Убранство и устройство храма

Изразцовые иконы Дмитрова и Старицы — единственные найденные на территории Древней Руси

В 1558-1561 годах Старицким князем Владимиром Андреевичем был построен шатровый собор Бориса и Глеба, имеющий несколько керамических икон. Известно также, что после разборки храма в XIX веке две из них, Распятие и Нерукотворный Спас, были перенесены на фасады ныне существующего Борисоглебского собора.

Керамическая икона Распятия Борисоглебского собора г. Старицы Тверской обл.

В начале ХХ века среди фундаментов Борисоглебского собора проходили археологические раскопки, при которых было найдены обломки поливной рельефной керамики. Характер орнаментов найденных изразцовых фрагментов — западноевропейский, близкий орнаментам итальянского Возрождения. Мастерство исполнения и прежде всего сам тип изделий — рельефная поливная керамика — представляются для Древней Руси явлением совершенно уникальным. Все найденные фрагменты были монохромно окрашены зелеными и желтыми глазурями.

Подобные изразцовые керамические иконы, достигающие весьма внушительной — трехметровой — высоты, на территории Московского государства встречаются еще только на одном памятнике — на Успенском соборе в Дмитрове, сооруженном в первой четверти XVI века. Это круглая икона Георгия Победоносца под сводами южной паперти собора и два Распятия с предстоящими в центральных закомарах его северного и южного фасадов. Происхождение икон Успенского собора в Дмитрове до сего дня остается невыясненным. Три дмитровские иконы тождественны по стилю и технике исполнения трем старицким.

Керамическое тондо «Чудо святого Георгия о змие»

Впервые находившийся на паперти «образ великомученика Георгия из плит финифтяных… древней работы» упоминается в описании городов Московской губернии 1787 года. Керамические распятия на южном и северном фасадах собора ошибочно охарактеризованы в Описи 1813 года как «штучные из лебастра», что и повторялось в последующих описях. В углублениях рельефов изразцов сохранились следы известковой покраски. Вероятно, покраска была сделана с целью придать изразцам более «классический» облик согласно вкусам начала XIX века. Многие исследователи датируют иконы Успенского собора серединой XVI века и сравнивают их с изразцами Борисоглебского собора города Старицы, отмечая, что иконы являются местной работой, характерной для центральнорусской скульптуры до новгородских традиций.

Керамическая икона на фасаде Успенского собора г. Дмитрова

Кроме этих двух старых уездных городов — Дмитрова и Старицы, изразцовые иконы на территории Древней Руси нигде больше не встречены. Изразцовых икон не знает ни XV, ни XVI, ни — за ничтожным исключением — даже XVII век.

Раскол и упразднение патриаршества

Тяжёлые потрясения выпали на долю РПЦ в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона проводилась церковная реформа, ставившая своей задачей исправление богослужебных книг, а также внесение определённых изменений сугубо обрядового характера. Результатом этих, по существу, правильных и разумных, но несвоевременно и непродуманно выполненных действий стало недовольство значительной части населения страны, вылившееся в церковный раскол, последствия которого ощущаются и в наши дни.

В отличие от Западной ветви христианства, Русская православная церковь на протяжении всей своей истории (за редкими исключениями) не претендовала на подмену собой светских институтов власти. Более того, в 1700 году, после кончины патриарха Адриана, она, по распоряжению Петра I, полностью перешла в подчинение Священного синода, являвшегося, по сути, не чем иным, как министерством, возглавляемым к тому же светским лицом. Патриаршество было восстановлено лишь в 1943 году.

Жертвенник

Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.

Жертвенник предназначен для размещения различных священных предметов. Здесь находится Священная чаша или потир, куда наливается вино и вода. Данный элемент символизирует кровь Сына Божьего. Здесь же находится дискос, имеющий вид плоского округлого сосуда из металла в форме диска. Именно сюда помещается хлеб для священного причастия, символизирующий тело Иисуса Христа. Также на жертвенники устанавливается копие — палка из металла, которая визуально похожа на нож, с его помощью вынимаются частицы из причастной пищи. Символизирует металлическая палочка копье, проткнувшее тело Христа.

Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.

Храм Покрова в Филях

Архитектурный стиль: Нарышкинский стиль

Дата постройки: 1694 год

Где находится: Москва, Новозаводская ул., 6.

Как используется в настоящее время: действующая церковь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях был построен родным дядей Петра Первого — Львом Кирилловичем Нарышкиным. Именно эта церковь стала в архитектуре образцом нарышкинского стиля, являющемся связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем — петровским барокко. Самые красивые церкви России строились, опираясь на образ храма в Филях.

По легенде церковь была воздвигнута в честь случайного спасения Льва Нарышкина во время стрелецкого бунта 1682 года. Тогда были жестоко убиты два старших брата, Лев Кириллович был спрятан сестрой — царицей Натальей Кирилловной на женской половине, где он молился перед образом Спаса Нерукотворного. Оставшись в живых, он дал обет построить храм и выполнил свое обещание, разобрав старый деревянный храм в Филях и заложив новый каменный.

Двухэтажный храм имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм неоднократно посещал Петр I, он подарил церкви цветные витражи.

Храмы России фото с названиями и описанием

Успенский собор во Владимире фото

Стоит возле реки Клязьма уже более 800 лет. В 1185 здание серьезно пострадало от огня и пришлось его «защитить» с помощью каменных стен по всему периметру. Но после было решено расширить здание и привести его убранство в более дорогой вид.

Во времена нашествия хана Батыя, горожане спрятались в храме, где и погибли в результате поджога собора. Почти все реликвии и внутреннее убранство сгорели, но сами стены остались стоять. Позже приглашали знаменитых московских иконописцев, для того чтобы восстановить внутреннюю живопись.

У собора есть некрополь, в котором хранятся мощи многих известных князей, митрополитов и епископов.

Это здание – уникальный памятник русского архитектурного искусства 12 века, находится под охраной. Храм настолько красив, что взят за основу для других, более поздних российских церквей и соборов.

Более подробно Храмы Владимира рассмотрены в одной из статей на сайте Авиамания.

Не забудьте подписаться на ютуб канал Авиамания, так как мы предлагаем очень интересную и полезную информацию для самостоятельных путешественников!

В церкви есть музей

Посещение с 13.00 до 16.45. В понедельник выходной.

В часы работы музея, вход платный и равен 100 рублям. Скидка в 50% предоставляется детям с 16 лет, пенсионерам и студентам. Детям до 16 вход свободный. С 15.00 в воскресенье вход всем бесплатный.

Рекомендуется взять билеты с экскурсионным обслуживанием, это не намного дороже, но зато экскурсовод расскажет очень много полезной и интересной информации об этом месте. Стоимость экскурсии взрослым 200 рублей, детям до 16 лет – 100 рублей. Пенсионеры, студенты и дети с 16 лет – 150 рублей.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Расположен в самом центре северной столицы и входит в основной круг достопримечательностей этого города, за счет своего красивого внешнего вида и достояния.

Возле северного фасада стоят бронзовые фигуры Александра Невского, князя Владимира и святых. Стены украшены барельефами на религиозную тематику. Очень красивы ворота с северной стороны – точная копия «Райских врат» крестильного дома во Флоренции.

В храме идут службы и литургии, поэтому во время посещения нужно строго соблюдать тишину. Запрещено снимать на видео и фотографировать внутри. Фасад фотографировать разрешается.

В здании можно не только полюбоваться иконописью, фресками и богатым убранством, но и приобрести памятные сувениры: иконки, фото собора, литературу, крестики, также поставить свечи. Есть чан со святой водой, которую можно набрать.

Храм открыт ежедневно по будням с 7 утра до 8 вечера, а по воскресеньям с 6.30 до 20.00. Вход бесплатный, но если есть желание послушать экскурсию, то ее проведут сотрудники собора за пожертвование.

kazansky-spb.ru

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Еще одна очень популярная достопримечательность города и, вместе с тем, одно из самых высоких купольных зданий во всем мире.

Этот крупнейший православный храм северной столицы начал свое существование с 1710 года с небольшой деревянной церквушки. В этом, на тот момент, неприметном здании произошло венчание Петра I с Екатериной Алексеевной – его второй супругой.

Несколькими годами позже, деревянную постройку снесли и построили на ее месте каменную. В 18 веке начали возводить третий вариант храма, но по внешнему виду он не соответствовал парадной архитектуре города. Спустя 9 лет по проекту французского архитектора началось строительство здания, которое мы видим по сей день.

40 лет изнурительной и кропотливой работы потребовалось для возведения этого сооружения. Было использовано 43 породы минералов – червонное золото, мрамор, бронза, яшма, порфир, гранит и другие.

Над убранством храма работали известнейшие художники и архитекторы. В народе его называют музеем цветного камня.

Посетить это место можно с 10.00 до 17.30. Вход платный и равен 250 рублям с посещением музея. Но можно зайти в колоннаду и прослушать аудиоэкскурсию, это будет стоить 150 рублей.

cathedral.ru

Церковь как Тело Христово

Церковь есть Богочеловеческий организм – Глава Христос, а люди составляют ее тело. Такое сравнение дает святоотеческая традиция. Как любое тело имеет разные члены и составы, так и в Церкви каждый член имеет свое место.

Святитель Иоанн Златоуст, указывая на тесную связь всего церковного организма, говорит:

И продолжает, указывая на единство тела Церкви:

Таинственное проявление жизни единого Богочеловеческого организма происходит в церкви каждый день. Каждый день в Церкви совершается исполнение всех смыслов — Божественная Литургия. На Литургии святого Василия Великого возносится молитва о единстве:

Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека.

В Церкви не возможно быть умозрительно, в Церкви нужно участвовать в Божественной Трапезе. Только тот, кто реально живет внутри Церкви, открывает для себя самого себя. Апостол Павел наставляет

Эти слова апостола можно отнести каждому к себе и спросить себя: а в Церкви ли я? Не в Церкви как организации, а как в Теле Христа?

География современного православия

В настоящее время большинство православных находится на территории России. Они составляют примерно 40% от всех живущих на планете. Однако немало и других государств, в которых лица, относящиеся к этой конфессии, составляют большинство населения. Среди них можно назвать: Украину, Румынию, Македонию, Грузию, Болгарию, Черногорию, Сербию, Молдавию, Кипр, Грецию и Беларусь.

Кроме того, есть ряд стран, в которых православие, не являясь доминирующей религией, охватывает, тем не менее, значительную часть граждан. Это Финляндия, Албания, Литва, Эстония, Герцеговина, Босния, Казахстан, Латвия, Киргизия, Туркмения и Алеутские острова.

Слово «церковь» – это ещё и обозначение конкретной национальной религиозной организации внутри какой-либо определённой конфессии. Всем хорошо знакомы такие названия национальных церквей, как Сирийская католическая или Эстонская евангелическо-лютеранская. К их числу относится и наша отечественная – Русская православная церковь. Остановимся на ней подробнее.

Прочие богослужебные предметы

В алтаре представлены и другие важные предметы для совершения богослужений — это кадило (кадильница), дикирий, трикирий, рипида.

Дикирий представляет собой подсвечник с двумя свечками, символизирующими две природы Сына Божьего. Трикирий — это подсвечник, куда устанавливается три свечи, являющиеся символом трех лиц Святой Троицы. Чаще всего они применяются священнослужителями, патриархами и митрополитами во время благословения людей, посетивших храм.

Рипида (чаще всего в алтаре их два) — это круг на длинном шесте, выполненный из металла. Когда христианство только устанавливалось, их изготавливали из павлиньих перьев. Ими отгоняли насекомых, слетающихся на Священное причастие. Сейчас же рипида имеет духовную символику и говорит о присутствии ангелов около тела Иисуса Христа.

Ризница — еще один важный алтарный элемент, располагающийся по правую престольную сторону. Именно здесь священники переодеваются, здесь же хранятся одежды для богослужений. Помимо этого, в ризнице хранятся священные книги, различная церковная утварь.

Горнее место находится между престолом и алтарной стеной с восточной стороны. Оно стало элементом алтаря много веков назад, и представляет собой возвышенность, где ранее располагалось архиепископское кресло (трон).

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре. 

Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он  может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово

В XII веке окончательно оформился распад Киевской Руси на отдельные княжества. В ситуации феодальной раздробленности политическую и экономическую силу вместо Киева стали набирать новые центры, и одним из важнейших оказался Владимир. Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала политика Андрея Боголюбского, занявшего княжеский престол в 1157 году.

Статус престольного города укреплялся и за счет строительства новых храмов. Артель, существовавшая при Боголюбском, за период 1158—1165 гг. создала множество известных религиозных построек. Точных данных о дате строительства церкви Покрова на Нерли нет. Однако если опираться на сведения о том, что этот храм был воздвигнут в память о сыне Андрея Боголюбского, погибшего в 1165 году от ран после участия в битвах в Волжской Булгарии, то логично предположить, что церковь появилась не раньше этой даты.

Наиболее популярной считается точка зрения, согласно которой церковь Покрова на Нерли построили в 1166 году.

Романский стиль, характерный для русских храмов того периода, указывает на участие иностранных мастеров. Живший в XVIII веке историк Василий Татищев упомянул, что работников для строительства резиденции в Боголюбово и, соответственно, церкви Покрова на Нерли князю Андрею прислал стоявший тогда во главе Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. При этом автор сослался на несохранившуюся летопись, отчего достоверность его высказывания все еще под вопросом. Кроме того не было данных и о личных контактах двух политиков, хотя общение могло состояться и при посредничестве послов.

В то же время большинство исследователей согласны с предположением о том, что подряды по строительству церквей на Руси выполняли артели иностранных мастеров. Считается, что таких групп строителей было немного, и они перемещались по всей Европе, выполняя заказы. Рабочих, создавших церковь Покрова на Нерли, мог прислать Андрею Боголюбскому глава галицкого княжества Владимир, в чьих владениях к тому времени было построено много таких храмов.

Загадкой является не только вопрос, кто строил церковь, но и почему было выбрано столь отдаленное место. Доподлинно установлено, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло, и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.

Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. Что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.

Немного света на историю выбора расположения храма пролили раскопки, в ходе которых обнаружились обломки белокаменных стен. Выяснилось, что изначально к тому зданию, что можно видеть сегодня, с трех сторон были пристроены галереи, а вокруг находились и другие объекты. В XVI столетии тут был монастырь, а до него, возможно, стояла крепость.

Максим Данков

На основе этих теорий художники создают реконструкции возвышавшегося на искусственном холме комплекса, и они удивляют размахом и пышностью. Большое подворье, над которым возвышалась церковь, было обнесено высокой стеной, центральные ворота в которой выходили на широкую лестницу, спускавшуюся по белокаменной облицовке к пристани. Восстановление такого облика сделало наиболее популярной версию о том, что церковь была частью парадного комплекса, призванного встречать суда, заплывавшие в реку Нерль, чтобы попасть во Владимир.

Точные данные о монастыре относятся к XVI веку. В следующем столетии он пережил период расцвета, а при Екатерине II был упразднен. К концу XVIII века предпринимались попытки разобрать храм, но они не были завершены. А в 1803 году его даже решили обновить: сферический купол заменили луковичной головой.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом. Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.


Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector