбинкой. Также «кабардинца» можно узнать по широкому свислому крупу.
При всех отличительных чертах во внешнем виде туловища и головы действительно уникальными можно назвать лишь копыта кабардинских лошадей. Сухие и относительно короткие ноги оканчиваются копытами в форме стаканчиков. Эта особенность в строении копыт помогает лошадям данной породы легко преодолевать самые сложные горные тропы, часто непроходимые для других лошадей. Также примечательной является так называемая «саблистость» задних конечностей.
В настоящий момент специалисты выделяют три внутрипородных типа (разновидности) кабардинской породы:
- массивный;
- восточный;
- характерный.
Массивный тип предназначен в первую очередь для использования в качества тяглового и упряжного скота. В свою очередь восточный тип наоборот больше подходит для верховой езды.
Конные заводы разводят преимущественно характерных лошадей, которые совмещают в себе характеристики массивного и восточного типов. Наиболее популярными являются три масти — гнедая, вороная и караковая.
Отдельно стоит еще раз упомянуть о том, что на конных заводах также разводится англо-кабардинская лошадь. Это те же кабардинцы, но только больше «заточенные» под верховую езду и конный спорт. Данная разновидность (по другим данным — отдельная порода) была выведена на Малкинском конном заводе путем скрещивания кабардинских кобыл с английскими жеребцами.
Наконец, сделаем ремарку касательно схожести «кабардинцев» с карачаевской лошадью. Многие коневоды-любители уверены, что это одна и та же порода. Существует даже полушуточное утверждение, что на самом деле кабардинцев не существует, а есть только карачаевцы, что кабардинские лошади — это, якобы, те же карачаевцы, только украденные и привезенные в Кабарду.
На самом деле кабардинцы и карачаевцы — всё же разные, хотя и очевидно родственные породы. Множество отличий кабардинской и карачаевской пород лошадей заложены самой природой тех мест, откуда они происходят. Кабарда — регион высоких скалистых гор, соответственно лошади отсюда более приземистые и массивные. В свою очередь Карачай, хотя тоже расположен в предгорьях, имеет более ровный (холмистый, а не скалистый) рельеф, поэтому лошади здесь более высокие и сухие. Наконец, главным отличительным признаком является горбинка на носу у «кабардинцев», которой нет у чистокровной карачаевской лошади.