Инженерный корпус третьяковской галереи — расширяя границы

Выставка произведений Ильи Репина: 16 марта — 18 августа

  • Где:
    Новая Третьяковка, Крымский вал, парк «Музеон»

  • Когда:
    С 16 марта по 18 августа
  • Цена:
    500 руб.

Масштабная выставка работ Ильи Репина разместится с 16 марта на трех этажах в самых больших и вместительных залах Третьяковской галереи. Кроме произведений, хранящихся в Москве, экспозицию также пополнят картины из 26 музеев России и зарубежья, а также частных коллекций. 

Посетители увидят более 180 примеров живописи и 130 графических работ, созданных с начала 1870-х до конца 1920-х годов. Кроме самых известных полотен публике представят неизвестные или скрытые до сегодняшнего дня работы Ильи Репина. 

Знаменательное событие вернисажа — представление полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» из собрания Государственного Русского музея.

Основание и история Третьяковской галереи

Названная в честь ее создателя купца Третьякова Павла Михайловича, галерея создавалась как личный музей в особняке самого «предпринимателя». Сначала он собирал картины зарубежных художников. В 1856 году П.М. коллекционер купил два полотна русских авторов «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанных Шильдером и Худяковым. Именно с этих русских картин и появилась идея о создании доступной для всех общественной картиной галереи. Вот с этого времени и началось активное коллекционирование Третьяковым живописи и в 1867 году, его коллекция составляла 1276 картин. Помимо картин, он увлекался коллекционированием икон и скульптур. В 1892 году Третьяков просто отдал в дар городу собранные коллекции, а 5 августа 1893 года Третьяковка впервые была открыта для посещений и приняла своих первых гостей. А после 1917 года и окончательного установления советской власти, Третьяковка полностью перешла в государственную собственность. В советское время собрание галерее очень активно росло и к 1975 году насчитывалось 55 000 единиц самых разных экспонатов. В период ВОВ, в галерее были проведены объемные работы по демонтажу и эвакуации экспозиции. Здание галереи пострадало от бомбежек в 1942 году, но работы по восстановлению галерее начались фактически сразу же после изменения положения российской армии на фронте. Сегодня Третьяковская галерея представляет собой обширный музейный комплекс. Здесь можно найти шедевры фактически всех сфер живописи в период с XI –начала XX века. Гостям представлены как постоянные экспозиции, но также в галерее часто проходят временные выставки. В настоящее время экспозиции Третьяковки насчитывают более 190000 экспонатов, и это не только живопись. Все желающие могут насладиться композициями из драгоценных металлов, вниманию гостей представлены вещи принадлежавшие частным российским и зарубежным коллекционерам. Главное здание расположено по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10. Корпус, где представлено искусство XX века, находится по адресу: г. Москва, Крымский Вал, д. 10, именно в этом корпусе можно насладиться и попробовать разгадать тайну «Черного квадрата» Малевича. Этот филиал называют «Новая Третьяковка». У галереи есть свои филиалы и музеи. Каждый год Третьяковская галерея принимает более полутора миллионов человек, и желающих посетить одно из самых масштабных собраний мировых шедевров в мире искусства не уменьшается.

Схема залов и экспозиции

1 этаж:

  • Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
  • Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
  • Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
  • Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
  • Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).

2-й этаж:

  • Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
  • Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
  • Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
  • Залы 32-34: М. Врубель.

«Арлекины Серебряного века»: до 19 мая

  • Где:
    Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок
  • Когда:
    До 19 мая
  • Цена:
    500 руб.

Экспозиция «Арлекины Серебряного века» строится на сочетании работ об «арлекинаде» трех художников: К.А. Сомова, Н.Н. Сапунова и С.Ю. Судейкина. Арлекин на картинах живописцев — не персонаж из «плоти и крови», но символ культуры и искусства того времени, некий эталонный образец эпохи. 

Три художника переносят на холст разные образы Арлекина: бродячего артиста, биографического персонажа, жителя Парижа. Отличается не только главный герой произведений, но способы и методы работы художников — неудивительно, что между ними до сих пор чувствуется соперничество.

Филиалы

Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский вал, д. 10

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 17:00

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 20:00

Пятница

10:00 – 20:00

Суббота

10:00 – 20:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 18:00

Среда

10:00 – 18:00

Четверг

10:00 – 21:00

Пятница

10:00 – 21:00

Суббота

10:00 – 21:00

Воскресенье

10:00 – 18:00

На карте:

Музей-мастерская А. Голубкиной

Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1

Касса: +7 (495) 637-56-82

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 16:00

Четверг

10:00 – 16:00

Пятница

10:00 – 16:00

Суббота

10:00 – 16:00

Воскресенье

10:00 – 16:00

На карте:

Музей-квартира А.М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)

Телефоны:

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Дом-музей А.М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1

Телефон: +7 (495) 681-13-29

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Третьяковская галерея — из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами   И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа «…Третьяков по натуре и знаниям был ученый». Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что  даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным.  Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств.  Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902–1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг.  В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Выставка Эдварда Мунка: 15 апреля — 14 июля

  • Где:
    Инженерный корпус, Лаврушинский переулок
  • Когда:
    С 15 апреля по 14 июля
  • Цена:
    500 руб.

Весной этого года в Москве впервые представят крупное собрание работ Эдварда Мунка: экспозицию составят 70 живописных и 30 графических работ вместе с фотографиями и памятными предметами. Самое известное полотно художника «Крик» также будет выставлено в Третьяковской галерее. Одной из главных тем выставки станет культурная связь Мунка и Ф. М. Достоевского: русский писатель вдохновил художника на создание ряда картин. 

Выставка Эдварда Мунка продолжит серию показов европейских художников, чье творчество оказало влияние на русскую культуру. Первая подобная экспозиция, «Уистлер и Россия», открылась в 2006 году.

Картина Эдварда Мунка

Источник

История создания

В 1851 году семья Третьяковых переселилась в дом в Лаврушинском переулке. Глава семейства — известный промышленник и меценат — увлекся коллекционированием произведений искусства. Чтобы разместить все полотна, ему приходилось многократно перестраивать и достраивать дом. Еще при жизни хозяина всем желающим увидеть шедевры русского искусства был открыт доступ к экспозиции. Цель основоположника коллекции была глобальной – создать национальную галерею.

Спустя четыре десятилетия после приобретения первых полотен, он передал свою огромную коллекцию в дар Москве. Позже и дом перешел государству.

После революции коллекция была национализирована и дополнена предметами искусства из других музеев и из частных собраний, национализированных добровольно или принудительно большевиками.

Выставка Архипа Куинджи: до 17 февраля

  • Где:
    Инженерный корпус Третьяковской галереи
  • Когда:
    До 17 февраля
  • Цена:
    500 руб.

До окончания выставки произведений одного из самых ярких русских художников и создателя «романтического пейзажа» остается меньше недели. В связи с новым всплеском популярности, который случился после инцидента с картиной «Ай-Петри. Крым», электронные билеты были раскуплены. Сейчас пройти на выставку можно только после покупки в кассе в живой очереди: среднее ожидание достигает максимальных 5 часов по выходным. 

Из-за большого количества посетителей руководство музея сделало движение по выставке односторонним, что ограничивает время просмотра экспозиции. Посетителей с детьми до 3-х лет пропускают без очереди, желающие увидеть Куинджи до 18 лет проходят бесплатно. Выставка продлеваться не будет.

К 200-летию со дня рождения Сергея Зарянко: до 24 марта

  • Где:
    Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок
  • Когда:
    До 24 марта
  • Цена:
    500 руб.

В Третьяковской галерее продолжает работать камерная экспозиция творчества Сергея Зарянко, дополненная портретом художника кисти его ученика А. М. Колесова. 50-е годы XIX века принесли Сергею Зарянко, выходцу из крепостной семьи, признание среди художественных критиков после череды его работ как портретиста. Кроме портретов С. Зарянко работал над миниатюрами и иконами, а также написал несколько трудов по исторической живописи в статусе академика и профессора. 

Посетители выставки могут увидеть 9 самых известных работ Сергея Зарянко в 11-м зале Третьяковской галереи.

Третьяковская галерея

Шедевры русского искусства XI — начала XX веков выставлены в исторической Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Древнерусское искусство

В 7 залах вашему вниманию представлены древнерусская живопись, скульптура и мозаика домонгольского периода русской истории. Здесь находятся произведения Новгородской, Псковской, Ростово-Суздальской и Тверской школ, а также несколько сотен икон XII-XVIII веков, в том числе работы мастеров Симона Ушакова и Андрея Рублева (в том числе его самая известная работа «Троица»).

Искусство XVIII века

В этом разделе представлена живопись и скульптура XVIII века в 7 выставочных залах. Сюда вошли скульптуры Ивана Мартоса и Федота Шубина, городские пейзажи Санкт-Петербурга и Москвы Федора Алексеева, сельские пейзажи семена Щедрина, большое количество портретов Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и Ивана Никитина (основоположника русской портретной школы), исторические сцены Антона Лосенко (одного из основателей исторического движения в русской живописи).

Искусство XIX века

27 залов посвящены искусству XIX века. В первой половине XIX века преобладают романтические произведения, такие как картины Карла Брюллова, пейзажи Сильвестра Щедрина, сцены сельской жизни Алексея Венецианова, религиозные сцены Александра Иванова (в том числе его великий опус «Явление Христа народу»), портреты Василия Тропинина и Ореста Кипренского (например, его хваленый портрет Пушкина).

Часть экспозиции второй половины XIX века посвящена реалистическим работам признанных передвижников, в том числе Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Исаака Левитана и Ивана Шишкина. Пейзажи последних двух художников, как говорят, воплощают русскую национальность. Среди других представленных работ — две самые известные картины Константина Флавицкого («Княгиня Тараканова» и «Христианские мученики в Колизее»), пейзажи Алексея Саврасова и Федора Васильева, морские сцены Ивана Айвазовского, военные сцены Василия Верещагина и фольклорные картины Виктора Васнецова (дизайнера символического фасада Третьяковской галереи в русском стиле).

Искусство ХХ века

Художественные тенденции, сопровождавшие бурные политические и социальные сдвиги в России конца XIX — начала XX века, представлены в 12 залах. Здесь можно увидеть портреты Андрея Рябушкина из обычной русской жизни, импрессионистские сцены Константина Коровина, постимпрессионистские картины Игоря Грабаря (впоследствии директора Третьяковской галереи). Также вы найдете здесь мифические портреты и религиозные сцены Михаила Нестерова, скульптуры Анны Голубкиной (первой выдающейся женщины-скульптора России), мастерские жанровые полотна Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой, работы Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля (основоположников русского символизма).

Дальнейшее развитие галереи

И. Крамской «Портрет П.М. Третьякова»

Третьяков высоко ценил талант И.Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. С тех пор началась дружба семьями. Сближению способствовали и  общие художественные взгляды, и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на  выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются  картины «Христос в  пустыне» И.Н. Крамского, «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге и другие.

И. Крамской «Христос в пустыне»

Была приобретена Третьяковым также Туркестанская серия картин В. Верещагина по очень высокой цене. Он хотел подарить ее Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но там не нашлось для нее помещения, и картины остались у Третьякова. Коллекция все росла, приобретаемые картины он размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало, поэтому в 1872 г. было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А.С. Каминский.  Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке.  В 1882 году, после ее возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов. Значительно пополнилась коллекция Третьякова в 1880-е годы: картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И.Е. Репина  «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»,  И.Н. Крамского «Неутешное горе», Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, И.С. Остроухова. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.

К этому времени Павел Михайлович при выборе произведений полностью полагается на свой вкус. Иногда его выбор встречает непонимание известных художников, но он остается верным себе. Например, в1888 г. он покупает картину В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем», которую не сумели оценить современники, а также картины молодого М.В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», также отрицательно оцененную известными мастерами живописи, и «После дождя. Плес» И.И. Левитана.

М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Каждое утро ровно в восемь Третьяков выходит из внутренних комнат в свою галерею, пристально рассматривает какую-нибудь картину и вдруг неожиданно говорит: «Перова – во второй ряд возле угла. Я во сне видел, что картина там висит, — хорошо».

Вновь расширяются экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется еще 6 залов. В этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.

Конференц-зал и студия детского творчества

Инженерный корпус Третьяковской галереи, выставки в котором обновляются постоянно, привлекает большое число посетителей. В здании есть конференц-зал, в котором проводятся лекции на темы искусства, а также семинары и конференции. Предметы изучения разнообразные, содержание познавательно. Поучаствовать в этих мероприятиях приезжают специалисты со всех концов земли. Тут же проводятся ретроспективные показы кинофильмов, вошедших в Золотой фонд мирового киноискусства.

В студии детского творчества занимаются ребята разных возрастов. Они узнают много информации о мире искусства, учатся живописи и ваянию. Дети познают мир прекрасного и стремятся сами выразить свои чувства через искусство. Занятия носят познавательный характер, ведь главная задача педагогов – привить детям любовь и интерес к различным направлениям искусства.

Через инженерный корпус Третьяковской галереи можно пройти и в храм-музей. Большая часть убранства храма – музейные экспонаты. В специальной витрине выставлена одна из древнейших русских икон – Владимирская Божья Матерь, возраст которой около 900 лет.

Инженерный корпус Третьяковской галереи, адрес которого: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 12 — ждет гостей. После посещения основной экспозиции обязательно загляните туда: экспонаты, которые не вошли в основную коллекцию, могут поведать много интересного и удивительного. Экспозиции оформлены с большим вкусом и знанием дела.Вы приоткроете завесу тайны и сможете лучше понять художников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector