Церкви в санкт-петербурге

Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого

Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого расположен в отремонтированном здании, построенном в 1869 году во внутреннем дворе Большого Гостиного двора (ныне торговый центр) по проекту архитектора Кузьмина специально для Комитета по управлению Большим Гостиным Двором и Перинной линией.

Также в здании находится музей истории купечества Санкт-Петербурга и России. И такое соседство неслучайно!

Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) был видным представителем российского купечества. Трудовую деятельность начал десятилетним мальчиком в Гостином Дворе, где работал посыльным.

Сегодня храм и музей, находящиеся в Большом Гостином Дворе, — это памятник российскому купечеству, который призван показать, что можно успешно вести бизнес и в то же время сохранять высокую духовность. Подробнее о Большом Гостином дворе…

Вход в храм и музей — через центральный портик Невской линии. Запись на экскурсию заранее по телефону.

Адрес Большого Гостиного двора: Невский проспект, 35.

Координаты Большого Гостиного двора: 59°56′03″ с.ш. 30°19′56″ в.д. (59.934167, 30.332222).

Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови).

Храм Спас-на-Крови является первой церковью на месте гибели императора государства Российского. Решение о возведении поминального собора было принято после покушения революционерами на жизнь царя Александра II 1 марта 1881 года. Властью императора Александра III  в 1883 году в основание фундамента храма заложили первый камень. Строительство велось 24 года, и в 1907 году собор был освящен. Высота собора Воскресения Христова 81 метр – год смерти императора.

Мотивы Московских церквей, старорусского стиля, обилие внешних мозаичных панно, богатое внутреннее убранство из полудрагоценных камней – отличительные черты храмового комплекса Спаса-на-Крови.  Шатровая сень с крестом из топаза возвышается над фрагментом булыжной мостовой, перенесенной в храм с места гибели царя-освободителя Александра II. Она опирается на яшмовые колонны. Собор Воскресения Христова расположен на берегу канала Грибоедова. С другой стороны его окружает пышный Михайловский сад. Особенно красив храм Спас-на-Крови в лучах прожекторов в вечернее время.

Девятиглавый собор Воскресения Христова позиционируется как памятник-музей.

Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петерскирхе)

Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петерскирхе) является крупнейшей в России евангельско-лютеранской церковью.

В церкви святых Петра и Павла проходят богослужения, проводят экскурсии, в том числе по катакомбам Петерскирхе, выставки и культурные мероприятия. В церкви есть органы.

Нынешнее здание церкви является вторым, и было возведено в период с 1833 по 1838 годы по проекту архитектора и художника Александра Павловича Брюллова. В последующем фасады и интерьеры церкви подвергались реставрациям и художественным дополнениям.

Сегодня Петерскирхе является действующей лютеранской церковью. Имеет классические черты с двумя симметричными квадратными башнями, арочными порталом (входом) и окнами. На уровне второго яруса фасада церкви расположена открытая аркада с горельефами евангелистов.

Верхнюю часть главного фасада (парапет), выходящего на Невский проспект (на юг), украшает скульптурная композиция ангела с крестом.

На аттике выделяется бронзовый литер надписи «St. Petri» с позолотой.

Внутренний интерьер Петерскирхи прост в исполнении.

На первом этаже расположена небольшая экспозиция, рассказывающая об истории храма, и о лютеранской общине Санкт-Петербурга.

В церкви находятся «Катакомбы» — подвалы церкви, которые появились при реконструкции 1990-х годов, когда новый пол церкви был поднят на 4 метра выше прежнего и под ним всё ещё находятся помещения, в том числе сохранившаяся чаша бывшего бассейна, который был обустроен в стенах церкви после революции 1917 года. Подробнее о Петерскирхи…

Посетить церковь святых Петра и Павла можно каждый день с 9:00 до 21:00.

Адрес Петерскирхи: Невский проспект, 22-24.

Координаты Петерскирхи: 59°56′12″ с.ш. 30°19′26″ в.д. (59.936667, 30.323889).

Ближайшие станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект» и «Адмиралтейская».

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

История

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Исаакиевский собор.

Санкт-Петербург – это город Петра Великого. 30 мая по юлианскому календарю – день рождения царя Петра I. Эту дату почитают и как день памяти византийского монаха Святого Исаакия Далматского. Собор преподобного Исаакия Далматского (в сокращенном варианте Исаакиевский собор) – один из крупнейших купольных храмов Европы.

Современный Исаакиевский собор – творение выдающегося  архитектора Огюста Монферрана по его новому проекту, утвержденному 25 апреля 1825 года. Строительство Исаакиевского собора велось сорок лет с 26 июня 1819 года по 30 мая 1859 год, а его внутренняя отделка длилась до 1917 года.  Исаакиевский собор до 1917 года – главный кафедральный собор Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор получил статус историко-художественного музея с 1937 года. Мощный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» имеет внушительные размеры: общая площадь внутри четыре тысячи квадратных метров, вес конструкции 300 тысяч тонн, высота 101,5 метр, вместимость более 12 тысяч человек. Громаду здания Исаакиевского собора со всех сторон окружают четыре портика (по 8 и 16 колонн) с фронтонами из горельефов, ряда бронзовых скульптур и разных позолоченных надписей. Горельеф западного фронтона называется «Святой Исаакий и Император Феодосий» и имеет надпись по фризу «Царю Царствующих». Исаакиевский собор – уникальный шедевр мировой архитектуры.

Роскошный интерьер Исаакиевского собора – это музей мрамора и цветного камня. Главный купол внутри украшает роспись «Богоматерь во славе» (работа П.В. Басина и К.П. Брюллова). В храме 12 апреля 1931 года был запущен маятник Фуко – модель демонстрации суточного вращения Земли вокруг своей оси. Он был убран в запасник в 1986 году так как посчитали, что науке нет места в церкви. Под куполом теперь парит серебряный голубь на тросе – символ «Святого духа». С колоннады купола Исаакиевского собора  на высоте 43 метра для желающих проводится обзор панорамы Санкт-Петербурга.  Исаакиевский собор расположен по адресу: Исаакиевская площадь, дом 4.

Андреевский собор

Старинная церковь размещается на Васильевском острове. Она возведена по просьбе жителей этого района Санкт-Петербурга. В 1729-м там заложен деревянный храм по проекту Трезини, который через три года уже освящён. Летом 1761 года здание уничтожено пожаром после удара молнии, и новый собор из камня заложили в 1764-м. Обряд его освящения проведен в 1781-м.

В царскую эпоху это было место регулярного проведения торжественных и радостных служб. На них присутствовали не только члены императорского семейства, но и знаменитости тех лет. Храм считался своим для прихожан, награждённых орденом Андрея Первозванного. Со временем там даже был установлен барельеф с изображением этой награды. Среди достопримечательностей храма особенно выделяются серебряное облачение внутри алтаря и резной иконостас высотой в 17 метров, состоящий из трёх ярусов.

После революции храм стал одним из основных мест проведения служб обновленческой церкви. Летом 1938 года собор был закрыт советской властью. Он охранялся государством как архитектурный памятник, и потому там сохранился иконостас и другие ценности. Осенью 1992 году церковь была возвращена во владение епархии и опять стала важным храмом на карте Питера.

https://youtube.com/watch?v=nYM60sOhquM

Армянская апостольская церковь святой Екатерины

Церковь святой Екатерины (армянское: Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Կատարինե եկեղեցի) — храм армянской апостольской церкви, который является памятником архитектуры.

Церковь была построена в 1771-1779 годах по проекту зодчего Юрия Матвеевича Фельтена.

Стиль церкви выполнен в традициях раннего русского классицизма.

Главный фасад церкви обращен к Невскому проспекту (на юг) и отмечен строгим колонным портиком, во фронтоне которого находится скульптурный рельеф с сюжетом из истории Армении: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».

Также фасад церкви выделяется архитектурной отделкой окон, пилястрами с изящными капителями и возвышающейся купольной башней с крестом.

Интерьер церкви выглядит просторно и парадно, чему способствуют арочные своды и массивные колонны с белыми архитектурными капителями. Парадности убранству святыни придаёт и то, что колонны, стены и пол украшены цветным искусственным мрамором.

Интерьер церкви украшен живописью на библейские мотивы, лепными декоративными карнизами с дентикулами, картинами и массивными «бальными» люстрами. Подробнее об армянской церкви святой Екатерины…

Вход в армянскую апостольскую церковь святой Екатерины свободный (бесплатный).

Адрес церкви: Невский проспект, 40-42.

Координаты церкви: 59°56′07″ с.ш. 30°19′56″ в.д. (59.935278, 30.332222).

Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Морской Никольский

Памятник в стиле барокко, заложенный летом 1753 года. Здание считается уникальным, поскольку все остальные храмы, выдержанные в этом стиле в Питере, были в своё время уничтожены коммунистами. Он состоит из двух церквей:

  • во имя Богоявления (верхняя);
  • во имя Николая Чудовторца (нижняя).

Эта церковь изначально была задумана как основная святыня российского ВМФ. В честь победы России над флотилией шведов и турок Екатерина Вторая пожертвовала собору 10 икон. Возле здания находится памятник в память моряков, погибших на корабле «Цусима». Неподалёку установлены мемориальные доски в честь более современных событий — катастроф на подводных лодках «Комсомолец» (апрель 1989-го) и «Курск» (август 2000 года). Собор работал даже в советское время, а с 1941-го является кафедральным.

Вокруг здания разбили прекрасный парк. Сам храм состоит из двух этажей, а верхушка его украшена пятью куполами. Неподалеку установлена колокольня, увенчанная высоким шпилем. В отделке здания успешно сочетаются золотая и синяя (морская) расцветка. Почти с самого момента освящения и по сей день здесь проводят службы, посвящённые русскому флоту — как победные, так и поминальные.

Храмы Санкт Петербурга

В течение нескольких столетий многие духовные центры православной веры разрушались и уничтожались, и сегодня восстановлена лишь половина из них. Многие православные христианские храмы Санкт-Петербурга являются одновременно и религиозными и культурно-историческими центрами.

Казанский кафедральный собор

И самый знаменитый из них – Казанский кафедральный собор, построенный еще до периода войны с Наполеоном. В его величественном облике чувствуются отголоски римской архитектуры. Храм построен во имя иконы Казанской Божией Матери одной из самых почитаемых чудодейственных икон православной церкви.

Александро-Невская Лавра

Крупнейший комплекс храмов и соборов города на Неве – Александро-Невская Лавра, заложенный по легендам на том самом участке местности, где произошла поворотная битва со шведами. С момента основания в этом месте стали хоронить представителей царского рода и великих деятелей государства российского. В 20 веке из когда-то действующих 12 церквей стали действовать только две, а наше время Александро-Невская Лавра является функционирующим мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Собор во имя Воскресения Христова Спас-на-крови

Собор во имя Воскресения Христова, известный также как Спас-на-крови, построен в память о гибели Александра II, трагически погибшего на том самом месте, где сегодня возносятся купола храма. История Собора полна трагических моментов: во время войны он был признан образчиком дурного вкуса, и только случайность спасла его от полного разрушения, долгие годы под его куполами хранился неразорвавшийся снаряд, который чудом удалось обезвредить во время реставрации. В течение некоторого периода он числился за Малым Оперным театром в качестве склада для декораций, и лишь спустя годы его передали Государственному музею Исаакиевский собор в качестве одного из филиалов. Сегодня храм существует как музей, а в дни больших религиозных праздников в нем проводятся богослужения.

Казачий Крестовоздвиженский собор

Казачий Крестовоздвиженский собор стоит неподалеку от Лиговского проспекта на месте деревянной кладбищенской церкви, существовавшей в 18 веке. За долгое годы до строительства храма это место считалось приютом беспризорников и воров. И лишь с ростом самого города выросла потребность в постройке на этом самом месте православной церкви, в которую люди могли бы прийти и помолиться. На сегодняшний день на территории собора действуют две церкви: Тихвинская и церковь Кирилла и Мефодия, в которых проводятся богослужения и различные православные таинства. Многие храмы Санкт-Петербурга это настоящие произведения искусства, несущие в себе моменты трагической истории и возрожденного величия.

Исаакиевский собор

Настоящим шедевром мировой архитектуры по праву считается Исаакиевский собор. Сегодня он имеет статус музейного учреждения, но по особым дням в нем разрешают проводить богослужебные обряды. Особую привлекательность в глазах туристов ему придают уникальная коллекция работ художников начал 19 века и изумительнейшая панорама на окрестности города, открывающаяся с его колоннады высотой в 43 метра.

Смольный собор

В Санкт-Петербурге есть также Смольный собор, принадлежащий монастырю, в котором доживала свои последние годы императрица Елизавета Петровна. Этот храм имеет одну отличительную черту в отличие от многих других храмов города в нем не проводятся богослужения, а в 90-х годах прошлого века в нем был открыт концертно-выставочный зал.

Петропавловский собор.

Украшением Петропавловской крепости слывет Петропавловский собор – старейший храм Петербурга.

Петропавловский собор – первый храм Санкт-Петербурга, который из небольшой деревянной церкви постройки 1703 года превратился в самое высокое (вместе с флюгером) архитектурное сооружение города. Закладка на месте деревянного прихода нового каменного Петропавловского собора началась  в 1712 году по чертежам архитектора Д. Трезини, а строительство продолжалось до 1733 года. На Колокольне Петропавловского собора в Петербурге в 1776 году установили часы-куранты (английский мастер Красс). Золоченый шпиль обозначил высоту собора в Петропавловской крепости в 122, 5 метра.  Шпиль Петропавловского собора украшает трех метровый ангел-флюгер.

Достопримечательностями Петропавловского собора стали резной иконостас с позолотой, царское место в малиновом бархате с золотой короной и двуглавым орлом. Интерьеры храма словно преобразились в парадный зал дворца.  Петропавловский собор в Санкт-Петербурге считается усыпальницей российских царей династии Романовых, начиная с Петра Великого. Статус собора он обрел в 2000 году. Петропавловский собор в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга – это музей истории города на Неве, который находится по адресу: Петропавловская крепость, дом 7.

Спасо-Преображенский собор

Собор в СПб был возведён по указанию императрицы Елизаветы на месте, где располагался штаб Преображенского полка. Этим царица отдавала почести его офицерам и солдатам, с помощью которых взошла на престол. Это одна из немногих питерских церквей, в которой не прекращались службы даже в 1920—1930-е годы, когда по всему СССР храмы массово закрывались и взрывались, а священников и прихожан расстреливали и ссылали. В наше время здесь можно регулярно послушать выступление вокалистов Академической капеллы. Основные церковные святыни — это:

  • образ Спаса Нерукотворного;
  • икона «Всех Скорбящих Радость».

До революции 1917 года в здании собора хранились трофеи, захваченные во время войны против Османской империи. Сегодня всё это находится в Эрмитаже. Этот храм также считался очень важным для болгарской диаспоры Питера, её представители отмечали здесь свои праздники.

Летом 1825 года в церкви произошёл сильный пожар, из-за которого здание пришлось почти полностью отстраивать заново. Обновлённый храм был освящён спустя 4 года. Архитектор Стасов, который завершил эту работу, получил в подарок от императора шикарный бриллиантовый перстень. В годы ВОВ в подвале было организовано бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали медицинскую помощь раненым.

Краткое описание собора (из истории)

Батальоны Измайловского полка были переведены из Москвы в Санкт-Петербург к 1734 г. и решением Комиссии о Санкт-Петербургском строении размещены на реке Фонтанке. Первая полковая церковь, построенная в 1756 г., была деревянной. Пятиглавая, с боковыми куполами, изначальная композиция сохранилась и в дальнейшем.

Из-за наводнения 1824 г. церковь, обветшавшая за почти столетие, сильно пострадала. Проект нового храма, крепкого и каменного, был составлен архитектором Василием Стасовым. Торжественная закладка будущего Троицкого собора состоялась в мае 1828 г., в присутствии членов царской семьи.

Деньги на постройку были выделены из государственной казны и личных средств Николая I — он шефствовал над Измайловским полком ещё до вступления на престол.

Несчастья, постигшие памятник архитектуры за историю существования, одним потопом не ограничились. В 1834 г. по вине другого природного катаклизма произошла авария — повредив конструкции из металла, ураган сорвал центральный купол. Новый, с деревянной основой, спроектировал Пётр Петрович (он же Пьер-Доминик) Базен, французско-русский инженер. В 1835 г. отделка была завершена окончательно, и митрополит Московский Филарет освятил храм накануне праздника Святой Троицы.

Троицкий собор в Санкт-Петербурге

В Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге в 1867 г. писатель Фёдор Достоевский венчался со своей второй женой, Анной Сниткиной; там же в 1894 г. отпевали известного русского композитора Антона Рубинштейна. Вскоре прогремела революция, и проведение служб в храме прекратилось, а все ценности были вывезены. В 30-е гг. XX века поднимался вопрос о сносе либо устройстве крематория в здании собора.

В 1938 г. храм был закрыт, его помещения долго использовались как склады. Во время Великой Отечественной войны Троицкий собор пострадал сильнее, чем когда-либо: был разрушен один из боковых куполов, под обстрелами выбило стёкла и повредились стены, в подвале стояла вода. Реставрация проводилась не единожды, и свой прежний облик храм начал приобретать в 60-е годы, когда купола перекрасили из чёрного снова в ярко-синий цвет.

Богослужения возобновились в 1990 г., когда Троицкий собор в СПб вернули Русской православной церкви. Ещё одно стихийное бедствие настигло храм в 2006г.: на строительных лесах, установленных вокруг самого большого купола, разгорелся пожар, в итоге уничтоживший находившиеся в центре деревянные конструкции — именно те, которые почти два века назад были утверждены при реконструкции после бури. Прихожане, присутствовавшие на богослужении, были успешно эвакуированы. Версия о преднамеренном поджоге, выдвинутая бывшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, не подтвердилась.

Измайловский собор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector