Московский исторический музей

Выставки в музее Отечественной войны 1812 года

Сообщается, что коллекция музея на сегодняшний день насчитывает более двух тысяч экспонатов. Данная коллекция в подробностях описывает течение этой войны и все ее важные события. Кроме того, масштабная ее часть посвящена непосредственно русско-французским отношениям и предпосылкам Отечественной войны. Экспозиция расположена по хронологическому принципу в нескольких залах и поделена тематически.

В общем и целом, музейная коллекция представлена предметами искусства и обихода XIX века, а также редкими коллекциями (например, нумизматическими). Среди наиболее ценных и интересных экспонатов можно выделить серебряный ковчег берестяной грамоты Александра I дворянству, перстни и другие личные вещи участников сражения.

Группа музея на Facebook

Наиболее масштабные вехи Отечественной войны и русско-французских отношений представлены в следующих разделах выставки:

  • «Бородинское сражение»;
  • «Великая армия в древней столице. Московский пожар»;
  • «Изгнание неприятеля из России»;
  • «Память о войне».

Экскурсий в музее Отечественной войны 1812 года также предлагается несколько. Посетители могут выбрать их в зависимости от собственных интересов к той или иной области. В перечень тематических экскурсий входят:

  • «Как Кутузов бил французов». Для детей 8–12 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Тяжело в ученье — легко в бою». Для детей 8–12 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Гроза 1812 года». Для школьников 11–16 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Памятники и реликвии». Для детей старше 11 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Муза, опаленная войной». Для учеников средней и старшей школы (8–11 класс). Продолжительность — 1,5 часа.

Shakko

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Выставка «Золото-металл богов и царь металлов»

Изделиям из драгоценных металлов были посвящены два больших зала. Чего тут только нет: шкатулки, посуда, подносы, иконы! Здесь представлены более 800 предметов из запасников музея, все они выполнены из золота или им украшены. Многие годы эти предметы хранились в Особой кладовой музея и не были представлены широкой публике.

Золото-металл богов

Золотая коллекция

Золотая коллекция

Золотая коллекция

А если поднять голову — то можно увидеть удивительной красоты потолок!

Потолок в Историческом Музее

После тщательного осмотра двух выставок мы уже подустали … Но впереди были еще 35 залов!!!

Московский музей в наши дни

В 2009-м после очередного переезда и смены концепции музей было решено переименовать, тогда он и получил нынешнее название. В Провиантские склады на пересечении Садового кольца и Остоженки перевезли все экспонаты, на тот момент их было около 700 тыс.

Музей стал главным краеведческим центром, рассказывающим о жизни города в разные времена и даже эпохи — о традициях, обычаях, исторических фактах, связанных с Москвой и ее жителями.

Объединяя музейные фонды с предметами современного искусства, кураторы создают уникальные выставки, на которых можно не только лучше узнать историю столицы, но и познакомиться с мэтрами и новыми деятелями в мире искусства.

Цены в музее Отечественной войны в Москве в 2021 году

Музей работает по разным графикам, в зависимости от сезона. С января по май и с сентября по декабрь музей работает с 10:00 до 18:00 в понедельник, среду, четверг и воскресенье, а в пятницу и субботу до 21:00. Летом ежедневно с 10:00 до 21:00, первый вторник месяца — выходной.

Стоимость билета в музей в 2021 году следующая:

  • обычный билет — 400 рублей;
  • льготный билет — 200 рублей;
  • семейный билет — 600 рублей;
  • комплексный (билет+аудиогид) — 800 рублей.

Узнать о стоимости групповых экскурсий и мероприятиях можно на официальном сайте музея или в кассах.

Цены на официальном сайте музея Отечественной войны 1812 года

Shakko

Становление и развитие

Посетители входили в музей с Красной площади и попадали в просторные парадные сени. По замыслу Забелина и Шервуда, их следовало украсить сценами из жизни древних славян — земледельцев, охотников, воинов, а также иллюстрирующими переход от язычества к христианству. Но получив статус Императорского музея, организаторы были вынуждены изменить концепцию. Центральной композицией у входа стало родословное древо российских государей. Так зрителям давали понять: ключевую роль в отечественной истории играет самодержавие, а не народность. И Забелин, и Уваров думали ровно наоборот…

Камнем преткновения стало и предложение Шервуда наполнить залы музея в основном произведениями искусства на исторические темы. Уваров настоял на том, что главную роль в экспозиции должны играть подлинные памятники прошлого, и для планировки интерьеров привлёк другого видного архитектора того времени — А.А. Попова. Без художественного оформления не обошлось: во внутренней отделке приняли участие Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Генрих Семирадский, Илья Репин и Сергей Коровин. Но их работы, даже панорамные, составляли вспомогательный план для исторических экспонатов.

В 1883 году для осмотра открыли только 11 залов на первом этаже, представлявшие период от древности до конца XII века. Планировка, заложенная Шервудом, отражала реальные исторические процессы: язычество и христианство шли параллельными путями и объединялись в Киевской Руси; затем шёл период феодальной раздробленности и новое слияние под эгидой Москвы. К 1917 году число залов дошло до 16 — посетители могли уже дойти до Смутного времени.

Большую часть первых экспозиций составили предметы, которые передали музею Алексей Уваров и его супруга. Чета археологов сделала общественным достоянием все находки, собранные в экспедициях по разным регионам России, в том числе по Кавказу и Крыму. Их примеру последовали и многие знатные коллекционеры — Бобринские, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Олсуфьевы. Самый щедрый дар преподнёс купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, чья коллекция тогда превышала весь фонд Исторического музея. Пополнилось хранилище и во время Первой мировой войны: в Москву свозили реликвии из западных губерний.

Продолжалось строительство музея: в 1889 году во внутреннем дворе появился поперечный корпус с аудиторией на 700 человек. Через 15 лет в помещении разместили архив, библиотеку и отдел рукописей и старопечатных книг.

Залы на втором и третьем этажах до революции так и не оформили, но они никогда не пустовали. Известные художники использовали их в качестве мастерских, здесь проходили музейные съезды, научные собрания и тематические выставки — исторические, археологические, этнографические, художественные и даже литературные. Так, в 1899 году прошла выставка в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, а через десять лет чествовали аналогичный юбилей другого поэта — А.В. Кольцова.

Просветительская деятельность только зарождалась: в начале XX века проходило не более 20 экскурсий в год. Предложение явно отставало от спроса, то есть от интереса публики к истории: по статистике, в 1905–1915 годах средняя посещаемость музея составляла 39 тысяч человек ежегодно.

Здание московского исторического музея

Строительство главного музея истории российского государства началось в августе 1875 г., по проекту архитектора и живописца Владимира Иосифовича Шервуда (1832 — 1897) и военного инженера Анатолия Александровича Семенова (1841 — 1917). Их проект победил на конкурсе, по условиям которого здание музея должно было гармонично вписаться в архитектурный ансамбль Красной площади. Но из-за отсутствия достаточного финансирования завершить объект удалось только через 8 лет в 1883 г. При возведении здания использовались новейшие технологии того времени, такие как:

  • кирпичная кладка на цемент;
  • использование металлической арматуры для перекрытий;
  • проведение отопления и водопровода;
  • прокладка вентиляционных каналов;
  • обустройство водостоков.

Декоративное убранство центрального фасада богато украшено элементами древнерусского (московского) узорочья, в котором присутствуют:

  • кокошники (15 видов);
  • кессоны, углубления в стенах (10 типов);
  • аркатурные фризы (пояски для ложных арок);
  • тянутые карнизы;
  • киотцы.

Здание Исторического музея в Москве — одна из самых значительных построек России XIX века.

Убранство остальных стен здания привлекает внимание фортификационным стилем оформления в виде декоративных навесных бойниц или машикулей, расположенных в верхних и нижних частях боковых башенок, украшенных геральдическими фигурками львов и единорогов

Территория комплекса

Комплекс из 4 зданий, который занимает музей, — Провиантские склады. Ансамбль построен в 1829-1935 гг. и сейчас имеет статус памятника архитектуры.

Это редкий, сохранившийся до наших дней образец стиля ампир в Москве первой половины XIX в. На протяжении 100 лет здесь хранили запасы продовольствия для военных, в XX в. его использовали как гараж для нужд Красной армии.

Музей принимает участие в программе «Московское долголетие». На территории также работает экскурсионное бюро и Центр документального кино с кинотеатром.

Блошиный рынок во дворе музея.

Постоянная экспозиция

В комплексе хранится около 790000 экспонатов. Они делятся на 2 большие группы — археология и фонды. Первая создана на базе материалов, найденных во время раскопок на территории города и области.

Наиболее старые экземпляры — эпохи каменного и бронзового веков: орудия труда, оружие, украшения, каменные надгробия. Из фрагментов, обнаруженных в центральных районах столицы (Кремль, Китай-город, Зарядье) удалось собрать коллекцию средневековья.

Музейные фонды — это десятки тематических отделов:

  • нумизматика;
  • изобразительное искусство;
  • одежда и ткани;
  • драгоценные металлы и камни;
  • фотографии;
  • редкие книги;
  • фарфора, керамика, стекло и фаянс;
  • мебель;
  • документы;
  • мультимедийное хранилище;
  • металлические предметы.

Самые примечательные экспонаты

В фондах хранятся личные архивы и собрания знаменитых коллекционеров и московских купеческих родов — Шелапутиных, Найденовых, Бахрушиных. В документальных архивах можно найти официальные бумаги с подписями российских императоров — Екатерины I, Николая I, Александра II.

В фондохранилище с редкими книгами имеются уникальные экземпляры с автографами поэтов Серебряного века — А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина.

Как строился и менялся город, можно проследить по многочисленным фотографиям и негативам. Облик Москвы запечатлен в работах знаменитых старинных фотоателье (Ю. Мебиуса, «Набгольц и Ко», О. Ренара) и современных фотографов (Владислава Мамышева-Монро, Бориса Михайлова, Игоря Мухина). Многие снимки оцифрованы, и сегодня их можно посмотреть онлайн на сайте.

У музея обширное собрание изобразительного искусства — картины, скульптуры, старинные иконы, печатные работы. Среди них афиши с анонсами громких премьер Большого, Малого и Художественного театров, киноафиши к фильмам, в т.ч. Всеволода Мейерхольда, плакаты московской Олимпиады 1980 г. Можно увидеть и редкие полотна Айвазовского и Васнецова, посвященные Москве.

Историю моды хранит фонд одежды и тканей. От лаптей и рукавиц XVI-XVII вв. до роскошных бальных платьев и камзолов XVIII в. и изысканных нарядов начала XX в.

Отдельное место на выставках занимают макеты самых узнаваемых мест. Кремлевская площадь конца XIX — начала XX вв. В 1947 г. мини-комплекс был изготовлен к очередному юбилею столицы.

Самый крупный макет — миниатюра Страстной площади конца XIX в. с конками, старыми керосиновыми фонарями и брусчаткой.

Фотографии и старинные костюмы в залах музея.

О самом здании музея

В XIX веке российский император Александр Второй издал указ, в котором говорилось, что им и городской Думой проводится конкурс на проект музея Императорской славы. И победителем конкурса стал проект в старорусском стиле XVI века. А авторами проекта являлись зодчий Шервуд и инженер Семенов.

По завершении, красочное и великолепное строение гармонично сложилось с общим стилем Красной площади. Музей стал заселяться коллекциями и в скором времени шедевров в нем было уже свыше 5 миллионов.

Более 10 лет все сотрудники музея трудились над размещением постоянных экспозиций. И к сегодняшнему дню все работы завершены. Стиль внутренней отделки комнат, и дизайн было решено оставить первоначальным, дабы сохранился дух эпохи строительства. Следует отметить, что глобальные перестройки внутреннего расположения залов и коллекций пополнились столь необходимыми в современной жизни вещами как лифты рассчитанные на людей с ограниченными возможностями, настенная информация и широкопанорамные экраны, на которых транслируются шедевры из коллекций.

В своем современном виде залы музея распределены по эпохам и видам экспонатов. И увидеть здесь можно исторические предметы, начиная с эпохи первобытных пращуров, времена Древней Руси и далее все значимые вехи в истории нашего славного государства, уходящего своими корнями глубоко в древность.

Всего залов насчитывается 39, и обычно все экскурсии начинаются с комнат второго этажа. Именно здесь сосредоточены наиболее необычные и очень интересные коллекции Допетровской Руси. Наряды высокопоставленных бояр и князей, предметы быта обычных крестьян, украшения, книги, награды, картины, великое множество того, о чем мы с вами только в книгах читали.

А посетив экспозиции Исторического музея возможно все это увидеть своими глазами.

Поднявшись на третий этаж мы попадаем в эпоху великого реформатора Петра I. Здесь выставлено все, что может показать этот период истории нашей страны со всех сторон и аспектов жизни всех слоев и сословий.

В здании городской Думы, стоящим по соседству, проводятся выставки экспонатов, дающих полную картину зрителям о всех виражах истории в XX веке, и это действительно достойно внимания!

Очень рекомендуется посетить музей несколько раз. Вся причина заключается в том, что всех выставочных экспонатов великое множество, и также велика площадь, на которой все они расположены. Для того, чтобы даже бегло ознакомиться со всем богатством и красотой коллекций, придется потратить около 400 часов. И это только бегло!

Сотрудники музея существенно расширили свое поле деятельности, и для школ проводятся онлайн курсы по истории России. Приглашаются театральные коллективы для проведения выступлений и красочных шоу. И действуют при музее исторические, археологические и театральные кружки.

История создания

Идея о создании музея, посвященного войне 1812 года, появилась очень задолго до своей реализации — еще по окончании войны, в XIX веке. Оно частично связано с установкой мемориала на Бородинском поле в 1839 году. Через некоторое время в управление Москвы была передана изба Нарышкина, в которой хранились многочисленные мемориальные предметы. Далее, в 1903 году одна из комнат на ж/д Бородино была реконструирована под «Музей 1812 года». Сбор средств на организацию музея и поиск экспонатов начались незамедлительно — уже в 1908 году Николаем II был создан специальный комитет.

После демонстрации первой выставки в 1909 году организация музея буквально встала на месте. Далее открытию помешала Первая мировая война.

В 2009 году строительство музея было продолжено. Концепция нового учреждения была предложена научными работниками Государственного исторического музея, а проект здания на Красной площади — архитектором П. Андреевой. Торжественное открытие состоялось 4 сентября 2012 года. Известно, что в церемонии открытия участвовал Дмитрий Медведев.

Группа музея на Facebook

Английский завтрак

После многочисленных «охов» и «ахов» по поводу красоты Парадных сеней, мы отправились смотреть выставку «Английское чаепитие», где были выставлены различные предметы фарфора. Здесь нам удалось вдоволь пофотографировать тот самый английский Веджвудский фарфор, который строго-настрого нельзя было снимать на временной выставке.

Веджвудский фарфор

Веджвудский фарфор

Потолок в одном из залов.

Потолок в одном из залов

После осмотра выставки мы вновь попали в Парадные сени.
Морально подготовившись к основной экспозиции, мы решили уточнить у смотрительницы, где начало осмотра. Нам порекомендовали сначала осмотреть выставку золотых изделий, а потом уже переходить к залам, где представлена культура Древнего мира. «Здесь так все запутано», восклицала смотрительница.

Исторический музей на Красной площади

  • Адрес Музея – Красная площадь, д.1. Ближайшие станции метро– «Площадь революции», «Театральная», «Охотный ряд».
  • График работы.До 31 мая: понедельник, среда, четверг, воскресенье – 10.00 – 18.00, пятница, суббота – 10.00 – 21.00. Вторник – выходной.
  • С 1 июня по 31 августа – 10.00-21.00, вторник – выходной.
  • Цена билета – 400 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Каждый зал музея – сам по себе настоящее произведение искусства. Сразу видно, что проект создавался еще до революции, когда общественные зданияне были серыми и безликими. Эскизы каждого в отдельности зала рисовали талантливые художники и архитекторы, стены и потолки иногда расписывали фресками – как в лучших храмах и дворцах. Например, украшении Новгородского и Владимирского залов мастера вдохновлялись главными соборами этих городов, даже копируя отдельные элементы декора.

Исторический музей Москва

Зал Каменного века украшает панно Васнецова со сценами из жизни первобытных людей. Для картины Васнецову позировали крестьяне меценаты Саввы Мамонтова, а также сам Валентин Серов.

Один из самых красивых залов – Византийский, вдохновленный по чуть-чуть всеми знаменитыми памятниками византийского искусства : римскими катакомбами, Святой Софией в Стамбуле, Татеевским монастырем в Армении и другими.

Многим покажется наиболее интересным зал, посвященный Ивану Грозному и его эпохе. Там находится копия «царского места» монарха – богато украшенный резьбой шатер с колоннами и с царским троном внутри. В таких шатрах русские цари, скрываясь от любопытных глаз, слушали церковные службы. Оригинал можно увидеть в Успенском соборе Кремля.

Обычно постоянная экспозиция занимает второй и третий этажи музея, оставшаяся территория достается временным выставкам. В настоящее время их три: о японской культуре, об Александре III и о Тургеневе и его жизни в Москве.

Исторический музей в Москве — экспонаты

Инициаторами создания экспозиции были организаторы Политехнической выставки 1872 года. Поэтому  в первоначальную коллекцию вошли экспонаты отдела этой выставки, посвященные Крымской войне. В 1883 году, в день коронации императора Александра III, первые 11 залов приняли первых посетителей. Были представлены экспонаты, отражающие историю России с древнейших времен до конца 12 века. Для пополнения коллекции материалы привозили со всех уголков России. Совместными усилиями русских ученых, историков и археологов удалось собрать более 4 миллионов экспонатов. Каждый из музейных залов посвящен определенной эпохе. Древнейшая история отражена в коллекции ранних экспонатов, относящихся к каменному веку и  позднему палеолиту, неолиту, а также Бронзовой и Железной эрам. Если Вы осмотрите зал Восточной Европы и античного мира, то увидите ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX в. Здесь представлено оружие и украшения древних скифов и Боспорского царства. Интересен Таманский саркофаг, изготовленный в 4 веке до новой эры из розового мрамора.

В собрании ГИМ представлены археологические находки и рукописи, старопечатные книги и древние иконы. Мы можем видеть  коллекцию оружия и ювелирные украшения, стекольные и керамические произведения искусства, а также образцы народной одежды и многое другое. Здесь находятся личные вещи Ивана Грозного, Петра I и представителей дома Романовых. Любителей живописи заинтересуют работы известных художников. Это портреты выдающихся российских и иностранных деятелей, пейзажи, акварели и рисунки. Представлены интересные работы также неизвестных художников. Внутреннее убранство залов отражает время и стиль представленных экспонатов. Фрески и лепнина, а также резьба по дереву и прочие декоративные украшения позволяют ощутить атмосферу прошлого. В настоящее время музейная экспозиция состоит из почти 500 000 экспонатов.

Храм Василия Блаженного

  • Адрес – Красная площадь, дом 7.Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: до 31 мая – 11.00-18.00, ежедневно.
  • 1 июня – 31 августа – 10.00-18.00, ежедневно. 6 июня и 8 августа – санитарные дни.
  • Цена билета – 500 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) в народе иногда зовут «пряничным домиком». И, правда, пожалуй, больше нет храма, который выглядел бы так нарядно и весело. В 2008 году он, вместе с Петергофом и озером Байкал, вошел в список Семи чудес России. Собор построен в 1561 году, но сейчас находится в отличном состоянии. Интересно, что сохранившиеся кирпичи шестнадцатого века стираются медленнее, чем использованные реставраторами.

Храм Василия Блаженного

Комплекс собора состоит из девяти отдельных храмов: Покрова Богородицы (главный), Василия Блаженного, Святой Троицы, Трех Патриархов, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Александра Свирского и Варлаама Хутынского.Под храмами расположено уникальное подвальное помещение (подклет), впервые обнаруженное только в 1930-е годы. С 2010-го года подвалы открыты для посетителей, там выставлены две ценные иконы 17го века – «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

В относительно невысоком, но объемном храме легко заблудиться. Так что перед посещением лучше изучить план.

Главные чудеса собора – это, конечно же, фрески шестнадцатого века и невероятные иконостасы,хранящие более четырехсот старинных икон. Но если у вас останутся лишние силы, можно еще посмотреть коллекцию колоколов, небольшое собрание пейзажей и портретов, первые русские печатные книги и оружие времен Ивана Грозного.

Каждое воскресенье и на второй день Пасхальной недели в храме ведутся службы. Служат священники Патриаршего подворья из церквей Зарядья и Китай-города.

Залы

Для оформления залов ГИМ были изготовлены копии бесценных исторических памятников архитектуры. В 2001 г. была окончена масштабная реконструкция музея, в ходе которой залы стали выглядеть так, как это задумывалось изначально Шервудом и Поповым.

Зал № 2

Здесь представлены экспонаты, принадлежащие первобытной эпохе. Самым ценным из них является фигурка, изображающая полярную куропатку. Она была найдена на стоянке Мальта в окрестностях города Иркутска. Предположительно, ее изготовили около 22 000 лет назад. Это — великолепный образец резьбы по кости.

Центральным экспонатом является панно «Каменный век». Оно принадлежит кисти знаменитого художника Виктора Васнецова. На нем изображены первобытные люди.

Виктор Васнецов «Каменный век» (фрагмент)

Зал № 5

Экспонаты, выставленные в зале, охватывают период железного века. Самые важные из них – секиры, которые были изготовлены в IV–V веке до нашей эры. Найдены они были в Архангельском крае, на берегах реки под названием Пинега.

Зал стилизован под железный век мотивами, принадлежащими к «звериному стилю». К самым красивым образцам этого направления можно причислить украшения Скифов. Однако в том же стиле можно найти работы, принадлежащие древним художникам из Азии и Европейских стран.

Посетители смогут насладиться видом фантастической птицы, которая была создана по образу золотого украшения из Эрмитажа и львами, повторяющими скифские изображения. Красивая мозаика на полу выполнена в духе гончарных узоров из курганов, найденных в Ярославле и Владимире.

Зал № 9

Этот зал посвящен новгородскому периоду с XII по XV век

В роли важного экспоната выступает берестяная грамота времен 1220-1230 годов. На ней сохранился автопортрет новгородского мальчика, которого звали Онфим

Украшением зала занимались палехские мастера под руководством художника-реставратора Николая Софонова. В самом центре потолочного свода они изобразили Вознесение Христа. На стенах — изображения святых и князя Ярослава.

Зал № 18

Почти весь зал посвящен первому русскому царю Ивану Грозному

Красиво расписанный потолок привлекает внимание – по золотому фону нарисован орнамент из трав. Свод зала оформлен в стиле росписей галерей храма Василия Блаженного

В центре помещения находится копия «Царского места», которое было троном Ивана Грозного. Наибольшая часть экспозиции посвящена истории 3-х царских родов, правящих на Руси. Это – Рюриковичи, Годуновы и Романовы. В зале также выставлены предметы из царской казны.

Особое место отведено материалам, сохранившихся со времен правления первого царя. Выставлены два исторических документа, которые были написаны во время царствования Ивана Грозного. Рядом можно увидеть его власяницу.

Некоторые экспонаты знакомят посетителей с царским этикетом. В те времена отводилась важная роль богатому и продолжительному застолью, охоте и другим развлечениям. Даже иностранные послы в своих отчетах восхищались блеском и величием царского двора.

Как добраться

Музей Отечественной войны 1812 года работает в рамках Государственного исторического музея и располагается на его территории — на Красной площади. Добраться до музея можно на общественном транспорте. Ближайшая к этому месту станция метро — «Охотный ряд». Выйдя из метро, до музея останется идти не более 300 метров.

К автобусной остановке «Манежная площадь» можно доехать на маршрутах № 101, 144, 904, м2, м3, м10, м27, Н1, Н2, Н11. Передвигаясь по туристическому центру города, можно воспользоваться услугами такси — Яндекс.Такси, Uber и Ситимобил.

Музей Отечественной войны 1812 года на видео

Возрождение и перерождение

Пережив войну, в мирное время Исторический музей продолжил активно развиваться. Уже в 1945 году работало 30 выставочных залов, в 1957-м постоянная экспозиция наконец освоила второй этаж и охватила период до конца XIX века, а ещё через шесть лет — до 1917 года. Получили продолжение и временные выставки: музей освещал исторические события (Великой Октябрьской социалистической революции, победы в Великой Отечественной, 600-летие Куликовской битвы), масштабные стройки (БАМ).

В 1986 году началась реставрация и реконструкция, которые преследовали две цели: восстановить первоначальный облик здания и расширить выставочное пространство. Например, угловые башни вновь украсили двуглавые орлы, а промежуточные — львы и единороги. Внутренний двор музея превратился в Половецкий дворик с фонтаном и статуями, а рядом расположились несколько новых холлов. Из-за финансовых и организационных трудностей работы завершились только в 2002 году.

Сегодня ГИМ остаётся крупнейшим национальным музеем России: в его залах представлено около 22 тысяч экспонатов, а общий фонд почти в тысячу раз больше! Помимо главного здания, посетителей принимают филиалы — Музей Отечественной войны 1812 года, палаты бояр Романовых в Зарядье и Покровский собор (храм Василия Блаженного). Каждую неделю музей приглашает слушателей на лекции, а ежегодно устраивает больше 10 новых выставок. Несколько оригинальных проектов ГИМ приготовил и к своему 145-летию. Приходите — будет интересно!

Фотографии предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Второй этаж

Стилистика второго этажа кардинально отличается от первого — здесь царит свет и классицизм. Выставлены большое количество костюмов, карет, посуды, наград.

Зимний возок

Маскарадные сани.

Маскарадные сани

В одном из залов меня поразила композиция из фарфора, которая должна была являться украшением стола для Екатерины II.

Украшение из фарфора для праздничного стола

Зал 27.

Макет парусника

В центре зала 32 — макет говорильной комнаты в доме А.С Хомякова.

Говорильная комната

В одном из последних залов представлен уникальный экспонат, которых практически не сохранилось в России — отреставрированная детская карета детей одного из императоров.

Детская карета

В последнем зале также можно было увидеть произведения искусства изветсных художников, например садовую скамью Врубеля.

Садовая скамья Врубеля

Спускались на первый этаж мы по другой лестнице, оформленной в красных тонах.

Лестница

На первом этаже, также представлена карета, как и на первой лестнице.

Карета

В целом, за свой трех часовой поход мы получили общее представление о музее и наметили себе темы для дальнейшего изучения.

Этот музей безусловно стоит посещения, но по заранее продуманному плану.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector