Храм живоначальной троицы в хорошеве

Современное состояние

Культовое религиозное здание в Хорошёве передали Русской православной церкви в 1989 году. В этом же году началось восстановление росписей, которые украшали стены и своды. Иконы для нового собрания собирали всем миром. Люди приносили как старинные, так и новые образы.

В 1993 году все святые изображения были похищены. Но, как и когда-то в прошлом, усилиями прихожан и благотворителей коллекция икон в восстановленной церкви быстро пополнилась. А в 1997 году в храме появились новые иконостасы, образы которых написаны в рублевском стиле.


Иконостас в храме Троицы Живоначальной в Хорошёве

С благословения патриарха Алексия II настоятелями и клириками троицкого прихода являются священнослужители, находящиеся на службе в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. В настоящее время главой прихода является митрополит Рязанский и Михайловский Марк, являющийся руководителем Управления зарубежных учреждений.

Реставрационные работы в храме Троицы Живоначальной завершились в 2002 году. На свои места в кокошниках основной части здания встали копии керамических тарелок, подаренных Борису Годунову турками.

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

Деятельность прихода

Церковь Святой Троицы в Хохлах стала центром формирования устойчивого прихода, который возглавляет протоиерей Алексей Уминский, известный в стране проповедник, православный педагог и духовник. Здесь также служит протодиакон Андрей Горбунов, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета, шекспировед и один из ведущих отечественных знатоков английской литературы.

По воскресеньям и праздничным дням в качестве чтеца в храме трудится известный миссионер, борец с тоталитарными сектами Александр Дворкин. Не удивительно, что при таких интеллектуальных силах община храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах активно занимается просветительской, социальной и благотворительной деятельностью:

  1. При храме действует воскресная школа, состоящая из четырех групп, учатся в ней дети в возрасте от 6 до 17 лет.
  2. «Родные люди» — клуб приемных родителей.
  3. Театр прихода «Миф».
  4. Киноклуб.
  5. Кружок рисования, в котором могут заниматься дети от пяти лет.
  6. Экскурсионная группа для всех желающих прихожан.


Иконостас Троицкой церкви

Также при храме действует клуб семейного общения «Иван-да-Марья», а те, кто желает принять Крещение может ежедневно в 19.30 посещать огласительные беседы.

Повседневная жизнь храма

Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.

Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.

Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.

При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.

Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.

Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.

Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.

Как проехать на машине:

От центра: по проспекту Мира переехать Крестовский мост, свернуть направо, затем (не доезжая светофора) налево.

Со стороны области: по проспекту Мира доехать до Крестовского моста, под мостом сделать разворот.

И. о. настоятеля: протоиерей Андрей Пашнин

Причт

  • Протоиерей Николай Фарковец
  • Иерей Виталий Коновал
  • Протодиакон Алексий Криволапов

Богослужение: ежедневно – утреня и Литургия в 8.00, по воскресеным дням – в 9.00, накануне воскресных и праздничных дней – всенощное бдение в 17.00.

По воскресным дням в 16.00 совершается акафист преп. Параскеве Сербской (Параскеве-Петке).

При храме действует молодежный кружок, православный детский кружок, кружок для взрослых прихожан, совершаются паломнические поездки по святым местам близлежащих регионов.

Святыни

В Троицком храме похоронена мать святителя Филарета (Дроздова), Евдокия Никитична (+1853), имеется памятная табличка над местом захоронения. Иконы, как и часть утвари, в большинстве своём единовременны храму. Есть в храме иконы и духовные картины, пожертвованные в дореволюционный период прихожанами.

  • Мощевик с крестом-мощевиком и частицами мощей святых, находящийся над местом погребения матери святителя Филарета (Дроздова). В кресте находятся: древо Креста Господня, камень Гроба Господня, частицы мощей первомуч. архидиакона Стефана, прав. Лазаря, святителей: Иоанна Златоуста, Афанасия Великого; преп.: Ефрема Сирина, Германа Свияжского; священномуч.: Василия Парийского, Василия Амасийского; великомуч.: Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Димитрия мироточивого; муч.: Ермолая, Кириака, Меркурия, Евгения, Ореста, Прокопия, Андриана, Никиты. В ковчежце рядом со крестом находятся: частицы мощей апостола и евангелиста Марка, апостола Андрея, сщмч.: Поликарпа, Климента; святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая, Кирилла, Спиридона, Филарета Московского (Дроздова); преп.: Иоанна Дамаскина, Иоанна Милостивого, великомуч.: Варвары, Пантелеимона, Феодора Тирона; мучеников: Никиты, Георгия, Кириака, Виктора, Ипатия, Евгения (из пяточисленных), Евгения; мучениц: Ирины, Евгении, Марии, Иустинии, преп. Параскевы, мощи многих святых.
  • Алтарный образ Воскресения Христова — монументальная мозаика конца XIX – начала XX в., иконография повторяет известную живописную композицию М.В. Нестерова, находящуюся во Владимирском соборе в Киеве;
  • В Голгофу Распятия Господня в главном приделе Троицкого храма (справа) вставлен камень, привезённый в 2000 г. со Святой Земли с Горы искушений.

Способы доехать до места

Адрес храма: село Хорошево, Карамышевская набережная д. 15. Приехать сюда может каждый желающий. Достаточно знать, как правильно добраться до места. От станции метро «Щукинской» отходят два трамвая № 30 и 28, на которых следует отправиться до конечной станции.

Не менее популярен другой маршрут, который подразумевает отправление на троллейбусе № 59 до конечной остановки. От нее до церкви остается совсем недалеко, оставшийся путь можно пройти пешком.

Троллейбусы № 65, 20 и 35 также довезут пассажиров до нужного места через Карамышевский мост. Конечной остановкой является станция «Живописная». От нее через подземный переход можно добраться до храма, который располагается на противоположной стороне.

Родителям с детьми следует помнить, что Троицкая церковь довольно мрачная и темная внутри. Поэтому отправляться на молитву с детьми не стоит, им может не понравиться обстановка.

История постройки

В круговороте эпох и правителей церковь Троицы Живоначальной в селе Хорошёво всегда оставалась островом покоя и умиротворения, где на верующие люди забывали о мирской суете и обращались мыслями и душой к Господу.

От Ходынского луга к Хорошёву

Живописная местность, расположенная между реками Москва и Ходыня, упоминается в исторических документах с XIV века под разными названиями:

  • Ходынский луг;
  • Беседы;
  • Хорошёво.

Именно последнее название закрепилось за подмосковным селом в начале XVI века. В это время оно являлось частью дворцовых владений царя Ивана Васильевича Грозного. Исследователи полагают, что уже в это время на высоком берегу Москвы-реки возвели для царского отдыха путевой дворец и церковь из дерева.


Церковь Троицы Живоначальной в Хорошёве, Москва

Вскоре Хорошёво подарил своему зятю — Борису Годунову — последний царь династии Рюриковичей — Фёдор Иванович. Безусловно, личность Бориса Годунову в истории Российского государства имеет неоднозначную оценку. Но он внёс большой вклад в развитие национального русского светского и храмового зодчества. По велению нового владельца села рядом с деревянным дворцом возвели белокаменную церковь.

Строительство освящённого в 1598 году здания продолжалось 1-2 года. Автором Троицкой церкви считается Фёдор Конь — известный зодчий русского происхождения, под руководством которого возводились стены Белого города в Москве и смоленский Кремль.

Церковь при Романовых

Небольшая приходская церковь подмосковной деревни получила широкую известность в 1613 году. Она стала местом встречи возвращающегося из польского плена патриарха Филарета (Федора Никитича Романова) — отца молодого царя Михаила Романова. Процветанию храма способствовал Алексей Михайлович, который приписал к нему окрестные деревни.

С переносом столицы государства на север, Хорошёво утрачивает статус одной из любимых царских резиденций, а церковь Троицы Живоначальной облагается налогом. Тем не менее в XVIII веке постройку неоднократно реконструировали и ремонтировали.

Французы, оккупировавшие село в 1812 году, разграбили Троицкий храм, конный завод и крестьянские дома. Но благодаря жителям прихода и меценатам, внутреннее убранство быстро восстановили, закупили церковную утварь. В середине XIX века основное здание и построенную в XVIII столетии колокольню объединили трапезной частью. В это же время обновили иконостасы в основной части и приделах, внутри покрыли стены росписями.

Интересно! Ремонтные работы проводились под надзором и по личному приказу правителей государства.

Советское время

Большевистское гонение на церковь, начавшееся сразу после Октябрьской революции, коснулись и небольшой подмосковной часовни. В 1922 году из неё изъяли ценную церковную утварь и большинство старинных икон. Прихожане восстановили иконостас, принеся в храм свои домашние образы. Но в 1925 году церковь несколько раз обворовывали. Окончательно церковь закрыли в 1939 году.

На протяжении 20 лет здание храма несколько раз меняло обитателей:

  • детская консультация;
  • колхозный клуб;
  • «Изокомбинат»;
  • «Фабрика офсетной печати».

В 1960 году село Хорошёво вошло в состав московской городской черты. Церковь Троицы Живоначальной признали объектом исторического наследия и поставили на государственную охрану. После исследования исторических документов и сохранившихся памятников архитектуры «годуновского стиля» реставраторы провели следующие работы:

  • восстановили ярусы кокошников основной и малых главах;
  • обновили оконные наличники, цоколь, карнизы, декоративные элементы;
  • реконструировали перспективные порталы и расчесанные оконные проёмы.


Реставрация церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве, фото 2017 года

Вторая волна реконструкции приходится на 70-80 годы XX столетия. В её ходе провели следующие ремонтные и восстановительные работы:

  • восстановили боковые входы в основную часть здания и его исконный цоколь;
  • завершили реставрацию оконных проёмов и арок верхней галереи;
  • обновили покраску фасадов всех частей здания;
  • обновили полы внутри храма;
  • разобрали межэтажные перекрытия, открыв потолочные своды;
  • заново покрыли медью купола и кокошники;
  • установили на свои места новые купольные кресты.

Святые, связанные с храмом

  • Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — на первом этаже двухэтажного дома причта по плану 1910 г. 5 светлых комнат отводились для «денного приюта Ея имп. выс. Елизаветы Федоровны».
  • Святитель Филарет Московский — лично освятил антиминс Троицкого предела дореволюционного храма, благословил отца-настоятеля Алексия Беляева преподавать Закон Божий в доме Межевой канцелярии в Константиновском межевом училище и дал разрешение отремонтировать алтарь и купол храма в 1824 г.
  • митрополит Иннокентий (Вениаминов) — по его указу с 1873 г. при храме за малоприходством вновь утвердили двухштатный причт, состоящий из священника и псаломщика.
  • Патриарх Тихон — в январе 1921 г. наградил настоятеля храма, отца Николая Успенского, наперсным крестом, а в 1923 г. распорядился наградить палицей уже другого настоятеля, протоиерея Димитрия Муравейского.

История постройки и становления храма

Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:

  • Беседы;
  • Хорошево;
  • Ходынский луг.

В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.

Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.

Романовы и их вклад в историю

Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.

После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.

Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.

Изменения в советское время

С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.

На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.

В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.

После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.

В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:

  • восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
  • обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
  • реконструирование оконных проемов.

Приход

В 2000-х годах приход храма насчитывает около двухсот человек. В основном это представители научной и творческой интеллигенции.[источник не указан 219 дней

] Значительную часть прихожан составляют лица, принявшие крещение в Грузинской Православной Церкви.

В храме служат трое священников и один диакон:

  • протоиерей Алексий Уминский — настоятель;
  • иерей Николай Лызлов;
  • иерей Александр Гумеров, сын иеромонаха Иова (Гумерова);
  • протодиакон Андрей Горбунов.

Кроме того, по праздничным и воскресным дням служение в храме несёт иподиакон-чтец Александр Дворкин.

Проводятся собрания прихожан. Традиционно после воскресных и праздничных литургий проходят общие трапезы, а после них беседы на актуальные темы и концерты. Организуются творческие вечера и ярмарки. После субботних всенощных бдений собирается евангельский кружок.

Клир и прихожане храма помогают заключённым, передавая им одежду и книги.

Действует регулярно обновляемый интернет-сайт храма, на котором публикуются научные, богословские и творческие работы клириков и прихожан храма.

Описание

Это пятиглавый храм, построенный в соответствии с точными указаниями патриарха Никона, который желал, чтобы церкви строились в соответствии с древними традициями. Для Троицкой церкви в Листах на Сухаревской типичны следующие архитектурные особенности:

  • профилированный карниз;
  • арочные порталы;
  • шлемовидные купола.

Центральная часть иконостаса церкви

Все это говорит о близости Троицкого храма к шедеврам древнерусской храмовой архитектуры.

Факт! Необычное название — церковь в Листах происходит от того, что мастера ближайшего к этому месту Печатного двора, вывешивали на ограде храма свои работы гравюры на листах или как называли их на Руси лубками, отсюда и название района — Листы.

Происхождение названия

Название присвоено в 1963 году, сохраняет имя бывшего подмосковного села Карамышево, известного по документам с 1646 года (было перенесено на 1,5 км в 1930-х годах в связи со строительством Карамышевского гидроузла канала Москва-Волга, а в конце 1940-х включено в состав Москвы). Деревня принадлежала старинному дворянскому роду Карамышевых, предок которого татарин Карамыш, согласно родословной, приехал в Москву из Золотой Орды в начале XV в. Среди первых дворян Карамышевых нижегородский боярин Семён Карамышев (1410 г.), князь Михаил Фёдорович Карамыш Курбский (1493 г.), Александр Васильевич Карамышев (1470 г.). В основе фамилии Карамышев — тюркский корень со значением «защитивший».

История

Деревянный храм был построен еще в 1635 году у дороги, ведущей из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Поэтому и название церкви на Троицкой дороге неслучайно: паломники, идущие в Троицкий монастырь, обязательно заходили и в храм, посвященный Святой Троице. Дальнейшая судьба его складывалась чрезвычайно интересно.


Храм Живоначальной Троицы в Листах, Москва

  1. При царе Алексее Михайловиче в окрестностях храма Живоначальной Троицы в Листах стали расселять полки стрельцов и церковь стала для них приходской.
  2. Благодаря подвигам стрельцов храм стал преображаться: в 1661 году после Смоленского похода стрельцам царем было даровано 100 тыс. кирпичей и они возвели каменную церковь. Поимка Степана Разина и Чигиринский поход стали еще одним поводом для царя жертвовать на церковь стрельцов снова и так появились пристройка в виде трапезы, которая значительно увеличила храм.
  3. Благоволил к храму и сын Алексея Михайловича — Петр I. Ведь именно полк стрельцов, расквартированных в районе храма Святой Троицы в Листах остался верен царю во время бунта 1689 года. Царь за это выдал деньги на ремонт куполов, которые треснули во время пожара.

В дальнейшем дореволюционная история церкви складывалась вполне благополучно, у нее всегда находились благотворители и попечители: в конце XVIII столетия пристроили новый придел, в 1788 году построили новую колокольню, в 1857 году перестроили трапезную. Это были последние крупные ремонтные работы в церкви Живоначальной Троицы в Листах, после революции судьба её была трагична:

  • храм закрыли в 1931 году;
  • были снесены купола;
  • разрушена полностью колокольня.


Крестильная купель в церкви Троицы Живоначальной

Какое-то время в храме размещалось общежитие, потом мастерская скульпторов. А в 1972 году скульпторов выселили, и началась реставрация храма Животворящей Троицы в Листах.

Интересный факт! В 1704 году храм относится к Адмиралтейскому ведомству, т. е. становится приходским храмом моряков. И это в Москве, где нет никакого моря. Но так произошло потому, что в расположенной рядом с церковью Сухаревской башней разместилась Навигацкая школа, готовящая специалистов морского дела.

История

История местности

Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы.

Местность здесь была очень живописная. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»). Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома митрополита Московского (в Трёхсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как храм Трёх Святителей на Кулишках.

Строительство храма

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

Внешние изображения

Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Храм известен с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году.

В 1696 году жена окольничего Евдокия Чирикова (дочь Абрама Лопухина) построила существующий храм — по обету в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило.

В 1890 году храм был обновлён. В начале XIX века была заново выстроена апсида.

Советский период

После закрытия храм долго стоял разорённый и обезглавленный.

В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.

В 1980 году перестроенные помещения храма были заняты Институтом геофизики, в 1990 году — Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя.

Возрождение храма

Икона Святой Троицы на стене храма у ворот В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные богослужения.

В течение нескольких недель в храме пребывала мироточивая икона страстотерпца Николая II.

В 2010 году праздновалось четырехсотлетие храма. В честь этого события была организована фотовыставка и другие памятные мероприятия.

31 октября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.

Работа храма

Духовенство прихода проводит не только богослужение, но и ведёт активную просветительскую и попечительскую деятельность.

Расписание богослужений

Божественные службы проводятся в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни и субботу богослужения проводятся в 8.30 и 10.30;
  • по вечерам в 17.00 службы проводятся в пятницу, субботу и воскресенье;
  • в воскресенье проводят раннюю службу в 6.40 и позднюю литургию в 8.40.

Расписание богослужений в дни престольных праздников, перечисленных ниже, уточняют на сайте храма. Его престольными праздниками являются:

  • день Святой Троицы, отмечаемый на 50-й день после Пасхи;
  • Фёдора Стратилата — 21 февраля и 21 июня;
  • Пророка Ильи — 2 августа;
  • Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.

Следует знать, что в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво запрещено вести видеосъемку и фотографировать. Одежда мужчин и женщин во время её посещения должна быть скромной, закрывающей колени и плечи у женщин, которым нельзя использовать косметику.

Деятельность прихода

В Троицком приходе действует Воскресная школа, в которой проводятся следующие занятия:

  • изучение Закона Божьего;
  • курсы церковнославянского языка;
  • кружок рукоделия;
  • хоровое пение.

Взрослые могут участвовать в деятельности общества сестёр милосердия и молодёжного клуба «Синаксис», в катехизисных беседах.

Церковь Троицы Живоначальной

Адрес: Карамышевская наб., 15.

Церковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598г. (по другим источникам — в 1596г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593гг.) собор Донского монастыря (сейчас называемый «старым»). Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову.

Цари не оставляли Хорошево своим вниманием и в последующие века. В XVIII веке здесь был выстроен новый дворец, хотя и редко посещаемый, а в 1737-1739гг

здесь было решено строить новый Конный завод. Несмотря на то, что село сильно пострадало во время войны 1812 года, завод отстроился заново и продолжал существовать до середины XIX века.

Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. Каменный храм изначально был построен с двумя приделами – северным и южным, в честь Св. Николая и Илии Пророка. Построено древнее здание из кирпича, с небольшим добавлением белого камня, и без галерей, которые были пристроены позднее. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников. Храмы, украшенные несколькими рядами кокошников, назывались «огненными»; одним из ярчайших примеров таких церквей и является Троицкая. Кокошники отличает еще одна уникальная черта: два нижних ряда их украшают круглые вставки. При постройке это были блюда, по-видимому, подаренные Годунову иностранными послами или купцами и пожертвованные им на строительство храма. Разноцветные изукрашенные причудливым узором блюда были изготовлены в селении Изник в Малой Азии, и по местности носят название «изникские». При реставрации в советское время подлинники блюд, уже слегка пострадавшие от времени, были переданы в Музей истории Москвы.

Внешний декор храма сочетает в себе пышность кокошников под центральным и боковыми куполами и кажущуюся скромность фасадов и апсид. Но если присмотреться, то видно, как изящно и мастерски достигается эта простота: апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.

Первоначально окна были намного ýже: их растесали в XVII веке, тогда же, когда заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афонасьевым, сильно изменился: ее сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше, чем через сто лет, в 1845г., разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырехскатную железную кровлю, более практичную, но не идущую ни в какое сравнение с «огненной» шапкой кокошников.

В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

Она так удачно расположена на изгибе дороги и над рекой, что даже современный строительный бум, захвативший всю противоположную сторону Карамышевской набережной, ее практически не касается, и войдя в восстановленную ограду храма, уже не ощущаешь присутствия рядом огромного города и даже шума стройки. Чувствуется спокойствие и простор протекающей внизу Москвы-реки…

Входит в проекты: древние храмы, огненные храмы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector